90 года взятки

В 2018 году средний размер взятки в России составил 609 тыс. руб., а общая сумма взяток — 1,8 млрд руб. Об этом в программе «Эфир» заявил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.

По его словам, число выявленных фактов взяточничества за девять месяцев 2018 года выросло на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 10,1 тыс. случаев. Также задокументировано на 9% больше фактов получения взяток, на 2,2% — дачи взяток, на 16% — случаев посредничества. При этом на 2,2% снизилось число мелких взяток.

В общей сложности правоохранители выявили 826 случаев взяточничества на 48 млн руб., 538 фактов на 193,5 млн руб. и 186 случаев на 1,5 млрд руб., а также почти 4,5 тыс. мелких взяток. Куренной отметил, что в большинстве случаев взятки давались деньгами, однако достаточно часто вознаграждение выдавалось стройматериалами, автомобилями, смартфонами, скидками и картами постоянных клиентов ресторанов.

С января по сентябрь 2018 года число подозреваемых в получении взяток превысило 1 тыс. человек. Из них почти 300 являются сотрудниками органов внутренних дел, еще 76 — работники ФСИН, 41 — из ФССП, 48 — из Минобороны. Еще 77 работают в органах местного самоуправления, а 39 — в органах исполнительной власти.

В 2017 году общая сумма взяток в России составила 6,7 млрд руб., в 2016 году этот показатель составлял 2,3 млрд руб. В 2017 году должностные лица получили взяток на 4,5 млрд руб., в 2016 году размер взяток составлял 946,8 млн руб.

В начале декабря 2018 года Куренной рассказал, что в Генпрокуратуре составили портрет среднего коррупционера. Это мужчина в возрасте около 40 лет, имеющий высшее образование, у которого есть семья и дети. «Как правило, типичный коррупционер не злоупотребляет спиртным, не принимает наркотики. Не имеется к нему претензий в бытовом плане», — отмечал представитель ведомства.

Содержание:

Ст. 290 УК РФ. Получение взятки должностным лицом

Получение взятки (ст. 290 УК РФ) рассматривается в качестве незаконного принятия субъектом лично либо через посредника материальных ценностей либо выгод от предоставленных ему услуг или прав. В качестве виновного выступает должностное лицо. Далее рассмотрим подробнее основные положения ст. 290 УК РФ в новой редакции.

Специфика состава

Приговоры по ст. 290 УК РФ выносятся в случае незаконного принятия должностным лицом финансовых средств, ценных бумаг, прочего имущества, вещных прав, услуг имущественного типа за совершение им определенных действий или уклонения от их совершения. При этом данные поведенческие акты должны входить в компетенцию должностного лица. Квалификация неправомерного деяния по ст. 290 УК РФ будет иметь место в случае, если виновный за незаконное вознаграждение обеспечивает попустительство по службе либо общее покровительство субъекту или иным названным им гражданам. Как выше было сказано, виновным в принятии материальных ценностей, прав либо выгод от услуг может быть исключительно должностное лицо. Если субъектом, совершающим неправомерные действия, выступает служащий какой-либо коммерческой организации или иной компании (учреждения, предприятия), за получение взятки он понесет ответственность по статье 204 Уголовного кодекса (коммерческий подкуп).

Предмет преступления

Привлечение лица к ответственности по ст. 290 УК РФ осуществляется, если за незаконное вознаграждение выполняются не только действия, которые входят непосредственно в полномочия виновного. Наказание несет и должностное лицо, которое в силу имеющегося у него авторитета либо служебного положения может оказать влияние или способствовать совершению поведенческих актов в пользу субъекта либо представляемых им граждан.

Ст. 290 УК РФ: комментарий

В качестве субъекта преступления может выступать иностранное должностное лицо. Им является любой чиновник (избираемый или назначаемый), осуществляющий деятельность в судебном, административном, исполнительном либо законодательном органе зарубежного государства, выполняющий публичную функцию для него. Значительным размером незаконного вознаграждения по ст. 290 УК РФ выступает денежная сумма, стоимость имущества (ценных бумаг в том числе), услуг или вещных прав, величина которых больше 25 тыс. руб. Крупным считается размер больше 150 тыс. рублей, а особо крупным — более 1 млн. руб.

Ответственность

Ст. 290, ч. 1 УК РФ устанавливает общий состав преступления и соответствующее наказание. В качестве наказания предусматривается:

  1. Принудительные работы на период до 5-ти л.
  2. Штраф до 1 млн. р., либо в сумме дохода/зарплаты виновного за период до 2-х лет, либо в размере от 10-ти до 50-кратной величины незаконного вознаграждения.
  3. Исправ. работы (1-2 года).
  4. Тюремное заключение на период до 3-х л.

В последнем случае может быть дополнительно назначен штраф в 10-ти либо 20-кратном размере незаконного вознаграждения. Первые три наказания сопровождаются запретом в течение 3-х лет выполнять определенную деятельность или пребывать на конкретном посту.

Значительный размер

В этом случае ст. 290 УК РФ устанавливает:

  1. Штраф в размере 30-60-кратной суммы незаконного вознаграждения. При этом виновного нельзя принимать на конкретные должности либо ему будет запрещено осуществлять определенную судом деятельность в течение 3-х лет.
  2. 6 лет тюрьмы со штрафом в 30-кратную величину взятки.

Наказание за незаконные действия/бездействия

За получение взятки в таких случаях должностным лицам, в том числе иностранным или выступающим от имени международной организации, назначается:

  1. Штраф в размере от 40-ка до 70-кратной суммы вознаграждения с запретом занимать конкретную должность либо выполнять определенную судебной инстанцией деятельность в течение трех лет.
  2. Тюремное заключение на 3-7 лет. Дополнительно к данному наказанию будет установлен штраф в размере 40-кратной величины взятки.

Часть четвертая

За деяния, установленные в ч. 1-3 настоящей статьи, совершенные лицами, занимающими гос. должности РФ или субъекта России, равно как и главами органов местного самоуправления, предусматривается:

  1. Штраф в 60-80-кратной величине вознаграждения с лишением прав заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенных постах в течение 3-х лет.
  2. Тюремное заключение на 5-10 лет. Дополнительно к лишению свободы будет вменен штраф в 50-кратную сумму незаконного вознаграждения.

П. 5 ст. 290 УК РФ

Деяния, установленные в указанных выше частях рассматриваемой статьи, могут быть совершены:

  1. Организованной группой или лицами по предварительному сговору.
  2. В крупном размере.
  3. С вымогательством незаконного вознаграждения.

В этих случаях предусмотрены:

  1. Штраф в 70-90-кратной величине полученной взятки.
  2. 12-ть лет тюрьмы.

В обоих случаях виновному будет запрещено в течение трех лет осуществлять определенную судом деятельность либо пребывать на конкретных постах. При назначении тюремного заключения дополнительно будет вменен штраф в виде 60-кратной суммы незаконного вознаграждения.

Заключительная часть статьи

При совершении деяний, приведенных в ст. 290 УК РФ, в особо крупных размерах устанавливается:

  1. Штраф в 80-100-кратной сумме незаконного вознаграждения с запретом три года заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту.
  2. Тюремное заключение на 8-15 лет. Дополнительно виновному вменяется штраф в 70-кратной сумме полученной взятки.

В некоторых случаях в качестве факта принятия незаконного вознаграждения может выступать предоставление выгоды не непосредственно должностному лицу, а его родственникам. Квалифицировать такое деяние по ст. 290 УК РФ можно при наличии 2 условий:

  1. Незаконное вознаграждение предоставляется родственникам виновного с его одобрения.
  2. Субъект использовал служебное положение в пользу взяткодателя.

Объективная сторона

В новой редакции статьи она описывается в качестве принятия незаконного вознаграждения за осуществление определенных поведенческих актов. Использование служебного положения виновным рассматривается в трех аспектах:

  1. Бездействие/действие, входящие в полномочия виновного.
  2. Общее попустительство либо покровительство.
  3. Способствование действиям/бездействиям.

Первая форма считается на практике достаточно распространенной. В данную категорию могут входить:

  • Перемещения по службе.
  • Увольнение с работы.
  • Зачисление в штат.
  • Взыскание.
  • Поощрение и прочее.

Также в данную группу относят, например:

  • Невыполнение ревизии/инвентаризации.
  • Сокрытие недостачи и пр.

Способствование действию/бездействию рассматривается как использование своей должности в широком смысле. В данном случае предполагается наличие связей с другими чиновниками, не находящимися в подчинении виновного, и возможностей оказать на них влияние авторитетом.

Попустительство или покровительство

Правоведы отмечают, что состав преступления будет формироваться в том случае, если указанные действия будут облачены в конкретные противозаконные акты. В качестве них могут выступать необоснованные:

  • Выдачи премий.
  • Продвижения по службе.
  • Предоставления отпусков руководителям или иным лицам и пр.

Попустительство может быть выражено в непресечении нарушений, нереагирование на несоблюдение требований (прогулы, явки в нетрезвом виде и пр.).

Субъективная сторона

Она характеризуется наличием вины и прямого умысла. Взяткополучатели осознают, что принимают незаконную выгоду за осуществление действий или не совершение их, покровительство/попустительство, пособничество. Умысел виновного предполагает также осознание того, что предоставляющий ценности или услуги субъект знает, что вознаграждение незаконно. Он понимает, что выгоды предлагаются за совершение деяний с использованием его служебного положения.

Общественная опасность

По своей природе получение взятки выступает как один из специальных видов злоупотребления положением в корыстных целях. Опасность преступления повышается за счет:

  1. Принятия незаконного вознаграждения за незаконные действия (по ч. 2).
  2. Совершения противоправного деяния должностным лицом государственного органа РФ или субъекта страны, как и главой местной администрации.

Эти действия, повышая опасность взяточничества, не нуждаются в дополнительной квалификации. Распространение таких преступных деяний в органах власти формирует благоприятную почву для развития коррупции. Это, в свою очередь, подрывает авторитет власти в государстве, снижает степень доверия к ней населения.

Двух белорусов оштрафовали за попытку дать взятку 90 смоленским таможенникам

Москва. 11 января. INTERFAX.RU — Суд признал двоих граждан Белоруссии виновными в покушении на дачу взятки более 90 сотрудникам смоленской таможни. Об этом сообщает Следственное управление СКР по Смоленской области.

Суд установил, что в ноябре 2016 года гендиректор одного из ООО и его знакомый, чтобы ускорить процедуру таможенного оформления ввозимых грузов, разложили около 3 млн рублей в более 90 персональных кабинок в раздевалке госслужащих.

Подельники были задержаны сотрудниками региональных управлений СК и ФСБ России непосредственно на месте совершения преступления, когда один из злоумышленников заканчивал раскладывать конверты с деньгами в кабинки.

В зависимости от роли каждого, соучастники признаны виновными по части 3 статьи 30, части 4 статьи 291.1 (покушение на посредничество во взяточничестве в особо крупном размере) и части 3 статьи 30, части 5 статьи 291 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу через посредника в особо крупном размере).

Читайте так же:  Юрист адвокат ижевск

С учетом содержания фигурантов под стражей в течение двух лет, им вынесено наказание в виде штрафа в размере 2 млн рублей и 1 млн рублей соответственно.

Суд приговорил двоих граждан Белоруссии к штрафам за то, что они оставили в 90 кабинках раздевалки сотрудников Смоленской таможни взятки на сумму 3 млн руб. Об этом сообщается на сайте Следственного управления СК по Смоленской области.

Отмечается, что гендиректор общества с ограниченной ответственностью и его знакомый приговорены к штрафу в размере 2 млн и 1 млн руб. соответственно. Изначально суд назначил виновным более крупный штраф, однако с учетом содержания подсудимых под стражей в течение двух лет наказание было смягчено.

По данным следствия, в ноябре 2016 года белорусы поместили в 90 персональных кабинках таможенников деньги, чтобы ускорить процедуру таможенного оформления ввозимых грузов. Их задержали на месте преступления, когда один из обвиняемых заканчивал раскладывать деньги в кабинки.

В ноябре следователи возбудили дело против заместителя начальника таможни Подмосковья. Его подозревают в получении взятки в размере более 11 млн руб. Сотрудник таможни задержан.

Дача взятки. Особенности преступления и сроки наказания

«Барашек в бумажке» и «дать на лапу» вот несколько названий уголовно наказуемого деяния дачи взятки. Пусть говорят, что в СССР взяток не было, но была благодарность врачам за качественно проведенную операцию, чиновникам за помощь в оформлении документов и прочего. Как бы это не называлось, взяткой или благодарностью данное явление не появилось неоткуда и в никуда, к сожалению не исчезнет. В современных реалиях дача взятки настолько частое явление, что за борьбу с взяточничеством в своих странах берутся сами президенты.

Дача взятки. Нюансы преступления

Прежде чем обратиться к законодательству, следует определиться с понятием такого явления, как взятка и взяточничество.

Взятка – это материальные ценности, к которым относятся деньги и предметы, имущественная выгода или услуга, принимаемые должностным лицом за действия, предпринимаемые в интересах взяткодателя. Данные действия или в некоторых случаях бездействие должностное лицо должно было или могло совершить в связи со своим служебным положением.

Помимо этого взятка дается за:

  • действия, предпринимаемые взяткополучателем, не входящие в круг его полномочий в силу служебного положения, но совершению, которых он может поспособствовать благодаря занимаемой должности;
  • покровительство на службе (продвижение, рекомендации и т.д.);
  • попустительство по службе (прикрытие ошибок и прочее.).

Передача и прием взятки в российском законодательстве являются противозаконными и караются в соответствии с Уголовным кодексом.

Одно из проявлений коррупции – дача взятки государственному служащему. Использования термина «взятка» распространяется на подкуп именно государственного служащего, тогда как подкуп сотрудника любой коммерческой структуры носит название « коммерческий подкуп ».

С развитием технологий схемы дачи взятки стали более сложными для раскрытия, данного вида преступлений. Ведь личная или с использование посредника передача денег, а так же других ценностей происходит только при мелких взятках. Это связано с тем, что и передающего и взяточника очень легко взять с поличным. Крупные взятки требуют использования более сложных схем.

Самые распространенные схемы дачи взятки:

  1. На банковский счет или кошелек электронной платежной системы кладут деньги, а получателю взятки, передают только набор цифр позволяющий получить доступ к счету. Такая схема в значительной мере затрудняет доказательство факта взятки, даже при условии, что правоохранительным органам известно о получении кода.
  2. Фирме оформленной на «подставное», или говоря юридическим языком аффелированное лицо, получателя взятки, предоставляется очень выгодный контракт.
  3. Дача взятки осуществляется путем предоставления преференций любому из родственников получателя взятки. Так, например, достаточно распространена оплата обучения детей получателя взятки.
  4. На счет «подставной» фирмы взяточника переводится определенная сумма денег за якобы предоставленные услуги.

До 2011 года дача взятки наказывалась штрафом размер, которого не превышал саму сумму взятки. 16 мая 2001 года наказание за дачу взятки было изменено. На сегодняшний день штраф за взятку во много раз превышает ее размер. Борьба с коррупцией набирает обороты, в демократическом государстве нет места взяткам и взяточничеству.

Уголовная ответственность, предусмотренная за дачу взятки, описана в ст. 291 УК РФ.

Получатель взятки согласно ст. 291 УК РФ – должностное лицо. Дающий взятку, определяется, как вменяемое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста. Должностное лицо, получающее взятку, может иметь отношение к российскому или иностранному государству, а также к публичной международной организации.

Иностранное должностное лицо – это любое избираемое или назначаемое лицо, которое занимает какую-либо должность в исполнительном, законодательном, судебном или административном органе иностранного государства.

Иностранное должностное лицо, относящееся к публичной международной организации – это лицо, которое выполняет какую-либо публичную функцию для иностранного государства, уполномоченное действовать от имени такой организации.

Сроки наказание за преступление

Дача взятки вне зависимости от того происходит она лично или через посредника, карается:

  • штрафом в 15-30-ти кратном размере от суммы взятки;
  • лишением свободы на срок до 2 лет (штраф, применяемый при назначении данного наказания — 10-ти кратный размер от суммы взятки).

Дача взятки в значительном размере, лично или через посредника, карается:

  • штрафом 20-40-ка кратном размере от суммы взятки;
  • лишением свободы на срок до 3 лет (данное наказание сопровождается штрафом в 15-ти кратном размере от суммы взятки).

Взятка может даваться за содействие путем произведения законных и незаконных действий. За дачу взятки за незаконные действия или же бездействие должностного лица п. 3 ст. 291 УК РФ предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в 30-60-ти кратном размере от суммы взятки;
  • лишения свободы на срок до 8 лет (это наказание сопровождается штрафом в 30-ти кратном размере от суммы взятки).

Обязательным условием квалификации преступления по п. 3 ст. 291 УК РФ является знание, дающего взятку, о том, что действия предпринимаемые взяткополучателем являются незаконными. Если же взяткодатель не знает о том, каким путем будет осуществляться содействие ему в решении вопроса, данная квалификация преступления исключается. Преступление в таком случае будет квалифицироваться по другим пунктам ст. 291 УК РФ.

Дача взятки в крупном размере или организованной группой (группой по предварительному сговору) карается:

  • штрафом от 70-ти до 90-то кратной суммы от взятки;
  • лишением свободы на срок от 7 до 12 лет (штраф, предусмотренный данным наказание – 70-ти кратная сумма от взятки).

Момент окончания преступления дачи взятки – принятие должностным лицом хотя бы части ценностей. Также преступление считается оконченным, если часть ценностей принята близкими или родственниками взяткополучателя с его ведома и согласия.

Значительный размер взятки – более 25 тыс. рублей.

Крупный размер – более 150 тыс. рублей.

Взяткодатель, активно способствующий расследованию или раскрытию преступления, освобождается от уголовной ответственности. Также, освобождение от уголовной ответственности для взяткодателя предусмотрено в случае вымогательства взятки со стороны должностного лица, если он после совершения преступления добровольно обратился в органы, имеющие право возбудить уголовное дело.

Помощь адвоката по уголовным делам в случаях с дачей взятки является необходимым средством борьбы с бюрократическим аппаратом, с его налаженной системой укрывательства «своих». Огромные штрафы и сроки лишения свободы направлены на уменьшения коррупции в среде государственных служащих, но следует помнить, что уголовное наказание предусмотрено не только для берущего, но и для дающего, так называемого «барашка в бумажке». Если у вас вымогают взятку или не решают вопрос без определенного денежного вознаграждения с вашей стороны, прежде чем совершить данное преступление обратитесь за консультацией к адвокату по уголовным делам, который сможет рассказать о последствиях таких действий.

Советуем прочесть также:

Адвокат по уголовным делам Виктория Демидова

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Читайте так же:  Доверенность на товарно-материальные ценности образец

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания:

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также комментарий к ст. 201).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК как посредничество во взяточничестве.

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

Читайте так же:  Договор по проведению диагностики

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

Похожие записи:

  • Приказ министерства образования 101 от 17022019 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Требования к чесноку Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат […]
  • Приказ мон рф 1601 от 22122019 Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки […]
  • Договор по монтажу видеонаблюдение Бюджетным учреждением заключен договор на оказание услуг по установке системы видеонаблюдения в соответствии с техническим заданием. По окончании работ учреждению предоставляется акт выполненных работ, в котором стоимость услуг указывается общей […]
  • Репетиторство русский пособия Учебное пособие «Экология» 10 11 классы; 1С: Репетитор «Русский язык» Библиотека электронных ресурсов:В школе имеются : - обучающая программа - тренажер по русскому языку; - Биология 6 - 9 класс; - Учебное пособие «Экология» 10 - 11 классы; - 1С: […]
  • Федеральный закон об органах опеки Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 […]