Банкротство юридического лица процедура ликвидации

Ликвидация юридического лица не прибегая к банкротству

Хотя понятия банкротства и ликвидации тесно связаны между собой и часто воспринимаются как неотъемлемые этапы прекращения хозяйственной деятельности юрлица, российское законодательство допускает возможность закрытия компании без банкротства. В ряде случаев такой способ закрытия предприятия является более оправданным с позиции временных и денежных затрат.

Понятие ликвидации

Ликвидация юрлица предполагает полное прекращение его деятельности и исключение компании из ЕГРЮЛ. Ликвидация может производиться в нескольких формах: как самоликвидация, предполагающая добровольное желание учредителей закрыть фирму, так и – принудительная. В последнем случае инициатива о закрытии компании может исходить от уполномоченных органов или ФНС.

Существуют и альтернативные формы ликвидации: реорганизация компании через смену ее собственников, ее поглощение (покупка) другим юридическим лицом, слияние с другим предприятием, выделение и разделение.

Понятие банкротства

Большая часть российских юрлиц ликвидируется через прохождение процедуры банкротства. Ее целью является избавление от долговых обязательств и погашение кредиторской задолженности или неисполненных бюджетных платежей.

Инициатором банкротства может быть сама компания, когда становится очевидной невозможность исполнить свои денежные обязательства, ее кредиторы и работники или ФНС (когда речь идет о долгах перед бюджетом).

Отличие ликвидации от банкротства

Ликвидация и банкротство предприятия имеют как общие, так и отличительные черты. Приведем ключевые дифференцирующие данные понятия признаки.

  • Ликвидация компании – это завершающий этап банкротства, но не единственный.

Обычно банкротство компании завершает ее ликвидация в ходе конкурсного производства. Но такой исход грозит предприятию не всегда. Если по решению собрания кредиторов компании будет назначена процедура финансового оздоровления или внешнего управления и она успешно справится с ее прохождением, хозяйственная деятельность возобновляется. Также в ходе банкротства стороны могут достичь перемирия и заключить мировое соглашение.

  • Причины инициации процедуры

На банкротство компания может подать только при наличии неисполненных долговых обязательств. Тогда как для ее ликвидации долги вовсе не являются основополагающей и единственной причиной. Юридическое лицо может решить закрыть фирму и в том случае, если в результате ее работы удалось реализовать все поставленные перед ней задачи (например, инвестиции окупились и принесли ожидаемую прибыль).

  • Субъект, принимающий решение о начале процедуры

Признание компании банкротом, начало процедуры конкурсного производства или иной – все эти вопросы в исключительной компетенции арбитражного суда. Ликвидировать компанию можно и без привлечения судьи, если идет о самоликвидации – достаточно обратиться в ФНС.

Как происходит ликвидация без банкротства?

Ликвидация без банкротства может производиться по личной инициативе учредителей, либо по решению суда. Собственники компании могут принять решение о завершении работы предприятия по следующим причинам:

  • если оно терпит убытки или прибыль не соответствует их ожиданиям, а прогнозы работы – неутешительны;
  • достигнуты ключевые бизнес-показатели;
  • потеря интереса к развитию бизнеса в указанном направлении;
  • принято решение сконцентрироваться на другом бизнесе в рамках другого юрлица;
  • цели или сроки создания компании истекли.

В законе указано и на необходимость инициации руководителями ликвидации в том случае, если чистые активы стали меньше размера уставного капитала.

Обойтись без банкротства компания может только при отсутствии у нее долговых обязательств или при том условии, что имеющегося в ее активах имущества достаточно для удовлетворения всех требований. Т.е. она до завершения своей работы должна добровольно погасить все обязательные платежи.

Причинами принудительной ликвидации могут стать:

  • грубое нарушение налогового законодательства;
  • неисполнение требований налоговых инспекторов;
  • ведение деятельности без лицензий и разрешительной документации;
  • признание регистрации компании недействительной.

Чаще всего иски о принудительном прекращении деятельности исходят от ФНС. В своих требованиях налоговики должны опираться на положения гражданского кодекса (ст.62). При наличии решения суда о ликвидации процедура происходит достаточно быстро: судебное постановление направляется в пользу юрлица, а сведения о нем исключаются из реестра.

Тогда как самоликвидация может длиться 6-8 месяцев и предполагает прохождение следующих этапов.

Первоначально на собрании учредителей принимается решение о закрытии компании, что официально фиксируется в протоколе. В нем необходимо сослаться на положения устава, в котором прописан регламент прекращения деятельности. Если собственник у компании один, то он оформляет решение единственного учредителя.

После принятия соответствующего решения составляется уведомление для Налоговой инспекции по установленной форме р15001. На его передачу налоговикам для компании отводится три дня. По новым правилам уведомлять внебюджетные фонды (ФСС, ПФР) не требуется: это должна сделать ФНС по каналам межведомственного обмена.

Юрлицу также рекомендуется предварительно назначить ликвидационную комиссию и решение об этом передать в ФНС одновременно с уведомлением о закрытии. После получения всех документов налоговики должны сделать отметку в ЕГЮЛ о том, что здесь работает ликвидационная комиссия.

Компания также обязана опубликовать сведения о старте ликвидационной процедуры в официальных изданиях. Это делается для того, чтобы все заинтересованные лица могли объявить о своих материальных притязаниях. В сообщении указывается о месте приема обращений от кредиторов и сроки, которые отводятся на получение их денежных требований (обычно не более 2 месяцев).

Теперь компании нужно уведомить всех своих сотрудников о предстоящем увольнении и своем закрытии. Это необходимо сделать как минимум за 2 месяца до прекращения деятельности. Если юрлицо решает ликвидироваться, то под увольнение попадают все сотрудники, даже беременные и женщины в декретном отпуске.

Затем приступает к работе ликвидационная комиссия. Она проводит полную инвентаризацию имущества, под которую попадают активы и пассивы предприятия. Комиссия также осуществляет взыскание дебиторской задолженности в добровольном и судебном порядке.

Из полученной денежной массы выплачиваются все налоги и производится расчет с работниками. Помимо зарплаты им оплачивается выходное пособие, компенсация неиспользованного отпуска, оплата досрочного расторжения трудового договора и пр.

После всех выплат составляется промежуточный ликвидационный баланс. К нему нет особых требований, он составляется как обычный бухгалтерский баланс. В документе, в том числе, отображаются предъявленные контрагентами и кредиторами требования и информация об их рассмотрении.

Когда баланс будет утвержден Налоговой инспекцией, компания обязана погасить все долги перед кредиторами в соответствии с очередностью. На данном этапе может быть продана часть имущества предприятия, если денежных средств на расчетных счетах оказалось недостаточно для погашения всего объема накопленных обязательств. Но если и реализация имущества не привела к удовлетворению всего объема требований, компания будет вынуждена инициировать процедуру банкротства.

После оплаты всех долгов можно приступить к составлению окончательного ликвидационного баланса. Здесь отображается оставшееся имущество после реализации части активов и погашения задолженности. На данном этапе компания обязана закрыть все принадлежащие ей счета и аннулировать полученные разрешения и лицензии. Также необходимо подготовить и передать документацию в архив, уничтожить все печати и штампы, которые принадлежали юрлицу, расторгнуть партнерские договора с контрагентами.

После подачи в ФНС окончательного ликвидационного баланса делается отметка о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ. Если у компании еще осталось на балансе имущество и активы, они могут быть распределены между ее бывшими собственниками.

Банкротство юридического лица процедура ликвидации

Циклические явления в рыночной экономике сопровождаются периодическими кризисами, одним из проявлений которых является рост банкротств организаций. В России произошел резкий переход от планового централизованного хозяйства к рыночным отношениям, что резко усугубило проявления экономического кризиса. Государственно-образуемые промышленные комплексы с трудом переориентировались на рынок. Многим из них пришлось пройти процедуры банкротства и реструктуризацию деятельности.

Банкротство может быть инициировано подачей заявления в арбитражный суд: руководителем или собственником юридического лица, кредиторами, налоговыми органами, фондами социального назначения. Предприятие-должник может быть объявлено банкротом только по решению арбитражного суда.

После принятия судом заявления кредиторы образуют комитет (собрание) кредиторов , который защищает их права и наделяется рядом важных полномочий.

Основными процедурами банкротства являются: наблюдение, внешнее управление, санация (финансовое оздоровление), конкурсное производство и ликвидация (см. рис. 2). Помимо этого на любом из этапов банкротства может быть заключено мировое соглашение между предприятием-должником и его кредиторами. Наиболее часто используемыми в российской практике процедурами банкротства являются: внешнее управление, конкурсное производство и добровольная ликвидация юридического лица. Наряду с этим для крупных производственных предприятий характерно использование реструктуризации в ходе конкурсного производства, сопровождающейся скупкой активов и контрольных пакетов акций.

  1. Наблюдение применяется к должнику с момента принятия судом заявления до введения внешнего управления или конкурсного производства и осуществляется временным управляющим, назначаемым арбитражным судом. На этот момент руководство должника выполняет свои полномочия с определенными ограничениями. В период наблюдения проводится финансовый аудит и дается предварительная оценка деятельности компании. Временный управляющий пока только наблюдает со стороны за предприятием-должником, практически не вмешиваясь в его деятельность.
  2. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения комитета кредиторов и осуществляется внешним управляющим, кандидатура которого утверждается судом. В Федеральном Законе о банкротстве произошли значительные изменения, касающиеся сроков внешнего управления. Если раньше внешнее управление вводилось на срок не более 12 месяцев, который мог быть в ряде случаев продлен еще на шесть месяцев, то теперь внешнее управление может реализовываться в течение целого ряда лет (10 лет). Как показал опыт внешних управляющих, за короткий срок практически невозможно успешно завершить внешнее управление и рассчитаться с кредиторами без продажи имущества предприятия на открытых торгах в ходе конкурсного производства.

На период внешнего управления руководитель предприятия-должника отстраняется от должности. Все полномочия органов управления предприятия переходят к внешнему управляющему, которому передаются документы бухгалтерской и финансовой отчетности, печати, штампы, материальные ценности, оборудование.

Основная цель внешнего управления — восстановление платежеспособности предприятия-должника и удовлетворение всех требований кредиторов. Все активы и имущество оказываются в распоряжении внешнего управляющего. Наиболее крупные сделки утверждаются комитетом кредиторов, перед которым управляющий должен отчитываться.

На основании решения комитета кредиторов и отчета внешнего управляющего суд может принять один из вариантов решений:

  • а) прекратить процедуры банкротства и начать расчеты с кредиторами в соответствии с реестром кредиторов;
  • б) отказать в утверждении отчета управляющего, объявить должника банкротом и открыть конкурсное производство;
  • в) утвердить мировое соглашение.

3. Санация (финансовое оздоровление) — процедура, направленная на восстановление платежеспособности предприятия-должника посредством финансовых вливаний со стороны и проведения целенаправленных реорганизационных мероприятий. Термин «санация» в переводе с латинского означает «оздоровление» или «лечение».

Санация может проводиться с изменением юридического статуса предприятия, что сопровождается кардинальными структурными изменениями: слиянием, поглощением или, наоборот, разделением. Например, предприятие может начать новую жизнь в форме двух других, которые созданы на его производственных площадях, с другими названиями и организационно-правовой формой. Слияние может осуществляться путем объединения предприятия, которое находится в кризисе, с другим, являющимся финансово устойчивым. Или предприятие может быть поглощено более крупной компанией, руководство которой получает доступ к управлению благодаря покупке контрольного пакета акций, имущества должника. Возможны разные варианты финансового оздоровления, которое проводится при помощи финансовых вливаний третьих лиц. При разукрупнении, выделенные в процессе разделения предприятия, получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

Читайте так же:  Обуховской обороны 59 судебные приставы как доехать

Санация может проводиться без изменения статуса юридического лица, с проведением таких мероприятий, которые могли бы вывести предприятие на новый уровень конкурентных преимуществ. Государственные предприятия санируются за счет бюджета страны, частные — посредством целевого банковского кредита или инвестиций заинтересованных лиц.

Основная цель санации — добиться устойчивого финансового положения предприятия и вывести его из кризиса. Отличие санации от внешнего управления состоит в том, что она проводится вне рамок банкротства, и поэтому дает больше шансов оздоровить предприятие.

4. Конкурсное производство открывается арбитражным судом и начинается с назначения конкурсного управляющего. Срок конкурсного производства не может превышать одного года. Он может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев и более. Все функции по управлению переходят к конкурсному управляющему, на которого возлагается ответственность за оценку имущества и активов должника. Все имущество должника, за исключением некоторых видов активов, реализуется на открытых торгах (по конкурсу). Полученные средства конкурсный управляющий использует для удовлетворения требования кредиторов в порядке очередности, определенной законом. Преимущества перед другими имеют те кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества.

Основная цель конкурсного производства — продажа имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов.

5. Ликвидация юридического лица осуществляется после окончания конкурсного производства, утверждения отчета конкурсного управляющего и вынесения решения арбитражным судом. Конкурсный управляющий представляет определение суда в орган, в котором было зарегистрировано предприятие-должник. В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации предприятия-должника. С момента внесения записи предприятие-должник считается ликвидированным.

Основания для ликвидации юридических лиц:

  • а) В результате объявления юридического лица банкротом.
  • б) Юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законом.
  • в) Организация ведет деятельность без лицензии.
  • г) В результате решения суда о признании регистрации юридического лица недействительной из-за нарушения законодательства.
  • д) Окончанием срока действия юридического лица или достижением цели, для которой оно создавалось.

Ликвидация юридического лица может быть начата регистрационной палатой, налоговой инспекцией, правоохранительными органами.

Добровольная ликвидация юридического лица проводится вне рамок банкротства, по собственному волеизъявлению собственников организации, ее учредителей, акционеров, которые пришли к заключению о нецелесообразности дальнейшей деятельности. Реальные причины добровольной ликвидации могут быть различны: предприятие стало не рентабельным; возникла потребность перелить капитал в другие более перспективные бизнес-области; достигнута цель, ради которой создавалось предприятие. Актуальна проблема и фиктивного банкротства, прекращения деятельности с целью увести средства, не рассчитавшись с кредиторами.

Собственники юридического лица, принявшие решение о ликвидации, должны в письменном виде поставить в известность об этом решении государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц. Создается ликвидационная комиссия , к которой переходит управление делами юридического лица. Ликвидационная комиссия может выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия должна сообщить через средства массовой информации, как минимум за два месяца, о предстоящей ликвидации, порядке и сроках подачи претензий со стороны кредиторов. После окончания срока предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс и согласовывает его с государственным органом по регистрации. Денежные требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленном законодательством. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если стоимости имущества недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, то к ликвидируемому предприятию должны быть применены процедуры банкротства. В этом случае ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если ликвидационная комиссия еще не назначена, с таким заявлением должен обратиться владелец должника. Арбитражный суд принимает решение об открытии конкурсного производства, которое происходит по обычной схеме. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии. Кредиторы вправе предъявить свои требования в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Собственник имущества предприятия-должника, учредители, участники и руководитель, председатель ликвидационной комиссии, допустившие нарушение, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям кредиторам.

После удовлетворения требований всех кредиторов ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс , в соответствие с которым осуществляется раздел имущества между собственниками, участниками, акционерами юридического лица. Распределение имущества осуществляется в соответствии с очередностью, определенной в учредительных документах ликвидируемой организации, с учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно-правовой форме. Ликвидация юридического лица считается законченной, после внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

6. Мировое соглашение — это соглашение между предприятием-должником и его кредиторами, которое предполагает обоюдное решение проблемы погашения кредиторской задолженности. Например, оформляется новый кредитный договор со ссылкой на первоначальные требования. Рассматриваются различные варианты реструктуризации долгов и определяются конкретные сроки погашения.

Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе рассмотрения дела о банкротстве. Решение об его заключении принимает комитет (собрание) кредиторов, простым большинством голосов, и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом. Мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом.

Суд может признать мировое соглашение недействительным, если: соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для одних и ущемляющие права других, кредиторов, или если исполнение мирового соглашения может привести к банкротству предприятия-должника.

Арбитражный управляющий — это компетентный руководитель в области антикризисного менеджмента, который назначается арбитражным судом для осуществления ряда процедур банкротства: наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Федеральная служба по финансовому оздоровлению предприятий (ФСФО) аттестует внешних арбитражных управляющих и выдает им лицензии. Арбитражный управляющий должен уметь решать сложные задачи высокого ранга в той ситуации, когда предприятие испытывает значительные финансовые трудности, потеряло свои конкурентные преимущества, нуждается в реструктуризации.

автор: Авдошина З.А.

Отличие ликвидации от банкротства

Юридическое лицо на финальном этапе своего существования может закончить хозяйственную деятельность двумя способами: ликвидацией или банкротством. Оба пути преследуют цель завершения деятельности юридического лица с последующим исключением из реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нужно подчеркнуть, что процедура банкротства считается более радикальной мерой и сопряжена с большими рисками нежелательных последствий для собственника предприятия. В свою очередь ликвидация юридических лиц может стать завершающим этапом банкротства или быть добровольной по решению учредителей.

Особенности банкротства

Основанием для банкротства предприятий является наличие признаков неплатежеспособности по обязательствам.

Инициаторами банкротства юридического лица могут стать:

  • заимодавцы
  • налоговая
  • фонды социального значения
  • директор или собственник компании.

Предприятие объявляется банкротом лишь по вердикту арбитражного суда. Согласно принятому порядку банкротство юридических проходит через процедуры наблюдения, санации, внешнего управления, конкурсного производства и ликвидации. На всех этапах компания может заключить мирное соглашение с кредитными лицами.

Процедура санации направлена на финансовое оздоровление предприятия. На этом этапе у юридического лица может измениться статус (слияние, поглощение или разделение компании).

В российской правовой практике банкротство с долгами обычно осуществляется через внешнее управление и конкурсное производство.

Процедура наблюдения применяется к должнику сразу с момента принятия судом заявления о банкротстве. На этом этапе арбитражный суд назначает временного управляющего, который уполномочен проводить финансовый аудит фирмы и делать экономические оценки по хозяйственной деятельности. Руководство банкротящегося предприятия ограничивается в полномочиях.

Процедура внешнего управления ведется через управляющего, утвержденного судом. В настоящее время внешнее управление может продолжаться до десяти лет. На этот время реальный глава компании отстраняется от должности и передает полномочия судебному управляющему. Тот обязан сделать все возможное для поднятия платежеспособности должника для удовлетворения требований кредиторов.

Решение комитета кредиторов и отчет внешнего управляющего служат основанием для принятия судом следующих решений:

  • прервать банкротство и раздать долги кредиторами
  • заключить мирное соглашение
  • объявить предприятие банкротом и приступуть к конкурсному производству.

Конкурсное производство инициируется судом с назначением управляющего. Сроки этой процедуры по закону не должны длиться больше года. Однако срок может быть продлен решением суда. Административные обязанности возлагаются на конкурсного управляющего. Он должен оценить активы и имущество предприятия-должника. Всё имущество реализуется по схеме конкурсных торгов. Полученные деньги перечисляются на погашение кредитных долгов в порядке очереди, определяемую законом.

В большинстве случаев банкротства инициируется кредиторами. Важно отметить, что банкротство является единственным способом уйти от огромных долгов по закону. Для многих предприятий, не способных выполнить свои долговые обязательства, это последняя возможность сохранить авторитет и выйти из черной полосы чистыми в правовом смысле. Несмотря на то, что большинство дел по банкротству начинают кредиторы, это не значит, что учредители не могу воспользоваться этим правом. Риски процедуры могут быть весьма высокими. В ходе судебного разбирательства не исключен факт выявления фиктивного банкротства. Если это произойдет, то инициаторы процесса могут понести финансовую и уголовную ответственность. Для того, чтобы минимизировать такие угрозы, лучше пользоваться услугами профессионального юриста.

Особенности ликвидации

Банкротство организации заканчивается его ликвидацией. Этот этап наступает сразу с окончанием конкурсного производства. Руководитель конкурсных торгов предоставляет решение суда о ликвидации в орган регистрации предприятия должника. При этом в ЕГРЮЛ делается соответствующая запись. С этого момента юридическое лицо ликвидировано.

Нужно отметить, что для ликвидации компании могут быть разные основания, среди которых следует отметить следующие:

  • убытки предприятия
  • нелицензированное ведение бизнеса
  • по решению суда в связи с признанием регистрации юрлица недействительной
  • осуществление деятельности вне закона
  • завершение срока действия юридического лица
  • исчерпание цели создания предприятия.

По законодательству ликвидация с долгами может инициироваться налоговыми органами, регистрационной палатой или правоохранительными структурами.

Кроме того, возможна ликвидация юридического лица добровольн без процедуры банкротства. Добровольная ликвидация предприятия начинается с положительного решения учредителей организации или акционеров.

Реальные причины данной процедуры бывают разными:

  • нерентабельность предприятия
  • конъюнктурные причины
  • потеря интереса в этой деятельности.

Целью добровольной ликвидации бывает фиктивное банкротство, как возможность уйти от долговых обязательств. Порядок процедуры предусматривает направление письменного уведомления в государственный орган регистрации.

Затем учреждается специальная комиссия, которая принимает управление делами компании. Это образование имеет право представлять в суде ликвидируемое юридическое лицо. Порядок процедуры обязывает комиссию объявить о скором закрытии предприятия через средства массовой информации за как минимум два месяца от планируемой даты. В заявлении через СМИ должны быть освещены сроки и порядок подачи претензий кредиторов.

Читайте так же:  Залог техники ставрополь

По истечению времени предъявления претензий от кредиторов комиссия составляет промежуточный баланс предприятия и согласовывает его с регистрирующим органом. Все требования кредиторов удовлетворяются, исходя из составленного баланса в порядке очереди, предписанной буквой закона.

Если стоимость имущества не способна покрыть долговые обязательства перед кредиторами, то применяться процедура банкротства. В последнем случае ликвидационная комиссия делает заявление в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.

Если ликвидационная комиссия еще не утверждена, то заявление должен подать собственник компании-должника. После этого начинается конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего обычно возлагаются на руководителя комиссии. Требования по долгам предъявляются в течении месяца с момента публикации о банкротстве.

Важно отметить, что ответственность за удовлетворение требований кредиторов несут учредители и собственники предприятия плюс члены ликвидационной комиссии.
После закрытия всех обязательств перед кредиторами ликвидационная комиссия формирует финальный баланс, в котором отображается раздел активов между акционерами и собственниками предприятия.

Имущество ликвидируемого предприятия распределяется по очередности, которая фиксируется в учредительной документации компании. При этом очередность должна удовлетворять требования закона, который регулирует данную формы организации бизнеса. Ликвидация будет считаться завершенной после создания записи в ЕГРЮЛ.

Банкротство юридического лица

у предпринимателя отсутствует опыт или он не способен вести бизнес; —

происходят колебания спроса и предложения на производимые товары; —

партнеры хозяйствующего субъекта действуют недобросовестно (в их числе может быть и государство, не оплачивающее поставленные товары по причине отсутствия денег в бюджете) и др.

В подобных случаях между кредиторами и ликвидационной комиссией может возникнуть конфликт: некоторые из кредиторов будут опасаться, что другие получат все долги, а им из-за нехватки имущества должника не достанется ничего. Во избежание описанных выше последствий необходимо поставить хозяйственную деятельность несостоятельного должника, в том числе связанную с погашением им своей задолженности, под строгий контроль. Этой цели и служит институт несостоятельности (банкротства).

Все существующие в различных странах мира системы несостоятельности (банкротства) можно условно разделить на пять видов: 1)

радикально прокредиторская; 3)

Отнесение существующей в государстве системы к тому или иному виду зависит от того, чьи интересы — кредитора или должника — эта система защищает в первую очередь. Известно, что во

Франции и в США действует продолжниковская система банкротства, в Европе (кроме Франции) с давних времен применяется прокредиторская система. Что же касается современной российской системы банкротства, то ее можно определить как нейтральную.

Несостоятельностью (банкротством) называется признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

В законодательстве определены признаки банкротства юридического лица. Юридическое лицо считается банкротом, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют право должник, его кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы.

Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, по результатам которого, в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше формальным условиям подачи заявления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.

Наблюдение — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

С этого момента приостанавливаются производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Цель этих мер — сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов.

дится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Оно относится к ликвидационным процедурам, влекущим прекращение деятельности юридического лица — банкрота, и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим в срок, как правило, не более года. С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности.

Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет).

Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок, расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника. Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц. Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица—должника. С момента внесения такой записи в данный реестр конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо — ликвидированным.

Ликвидация через процедуру банкротства

Ликвидация через процедуру банкротства

Потребность ликвидировать организацию возникает часто. Основной причиной является давлеющая над организацией сумма задолженности перед кредиторами, в том числе налоговой инспекцией или банками.

Банкротство — это достойный выход из ситуаций, когда должник, зачастую по объективным причинам, не может рассчитаться с долгами.

Естественно, в первую очередь должны быть приняты все возможные антикризисные меры. На рынке существует множество консалтинговых фирм, оказывающих услуги по антикризисному менеджменту и маркетингу.

Если Вы уже все перепробовали, тогда единственным способом, позволяющим сохранить лицо является ликвидация через процедуру банкротства.

Основное преимущество процедуры банкротства состоит в том, что это единственное законное средство не платить по долгам!

В результате проведения процедуры ликвидации через процедуру банкротства требования кредиторов считаются погашенными, предприятие исключается из ЕГРЮЛ, а Вы получаете свободу от претензий всех кредиторов.

Помимо этого, после проведения процедуры банкротства есть гарантия того, что никакие проверяющие органы или недоброжелатели не смогут оспорить сделки, доначислить налоги или привлечь Вас к ответственности.

А Вы знаете, что при проведении банкротства конкурсный управляющий выполняет функции руководителя должника? Это означает, что значительную часть проблем, связанную с общением с кредиторами и реализацией имущества он берет на себя.

Если организация обладает имуществом, которое можно продать в ходе банкротства, то мы с Вас не возьмем ни рубля сверх этого. То есть для Вас, фактически, процедура банкротства может быть проведена бесплатно.

Важно не упустить момент: помните, если Ваш кредитор раньше инициирует процедуру банкротства, то он сможет назначить руководителем Вашего предприятия своего арбитражного управляющего.

Процедура банкротства проще упрощенной

Параграф 1 главы XI Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) предусматривает возможность банкротства компании-должника по упрощенной процедуре, что имеет ряд бесспорных преимуществ, в том числе как для должника, так и для кредиторов должника, оказывающих влияние на принимаемые органами управления должника решения, особенно при реализации в ускоренном порядке получившего в последнее время свое развитие института «контролируемого банкротства».

Из ст. 225 Закона о банкротстве следует, что арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства на основании заявления лиц, установленных в ст. 224 Закона, которая устанавливает, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Пункт 2 ст. 224 Закона о банкротстве предусматривает, что при обнаружении указанных обстоятельств после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника. При этом в силу п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве упрощенная процедура в деле о банкротстве на основании заявления данных лиц не применяется, из чего следует, что упрощенная процедура в деле о банкротстве ликвидируемого должника применяется только при возбуждении дела на основании заявления ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Данные положения Закона разумны и обоснованны, поскольку обстоятельства о том, что стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, может установить только ликвидационная комиссия (ликвидатор) в силу своих специальных полномочий.

Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязательный последовательный порядок, применяемый при ликвидации юридического лица до обращения в суд с заявлением о банкротстве, который включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
  • 2. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
  • 3. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
  • 4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
  • 5. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Читайте так же:  Размер госпошлина росреестр по москве

Являются ли данные нормы императивными, или при их системном толковании возможно упростить вышеизложенную процедуру или вовсе ее избежать?

Закон о банкротстве не предусматривает возможности применения упрощенной процедуры в деле о банкротстве ликвидируемого должника (без применения наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления) на основании заявления кредитора.

В свою очередь, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2004 г. N 1560/04 по делу N А47-6714/2003-14ГК разъяснил, что согласно ст. 7 и 11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Положения ст. 224 — 226 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», являющиеся специальными нормами права, устанавливающими особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях — по заявлению кредитора.

При этом данное Постановление не дает ответа на вопрос, в каком порядке должно быть рассмотрено заявление кредитора о признании банкротом ликвидируемого должника и какой итоговый судебный акт должен быть принят по результатам рассмотрения заявления кредитора.

С одной стороны, согласно п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений (перечень полномочий суда исчерпывающий):

  • о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
  • об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;
  • об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Но относительно вопроса о том, в каком порядке должно быть рассмотрено заявление кредитора о признании банкротом ликвидируемого должника, существует иная судебная практика (к примеру, дело N А60-29762/2013, Апелляционное постановление от 18 февраля 2014 г. N 17АП-14530/2013-ГК).

С заявлением о признании компании-должника банкротом в суд обращается общество-кредитор на общих основаниях. Арбитражный суд принимает к производству заявление общества о признании должника банкротом.

Впоследствии в день рассмотрения требования кредитора суд устанавливает, что из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и отзыва должника следует, что в реестр внесена запись о начале ликвидации компании-должника, и на основании этого суд переходит к упрощенной процедуре банкротства компании-должника, как ликвидируемого должника.

Итоговым решением арбитражного суда по результатам рассмотрения заявления конкурсного кредитора в отношении ликвидируемого должника по упрощенной процедуре открыто конкурсное производство. Заявление о банкротстве, поданное впоследствии в суд ликвидатором, возвращено заявителю, поскольку на соответствующую дату отсутствовали основания для принятия заявления должника к рассмотрению.

Следовательно, процедуру ликвидации, установленную ст. 63 Гражданского кодекса РФ, возможно было избежать, одновременно начав процедуру ликвидации должника (в том числе без назначения ликвидатора) и подав заявление в суд о признании ликвидируемого должника конкурсным кредитором на общих основаниях.

В процессе реформирования законодательства о банкротстве ст. 63 Гражданского кодекса РФ претерпела изменения и в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ дополнена пунктом 3 в новой редакции, которая устанавливает, что в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Казалось бы, данная норма принята законодателем с целью исключить возможность применения схемы банкротства ликвидируемого должника, подобной вышеизложенной, поскольку сам факт возбуждения дела о банкротстве (не важно, по чьему заявлению) прекращает ликвидацию, а дело о банкротстве должно рассматриваться в общем порядке, поскольку ликвидируемый должник отсутствует. И существует соответствующая правоприменительная практика (дело N А60-50780/2014), когда после возбуждения дела о банкротстве по заявлению кредитора ликвидатор прекращал процедуру ликвидации должника на основании п. 3 ст. 63 ГК РФ, а заявление кредитора рассматривалось в общем порядке, по результатам рассмотрения которого требования кредитора признаны обоснованными, а применительно к должнику введена процедура наблюдения.

Однако при этом суд учел, что правила п. 3 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к выбору процедур в рамках банкротства, а содержат лишь ссылку на законодательство, регулирующее порядок рассмотрения требований кредиторов.

Таким образом, вновь остался открытым вопрос о возможности выбора судом процедуры конкурсного производства по результатам рассмотрения заявления кредитора о банкротстве ликвидируемого должника.

В деле N А41-22739/15 суд с оговоркой вновь пришел к выводу о возможности открытия конкурсного производства применительно к ликвидируемому должнику по результатам рассмотрения заявления кредитора, минуя процедуру наблюдения.

Суд отметил, что нахождение должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии (ликвидатора) не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом на общих основаниях, если должник обладает признаками банкротства, предусмотренными ст. 3 Закона о банкротстве, и имеются условия, установленные п. 2 ст. 33 этого же Закона, поскольку положения ст. 224 — 226 указанного Закона, являющиеся специальными нормами права, устанавливающими особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях — по заявлению кредитора.

В связи с этим, если с заявлением о признании банкротом ликвидируемой организации обращается ликвидационная комиссии, то она обязана доказать, что стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Если же с таким заявлением обращается кредитор, то он доказывать упомянутое обстоятельство не обязан, при этом если уже создана ликвидационная комиссия, то дело о банкротстве такого должника рассматривается по правилам о банкротстве ликвидируемого должника, а если еще не создана — по общим правилам (в том числе с введением наблюдения).

Суд, установив, что единственным участником общества-должника принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора, пришел к выводу о том, что к нему применима упрощенная процедура банкротства.

Суд учел, что особенности банкротства ликвидируемого должника предусмотрены специальными нормами Закона о банкротстве (ст. 224 — 226), которые не устанавливают обязанности должника представлять суду доказательства выполнения требований ст. 62, 63 ГК РФ, поскольку указанными нормами регулируется порядок добровольной ликвидации юридического лица и Закон о банкротстве не предусматривает проверку судом порядка проведения ликвидации для признания ликвидируемого должника банкротом.

Полагаю, что вывод судов о том, что кредитор-заявитель не обязан представлять суду доказательства выполнения требований ст. 62, 63 ГК РФ, сделан без учета интересов других кредиторов должника.

В деле N А41-22739/15 при решении вопроса об открытии конкурсного производства в отношении организации-должника не учитывалось мнение остальных кредиторов ликвидируемого должника, поскольку они попросту не были включены в реестр и не допущены до участия в деле.

На день судебного заседания, по итогам которого судом по упрощенной процедуре открыто конкурсное производство:

  • не истек двухмесячный срок на предъявление требований кредиторов при ликвидации;
  • ликвидатором не выявлены кредиторы юридического лица;
  • ликвидатором не выяснена дебиторская задолженность юридического лица;
  • ликвидатором не уведомлены кредиторы о ликвидации юридического лица;
  • ликвидатором не составлен и не утвержден учредителями (участниками) юридического лица промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, а следовательно, не выявлены имущество и денежные средства должника, достаточные либо недостаточные для удовлетворения требований кредиторов;
  • срок на предъявление требований кредиторов на стадии конкурсного производства сокращен до одного месяца без возможности восстановления;
  • в отношении неустановленных кредиторов применены последствия открытия конкурсного производства, установленные ст. 126 Закона о банкротстве.

Таким образом, вышеизложенная схема, позволяющая ускорить процедуру банкротства ликвидируемого должника без участия ликвидатора, не является совершенной и реализуется только в интересах одного кредитора-заявителя, интересы которого зачастую совпадают с интересами должника.

Похожие записи:

  • Льготы для военных пенсионеров россии Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предусмотрены для военных пенсионеров Многие граждане со статусом “военный пенсионер” подразумевают граждан, которые занимали определенные должности в ВС РФ. Однако это далеко не так. К военным пенсионерам относят […]
  • Договор возмездного оказания услуг стороны Договор возмездного оказания услуг образец Опубликовал: Eduard в Образцы 24.06.2017 0 2,109 Просмотров П о договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или […]
  • Судебные приставы в г Березники ОТДЕЛ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО Г. БЕРЕЗНИКИ © 2009 – 2019 GorodBerezniki.ru Информация предоставлена компанией «Справочная 24» Администрация сайта не несет ответственности за любые возможные последствия, возникшие вследствие использования посетителем […]
  • Пособия на детей в липецкой области Детские пособия в Липецке и Липецкой области в 2019 году Детские пособия в Липецке — это вид материальной поддержки для семей, имеющих на иждивение одного и более детей. Такие выплаты называются «Губернаторскими» и субсидируются из регионального […]
  • Патент авторских прав Регистрация авторского права, стоимость, документы Авторское право – это форма охраны и защиты интеллектуальной собственности, в целом составляет совокупность правовых норм гражданского законодательства, связанных с созданием и использованием […]
  • Пособие на малолетних детей Детские пособия в Самаре и Самарской области в 2019 году Пособия на малолетних жителей в Самарской области предназначены гражданам, воспитывающим дошкольников и учащихся. При выделении средств во внимание принимаются не только соответствие […]