Буртовая е В Конфликтология Учебное пособие

Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие

Буртовая Е. В. (сост. ). Учебное пособие. 2002.

Становление и предмет конфликтологии.
Становление конфликтологии.
Формирование конфликтологических идей.
Развитие отечественной конфликтологии.
Предмет конфликтологии и методы исследования.
Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект.
Исследовательские методы науки о конфликте.
Общая теория конфликта.
Понятие и типология конфликтов.
Понятие конфликта.
Объект и предмет конфликта.
Проблема типологии конфликтов.
Структура конфликта.
Объективные элементы конфликта.
Личностные элементы конфликта.
Причины конфликтов.
Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
Объективные факторы возникновения конфликтов.
Личностные факторы возникновения конфликтов.
Функции конфликта.
Понятие функции конфликта.
Конструктивные функции конфликта.
Деструктивные функции конфликта.
Динамика конфликта.
Пред конфликтная ситуация.
Открытый конфликт.
Послеконфликтный период.
Внутриличностный конфликт.
Понятие и виды внутриличностных конфликтов.
Понятие внутриличностного конфликта.
Вилы внутриличностных конфликтов.
Причины и последствия внутриличностного конфликта.
Причины внутриличностного конфликта.
Последствия внутриличностного конфликта.
Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.
Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов.
Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Стрессы. Стрессоустойчивостъ как способ предупреждения конфликтов.
Понятие и природа стресса.
Причины и источники стресса.
Профилактика стрессов в производственных ситуациях.
Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.
Конфликты на различных уровнях социальной системы.
Межличностный конфликт.
Особенности межличностною конфликта.
Межличностные конфликты в семье.
Межличностные конфликты педагогическом процессе.
Конфликты в организации.
Специфика конфликта в организации.
Организационные конфликты.
Производственные конфликты.
Трудовые конфликты в организации.
Инновационные конфликты.
Особенности управления конфликтами.
Межгрупповой конфликт.
Особенности межгрупповых конфликтов.
Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.
Основные виды межгрупповых конфликтов.
Типология межгрупповых конфликтов.
Политические конфликты.
Этнические конфликты.
Способы предупреждения и разрешения конфликтов.
Предупреждение конфликтов.
Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения.
Проблема конфликтных личностей.
Современный менеджмент о профилактике конфликтен.
Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора.
Разрешение конфликт.
Тактика избегания конфликта и метол насилия.
Два подхода к разрешению конфликта.
Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта».
Основные механизмы осуществления тактики взаимного выигрыша.
Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты.
Переговоры как способ разрешения конфликтов.
Общая характеристика переговоров.
Стратегии ведения переговоров.
Динамика переговоров.
Тактические приемы ведения переговоров.
Посредничество в переговорном процессе.
Практические задания.
Библиографический список.
Словарь важнейших понятий и терминов.rn

Реферат — Конфликтология личности

Кого называют конфликтной личностью?
Формирование конфликтной личности
Типология конфликтных личностей
Особенности темперамента и конфликтность личности
Акцентуации характера и конфликтность личности
Ценностные ориентации и конфликтность личности

Введение, выводы, список литературы:

Диденко А.В. Учебное пособие по конфликтологии

Родионова Е.А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов

Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения

Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

Настоящее пособие предназначено для курса «Конфликтология», который является составной частью общего образовательного стандарта по отдельным специальностям высших учебных заведений. В пособии дается теоретико-методологическое обоснование исс.

Леонов Н.И. Конфликтология.Учебное пособие

Давлетчина С.Б. Конфликтология

Новосельцев В.И., Мельников В.М. Конфликтология: учебное пособие

Маслова С.В. Конфликтология

Учебное пособие. — Томск: Изд.ТПУ, 2001. – 72 с.
Учебное пособие по конфликтологии, включающее в себя конспект лекций, контрольные вопросы, практические задания, а также список рекомендованной литературы.

Предмет конфликтологии.
Внутриличностный конфликт.
Межличностные и групповые конфликты.
Разрешение .

Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях

Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил. — (Серия Учебное пособие)

В учебном пособии с позиции системного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, раскрывается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены особен.

Зыбцев В.Г., Попова Е.В. Конфликтология: модульный вариант

Учебное пособие. — Донецк: НОРД -ПРЕСС, 2007.- 488 с.

Учебное пособие освещает основные положения конфликтологии. Историю формирования и современное состояние этой дисциплины. Приводится методика анализа конфликтных ситуаций и эффективного их преодоления.
Материал изложен по модульному принципу организации учебного .

Раздел II. Общая теория конфликта

Глава 6. Функции конфликта

В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.

6.1. Понятие функции конфликта

Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться прежде всего к самому понятию “функция”. В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим

под функцией конфликта мы будем понимать ту роль. которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

Явные и скрытые функции конфликта

Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта.

1 Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта — это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.

2 Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, никто из участников Чеченского конфликта не предполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое количество, и в результате возникнет опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами. Бастующие шахтеры, выступавшие с требованиями к правительству страны в конце 80-х — начале 90-х годов отменить госзаказ и дать им возможность свободно распоряжаться прибылью, очень много сделали для реформирования общества, но они и не предполагали, что уже в конце 90-х годов будут требовать вернуть госзаказ.

Оценка функции конфликта

С точки зрения функций, конфликт — достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этом последствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, например, выплаты компенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим может последовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенного сотрудника это скорее всего будет латентная функция конфликта и при этом отрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная латентная функция конфликта. В таком случае часто говорят “не было бы счастья, да несчастье помогло”.

Таким образом и явные и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными, то есть они могут иметь двойственный характер.

Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт, результатыкоторого являются негативными для его участников и на которые они не рассчитывали.

Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит конкретный характер. С точки зрения одного субъекта конфликта, он может рассматриваться как положительный, с точки зрения другого — как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность в оценке характера функции конфликта. Кроме того, один и тот же конфликт в разных отношениях и в разное время может оцениваться с различных или даже противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функций конфликта. Так, Октябрьская социалистическая революция так же, как и победа в начале 90-х годов сил, которые выступали под лозунгом реформ, у нас в стране рассматривались по-разному в разное время и различными социальными слоями.

Все это свидетельствует о том, что конфликт — это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.

Если же иметь в виду объективный критерий оценки функций конфликта, то в общем плане можно, видимо, сказать, что социальный конфликт носит функциональный характер в том случае, если он способствует развитию более широкой социальной системы. Для внутриличностного конфликта — это будет личность, для межличностного — группа и т.д. Однако и в этом плане не все обстоит гладко и беспроблемно. Ибо всегда следует иметь в виду те издержки (цену конфликта), которые связаны с ним. Так, организация, которая реализует свои цели за счет непомерной интенсификации труда и здоровья людей; армия, которая побеждает за счет больших потерь и т.д. — это примеры, свидетельствующие, что победа в конфликте может быть и пирровой. Таким образом, и в этом случае мы сталкиваемся с функциональной противоречивостью конфликта – не все, что идет на пользу развития более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов,

Однако, несмотря на всю релятивность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

1) конструктивные (положительные) функции конфликта;

2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

Буртовая е В Конфликтология Учебное пособие

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е. Необходимость преподавания конфликтологии в современном вузе // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5145 (дата обращения: 07.02.2019).

Интерес к конфликтам появился со временем становления человеческого общества. Первые взгляды на данную проблематику появляются в Древнем Китае у Конфуция, Лао-Цзы, в Античности у Платона, Аристотеля и других мыслителей. Однако на тот момент термина конфликт как такового еще не существовало. В XIX веке появляются первые научные концепции по проблеме конфликта, одними из ярких представителей стали К. Маркс и Ф. Энгельс. Но на тот момент, основной упор делался на макроконфликты, такие как межгосударственные, классовые, национальные. В конце XIX – начале XX века возникает интерес к социальным конфликтам, внутриличностным. В это же время конфликтология начинает выделяться как самостоятельная дисциплина из социологии и политологии.

Читайте так же:  Вадим куликов адвокат

В отечественной науке не существует единого мнения по поводу возникновения конфликтологии в России. Часть исследователей говорит о том, что в Советском обществе конфликтологии и работ по конфликтологии не существовало. Буртовая Е.В. говорит о том, что «в Советском Союзе конфликтология долгое время не развивалась. Это было связано с господствовавшей в советский период “теорией бесконфликтности”»[1]. И далее, «вплоть до начала 90-х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, который не преодолен в полной мере и до настоящего времени»[1]. Таким образом, напрашивается вывод, что до начала 90-ых годов в Советской науке практически не рассматривались вопросы конфликтов, ставка была сделана на «теорию бесконфликтности»[1].

Гришина Н.В. придерживается аналогичной концепции, «социальные конфликты возникают в результате развития и обострения антагонистических противоречий, а поскольку в условиях социалистического общества антагонистические противоречия ликвидированы и остаются лишь постепенно сглаживающиеся неантагонистические противоречия, то и появление социальных конфликтов при социализме просто невозможно»[2, с. 47]. «До недавнего времени она ограничивалась немногими исследованиями, изучавшими, как правило, с помощью анкетных опросов, недостатки в работе отдельных коллективов и руководителей, приводящие к росту напряженности во взаимодействии»[2, с. 47]. На основании этого, можно сделать вывод, что в Советском Союзе, конфликтология как наука отсутствовала и исследований, в рамках данной научной дисциплины, не велось. Интерес начинает проявляться лишь с начала 90-ых годов. Дмитриев А.В. также говорит о том, что «в нашей стране проблематика конфликта долгие годы была запретной для общественных наук»[3, с. 35]. Добавляя «… в рамках отдельных дисциплин конкретные виды конфликтов все же были объектом исследования. Психологи изучали внутренние конфликты, философы – общественные противоречия, историки – войны и другие виды борьбы»[3, с. 35].

Существует и полярная точка зрения о том, что конфликтология в Советском Союзе развивалась и появлялись исследования, в которых рассматривались те или иные конфликты. Анцупов А.Я. говорит о том, что в отечественной конфликтологии принято выделять 3 периода:

  1. до 1924 года – зарождаются и развиваются практические знания, правила, принципы и приемы поведения людей в реальных конфликтах, находит отражение в искусстве.
  2. 1924-1990 г.г. – зарождение, становление и развитие отраслей конфликтологии. Данный период включает в себя 4 этапа:
  • 1924-1934 г.г. – “волна” публикаций по проблеме конфликта в правоведении, в социологии, психологии, математике, социобиологии.
  • 1935-1948 г.г. – полное отсутствие публикаций.
  • 1949-1972 г.г. – ежегодная публикация работ по проблемам конфликта, защищены 25 кандидатских диссертаций; начаты самостоятельные исследования в философии, истории, педагогике и политических науках.
  • 1973-1989 г.г. – ежегодные публикации (не менее 35 работ); защита докторских диссертаций и исследование конфликта в искусствоведении, математике, военной науке.
  1. 1990-2004 г.г. – первые междисциплинарные исследования, выделение конфликтологии в самостоятельную науку, практика преподавания, создание центров и специальных групп по разрешению и регулированию конфликтов [4, с. 4].

Прошанов С.Л. отстаивает мнение, что конфликтологическая проблематика в отечественных исследованиях рассматривалась еще с середины XIX века. Он выделяет следующие периоды в становлении социологии конфликта: «первый (ранний) этап – 60-е годы XIX века — 1917 год; – второй этап – 1917 – 1961 год; – третий этап – 1961 – начало 90-х гг. ХХ века; – четвертый этап – с начала 90-х годов ХХ века по настоящее время»[5, с. 30].

Как видно, на сегодняшний момент отсутствует единая точка зрения на существование работ по исследованию конфликта. Одни, Буртовая Е.В., Гришина Н.В., Дмитриев А.В., придерживаются мнения, что в Советском Союзе не существовало сколько-нибудь значительных трудов. Другие, говорят о том, что работы по исследованию конфликта в России появляются еще в дореволюционное время, и многие из исследователей ссылаются на Анцупова А.Я. На наш взгляд, более обоснованной является вторая точка зрения, которая заявляет о существовании работ не только в Советское время, но и в дореволюционный период. В начале XX века выходит ряд работ тем или иным образом затрагивающие проблемы конфликта. Среди авторов можно выделить: Юделевский Я.Л. [6], Сорокин П.А. [7]. В 20-ые годы появляются работы, посвященные конфликтам в трудовой сфере [8; 9; 10; 11; 12]. В 1930 году выходит труд известного советского психолога Лурия А.Р., посвященный проблеме конфликтов у человека [13].

Первое диссертационное исследование по проблеме конфликта относится к середине XX века [14]. В рамках педагогики первая работа посвященная конфликтам принадлежит Келлеру В.С. [15]. В последние десятилетия интерес к конфликтам в отечественной науке возрастает. Кроме монографий, диссертационных исследований, появилось огромное количество учебников и учебных пособий по конфликтологии.

Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.

Одной из важнейших частей освоения гуманистических ценностей и формировании толерантности является изучение конфликтологии, которая сможет помочь в формировании качеств необходимых не только культурному человеку, но и социально адаптированному. Но в большинстве ВУЗов данная дисциплина не преподается, хотя необходима для наилучшего освоения своей профессией. Особенно важным преподавание конфликтологии является на гуманитарных специальностях, где, выпускники, в той или иной мере будут взаимодействовать с людьми, где не избежать конфликтных ситуаций, какой бы толерантной, личность не была. Необходимым, становится, знание конфликтов и умение выйти из них с наименьшими потерями для всех сторон.

Чтобы выявить необходимость преподавания конфликтологии, был проведен социологический опрос среди студентов Самарской государственной академии культуры и искусств. В опросе участвовали не только студенты-культурологи, но и представители других специальностей. В результате было опрошено 135 респондентов. Анкета состояла из 5 вопросов:

  1. Известна ли Вам наука конфликтология?
  2. Дайте определение конфликта.
  3. Какие виды конфликтов Вам знакомы.
  4. Какие пути и способы разрешения конфликтов Вы знаете?
  5. Способны ли Вы самостоятельно разрешить конфликт?

На первый вопрос утвердительно ответили 70 респондентов, 35 – не знают такой дисциплины и 30 студентов ответили, что не знают о таком предмете, но догадываются. Следует отметить, что часть утвердительных ответов была дана не в силу знания самой науки, а на интуитивном уровне, т.к. «конфликтология» изначально раскрывает свою суть: слово о конфликте. В связи с этим, данные по первому вопросу нельзя четко подвести под знания или не знание студентов о такой науке. Утвердительные ответы студентов вызывают сомнения в этом случае и можно рассматривать их, не как знание науки, а как осмысление ее предмета на интуитивном уровне.

Лишь 52% студента дали утвердительный ответ, с тем лишь условиям, что они действительно имеют представления о конфликтологии. Однако, на наш взгляд, это является сомнительным. В результате, можно сделать вывод, что незначительный процент респондентов может точно ответить на поставленный вопрос о конфликтологии.

В результате ответов на второй вопрос определения конфликтов данные респондентами можно объединить в несколько групп:

  1. Упор делается на взаимоотношениях людей: «Конфликт – непонимание между людьми, впоследствии переходящее во взаимную неприязнь». «Конфликт – это разногласие между людьми сопровождающееся спорами, ссорами». 50 анкет
  2. Акцент делается на ситуацию: «Конфликт – это определенная ситуация, возникшая между людьми, в связи с какими-нибудь недопониманиями поведения или действия друг друга». «Конфликт – это стрессовая ситуация, которая возникает из-за непонимания одного из субъектов». 50 анкет
  3. Упор делается на идеи, интересы: «Конфликт – это столкновение двух или более противопоставляемых друг другу идей». «Конфликт – это столкновение интересов двух или более сторон, которое не всегда можно решить мирным и цивилизованным путем». 35 анкет

В основе всех определений конфликта лежит противоборство людей. В результате чего, можно сделать вывод, что студенты не представляют себе внутриличностный конфликт или рассматривают внутренние искания не как конфликт.

Из всех респондентов 18 человек не смогли выделить ни один вид конфликтов, 2 студента выделяют спор и драку. Оставшиеся ответы можно подразделить на группы:

  1. По количеству участников: межличностные, межэтнические
  2. По сферам возникновения: экономические, социальные, общественные,
  3. По проявлению: внутренние, внешние, естественные, спровоцированные, явные, неявные.

Таким образом, студенты смогли охватить практически все виды конфликтов, которые представлены современной конфликтологией. Основными же видами конфликтов остаются конфликты по количеству участников, что позволяет говорить о формировании представлений о конфликтах, исключительно как о столкновении членов общества.

Ответы на вопрос о способах разрешения конфликтов можно подразделить на несколько категорий:

  1. Ответы с четкими научными терминами: компромисс, уступка, избегание. Так ответило 28 студентов.
  2. Бытовые определения: «дослушать противную сторону до конца, развернуться и уйти», «разговор «по душам», «разговор между людьми». «изучение психологии человека» и т.д. Так ответило 32 респондента.
  3. Затруднились с ответом 19 респондентов.
  4. Выделили силовые способы разрешения конфликтов: война, рукоприкладство, драка, убийство, подавление соперника. 64 респондента.

Как видно из диаграммы, 45% респондентов выделяют как способ разрешения конфликтов силовые методы. Данные показывают, что среди подрастающего поколения существует убеждения, что сила – это главный аргумент в разрешении спорных ситуаций. Также, студенты высказались, что уход от конфликта может привести к его разрешению. Многие авторы, исследователи конфликтов, утверждают, что уход от конфликта, лишь временно приостановит его, но полностью не разрешится. Статистика по данному вопросу является ярким отражением существующих в обществе тенденций: нетерпимость к представителям других национальностей, стремление решить спорные вопросы с помощью силы. Несложно представить к чему может привести в дальнейшем такое положение вещей в социуме, если большинство молодых людей, будет придерживаться подобных взглядов.

На вопрос «способны ли Вы самостоятельно разрешить конфликт», были получены следующие ответы: 58 опрошенных считают, что они могут самостоятельно разрешить конфликт. 23 студента при этом не смогли выделить способы разрешения конфликтов и ограничились кратким ответом «да». 35 человек смогли аргументировать свою точку зрения, они склонны разрешать конфликт путем компромисса, и лишь незначительная часть наряду с компромиссом готова к уходу от конфликта.

43 респондента не смогли определить могут ли они разрешить конфликт самостоятельно. В данной группе можно выделить следующие ответы:

  • Разрешение конфликта зависит от самого конфликта;
  • Зависит от оппонента.

В данном случае четкой грани провести не возможно, какой из этих ответов является ведущим, т.к. многие упоминали оба случая.

34 респондента считают, что они не способны самостоятельно выйти из конфликта.

Если брать исключительно данный вопрос, то получается, что 43% респондентов уверено в своих силах и считают, что способны разрешить конфликт самостоятельно, 25% – сомневаются, т.е. часть из них может быть отнесена к тем, кто самостоятельно способен разрешить спорную ситуацию.

Читайте так же:  Как предоставляется отчетность в налоговую инспекцию

В результате анализа анкеты можно сделать следующие выводы:

1. Основной массе студентов известна такая наука, как конфликтология. Положительно ответили 52% респондентов.

2. Под конфликтом, в равной степени понимается: непонимание людей (37%), определенная ситуация (37%), столкновение интересов (26%).

3. Большинство опрошенных выделяют конфликты в зависимости от количества участников (64%).

4. 45% респондентов указали одним из способов разрешения конфликтов, силовой метод.

5. Почти половина опрошенных считают, что способны самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией (43%).

Первые вопросы анкеты говорят о том, что студенты имеют представления о конфликтологии, конфликтах. Высокий процент положительных ответов о конфликтологии как науки, приводит к мысли о ненужности данной дисциплины. Данный вывод подтверждают и другие два вопроса об определении конфликта и видах конфликтов. Однако, такие выводы являются поверхностными. Результаты двух последних вопросов показывают обратное. Основным способом разрешения конфликтов, для опрошенных, является силовой метод. В понятие силового метода вкладывалось не только драка, побои, подавление соперника, но и убийство. На межгосударственном уровне выделяли войну как способ разрешения противоречий. Несмотря, на знание конфликтологии, как науки, выделения большинства типов конфликтов, около 50% респондентов говорят о силовых методах разрешения конфликтов. И в то же время, 43% студентов ответили, что смогут самостоятельно справиться с разрешением противоречий. Около половины опрошенных из 43% в способах разрешения конфликтов упоминали о силовых методах. Таким образом, получается, что половина студентов уверена в своих собственных силах в разрешении конфликтов, при этом, ссылаясь на силовые методы. Это позволяет придти к важному выводу, что у этой части респондентов отсутствуют основы знаний о конфликтах, толерантное отношение к оппоненту.

В связи с ростом сепаратистских отношений, экстремистских тенденций, необходимо воспитывать в молодом поколении толерантное отношение к другому мнению, представителям других национальностей. В тоже время, не стоит забывать, что человек практически каждый день сталкивается с конфликтными ситуациями, которые необходимо уметь разрешать. И здесь, важная роль должна отводиться конфликтологии, которая направлена на прогнозирование конфликтов, изучение феномена конфликта и способов его разрешения. Дисциплина является необходимой на гуманитарных специальностях, в первую очередь, так как выпускники в дальнейшем будут вовлечены в коммуникацию с другими людьми. Однако, не стоит забывать, что представитель любой профессии является частью социума, а следовательно, вовлечен в процесс коммуникации. Таким образом, можно говорить о том, что конфликтология как учебная дисциплина важна для всех и каждого. Каждый человек должен знать основы разрешения конфликтов, что в современном российском обществе является редкостью.

Библиографический список

  1. Конфликтология. Учебное пособие // сост. Буртовая Е.В. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/2.aspx
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебное пособие. М., 2000.
  4. Хрестоматия по конфликтологии // Сост Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. М., 2004.
  5. Прошанов С.Л. Становление социологии конфликта в России (теоретико-методологические и институционально-организационные основы). Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. М., 2007.
  6. Делевский Ю. (Юделевский Я.Л.). Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории. СПб., 1910.
  7. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
  8. Гриффин П.О., Могилевский М.И. Трудовые конфликты и порядок их разрешения. Пг., 1924
  9. Каменецкий Г.А. Трудовые конфликты и профессиональные объединения. Л., 1925
  10. Авдеев П.Н. Трудовые конфликты в СССР. М,1928
  11. Гурин Л.Я., Шмульян А.В. Трудовые конфликты и их движение. М., 1929
  12. Жаров С.А. Примирительно-третейский порядок разрешения трудовых конфликтов. М., 1936.
  13. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека. Проблемы современной психологии. М.Л., 1930.
  14. Крючечников Н.В. Драматический конфликт и киносценарий на современную тему: Дис. канд искусствоведения. М., 1949.
  15. Келлер В.С. Исследование деятельности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях: Дис. д-ра пед. наук. Львов, 1974.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Психология конфликтов (2)

Главная > Контрольная работа >Психология

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

(по курсу «Психология»)

Студента 1 курса гр. МА101 ЗО

Факультета экономики и

Развитие психологии конфликта за рубежом и в России……. 4

Определение понятия конфликта и его структуры……………. 9

Типология конфликтов………………………………………….. 12

Этапы и фазы конфликта………………………………..………. 20

Завершение конфликта…………………………………..……… 24

Проблема конфликтов — очень важная социально-психологическая проблема и вместе с тем мало исследованная. Актуальность темы определяется общим состоянием как транзитивных обществ постсоветского пространства, так и международных отношений. Рост социальной и международной напряженности, интенсивности конфликтов разных уровней влекут необходимость выработки стратегических и тактических основ конструктивного воздействия на конфликт с целью минимизации его деструктивных последствий.

В своей работе я хочу рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных психологов на конфликты, их природу и социальную роль, разобраться в сущности конфликта, его структуре, а также рассмотреть основные его этапы.

В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Демократизация общественной жизни, глубокие преобразования в экономических и политических отношениях, тем более проводимые столь быстрыми темпами, естественно, сопровождаются многочисленными конфликтами. К тому же ослабление и частичное разрушение прежних механизмов социального контроля ведут к эскалации прежде скрытых очагов социальной напряженности. Межнациональные конфликты, беженцы, безработица, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, конкуренция стали реалиями нашей жизни.

Необходимо научное обобщение проблемы конфликта, так как в современных условиях в психологической науке, в российском обществе четко сформировалась потребность, как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о закономерностях развития, способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.

1.Развитие конфликтологии за рубежом и в России

Конфликт уже долгое время находится в центре внимания зарубежных ученых. Исследования в этой области прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления, от крайне незначительного внимания к нему со стороны структурно–функциональных аналитиков до попыток создания особой дисциплины социологии конфликта.

В некоторых исследованиях духовным отцом теории конфликтов назван Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона. Достаточно часты ссылки на Гегеля, и исследователи обращаются к его учению о противоречиях и борьбе противоположностей.

Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда ученых в начале XX века: немецкого социолога Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и американских — А. Смолла и У.Самнера. Наиболее известен Г. Зиммель, который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.

Австрийский ученый Людвиг Гумгоювич (1838—1910) поддерживает гипотезу о происхождении человека от множества независимых друг от друга приматов. Родство и различие по крови находят, по его мнению, соответствующее выражение в психике — чувствах взаимного тяготения сородичей и привязанности к «своим» и чувствах нетерпимости и ненависти к «чужакам». Положительные чувства и эмоции обусловливают групповую солидарность, а отрицательные – межгрупповой антагонизм, приводящий к конфликтам.

Австрийский фельдмаршал Густав Ратценгофер (1842—1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического прогресса. Но в отличие от Гумпловича он на первый план ставил не расовые противоречия, а различие в интересах людей. Социальный конфликт, по его мнению, это, прежде всего, столкновение противоречивых человеческих интересов, сугубо личных желаний и воли людей. Г. Ратценгофер делает попытку доказать абсолютную непримиримость и враждебность человека человеку, что является спецификой самой общественной жизни.

Американский исследователь Уильям Самнер (1840—1910) привычки и обычаи, общественно полезные, нравственные и правовые нормы поведения пытался вывести из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за свое существование. Коренной причиной всей человеческой деятельности он считал их стремление к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами.

Американский социолог А. Смолл (1854—1926) рассматривает конфликт как основной и универсальный общественный процесс. Он стремился доказать, что с развитием общества интересы людей все более переплетаются, в результате чего конфликт перерастает в социальное согласие. А социальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам, должны «сглаживаться», «преодолеваться» путем «социализации».

Все эти исследователи привлекли своими работами внимание к проблеме конфликта, описали некоторые его формы. Большинство из них упор делали на расовые и межэтнические конфликты, сведя к ним все остальные.

Термин «социальный конфликт» ввел в оборот немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858—1918). Г. Зиммель утверждал, что можно открыть ряд таких относительно устойчивых форм взаимодействия, которые лежат в основе всего многообразия социальных явлений. Такими формами были, по его мнению, конкуренция, конфликт, договор, авторитет и некоторые другие отношения.

С середины 20–х годов XX века интерес к конфликту, к теоретическому анализу его проблем заметно снизился. Начинается увлечение, особенно в Америке, эмпирическими исследованиями. Обозначается тенденция зарубежной социологии к психологизации социальных проблем. Анализ конфликта заменяется исследованием разного рода частных конкретных случаев напряженности.

В 40–е годы вновь пробуждается интерес к теоретическим исследованиям (структурно–функциональный этап). А в 50–е годы начинается новый этап развития теории конфликтов, который отмечен работами Л. Козера и Р. Дарендорфа, которые являются современными классиками конфликтологии. Эти ученые предложили «конфликтную модель» общества, развили понятие конфликта, сформулировали более 10 позитивных функций конфликта, включили в сферу рассмотрения теории конфликта организационные взаимодействия (взаимоотношения внутри организаций). Их идеи стали концептуальной основой современной парадигмы конфликта.

В 1957 г. в Париже состоялось заседание социологической ассоциации при ЮНЕСКО, обсуждавшее проблемы социальных конфликтов. По результатам работы конференции вышел сборник «О природе конфликтов». В 1966 г. в одном из университетов Англии был проведен симпозиум на тему «Конфликты в обществе». В это же время в США при Мичиганском университете учредили Центр по исследованию конфликтных ситуаций, начали выпуск ежеквартального журнала «Проблемы разрешения конфликтных ситуаций».

В 1970 г. в США при разведывательных организациях был создан ряд исследовательских центров по разработке проблем конфликтных ситуаций. В частности, при ЦРУ был открыт Институт изучения конфликтов.

В 70—80–е годы в США получило распространение движение под названием «альтернативное решение споров» (вместо судов). Стали создаваться небольшие фирмы по разрешению мелких споров, конфликтов. В этих центрах менеджеры по конфликтам не дают своей оценки событиям, не высказывают открыто рекомендаций, но способствуют анализу ситуации конфликтующими сторонами, выяснению точек зрения, поиску возможных решений и преодолению последствий конфликтов.

Практика работы этих центров свидетельствует, что правильно понятая информация, четко проведенный анализ возникшей ситуации в значительной степени облегчают поиск взаимоприемлемых решений.

Читайте так же:  Четырнадцатый арбитражный суд г вологда

Деятельность зарубежных фирм показывает, что современным руководителям организаций и управляющим персоналом, психологам необходимы знания и навыки управления конфликтными ситуациями, их прогнозирования, решения конфликтов.

В нашей стране теории конфликтов были мало известны, так как зарубежные ученые считали теорию классовой борьбы одной из составляющих конфликтной модели общества, частью социальных конфликтов, а некоторые отрицали научно–материалистическое содержание марксизма. В большинстве теорий противоречия и конфликты считались следствием борьбы за существование.

В развитии отечественной конфликтологии можно выделить три этапа:

I этап — до 1924 года. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

II этап — 1924—1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а затем одиннадцати наук, но междисциплинарных исследований практически нет, хотя интенсивность исследований постепенно увеличивается. Этот этап включает четыре фазы. I фаза – 1924—1934 гг. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии. II фаза — 1935—1948 гг. – характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с войной и обстановкой в стране в целом. III фаза – 1949—1972 гг. В этот период ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследование конфликта как самостоятельного явления начинается в философии, педагогике, исторических и политических науках. IV фаза — 1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них 3 – по искусствоведению и по одной в математике и педагогике.

III этап — 1990 — настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельное учение, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 в год), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.

Основные научные результаты совместных исследований отечественных конфликтологов (отраженных в появившихся публикациях):

утверждение необходимости смены парадигмы «бесконфликтности» конфликтологической парадигмой, которая ориентирует массовое сознание на понимание неизбежности противостояния в социальных взаимодействиях и их позитивно функциональной роли в совершенствовании и гармонизации этих взаимодействий;

раскрытие роли конфликтологии в анализе социальной диалектики как теории разрешения противоречий общества;

обоснование общих методологических ориентиров экспертизы, прогнозирования и регулирования социальных конфликтов;

прояснение природы конфликтов и основных механизмов их развертывания.

В концептуальном аспекте:

применительно к социально–политическим конфликтам — анализ динамики и возможностей контроля политических конфликтов, причина которых в России в связи с противоборством тенденций демократизации и авторитаризма, формированием гражданского общества, становлением многопартийности, трансформацией законодательства и права, с возникновением и нарастанием проявлений терроризма, и т. п.;

по отношению к социально–экономическим факторам — раскрытие конфликтогенного потенциала экономической реформы, обусловленного трансформацией форм собственности и сферы занятости, становлением предпринимательства, формированием его взаимоотношений с властями, между собой, с населением, изменениями в положении, статусе, благосостоянии различных профессиональных и демографических групп населения, и т. п.;

применительно к межэтническим конфликтам — рассмотрение проблемы этноконфликтологии исходя из сопоставления принципов регулирования межнациональных коллизий в советском и постсоветском пространстве, освоение мирового опыта предотвращения, трансформации и снятия этнических напряжений, противостояний и идеологий разных типов.

критический анализ исторической практики насильственного и ненасильственного разрешения социальных конфликтов, подходов к их моделированию, институционализации и урегулированию в современной зарубежной конфликтологии;

выявление условий и способов предупреждения и разрешения конфликтных противоборств;

обоснование необходимости и путей формирования экспертно–консультационных служб, способных осуществлять конфликтологический мониторинг и менеджмент, а также обучение подрастающего поколения в духе конфликтологической парадигмы и соответствующей ей жизненной позиции; анализ практики формирования и осуществления образовательных программ и тренингов в области конфликтологии на основе учета международного и отечественного опыта подготовки конфликтологов.

2.Определение понятия конфликта и его структуры

Понятие конфликта очень широко употребляется в разнообразной философской и психологической литературе и трактуется достаточно широко. Существует множество определений термина конфликт. Мак и Снайдер еще в 60–е годы указывали, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно «растягивать» в зависимости от наших желаний, — «конфликт в самом широком смысле включает все, начиная с войны и кончая выбором между молочным и сливочным мороженым, — разница между «конфликтом» и «неконфликтом» является в лучшем случае неопределенной, и в худшем — ее нет вовсе».

Само слово «conflictus» в переводе с латинского означает столкновение. Вопрос — что именно сталкивается, — решается совершенно по–разному у разных авторов и зависит, прежде всего, от общей методологической ориентации исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух и более мотивов побуждений. Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии, в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности — словом, феномены сознания. Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной. В самом деле, ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории — мотив, действие и образ, которые в идеале должны органически сочетаться в каждой конкретной ситуации.

С позиций диалектического материализма конфликт представляет собой высшую стадию развития противоречий, стадию, непосредственно предшествующую их разрешению. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, выделить противоречия, приводящие к конфликтам. Очевидно, что противоречивыми могут быть цели, потребности, интересы, ценности, мотивы, установки, взгляды. Так, например, известный польский социолог Я. Щепаньский пишет: «Конфликт — это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации». Согласно А. А. Ершову, «межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». Говорят также о противоречии интересов, точек зрения ожиданий и действий при конфликте. В качестве источника конфликта выступают самые различные виды противоречий.

Усилиями Р. Дарендорфа, Л. Козера, Т. Боттомора и других зарубежных социологов был сформулирован так называемый конфликтный подход к социальным изменениям, утверждающий в качестве движущей силы социального изменения «социальный конфликт». Социально–психологический конфликт, как один из видов конфликта, сохраняет его родовой признак – резкое обострение противоречия. Специфика данного противоречия в том, что оно возникает, протекает и разрешается в сфере непосредственного общения людей. Именно это позволяет отличить социально–психологический конфликт от социального и психологического. Особенности же проявления самого социально–психологического конфликта в той или иной ситуации позволяют выделить его частные разновидности. Таким образом, социально– психологический конфликт — это резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере непосредственного общения людей.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта: эта ситуация столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемая противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей, стремящихся к достижению какой–либо цели. Так, В. И. Брудный и В. А. Семов, изучая конфликты в производственных коллективах, определили их как «столкновение противоположных интересов, мнений и стремлений». А. А. Ершов расширяет и углубляет это определение и отмечает, что межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей». «Сам по себе конфликт всегда осознан», — считает А. А. Ершов, — «но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны». К. А. Абульханова–Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. «С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений». С таким подходом можно согласиться, так как социально–психологический конфликт, как и любой предмет познания, можно определять с разных сторон. Отмеченные аспекты конфликта необходимы, но не достаточны. В понятии конфликт должны отражаться сущностные черты изучаемого явления, а не отдельные его грани или стороны.

Несомненно одно: эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления — резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций. Однако если в социальном конфликте носителем этого противоречия являются макроструктуры, а в психологическом — личность, то социально–психологический конфликт представляет собой противоречие, существующее между непосредственно общающимися людьми, группами.

3.Типология конфликтов

В науке нет пока единого мнения по поводу понятия «конфликт» и систематизации конфликтов. Но проблема часто обсуждается, так как имеет, в основном, прикладное значение. Особенно эта проблема актуальна для практики управления конфликтами.

Основываясь на принятые с теоретических позиций классификации, выделяются следующие наиболее обобщенные типы конфликтов:

Похожие записи:

  • Расписка займа денег образец Адвокаты Сергей Крюков и Николай Сабуров Юридические программы для всех - это программы, которые помогут Вам самостоятельно решать простые юридические задачи, например, подготовить текст договора займа или расписки, рассчитать госпошлину и т.д. […]
  • Наглядные пособия по технологии Творческий проект: Наглядные пособия по технологии к уроку "Комнатное цветоводство" Столичный учебный центр г. Москва Курс повышения квалификации Начальная школа: Новые методы и технологии преподавания в соответствии с […]
  • Заявление на открытие лицевого счета бланк Заявление на открытие лицевого счета Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление на открытие лицевого счета (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Заявление на открытие […]
  • Стаж работы пфр Сервис по информированию о пенсионных правахв системе обязательного пенсионного страхования С помощью нового сервиса ПФР Вы можете: Проверьте, какие сведения отражены на Вашем лицевом счете в Пенсионном фонде Что делать, если какие-либо сведения о […]
  • Заявление в органы опеки о проверке жилищных условий Заявление в органы опеки о проверке условий проживания ребенка Заявление в органы опеки о проверке условий проживания ребенка Заявление в органы опеки о проведении проверки Москвы, Я, ______________________, состояла в зарегистрированном браке с […]
  • Нотариус на космонавтов волкова Нотариус Кутилина М.В. Адрес: 127299, г. Москва, Космонавта Волкова ул., д. 16 Телефон: +7 (495) 4503155 Нотариус оказывает все услуги в Москве, относящиеся к нотариальной деятельности. Находится по адресу: 127299, г. Москва, Космонавта Волкова […]