Человек дающий взятки

Человек дающий взятки

краткий конспект одноимённой дискуссии

Наше сегодняшнее представление о взятках несколько отличается от того понятия взятки, которое даёт Господь Бог в Своём Слове. Именно этим и объясняются разногласия в отношении к взяткам и взяточничеству в наши дни.

I. ЧТО В БИБЛИИ НАЗЫВАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ?

Ветхозаветные существительные «kopher» (взятка, выкуп) и «shachad» (взятка, подарок, вознаграждение, плата) переводятся в нашей Библии словами: взятка, мзда (мздоимство), дар или дар в пазуху, подарок или подарок тайный, подкуп и продажность.

Библейское определение «взятка» имеет два аспекта, которые описываются ниже:

1. Во-первых, в Библейском понимании взяткой является подкуп судьи (суда) с целью извратить истину и правосудие: Притчи 17:23 «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия».

Виды взяток-подкупов с целью извратить правосудие

  • Дар, подарок, принесённый судье в качестве выкупа с целью избежать заслуженного наказания.
  • Дар, подарок, принесённый судье с целью подтолкнуть или заставить его засудить невиновного.
  • Дар, подарок судье с целью подкупить его, чтобы он закрыл свои глаза на его дело и судил в пользу подателя взятки.

Вот что о взяточничестве говорится в Слове Божьем:
Исаия 1:23 «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».
Исаия 5:22-23 «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»
Михей 3:11 «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!».
Михей 7:3 «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело».

2. Во-вторых, в Библейском понимании взяткой также является подкуп человека с целью подтолкнуть его ко греху: Иезекииль 16:33 «Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою».

Кто-то скажет: «Это всё общие слова. Нельзя ли привести примеры поконкретнее?» Разумеется, в Библии есть и более конкретные примеры того, как люди давали, брали или вымогали взятки:
Сыновья пророка Самуила брали взятки и неправедно судили: 1 Царств 8:1-3 «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно».
Правитель Феликс надеялся, что апостол Павел даст ему взятку: Деяния 24:26 «Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним».
Волхв Симон предлагал апостолам взятку за дар Святого Духа: Деяния 8:18-20 «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги».
Иуда Искариот предал Иисуса Христа за взятку, размером в 30 серебряников.

II. ГОСПОДЬ – НЕПОДКУПНЫЙ СУДЬЯ.

1. Господа подкупить невозможно, так как Он взяток не берёт:
Второзаконие 10:17 «…ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров».
2 Паралипоменон 19:7 «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства».
Притчи 6:35 «[Господь] не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров».

2. Господу нужны не взятки, а наши жертвы:
Господь взяток не берёт. Он принимает жертвы сокрушённых духом.
Псалом 4:6 «Приносите жертвы правды [праведности] и уповайте на Господа».
Римлянам 12:1 «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».

3. Отношение Бога ко взяточникам:

    Господь называет взяточничество преступлением: Амос 5:12 «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных». Амос 2:6 «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий». Господь говорит, что пощады за такое преступление не будет. Такое заявление Господа свидетельствует, насколько сильно Он ненавидит несправедливость.

Господь проклинает человека, который за взятки извращает правосудие: Второзаконие 27:25 «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!»

Господь наказывает взяточников, извращающих правосудие: Иов 15:34 «Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства». Псалом 25:9-10 «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства».
Интересно сравнение, которое используется в этом стихе: взяточники сравниваются с грешниками и кровожадными злодеями. Это не просто сравнение, это определение того, кем взяточники на самом деле являются – нечестивыми: Притчи 17:23 «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия».

  • Господь не допустит в Своё жилище (в Царство небесное) тех, кто извращает истину и правосудие: Псалом 14:5 «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек».
    Исаия 33:15-16 «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет».
  • Как видите, Закон Божий запрещает брать и давать взятки с целью извратить справедливость и правосудие. Господу противен и берущий и дающий взятки с такой низкой целью.

    III. ВЗЯТКИ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

    1. Что в нашем мире считается взяткой?
    В нашем мире взяткой называется любой подарок должностному лицу. Если сравнить это определение с Библейским определением термина «взятка», то мы увидим, что не всякая взятка является подкупом с целью извратить истину и правосудие.
    Сегодня очень часто чиновники вымогают взятки не для того, чтобы извратить истину, а для того, чтобы сделать работу, которую они и так должны делать по долгу своей службы. Иными словами, люди дают взятку служащим для того, чтобы они быстрее и качественнее сделали свою работу. На наш взгляд, такая взятка должна расцениваться не как взятка в библейском понимании, а как дар, подарок, чаевые и т.п.

    Однако, мы против того, чтобы христиане брали взятки любого рода:

    • Если христианин берёт взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие, то он – не христианин, а по определению Библии, «нечестивый, грешник и кровожадный злодей».
    • Если христианин берёт взятку-подарок чтобы быстрее и лучше сделать работу, которую он обязан выполнить по долгу службы, то он – лицемер. Ибо Господь Бог заповедал нам в Своём слове следующее: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Колоссянам 3:23-25).

    2. Давать взятки или не давать?
    Что же касается вопроса о том, можно ли давать взятки, то сразу скажем, что давать взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие – это преступление: Во-первых, потому что такой человек не просто даёт взятку, а подталкивает взяточника ко греху против Бога и человека. Во-вторых, такой человек становится соучастником этого греха. И, в-третьих, такой человек подпадает под то же проклятие, что и взяточник во Второзаконии 27:25.
    Господь не хочет, чтобы мы имели что-то общее с неправдой, несправедливостью Исход 23:7 «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника».

    Что касается взятки-подарка, дара, чаевых, благодарности, поощрения и т.п., то, в принципе, давать такого рода взятку – не является преступлением. Однако необходимо помнить о возможных последствиях подобных даров:

    А. Позитивная сторона взяточничества:
    Позитивная сторона дачи взяток заключается в том, что подарок смягчает сердце получающего его человека и располагает его к подателю дара:
    Притчи 21:14 «Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху – сильную ярость».
    Притчи 17:8 «Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет».

    Б. Негативная сторона взяточничества:
    Негативная сторона получения взяток заключается в том, что, во-первых, подарки портят сердце человека и зрячих делают слепыми. А во-вторых, дары «извращают дело правых»: Исход 23:8 «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и извращают дело правых». Второзаконие 16:19 «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и извращают дело правых». Екклесиаст 7:7 «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце».

    Поэтому-то Господь предупреждает нас в Своём слове, чтобы мы не брали взяток: Исход 23:8 «Даров не принимай…» и Второзаконие 16:19 «…не бери даров».

    А пример апостола Павла (Деяния 24:26), от которого правитель Феликс ждал и так и не дождался взятки, должен вдохновить каждого из христиан предлагать взяточникам не денежный дар, а дар вечной жизни через веру в Господа Иисуса Христа и Его святую жертву на кресте.

    Скачать статью в формате word

    Человек дающий взятки

    Человек дающий благодать , помогающий , врачующий за деньги никогда не будет желать здоровья тому , тем более помогать , лечить

    Музыка —
    Мост между небом и землей.

    Интересно, как чувствует себя человек?, когда ему не звонят, о нём практически никто не думает, что он делает, что он думает, какие мысли постигают его голову? Долго ли он так сможет?
    Может ли человек так жить? На что ему надеяться? С кем разговаривать? Чего ждать?
    Мысли о себе и не о себе, выдуманные и невыдуманные, сказочные и сбыточные, сломанные и жизнеутверждающие

    Каждый считает себя уникальным , но не каждый понимает ,
    — что уникален каждый

    Получение взятки (статья 290 УК РФ)

    В случаях, когда человек сталкивается с определенными сложностями в своей жизни, он стремится найти быстрое и эффективное разрешение своих проблем. Зачастую, способы быстро уладить проблемы могут быть противозаконными и довольно сомнительными. Потому дача взяток по-прежнему остается одной из важнейших проблем любого общества. Несмотря на активное противодействие со стороны государства, борьба с коррупцией идет довольно медленно.

    Взятка как преступление

    Получение взятки считается одним из серьезных правонарушений, ответственность за получение взятки будут нести все стороны процесса, как человек, дающий мзду, так и чиновник, решающий за деньги поправить свое материальное положение. В современных реалиях взяточничество считается огромной проблемой, которая способна оказать негативное воздействие как на общественную жизнь, так и на экономическое положение страны.

    Читайте так же:  Автострахование в липецке осаго

    Несмотря на популярное мнение, что получение взяток и коррупция более характерна для России и стран бывшего СССР, на деле все обстоит совершенно иначе. Взяточничество присуще для всех стран, начиная от развитых, и заканчивая государствами «третьего мира». Во всех странах существуют довольно строгие нормативы, по которым нарушители будут нести суровое наказание за получение необоснованной выгоды.

    Однако, само понятие взятки имеет массу расплывчатых значений, потому у пользователей часто возникают проблемы в верном определении всех квалифицирующих признаков. Ввиду этого остановимся на проблемах получения взятки более детально.

    Так, в уголовном законодательстве указано, что взятка – это получение должностным лицом и чиновником определенных материальных благ, на которые они не имеют никаких прав. При этом, они за определенное вознаграждение предоставляют взяткодателю услуги, непосредственно связанные с профессиональной или служебной деятельностью чиновника.

    Уголовный кодекс РФ четко указывает на тот факт, что взяточничество будет признано преступлением в том случае, если обычные граждане передают некие ценности финансового плана чиновникам и служебным деятелям, которые должны решать их проблемы без дополнительного материального стимулирования.

    Еще одной специфической особенностью взятки считают тот факт, что независимо от статуса чиновника и его должности, уголовная ответственность за взяточничество будет одинаковой.

    Следовательно, неважно, кто стал взяткополучателем, обычный специалист властной структуры, министр, была дана взятка врачу в районной больничке, наказание для них будет примерно одинаковым, и все будет зависеть исключительно от суммы взятки и некоторых иных параметров.

    При этом, нередко пользователи задаются вопросом, что же может быть признано взяткой. Согласно нормам законодательной базы, взяткой будут все предметы и ценности, чья совокупная стоимость выше 3 тыс. рублей. В целом, законодатель в этом вопросе проявляет небывалую гибкость, и потому сюда могут быть отнесены:

    • денежные средства и ценные бумаги;
    • антиквариат и изделия, имеющие некую историческую или культурную ценность;
    • любая документация на обладание имущественными ценностями различного плана;
    • услуги, за которые в обычной жизни чиновник должен был заплатить определенную сумму (ремонт дома, бесплатная путевка в санаторий или курорт и т.д.).

    Взамен материальным благам должностное лицо выполняет определенные действия (или бездействие), из-за чего у взяткодателя появляется преимущество перед другими гражданами. Закон четко устанавливает, какие действия будут считаться совершенными за мзду:

    1. Общее покровительство от вышестоящего начальства или должностного лица, в результате чего на ошибки взяткодателя не обращают внимания, и он получает существенные преференции.
    2. Некие деяния, которые пользователь может совершить в силу своих профессиональных возможностей, социального статуса или занимаемой должности.
    3. Попустительство в определенных сферах. Так, взяткодатель изначально рассчитывает на то, что любые его действия никоим образом не будут прокомментированы руководством, и потому он не будет нести никакой ответственности за свои ошибки.
    4. Целенаправленное бездействие, дающее одному из пользователей огромные привилегии в сравнении с другими пользователями.

    Нередко получение взятки ошибочно сравнивают с коммерческим подкупом. С одной стороны, оба понятия имеют некоторые характеристики, которые обладают довольно схожими чертами. Однако, в отличии от коммерческого подкупа, взятка имеет более широкий резонанс и распространяется на значительное количество общественных процессов.

    В данной ситуации коммерческий подкуп обладает более опасными формами воздействия как на государство, так и на отдельные процессы, курируемые им. В частности, речь идет о вмешательстве в процессы управления, из-за чего огромный ущерб может быть нанесен экономической сфере.

    Это объясняется тем, что подкуп способен подорвать функционирование рыночных отношений как таковых, сказаться отрицательно на деятельности коммерческих структур и нарушить основные правила конкуренции, тем самым предоставив кому-то гораздо большие возможности и привилегии.

    Но самое важное заключается в том, что все это в совокупности формирует повышенную опасность для экономики государства.

    Характеристика преступления

    Говоря о правовой характеристике, необходимо принимать в расчет массу вспомогательных моментов, благодаря которым появляется возможность установить сам факт преступления. Должностные лица, повинные в получении противоправных материальных ценностей, совершают преступление, которое устанавливается исходя из всех совершенных получателем действий:

    1. Взяткополучатель приобретает немотивированную финансовую выгоду лично.
    2. Ресурсы материального плана передаются взяточнику через посторонних лиц, которые выступают в качестве посредников. Примечательно, что при установлении факта взяточничества посредники также будут притянуты к ответственности. Избежать наказания они смогут только в двух случаях – если обратились к правоохранителям и сознались в преступлении, или были введены в заблуждение относительно передаваемых через них ценностей, и не знали, что передача несет за собой коррупционный эффект.
    3. Взятка получена за некие действия или бездействие в пользу взяткодателя, в результате чего он получит необоснованные преимущества и выгоды перед другими пользователями.
    4. Поддержка должностного лица в получении необоснованных выгод со стороны прочих чиновников и уполномоченных деятелей.

    Отметим, что в ситуации со взяточничеством не могут быть установлены никакие смягчающие обстоятельства. Пользователь, имеющий некие служебные привилегии и пользующийся своими возможностями, получая необоснованное материальное обогащение знает о том, что его действия находятся за гранью общественных и законодательных норм, и в случае раскрытия факта преступления он будет нести наказание.

    Состав и квалификационные признаки преступления

    Так как получение взятки относят к преступлениям коррупционного плана, в качестве состава преступления тут понимают ряд противоправных действий, направленных на дискредитацию государственной власти.

    Так как материальные ценности принимают должностные лица, в обязанности которых входит разрешение любых проблемных ситуаций у граждан, взяточничество способствует тому, что отношение к государству и его ключевым функциям становится скептическим. Уровень доверия падает, и большинство граждан воспринимают государственные службы в качестве отдельных элементов коррупционной деятельности.

    Что касается квалификационных признаков получения взятки, то тут в обязательном порядке нужно указать ее конкретный размер. Государство тщательно регламентирует данный вопрос, и устанавливает правило, по которому передача средств в сумме более 3 тыс. рублей будет признано преступлением (мелкое взяточничество).

    Законодатель утвердил такие признаки получения взятки:

    • сумма необоснованного материально блага составляет от 25 до 149 тыс. рублей – взятка значительного размера;
    • от 150 тыс. рублей до 999 тыс. рублей – крупный размер взятки;
    • более 1 млн. рублей – взятка в особо крупном размере, которая влечет за собой максимально возможное наказание.

    Кроме того, нужно учитывать, что особыми квалифицирующими признаками получения взятки законодатель признает такие параметры:

    1. В преступлении участвовало несколько лиц, между которыми были предварительные договоренности, что дает право говорить о составе организованной группы.
    2. Взятка получена лицом, которое представляет государство и исполняет определенные служебные обязанности, связанные с представлением интересов государства и налаживанием контактов и нормальных взаимоотношений с обычными гражданами.
    3. Пользователь сталкивается с вымогательством взятки. Это означает, что его ставят в такие условия, при которых он понимает, что без материального стимулирования его проблемы не будут приняты к рассмотрению, и никакой реальной поддержки от должностного лица он не дождется.
    4. Систематический факт получения или провокация взятки, то есть чиновник получает мзду не в первый раз, и регулярно использует свои служебные возможности и потенциал для необоснованного обогащения.

    Впрочем, в реальной жизни с квалификацией правонарушения возникают некоторые осложнения. Прежде всего они связаны с тем, что определить рецидивирующий характер преступления бывает непросто.

    Объект и субъект преступления

    Так как получение взятки способно нанести вред государственным интересам, в качестве объекта преступления выступают общественные взаимоотношения, которые направлены на поддержание и функционирование всех государственных институтов и аппаратов.

    Что касается объективной стороны, то сюда относят целый спектр параметров, среди которых особое внимание уделяют преимуществам, которые были предложены должностному лицу в качестве взятки. Кроме того, нужно определить, какие именно вещи и предметы были предоставлены в качестве взятки, имелись ли свидетели преступления и т.д.

    Субъектом преступления будут выступать все должностные лица, чиновники и прочие специалисты, исполняющие управленческие функции, которые были уличены в получении неправомерной экономической выгоды. Также в качестве субъектов будут рассматриваться граждане, которые передали взятку, а также посредники, если к делу были привлечены посторонние лица.

    Здесь также нужно упомянуть о возрастных рамках, начиная с которых нарушитель может быть привлечен к ответственности. Законодатель установил в комментариях, что наказание будет определено для всех лиц, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет.

    Если говорить о субъективной стороне вопроса, то здесь все будет куда сложнее. В обязательном порядке выделяют вину в виде прямого умысла, а также наличие мотивов, связанных с корыстью. Следовательно, если устанавливается факт свершения преступного деяния, автоматически признается, что лицо, получившее необоснованную выгоду, имело корыстные мотивы, что влечет за собой отягчение ответственности.

    Наказание за получение взятки

    Ответственность за получение взятки регулируется ст.290 УК РФ. По мнению некоторых экспертов, данный нормативный документ является одним из самых длинных и подробных. Учитывая тот факт, что государство всячески борется с любым коррупционным проявлением, ответственность за необоснованную выгоду посредством получения взятки довольно суровая, и может складываться из нескольких видов наказания.

    По сути, статья 290 УК РФ разделена на 5 обособленных частей, в каждой из которой обозначены конкретные ситуации и виды наказаний, которые грозят нарушителям, решившим поправить свое материальное положение благодаря служебному положению и статусу. Рассмотрим более детально, каким образом происходит разделение статьи 290 УК РФ «Получение взятки» на отдельные категории.

    Часть 1. Здесь рассматривается взятка, не имеющая никаких отягчающих обстоятельств. То есть, отсутствуют любые параметры и факторы, способные возбудить более суровое наказание. Отметим также и то, что здесь дается определение взяточничества, и определяется перечень лиц, которые могут быть обвинены в получении неправомерных выгод.

    По ч.1 статьи «Взятка»предусмотрены следующие виды наказания:

    • штрафные санкции в виде суммы дохода за 2 года, или в виде 1 млн. рублей;
    • дополнительный штраф в виде суммы взятки, увеличенной на коэффициент от 10 до 50;
    • 2-5 лет исправительных работ;
    • 3 года тюремного заключения.

    Часть 2. Здесь говорится об определении наказания в ситуациях, когда сумма взятки составляет от 25 до 149 тыс. рублей. Для нарушителей, чьи дела квалифицируются по данной части, предусмотрены такие виды наказания:

    • штраф в 1,5 млн. рублей, или в виде лишения всех доходов за 2 года;
    • дополнительная штрафная санкция в виде 30-60 кратной суммы взятки;
    • тюремный арест на 6 лет.

    Часть 3. Здесь статья за взятку рассматривает любые уголовно наказуемые преступления:

    • штраф вымогателю в 2 млн. рублей;
    • дополнительный штраф в виде 40-70 кратного размера взятки;
    • 3 года ареста.

    Часть 4. К ней относят всех лиц, занимающих государственные должности, и выступающих в качестве руководителей органов управления. Для них закон подготовил более строгие наказания:

    • 3 млн. рублей в качестве основной суммы штрафа;
    • санкции в виде суммы взятки, умноженной на коэффициент от 60 до 80;
    • 7-летнее тюремное заключение.

    Часть 5. Данный норматив устанавливает ответственность за взятку, полученную группой лиц, имеющих крупный размер, или требуемых с пользователя с применением угроз, вымогательства взятки и т.д.:

    • денежная компенсация в 4 млн. рублей;
    • штраф в виде 4-летнего заработка;
    • дополнительная компенсация в бюджет, составляющая от 70 до 90 кратной суммы взятки;
    • 12 лет за решеткой.

    Ч.6 ст.290 УК РФ. Эта статья за получение взятки берет самые тяжкие преступления экономического плана, в частности, ситуации, когда сумма неоправданной выгоды превышает 1 млн. рублей (взятки в особо крупном размере). Для нарушителей тут будут самые жесткие меры наказания:

    • компенсация в 5 млн. рублей;
    • штраф в виде 5 летнего дохода;
    • дополнительная компенсация, которая будет передана в бюджет, она рассчитана исходя из суммы взятки, увеличенной в 80-100 раз;
    • запрет на должность должностным лицам, уличенным в преступлении;
    • потеря свободы на срок до 15 лет.

    Что такое коррупция?

    Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства. Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

    ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

    Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

    Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

    Читайте так же:  Требования гост к чертежам

    Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

    К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

    Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

    Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

    В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

    Взяткодатель — лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

    Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

    Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

    В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

    Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

    Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

    Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

    Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

    2. Злоупотребление полномочиями

    Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

    Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

    3. Коммерческий подкуп

    Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

    Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

    4. Взятка и подарок

    Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо, и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.

    специализированного межрайонного суда

    по уголовным делам Актюбинской области Райхан Жакина

    ВЗЯТКА И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

    ВЗЯТКА И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО. Взяточничество – одно из широко распространенных негативных социальных явлений, возникающих вместе с возникновением государственного аппарата. Взяточничество подробно исследовано в системе права. Это явление трактуется как одно их тяжких должностных преступлений, связанных с реализацией служебных полномочий.

    Ключевой элемент взяточничества – взятка. Она оплачивает особое поведение (действие или бездействие), либо покровительство взяткополучателя в рамках его служебных полномочий в интересах взяткодателя (см. также КОРРУПЦИЯ).

    Взяточничество – сложное, многоаспектное явление, имеющее юридически-правовое, историческое, социологическое, нравственное и культурологическое измерение.

    История взяточничества теряется в глубине веков. Деятельность государства связана с выполнением определенных социальных функций. Гражданин (поданный) вступает в многообразные отношения с чиновниками и представителями государственных институтов – церкви, суда, нотариата, налоговых служб и т.д., с военными и гражданскими властями. Исходя из интересов государства, всякое должностное лицо призвано действовать согласно букве и духу закона. В реальности же чиновник располагает возможностью – как действовать в соответствии с законом, так и затягивать выполнение своих служебных функций. Кроме того, он может идти на прямое нарушение закона (должностных инструкций) в интересах того или иного лица.

    Обе эти стратегии взяточничества нашли свое отражение в букве закона. Так, уголовное право царской России различало два вида данного преступления: мздоимство и лихоимство. Взятка, данная за совершение действия, входящего в круг обязанностей должностного лица трактовалась как мздоимство. Взятка за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности трактовалась как лихоимство. Иными словами, чиновник, выполнявший свои служебные обязанности и выдававший просителю копию подлинного решения суда только после получения взятки – мздоимец. Чиновник же, выдававший копию решения, в которой существо дело было искажено в интересах взяткодателя – лихоимец.

    Проблема взяточничества имеет два измерения. Во-первых, государство не в состоянии полностью контролировать каждого своего агента. Во-вторых, заинтересованные в благоприятном решении своей проблемы люди, обращаясь к чиновнику, сами несут ему подношения. Иными словами, осуждая взяточничество в принципе, в критической ситуации массовый человек склонен прибегать к взятке.

    Традиция взяточничества в значительной степени задана историей формирования государственного аппарата. В ранних государствах не существовало денежной оплаты труда чиновника. Доходы «государевого человека» формировались из нескольких источников: государственный служащий мог получать натуроплату продуктами и необходимыми для жизни предметами обихода; за службу его могли наделить землей и крепостными; сборщик налогов забирал часть собранного в свою пользу и т.д. Помимо того доходы чиновника формировались в результате служебных взаимодействий с подданными в подведомственных ему пределах. Когда агент государства вступал во взаимоотношения с «челобитчиком», эти отношения предполагали оплату. Она могла определяться традицией, не быть строго фиксированной, зависеть от имущественного статуса просителя, важности дела, но плата предполагалась в любом случае. Человек, обратившийся к агенту власти с любым делом (жалобой, просьбой, требованием суда и т.д.) всегда нес нечто в своей руке. Подношения просителей в значительной, а часто в решающей мере формировали доходы чиновника. А поскольку ответ на обращение просителя во многом зависел от усмотрения государственного человека, для того, чтобы дело «выгорело», надо было принести хороший дар. Такая практика существовала тысячелетия.

    Она подталкивала обе стороны (и чиновников, и население) к злоупотреблениям. Чрезмерный рост взяточничества оборачивался социальными и политическими проблемами. Правитель, допускавший разгул взяточничества, рисковал своей властью, поэтому государство постоянно вело борьбу со злоупотреблениями чиновников. Однако носитель верховной власти мог действовать только руками тех же чиновников. Поэтому в стратегическом плане такая борьба была обречена на поражение. Политика жестких репрессий позволяла на время снизить уровень взяточничества. Но со сменой правителя все возвращалось на круги своя. В итоге сформировалась традиция, согласно которой к государственному служащему надо идти с дарами.

    В ходе своего исторического развития зрелое государство обретает достаточно эффективный способ борьбы со взяточничеством. Прежде всего, оно исключает оплату труда чиновника просителем. Государственные структуры выполняют требуемые действия бесплатно, либо гражданин оплачивает необходимые сборы, минуя чиновника. Для этого все госслужащие переводятся на зарплату. Такая модель предполагает достаточный по своим размерам, госаппарат и требует значительных ресурсов, а значит, предполагает развитую экономику, способную прокормить зрелое государство. В Европе переход к регулярной и достаточной оплате труда госслужащих связан с наступлением Нового времени, разворачиванием процессов модернизации и выступает одной из предпосылок формирования современного правового государства.

    В наиболее успешных, зрелых и устойчивых государствах госслужба пользуется уважением. Чиновник получает достойную зарплату, перед ним разворачиваются перспективы служебной карьеры, которые напрямую зависят от сохранения безупречной репутации. Госслужащие получают солидную пенсию. В результате подобных преобразований формируется субкультура чиновничества с особым профессиональным чувством личностного достоинства, покоящегося на безупречной честности и добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей. Характерно, что в слаборазвитых странах, славящихся высоким уровнем коррупции, чиновники получают низкую, часто заведомо недостаточную зарплату, которая выплачивается нерегулярно.

    Коренное преобразование системы государственной службы – лишь один из факторов минимизации взяточничества. Второй существенный момент предполагает радикальное изменение морального климата в обществе. Ядро этого процесса связано с утверждением доминанты юридизма. Понятие «юридизм» описывает высокий статус ценностей закона в сознании человека. Юридизм превращает следование букве и духу закона в безусловную нравственную норму. Человек, сформированный в рамках такой культуры, следует установленным законам, нормам и правилам, не в силу обстоятельств и санкций внешнего характера, а согласно императивной нравственной установке. Он твердо уверен в том, что переходить дорогу строго на зеленый свет – его моральная обязанность как гражданина и цивилизованного человека.

    Вопреки устойчивым представлениям, корни взяточничества не сводятся к своекорыстию чиновников. Живучесть взяточничества в традиционном обществе обусловлена тем, что взятка необходима не только берущему, но также и дающему. Дающий и берущий взятку объединяются на почве презрения к государству и законности. Между этими людьми складываются устойчивые связи, позволяющие рядовому человеку постоянно нарушать закон. В критической ситуации всегда можно «отмазаться», «откосить» и т.д. Массовая практика взяточничества рождает противозаконные солидарности. При этом энергия общества оказывается направленной на поиск путей обхода закона. Высокий уровень взяточничества – свидетельство того, что реальная жизнь общества далека от официально заявленных законов. Взяточник откупается от государства со всеми его установлениями, покупая своими подношениями право жить «не по закону, а по совести», то есть в соответствии с повседневно утвердившейся традиционной практикой. Не случайно в царской России бытовало известное изречение, о том, что в России свирепость законов усмиряется их всеобщим невыполнением.

    Юридизм как императивный принцип возможен только в том случае, когда законы обретают в сознании человека нравственную санкцию. Я исполняю закон, поскольку он справедлив и это закон моего государства. Глупо требовать от заключенного в концлагере искреннего и добросовестного исполнения предписаний лагерной администрации. Иное дело – позиция сознательного гражданина. Юридизм предполагает полноценное переживание гражданских чувств. На смену отчуждения от государства, принимающего свирепые законы, приходит чувство подлинной причастности государству, а значит причастности, как к процессам законотворчества, так и исполнения законов. Такая система представлений складывается в зрелом гражданском обществе. Наконец, юридизм неотделим от утверждения подлинно независимого суда и создания эффективной судебной системы.

    В странах, где уровень взяток критически высок, законодательство сформулировано таким образом, что его невозможно не нарушать. И это – неизбежное следствие отчуждения общества от государства. Здесь бюрократия сознательно формулирует законы и подзаконные акты так, что каждый смертный становится нарушителем, а значит, побуждается к взятке. Правовая демократия и зрелое гражданское общество коренным образом изменяют ситуацию. Здесь каждый гражданин имеет возможность (участвуя в политическом процессе как избиратель) влиять и на законотворческий процесс и на правоприменительную практику. Далее, через институты гражданского общества гражданин в состоянии контролировать администрации любого уровня, требовать гласности во всех случаях, представляющих общественный интерес, инициировать референдумы, требовать отставки скомпрометировавших себя чиновников и т.д. Общественные организации заняты не только контролем, но и позитивным взаимодействием с государственными структурами. Они участвуют в конкретной работе (с беженцами, инвалидами, наркоманами), совместными усилиями разрабатывают проекты нормативных актов, ведут агитацию, разъяснительную и просветительскую работу и т.д.

    Читайте так же:  Какая пенсия будет в сентябре у работающих пенсионеров

    Таким образом, граждане, во-первых, деятельно участвуют в процессе создания и совершенствования справедливых норм и, во-вторых, непрестанно следят за их исполнением этих норм как чиновниками, так и всеми остальными согражданами. Люди не только сами исполняют законы, но и следят за тем, как исполняют законы другие. Здесь возникает немыслимая в традиционном обществе практика – граждане в массовом порядке сообщают о замеченных ими нарушениях закона, видя в этом исполнение своего гражданского долга. На смену массовой солидарности на почве обхода закона приходит солидарность на почве утверждения законности.

    В демократических обществах складываются и оттачиваются нормы и практики, позволяющие минимизировать пространство возможных злоупотреблений. Формируются весьма жесткие нормы поведения чиновника и публичного политика, оттачиваются процедуры проведения тендеров и конкурсов на выполнение государственных и муниципальных подрядов, государство минимизирует функции распределения средств и ресурсов, бюджеты государственных органов расписываются постатейно и предаются гласности и т.д. Ко всему этому, чиновники и политики любого уровня находятся под пристальным контролем со стороны СМИ, оппозиционных политических партий и общественных организаций.

    Борьба со взяточничеством – исключительно сложный и длительный процесс. Тем не менее, утверждение в общественном сознании принципов юридизма, формирование зрелого гражданского общества и цивилизованного аппарата госслужащих позволяет критически снизить уровень взяточничества и превратить взятку из норы жизни в исключение. Так проблема взятки высвечивается с точки зрения логики общеисторического развития.

    В современном обществе практика взяточничества неизбежно порождает такое социальное зло, как коррупцию. Дающий и берущий взятку срастаются в преступное сообщество, которое преследует свои собственные цели. Уровень взяток при этом, как правило, существенно превышает заработную плату коррумпированного чиновника, который работает уже не на государство, а на преступную группу. Если в обществе не находится действенных механизмов противостояния коррупции, происходит перерождение госаппарата, срастание его с бизнесом и криминалом. В популярной литературе сложился термин «бенгладешизация», как образ разворовывания любых ресурсов направляемых на цели развития. Бангладеш – далеко не единственный пример общества, пораженного коррупцией.

    Уровень взяток зависит от степени стабильности общества. Он резко возрастает в эпохи ослабления государства. Войны, революции и социальные потрясения, связанные с крушением устойчивых моральных ориентиров оборачиваются разгулом взяточничества и коррупции.

    Чем выше уровень жизни, тем ниже уровень взяточничества. Безграничная коррупция с особой силой поражает нищие страны. Чем стабильнее общество, чем устойчивее, социальная и политическая система, чем крепче экономика – тем ниже уровень взяточничества. Высокая динамика, ситуация догоняющего развития иногда оборачивается высоким уровнем взяточничества (Бразилия).

    Уровень взяток существенно различается от страны к стране. В целом уровень взяточничества в устойчивых правовых демократиях Западной Европы низок. Причем, в странах протестантского Севера Европы и англосаксонском мире уровень взяточничества ниже, в обществах католического Юга Европы – несколько выше. В Восточной Европе уровень взяточничества традиционно выше. Что же касается стран Азии, Африки и Латинской Америки, то здесь, рядом с более или менее благополучными, находятся страны, лидирующие по уровню взяточничества и коррупции.

    В целом, традиционные общества более подвержены взяточничеству. Процессы модернизации ведут к росту взяточничества и коррупции, однако завершение модернизации, связанное с формированием гражданского общества, создает предпосылки успешной борьбы с этим социальным злом.

    Во все времена взятки осуждались с моральных позиций. Взяточников осуждали правители и религиозные пророки, писатели и публицисты. В Ветхом Завете, среди законов, полученных на горе Синай непосредственно от Господа, которые Моисей должен был объявить своему народу, читаем: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исход 23–8). В современной западной журналистике целая плеяда высоких профессионалов сделала себе имя «разгребателей грязи».

    В правовых демократических государствах общественное мнение играет существенную роль в деле поддержания законности. При этом государственный аппарат находится в сфере самого пристального внимания, а общественное мнение влияет на кадровую политику власти. В такой ситуации скомпрометировавший себя чиновник не имеет шансов вернуться на государственную службу.

    Взяточничество на Руси.

    В русском законодательстве взятка, в средневековой терминологии – «посул», впервые упоминается в правовых документах конца 14 в. Что же касается традиции подношений и подарков представителям власти, то она, по-видимому, существовала всегда. Первоначально подношения были основным источником содержания государственного аппарата. В Древней Руси в основе административной системы лежали так называемые «кормления». Представители центральной власти на местах не получали жалованья, а содержались, или кормились за счет подвластного населения. Размеры такого содержания определялись официальными документами и обычаем. При подобной системе управления взяток в современном смысле слова не существовало. Посул понимался как злоупотребление в кормлении, как превышение норм, установленных для кормленщиков.

    С формированием централизованного аппарата управления (16 в.) в России появляется бюрократия – слой чиновников, получавших жалование из казны. Процесс формирования бюрократии был постепенным. Поэтому чиновничество впитало в себя многие традиции системы кормлений. Только теперь чиновники кормились не с подвластной территории, а с собственной должности. Так, к концу 17 в. в России существовали три вида подношений чиновникам. Наиболее распространенной была плата за техническую работу, например, за оформление документов. Не менее редкими были подарки чиновникам. Назывались они «почестями» или «поминками». «Почести» и «поминки» считались не подкупом чиновника, а знаком уважения к представителю власти. Наконец, прямой подкуп с целью добиться решения дела в свою пользу назывался «посулом», который рассматривался как должностное преступление и карался по уголовному законодательству. Понятно, что грань между разрешенной «почестью» и запрещенным «посулом» была весьма зыбкой. Размеры «почестей и поминок» были общеизвестны и освящены традицией. Затягивая решение дел, чиновники умели подвинуть просителя к выплате требуемых подношений.ne Преобразования Петра I, направленные на создание соответствующего эпохе рационального государственного аппарата, столкнулись с традицией взяточничества. Петр запретил любые подношения чиновникам, однако, именно при нем взяточничество и казнокрадство становится подлинно всеобщим явлением. Взяточничеством грешили люди в ближайшем окружение императора, включая одного из самых выдающихся казнокрадов в истории России – Александра Даниловича Меншикова. Петр просто не располагал людьми, способными устоять перед соблазном неправого обогащения. Он повесил прославившегося грабежом местного населения первого сибирского губернатора, князя Матвея Гагарина, но подобные акции не меняли положения вещей. Еще сложнее было бороться с взяточничеством и воровством среди низшей бюрократии. Фискалы – чиновники, призванные следить за работой чиновничьего аппарата – просто забирали свою долю от поборов.

    Уже Екатерина I свернула всю борьбу с мздоимством. Отчасти это было связано с тем, что в разоренной реформами и войнами стране не было денег на содержание бюрократического аппарата. Уровень взяточничества в России в 18–19 вв. был традиционно высоким. Взяточничество возрастает с началом Первой мировой и достигает фантастических масштабов во время Гражданской войны. Масштаб взяточничества в СССР, в силу особенностей политической и экономической системы, был существенно ниже дореволюционного. Уточним, речь идет о масштабе взяток, а не о распространенности явления. В стране, где человек, имеющий автомобиль, рассматривался как весьма состоятельный, взятки и подношения считались не на сотни тысяч, а на сотни рублей. В последние десятилетия советской истории, с возникновением «цеховиков» и появлением теневой экономики, рос уровень коррумпированности госаппарата, а значит и масштаб взяточничества. Взятки дифференцируются в зависимости от уровня доходов взяткодателя. Хворая бабушка несла деревенскому врачу курицу со своего подворья, а директор завода, выбивавший оборудование для выпуска «левой» продукции платил чиновникам Госснаба десятки тысяч рублей.

    Распад СССР и изменение общественного строя породили особые условия для взяточничества. Формирование рыночных отношений в бывшем социалистическом обществе, отсутствие целостной нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности, раздел общегосударственной социалистической собственности, на фоне дефицита демократических традиций и отсутствия гражданского общества создали исключительно благоприятные условия для чиновничьих злоупотреблений.

    Взяточничество приняло подлинно всеобщий характер. Взятки в современной России – это Монблан, в основании которого – неисчислимые подношения слесарю-сантехнику на бутылку, врачу, медсестре и нянечке в больнице, воспитателю в детском саду и т.д. На вершине же лежат исчисляемые в миллионах долларов взятки крупным госчиновникам, поступающие на шифрованные счета в зарубежных банках. Согласно данным президента фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова (май 2002), российские граждане ежегодно тратят на взятки различным должностным лицам в общей сложности не менее 37 млрд. долларов. Сумма эта соотносима с размерами государственного бюджета страны.

    В русской культуре взятка обретает бесчисленные выражения. От эпохи средневековья наследуются образы «шемякина суда» и «московской волокиты». Чиновников в народе веками почитают «крапивным семенем». На окраинах великой империи взятка имела множество имен. Среди них: тюркские – «бакшиш», «хабар», украинское – «магарыч». Классическая литература донесла до нас эвфемистические определения взятки присущие 19 в. – «барашек в бумажке», «рекомендательное письмо за подписью князя Хованского». Двадцатый век породил обороты более грубые и выразительные: «дать на лапу», «подмазать», «сунуть».

    Словарь Даля приводит массу пословиц на нашу тему. Среди них: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «В суд ногой – в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос».

    История русской литературы полна образами мздоимцев и лихоимцев. Взяточник – дежурный персонаж пьес и журналов эпохи Екатерины Великой. Вся классическая литература: Гоголь, Некрасов, Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, Чехов и многие другие авторы обращаются к этой вечной теме, часто помещая взятку и взяточника в центр сюжета. В советской литературе образ взяточника уходит на второй план, однако эта метаморфоза задана идеологически, ибо в космосе советской идеологии взятка – изживаемое наследие проклятого прошлого.

    Начиная с эпохи Перестройки, публицистика, литература и искусство заново обратились к теме взяточничества. Сегодня коррупционер – непременный персонаж произведений самого разного порядка от телерепортажей типа хроники МВД и статей в бульварных газетах, до публикации результатов социологических исследований и телесериалов детективного жанра. В российском обществе нарастает стремление осознать природу рассматриваемого нами явления.

    Потребность в понимании корней и причин взяточничества – хороший симптом. Понимание – непременное условие борьбы с этим социальным пороком.

    Уровень взяточничества, так же как и уровень коррупции, преступности, наркомании, – надежный индикатор социального неблагополучия. Прежде всего, борьба с взяточничеством возможна; в этом нас убеждает пример стран правовой демократии. Во-вторых, борьба с взяточничеством и коррупцией представляет собой один из элементов демократического преобразования общества. Построение правовой демократии и формирование зрелого гражданского общества: надежный способ оттеснить взятку на периферию общественной жизни, превратить взяточника из «хозяина жизни» в презираемого жулика, которого сторонится каждый уважающий себя человек.

    Похожие записи:

    • Заявление на имя декана о досрочной сдаче сессии образец Образец заявления о досрочной сдаче сессии Образец заявления о досрочной сдаче сессии Декану юридического факультета Кубанского государственного университета от студента (ки) __ курса __ группы ОФО/ЗФО юридического факультета проживающего по […]
    • Возврат подоходного налога в россии Возврат подоходного налога в россии Налоговый советник ъ Налоговая декларация 3-НДФЛ ( + ) Возврат подоходного налога в любом регионе России Контакты Главная > Услуги > Возврат подоходного налога Возврат подоходного налога (НДФЛ) Важно! […]
    • Экспертиза срока давности изготовления документов Экспертиза давности документов Экспертиза давности составления документов в Санкт-Петербурге и на всей территории РФ один из наиболее сложных видов технической экспертизы документов. Подделка документов задним числом, в том числе проставление […]
    • Официальная ликвидация юридических лиц Официальная ликвидация юридических лиц Юридический Центр «ЮсСфера» оказывает полный перечень услуг по вопросам ликвидации и реорганизации юридических лиц. Со стоимостью услуг по ликвидации и реорганизации юридических лиц Вы можете […]
    • Приказ минтранса 147 от 30042019 логистика россии справочник по законам, документам, инструкциям, предписаниям, директивам Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. N 147 Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. Об утверждении Федеральных авиационных правил Требования к […]
    • Нормативные требования к психодиагностической процедуре Нормативные требования к психодиагностической процедуре ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ» 25. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. Эти требования яв-ся психометрическими и к разным группам […]