Договор хранения вагонов на путях

Договор хранения вагонов на путях

Владельцев грузовых железнодорожных вагонов и перевозчиков могут обязать оплачивать простой вагонов на путях общего пользования

У участников перевозочного процесса (перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев вагонов) может появиться обязанность платить владельцам железнодорожной инфраструктуры за предоставление путей общего пользования. Наиболее крупным владельцем железнодорожной инфраструктуры в Российской Федерации является ОАО «РЖД» .

Проект Федерального закона N 319967-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

У участников перевозочного процесса (перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев вагонов) может появиться обязанность платить владельцам железнодорожной инфраструктуры за предоставление путей общего пользования. Наиболее крупным владельцем железнодорожной инфраструктуры в Российской Федерации является ОАО «РЖД» .

Платить участники перевозочного процесса будут в двух случаях:

— если пути заняты вагонами, участвующими в перевозках;

— если пути заняты порожними вагонами, которые разгружены, но не предъявлены к перевозке.

Условия оплаты будут зависеть от того, связано ли нахождение вагонов на путях с осуществлением перевозок.

Данные изменения содержит законопроект, который Госдума приняла в первом чтении.

Вынужденное размещение вагонов на путях общего пользования в рамках перевозочного процесса может стать платным

За нахождение вагонов на путях общего пользования владельцы инфраструктуры будут взимать с перевозчиков плату, если такие вагоны при перевозке простаивают по причинам, независящим от владельца инфраструктуры (плата за простой вагонов в перевозочном процессе). В законопроекте предусмотрен ограниченный перечень случаев, когда перевозчик оплачивает занятие железнодорожных путей. Например, это возможно, если вагоны ожидают погрузки, выгрузки, находятся под таможенными процедурами.

Если в таких ситуациях вагоны простаивают на путях общего пользования не по вине перевозчика, а по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего пользования, то указанные лица должны будут компенсировать расходы перевозчика на оплату простоя вагонов, а также все связанные с этим затраты.

В ряде случаев, прямо перечисленных в законопроекте, грузоотправители, грузополучатели и владельцы железнодорожных путей необщего пользования будут освобождены от оплаты простоя вагонов на путях общего пользования. В частности, простой не оплачивается, если вагоны не приняты к перевозке по зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры причинам, установленным в ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ.

За длительный (более трех дней) простой порожних вагонов в местах общего пользования после их разгрузки плата будет взиматься в пятикратном размере

Помимо платы за простой вагонов на путях общего пользования во время перевозки планируется также взимать плату за простой порожних вагонов на путях или в местах общего пользования уже после разгрузки (плата за простой вагонов вне перевозочного процесса). Данная плата будет взиматься с владельцев вагонов, если вагоны находятся на путях или в местах общего пользования по причинам, зависящим от их владельцев, в том числе являющихся перевозчиками, а не только с перевозчиков, как это предусмотрено действующим законодательством.

Согласно законопроекту вопрос о том, кто является владельцем вагона, будет разрешаться в зависимости от содержания транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза. В соответствии с образцами заполнения таких накладных владельцем вагонов может быть перевозчик либо грузоотправитель (Приказ МПС России от 18.06.2003 N 39 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом»).

Если владелец грузовых железнодорожных вагонов не является перевозчиком, то он будет обязан либо убрать вагоны с железнодорожных путей общего пользования в течение 24 ч. с момента выгрузки груза, либо повторно предъявить вагоны для перевозки. Владелец вагонов может убрать их с путей общего пользования самостоятельно или поручить это грузополучателю.

Если через 24 ч. порожние вагоны останутся на путях общего пользования, то владелец таких вагонов будет обязан внести владельцу инфраструктуры плату за все время нахождения вагонов на путях вне перевозочного процесса. Основания для освобождения от оплаты простоя вагонов на путях общего пользования вне перевозочного процесса будут такими же, как и для освобождения от оплаты простоя в рамках перевозочного процесса.

Специальная ответственность установлена для случаев, когда вагоны будут занимать не пути общего пользования, а места общего пользования (склады, участки путей, используемые для погрузки). За простой вагонов в местах общего пользования в течение трех и более суток владелец инфраструктуры будет взимать с владельца вагонов плату за их простой вне перевозочного процесса в пятикратном размере за каждые последующие сутки после трех суток с момента выгрузки грузов (контейнеров). Владелец вагонов освобождается от оплаты их простоя в местах общего пользования, только если простой произошел по независящим от него причинам.

Действующая редакция Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта) также обязывает перевозчика вносить владельцу инфраструктуры плату за нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, если это не связано с процессом перевозки (ст. 53). Однако данная норма не применяется, если на путях общего пользования находятся вагоны лиц, не являющихся перевозчиками (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 05.08.2010 по делу N А55-17340/2009).

Плата за простой вагонов на путях общего пользования должна будет определяться по соглашению участников перевозочного процесса

Размер платы за простой вагонов как в перевозочном процессе, так и вне перевозочного процесса в законопроекте не указан. Он будет устанавливаться соглашениями между участниками перевозочного процесса, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Характер договорных отношений при перевозке определяется в зависимости от того, владеет перевозчик объектами инфраструктуры или нет. Если перевозчик и владелец инфраструктуры являются разными лицами, то для перевозки заключается два договора: договор перевозки между грузоотправителем и перевозчиком и договор об использовании инфраструктуры между перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Если перевозчик одновременно является владельцем инфраструктуры, то грузоотправителю достаточно заключить с таким перевозчиком договор перевозки.

Для договоров по перевозке грузов железнодорожным транспортом характерно то, что многие их положения урегулированы в нормативных актах, которые подлежат обязательному применению всеми участниками перевозочного процесса. Договоры должны соответствовать Уставу ( железнодорожного транспорта, а также правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом, которые утверждает Минтранс России. Перевозки железнодорожным транспортом оплачиваются по установленным тарифам, поэтому перевозчики и владельцы транспортной инфраструктуры не могут ввести дополнительную плату за простой вагонов, если это прямо не предусмотрено законодательством.

В законопроекте не определено обязанности изменять содержание ранее заключенных договоров, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом. В связи с этим пока не решенным остается вопрос, как должна будет рассчитываться плата за занятие путей общего пользования до внесения изменений в договоры.

В ст. 422 ГК РФ указано, что договор должен соответствовать законодательству, действующему на момент заключения. Если меняется законодательство, то сохраняют силу условия ранее заключенного договора. Однако в рассматриваемом случае вводится новое дополнительное условие. Для новых договоров оно будет обязательным, для уже заключенных – нет.

10.3. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом

Важнейшим среди договоров, заключаемых в связи с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, является договор перевозки груза. По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза (ст. 25 УЖТ).

В приведенное определение дополнительно по сравнению со ст. 785 ГК включены слова: «с соблюдением условий его перевозки». Очевидно, это сделано для того, чтобы акцентировать внимание на одной из основных обязанностей перевозчика, хотя особой необходимости в этом нет, ведь исполнение обязательств надлежащим образом как принцип обязательственного права закреплен в его общих положениях (ст. 309 ГК).

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом в отличие от аналогичных договоров перевозки груза другими видами транспорта всегда публичный. По этому договору перевозка осуществляется железнодорожным транспортом общего пользования. Данный признак означает, что перевозчик обязан заключить договор перевозки с каждым обратившимся с предложением о его заключении на одинаковых для всех условиях.

Стороны договора. Среди транспортных уставов и кодексов только УЖТ и КВВТ содержат определение понятия «перевозчик» и лишь в УЖТ дается определение грузоотправителя (отправителя). В соответствии со ст. 2 УЖТ перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю).

Из приведенного определения следует, что здесь, в отличие от перевозчиков других видов транспорта, перевозчик всегда осуществляет перевозку транспортом общего пользования, каким является железнодорожный транспорт.

Закон о железнодорожном транспорте закрепляет основные требования, предъявляемые к перевозчику (ст. 12). В частности, он должен: 1) иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа; 2) владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на нраве собственности или ином праве; 3) иметь квалифицированных работников; 4) заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги, если он не имеет локомотива; 5) заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

Кроме того, в случае перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении с участием нескольких владельцев инфраструктур перевозчик до заключения договора перевозки обязан иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки, а при отсутствии собственных локомотивов обязан иметь договоры об оказании услуг локомотивной тяги на весь путь следования грузов.

Читайте так же:  Приказ на отпуск совместителю

Грузоотправителем по договору перевозки груза может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо. В соответствии с УЖТ грузоотправитель – это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе (ст. 2). Приведенное определение имеет два недостатка. Во-первых, в нем не оговорены условия участия в договоре перевозки груза грузоотправителя – физического лица. Поскольку перевозка является предпринимательской деятельностью, он может выступать в качестве стороны договора перевозки груза только в исключительных случаях, не связанных с предпринимательством. Эту ситуацию достаточно четко регулирует КВВТ, который связывает участие грузоотправителя – физического лица в договоре перевозки только с перевозкой грузов для личных (бытовых) нужд (п. 1 ст. 66).

Что касается других нормативных источников, регулирующих перевозки грузов железнодорожным транспортом, то указание на участие в договорных отношениях грузоотправителя – физического лица содержится лишь в Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 (в ред. от 14.05.2013 № 411) (далее в данной главе – Правила оказания услуг по перевозкам). В соответствии с п. 1 этих Правил ему оказывается услуга по перевозкам на железнодорожном транспорте грузов для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Второй недостаток определения понятия «грузоотправитель» связан с ошибочностью причисления к грузоотправителю лица, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца «багажа, грузобагажа». Как указано в ст. 82 УЖТ, при перевозке багажа стороной договора является пассажир, что находит подтверждение и в Правилах оказания услуг по перевозкам (п. 41). В этой же статье отмечается, что при перевозке грузобагажа стороной договора выступает отправитель грузобагажа, но не грузоотправитель.

В перевозке груза участвует и грузополучатель. Определение этого участника перевозочного процесса также дается в ст. 2 УЖТ. Согласно закрепленной в ней формулировке грузополучателем (получателем) является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Приведенная формулировка содержит те же недостатки, которые присущи понятию «грузоотправитель».

Необходимо лишь отметить следующее. В ст. 82 УЖТ содержится положение, согласно которому багаж выдается управомоченному на его получение лицу, и можно допустить, что им является грузополучатель, но в договоре перевозки пассажира он будет выступать не как грузополучатель, а как уполномоченное пассажиром лицо.

Предмет договора. Являющаяся предметом договора услуга по доставке вверенного перевозчику груза в пункт назначения включает прежде всего транспортировку груза. В соответствии с УЖТ (ст. 2) она может осуществляться в прямом, прямом смешанном, непрямом смешанном и международном сообщении. Транспортировка грузов в прямом сообщении – это их перевозка между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении осуществляется не только железнодорожным, но и другими видами транспорта но единому транспортному документу. Отличие перевозки груза в непрямом смешанном сообщении от перевозки в прямом смешанном сообщении заключается в том, что она осуществляется по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Что касается перевозки груза в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта, то это его перевозка в прямом и непрямом международном сообщении между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе осуществление транзита по территории РФ, в результате которых груз пересекает государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст. 2 УЖТ).

Услуга в виде транспортировки может осуществляться грузовой скоростью, а также большой скоростью. Такое деление влияет, во-первых, на время перевозки груза, а во-вторых, на размер оплаты услуги. Доставка груза большой скоростью оплачивается по повышенному тарифу. Необходимо иметь в виду, что в установленных случаях перевозка может осуществляться только большой скоростью. Ее и должен указывать грузоотправитель в транспортной железнодорожной накладной.

Услуга по перевозке груза должна осуществляться по кратчайшему маршруту. Как указано в ст. 15 УЖТ, плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов, в том числе в случаях увеличения расстояния по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Входящая в предмет договора услуга по хранению груза не имеет каких-либо особенностей, за исключением размеров тарифов при платном его хранении.

Содержание договора.

Обязанности перевозчика. Перевозчик обязан соблюдать установленные правила перевозок грузов соответствующим способом или определенных видов грузов. Речь идет о выполнении, например, правил перевозок грузов в универсальных контейнерах, транспортных пакетах, в открытом подвижном составе, грузов навалом, насыпью, наливом, опасных грузов и др. Так, при перевозке грузов навалом, насыпью необходимо обеспечить защиту их от атмосферных осадков и распыления. Особых мер требуют перевозки опасных грузов и т.п.

Поскольку предмет договора составляет услуга, касающаяся перевозки груза по кратчайшему маршруту, перевозчик должен выполнять указанное условие. При этом он обязан соблюдать соответствующий скоростной режим. Выполнение данных условий является гарантией доставки груза в установленный срок. Исчисление срока начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки. Дата приема груза к перевозке и расчетная дата истечения срока его доставки, определенная исходя из установленных нормативов или на основании соглашения сторон, указывается в транспортной железнодорожной накладной и выданной грузоотправителю квитанции о приеме груза.

УЖТ определены случаи, когда груз считается доставленным в срок. Во-первых, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку груза на железнодорожной станции назначения или если вагоны и контейнеры с грузом поданы для выгрузки грузополучателю либо владельцу железнодорожного пути необщего пользования, выполняющего обязанность по осуществлению разгрузочных работ для грузополучателя.

Во-вторых, груз считается доставленным в срок при прибытии на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока его доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов и контейнеров с грузом для выгрузки произошла: 1) вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам; 2) так как не внесены плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи; 3) вследствие иных зависящих от грузополучателя причин. Об этих фактах составляется акт общей формы (ст. 33 УЖТ).

Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения в сохранности относится к числу тех, которые непосредственно служат достижению общей цели перевозки. Одной из мер по выполнению данной обязанности является опломбирование перевозчиком вагонов и контейнеров ЗПУ. Но эта обязанность возлагается на перевозчика только при условии, что он осуществлял погрузочные работы.

При опломбировании вагонов и контейнеров перевозчик должен соблюдать требования к ЗПУ. Эти требования, а также перечень грузов, перевозка которых допускается в вагонах, контейнерах без ЗПУ, установлены федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Со своей стороны, перевозчик устанавливает типы применяемых при опломбировании ЗПУ, порядок их учета, хранения и утилизации.

В тех случаях, когда вагоны и контейнеры вскрываются для досмотра таможенными органами или другими органами государственного контроля, они опломбируются новыми ЗПУ, о чем перевозчик делает отметку в транспортной железнодорожной накладной.

Особенность обязанности по выдаче груза заключается в следующем. Согласно УЖТ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем его доставки в пункт назначения. Делается это перевозчиком письменно или по телефону. Факт передачи уведомления регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, а также указывается в оригинале транспортной железнодорожной накладной и дорожной ведомости в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258). Правовые последствия ненадлежащего исполнения перевозчиком этой обязанности заключаются в освобождении грузополучателя от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение груза до момента получения уведомления о его прибытии [1] .

На перевозчика возлагается также обязанность уведомлять грузополучателя и владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи, если иное не предусмотрено соглашением сторон. На железнодорожном транспорте весьма распространено заключение договора о предварительной информации грузополучателя о подходе в его адрес груза. В связи с этим перевозчик обязан предоставлять такую информацию в оговоренные сроки.

Последующие действия перевозчика связаны с обеспечением в соответствии со ст. 21 УЖТ выгрузки груженых контейнеров из вагонов за счет грузополучателя с ее оплатой по соглашению сторон и передачей груза грузополучателю. На железнодорожной станции назначения он вручает грузополучателю груз и транспортную железнодорожную накладную. Согласно ст. 41 УЖТ перевозчик должен проверить состояние, массу и количество мест груза в случаях:

  • – прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными ЗПУ или с ЗПУ попутных железнодорожных станций;
  • – прибытия груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;
  • – прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке в открытом железнодорожном подвижном составе;
  • – прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
  • – прибытия груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;
  • – выдачи груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.
Читайте так же:  Иск на росреестр

Как указано в Правилах выдачи грузов на железнодорожном транспорте [2] , в случаях отсутствия обстоятельств, предусматривающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой, предусмотренной ст. 41 Устава, такие грузы выдаются без проверки (п. 5 подп. 5.1 –5.6).

Что касается документационного подтверждения выдачи груза с проверкой перевозчиком, то им в памятке приемосдатчика делается отметка о наличии обстоятельств, подтверждающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика [3] .

Права перевозчика. Перевозчик вправе при приеме груза к перевозке проверить достоверность сведений о массе груза, его свойствах, а также других данных, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной. При обнаружении искажений указанных сведений решается вопрос об ответственности грузоотправителя (ст. 27 УЖТ).

Перевозчик имеет также право принять решение об изменении порядка оплаты перевозки. По письменному ходатайству грузоотправителя он может дать согласие на осуществление всех расчетов за перевозку (в том числе и оплаты перевозки, которая обычно производится до момента приема груза перевозчиком) на железнодорожной станции назначения.

Следующее право перевозчика касается ситуаций, связанных с несвоевременными расчетами за перевозку по вине грузоотправителя или грузополучателя. В этих случаях перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством.

В процессе осуществления перевозки перевозчик может переадресовать груз, если получит письменное заявление грузоотправителя или грузополучателя о переадресовке (ст. 31 УЖТ) [4] . Решение перевозчика о переадресовке груза с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения принимается после согласования заявления с владельцем инфраструктуры в течение не более двух суток. Переадресовка груза может производиться как в пути следования, так и на станции назначения. В пути следования переадресовка осуществляется по первоначальным перевозочным документам, а на станции назначения – по новым перевозочным документам. В соответствии с Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 44 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258), перевозчик не вправе осуществить переадресовку груза с признаками порчи, повреждения, недостачи, с неисправными ЗПУ, нарушением температурного режима, а также при наличии актов, составленных в пути следования (п. 16).

Возможно принятие решения об изменении пункта назначения без согласования с грузоотправителем или грузополучателем в случаях, установленных законом. Речь идет о ситуациях, когда перевозка грузов угрожает здоровью или жизни граждан, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и экологической безопасности. После принятия решения перевозчик должен незамедлительно уведомить об этом грузоотправителя и грузополучателя (ч. 2 ст. 31 УЖТ).

В пути следования перевозчик может на договорной основе предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес груза.

На завершающем этапе перевозочного процесса при невозможности выдачи груза грузополучателю перевозчик вправе принять в отношении такого груза указанные в УЖТ меры. В частности, в случае отсутствия грузополучателя на железнодорожной станции назначения и непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение 10 суток, а о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов – в течение четырех суток, перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за его счет. При невозможности возврата груза перевозчик может его реализовать в порядке, предусмотренном УЖТ (ч. 6 ст. 34).

Такие же действия он вправе предпринять в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку (если по договору он осуществляет ее оплату) и иных причитающихся перевозчику платежей.

При передаче груза грузополучателю перевозчик может на основании отдельного договора принять участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест в случае своевременной доставки груза без признаков недостачи и повреждения.

Перевозчик вправе увеличить размеры взимаемых с грузополучателя сборов и платежей при несвоевременной выгрузке грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременном вывозе грузов с железнодорожных станций, в частности: а) сбора за хранение выгруженных грузов, контейнеров – до пятикратного размера этого сбора; б) платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем на 24 часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях – до двукратного размера указанной платы. О принятом решении перевозчик уведомляет указанных лиц в письменной форме.

В случаях если грузополучатель не выполняет возложенные на него УЖТ обязанности по очистке внутри и снаружи вагонов и контейнеров, снятию приспособлений для крепления грузов, приведению в исправное техническое состояние несъемных инвентарных приспособлений для крепления грузов, промывке и ветеринарно-санитарной обработке вагонов, когда это необходимо, перевозчик имеет право не принимать от грузополучателя после выгрузки или слива груза вагоны и контейнеры впредь до выполнения указанных требований. При этом с грузополучателя взимается плата за пользование вагонами и контейнерами за все время их задержки.

Обязанности и права грузоотправителя, грузополучателя. Основная обязанность грузоотправителя заключается в оплате перевозки груза. Плата должна вноситься до момента принятия груза для перевозки. Вместе с тем в отличие от других транспортных законов (за исключением КТМ) УЖТ регулирует ситуацию, когда оплату перевозки осуществляет грузополучатель. В соответствии со ст. 30 УЖТ грузоотправитель может обратиться к перевозчику в письменной форме с предложением, согласованным с грузополучателем, о внесении платы за перевозку груза и иных причитающихся платежей грузополучателем на железнодорожной станции назначения. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляет грузополучатель. При выявлении обстоятельств, влекущих необходимость перерасчета стоимости перевозки и иных платежей и штрафов, он может производиться как до, так и после выдачи груза.

На практике между грузоотправителем и грузополучателем иногда возникают споры по поводу возврата суммы, переплаченной перевозчику. На этот счет в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что при рассмотрении споров, связанных с перерасчетом провозной платы и иных платежей, уплаченных перевозчику грузоотправителем, следует учитывать, что грузополучатель, выявивший факт переплаты, не вправе требовать от перевозчика возврата суммы, излишне уплаченной грузоотправителем. Соответствующее требование может быть предъявлено грузоотправителем перевозчику в порядке, предусмотренном УЖТ (п. 19).

В рамках выполнения грузоотправителем обязанности по расчетам за перевозку груза законодатель особое внимание уделяет вопросу своевременности внесения провозных платежей. Установлен ряд правовых мер воздействия на нарушителей этого требования вплоть до уплаты процентов на сумму просроченного платежа.

На железнодорожном транспорте оплата перевозок грузов осуществляется с использованием Технологического центра по обработке перевозочных документов (ТехПД), если стороны заключили договор о производстве расчетов через указанный Центр.

В связи с осуществлением сторонами через ТехПД расчетов по железнодорожным грузовым перевозкам ВАС РФ дал разъяснения о порядке использования перевозчиком перечисленных грузоотправителем сумм в качестве платы за оказанные услуги, связанные с перевозкой, и правах грузоотправителя (грузополучателя) на оспаривание необоснованного их использования. Согласно указанным разъяснениям, «если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД» (п. 21). При этом «если перевозчик использовал предварительно перечисленные ему грузоотправителем (грузополучателем) суммы в погашение задолженности за перевозки, по которым истек срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 126 Устава, требования грузоотправителя (грузополучателя) о возврате такой суммы подлежат удовлетворению» (п. 22).

Грузоотправитель вправе взыскать с перевозчика проценты за пользование чужими денежными средствами, как это предусмотрено ст. 395 ГК, независимо от того, какой иск был предъявлен: о внесении изменений в записи на лицевом счете в ТехПД либо о взыскании соответствующей суммы.

При заключении договора перевозки груза железнодорожным транспортом составляется транспортная железнодорожная накладная. Оформление этого документа возлагается на грузоотправителя. В соответствии с УЖТ он должен представить перевозчику на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную. Этот документ составляется в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Порядок заполнения железнодорожных транспортных документов грузоотправителем регулируется Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (далее в данной главе – Правила заполнения перевозочных документов).

Читайте так же:  Образец алименты на ребенка и жену до 3 лет

Следующая обязанность грузоотправителя касается обеспечения сохранности груза в пути следования. Имеется в виду организация сто сопровождения. Определенные грузы требуют сопровождения в пути следования. Их перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрану таких грузов обеспечивает грузоотправитель (грузополучатель). Сама перевозка грузов с сопровождением осуществляется в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (в ред. приказа Минтранса РФ от 22.12.2008 №216).

В процессе перевозки груза может создаться ситуация, требующая от грузоотправителя корректировки договора перевозки груза, в частности, касающаяся условий его доставки. Речь идет об изменении места доставки груза или адресата (грузополучателя). Законодатель предоставляет грузоотправителю такое право при условии, что груз еще не вручен грузополучателю. Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом вся процедура переадресовки груза грузоотправителем строго формализована. Она начинается с подачи грузоотправителем письменного заявления перевозчику, который согласовывает решение о переадресовке груза с владельцами инфраструктур. Если груз находится под таможенным контролем, переадресовке предшествует согласие соответствующих таможенных органов. Одновременно устанавливается наличие согласия предполагаемого грузополучателя на прием груза. Принимаемые решения перечисленных лиц фиксируются в соответствующих документах. Такая формализация всей процедуры хотя и усложняет процесс переадресовки груза, однако служит гарантией соблюдения прав участников переадресовки.

В связи с этим в специально принятых Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транспорте детально регламентируются содержание письменного заявления грузоотправителя, порядок оформления транспортных документов, осуществления расчетов при переадресовке [5] . В случае договоренности между сторонами об электронном обмене документами заявление может быть передано перевозчику в электронном виде. К заявлению должно быть приложено согласие нового грузополучателя на прием груза.

Все расходы перевозчика в связи с переадресовкой груза возмещаются грузоотправителем (грузополучателем), по инициативе которых осуществляется переадресовка, в соответствии с договором.

Что касается обязанностей грузополучателя, то помимо уже рассмотренных, а также типовых его обязанностей но приему и вывозу груза, окончательным расчетам за перевозку, очистке вагонов, контейнеров, он обязан вносить плату перевозчику за пользование его вагонами, контейнерами в двух случаях: 1) за время их нахождения у него либо за время ожидания их подачи по причинам, зависящим от него; 2) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, при условии, что задержка привела к нарушению срока доставки груза (ч. 1,3 ст. 39 УЖТ).

Форма договора. Договор перевозки груза железнодорожным транспортом оформляется транспортной железнодорожной накладной. В соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 – оригинал накладной; лист 2 – дорожная ведомость; лист 3 – корешок дорожной ведомости; лист 4 – квитанция о приеме груза (п. 1.3).

Из них только лист 1 – оригинал накладной – в части данных, относящихся в основном к грузу, заполняется грузоотправителем, после чего передается перевозчику для дальнейшего заполнения.

Требования к оформлению накладной грузоотправителем закреплены в специальном разделе «Заполнение накладной грузоотправителем» указанных Правил. Все данные, включаемые грузоотправителем в соответствующие графы, должны содержать полную и точную информацию. За искажение наименования груза, особых отметок, сведений о грузе, его свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозки или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправитель песет ответственность, предусмотренную УЖТ.

Правила заполнения перевозочных документов содержат запрет подчисток и помарок в этих документах. Если возникает необходимость изменения сведений, вносимых грузоотправителем, он должен заполнить новый бланк документа (п. 1.11).

Цена договора имеет ту особенность, что в связи с публичным характером договора перевозки груза железнодорожным транспортом его цена устанавливается только тарифами, принятыми в установленном порядке. Оплачиваемые при перевозке сборы за выполнение дополнительных операций или работ не включаются в тарифы. Утвержденные тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги публикуются в тарифных руководствах.

Срок договора отсчитывается от даты приема груза для перевозки и до расчетной даты истечения срока его доставки грузополучателю. Сроки доставки грузов и порядок их исчисления устанавливаются правилами, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Существуют особенности перевозок железнодорожным транспортном отдельных видов грузов и способов перевозки. Речь идет о скоропортящихся грузах, подкарантинных грузах, грузах, перевозимых в открытом подвижном составе, насыпью и навалом, на особых условиях, с объявленной ценностью, с сопровождением и охраной, в транспортных пакетах, смерзающихся грузах, отправительскими маршрутами, группами вагонов по одной накладной, в специализированных контейнерах, мелкими отправками, грузах, подконтрольных Госветнадзору и некоторых других. Для каждой из перечисленных перевозок установлены специальные правила [6] .

  • [1] Пункт 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 29 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.20l 1 № 258) (далее – Правила выдачи грузов).
  • [2] Приказ МПС России от 18.06.2003 № 29 (в ред. приказа Минтраса России от 03.10.2011 № 258).
  • [3] Пункт 10 Правил выдачи грузов.
  • [4] Действия грузоотправителя, инициирующего переадресовку груза, рассматриваются при анализе его прав.
  • [5] Пункты 4, 9, 21 Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 44 (в ред. от 03.10.2011 № 258).
  • [6] См.: Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 37 (в ред. приказа Минтранса России от 14.09.2011 № 244); Правила перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 36; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утв. приказом МПС России от 16.06.2003 № 19 (в ред. приказа Минтранса России от 19.08.2009 № 138); Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утв. приказом МПС России от 16.06.2003 № 22; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 41; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 40; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (в ред. приказа Минтранса России от 22.12.2008 № 216); Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в транспортных пакетах, утв. приказом МПС России от 17.06.2003 № 23; Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 05.04.1999 № 20Ц (в ред. приказа Минтранса России от 12.12.2008 № 211); Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 29.03.1999 № 10Ц (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258); Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 32 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258); Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 31; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 33; Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, утв. приказом МПС России от 18.06.2003 № 34.

Похожие записи:

  • Ук статья 109 часть 2 Статья 109. Причинение смерти по неосторожности 1. Причинение смерти по неосторожности — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, […]
  • Как оплатить налог на имущество если нет квитанции 2019 Как оплатить транспортный налог на машину без квитанции? Любой владелец автомобиля сталкивался с ситуацией, когда оплачивать транспортный налог необходимо, а вот специальный документ, который требуется для проведения платежа, отсутствует. Отсюда […]
  • Жалоба на организацию в фсс Обращение в Фонд Для направления обращения, отслеживания хода рассмотрения обращения, либо записи на личный прием к работникам Фонда Вы можете воспользоваться новой версией электронной приемной, либо заполнить форму обращения, приведенную ниже […]
  • Расчет осаго и каско в росгосстрахе Как купить ОСАГО в СК Росгосстрах онлайн С начала прошлого года в силу вступил новый закон, позволяющий оформлять страховые полисы ОСАГО в онлайн режиме. Такая услуга сразу набрала популярность среди владельцев транспортных средств, идущих в ногу […]
  • Приказ об отмене лимита кассы для ип Приказ об отмене лимита кассы Проверки контролирующих организаций включают в себя изучение первичной документации. Приказ об отмене лимита кассы может стать принципиально важной бумагой. Его отсутствие способно привести компанию или должностное […]
  • Льготы детям полусиротам Какие положены льготы детям войны и как их получить? Детьми войны считаются люди, которые пережили тяжелое время Великой Отечественной. В эту категорию входят граждане, которые не принимали прямого участия в боевых действиях, тем не менее они […]