Договор о доставке грузов багажа и пассажиров

Глава 40. Перевозка (ст.ст. 784 — 800)

Глава 40. Перевозка

См. схему «Договор перевозки»

О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Понятие договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Он наиболее детально урегулирован транспортным законодательством, но это отнюдь не означает, что он занимает центральное место в системе транспортных договоров или является «ядром транспортных обязательств». Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов перевозка их отдельной партии выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

По своей юридической природе он относится к двусторонним и реальным договорам, заключаемым в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем). Договор перевозки груза является возмездным, причем в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования (ст. 789 ГК), плата за перевозку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а другая — к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о предоставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно перевозятся грузы в линейном сообщении

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который используется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются отношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму.

Заполнение грузоотправителем железнодорожной накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему железнодорожной квитанции о приеме груза представляют собой действия сторон по заключению договора перевозки груза, который считается заключенным с момента передачи груза отправителем перевозчику.

При перевозках грузов железнодорожным транспортом накладная не только представляет собой письменную форму договора, но и является товаросопроводительным документом, т.е. сопровождает груз на протяжении всего пути его следования, а также документом, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Вместе с дорожной ведомостью накладная следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, который остается на станции отправления.

Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, а железные дороги вправе выборочно проверять их соответствие данным, внесенным грузоотправителями в накладные (ст. 27 УЖТ).

Аналогично значение транспортной накладной и при внутренних водных перевозках (ст. 67 КВВТ) и грузовой накладной, оформляющей договор воздушной перевозки груза (ст. 105 ВК).

Оформление договора морской перевозки груза зависит от его вида: перевозки по коносаменту или чартерной перевозки.

Исполнение перевозчиком обязательств по доставке груза

Одной из основных обязанностей перевозчика является доставка груза в пункт назначения — на железнодорожную станцию, в морской или речной порт, на аэродром, в место нахождения получателя груза, — указанный в транспортной накладной или коносаменте.

Транспортное законодательство допускает изменение пункта назначения или получателя перевозимого груза. Так, согласно ст. 31 УЖТ перевозчик по заявлению грузоотправителя или грузополучателя проводит переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения и оформлением дальнейшей перевозки по новым перевозочным документам, за что взимает соответствующий сбор. Заявитель обязан при этом произвести расчеты за перевозку груза по первоначальным перевозочным документам и внести платежи по новым перевозочным документам, а также обязан урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем (ст. 32 УЖТ).

Согласно ст. 110 ВК грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном Правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления или изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу.

В соответствии со ст. 78 КВВТ при перевозке на внутреннем водном транспорте грузоотправитель до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной (а грузополучатель — с момента получения транспортной накладной от перевозчика до момента начала выдачи груза) имеет право произвести замену грузополучателя без изменения пункта назначения или изменить пункт назначения. Грузоотправитель вправе потребовать обратной выдачи груза в пункте отправления до отправления судна.

По договору морской перевозки груза отправитель вправе потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента (ст. 149 КТМ).

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения с соблюдением отведенного для этого срока. Такой срок определяется в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при его отсутствии применяется разумный срок (ст. 792 ГК).

В обязательство перевозчика по доставке груза включается и его обязанность по обеспечению сохранности перевозимого груза с момента его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения (например, ст. 150 КТМ).

Вместе с тем определение периода ответственности перевозчика за сохранность перевозимого груза, а также распределение бремени негативных последствий, вызванных несохранностью груза, во многом зависят от специфики деятельности того или иного вида транспорта. Например, при железнодорожных перевозках погрузка грузов в вагоны на местах необщего пользования, их укладка, размещение и крепление внутри вагонов возлагаются на грузоотправителя, который в этом случае и несет ответственность за недостачу, повреждение, порчу груза, имевшие место в силу неправильной погрузки, ненадлежащей укладки или крепления груза внутри вагона (ст. 95 УЖТ). По договору морской перевозки размещение груза на судне производится по усмотрению капитана, поэтому ответственность за правильное размещение и крепление груза на судне несет перевозчик.

Обеспечению сохранности перевозимых грузов в определенной мере способствует выполнение грузоотправителем и перевозчиком, погрузившими груз в отдельный вагон, контейнер, секцию автомобиля, судовое помещение, обязанностей по их пломбированию, предусмотренных транспортным законодательством (ст. 28 УЖТ, ст. 74 КВВТ, ст. 13 УАТ). Правда, прибытие груза в пункт назначения в транспортном средстве за ненарушенной пломбой грузоотправителя в случае его несохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче, но не может стать основанием освобождения перевозчика от ответственности в случае повреждения или порчи груза.

Исполнение перевозчиком обязательств по выдаче груза

Исполнение обязательства по перевозке груза заканчивается в пункте назначения выдачей груза его получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу, которая составляет обязанность перевозчика перед грузоотправителем и перед получателем груза (как третьим лицом, в пользу которого был заключен договор). Последнему принадлежит право требования к перевозчику выдать доставленный груз.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах (ст. 34 УЖТ), а грузополучатель должен внести плату за перевозку этого груза и иные причитающиеся перевозчику платежи (ст. 35 УЖТ). Они должны также совершить и иные действия по оформлению выдачи груза, которые иногда называют «раскредитованием документов». Окончательным подтверждением оформления выдачи груза признается подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

Читайте так же:  Адрес массовой регистрации налог ру

При осуществлении выгрузки перевозчиком или выдаче груза с его участием (например, при установлении его недостачи или повреждения) подтверждением выдачи груза считается отметка в железнодорожной накладной, которая затем выдается грузополучателю под подпись в дорожной ведомости. В случаях, когда выгрузка осуществляется грузополучателем, в том числе на подъездных путях, подтверждением фактической выдачи груза является его отметка в памятке приемосдатчика.

При невнесении грузополучателем перевозчику причитающихся ему платежей в связи с перевозкой груза, а также несовершении иных действий, необходимых для оформления выдачи груза, перевозчик вправе удержать груз, о чем он должен уведомить грузоотправителя. Последний должен распорядиться грузом в течение четырех суток, иначе перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз (за исключением отдельных видов грузов, перечисленных в ст. 35 УЖТ).

Исполнение обязанности по выдаче грузов получателю включает в себя и выполнение перевозчиком обязанности по проверке массы груза, его количества и состояния. Такая проверка обязательна в случаях:

прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или такими устройствами попутных станций;

прибытия груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом подвижном составе;

прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

прибытия груза, погруженного перевозчиком;

выдачи груза, выгруженного перевозчиком в местах общего пользования.

Понятие и виды договоров перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным, а также публичным. В качестве пассажира здесь выступает физическое лицо, пользующееся также правами, предоставленными потребителю законодательством о защите прав потребителей. Перевозчиком является транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования и обязанная осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК).

Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора. Например, в настоящее время перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте регламентирована Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111.

На разных видах транспорта выделяются различные виды договора перевозки пассажира. Так, на морском транспорте регулярные пассажирские линии по видам сообщения дифференцируются на внутренние (каботажные), связывающие российские порты; заграничные (международные), связывающие российские и иностранные порты; местные и пригородные, осуществляемые между пунктами, которые входят в пределы территории, административно подчиненной одному городу (району).

На морском, воздушном и автомобильном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов. Однако такие договоры заключаются перевозчиком не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, которая, в свою очередь, заключает с пассажирами договоры об их перевозке. На автомобильном транспорте перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси (ст. 5 УАТ).

Из публичного характера данного договора вытекает, что его заключение со всяким обратившимся гражданином для перевозчика (транспортной организации общего пользования) является обязательным. Кроме того, основные условия договора перевозки для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие проездные билеты, должны быть одинаковыми (ст. 426 ГК). По способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами, и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК).

Само предложение заключить договор, исходящее от транспортных организаций, носит характер публичной оферты (ст. 437 ГК), а со стороны гражданина (пассажира), приобретающего билет, ее акцепт совершается в форме конклюдентных действий по выполнению условий договора перевозки (оплата стоимости билета, т.е. провозной платы; проход через турникеты метро и осуществление платежа магнитной картой или жетоном; посадка пассажира в такси и т.д.). Приобретение пассажирами проездных билетов, по сути, удостоверяет заключение договора перевозки пассажира.

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе:

провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места;

делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток;

продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда;

выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет;

возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда);

переоформить проездной билет для выезда в первом отходящем поезде, в котором будут свободные места;

продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, т.е. вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Так, на железнодорожном транспорте пассажир вправе:

не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;

менее чем за восемь, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;

менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, за вычетом стоимости плацкарты за проследованное им расстояние.

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира

К основным обязанностям перевозчика, вытекающим из договора перевозки пассажира, относятся его обязанность доставить пассажира в пункт назначения и в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки, причем уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта — в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

Кроме того, применительно к отдельным видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика расширяется за счет того, что он приступает к исполнению своего обязательства значительно ранее момента, когда пассажир занимает свое место в транспортном средстве. Например, исполнение обязательства перевозчика по договору морской перевозки пассажира должно осуществляться с учетом так называемых периодов перевозки пассажира, которые включают в себя не только период, в течение которого пассажир находится на борту судна, но и период его посадки и высадки, а также период, в течение которого пассажир доставляется водным путем с берега на судно либо наоборот, а в отношении багажа — период с момента его принятия перевозчиком на берегу либо на борту судна и до момента его выдачи пассажиру (ст. 182 КТМ).

Транспортным законодательством предусмотрены следующие обязанности транспортной организации — перевозчика:

своевременная подача транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения;

предоставление пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету);

доставка пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок;

обеспечение безопасности пассажира и сохранности его багажа в пути следования;

оказание пассажиру комплекса услуг, оплаченного при приобретении билета, а также дополнительных услуг на платной основе.

Законодательство устанавливает и последствия нарушения этих обязанностей. Так, согласно ст. 84 УЖТ при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан с согласия пассажира предоставить ему место в другом вагоне, в том числе более высокой категории, без взимания доплаты либо место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, с возвратом разницы в стоимости проезда. На морском транспорте пассажир в этом случае наделяется правом по своему выбору либо отказаться от поездки, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом.

Исполнение перевозчиком обязанности своевременной доставки пассажира в пункт назначения (прибытие в соответствии с расписанием) предполагает не только соблюдение этого срока в целом, но и соблюдение установленного графика движения. В случае опоздания прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) на перевозчика возлагается ответственность, определяемая транспортными уставами и кодексами.

Обязательства перевозчика по доставке и выдаче багажа и грузобагажа.

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, п. 1 ст. 103 ВК, п. 1 ст. 177 КТМ).

В литературе преобладает мнение о том, что правоотношения по перевозке багажа представляют собой некий отдельный договор, отличный от договора перевозки пассажира, который к тому же носит реальный характер. Не случайно, однако, законодательство включает действия перевозчика по доставке и выдаче багажа в предмет договора перевозки пассажира, не формулируя отдельного договора перевозки багажа. Появление у перевозчика обязательства по доставке и выдаче багажа зависит исключительно от действий пассажира в рамках договорного обязательства по его перевозке (после приобретения им билета), ибо одно из прав пассажира по всякому договору перевозки — сдать перевозчику багаж для доставки его в пункт назначения. Если пассажир имеет лишь вещи, которые признаются ручной кладью (внутри — каютным багажом), его право сдать багаж остается нереализованным, а обязательство по доставке багажа не возникает. Следовательно, сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит свидетельством появления в рамках заключенного договора перевозки пассажира факультативного обязательства перевозчика по доставке багажа, но не доказательством заключения отдельного договора перевозки багажа. Например, согласно ст. 20 УАТ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади.

Читайте так же:  Иск о заключении договора приватизации

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности; сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию.

Согласно ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, до железнодорожной станции назначения. Прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия и выдается предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов).

За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата, а багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком (ст. ст. 91, 92 УЖТ). В случае неприбытия багажа на станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость. Если он все же будет доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ранее выплаченную сумму за его утрату.

Исходя из смысла ст. 103 ВК вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не различаются по правовому режиму как ручная кладь и собственно багаж: все они составляют «багаж», часть которого (в пределах весовых норм) пассажир перевозит в каюте самолета бесплатно, а другая часть (за пределами указанных норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство подтверждает вывод о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора, а представляет собой элемент договора перевозки пассажира.

От перевозки багажа как факультативного обязательства перевозчика по договору перевозки пассажира необходимо отличать правоотношения, связанные с перевозкой грузобагажа, а также грузов для личных (бытовых) нужд граждан. В качестве отправителя грузобагажа или груза для личных (бытовых) нужд может выступать не только пассажир, но любое лицо, отправляющее указанный грузобагаж или груз.

Лишь в этом случае обязательство перевозчика представляет собой особый договор перевозки грузобагажа или груза для личных (бытовых) нужд. От договора перевозки пассажира он отличается не только своим предметом (доставка грузобагажа или груза и выдача его в пункте назначения управомоченному лицу), но и тем, что носит реальный, а не консенсуальный характер. Его заключение удостоверяется выдачей грузобагажной квитанции.

Обязанности пассажира по договору о его перевозке

Основная обязанность пассажира по договору перевозки пассажира состоит в уплате им перевозчику установленной платы за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет, приобретая проездной документ (билет), т.е. практически в момент заключения договора перевозки, либо при сдаче багажа.

Транспортное законодательство возлагает на пассажира и ряд иных обязанностей — надлежащего поведения и соблюдения интересов других пассажиров. В частности, на железнодорожном транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются.

На воздушном транспорте невыполнение пассажиром обязанностей, возлагаемых на него законодательством, в определенных случаях также может служить причиной прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика (п. 1 ст. 107 ВК).

55. Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. 2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. 2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. 3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. 2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. 3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. 4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Сроки доставки груза, пассажира и багажа

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. 2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Договор морской перевозки пассажира и багажа

По договору морской перевозки перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж в пункт назначения в определенный срок. Пассажир, в свою очередь, обязуется уплатить установленную за проезд и доставку багажа плату (п.1 ст. 177 КТМ РФ).

Предмет договора морской перевозки пассажира

Предметом договора морской перевозки пассажира и его багажа является транспортировка пассажира, его багажа и ручной клади в пункт назначения. Исполнитель обязуется не только доставить клиента из одной точки в другую, но и обеспечить нормальные условия поездки и сохранность поклажи. Транспортировка осуществляется судном, под которым понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Перевозчик в случае наличия у пассажира вещей (багажа) обязан доставить в пункт назначения эти вещи (багаж) в целости и сохранности. Существуют два вида багажа: обычный и каютный. Клиент вправе объявить ценность своего багажа как общую для всех сданных мест багажа, так и для каждого места в отдельности за отдельную плату. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию и в договор на морскую перевозку. Каютным багажом является багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем.

Стороны договора морской перевозки

Сторонами соглашения являются перевозчик и пассажир. Перевозчик – лицо, которое заключило или от имени которого заключен договор перевозки морским транспортом, независимо от того, осуществляется перевозка пассажира перевозчиком или фактическим перевозчиком (п.2 ст.177 КТМ РФ). Фактический перевозчик – лицо, которое, являясь собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом, фактически осуществляет транспортировку пассажира. В отношении перевозки пассажира, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия или бездействие фактического перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий) (ст.187 КТМ).

Читайте так же:  Отчетность парков

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров морским транспортом подлежат обязательному лицензированию Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Лицензия на осуществление такой деятельности предоставляется на 5 лет.

Пассажиром является любое лицо, которое путешествует на судне по договору морской перевозки или с согласия перевозчика в целях сопровождения автомашины или животных по соглашению о транспортировке груза (п.3 ст.177 КТМ РФ).

Как заключить договор морской перевозки: образец

Заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача багажа – багажной квитанцией (ст. 179 КТМ РФ). Для организованных групп пассажиров, следующих в одном направлении, может быть выписан один билет (или один отдельный билет на каждую из групп, следующих в каютах определенной категории) с указанием фамилий и имен членов группы, следующих по этому билету.

Содержание билета для проезда на морских судах каботажных линий составляет совокупность всех существенных условий договора морской перевозки пассажира.

Необходимо упомянуть, что в соответствии со ст.188 КТМ РФ при перевозке пассажира морским транспортом перевозчик не отвечает за утрату и повреждение денег, ценных бумаг, золота, изделий из серебра, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей, если только такие ценности не были сданы на хранение перевозчику, который согласился сохранять их в целости.

Условия договора морской перевозки

Существенными условиями соглашения являются:

  • предмет;
  • размер провозной платы;
  • срок транспортировки;
  • порт отправления и порт назначения;
  • название морского судна, дата и время его отхода, номер каюты и места;
  • дата приобретения билета;
  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст.432 ГК РФ).

Дополнительными условиями в образце договора морской перевозки пассажира являются:

  • объявление ценности багажа;
  • сдача ценных вещей (золота, картин) для хранения;
  • оказание дополнительных услуг;
  • основания расторжения договора;
  • ответственность сторон;
  • иные условия в соответствии с КТМ РФ.

Соглашения фрахтования, транспортной экспедиции, доставки грузов ищите в разделе «Договоры перевозки».

Договор перевозки пассажира автотранспортом

По договору перевозки пассажира и багажа автотранспортом перевозчик обязуется перевезти клиента и его поклажу в пункт назначения автотранспортным средством. Пассажир, в свою очередь, обязуется оплатить услуги по установленному тарифу.

Как заключить договор перевозки пассажиров: образец

Договор перевозки пассажира и багажа автотранспортом – соглашение, имеющее специфические правовые особенности. Сделка является двусторонней, возмездной,консенсуальной или реальной. Двусторонним договор транспортной перевозки пассажиров признается, поскольку у каждой из его сторон имеются встречные права и обязанности. Возмездность состоит в том, что услуга перевозчика по перемещению пассажира из пункта отправления в пункт назначения является платной: перевозчик занимается профессиональной деятельностью по перемещению пассажиров и багажа за установленную плату. И наконец, сделка может быть как консенсуальной (то есть для ее заключения достаточно согласования сторонами всех существенных условий), так и реальной.

Виды договоров перевозки грузов (пассажиров и багажа)

В зависимости от вида сообщения соглашения разделяются на:

  • в городском сообщении (в границах населенных пунктов);
  • в пригородном сообщении (между населенными пунктами);
  • в междугородном сообщении;
  • в международном сообщении (за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом).

Условия договора перевозки пассажиров автобусом или автомобилем

Регулярные пассажирские перевозки осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и по установленным перевозчиком расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

При проезде в транспортном средстве по договору автомобильной перевозки пассажиров клиент имеет право перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве:

  • багаж (груз) в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают 180 см;
  • ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 120 см, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

Чтобы составить договор перевозки пассажиров, заполните опросный лист и внесите данные о сделке в шаблон, подготовленный нашими юристами.

Договор перевозки пассажиров и багажа (образец)

Договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа

Заключение договора перевозки пассажиров и багажа обычно происходит в устной форме при предварительной продаже билетов либо посредством осуществления конклюдентных действий, например, посадки пассажиров в транспортное средство и т. д.

Документом, подтверждающим заключение указанного договора, могут являться пассажирский билет, багажная квитанция и др. Требования к форме и содержанию указанной документации регламентируются соответствующими уставами и кодексами, разработанными для конкретных видов транспорта.

Договор перевозки пассажиров, в отличие от соглашения по доставке грузов, является консенсуальным. Договор перевозки багажа считается реальным, т. к. признаётся заключённым в момент непосредственной передачи багажа к транспортированию. Эти соглашения являются возмездными и предполагают возникновение обязательств для обеих сторон.

В качестве сторон по договору перевозки пассажиров и багажа выступают перевозчик и пассажир. Пассажир в данном случае получает услугу, поэтому к отношениям, возникающим между сторонами, применяются положения не только гражданского и транспортного законодательства, но и закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

Предмет договора — это оказание транспортной услуги по перевозке пассажира в конкретный назначенный пункт, а при сдаче пассажиром багажа — доставка указанных вещей в определённое место назначения с передачей указанному лицу (таким лицом может быть и сам пассажир, получающий свой багаж). Пассажир обязан оплатить предоставленные услуги (п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ).

Договор перевозки пассажиров (образец)

В большинстве случаев перевозка пассажиров и их багажа осуществляется транспортом общественного пользования, и соглашение о перевозке в таком случае носит публичный характер. Приобретая билет, лицо таким образом присоединяется к указанному договору и соглашается со всеми его условиями (ст. 428 закона № 14-ФЗ). Билет содержит все существенные условия договора, к которым, в зависимости от вида транспорта и выбранных параметров перевозки, можно отнести:

  • название, серию и номер билета;
  • название выдавшей билет организации;
  • вид транспорта, производящего перевозку;
  • цену билета;
  • дату и время отправления;
  • дату и время прибытия;
  • место в транспортном средстве;
  • время и дату продажи билета и т. д.

Частные лица могут заключить между собой собственный договор перевозки пассажиров и багажа. Указанное соглашение должно содержать следующую информацию:

  • наименование сторон, заключивших договор и реквизиты документов, на основании которых они действуют, удостоверяющих личность документов;
  • предмет договора — в данный пункт рекомендуется включить также точное описание параметров перевозимого багажа (наименование, вес, размеры, упаковка и т. д.), указать время подачи транспортного средства и точное название пункта назначения, стоимость предоставляемой услуги;
  • ответственность сторон — регламентирована гражданским законодательством РФ (ст. 793–796 закона № 14-ФЗ), а также транспортными уставами и кодексами, поэтому данный пункт необязательно прописывать в договоре;
  • прочие условия, например, количество экземпляров договора, порядок разрешения возникших споров и т. д.

Образец договора оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа можно скачать по ссылке:

Таким образом, договор на перевозку пассажиров и багажа должен быть подтверждён выдачей билета или квитанции на багаж. Содержание таких документов определяется в зависимости от вида выбранного транспорта соответствующими транспортными уставами и кодексами. Существенным условием такого соглашения является предмет договора. Ответственность сторон подробно регламентирована гражданским законодательством РФ, а также транспортным законодательством.

Похожие записи:

  • Жк рсфср договор социального найма Глава 8. Социальный наем жилого помещения (ст.ст. 60 - 91) Глава 8. Социальный наем жилого помещения См. схему "Социальный наем жилого помещения" © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее […]
  • Осаго что нужно знать Экспертный Союз Создавая систему ОСАГО, государство преследовало главную цель – обеспечить своим гражданам, пострадавшим в ДТП, возмещение причиненного вреда их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств. У владельцев […]
  • Гражданский кодекс швеции Статья 11. Судебная защита гражданских прав Статья 11. Судебная защита гражданских прав См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 11 ГК РФ О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 статьи 11 настоящего Кодекса см. Постановление […]
  • Договор экспедирования гк рф Глава 47.1. Условное депонирование (эскроу) (ст.ст. 926.1 - 926.8) Информация об изменениях: Раздел IV дополнен главой 47.1 с 1 июня 2018 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ Глава 47.1. Условное депонирование (эскроу) См. схему […]
  • Трудовой кодекс рф работники образования Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук (ст.ст. 173 - 177) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]
  • С какого момента договор считается заключенным гк рф Глава 28. Заключение договора (ст.ст. 432 - 449.1) Глава 28. Заключение договора См. схему "Заключение договора" О некоторых вопросах применения общих положений о заключении договора см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 […]