Доклад на тему стаж работы

Понятие и виды страхового стажа

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Курсовая на тему: «Понятие и значение страхового (трудового) стажа»

1. Страховой стаж: общий и специальный 5

2. Общий трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение 11

3. Сравнение общего трудового и страхового стажа 16

4. Непрерывный трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение 18

Список используемой литературы 33

На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуще­ствление и поддержание его достоинства для свободного раз­вития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизнен­ный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Российская Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгла­сила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой полити­кой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию — защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной си­туации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.

Понятие «страховой стаж» является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа – постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.

Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим – уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение всех видов стажа в российском законодательстве.

Трудовой стаж, во всех его видах, играет большую роль в социальном обеспечении, так как он является основным фактором при определении права на пенсию по старости вообще, на досрочную пенсию и т.д.

Актуальность данной темы очевидна, так как трудовой стаж — это одна из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения и социальной помощи самым уязвимым категориям граждан.

Задачи курсового исследования:

— дать понятие трудового стажа, раскрыть его содержание и значение;

— рассмотреть основные виды трудового стажа;

— описать порядок исчисления, суммирования и под­тверждения различных видов трудового стажа.

Объектом курсового исследования является правовое регулирование трудового стажа, а предметом исследования механизм его исчисле­ния и подтверждения.

Структура курсовой работы состоит из введения, пяти глав, заключе­ния и списка использованной литературы.

1. Страховой стаж: общий и специальный

Понятие страхового трудового стажа впервые введено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. 1 Это понятие сформулировано как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы.

В более позднем по времени принятия нормативном правовом акте – Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» 2 – страховой трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

В то же время названные выше Законы не предусматривали порядка его учета и исчисления, и стаж на практике до 01.01.2002 исчислялся по условиям и нормам ст. 89 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона о трудовых пенсиях 3 дана норма-дефиниция, согласно которой страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В этой формулировке заключается иной правовой смысл. Наличие разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой редакции, которая отвечает интересам адресата нормы. Учитывая это, а также тот факт, что норма-дефиниция по своей сути статична, а нормой материального права закреплено условие об уплате страховых взносов «за эти периоды», в практической деятельности применяется норма, регулирующая непосредственное включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, т.е. редакция нормы, предусмотренная в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

По смыслу статьи 10 Федерального закона о трудовых пенсиях видно, что ее целевая направленность – правовое регулирование включения в страховой стаж работы и (или) иной деятельности. Термин «работа» в экономическом смысле определяется как осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий.

Таким образом, статья 10 Федерального закона о трудовых пенсиях ориентирована на урегулирование прав тех застрахованных лиц, которые трудятся.

К периодам работы относятся:

– периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. По характеру деятельности это может быть любая предусмотренная трудовым законодательством работа – постоянная, временная, штатная, нештатная, сезонная, надомная и т.п.;

– периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;

– периоды работы по авторским и лицензионным договорам;

– периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие);

– периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда;

– периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан-владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

Пенсионному законодательству известна индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательская деятельность, деятельность членов творческих союзов, деятельность в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Однако установленное правовое регулирование распространяется и на другую деятельность.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Таким образом, к кругу лиц относятся лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ. 4

Названным Законом закреплено, что это граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие трудовую деятельность на условиях, предусмотренных законодательством.

Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрены условия включения в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации.

Этой статьей, в частности, определено:

– граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя;

– физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в установленном законом порядке. При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях. 5

Таким образом, по смыслу нормативных положений можно сделать вывод о возможности добровольного участия в системе обязательного пенсионного страхования трех категорий физических лиц:

– граждан, работающих за пределами территории Российской Федерации;

– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое работающее физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в силу закона;

– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем из-за отсутствия страхователя как такового, т.к. это лицо не занято трудовой деятельностью.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ. 6 В практической деятельности это означает, что страховые взносы могут быть начислены на те суммы, на которые начисляется единый социальный налог.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ 7 трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

МБОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа» Иванова Наталья Николаевна стаж педагогической работы 9 лет 1 квалификационная категория. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемcoozr1.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » МБОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа» Иванова Наталья Николаевна стаж педагогической работы 9 лет 1 квалификационная категория.» — Транскрипт:

1 МБОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа» Иванова Наталья Николаевна стаж педагогической работы 9 лет 1 квалификационная категория

Читайте так же:  Льготы многодетным по россии

2 Участие в семинарах и конференциях: Февраль 2011 г. Выступление с докладом на обучающем семинаре для молодых учителей английского языка «Современные педагогические технологии в обучении английскому языку» (из опыта работы) Апрель 2011 г. Выступление с докладом на научно-практичной конференции – ГОУ Педагогическая Академия «Современные направления филологического образования в школе» г. – член жюри районной олимпиады и конкурса «Старт в науку». Сентябрь 2007 г. Выступление с докладом на РМО по теме: «Методика отбора работы с текстом на старшем этапе обучения школьников» Ноябрь 2007 г. Районный семинар учителей иностранного языка – внеклассное мероприятие «Вечер английской поэзии». Сентябрь 2009 г. Выступление с докладом на РМО по теме «Особенности работы по БУПу – 2004 года» Март 2010 г. – участие в международной научно-практической конференции «Центральная Россия как уникальный европейский центр лингвокультурного и интеркультурного взаимодействия». МГОГИ

3 Педагог года Подмосковья

4 Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах: 1) Ежегодные школьные и районные олимпиады 2) «Старт в науку» 3) День Науки 4) «Шаг в будущее»

6 Внеурочная деятельность Фестиваль иностранной песни

8 Инновационные образовательные технологии: 1) информационно-компьютерные технологии 2) личностно-ориентированная технология с элементами проблемного обучения, деятельностного и дифференцированного подхода к учащимся 3) гуманно-личностная технология и технология сотрудничества 4) технология интеграции (уроки, объединяющие материал разных предметов, напр. английский язык – литература – история – русский язык – география – информатика). 5) здоровьесберегающие технологии — (физкультминутки; дозирование объема нагрузки, чередование различных видов работ) 6) технология развивающих игр — ( решение нестандартных задач, составление кроссвордов и др) 7) интерактивные технологии – (работа в малых группах – парах, использование средств мультимедиа и др) 8) работа с одарёнными детьми 9) групповые дискуссии

9 Использование информационн о- компьютерных технологий: 1) на различных этапах урока и во внеклассной работе в виде презентаций с использованием Power Point; 2) с помощью материалов CD-дисков: интерактивные иллюстрации, видеофрагменты, аудиозаписи; 3) при компьютерном тестировании; 4) через Интернет-сайты (получение информации, тестирование); 5) с помощью интерактивной доски.

Трудовой стаж: понятие и виды

1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

2. виды трудового стажа в республике Беларусь

3. доказательства трудового стажа

список использованных источников

Актуальность темы курсовой работы. В Республике Беларусь охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Основной Закон Республики Беларусь — Конституция Республики Беларусь закрепляет как основное направление социальной защиты государства, так и гарантию реализации права граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца государственной пенсией и социальными пособиями. В развитие данной конституционной нормы в рамках пенсионной реформы принят целый пакет законов, посвященных регламентированию пенсионных отношений. Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Трудовой стаж — это не только один из базисов права социального обеспечения, со временем каждый человек сталкивается с назначением пенсии по старости; пособия по нетрудоспособности; пенсии по выслуге лет. При этом возникает масса вопросов: Сколько лет стажа нужно для получения пенсии по старости? Входит ли обучение в вузе в трудовой стаж, если выпускник устроился на работу по специальности в течение одного месяца со дня окончания вуза? Засчитывается ли стаж работы за рубежом? Прерывает ли работа по гражданскому договору непрерывный стаж? И многие другие.

Актуальность исследования подтверждается также необходимостью рассмотрения тенденций развития законодательства о трудовом стаже.

Тема курсовой работы: «Трудовой стаж: понятие и виды».

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют трудовой стаж в Республике Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы является понятие и виды трудового стажа.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

— дать понятие и рассмотреть значение трудового стажа;

— изложить виды трудового стажа;

— охарактеризовать доказательства трудового стажа.

Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь; во-вторых, специальная юридическая литература.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 35 листах компьютерного текста.

1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Трудовой стаж как правовая категория используется в различных отраслях права. Так, в трудовом праве он учитывается при предоставлении основных и дополнительных отпусков, занятия определенных должностей, установления надбавок. В праве социального обеспечения с учетом трудового стажа назначаются все виды трудовых пенсий, а в некоторых случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение. Например, в соответствии со ст. 49 Закона «О пенсионном обеспечении» пенсия за выслугу лет артистам назначается при наличии стажа творческой деятельности от 20 до 30 лет, независимо от возраста. Длительность трудового стажа влияет и на размер пенсии. Так, размер пенсии по возрасту за каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам увеличивается на 1 % заработка, но не менее чем на 1 % минимального размера пенсии. Следовательно, стаж составляет основу права на трудовую пенсию и является определяющим условием при установлении уровня пенсионного обеспечения граждан [5, с. 87].

Закон предусмотрел, что в стаж работы засчитывается любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы. Это означает, что в стаж включается работа, выполняемая на основании трудового договора в организациях, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования. При уплате страховых взносов в Фонд социальной защиты населения в стаж засчитывается предпринимательская деятельность, зарегистрированная в установленном порядке, работа по договору подряда, период творческой деятельности литераторов, композиторов и художников.

Если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены страховые взносы, за календарный год, либо за меньший срок (если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков страховых взносов), оказался, ниже минимально допустимого уровня оплаты труда, установленного законодательством, в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента. Этот коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) работника на среднеарифметическую величину минимально допустимого уровня оплаты труда за соответствующий период уплаты страховых взносов.

В трудовой стаж засчитываются не только трудовая деятельность, но и другие периоды, предусмотренные законом. Например, время содержания под стражей, время отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылка граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных.

Трудовой стаж — это исчисленная в установленном порядке продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности, а также других периодов, указанных в законе, с которыми связано наступление определенных правовых последствий.

В законодательстве трудовой стаж закреплен в двух измерениях: количественном и качественном. Количественное измерение отражает общую продолжительность трудовой деятельности, а качественное является показателем не только продолжительности, но и характера трудовой деятельности (тяжесть, вредность условий труда). С учетом указанных характеристик трудовой стаж подразделяется на следующие виды: общий и специальный. Специальный стаж является частью общего стажа, т.е. он включается в общий трудовой стаж. Особым видом специального стажа является выслуга лет. В связи с реформой системы пенсионного обеспечения появится новый вид стажа — страховой, так как согласно Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь второй уровень в системе государственных пенсий будет занимать трудовая (страховая) пенсия, исчисленная с учетом продолжительности работы.

Трудовой стаж является критерием оценки трудового вклада человека, с его учетом устанавливается уровень обеспечения.

2. виды трудового стажа в республике Беларусь

Право на некоторые виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой либо иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила оформление через институт трудового стажа. В зависимости от количественной и качественной характеристики трудового стажа различают следующие его виды:

— общий трудовой стаж;

— специальный трудовой стаж;

— выслуга лет — особый вид специального стажа;

Общий трудовой стаж. Определение общего трудового стажа дается применительно к пенсионному обеспечению граждан. Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности независимо от ее характера, причин увольнения, продолжительности перерывов, а также иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.

С учетом общего трудового стажа назначаются трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

В трудовой стаж согласно ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» засчитывается работа, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы. До 1 сентября 1998 г. действовало правило, согласно которому в трудовой стаж засчитывалась работа (в том числе выполняемая на основании членства в колхозе), в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию, а все наемные работники подлежат государственному социальному страхованию, поэтому, если до 1 сентября 1998 г. за наемного работника не проводилась уплата страховых взносов, то этот период следует засчитывать в трудовой стаж.

Читайте так же:  Приставы гдегтярск

Время привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду согласно ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь засчитывается им в общий трудовой стаж. Постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2001 г. № 5 утверждена форма справки о времени выполнения осужденным оплачиваемых работ и о сумме фактического заработка, из которого уплачены страховые взносы. Справка выдается администрацией каждого исправительного учреждения на основании документов об учете отработанного осужденным времени и ведомостей начисления заработной платы осужденным и удержаний из нее либо их заменяющих иных документов о выплаченной заработной плате. Согласно п. 7 Правил заполнения справки о времени выполнения осужденным оплачиваемых работ и о сумме заработка, из которого уплачены страховые взносы, утвержденных постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2001 г. № 5, администрация исправительного учреждения несет материальную ответственность за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения.

При назначении пенсий после 1 сентября 1998 г. согласно ч. 1 ст. 51 Закона от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» стаж работы может быть исчислен с применением поправочного коэффициента. Он применяется, когда среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены страховые взносы, за календарный год (либо менее, если в соответствующем году имели место прием на работу либо увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков страховых взносов) оказался ниже минимально допустимого уровня оплаты труда, установленного законодательством. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) работника на среднеарифметическую величину минимально допустимого уровня оплаты труда за соответствующий период уплаты страховых взносов [12, с.118].

Исчисленный таким образом поправочный коэффициент умножается на число месяцев имеющегося стажа и получается период, засчитываемый в стаж.

Наравне с работой в общий трудовой стаж засчитываются следующие периоды:

— военная служба и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел;

— служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;

— период обучения на дневном отделении в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре;

— временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, время нахождения на инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также время нахождения на инвалидности I и II групп, связанной с исполнением обязанностей военной службы;

— время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста;

— время ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита или больным СПИДом;

— время ухода матери (в виде исключения — отца) за малолетними детьми, но не долее чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 9 лет в общей сложности;

— время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;

— время пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных;

— пребывание в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

— время нахождения на оккупированной территории СССР и других государств в период Великой Отечественной войны граждан, достигших ко дню оккупации или в ее период 16 лет, если они не совершили в этот период преступлений против Родины;

— время проживания граждан в городе Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.;

— время нахождения узников, в том числе детей, в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), а также период пребывания лиц, насильственно вывезенных с временно оккупированной территории во время Великой Отечественной войны, на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР, если они не совершили в этот период преступлений против Родины;

— период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства, но не более 10 лет в общей сложности;

— период проживания за границей жен (мужей) работников государственных учреждений Беларуси, находящихся за границей, и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

— период нахождения граждан в лагерях для интернированных лиц и проверочно-фильтрационных лагерях, если они не совершили в этот период преступлений против Родины;

— период получения пособия по безработице, а также период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных.

Лицам, чья деятельность протекала в особых условиях, законодательством предусмотрен льготный порядок исчисления стажа. Так, в тройном размере засчитывается работа в г. Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны; военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях; время содержания под стражей, время отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылка граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, впоследствии реабилитированных.

В двойном размере засчитывается работа в лепрозориях, противочумных и инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека либо больных СПИДом.

За 1 год работы засчитывается работа в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

В РФ в связи с принятием Закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с 1 февраля 1998 г. периоды, включаемые в трудовой стаж, подлежат зачету только по фактической календарной продолжительности: год — за год, месяц — за месяц, т.е. отменено льготное исчисление стажа [11, с. 74].

Специальный трудовой стаж. Специальный трудовой стаж — это суммарная (общая) продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных), на определенных должностях, в отдельных регионах страны и других периодов, с которыми закон связывает особые правовые последствия.

С учетом специального стажа назначаются пенсии по возрасту на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также пенсии за выслугу лет.

Правила исчисления специального стажа регулируются различными нормативными актами, а именно: Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»; Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел»; Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Законом Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате»; Положением о порядке исчисления стажа работы в качестве служащего государственного аппарата, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471; постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 октября 1996 г. № 689 «О порядке учета трудового стажа, дающего право на пенсию независимо от возраста работникам, занятым на подземных работах, в соответствии со ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении».

Помимо работы, в специальный стаж засчитываются и другие периоды. Так, согласно ч. 9 ст. 51 Закона «О пенсионном обеспечении» в специальный стаж лицам, занятым на подземной работе, засчитывается время нахождения на инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, полученных на этой работе.

Периоды, включаемые в специальный стаж, подсчитываются, как правило, по фактической продолжительности. И в специальный стаж при назначении пенсий в соответствии со ст. 12, 13, 15, ч. 2 ст. 19, ст. 47-492 Закона засчитываются:

1) период, в течение которого работник был непосредственно занят выполнением работ, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет;

период временной нетрудоспособности, начавшейся во время работы. В случае если нетрудоспособность наступила в период работы и продолжалась после увольнения, в специальный стаж засчитывается только период нетрудоспособности до увольнения;

период, в течение которого в соответствии с законодательством за работником сохранялась средняя заработная плата.

Случаи, когда за работником сохраняется средняя заработная плата, установлены ст. 101, 103, 175, 208, 211, 216 ТК.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2000 г. № 919 «О включении в стаж работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет, периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевший место до 1 января 2000 г., но при условии, что отпуску либо переводу на другую работу в связи с беременностью непосредственно предшествовала работа с особыми условиями труда либо работа, дающая право на пенсию за выслугу лет. Поэтому периоды простоев, отпусков без сохранения заработной платы, неоплачиваемых учебных отпусков, нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевшие место после 1 января 2000 г., в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях, не включаются.

Согласно ст. 16 Закона «О пенсионном обеспечении», при назначении пенсий за работу с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 и 15 производится суммирование периодов работы, предусмотренных статьями, но при условии, что указанные работы дают право на пенсию на аналогичных либо более льготных условиях.

Некоторым категориям граждан этот вид стажа исчисляется в льготном порядке. Так, работникам, военнослужащим, военнообязанным, призванным на сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Комитета государственной безопасности, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и в зоне эвакуации (отчуждения), время работы (службы) с момента аварии до 31 декабря 1987 г. засчитывается в трудовой стаж (выслугу лет) и в стаж, дающий право на льготную пенсию, в трехкратном размере, а в период с 1 января 1998 г. — в полуторном размере (ст. 51 Закона Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Читайте так же:  Заявление на вычет ндфл квартира

В зависимости от условий, характера либо интенсивности труда специальный стаж: можно подразделить на следующие виды:

— стаж на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;

— стаж на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

— стаж работников предприятий текстильного производства;

— стаж женщин, работающих трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов;

— стаж женщин, работающих доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства;

— стаж работы в качестве водителей городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов;

— стаж работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах. Юридическое значение специального стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда.

Выслуга лет. Выслуга лет — это время выполнения таких работ, длительная занятость в которых невозможна или затруднительна из-за утраты профессиональной трудоспособности либо пригодности до наступления общеустановленного пенсионного возраста.

Выслуга лет предусмотренной Законом продолжительности является юридическим фактом, с которым, как правило, связано право на пенсию независимо от возраста, по при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия [, с. 87].

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, постоянно расширяется. К ним относятся:

— работники авиации и летно-испытательного состава;

— отдельные категории медицинских и педагогических работников;

— некоторые категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов;

— прокурорские работники, имеющие классные чины.

Виды деятельности, засчитываемые в выслугу лет, устанавливаются нормативными правовыми актами по каждой категории граждан. Так, стаж работы в качестве служащего государственного аппарата исчисляется в соответствии с Положением о порядке и условиях исчисления стажа работы в качестве служащего государственного аппарата, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471. Выслуга лет отдельных категорий медицинских и педагогических работников исчисляется в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 г. № 724. Перечень отдельных категорий артистов театров и иных театрально-зрелищных предприятий и коллективов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1992 г. № 665. Перечень отдельных категорий спортсменов, которые имеют право на пенсию за выслугу лет при условии нахождения в штате национальных сборных команд Республики Беларусь не менее 5 лет, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1994 г. № 205.

В выслугу лет засчитывается работа, предусмотренная нормативно-правовыми актами, при условии, что она протекала на предприятиях, в учреждениях и организациях, указанных в этих актах. Так, в выслугу лет педагогическим работникам не засчитывается педагогическая деятельность в вузах, детских санаториях, логопедических пунктах в должности логопеда либо учителя-логопеда, ибо эти должности и учреждения не предусмотрены Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников. Вышеуказанный Перечень допускает возможность суммирования работы по разным основаниям, т.е. к педагогической работе можно присоединить работу в качестве медицинского работника и наоборот.

В выслугу лет некоторым категориям работников засчитываются и иные виды деятельности. Например, в стаж работы в качестве служащего государственного аппарата, согласно п. 7 указанного выше Положения, засчитывается время повышения квалификации либо переподготовки служащего государственного аппарата с отрывом от производства (работы) по направлению органа государственной власти или управления, если этот служащий не позднее трех месяцев после окончания учебы был принят на работу на должность служащего государственного аппарата.

Страховой стаж. В 1997 г. Правительство Республики Беларусь одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь. Концепция предусматривает цели, принципы и будущее построение пенсионной системы. Ее основа — государственное пенсионное страхование, предусматривающее предоставление трудовых пенсий, зависящих от страхового стажа и заработка и финансируемых за счет взносов нанимателей и граждан.

Реализация реформы началась с принятия Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230-3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»1. Этим Законом введен новый вид стажа — страховой стаж. Согласно ст. 1 Закона, страховой стаж — суммарная продолжительность периодов деятельности застрахованного лица в течение его жизни, в которые уплачивались страховые взносы.

Застрахованное лицо — это физическое лицо, на которое распространяется государственное социальное страхование.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовому договору, в том числе у индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм. Законом Республики Беларусь от 6 января 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»2 расширен круг лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. С 14 января 2000 г. обязательному государственному социальному страхованию подлежат работающие на основе гражданско-правовых договоров (предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для обеспечения достоверности сведений о продолжительности страхового стажа, размерах выплат (доходов), на которые начислены страховые взносы, введен персонифицированный учет в системе государственного социального страхования, который строится на следующих принципах:

— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов и учета сведений о застрахованных лицах;

— достоверности сведений о застрахованных лицах, представляемых каждым плательщиком страховых взносов в органы, осуществляющие персонифицированный учет;

— использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей государственного социального страхования;

— осуществления персонифицированного учета на протяжении всей трудовой деятельности физических лиц, в период которой они подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.

Порядок ведения учета сведений о каждом застрахованном лице регулируется Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1999 г. № 837 с изменениями от 13.04.2000 г. № 502.

Факт регистрации застрахованного лица в Фонде социальной защиты населения подтверждается свидетельством социального страхования, выдаваемым органом этого Фонда застрахованному лицу [10, с. 12].

Инструкция по заполнению форм документов персонифицированного учета утверждена постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 27 сентября 2000 г. Постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь 20 ноября 2000 г. № 19 утверждено Положение о порядке первоначальной регистрации застрахованных лиц при введении индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования с 1 января 2001 г. Персонифицированный учет позволит иметь нанимателю и органам социальной защиты населения достоверные сведения о наличии страхового стажа и его продолжительности.

Учитывая особый характер трудовой деятельности некоторой категории работников, законодатель предусмотрел, что засчитывается в страховой стаж, дающий право на трудовую пенсию, независимо от того, что в эти периоды уплата страховых взносов не производилась, работа в качестве членов колхозов, других сельскохозяйственных кооперативов, периоды творческой деятельности членов творческих союзов и других творческих работников, не являющихся членами творческих союзов, но объединяемых соответствующими профессиональными комитетами, и работа у отдельных граждан до 1 января 1991 г., время службы в качестве священно- и церковнослужителей до 1 апреля 1992 г., служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания до 1 апреля 1995 г.

Похожие записи:

  • Уралсиб в оренбурге осаго Компания «УралСиб» в Оренбурге Закрытое акционерное общество «Страховая группа «УралСиб» – универсальный страховщик федерального масштаба, являющийся одним из лидеров российского рынка. Компания была основана в 1993 году и за годы работы расширила […]
  • Нотариус гуленко еВ Нотариус Гуленко Тамара Павловна 8 499 703-35-33 (доб. 360) — бесплатная юридическая консультация Пн 09:00 - 18:00 Вт 09:00 - 18:00 Ср 09:00 - 18:00 Чт 09:00 - 18:00 Пт 09:00 - 18:00 Сб 09:00 - 16:00 Вс: выходной не работает после […]
  • 1991 судебная практика Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. N 1 "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с […]
  • Образец приказа на изменение выслуги лет Образец приказа на доплату за стаж образец приказа на доплату за стаж Приказ об установлении работнику надбавки за стаж работы в структурных подразделениях организации по защите государственной тайны (образец заполнения) Руководствуясь статьей 22 […]
  • Понятие постоянное проживание Место жительства и пребывания граждан РФ Что такое место жительства Каждый дееспособный гражданин РФ выбирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства - одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными […]
  • Приказ о ведении книги кассира операциониста Заполнение и ведение журнала кассира операциониста (форма КМ-4) Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, определяющие в том числе и порядок ведения записей в журнале, были утверждены […]