Дошкольная педагогика пособие для вузов

Веб-кольцо «Наши дети»: детские странички

Коллекция детских стихов, загадок, анекдотов, скороговорок, сказок и пр.

Тип материала: Коллекция; | Аудитория: | Уровень образования: Дошкольное; Начальное общее; Основное общее; Дополнительное детей;

Здравствуй, лето: конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе

Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе. Описание хода занятия и методические комментарии, направленные на развитие у детей слухового внимания, фонематического восприятия, общей моторики.

Тип материала: План занятий; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Дошкольное;

Конспекты занятий с использованием теории решения изобретательских задач

Программа педагогической деятельности детского сада, базирующаяся на результатах экспериментальной работы по использованию в воспитательно-образовательном процессе элементов теории решения изобретательских задач.

Тип материала: План занятий; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Дошкольное;

Дошкольное образование. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (повышенный уровень)

Институт проблем развития среднего профессионального образования

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0313 «Дошкольное образование» (повышенный уровень среднего профессионального образования)

Тип материала: Образовательный стандарт; | Аудитория: Преподаватель; Менеджер; | Уровень образования: Среднее профессиональное;

Журнал «Современный детский сад»

Цель журнала «Современный детский сад» — упорядочить и тематически систематизировать информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.

Тип материала: Оглавление печатных изданий; | Аудитория: Преподаватель; Менеджер; | Уровень образования: Дошкольное; Профессиональное; Переподготовка и повышение квалификации;

На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений

Кулагина Т.Ю., Серде Т.А.

Пособие содержит технологию приобщения дошкольников к классической музыке. В нем раскрывается система работы по ознакомлению детей 4-5 лет с произведениями композиторов-классиков, представлены проекты интегрированных образовательных мероприятий. Пособие предназначено работникам дошкольных учреждений, студентам педагогических учебных заведений, родителям, слушателям курсов повышения квалификации.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Преподаватель; | Уровень образования: Профессиональное; Переподготовка и повышение квалификации;

Дошкольное обучение. Подготовка к школе (пособие серии «Преемственность»)

Концепция «Преемственность» и программа «Подготовка к школе» позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах. Содержание программы рассчитано на постепенное вхождение ребенка в процесс обучения, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. В пособие включены новые программы по физическому воспитанию, психологической подготовке, иностранному языку, музыке.

Тип материала: Учебно-методические материалы; | Аудитория: Преподаватель; | Уровень образования: Дошкольное;

Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»

Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» адресован руководителям дошкольного образования, заведующим и методистам ДОУ. В журнале публикуются материалы по вопросам дошкольной педагогики, организации работы дошкольного образовательного учреждения, управления коллективом детского сада, нормативные акты, регулирующие деятельность ДОУ, статьи о новейших достижениях педагогической науки и практики.

Тип материала: Оглавление печатных изданий; | Аудитория: Преподаватель; Менеджер; | Уровень образования: Дошкольное;

Формирование начального детского лексикона: Практикум

В пособии представлена система логопедических занятий, предназначенных для коррекционно-развивающего воздействия на речевую деятельность детей с задержкой речевого развития. Автором разработаны специальные методы и приемы раннего стимулирующего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей. Пособие адресовано логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям, имеющим детей с отставанием в речевом развитии.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Преподаватель; | Уровень образования: Дошкольное;

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации

В пособии раскрываются методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них всех видов детской деятельности, лежащих в основе возникновения психологических новообразований, способов усвоения общественного опыта. Рассматриваются вопросы организации занятий с детьми в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Определены роль и позиция дефектолога в проведении коррекционно-развивающих занятий, раскрыты формы взаимодействия взрослых с детьми. Пособие адресовано широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта, может быть полезно родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Преподаватель; | Уровень образования: Общее;

Список литературы

  • 1. Борытко,Н. М.Пространство воспитания: образ бытия: монография / Н. Бо- рытко — М.; Волгоград, 2000. — 225 с.
  • 2. Виноградова, Н. А.Дошкольная педагогика: учеб.-метод. пособие для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации / II. А. Виноградова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МГПИ, 2006. — 170 с.
  • 3. Галигузова, Л. Н.Педагогика детей раннего возраста : учеб, пособие для студентов вузов /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 300 с.
  • 4. Григорьева, Г. Г.Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Методика / Г. Г. Григорьева. — М.: Просвещение,
  • 2013.
  • 5. Зацепина, М. Б.Дети раннего возраста в детском саду / М. Б. Зацепина, С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • 6. Исаев, Е. И.Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учеб, пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
  • 7. Корепанова, М. В.Теория и практика становления и развития образа «Я» дошкольника : монография / М. В. Корепанова. — Волгоград, 2001. — 240 с.
  • 8. Обухова, Л.Возрастная психология : учебник / Л. Обухова. — М. : Юрайт,
  • 2014.
  • 9. Пастюк, О. В.Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. — М.: Феникс, 2008.
  • 10. Педагогика раннего возраста : учеб, пособие / Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина [и др.] ; под рсд. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. — М.: Академия, 1998.
  • 11. Пичугина, Н.Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н. Пичугина, Г. Ай- дашева, С. Ассаулова. — М.: Литературная студия «Научная книга», 2013.
  • 12. Гурченко, В.Дошкольная педагогика / В. Турченко. — М. : Флинта ; НОУ ВПО МПСИ, 2012.
  • 13. Урунтаева, Г. А.Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунта- ева. — М.: Академия, 2014.
  • 14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Перспектива, 2014.
  • 15. Эльконин,Д.Б.Детская психология : учеб, пособие / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008.
  • 16. Якобсон, С.Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С. Якобсон, Е. Соловьева. — М.: ДРОФА, 2006.
  • 1. Аксарина, Н. И.Воспитание детей раннего возраста : учебник для отд. мед. сестер, дет. учреждений, мед. училищ / Н. И. Аксарина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Медицина, 1977.
  • 2. Буре, Р. С. Воспитатель и дети : учеб, пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студ. пед. колл, и вузов / Р. С Буре, Л. Ф. Островская. — М.: Ювента, 2001.
  • 3. Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учеб, пособие / Л. Г. Голубева; ред. В. А. Доскин, С. А. Козлова. — М.: Академия, 2002.
  • 4. Губанова, Я. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • 5. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова [и др.]. — СПб. : Детство-пресс, 2011.
  • 6. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  • 7. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: метод, пособие / А. В. Калинченко, В. Н. Сидоренко, Ю. В. Микляева. — М.: Айрис-пресс, 2004.
  • 8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2013.
  • 9. Козлова, С. А. Счастливый ребенок : программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям / С. А. Козлова. — М.: Школьная Пресса, 2012.
  • 10. Краспощекова, Я. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2007.
  • 11. Кроха : методич. рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева [и др.]. — М.: Просвещение, 2007.
  • 12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М., 1986.
  • 13. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ : учеб.-метод. пособие / А. А. Майер, Л. Г. Богославец. — Барнаул : БГПУ, 2007.
  • 14. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / иод ред. Н. В. Микляевой. — М.: Юрайт, 2014.
  • 15. Михайленко, Я. Я. Как играть с ребенком /Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М.: Педагогика, 1990.
  • 16. Михайленко, Я. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателей / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М., 2000.
  • 17. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. II. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  • 18. Павлова, Л. Я. Раннее детство: познавательное развитие : метод, пособие для дош. обр. учреждений / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. — М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  • 19. Педагогическая психология: учеб, пособие / иод ред. И. К). Кулагиной. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • 20. Петровский, В. А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. — Ростов н/Д, 1995.
  • 21. Пилюгина, Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет / Э. Г. Пилюгина. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • 22. Пичугина, Я. О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н. О. Пичугина, Г. А. Айдашева, С. В. Ассаулова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • 23. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Л. А. Парамоновой. — М. : Карапуз-Дидактика, 2004.
  • 24. Рослякова, Н. И. Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки : автореф. дис. докт. пед. наук / Ы. И. Рослякова. — М.: РГСУ, 2009.
  • 25. Рузская, А. Г. Развитие общения со взрослыми и сверстниками / А. Г. Рузская // Психология дошкольника: хрестоматия / под ред. Г. А. Урунтаевой. — М., 1997.
  • 26. Русаков, А. Детский сад. Дебют в России. Книга о том, кем, каким образом и на каких основах было создано российское дошкольное воспитание / А. Русаков. — М.: Образовательные проекты ; Линка-Пресс, 2011.
  • 27. Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. — М., 1997.
  • 28. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольника / Г. А. Урунтаева. — М., 1997.
Читайте так же:  Трудовой кодекс с поправками на 2019 год

Дошкольная педагогика (стр. 1 из 19)

Саратовского государственного университета

Директор гуманитарно-педагогического интерната,

кандидат педагогических наук

Доктор педагогических наук,

профессор Балашовского филиала

Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов:

В предлагаемом учебно-методическом пособии изложен лекционный материал и даны методические рекомендации по проведению практических занятий по дошкольной педагогике.

Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения факультетов дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.) по дошкольным специальностям педагогического факультета.

Тема 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования

и субъект воспитания

1.1 Периодизация дошкольного возраста…………………………………………………………6

1.2.Закономерности развития ребенка раннего и дошкольного возраста……………………….7

1.4. Методы педагогического исследования……………………………………………………10

Тема 2. Ребенок и социум

2.1. Влияние среды на развитие ребенка………………………………………………………. 12

Тема 3.Педагогическая деятельность как диалог

культуры ребенка и педагога

3.1. Характеристика педагогической деятельности……………………………………………..17

3.2. Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка……………………………………….18

3.3. Основные функции педагогической деятельности…………………………………………20

3.4. Профессиональные умения и личностные качества педагога …………………………..21

Тема 4. Инновационные педагогические системы и технологии

обучения и развития дошкольников

4.1. Гуманизация дошкольного образования. …………………………………………………. 24

4.2. Современные технологии обучения и воспитания детей

Тема 5. Построение развивающей среды

5.1. Понятие и сущность развивающей среды. …………………………………………………41

5.2. Структура развивающей среды……………………………………………………………..43

5.6. Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ……………………………..45

Тема 6. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения:

теоретические основы и сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь

6.1. Структура педагогического процесса в ДОУ,

его компоненты, их взаимосвязь………………………………………………………………….49

6.2. Планирование целостного педагогического процесса в ДОУ……………………………50

6.3. Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ …………………………..53

Методические рекомендации к проведению практических занятий ………………………55

Примерная тематика контрольных, курсовых и ВКР ……………………………………….66

Вопросы к итоговому контролю по курсу «Дошкольная педагогика» ……………………. 68

Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Инновационные процессы дошкольного образования осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода, в рамках которого проходит социализация и развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Современные педагогические технологии определяют содержание дошкольного образования, структуру педагогической деятельности, организацию развивающей среды ДОУ.

Успешность содержательного реформирования дея­тельности детских садов связывается с задачей формирования профессиональной идентичности, т. е. развития у студентов адекватной инновационным тен­денциям самоконцепции личности воспита­теля-профессионала на базе единства на­учной теории и практики.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка на разных этапах социализации.

Предлагаемое пособие повещено вопросам проведения лекционных занятий по учебному курсу «Дошкольная педагогика». Пособие включает лекционный материал и методические рекомендации по проведению практических занятий в соответствии с приведенным перечнем учебных вопросов.

В результате изучения курса «Дошкольная педагогика» студенты должны:

– системное представление о роли и месте дошкольного образования в образовательном процессе;

– современные подходы к организации обучения и воспитания детей в условиях ДОУ;

– специфику организации и перспективные направления построения развивающей среды детского сада;

– инновационные технологии дошкольного образования;

– особенности развития и социализации детей дошкольного возраста;

– систему знаний о формах, средствах, методах и приемах воспитания и обучения дошкольников.

– организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе детского сада;

– выбирать наиболее оптимальные инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников;

– планировать учебно-воспитательную работу с детьми;

– устанавливать правильное взаимодействие с детьми на основе личностно-ориентированного подхода;

– анализировать современные образовательные программы.

Настоящее учебно-методическое пособие позволяет дать студентам системное представление о роли и месте дошкольного образования в образовательном процессе; вооружить их теоретическими знаниями о закономерностях развития детей дошкольного возраста; сформировать умения применять современные образовательные технологии в работе с дошкольниками.

В основу краткого рассмотрения теоретического материала курса легло содержание Госстандарта. Помимо этого, в пособии даны практические задания, вопросы для итоговой отчетности, позволяющие студенту самостоятельно проконтролировать уровень усвоения ими учебного теоретического материала, и предложен список литературы, направленные на пополнение данной в пособии информации путем самостоятельного изучения источников.

ТЕМА 1. РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНИК КАК ОБЪЕКТ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Периодизация дошкольного возраста. Закономерности

развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

Факторы развития ребенка. Методы педагогического

1.1. Периодизация дошкольного возраста

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до 7 лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения в связи, с чем возникла необходимость выделить оп­ределенные этапы и их закономерности.

Дошкольная педагогика, учебники

Введение Федерального государственного образовательного стандарта на всех ступенях обучения потребовало пересмотра содержательного компонента учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов колледжей и вузов, поэтому современными авторами в последние годы созданы обновлённые учебники по дошкольной педагогике, в которых материал представлен в свете последних изменений, происходящих в современной отечественной системе образования. Представим краткий обзор учебников и учебных пособий, созданные в последние годы.

Читайте так же:  Заявление в суд о смене фамилии взыскателя

Учебник по дошкольной педагогике Гогоберидзе, Солнцевой

В $2013$ году коллективом преподавателей кафедры педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена под руководством А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой был опубликован учебник «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения». Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, в нём представлен анализ и обобщение современных научно-методических достижений в области дошкольной педагогики.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структурно учебник состоит из двух модулей. Первый модуль рассматривает основы дошкольной педагогики. Достаточно подробно рассмотрены теоретические основы дошкольной педагогики, дан психологический портрет дошкольного детства, рассмотрение дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки позволяет подойти к определению объекта, предмета, теоретических основ дошкольной педагогики, методов исследования и методологии современных педагогических исследований.

Также представлен обзор нормативных документов, примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, перспектив развития системы дошкольного образования позволяет получить представления о современной системе отечественного дошкольного образования. Подробно рассматривается организация раннего образования детей за рубежом. Важным разделом является описание основ целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, воспитание и обучение детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе.

Во втором модуле учебника представлены основы методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста – физического развития и воспитания, социально-личностного развития, познавательно-речевого развития, художественно-эстетического развития. Отдельная глава учебника посвящена описанию педагогической диагностике достижений дошкольников и мониторингу образовательного процесса в детском саду. Также авторами рассматривается планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, особенности проектирования предметно-развивающей среды, взаимодействие детского сада и семьи.

В приложениях представлены проблемные вопросы для самодиагностики и диагностики по двум модулям, банк контрольно-измерительных материалов по двум модулям, задания для обеспечения работы студентов по группам по изучаемым ими модулям, итоговая аттестация и оцениваемые компетенции. Для более полного освоения курса для студентов представлен список дополнительной литературы по предмету.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Учебник по дошкольной педагогике Микляевой

Учебник по дошкольной педагогике написан коллективом авторов – Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой и издан в $2013$ году. Данный учебник предназначен для студентов-бакалавров педагогики по профилям «Педагогика и методика дошкольного образования», «Дошкольное образование», «Управление дошкольным образованием».

Основным отличием данного учебника от ряда других является преподнесение учебного материала по дошкольной педагогике в свете реализации субъект-субъектного взаимодействия детей и взрослых. В учебнике, структурно состоящем из четырёх разделов, представлена дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки, образовательный процесс как самоорганизующаяся система, теоретические и программно-методические основы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, программно-методические основы деятельности детского сада в системе дошкольного образования. Каждый раздел представлен несколькими главами, рассматривающими сущность вопроса, главы заканчиваются списками дополнительной литературы и вопросами и заданиями для обеспечения самоконтроля.

В приложениях представлена схема, отражающая типологию программ для дошкольных образовательных учреждений, схемы системы планирования в ДОУ, таблицы по проведению мониторинга по освоению образовательных программ(для дошкольников и младших школьников).

Учебное пособие по дошкольной педагогике Козловой и Куликовой

Учебное пособие «Дошкольная педагогика» авторов С.А. Козловой и Т.А. Куликовойвышло в $2015$ году. Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».

Авторами учебного пособия рассматриваются основные аспекты дошкольной педагогики на основе проведённых современных российских и зарубежных научных исследований. Основным отличием данного учебного пособия от ряда других является вместе с теоретическим материалом дополнительной информации для любознательных, педагогических задач, практических творческих заданий с целью проверки усвоенного материала.

Структурно учебное пособие состоит из шести разделов, каждый из которых представлен несколькими главам.

Для оказания помощи студентам и более полного усвоения учебного материала, авторами представлен список литературы. В приложениях помещены два важных документа, с которыми обязательно должны ознакомиться студенты – Конвенция о правах ребёнка и Концепция дошкольного воспитания. С целью более полного понимания учебного материала и более уверенного владения педагогической терминологией, в конце учебного пособия авторы поместили «Педагогический словарик». Для повышения интереса студентов к изучению дошкольной педагогики, в учебном пособии представлены занимательные задания к «педагогическому капустнику».

Учебник и практикум по дошкольной педагогике Галигузовой

Учебник разработан Л.Н. Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой-Замогильной и выпущен в $2016$ году и предназначен для студентов СПО.

В учебнике подробно представлен теоретический материал, позволяющий получить представление о реализации личностно-ориентированной модели образования при организации работы с детьми раннего возраста, представлен содержательный материал по организации работы с детьми по разным направлениям развития, организационные аспекты создания предметно-развивающей среды, подробно рассмотрены диагностические методы и программы для обучения детей раннего возраста.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Книга: Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова «Дошкольная педагогика. Учебное пособие для вузов»

В учебном пособии представлена личностно-ориентированная модель воспитания и развития дошкольников. Рассматриваются цели и задачи педагогики с учетом возрастныхособенностей дошкольников; анализируется специфика процессов обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание авторы уделяют вопросам организации деятельности педагогического коллектива, формированию личности воспитателя. В конце учебного пособия помещены мини-хрестоматия и педагогический словарик. Для студентов и преподавателей педагогических и психологических факультетов.

Издательство: «Академический Проект, Культура» (2005)

Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика — файл n1.doc

Ситаров В.А., доктор педагогических наук

Б 79 Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С.

Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культу­ра, 2005. – 240 с. Gaudeamus»).

ISBN 5-8291-0522-5 (Академический Проект)

ISBN 5-902767-05-9 (Культура)
В учебном пособии представлена личностно-ориентированная модель воспитания и развития дошкольников. Рассматриваются дели и задачи педагогики с учетом возрастных особенностей дошкольников; анализируется специфика процессов обучения и воспитания в дошколь­ном образовательном учреждении. Особое внимание авторы уделяют вопросам организации деятельности пе­дагогического коллектива, формированию личности вос­питателя. В конце учебного пособия помещены мини-хрестоматия и педагогический словарик.

Для студентов и преподавателей педагогических и психологических факультетов.
УДК 372.3/.4

© Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С., 2004

© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2005

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
ГЛАВА 1. Предмет педагогики

Основные педагогические понятия

Система педагогических наук

Связь педагогики с другими науками
ГЛАВА 2. Развитие, воспитание и формирование личности

Факторы направленного формирования личности
ГЛАВА 3. Задач и дошкольной педагогической науки
ГЛАВА 4. Становление и развитие дошкольной педагогики

Детские сады в России
ГЛАВА 5. Система образования в Российской Федерации

Современная система образования

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
РАЗДЕЛ II. Педагогика возрастного развития человека
ГЛАВА 6. Возрастная периодизация в педагогике

Педагогические критерии выделения возрастных периодов

Педагогическая характеристика возрастных периодов
ГЛАВА 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
РАЗДЕЛ III. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
ГЛАВА 8. Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание
ГЛАВА 9. Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
ГЛАВА 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста

Физическое развитие дошкольников

Социальное развитие дошкольников

Умственное воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников

Эстетическое воспитание дошкольников
ГЛАВА 11. Особенности обучения детей дошкольного возраста

Принципы обучения дошкольников
ГЛАВА 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
ГЛАВА 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста

ГЛАВА 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста

Общее понятие о методах воспитания

Классификация методов воспитания
ГЛАВА 15. Игра в жизни дошкольника

ГЛАВА 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
ГЛАВА 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
ГЛАВА 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ
Из истории русской дошкольной педагогики
Домострой

Читайте так же:  Приказ на директора и бухгалтера в одном лице

Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Мысли о воспитании

Аделаида Семеновна Симонович (1844–1933)

Связь детского сада со школою

Кто может быть воспитателем

Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923)

Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста
Педагогический словарик

Уважаемые будущие педагоги дошкольных образовательных учреждений! Вы приступаете к изуче­нию дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых ма­леньких граждан нашей Родины. Изучение дошколь­ной педагогики необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его к перехо­ду в школу.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ре­бенка к познанию окружающего мира, период его на­чальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Предлагаемое учебное пособие переработано и дополнено с учетом тех изменений, которые в настоя­щее время внесены в системы образования в Россий­ской Федерации.

В системе образования появились совершенно новые виды дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых требует особого подхода к процес­су обучения и воспитания дошкольников.

В новом варианте предлагаемого учебного посо­бия рассматриваются некоторые особенности работы дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов. При этом особое внимание уделяется образовательному учреждению – начальной школе – детскому саду.

Готовность детей к школе, преемственность в обу­чении и воспитании – это те вопросы, которые полу­чили свое отражение в новом варианте учебного по­собия.

Особенно актуальной в настоящее время продол­жает оставаться проблема защиты прав ребенка. В учебном пособии имеется специальная глава – «Кон­венция о правах ребенка и ее основное содержание». В новом варианте пособия эта глава дополнена мате­риалом по социальной защите прав ребенка и семьи в условиях образовательно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения.

Во всех разделах учебной книги постоянно подчер­киваются и раскрываются идеи Конвенции о правах ребенка.

Авторы учебного пособия исходили из того, что главное в работе с детьми различных дошкольных воз­растных групп – создать каждому ребенку условия для развития его индивидуальности. В связи с этим учеб­ное пособие акцентирует внимание будущих воспита­телей и педагогов на личностно-ориентированное вос­питание и обучение детей. При этом особое внимание обращается в специальной главе на анализ вариатив­ных программ для дошкольных образовательных уч­реждений. Выбор программы дает возможность опре­делить направления и содержание деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом их индивиду­альности и возрастного развития.

Все эти вопросы освещены в первом и других разделах учебного пособия.

Второй раздел учебного пособия «Педагогика воз­растного развития ребенка» посвящен особенностям детей дошкольного возраста. Здесь дается возрастная периодизация с точки зрения современных наук о ребенке и его развитии, рассматриваются педагогичес­кие критерии выделения возрастных групп. При этом авторы программы берут за основу базисную програм­му «Истоки», разработанную группой ученых Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца.

Дошкольный возраст – время активного станов­ления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоциональ­ного отношения к этому миру.

Как развивать, воспитывать и обучать детей до­школьного возраста? На этот непростой вопрос авторы дают ответ в третьем разделе учебного пособия «Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении».

В этом разделе рассматривается и вопрос о преем­ственности в обучении и воспитании детей в условиях дошкольного учреждения и начальных классов школы.

Воспитатель дошкольного образовательного учреж­дения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей. Важно при этом организовать жизнь детей в детском саду с учетом их возрастного развития и индивидуальности ребенка.

Задачи и содержание воспитания детей дошколь­ного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

В этом разделе учебного пособия представлен материал о роли различных видов деятельности дошкольника в его развитии. При этом значительное место уделяется игровой и художественно-эстетической деятельности.

Авторы обратили серьезное внимание на особенности личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональным качествам и умениям. Воспитатель маленьких граждан должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родите­лями так организовывать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы они могли реализовать свои возможности в разнообразных видах деятельности и в общении с окружающими.

Работа воспитателя в детском саду – это постоян­ный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов работы с детьми и сотрудничества с коллегами по работе.

В дошкольных образовательных учреждениях введены должности социального педагога и педагога-психо­лога. Особенно возросла их профессиональная значи­мость в образовательных учреждениях типа начальная школа – детский сад и в центрах образования.

В составе центра образования функционирует и дошкольное учреждение и даже ряд таких образовательных учреждений. В связи с этим в указанном разделе учебного пособия имеется специальная глава о направлениях профессио­нальной деятельности социального педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Каждый будущий работник дошкольного образова­тельного учреждения должен не только быть профес­сионально подготовлен в процессе своей учебы, но и знать свои права и обязанности. В связи с этим в но­вом варианте учебного пособия представлен материал о нормативном обеспечении аттестации педагогичес­ких кадров, сотрудничестве всех членов педагогичес­кого коллектива.

Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В специальной главе учебного пособия особое внимание обращается на систему уп­равления всеми типами и видами дошкольных образо­вательных учреждений. При этом авторы учебного пособия предлагают профессиограмму руководителя образовательного учреждения.

Авторы надеются, что изучение курса дошкольной педагогики поможет вам приобщиться к педагогичес­кой науке, овладеть основами педагогического мастерства и на протяжении всей своей профессиональной деятельности заниматься самообразованием.

6
РАЗДЕЛ I
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Искусство воспитания имеет особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым

и понятным, а иным – даже легким,

и тем понятнее и легче оно кажется,

чем менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д. Ушинский
Истинная гуманность педагогики

Похожие записи:

  • Стаж работы пфр Сервис по информированию о пенсионных правахв системе обязательного пенсионного страхования С помощью нового сервиса ПФР Вы можете: Проверьте, какие сведения отражены на Вашем лицевом счете в Пенсионном фонде Что делать, если какие-либо сведения о […]
  • Гриф на приказ об утверждении Реквизит 16 – гриф утверждения документа Гриф утверждения – реквизит официального документа, свидетельствующий о правовом статусе документа. 1 Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом. 2 […]
  • Возврат ко началу дня Молитва на возврат мужа читать з дня - утром, днём и вечером МОЛИТВА НА ВОЗВРАТ ЛЮБИМОГО МУЖА ДОМОЙ В СЕМЬЮ К СВОЕЙ ЖЕНЕ Мгновенно вернуть мужа с помощью молитвы не легко - для возврата любимого в семью , жене нужно читать молитву на возвращение […]
  • Судебные приставы в г Березники ОТДЕЛ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО Г. БЕРЕЗНИКИ © 2009 – 2019 GorodBerezniki.ru Информация предоставлена компанией «Справочная 24» Администрация сайта не несет ответственности за любые возможные последствия, возникшие вследствие использования посетителем […]
  • Единовременное пособие на рождение ребенка если муж не работает Получить справку о неполучении пособий если муж не работает Здравствуйте. Мужу надо получить справку о неполучении пособия по уходу за ребенком до полутора лет и при рождении ребенка. Но он не работает. Нужно ли ему обращаться в службу занятости […]
  • Приказ мвд от 01061998 г 329 Приказ МВД РФ №329 -отменён? solnce58 31 Май 2009 Freez 31 Май 2009 Да утратил в декабре прошлого года. Но есть действующий документ "ПРИКАЗ от 20 апреля 1999 г. N 297" в котором и написано: "проверка документов на право пользования и управления […]