Единый социальный налог задачи

Единый социальный налог задачи

Виды налогов и порядок уплаты их физическими лицами

1.3.2. Единый социальный налог, его природа, цели, задачи.

Вторая часть Налогового кодекса, принятия 5 августа 2000 года федераль­ным законом № 117-ФЗ ввела в действие с I января 2001 года новый налог — единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджет­ные фонды. Этот налог заменяет собой совокупность действующих взносов в Пенсионный фонд населения Российской Федерации, Фонд социального стра­хования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхо­вания Российской Федерации и государственный фонд занятости Российском Федерации (последний попросту ликвидируется). Данная альтернатива обу­словлена желанием Правительства мобилизовать средства для реализации пра­ва граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, меди­цинскую помощь, а также стремлением обеспечить более строгий контроль за учетом и поступлением средств в соответствующие фонды.

Таким образом, налогоплательщик-работодатель, который до этого начис­лял и оплачивал взносы отдельно в каждый фонд и представлял отчетность также в разрезе фондов в порядке и сроки, установленные каждым фондом в отдельности, с 2001 года в соответствии с вновь введенным порядком освобож­дается от множества имеющихся проблем. Сокращается отчетность, уменьша­ется количество проверок предприятий, что влияет на работоспособность предприятия. Это возможно потому, что на основании федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законода­тельные акты Российской Федерации о налогах» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), возлагается на налоговые органы. Налоговые же проверки по Нало­говому кодексу ограничены до двух в течение календарного года по одним и тем же налогам с запретом повторных проверок за проконтролированный на­логовый период. Вместе с тем упрощается исчисление данного налога,

так как устанавлива­ется единая база для обложения им. Так до 2001 года порядок начислений на выплаты в пользу работников регулировался соответствующими законода­тельными и нормативными актами отдельно по каждому фонду.

Для правильного исчисления и уплаты соответствующих взносов необходимо было изучить множество различных нормативных доку­ментов.

Единый социальный налог, заменяемый совокупность действующих отчис­лений во внебюджетные фонды, не ликвидируя данные фонды (за исключением государственного фонда занятости населения Российской Федерации), устано­вил единую налогооблагаемую базу и сроки уплаты.

Кроме того, суммарный тариф страховых взносов снижается с 39,5 процен­тов (с учетом I процента с работников в Пенсионный фонд Российской Феде­рации) до 35,6 процентов (по максимальной ставке) с введением регрессивной шкалы, т, е. чем выше доход работника, тем меньше ставка соци­ального налога (что должно стимулировать работодателя к легализации высо­ких выплат сотрудникам). Планируется, что пенсионный фонд начиная с конца 2002 года всем гражданам будет направлять справки о суммах накопления на их лицевых счетах. Тем самым граждане смогут сами контролировать свой пенсионный капитал.

При заполнение декларации по единому социальному налогу следует руководствоваться Инструкцией утвержденной Приказом Министерства РФ по налогам и сборам №БГ-3-05/45 от 31.01.2002г. Кроме этого в дополнение к декларации по единому социальному налогу (ЕСН), начиная с 1-го квартала 2002г. следует сдавать в налоговый орган и Пенсионный фонд дополнительно декларацию о суммах ЕСН направляемых в Пенсионный фонд с разделением на базовую, накопительную и страховую части. Указанная форма утверждена Приказом МНС России от 28.03.2002 №БГ-3-05/153 [смотреть Приложение]. Особенность заполнения данной формы заключается в том, что все работающие разделены на три группы:

— мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года и старше;

— мужчины 1953-1966 и женщины 1957-1966;

— лица 1967 года рождения и моложе.

Эти сведения заполняются на листе №5. Данная форма заполняется нарастающим итогом. Организации применяющие регрессивную ставку по Единому социальному налогу дополнительно заполняют лист №6, строки 200-400.

2. Налоги, налоговая база, ставки,

порядок и сроки их уплаты.

2.1. Порядок представления налоговой декларации.

Налоговая декларация – заявление, содержащее необходимые сведения для налогового органа о личных доходах гражданина. Такими сведениями, в частности являются: источники дохода, их количество, суммы дохода по каждому источнику, гонорары, и т.д. Форма налоговой декларации утверждается министерством финансов совместно с Государственной налоговой службой.

Налоговую декларацию представля­ют следующие категории налогоплательщиков:

— физические лица, зарегистрированные в установленном действующим за­конодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица (за исключением тех лиц, которые перешли на уплату вмененного дохода);

— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном дейст­вующим законодательством порядке частной практикой;

— физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц, не яв­ляющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или до­ говорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, при­ надлежащего этим лицам на праве собственности;

— физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, полу­ чающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации;

— физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;

— физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организатора­ми тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Налоговая декларация физического лица о доходах представляется в терри­ториальную инспекцию МНС России по месту учета налогоплательщика (по месту жительства). Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, подают декларацию в налоговый орган по месту своего учета.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующе­го за истекшим налоговым периодом. Лица, на которых не возложена обязан­ность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую деклара­цию в налоговый орган по месту жительства.

Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практи­кой, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответству­ющую налоговую декларацию:

— не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного налогового периода;

— в пятидневный срок со дня прекращения занятия индивидуальной деятельностью (частной практикой) до конца налогового периода. По окончании налогового периода такие налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позд­нее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Единый социальный налог задачи

Имя материала: Налоги и налогообложение. Практикум

Автор: Скворцов Олег Владимирович

2.4. единый социальный налог

Единый социальный налог основными налогоплательщиками перечисляется в:

а) Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ;

б) Федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ

и фонды обязательного медицинского страхования;

в) Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,

фонды обязательного медицинского страхования.

В каких размерах не подлежат налогообложению выплаты в виде материальной помощи работникам организаций, финансируемых за счет средств государственного либо местных бюджетов:

а) в размерах, превышающих 2000 руб. на одно физическое

лицо за налоговый период;

б) в части сумм, превышающих 3000 руб. в расчете на кален-

дарный год на одно физическое лицо;

в) в части сумм, превышающих 300 минимальных месячных

оплат труда за календарный месяц.

Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению (допускаются несколько вариантов ответов):

а) суммы единовременной материальной помощи, оказывае-

мой налогоплательщиком физическим лицам в связи со стихий-

б) суточные сверх норм при наличии приказа (распоряжения)

в) суммы компенсации стоимости оздоровительных путевок,

оплачиваемых за счет прибыли, оставшейся после налогообложе-

От уплаты единого социального налога освобождаются (допускаются несколько вариантов ответов):

а) организации любых организационно-правовых форм с сумм

выплат, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб.

на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом 1, 2 и 3-й

б) учреждения, созданные для достижения образовательных,

культурных, лечебных и иных социальных целей;

в) организации, уставной капитал которых полностью состо-

ит из вкладов общественных организаций инвалидов, занимаю-

щиеся производством подакцизных товаров.

Налогоплательщики-работодатели уплачивают ежемесячные авансовые платежи по единому социальному налогу:

б) в срок, установленный для получения в банке средств на

оплату труда за истекший месяц, но не позднее 10-го числа сле-

в) не позднее 15-го числа каждого месяца;

г) в срок, установленный для выдачи заработной платы и аванса.

Налогоплательщик, не являющийся работодателем, может самостоятельно рассчитать сумму налога:

б) да, но только по согласованию с налоговым органом;

в) нет, это делает налоговый орган.

Как определяется сумма единого социального налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленных подразделений:

а) по обособленному подразделению сумма налога определя-

ется на основании расчета, исходя из численности его персонала

и налоговой базы, начисленной по организации в целом;

б) исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому

в) вся сумма налога уплачивается по месту нахождения голов-

Организация не полностью оплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные за декабрь 2005 г. Разница между начисленными и уплаченными суммами была отражена в декларации по страховым взносам за 2005 г. В результате неуплаты страховых взносов была занижена сумма единого социального налога в федеральный бюджет. На эту сумму будут начисляться пени, подлежащие уплате в федеральный бюджет начиная с:

а) 16 января 2006 г.;

б) 31 марта 2006 г.;

в) 15 апреля 2006 г.

Выплаты работникам гаражно-стояночного кооператива, осуществляемые за счет членских взносов, облагаются единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование:

Какой величины должна достигнуть налогооблагаемая база по налогу, чтобы стало возможным применять регрессивную ставку:

В целях исчисления единого социального налога для доходов от предпринимательской деятельности дата получения доходов определяется как:

а) день начисления доходов;

б) последний календарный день месяца получения дохода;

в) день фактического получения соответствующего дохода.

Отчетный период по единому социальному налогу — это:

в) первый квартал, полугодие и девять месяцев года.

Налоговый период по единому социальному налогу — это:

Срок уплаты единого социального налога для предпринимателей — это:

а) 15 июля следующего за отчетным года;

б) 30 апреля следующего за отчетным года;

в) 15 января, 15 июля, 15 октября текущего года.

Организация, уставный капитал которой состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, занимается производством фарфоровых изделий на заказ. Численность работников организации составляет 25 человек, в том числе инвалиды — 14 человек. В январе работникам было начислено (в расчете на всех работников):

а) заработная плата в денежной и натуральной форме — 18 ООО руб.,

в том числе инвалидам — 4 ООО руб.

б) доплата за работу в выходные дни — 3 750 руб., в том числе

инвалидам — 1 600 руб.

в) оплата ежегодного отпуска двум сотрудникам — 1440 руб.,

в том числе инвалидам — 0 руб.

Необходимо определить единый социальный налог за январь, определив возможность (невозможность) применения льготы.

В ЗАО «Коралл» работает 40 человек. Общая сумма заработной платы составила 120000 руб.

Необходимо определить сумму начисленного единого социального налога за I квартал с разбивкой по фондам.

Инженер В. А. Примеров в январе текущего года получил заработную плату в сумме 2 500 руб., ежемесячную премию в сумме 1 200 руб., ежемесячную материальную помощь в сумме 1 650 руб., на командировочные расходы 4000 руб., истраченных им полностью по установленным нормам.

Необходимо определить сумму единого социального налога за январь по лицевому счету инженера В.А.Примерова с разбивкой по фондам.

Предприниматель И. И. Петров в 2005 г. занимался предпринимательской деятельностью. По итогам года он отразил результаты своей работы: доходы 135 ООО руб., расходы — 89 ООО руб., в том числе на покупку товаров — 50 000 руб., на оплату труда (включая налоги) — 30 000 руб., на амортизацию основных средств — 2 000 руб., прочие расходы составили 7 000 руб. В течение года предприниматель заплатил авансовые платежи по налогу: в федеральный бюджет — 2 555 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 280 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 665 руб.

Необходимо определить общую сумму единого социального налога за год, суммы и сроки доплаты налога с разбивкой по фондам.

В пользу работника в отчетном периоде были осуществлены следующие выплаты:

заработная плата по трудовому договору — 20000 руб.;

выплата по листку временной нетрудоспособности — 680 руб.;

единовременная материальная помощь в связи со смертью члена его семьи — 6000 руб.;

подарок, стоимость которого не отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговым) периоде, — 5 000 руб.

Необходимо рассчитать сумму платежей единого социального налога работника с разбивкой по фондам.

Работнице цеха М. В. Глушко в марте выплачена заработная плата в сумме 6 000 руб., выдано пособие по уходу за больным ребенком — 1 500 руб., также выплачено возмещение по командировочным расходам в размере 3 000 руб. (потраченное по нормам), выдана премия в соответствии с коллективным договором и отнесением расходов для учета налога на прибыль в размере 5000 руб.

Необходимо рассчитать сумму единого социального налога с разбивкой по фондам.

Читайте так же:  Лишение прав ангарск

Работник работает по трудовому договору в организации, его заработная плата за отчетный период составила 30 000 руб. В то же время с работником в данном периоде был заключен договор гражданско-правового характера на выполнение разовой работы, не входящей в круг его должностных обязанностей и не отвечающей специфике деятельности организации. Вознаграждение по данному договору составило 6 000 руб.

Необходимо рассчитать сумму единого социального налога.

2.4.8. В пользу работника в отчетном периоде выплачено:

вознаграждение по трудовому договору — 20 000 руб.;

по договору купли-продажи имущества, принадлежащего работнику, — 15 000 руб.;

по листку временной нетрудоспособности — 680 руб.;

единовременная материальная помощь в связи со смертью члена его семьи — 6 000 руб.;

товарами собственного производства в натуральной форме — 1000 руб.;

прочие суммы, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, — 5 000 руб.

Необходимо определить налоговую базу по единому социальному налогу работника.

2.4.9. Численность работников АО «Шар» составляет 40 чело-

век. В январе отчетного года было выплачено (в расчете на одного

заработная плата в денежной форме — 3 500 руб.; ежемесячная премия — 1 600 руб.; ежемесячная материальная помощь — 1 700 руб.; дивиденды — 400 руб.

20 сотрудникам безвозмездно выдана форменная одежда стоимостью 420 руб. каждый комплект.

Необходимо рассчитать сумму единого социального налога с разбивкой по фондам.

Гражданин Н.О.Белов зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Он занимается производством и продажей одежды. В январе Н. О. Белов заключил трудовые договоры с тремя работниками. В соответствии с договорами работникам было начислено и выплачено (в расчете на одного работника):

заработная плата в денежной форме — 1600 руб.; премия — 400 руб.

Работникам были выданы 3 комплекта одежды стоимостью 190 руб. каждый. Ставка страховых взносов от несчастных случаев составляет 0,2 \% от фонда оплаты труда.

Общие материальные затраты предпринимателя составили в январе 15 000 руб., амортизация оборудования — 720 руб. Доход от ведения деятельности определен в размере 30 000 руб.

Необходимо рассчитать единый социальный налог с доходов предпринимателя за январь с разбивкой по фондам.

ОАО «Показ» за отчетный период начислило своему работнику заработную плату в размере 29 000 руб. В том же месяце этому же работнику было начислено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 1 520 руб.

Необходимо рассчитать единый социальный налог работника с разбивкой по фондам.

За I квартал текущего года организация начислила и выплатила в пользу работников:

а) А.А.Петрову (1954 г. рожд.): заработная плата за отработанное время — 45 000 руб.; премия по итогам работы за предыдущий год — 12 000 руб.; материальная помощь — 7 000 руб.;

компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении — 16 000 руб.;

б) О.В.Ивановой (1980 г. рожд.): заработная плата за отработанное время — 29 ООО руб.; надбавка за работу в выходные дни — 3 800 руб.; заработная плата за время отпуска — 12 000 руб.; премия по итогам работы (за предыдущий год) — 8 000 руб.

Необходимо рассчитать единый социальный налог каждого из этих работников с разбивкой по фондам и страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии.

2.4.13. За 2005 г. адвокат оказал профессиональные услуги 50 клиентам. Общая сумма его доходов составила 350 000 руб. За этот год адвокат произвел следующие расходы: членский взнос за год, направленный на содержание адвокатской палаты, — 2 500 руб.; пенсионные взносы, направленные на страховую и накопительную части трудовой пенсии (фиксированный платеж), — 1 800 руб.; аренда офиса — 48 000 руб.

Необходимо определить платежи адвоката по единому социальному налогу с разбивкой по фондам.

Единый социальный налог — Налоговый менеджмент — Конспект лекций по дисциплине

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Единый социальный налог (взнос) введен в действие с 01.01.2001 г. Порядок исчисления и взимания налога регулируется главой 24 Налогового кодекса РФ. Налог призван заменить четыре платежа в социальные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и фонд занятости).

При введении ЕСН преследовались следующие цели:

— уменьшение числа налогов и упрощение налоговой системы в целом;

— унификация налоговой базы по всем социальным фондам, а также по налогу на доходы физических лиц;

— создание единого реестра плательщиков по налогам и социальным взносам;

— сосредоточение контроля за уплатой в руках одного контролирующего органа — Министерства по налогам и сборам;

— введение единых правил уплаты и ответственности за нарушение законодательства;

— упрощение для налогоплательщиков процедуры расчетов и уплаты взносов в социальные фонды.

Все эти мероприятия должны были сделать налог более удобным для налогоплательщика, а государству позволить уменьшить расходы на сбор взносов и повысить их собираемость, то есть привести взносы в социальные фонды в соответствие с фундаментальными принципами налогообложения Адама Смита: удобности и экономии.

Кроме этих чисто налоговых целей при реформировании социальных платежей преследовались и другие цели.

В первую очередь — это подготовка и проведение пенсионной реформы.

Во-вторых, государство хотело стимулировать легализацию выплат физическим лицам, и таким образом увеличить налоговую базу социальных взносов.

Наличие такого большого числа довольно противоречивых целей привело к тому, что с момента принятия главы 24 в середине 2000 г. по настоящее время, текст закона трижды подвергался принципиальным изменениям. С 01.01.2002 г. взимание ЕСН регулируется главой 24 с учетом изменений и дополнений внесенных Федеральными законами от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ, от 24.07.2002 г. № 104 и 110-ФЗ.

Принципиальные изменения, введенные с 01.01.2002 г. обусловлены начавшейся пенсионной реформой, которая предполагает изменение самой концепции системы пенсионного обеспечения в РФ, а именно: предполагает переход от солидарной пенсионной системы к солидарно-накопительной.

В соответствии с этой концепцией в пенсионную систему вводится обязательный накопительный уровень. Трудовые пенсии в РФ теперь должны состоять из трех частей:

— базовой части, финансирование которой производится за счет ЕСН, уплаченного в Федеральный бюджет;

— страховой части, финансирование которой производится за счет уплаченных организацией страховых взносов в Пенсионный фонд;

— накопительной части, которая финансируется за счет уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд.

Возможность участия в накопительной системе зависит от возраста физического лица. Лица старше 49 лет для мужчин и 46 лет для женщин не участвуют в формировании страховой и накопительной частей пенсии.

Выплата базовой части трудовой пенсии должна осуществляться из Федерального бюджета. Страховая и накопительная части трудовой пенсии должны выплачиваться из Пенсионного фонда.

Для реализации указанного механизма 15.12.2001 г. был принят закон РФ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который определил порядок формирования пенсионного фонда, из которого будет теперь финансироваться выплата страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

В качестве источника таких средств выступают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предназначенные на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

ЕСН с 01.01.2002 г. не просто изменил название (исчезло слово «взнос»), но принципиально изменил свое содержание. Теперь ЕСН (в части связанной с пенсионной системой) подлежит зачислению в федеральный бюджет (за исключением так называемого «налогового вычета») и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.

Базовая часть пенсии определена в настоящее время, в размере не менее 450 руб. и не более 1350 руб.

В качестве налогового вычета, на сумму которого уменьшается сумма ЕСН, подлежащая уплате в бюджет, выступают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в соответствии с Законом РФ «Об обязательным пенсионном страховании в РФ».

Таким образом в 2002 г. система взносов в специальные фонды состоит из следующих платежей:

1. В рамках единого социального налога осуществляются четыре обязательных платежа:

— в Федеральный бюджет;

— в Фонд социального страхования;

— в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования;

2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

3. Страховые взносы в Фонд социального страхования по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Платежи по каждому из перечисленных взносов оформляются отдельными платежными документами. Учет ведется отдельно по каждому из фондов. Переплата в один из фондов не компенсирует недоплату в другой фонд.

То есть ЕСН является единым только по названию. И е’сли говорить о достижений поставленных при его введении целей, в первую очередь, удовлетворению принципу удобства для налогоплательщика, то следует констатировать, что произошло серьезное усложнение всей системы социальных взносов.

Ниже мы более подробно рассмотрим механизм исчисления уплаты ЕСН, с учетом особенностей учета страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Кроме того, мы рассмотрим возможности налогового планирования с учетом особенностей начисления ЕСН и налога на прибыль организаций, появившиеся в связи с принятием главы 25 (налог на прибыль организаций) и новой редакции главы 24 (ЕСН).

Налогоплательщики. В соответствии со ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Таким образом, понятие «налогоплательщик» не связано с понятием «работодатель», которым в соответствии с Трудовым кодексом может являться только лицо, заключающее с физическими лицами трудовые договоры. В связи с этим любые организации, физические лица, осуществляющие выплаты физическим лицам, признаваемые объектом налогообложения, обязаны начислять ЕСН вне зависимости от того, каким договором (трудовым или гражданско-правовым) оформлены отношения между ними.

При этом, если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, то он начисляет и уплачивает налог по каждому основанию (п. 2 ст. 235).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 245 НК РФ индивидуальные предприниматели и адвокаты не уплачивают ЕСН в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования с доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

Сельхозпроизводители (организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели) являются плательщиками ЕСН на общих основаниях, если на территории данного субъекта Федерации решением соответствующего законодательного органа не введен единый сельскохозяйственный налог.

Объект налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Если физическое лицо, в пользу которого производится выплата по договору гражданско-правового характера, является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном порядке, то такие выплаты не являются объектом налогообложения и ЕСН на них не начисляется.

Единый социальный налог

1. Теоретическое обоснование темы исследования

1.1. Сущность и значение ЕСН

1.2. Порядок исчисления ЕСН

1.3. Проблемы организации и ведения учета по ЕСН

2. Учет и анализ налогообложения единого социального налога

2.1. Расчет и анализ налоговых обязательств организации

2.2. Расчет единого социального налога

2.3. Учет и отчетность по ЕСН

3. Пути совершенствования налогообложения единого социального налога, его учета и отчетности

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. До введения социального налога плательщик страховых взносов обязан был представлять отдельные формы отчетов в каждый фонд, производить уплату страховых взносов в сроки, установленные соответствующим фондом.

Единый социальный налог представляет собой совокупность нескольких платежей. Прежде всего это платеж в федеральный бюджет, предназначенный для финансирования базовой части трудовой пенсии. Кроме того, в состав ЕСН входят платежи в ФСС России, а также в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Каждая сумма перечисляется отдельным платежным поручением по соответствующему коду бюджетной классификации.

Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны — НДС.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету не регламентируют, как отражать расчеты по ЕСН. На практике применяются разные способы их отражения на счетах бухучета.

На практике возможны 3 варианта бухгалтерского учета расчетов по ЕСН:

— ЕСН начисляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

— ЕСН начисляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению.

Цель курсовой работы освоение и закрепление теоретического материала, выявление недостатков и путей совершенствования единого социального налога.

Задачами курсовой работы являются раскрытие сущности единого социального налога, определение порядка исчисления единого социального налога, выявление проблем налогообложения и пути их решения, расчет налоговых обязательств.

Теоретическое обоснование темы исследования

1.1. Сущность и значение ЕСН

По мнению Панскова В.Г. единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога осталось прежним — обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Читайте так же:  Экспертиза льготы

В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог. В чем же состоят причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога?

До введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в налоговую систему России, установленную Федеральным законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации», они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной из форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда. Введение единого социального налога, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников и в конечном счете — расширить базу обложения налогом на доходы физических лиц /3/.

Янченко В.И. считает, что единый социальный налог является одним из наиболее сложных для исчисления налогов.

Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу нескольких контролирующих органов. Вместе с тем эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону плательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем число зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков.

С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью перешел к налоговым органам.

До введения социального налога плательщик страховых взносов обязан был представлять отдельные формы отчетов в каждый фонд, производить уплату страховых взносов в сроки, установленные соответствующим фондом.

Наличие у каждого фонда отдельных специфических полномочий, в частности по срокам и порядку предоставления отсрочек по просроченным платежам, ставило организации в различные условия, вследствие чего нарушались принципы однородности и справедливости налогообложения.

Кроме того, большинство нормативных актов в виде положений и инструкций, регламентирующих уплату соответствующих взносов, было принято в период 1991 — 1996 гг. и они в полной мере не отвечали требованиям времени. Неопределенность законодательной базы, огромное количество нормативных документов, зачастую противоречащих друг другу, вели к тому, что малейшая ошибка бухгалтера могла привести организацию к значительным финансовым потерям из-за штрафных санкций.

Многочисленные проблемы возникли также при установлении базы обложения, которая при ее относительной обобщенности в виде расходов работодателей на оплату труда наемных работников, имела существенные различия по каждому из фондов. В связи с этим принципиальное значение имеет установление для всех налогоплательщиков-работодателей единого порядка исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно, облегчает расчеты налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок.

Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны — НДС /11/.

1.2. Порядок исчисления ЕСН

Янченко В.И. утверждает, что единый социальный налог (ЕСН) считается одним из наиболее сложных для исчисления налогов. При обложении ЕСН учитываются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), законодательства об обязательном пенсионном страховании (ОПС), множества других нормативных законодательных актов. Кроме того, глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) взаимосвязана со статьями главы 23 «Налог на доходы физических лиц», главы 25 «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

В первую очередь плательщиками этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам.

Объект налогообложения для исчисления единого социального налога зависит от того, к какой группе принадлежат налогоплательщики.

Для налогоплательщиков-работодателей (за исключением физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями) объектом налогообложения определены выплаты и другие вознаграждения, начисляемые указанными налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков-предпринимателей являются доходы от предпринимательской или же иной другой профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Кроме того, в двух случаях не признаны объектом обложения и не облагаются единым социальным налогом выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), выплачиваемые налогоплательщиками-работодателями.

В первом случае это относится к налогоплательщикам-организациям. Указанные выплаты у них не будут объектом обложения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Во втором случае данное положение относится к налогоплательщикам — индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, не признанным индивидуальными предпринимателями. У них такие выплаты не являются объектом налогообложения при условии, что они не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц /11/.

Романова Р. В.: «В связи со сложностью исчисления у многих налогоплательщиков возникают затруднения при определении объекта налогообложения, налоговой базы, применении ставок этого налога. Поэтому могут быть допущены ошибки, которые налогоплательщик должен исправить посредством представления согласно ст.81 НК РФ корректирующей отчетности с уточнением всех изменений и дополнений» /10/.

Полякова М. С.: «В соответствии с налоговым законодательством и законодательством об обязательном пенсионном страховании налоговые органы в установленном порядке проводят как выездные проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и камеральные проверки отчетности по ЕСН и страховым взносам на ОПС (включая расчеты по авансовым платежам, представляемые организациями, производящими выплаты физическим лицам). Задача налогоплательщика до проведения такой проверки — уточнить все показатели, связанные с исчислением ЕСН и страховых взносов на ОПС, максимально уменьшить количество допущенных ошибок при составлении как бухгалтерской, так и налоговой отчетности» /9/.

Ковалева Г.Б. считает, что при внесении изменений и дополнений в налоговую отчетность налогоплательщики должны зафиксировать их в бухгалтерской отчетности в структуре первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Это необходимо делать в связи с тем, что налоговый орган вправе в соответствии со ст.31,88 и 93 НК РФ получить от налогоплательщика объяснения, истребовать у него дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты ЕСН и страховых взносов на ОПС.

Если же налогоплательщик производил выплаты в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не подлежащих страхованию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, то налоговая база по ЕСН будет превышать базу для начисления страховых взносов на ОПС на сумму таких выплат /8/.

Далее при выверке налоговой базы по ЕСН налогоплательщикам следует уточнить применявшийся налоговый режим.

Если налогоплательщик применял только специальные налоговые режимы, то он не должен уплачивать ЕСН и не должен представлять отчетность по нему в налоговый орган.

Если налогоплательщик применяет специальные налоговые режимы и одновременно осуществляет виды деятельности, облагаемые согласно общему режиму налогообложения, то он должен уточнить, все ли показатели в декларации по ЕСН отражены в части, в какой они относятся к видам деятельности, облагаемым согласно общему режиму налогообложения. Налоговая база по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, должна быть у таких налогоплательщиков меньше базы для начисления страховых взносов на ОПС на величину выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, облагаемым согласно специальным налоговым режимам.

Если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления ЕСН сумма таких выплат налогоплательщиком может быть определена пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, облагаемых согласно общему режиму налогообложения, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности; при этом расчет производится ежемесячно.

В настоящее время налогоплательщики пользуются различными методами определения таких выплат /8/.

Белова Е.Г. советует в целях упрощения расчетов и избежания ошибок для определения налоговой базы по ЕСН в отношении таких работников налогоплательщик может производить начисления выплат фиксированно по каждому виду деятельности.

Затем необходимо обратить внимание на правильность расчета налоговой базы в отношении Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). В силу п.3 ст.238 НК РФ налоговая база по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, меньше налоговой базы по этому налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования на суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В отдельных случаях налогоплательщики, не относящиеся к организациям, указанным в п.2 ст.245 НК РФ, ошибочно занижают налоговую базу на суммы, освобождаемые от налогообложения в соответствии с п.2 ст.245 Кодекса /7/.

Такие показатели отражаются в отчетности о ЕСН справочно отдельной строкой.

Если налогоплательщик включил в такую строку суммы, не относящиеся к денежному, довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению, то он должен исключить их из данной строки, увеличить на такие суммы налоговую базу по ЕСН и пересчитать сумму налога.

В соответствии с нормами главы 24 НК РФ налогоплательщик должен исчислить с выплат в пользу физических лиц ЕСН. При этом он должен восстановить показатели индивидуальных и сводных карточек по таким выплатам и представить в налоговый орган скорректированную отчетность по ЕСН за все периоды /7/.

Особо налогоплательщик должен уточнить производимые в пользу физических лиц суммы выплат, отнесенные к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (п.3 ст.236 НК РФ), которые не включаются в налоговую базу в качестве расходов, не подлежащих налогообложению на основании ст.238 НК РФ.

Согласно Федеральному закону от 20.07. 2004 № 70-ФЗ с 1 января 2005 года:

— налоговая база увеличивается на суммы выплат и вознаграждений, выплачиваемых лицам, выполняющим работы (услуги) для вышеуказанных кооперативов (товариществ);

— подлежат обложению ЕСН выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов членам профсоюза, которые состоят с профсоюзной организацией в договорных отношениях и выполняют определенные трудовые функции;

— подлежат обложению ЕСН выплаты в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и(или) товарами для детей;

— освобождаются от обложения ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период (подпункт 15 п.1 ст.238 НКРФ).

Романова Р. В.: «Следует иметь в виду, что действие п.3 ст.236 НК РФ не распространяется на выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам. Суммы таких выплат подлежат обложению ЕСН, страховыми взносами на ОПС».

Такими выплатами могут быть производимые за счет целевых поступлений выплаты в пользу работников структурных подразделений в непроизводственной сфере, деятельность которых не направлена на получение прибыли, например работникам столовой, медпункта и т.д., оплата труда которых производится согласно штатному расписанию на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Это же относится и к выплатам по авторским договорам.

При уточнении налоговой базы по ЕСН следует обратить внимание на то, включались ли в нее выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Такие выплаты не облагаются ЕСН.

Если вознаграждение физическому лицу по трудовому договору за выполненную работу, оказанные услуги выплачено в виде имущественных или иных прав, то такие суммы подлежат включению в налоговую базу по ЕСН /10/.

Романова Р.В.: «В настоящее время существуют два вида авторских договоров — на создание произведения и на передачу имущественных прав на его использование. Согласно ст.16, 30 и 33 Закона РФ от 09.07. 1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» передача автором имущественных прав может быть реализована только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст.18-26 этого Закона. Кроме того, по авторскому договору автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Следовательно, вознаграждения, выплачиваемые авторам по этим договорам, на основании ст.236 НК РФ включаются в объект обложения ЕСН, а вознаграждения, выплачиваемые по другим видам договоров, связанных с передачей имущественных авторских прав, например, при их передаче третьим лицам, не облагаются ЕСН согласно абзацу третьему п.1 ст.236 НК РФ».

Читайте так же:  Осаго перерва 21

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и возмещаемых за счет средств федерального бюджета, также не могут быть отнесены к выплатам, производимым работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, они также не включаются в облагаемую базу ЕСН.

Суммы среднего заработка, выплаченные организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета. Они не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, а это означает, что они не являются объектом обложения ЕСН /10/.

Но не все выплаты, производимые работодателем за выполнение работ(оказание услуг) по трудовым договорам за счет средств федерального бюджета, не облагаются ЕСН. Так, например, материальная помощь, выплачиваемая работникам бюджетными организациями (за исключением случаев, указанных в ст.238 НК РФ), подлежит обложению ЕСН.

В налоговую базу по ЕСН не включаются выплаты, не связанные с трудовыми, гражданско-правовыми и авторскими договорами.

Полякова М. С.: «Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 29.12. 2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» установлено, что в 2005 году до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивалось застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности — за счет средств ФСС РФ. Сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя относилась к государственному пособию и на основании п.1 ст.238 НК РФ не подлежал обложению ЕСН».

С 1 января 2005 года до 1 января 2006 год общий размер пособия, выплаченного за счет всех источников, не подлежавший обложению ЕСН, составлял 12 480 руб., с 1 января 2006 годе он равен 15 000 руб., а в 2007 году составил 16 125 руб.

Правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности одинаковы для всех категорий налогоплательщиков.

За счет средств ФСС РФ пособия выплачиваются только организациями, применяющими общий режим налогообложения, в части суммы, не превышающей за полный календарный месяц 1 МРОТ или 16 125 руб. (15 000 руб. — в 2006 году). Работодатель, применяющий специальные налоговые режимы, оплачивает первые два дня нетрудоспособности так же, как и остальные дни нетрудоспособности. Иными словами, такой порядок выплаты больничных распространяется только на налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.

Если организация произвела или производит оплату больничных в 2006 году в расчете на физическое лицо за месяц в размере, превышавшем 15 000 руб. (за 2005 год — 12 480 руб), то такая разница облагается ЕСН /9/.

Не допускается оплачивать стоимость проезда работников одной суммой независимо от количества перевозимых сотрудников и учитывать ее в целях обложения ЕСН и страховыми взносами на ОПС одной суммой.

В этом случае налогоплательщик нарушает требования п.4 ст.243 НК РФ, согласно которому он обязан вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, сумм ЕСН, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Как отмечалось выше, если согласно положениям ст.252 НК РФ какая-либо выплата должна быть отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, налогоплательщик не вправе самостоятельно отнести ее на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и не облагать ее ЕСН и страховыми взносами на ОПС.

При осуществлении выплат по договорам гражданско-правового характера в некоторых случаях налогоплательщики оплачивают (возмещают) физическим лицам, кроме обозначенного в договорах вознаграждения за выполнение работ или оказание услуг, стоимость проезда, проживания в гостиницах и другие расходы, связанные с выполнением работ по заключенным договорам. На основании п.1 ст.237 НК РФ такие расходы учитываются в налоговой базе по ЕСН вместе с остальной частью вознаграждения.

Тарасова В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина Л.Н. считают, что у налогоплательщиков вызывает определенные сложности обложение ЕСН компенсационных выплат, предоставляемых работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.

Подпунктом 9 п.1 ст.238 НК РФ установлено, что не подлежит обложению ЕСН стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим проживающим в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами, контрактами и (или) коллективными договорами.

Лица, работающие в организациях, финансируемых и федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет работодателя проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Размер, условия и порядок компенсации расходов по оплате стоимости проезда и провозу багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.

Гарантии медицинского обслуживания работников, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами.

Таким образом, не подлежат обложению ЕСН как у организаций, финансируемых из федерального бюджета, так и у не относящихся к бюджетной сфере (если установлены работодателем и закреплены локальным нормативным документом):

— компенсация расходов, связанных с переездом работника;

— компенсация расходов по оплате стоимости проезда и провозу багажа к месту использования отпуска и обратно.

Поскольку оплата проезда сотрудников, нуждающихся в медицинской консультации или лечении, является не компенсацией, а гарантией, то она облагается ЕСН.

Если данная выплата не отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, она не облагается ЕСН на основании п.3 ст.236 НК РФ.

Если налогоплательщик производит выплаты в пользу работника за расходы по найму жилого помещения, по проезду от места постоянной работы до места производства работ и обратно, если направление работника на проведение монтажных, наладочных и строительных работ оформлено в качестве служебной командировки, то эти расходы не включаются согласно подпункту 2 п.1ст.235 НК РФ в налоговую базу по ЕСН.

На основании подпункта 2 п.1 ст.238 НК РФ вышеуказанные расходы, относящиеся к компенсационным выплатам в возмещение иных расходов, связанным с выполнением работником трудовых обязанностей, не подлежат обложению ЕСН.

Размер возмещения расходов, связанных с использованием такого имущества и не облагаемых ЕСН, должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей трудовой деятельности.

В подпункте 2 п.1 ст.238 НК РФ приведены обстоятельства, с которыми связано предоставление компенсационных выплат, которые налогоплательщик должен учитывать при решении вопроса о не включении таких выплат налоговую базу по ЕСН /1/.

В связи с этим дополнительные гарантии компенсации, хотя и установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, но не соответствующие условиям, указанным в подпункте 2 п.1 ст.238 НК РФ, подлежат обложению ЕСН.

По мнению Минфина России, отнесение выплат к компенсационным в целях применения ст.238 НК РФ зависит не от наименования, которое может быть присвоено этим выплатам, например, коллективным договором, а от их целевого назначения — возмещение реальных затрат, понесенных работником при исполнении трудовых обязанностей.

Что касается возможности применения профсоюзными организациями нормы подпункта 15 п.1 ст.238 НК РФ, согласно которой с 1 января 2005 года не подлежат обложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период, то необходимо учитывать следующее.

Статьей 11 НК РФ определено понятие «бюджеты (бюджет)», которое применяется в следующем значении: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Исходя из положений Федеральных законов от 12.01. 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и от 19.05. 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» средства профсоюзных организаций формируются не за счет средств бюджетов, а за счет членских взносов и других поступлений.

Следовательно, профсоюзные организации не относятся к организациям, финансируемым за счет средств бюджетов, и действие нормы подпункта 15 п.1 ст.238 НК РФ на них не распространяется.

У налогоплательщиков часто возникают вопросы о правомерности не включения в налоговую базу по ЕСН суммы суточных, выплаченных сверх норм, установленных постановлениями Правительства РФ от 08,02. 2002 № 93, от 02.10. 2002 № 729, приказом Минфина России от 12.11. 2001 №92н. Суточные, выплаченные сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, подлежат обложению ЕСН с учетом норм п.3 ст.236 НК РФ.

Бюджетные и некоммерческие организации, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль, но которые за счет экономии средств, выделенных на их содержание, оплачивали работникам суточные свыше норм, установленных Правительством РФ, при решении вопроса о включении таких сумм в необлагаемую базу по ЕСН должны учитывать, что поскольку норма п.3 ст.217 НК РФ аналогична норме п.2 ст.238 настоящего Кодекса, а также то обстоятельство, что общий порядок установления норм суточных предусмотрен трудовым законодательством, а нормы суточных — вышеуказанными постановлениями Правительства РФ, то такие суммы не облагаются ЕСН. В соответствии с п.3 ст.238 НК РФ выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по гражданско-правовым и авторским договорам, не подлежат обложению ЕСН в части ФСС РФ.

1.3. Проблемы организации и ведения учета по ЕСН

Полякова М. С.: «Нормативные акты по бухгалтерскому учету не регламентируют, как отражать расчеты по ЕСН. На практике применяются разные способы их отражения на счетах бухучета».

Артельных И. В.: «В Плане счетов для учета расчетов с бюджетом по налогам предназначен счет 68, а для учета расчетов с внебюджетными фондами — счет 69. Какой из этих счетов выбрать для учета расчетов по ЕСН? «

Путаница со счетами возникла потому, что ныне действующий План счетов бухгалтерского учета утвержден в 2000 году. Он разрабатывался в то время, когда единого социального налога еще не было. Взносы в социальные внебюджетные фонды были самостоятельными видами платежей. Для их учета в Плане счетов разработчики предусмотрели отдельный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

В 2001 году после введения единого социального налога никаких изменений в План счетов внесено не было. Бухгалтеры столкнулись с проблемой: какой счет — 68 или 69 — использовать для отражения расчетов по ЕСН? С одной стороны, это налог, а с другой — платежи, входящие в состав ЕСН (кроме платежа в федеральный бюджет), по-прежнему направляются в социальные внебюджетные фонды. В такой ситуации бухгалтерам пришлось самостоятельно разрабатывать способ отражения ЕСН на счетах бухучета /5/.

Ковалева Г.Б. «есть и еще одна проблема, связанная с исчислением ЕСН. По правилам главы 24 Налогового кодекса при расчете части ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, применяется вычет в

Похожие записи:

  • Приказ минюста 70 от 25032003 Приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г. N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Перерасчет фер 2001 Методические рекомендации по использованию ФЕР - АГОРА Экспертный центр. Независимая оценка. Сметно-строительная экспертиза. Методические рекомендации по использованию ФЕР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И […]
  • Налоговый кодекс российской федерации часть 2 федеральный закон 117-фз Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ ст 143 (ред. от 11.10.2018) Статья 143. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) […]
  • Требования к заданию на проектирование Задание на проектирование Подборка наиболее важных документов по запросу Задание на проектирование (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Задание на проектирование Статьи, комментарии, […]
  • Приказ 69н от 31012012 Приказ Минфина РФ от 4 сентября 2001 г. N 69н "Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями) […]
  • Растаможка автомобиля из калининграда Как перегнать авто из Калининграда в Россию? Калининград – самый западный административный центр Российской Федерации. Он является перевалочной базой для поддержанных автомобилей из Европы и Америки. Многие люди покупают автомобили именно в […]