Федеральный закон учебников

Федеральный закон учебников

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконными актами напрямую не запрещено в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» учебники для любых классов.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» содержит рекомендацию не приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы. Данная преемственность будет нарушена, если обучающиеся в силу окончания действия пятилетнего срока не смогут закончить обучение по исключенным из перечня учебникам. Данная норма имеет исключительно рекомендательный характер.

Отсутствие прямого запрета не отменяет риски образовательной организации, возникающие при взаимодействии с контрольно-надзорными органами.

Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования от 6 марта 2015 г. № 01-50-89/05-1217 «О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования контрольно-надзорных мероприятий, в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации» в качестве предмета контроля рассматривает, в том числе: «Обеспеченность учебниками, учебными пособиями». Можно предположить, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий соответствующие органы будут полагаться на указанные в Письме «требования действующего законодательства»: «наличие учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями».

Федеральный перечень учебников на 2018 — 2019 учебный год

Наряду с нововведениями в разных сферах нашей жизни, образование также не стоит на месте. Учебный процесс постоянно совершенствуется и видоизменяется. ФГОС задает стандарты современному образованию. В частности, для каждого класса составляется определенный перечень учебников. Исходя из действующего законодательства, федеральный перечень учебников составляется раз в 3 года. Так как последний список был одобрен правительством в нынешнем году, в 2018-2019 он останется идентичным. Перечень школьных учебников соответствует ФГОС, ставшему основным стандартом для образовательных учреждений 5 лет назад. Работой по созданию списка занимается специальный департамент Министерства образования и науки России. Перед тем как определить федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год, стоит поговорить о том, что собой представляет ФГОС и почему все школьные книги должны ему соответствовать.

СОДЕРЖАНИЕ

С каждым годом человечество переворачивает очередные страницы своей истории, и это неизбежно приводит к изменению принципов понимания прежних и новых знаний. Технический прогресс, постоянно ускоряющийся темп жизни, обновляемые стандарты – всё это приходится учитывать при составлении обучающих школьных программ. Привести нормативы российской образовательной сферы в соответствие требованиям сегодняшнего дня призван ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт, согласно которому составляются списки учебников для средних школ.

Российский ФГОС выдвигает перед всеми школами специальные требования, касающиеся проведения учебного процесса. Важно, что по всей стране эти стандарты абсолютно идентичны, будь то Центральный округ или Дальний Восток. Благодаря этому подходу, ученик из Владивостока в любой момент может продолжить своё обучение, например, в Санкт-Петербурге.

Требования к учебному процессу

Современный школьник должен уметь акцентировать внимание на собственной универсальности. Для этого ему необходимо научиться искать нужную информацию с помощью новых технологий и постоянного общения со сверстниками. В результате школьникам придётся достичь следующих качественных показателей:

  • толерантности;
  • умения поддерживать собственное здоровье;
  • законопослушания;
  • уважения к Отчизне.

Существует базовый перечень предметов, обязательный к обучению в каждой школе РФ:

Помимо изучения главного, школа должна выделять для детей и дополнительное время для внеурочного образования. При этом весь процесс обучения обязан соответствовать нормативам ФГОС.

Выбор учебников

Перед тем как попасть на школьную парту, вся образовательная литература проходит несколько этапов экспертизы:

Только после официального подтверждения от Минобразования РФ утверждённый перечень учебников закупается и передаётся во все школы. При этом закупка книг проводится 1 раз в 5 лет.

На фоне изменений в ФГОС от 2016 года из школьной программы пришлось исключить десятки различных учебников. Причина – не прошли проверку. По мнению специалистов, сейчас важно создать повышенный интерес к логическому мышлению детей, не заучивая при этом никому не нужную информацию. На сегодняшний день в утверждённом ФГОС перечне учебников числится более 1,3 тысяч различных пособий.

Какими должны быть учебные книги

Представленная в учебниках информация должна быть понятной для школьников и желательно иметь аналог в электронном формате. Помимо этого, книгам следует придать привлекательный вид с познавательным направлением. Понятно, что для учеников младших классов весь текст должен быть представлен более крупным шрифтом.

Ученики 1 ступени обучения обязаны учиться по учебникам с большим количеством иллюстраций, которые должны помочь в развитии творческого мышления. В старших классах такая необходимость отпадает из-за нацеленности на умение самостоятельного выполнения заданий.

Виртуальный перечень

Правительство России старается всегда и во всём идти в ногу с последними тенденциями образования в мире. Именно поэтому утверждённый перечень пособий состоит лишь из тех книг, что имеют электронный аналог. Причина – возможность круглосуточного доступа школьников к обучающему материалу. Тем более что в нынешнее время любая литература стоит дорого.

Федеральный закон учебников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 марта 2014 года N 253

(с изменениями на 5 июля 2017 года)

____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года N 345
____________________________________________________________________

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, довести указанный в пункте 1 настоящего приказа федеральный перечень до сведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из:

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Третьяк Н.В.

Исполняющая обязанности Министра
Н.В.Третьяк

Приложение. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 31 марта 2014 года N 253

(с изменениями на 5 июля 2017 года)

1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы

УЧЕБНИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕСПЛАТНЫМИ. ЭТО ЗАКОН.

Девочки, в связи с появлением огромного количества постов и споров по поводу того, за чей счет должны приобретаться учебники, я решила порыться в интернете и узнать, а действительно ли, они (учебники) должны быть бесплатными? Или бесплатный учебник-это миф? Кто прав, кто виноват, давайте попробуем разобраться.

Мой сын в этом году пошел в 4 класс. В 1-м и 2-м классе учебники мы покупали. За 3-ий класс покупали лишь часть. Причем в условиях полной конфиденциальности.(деньги сдавали и получали сами учебники дома у одной мамы из род. комитета. В этом году сын пошел в новую школу. Все учебники и рабочие тетради, абсолютно новые, (2014г. издания) получили абсолютно бесплатно.

Читайте так же:  Контрактный управляющий требования к должности

А теперь то, что мне удалось нарыть в интернете на эту тему:

[quoteПодходит к концу учебный год. А значит вот-вот родителям придется готовить своих детей к очередному учебному году.
В некоторых школах края уже начали выдавать родителям списки учебников, которые необходимо приобрести к новому учебному году 2013-2014 года.

В этой связи очень остро (учитывая стоимость каждого учебника) стоит вопрос «а должны ли родители приобретать школьные учебники за свой счет?». Не должна ли школа выдавать учебники бесплатно?

Многие родители уже стали забывать, что учебники в школе должны быть бесплатными.
Хотя в нашем крае, судя по отчетам краевого министерства образования, на приобретение книг ежегодно выделяются миллионы рублей, родители, не сдающие деньги на книги, вынуждены конфликтовать с учителями, администрацией школ. Родители, не желающие конфликтовать, приобретают учебники за свой счет, а это немалая сумма — 3000-5000 рублей в год на одного школьника.

Как быть, если у вас требуют приобретать учебники за свой счет? Требовать и отстаивать свои права.

В соответствии со статьей 29 закона «Об образовании» государственные гарантии прав граждан на получение школьного образования предполагают и выделение расходов на учебники. Это полномочия регионов. Кроме того, к полномочиям регионов отнесена «организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе».
Механизмы обеспечения школ книгами могут быть разными: через централизованные закупки, осуществляемые органами образования, или же школы могут приобретать учебники самостоятельно. Но в любом случае родители не должны приобретать учебники за свой счет, и при этом все 100% учеников должны быть обеспечены учебной литературой.

Конституцией Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с Уставом любой школы учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней.

Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).

С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебными с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

В соответствии с пунктом 24 Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» образовательные учреждения самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающихся основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется посредством выделения субвенции местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. Правительство Ставропольского края направляет субвенцию на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования в муниципалитеты.
В субвенцию входят расходы на оплату труда работников школ с начислениями, учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды

Неисполнение обязанности связанной с надлежащим обеспечением государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, установленные Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (пп. 13 п. 2 статьи 26.3) и пп. 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», является ничем иным как бездействием.

Довод школы или отдела образования о недостаточности финансирования правового значения в данном случае не имеет, поскольку исполнение образовательным учреждением соответствующей обязанности закон не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых для этого финансовых ресурсов.

П. С. По моему мнению, сбор денег на учебники — это криминальная тема, на которой зарабатывают все: от чиновников и издателей до директоров и учителей».
И наша с Вами задача, как родителей, кормушку эту прикрыть и обеспечить своим детям качественное доступное образование.

Если от вас требуют приобретать учебники за свой счет, обращайтесь в прокуратуру, суд ] [/quote]

по закону ученики имеют право получить бесплатные учебники.

Хотим обратить внимание не только родителей первоклашек, но и родителей учеников старших классов средних общеобразовательных школ, согласно п. 6.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Так же согласно ч. 1 ст. 35 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Читайте так же:  Договор мены родственники

Поэтому уважаемые родители, все в ваших руках, просите и настаивайте на предоставлении бесплатных учебников Вашему чаду, а в противном случае обращайтесь с жалобами в вышестоящие инстанции:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ +++++++ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

[Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Новый!] [Глава 3] [Статья 29]
1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);

л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

с) о трудоустройстве выпускников;

а) устава образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[quoteБольше никаких поборов с родителей — отныне все школьные учебники приобретут школы. Эту норму, единую на территории Российской Федерации, гарантирует закон «Об образовании», который вступает в силу в День знаний — 1 сентября 2013 года.
Как пояснили в Министерстве образования и науки РФ, каждая школа и раньше должна была обеспечивать детей бесплатными учебниками. Однако бюджетных средств многим заведениям не хватало, поэтому и вынуждены были родители тратить на это личные деньги. Теперь же в законе зафиксировано, что школьникам бесплатно предоставляются учебники и учебные пособия. К тому же, в связи с переходом на новые стандарты, будут выделяться средства на модернизацию системы общего образования. Следовательно, каждый регион будет отчитываться, куда и на что они потрачены. Так что обойти закон не получится.] [/quote]

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) (не применяется)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

С изменениями и дополнениями от:

8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.

Приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. N 345 настоящий документ признан не подлежащим применению с 28 декабря 2018 г.

По заключению Минюста РФ от 22 апреля 2014 г. N 01/35064-ЮЛ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

В соответствии с пунктом 24 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047 (зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2013 г., рег. N 30213), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, довести указанный в пункте 1 настоящего приказа федеральный перечень до сведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из:

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;

федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., рег. N 26755), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 544 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 г., регистрационный номер N 29846).

Читайте так же:  Заполнить документы на налоговый вычет

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Третьяк Н.В.

Исполняющая обязанности Министра

Установлен новый федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного и среднего общего образования.

Перечень разбит на 3 раздела. В 1-й включены учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы. Во 2-й — учебники для дополнительной программы, формируемой участниками образовательных отношений (в том числе для детей мигрантов и переселенцев и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений). В 3-ю часть входят учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей регионов, изучение родного языка из числа языков народов России и получение образования на родном языке.

Образовательным организациям разрешено в течение 5 лет использовать приобретенные ранее учебники из перечней рекомендованных и допущенных Минобрнауки России на 2013/14 учебный год.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Текст приказа опубликован в журнале «Вестник образования России», май 2014 г., N 10, в журнале «Вестник образования», июнь 2014 г., N 11-12

По заключению Минюста РФ от 22 апреля 2014 г. N 01/35064-ЮЛ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. N 345 настоящий документ признан не подлежащим применению с 28 декабря 2018 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. N 629

Приказ Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. N 581

Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. N 535

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2016 г. N 1677

Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. N 459

Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. N 38

Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. N 1529

Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. N 576

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный перечень учебников на 2017 — 2018 учебный год

Согласно законодательству, список рекомендованных учебников формируется один раз в 3 года. Учитывая, что последний перечень был принят в текущем году, в 2017-18 учебный год он останется без изменений. Список полностью соответствует государственному общеобразовательному стандарту ФГОС, на который перешли все российские школы, пять лет назад.

СОДЕРЖАНИЕ

Разработкой перечня занимается департамент общего образования Министерства образования и науки РФ. В последнее время в него были внесены существенные изменения, которые коренным образом изменили отношение к образованию. Поменялась методическая и базовая литература. Последние изменения произошли 26.01.16 года.

Что собой представляет ФГОС

Несмотря на то, что все мы учились в школе, об аббревиатуре ФГОС, наверняка мало кто слышал. Она расшифровывается, как Федеральный государственный стандарт образования. В него включены все требования, которые предъявляются к учреждениям среднего и специального образования. Согласно законодательству РФ, ФГОС утвержден в качестве закона, который должны выполнять все без исключения учебные заведения.

Такие стандарты существуют не во всех странах. Например, в западных развитых странах нет единой программы образования и каждая школа проводит учебный процесс по своим программам и учебникам. Более того, там ученики сами выбирают предметы для обучения. Наверное, поэтому западное образование не назовешь лучшим в мире.

ФГОС в России обеспечивает единые требования к учебному процессу, не зависимо от того, где ученик получает образование в Центральном ФО или на Дальнем Востоке. По всей стране стандарты одинаковые и призваны обеспечивать преемственность ступеней образовательного процесса. Так учащийся прошедший обучение на первых ступенях на Камчатке, может легко и просто продолжить учиться, например — в Калининграде или в Москве.

Нынешние стандарты, которые стали разрабатываться в 2009 году, относятся к новому поколению. В отличии от первого поколения, который предъявлял минимальные требования, современный ФГОС предполагает максимальные нагрузки в области знаний. Он содержит следующие требования…

К освоению учебного материала, которые акцентируют внимание не на объем знаний, а на универсальность и умение самостоятельно искать необходимую информацию с использованием новых технологий и за счет более тесного общения между обучающимися. В требовании также говорится и о предполагаемых результатах освоения материала по конкретным предметам и указаны качественные показатели, которые необходимо достичь выпускникам, такие как:

  • толерантность;
  • законопослушание;
  • поддержание здоровья;
  • уважительное отношение к Отчизне.

К структуре образовательного процесса, в которой указаны области знаний обязательные к изучению в школах относятся:

  1. естественные науки;
  2. общественные науки;
  3. ОБЖ;
  4. экология.

В школах должно уделяться достаточное внимание и внеурочному образованию. Весь учебный процесс должен проходить в соответствии с ФГОС.

К условиям осуществления образовательного процесса, в которых указана информация, касающаяся:

  • финансирования;
  • профессиональных навыков преподавателей;
  • снабжения школы.

Рекомендуемые учебники

Прежде чем попасть в перечень, учебники проходят три экспертизы:

В соответствии с распоряжением Министерства образования, после утверждения списка учебников, они закупаются в нужном количестве школами. Закупка производится раз в пять лет.

В соответствии с последними изменениями были изъяты из школьной программы десятки учебников. Они не прошли строгой проверки на ФГОС. Некоторые СМИ не одобрили подобные действия и назвали такую ситуацию «принудительным просвещением».

Многие преподаватели и родители, также не согласны с выводами Минобразования о «вредности» некоторых учебных пособий. А.Стельмахович – учитель года 2014 советует включить в этот перечень пособие для литературного чтения под редакцией Новлянской и Кудиной. По ее мнению стоит оставить и географию Домогацких. Учителя прогрессивных школ, ученики которых завоевывали почетные звания на олимпиадах по математике, не понимают, почему в перечень учебников, утвержденный по ФГОС, не вошли пособия Давыдова.

В тоже время, отмечается востребованность таких авторов как:

Их подход к образовательному процессу получил высокую оценку специалистов. В настоящее время сделан упор на логическое мышление, а не на тупое заучивание информации. Сейчас список, утвержденный по ФГОС, содержит 1300 пособий разных направлений.

Требования к учебникам 2018

Информация в учебных пособиях должна быть простой и понятной для учащихся. Они обязательно должны быть представлены и в электронном виде. Кроме этого, литература должна иметь привлекательный вид и иметь познавательный акцент. Во всех книгах обращено внимание и на шрифт. Для младших классов в соответствии с возрастными особенностями он немного крупнее.

В учебниках для первых ступеней образования содержится большое количество иллюстраций для развития креативных наклонностей учеников. В пособиях для старшеклассников акценты смещены на самостоятельное выполнение работ.

Виртуальные материалы

Министерство образование идет в ногу со временем. В список учебников внесены только те пособия, которые имеют электронный аналог. Это сделано с целью доступа большего числа учащихся к обучающей литературе. Тем более, что в настоящий момент многие пособия стоят достаточно дорого:

Похожие записи:

  • Приказ министерства здравоохранения 930н от 29122019 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 мая 2015 г. № 280н "О внесении изменений в Порядок организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденный приказом Министерства […]
  • Федеральный закон от 28122019 г 432-фз Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с […]
  • Материнский капитал за 2 ребенка в 2019 году составит Материнский капитал в 2019 году — размер и последние изменения В 2019 году размер материнского капитала не изменился и составляет 453026 рублей. Следующая индексация будет проведена в 2020 году, после чего сумма сертификата вырастет до 470241 […]
  • Приказ 1793 Приказ Росстандарта от 25.11.2016 N 1793-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ от 25 ноября 2016 г. N 1793-ст ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО […]
  • Срок действия статьи 14 Статья 14. Вступление в силу и срок действия Статья 14Вступление в силу и срок действия Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для […]
  • Приказ о приводе Приказ Министерства юстиции РФ от 13 июля 2016 г. № 164 “Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов” В целях реализации положений статей 111, 113, 247 […]