Гигиенические требования к размещению детских дошкольных учреждений

Гигиенические требования к земельному участку дошкольных учреждений

Детские дошкольные учреждения типа ясли-сад созданы с целью обеспечения единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания и обучения детей в школе. Ясли-сад посещают дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Установлены следующие нормы наполняемости групп: в первой ясельной группе (от 2 до 9—10 мес.) — 15 детей; во второй ясельной группе (от 9—10 мес. до 1 года 8 мес), в третьей ясельной группе (от 1 года 8 мес. до 3 лет) и в первой младшей группе детского сада — по 20 детей.
В зависимости от длительности обслуживания детей дошкольные учреждения имеют дневные группы, рассчитанные на пребывание детей в течение 9—10 часов в день, и круглосуточные, в которых дети находятся 6 дней в неделю и лишь воскресные и праздничные дни проводят в семье.
Все группы должны комплектоваться строго по возрастному принципу. В яслях-садах на 50 и 90 мест допускается комплектование групп детьми смежного возраста.

Для правильного физического развития и укрепления здоровья детей необходимо достаточное пребывание их на свежем воздухе. Поэтому важно здания детских яслей-садов размещать на отдельных, специально выделенных благоустроенных земельных участках, где дети могут зимой проводить по 4—5 часов, а летом весь день.
При выборе участка для детского учреждения надо руководствоваться следующими гигиеническими требованиями: необходимо, чтобы он имел достаточно свободную территорию, расположенную в сухом месте, с низким стоянием грунтовых вод и естественным уклоном для стока поверхностных вод.
Важно, чтобы участок находился вдали от учреждений и предприятий, загрязняющих воздух и почву, а также вдали от мест, опасных в санитарном отношении (рынки, больницы, дороги, свалки, болота и т. д.).
Особое значение для охраны здоровья детей имеет санитарное состояние почвы, с которой дети непосредственно соприкасаются во время игр и работы на огороде, в цветнике. Поэтому следует проводить санитарно-гельминтологический анализ почвы не только при выборе участка, но и периодически при его эксплуатации.
В случае, если земельный участок окажется излишне сырым, его надо осушить, проложить дренажные трубы или канавы со стоком в ближайший водоем. Их устраивают с уклоном от детских площадок и других мест постоянного пребывания детей, а также от зданий, проходов и проездов. Канавы должны быть в безопасном для детей месте и защищены (сверху закрыты досками и засыпаны песком).
Земельный участок следует отводить дальше от шумных улиц, проездов и т. п., так как шум отрицательно влияет на нервную систему детей. В некоторых случаях, например, близость гаража, а на селе — птичника будет нарушать дневной отдых детей.
В городе дошкольные учреждения лучше располагать в переулках и на боковых улицах. В небольших городах, поселках или сельской местности, выбирая участок для детского учреждения, необходимо учитывать наличие близрасположенной общей водопроводной, канализационной и электрической сети, чтобы детское учреждение могло быть подключено к ним и благоустроено.

Размер площади земельного участка

Особого внимания заслуживает размер земельного участка. Наличие большого участка позволяет расширить групповые участки, лучше озеленить их, создать более разнообразные сооружения для развития движений, игр детей на воздухе и закаливающих процедур.
В тесно застроенном центре города не всегда возможно выделить участок достаточного размера. В сельской же местности, а также в городах-новостройках, на окраине, при реконструкции города представляется возможность выделить для детских учреждений значительную площадь.
При планировании строительства яслей-садов в небольших городах, населенных пунктах, в селе, где централизованное водоснабжение и канализация нередко отсутствуют, необходимо предусмотреть дополнительную площадь для местного водопровода и канализации. Желательно, чтобы участок примыкал к массиву зеленых насаждений (парку, саду, лесу и др.).
Их можно использовать как дополнительную площадь для прогулок детей, во время которых дети знакомятся с природой.
Норма площади земельного участка на одно место:
На 25 с увеличением количества мест до 50 — 45 м2
На 50 с увеличением количества мест до 90 — 45 м2
На 90 с увеличением количества мест до 180 — 45 м2
На 90 мест — 40 м2
На 140—320 мест — 35 м2
В комплексах на 560—640 мест — 30 м2
Примечания:
1. При проектировании яслей-садов для районов со сложным рельефом допускается уменьшение площади участка не более чем на 10%.
2. При проектировании яслей-садов для строительства в холодных климатических районах допускается уменьшение площади земельного участка до 25 м2 на одно место.

Благоустройство и озеленение участка

Земельный участок следует прежде всего привести в полный порядок: очистить от строительного мусора, стекла, камней, выкорчевать пни, засыпать ямы, выровнять поверхность. В случае необходимости надо привезти для посадок более плодородную землю.
При благоустройстве участка следует предусмотреть подводку воды к групповым площадкам для поливки зеленых насаждений и продумать систему отвода дождевых вод с территории участка. Водопроводные трубы надо располагать так, чтобы они не мешали детям.
Земельный участок каждого детского учреждения должен быть озеленен. Оздоровительное действие зеленых насаждений огромно: зелень улучшает состав воздуха, защищает его от пыли, дыма, газов и других примесей, вредных для здоровья.
Установлена прямая зависимость заболеваний органов дыхания (легких, носоглотки) от загрязнения городского воздуха. Зелень регулирует влажность воздуха, испаряя влагу в сухую погоду и уменьшая ее количество в сырую. Кроме того, зеленые насаждения оказывают влияние и на ионизацию воздуха.
Известно, что воздух, лишенный ионов, биологически более беден. Заметно увеличивает число легких ионов береза карельская, тополелистная и японская, дуб красный и летний, ель венгерская и обыкновенная, ива плакучая, клен серебристый и красный, лиственница сибирская, рябина обыкновенная и декоративная, сосна обыкновенная и сирень обыкновенная.
Находящиеся во многих растениях (сирень, жасмин, черемуха, сосна, ель, пихта, кедр и др.) особые вещества — фитонциды губительно действуют на болезнетворные микробы.
Многие растения также обогащают воздух легкими ионами, снижают окисляемость воздуха (акация белая, дуб красный и летний, ель венгерская и обыкновенная, ива плакучая, клен красный, лиственница сибирская, сосна обыкновенная, туя западная).
Установлено, что за вегетационный период тополь поглощает углекислого газа больше, чем ель, в 6,5 раза, дуб — в 4,5 раза, липа — 2,5 раза.
Зеленые насаждения, кроме того, уменьшают движение ветра, смягчают яркость солнечного света, в жаркую погоду дают тень и снижают температуру воздуха на 1,5—3°, уменьшают уличный шум, поглощая его.
Для озеленения используют следующие группы растений: крупные деревья, дающие тень; небольшие деревья и кустарники; газоны. В средней климатической зоне на участке детского учреждения можно посадить клен, ясень, дуб, вяз, черемуху, конский каштан, рябину, плакучую иву, березу, сирень.
Сажают также фруктовые деревья: яблоню, грушу, вишню. Деревья украсят участок, и дети могут наблюдать их цветение и плодоношение.
Вьющиеся растения — дикий виноград, садовые бобы, ипомею, настурцию, душистый горошек — лучше посадить около дома, возле теневых навесов. Вертикальное озеленение даст тень и ограничит нагрев стен (особенно на юге).
Профессор Н. М. Анастасьев и доктор М. К. Харахинов проводили сравнительные наблюдения за микроклиматом в различных частях города (двор, улица, набережная реки, сквер, бульвар, парк, детские учреждения и др.). Они установили, что важно не только количество деревьев и растений на той или иной территории, но и целесообразность их расположения.
Нужно, чтобы в каждом случае растения выполняли совершенно определенное назначение и занимали соответствующее место.
Особенно рекомендуется групповая посадка деревьев: она создает лучшие условия микроклимата. Радиационная температура на участке в местах групповой посадки колебалась от +16 до +36°, в то время как на открытых местах колебания температуры были почти вдвое выше.
В южных районах, где солнечная освещенность велика, для защиты площадок от перегревания надо сажать густокронные деревья. При этом следует учитывать, чтобы они не препятствовали доступу света в помещение.
В холодном климатическом поясе при посадке деревьев целесообразно увеличивать расстояние между ними, чтобы не затенять территорию и детские помещения. Кустарники следует располагать не ближе 5 м, деревья — 10 м от здания.
В зависимости от местных условий допускается ограждение земельных участков яслей-садов. Высота ограждений должна быть не более 1,6 м. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются. По периметру участка надо иметь защитную зеленую полосу из древесных и кустарниковых насаждений шириной в 5 м (1—2 ряда деревьев). В местах примыкания детских площадок к границам участка ширину ее требуется увеличить до 10 м.
Деревья и кустарники с колючками, ядовитыми плодами для озеленения участков детских учреждений не допускаются.

Планировка земельного участка

На земельном участке детского учреждения выделяются площадь для здания, групповые площадки, физкультурная площадка, дорожки, хозяйственный двор.
Для групповых участков выделяются две изолированные зоны: одна — для детей до 3 лет, вторая — от 3 до 7 лет.
Основное требование при планировке групповых участков — приблизить их к помещениям групп, чтобы между ними была удобная связь и дети могли быстро выйти на свой участок, а при надобности вернуться в помещение.
Участки не должны быть проходными. Размер участка группы установлен следующий: для детей ясельного возраста — 150 м2, для детей дошкольного возраста — 180 м2. Групповые участки должны быть окружены кустарниками и цветущими растениями.
Участок для детей ясельного возраста должен иметь травяное покрытие, для детей дошкольного возраста, кроме этого — площадку с утрамбованным грунтом. В районах вечно-мерзлых грунтов групповые площадки следует проектировать с дощатым покрытием.
Не рекомендуется асфальтировать групповые участки, так как воздействие избыточных тепловых излучений асфальтированной поверхности неблагоприятно отражается на детском организме.
Так, у детей, гулявших в солнечные дни в течение 30 минут по асфальтированной дорожке парка при колебании температуры наружного воздуха от 17 до 25°, температура кожи повышалась на 1,4—2,2°. У детей, игравших на траве, повышение температуры кожи было в 2—3 раза меньше (0,7—0,9).
Повышение температуры кожи сопровождалось учащением пульса (от 4 до 15 ударов в минуту) и резким изменением общего самочувствия (вялость). При более высоких температурах воздуха и нагревании асфальта эти явления усиливаются. Особенно это важно учитывать в работе детских садов, находящихся в южных районах страны.
Травянистый ковер можно получить, покрыв площадку дерном. Для этого аккуратно нарезанный дерн укладывают в шахматном порядке на подготовленную землю. Между пластами оставляют зазор (шов) и засыпают его песком, чтобы влага лучше проникала в почву.
Газоны требуют поливки и своевременной стрижки (не ниже 3—5 см), когда трава достигнет 10—15 см высоты.

На каждом групповом участке должен быть навес для защиты детей летом от солнца, а также для пребывания их на воздухе в ненастную погоду. Навесы позволяют в теплое время года проводить занятия и организовывать послеобеденный сон детей на открытом воздухе.
Площадь навесов, независимо от возраста детей, предусматривается 40 м2 на группу. В районах жаркого климата площадь навеса можно увеличить до 50 м2. Настил навеса должен быть приподнятым над поверхностью земли.
Необходимо, чтобы конструкция навесов соответствовала климатическим условиям. Так, на севере навесы целесообразно делать закрытыми с трех сторон, остекленными, с неоткрыва-ющимися оконными проемами, чтобы во время прогулки дети не простужались.
В яслях-садах, проектируемых для строительства в холодных климатических районах, теневые навесы не нужны. Для прогулки здесь строят остекленные прогулочные веранды из расчета 2,5 м2 на одного ребенка ясельного возраста и 2 м2 на одного ребенка дошкольного возраста.
Прогулочные веранды допускаются в виде пристроек к зданиям или надстроек на уровне второго-третьего этажа. Они должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
В условиях юга лучше, если навесы будут легкими, открытыми, зашторенными или закрытыми вьющимися растениями; в средней полосе навесы строят с тремя стенками во избежание сквозняков.
Под навесами для детей раннего возраста целесообразно иметь кровати, чтобы малыши в теплое время года днем могли спать на открытом воздухе.
По бокам навеса можно сделать пристройки для хранения спортивного инвентаря, оборудования для работы на огороде (грабли, лопаты, ведра, лейки).
Устанавливать на участке «грибки» не следует: они не дают тени, и дети почти не пользуются ими. Не рекомендуются также закрытые домики. Находясь в них, дети дышат пылью, играют в вынужденном полусогнутом положении; кроме того, в теплое время года в домиках душно.
Все сооружения и оборудование на участке следует окрашивать масляной краской в яркие, веселые цвета.
Для детей раннего возраста отводится наиболее спокойная часть участка. Летом здесь для самых маленьких устраиваются манежи, для более старших (7—8 мес.) — дощатые настилы, покрытые линолеумом, с барьером, туалетные столы, умывальники, столы, за которыми детей кормят, и скамейки, врытые в землю.
Для детей, умеющих сидеть, выносят столы с креслицами, за которыми они обычно получают питание.
Рядом с участком для грудных детей отводят место для кормящих матерей, огороженное кустарником и оборудованное скамейками со спинками, столом и умывальником.
На участке для детей 1—2 лет устраивают земляную горку, обложенную дерном, с утрамбованной площадкой наверху и лесенкой с деревянными ступеньками и скатом, трехгранный заборчик, врытый в землю, лесенку-стремянку, мостик с перилами, доски для равновесия.
Групповые площадки для детей дошкольного возраста разделены по видам игрового и физкультурного оборудования на несколько «микроплощадок»: для игр с песком, со строительным материалом, для спокойных игр, а также для подвижных игр с оборудованием для лазания, пролезания, скатывания, качания на качелях; площадка с оборудованием для ознакомления детей с правилами уличного движения.
На групповых площадках для детей дошкольного возраста устраивают песочный дворик (3X3 м) или ящик для игры с песком (2X2 м).
Примечание. Практика показывает преимущество песочниц больших размеров.
Здесь же должно быть установлено оборудование для повседневных физических упражнений детей: вышка, заборчик для лазания с набором досок, бревна или гимнастическая скамейка для равновесия, приспособления для метания в цель, сетка для волейбола (старшая группа); крупный строительный материал для сооружения игровых построек: парохода, домика, киоска, самолета и т. п.; кроме того, на участке надо иметь вкопанные скамейки (со спинками и без спинок), а также выносные столы.
В настоящее время на участках детских дошкольных учреждений строительными нормами и правилами (1972 г.) предусмотрено устройство плескательных бассейнов. Глубина такого бассейна должна быть не более 0,25 м.
Вокруг плескательного бассейна делают устройства для ножных ванн шириной не менее 0,8 м и глубиной 0,15 м.
В яслях-садах на 280 и более мест вместо плескательного бассейна разрешается строительство открытых бассейнов для обучения детей плаванию (с ванной размером 3X7 м и глубиной не более 0,8 м). Вход в открытый бассейн для обучения детей плаванию проектируется с одной стороны. Перед входом устанавливают ванну для мытья ног и душ. Кроме того, на групповых площадках яслей-садов устраивают чаши с фонтанчиками для игры с водой.
Плескательный и открытый бассейны размещают вблизи от физкультурной площадки.
В холодных климатических районах страны при проектировании дошкольных учреждений плескательные и открытые бассейны не планируются.
Удобны в гигиеническом отношении и такие летние сооружения, как души, устройства для ножных ванн с солнечным нагревом или с подводкой к ним теплой воды из здания.
Целесообразно также иметь на участке бетонные чаши с водой (диаметр чаши может быть 1—1,5 м) с уровнем воды в ней не выше 10—15 см, чтобы солнце могло быстрее нагреть воду, или ручеек с бетонированным руслом, корыто, таз на подставке и т. п.
На участке каждого дошкольного учреждения должны быть предусмотрены площадки для огорода-ягодника, цветника (не более 15 м2 на возрастную группу). Кроме того, выделяется уголок для животных и птиц (площадью 15 м2 в яслях-садах до 90 мест; 20 м2 — от 140 до 320 мест и 40 м2 — в яслях-садах на 560 и 640 мест).
На каждом групповом участке надо иметь урну или закрытый бак для сбора сухого мусора (сухие листья, ветки, бумажки).
Все сооружения на участке, предназначенные для детей, должны соответствовать их возрасту, быть прочными и безопасными. По периметру участка устраивают утрамбованные дорожки шириной 1,5 м, которые используются детьми зимой для ходьбы на лыжах, катанья на санках, летом — для езды на велосипедах, педальных машинах. Кольцевые дорожки не должны пересекать групповые участки.

Читайте так же:  Образец приказа день охраны труда

На участке, кроме групповых площадок, оборудуется общая физкультурная площадка, размер которой зависит от количества мест в детском учреждении. Так, в яслях-садах на 90 мест размер общей физкультурной площадки 150 м2; в яслях-садах на 140, 160, 280 и 320 мест размер физкультурной площадки 250 м2.
В комплексах на 560 и 640 мест целесообразно иметь две физкультурные площадки размером по 200 м2. Площадка используется для занятий гимнастикой, подвижными играми и т. д. Летом отводится изолированное место для игры в городки, с использованием переносных щитков. Зимой на площадке можно устроить снежную горку, каток.
На физкультурной площадке не должно быть ничего лишнего, мешающего детям свободно двигаться и играть. Здесь устанавливают несложное оборудование для физкультурных занятий (горка для скатывания, качели, бревно и т. п.).

Хозяйственный двор должен быть надежно изолирован от детских площадок, иметь отдельный въезд, покрыт асфальтом или плотно утрамбован.
На земельном участке детских яслей-садов в городах и поселках городского типа не допускается размещать сараи, погреба, овощехранилища и другие хозяйственные постройки. Помещения располагают в подвалах или цокольном этаже здания.
Хозяйственные помещения, размещаемые в подвале, должны иметь отдельный выход. В яслях-садах, проектируемых для сельских населенных пунктов, когда необходимо хранить овощи и фрукты в количестве, большем, чем недельный запас, а также при наличии печного или местного отопления здания детского сада разрешается строить овощехранилище и хозяйственный сарай на земельном участке.
В зданиях яслей-садов для детей ясельного возраста необходимо предусматривать места для хранения колясок и санок.
Во дворе можно сделать площадку для сушки белья на открытом воздухе. Располагать ее следует на хорошо проветриваемой и облучаемой солнцем территории с соответствующими приспособлениями (в виде рам) для натягивания веревок.
Нужно также выделить и оборудовать место для проветривания и чистки постельных принадлежностей и другого мягкого инвентаря. На хозяйственном дворе устраивают специальные сооружения для сбора мусора, твердых отбросов и нечистот.
Эти сооружения должны располагаться на бетонированной или плотно утрамбованной площадке, не ближе 25 м от здания детского учреждения, кухни, погреба, ледника, овощехранилища. Их следует делать без щелей, с плотно прилегающими, а еще лучше с самозакрывающимися крышками.
Дно мусороприемника должно быть непроницаемо для грызунов и поднято над землей на 10-20 см, для чего он устанавливается на подставке. Площадки, где устроены приемники, могут быть окружены зелеными насаждениями, с сохранением удобных подступов к ним.
Содержимое мусоросборников в теплое время года нужно вывозить ежедневно, в прохладную погоду — через день причем стенки, дно и крышки необходимо очищать и обрабатывать 10-процентным раствором хлорной извести или 2-процентной водной эмульсией гексахлорана.
Приемники для жидких отбросов сверху перекрываются решеткой с бортами и плотно прилегающей крышкой. Во избежание засорения, а зимой, кроме того, и обледенения решетки ее нужно регулярно очищать от твердых отбросов.
В летнее время такие приемники ежедневно заливают 10-процентным раствором хлорной извести или посыпают сухой хлорной известью.
Если уборные на улице, то для уничтожения личинок мух необходимо применять 12-процентный раствор гексахлоран-дуста. С этой целью опыливают поверхность выгреба из расчета 300 г/кв. м. Обработку проводят каждую неделю. Применяют также 10-процентные эмульсии креолина, нафтализола из расчета 1,5-2 л на 1 кв. м поверхности отбросов. Обработка повторяется 4—6 раз в месяц.
При наличии в детском учреждении свободных земельных участков отбросы рекомендуется компостировать. Место, где закладывают компост, выбирают на хозяйственной части участка, но не ближе 20 м от жилых помещении.
Площадка должна быть непроницаемой для жидкости (утрамбовывается глиной) и окружена небольшим валиком, что предохраняет от стекания с нее жидкости.
Мусор, пищевые отходы, отбросы и т. п. укладывают пластами толщиной около 10 см и чередуют такими же пластами земли или торфа. Компостный штабель периодически перелопачивают и всегда держат в умеренно-влажном состоянии. Готовый компост (срок готовности 2 года) используют для удобрения зеленых насаждений (сада, огорода, декоративных растений).
На территории хозяйственного двора очень важно всемерно поддерживать чистоту (не допускать разливания помоев, скопления в открытом виде гниющих отбросов, мусора).

Уход за участком и его оборудованием

Участок надо содержать в образцовом порядке и чистоте. Уборка территории должна производиться ежедневно утром, до прихода детей. В летнее время подметать участок необходимо только после предварительного поливания, при закрытых окнах здания.
В сухую погоду следует поливать участок не менее 2—3 раз в день: перед приходом детей, перед выходом детей на прогулку и во время дневного сна.
Находящиеся на участке столы, скамьи, строительный игровой материал и оборудование для физических упражнений нужно ежедневно протирать влажной тряпкой. Во избежание травм детей (ушибы, занозы, царапины и т. п.) оборудование на детских площадках должно быть в исправном состоянии.
Менять песок в песочном ящике нужно не реже одного раза в месяц. На ночь песочные ящики необходимо закрывать крышками. Перед играми детей песок следует слегка увлажнять.
Осенью, чтобы не застаивалась вода и не образовывались лужи, надо засыпать неровности на поверхности дорожек, площадок. Зимой детские площадки надо регулярно очищать от снега, а дорожки посыпать песком.
Большую роль играет и такой на первый взгляд незначительный момент, как наличие и исправность приспособлений для стока воды с крыш. Если нет стоков или они не отремонтированы, вода будет попадать на участок, загрязнять его.
Необходимо следить во время снеготаяния за образованием на крышах сосулек и своевременно скалывать их.
Ранней весной участок освобождают от мусора, всего лишнего, что загромождает территорию; прорывают канавки, спускают воду с целью быстрейшего осушения почвы; приводят в порядок (ремонтируют, красят, очищают от пыли и грязи) оборудование, развешивают скворечни; ухаживают за деревьями и кустами (прореживание крон), обрезают засохшие ветки, вскапывают грядки и клумбы.
Следует предусмотреть электрическое освещение участка, в первую очередь детских площадок, дорожек и входов в здание. Светильники устанавливаются на столбах, еще лучше — в виде прожекторов на крыше здания.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ;

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ[17] от 26 марта 2003 г. №24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПиН 2.4.1.1249-03» и на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. В связи с этим будущие педагоги ДОУ должны хорошо знать и выполнять все требования, которые предъявляются к земельному участку и его функциональным зонам, зданию, помещениям и оборудованию дошкольных учреждений.

От правильного планирования и проектирования дошкольных учреждений зависит не только выполнение задач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние здоровья, а также физическое и психическое их развитие.

Земельный участок является обязательной составной частью дошкольного учреждения, предназначен для воспитания, оздоровления и отдыха детей.

Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам. Запрещается строительство детских учреждений в непосредственной близости от коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территорию ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение). детские учреждения не следует располагать у крупных транспортных магистралей.

При строительстве ДОУ в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 следует учитывать радиус их пешеходной доступности (в городах не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах — не более 500 м).

Размеры, планировка и оборудование участка могут быть различными и зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста.

В настоящее время вместимость вновь строящихся ДОУ не должна превышать 350 мест, а вместимость учреждений, пристроенных к торцам жилых домов и встроенных в жилые дома, — не более 150 мест.

Дошкольные общеобразовательные учреждения предназначены для детей в возрасте от 2 мес до 7 лет. К числу детских до- школьных учреждений относятся также дома ребенка, в которых воспитываются дети-сироты в возрасте до 3 лет, а также дети, не имеющие необходимых условий для воспитания в семье.

Все группы детей комплектуются по возрастному принципу с учетом их предельной наполняемости:

• от 2 мес до 1 года — не более 10 человек;

• от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;

• при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес до 3 лет) — 8 человек;

• для детей дошкольного возраста (3—7 лет) — не более 20 человек (оптимально 15 человек);

• в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3—7 лет) — не более 10 человек;

• при наличии в группе детей любых двух возрастов (3—7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).

Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м² на одно место, при вместимости до 100 мест — 35 м² на одно место; для встроенного здания ДОУ при вместимости более 100 мест — не менее 29 м² на одно место.

Таким образом, увеличение вместимости дошкольного учреждения неизбежно приводит к уменьшению количества площади, которое приходится на одного ребенка.

В крупных городах в условиях высокой плотности застройки допускается уменьшение площади участка только при наличии разрешения санитарно-эпидемиологических органов.

Основным гигиеническим требованием к участку является чистота почвы, так как почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней и яиц глистов. Земельный участок должен быть сухим, с глубоким залеганием подпочненных вод, в противном случае на участке может образоваться сырость, которая легко проникает в здание, особенно при отсутствии надежной влагоизоляции.

При выборе участка дошкольного учреждения следует отдавать предпочтение площадкам, несколько возвышающимся над остальной местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега.

Земельный участок должен иметь ограждение высотой не более 1,6 м. Не рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения.

Участок дошкольного учреждения включает в себя зону застройки, групповые площадки, общую физкультурную площадку, кольцевую дорожку, огород-ягодник, хозяйственную зону, а также необходимые проезды и проходы.

Зеленые насаждения должны составлять не менее 50% от площади участка. К ним относятся защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники, огород-ягодник и насаждения на групповых и общих площадках участка. Зеленые насаждения играют огромную роль в создании благоприятных условий воздушной среды в микроклимата как на участке, так и в здании дошкольного учреждения. Они снижают скорость движения ветра, увлажняют воздух, снижают интенсивность инсоляции, повышают содержание в воздухе легких ионов, снижают запыленность и загазованность воздуха.

По периметру земельного участка располагается полоса деревьев или кустарниковых насаждений шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы — не менее б м. Зона санитарного разрыва между групповыми площадками, между группой и физкультурной площадками должна быть не менее З м.

для озеленения участка рекомендуется использовать насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками, таких, например, как роза дикая, акация, барбарис. Не рекомендуют сажать деревья, засоряющие участок во время цветения и плодоношения (тополь и др.).

деревья и кустарники на участке рассаживают таким образом, чтобы они не препятствовали доступу солнечных лучей и дневного света в помещения: кустарники — не ближе 5 м, а деревья — не ближе 15 м от стен здания. Кроме того, на участке деревья не должны затенять более половины площади групповых и физкультурных площадок.

На территории земельного участка должны быть установлены светильники для обеспечения искусственной освещенности (не менее 10 лк на поверхности земли).

Современные принципы проектирования и организации участков дошкольных учреждений основываются на особенностях воспитательно-оздоровительной работы, проводимой на воздухе, с учетом принципа групповой изоляции и возрастных психофизиологических особенностей детей.

Каждая возрастная группа имеет отдельную групповую площадку, изолированную от других групп кустарником. Располагают площадки вблизи выхода из помещения группы. Площадь их определяется для каждой возрастной группы детей из расчета 7,2 м² на одного ребенка ясельного возраста и 9 м² — дошкольного возраста. Покрытие групповых площадок в зависимости от возрастной принадлежности детей может быть травяным или иметь утрамбованный грунт, беспыльным, в районах с вечвомерзлыми грунтами — дощатым.

Асфальтовое покрытие использовать не рекомендуется ввиду того, что при нагревании в жаркую погоду оно может выделять вредные химические продукты.

Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп, и они должны иметь сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и песочницам, так как трава в этих местах вытаптывается, образуя неровности на поверхности.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м². Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.

Читайте так же:  Договор аренды поезда

Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию ДОУ и использовать как веранды. В одной из стен навеса устраивают встроенный шкаф для хранения игрушек и инвентаря. Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5 х 2,5 м), настилом (5 х 6 м). На площадках для детей ясельного возраста от 1 года до 3 лет устанавливают игровое оборудование.

Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

Допускается устанавливать серий, но выпускаемое или выполняемое по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно должно соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество в безопасность.

Установка оборудования осуществляется согласно инструкции предприятия-изготовителя; все оборудование должно быть надежно закреплено.

Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих травмоопасных элементов крепления. Для изготовления оборудования используют материалы высокого качества, способные выдерживать большие нагрузки. Для покрытия конструкций применяют материалы стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Все полимерные материалы, используемые при изготовлении оборудования, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам.

Ежегодно (весной) на игровых площадках проводят смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.

для проведения физкультурных занятий на открытом воздухе на территории участка в ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 м², а свыше 150 мест — две площадки размером 150 м² и 250 м². Физкультурная площадка включает в себя зону с оборудованием для подвижных игр, зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами, беговую дорожку, яму для прыжков, полосу препятствий.

Для проведения закаливающих процедур и игр с водой в летнее время вблизи физкультурной площадки предусматривается устраивать открытые плавательные бассейны площадью от 32 до 60 м² с переменной глубиной от 0,4 м до 0,8 м. При бассейне оборудуют ножную ванную шириной 1 м.

Содержание и эксплуатация закрытых бассейнов (для обучения детей плаванию) должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов.

Все групповые площадки объединяет кольцевая дорожка шириной 1,5 м для езды на велосипедах, педальных автомобилях, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения.

Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных площадок, располагаться со стороны пищеблока в глубине (на границе) участка и иметь твердое покрытие и самостоятельный въезд (рис. 5).

На территории хозяйственной зоны могут размещаться: при отсутствии теплоцентрали — котельная с соответствующим хранилищем топлива; при отсутствии центрального водоснабжения — сооружения водоснабжения с санитарно-защитной зоной; овощехранилище площадью не более 50 м² и места для сушки белья и выбивания ковровых изделий.

В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора и пищевых отходов. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.

Уборку участка в соответствии с требованиями следует проводить ежедневно: утром за 1—2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде полив участка следует проводить не менее 2 раз в день, а уборку территории — после него. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники очищают и обрабатывают с помощью дезинфицирующих средств.

Для предупреждения выплода мух один раз в 5 или 10 дней места сбора отходов обрабатывают одним из разрешенных дезинфицирующих препаратов.

У входов в здание следует иметь скребки, решетки, коврики, щетки. Коврики и решетки после утреннего прихода детей в ДОУ, а также после прогулки очищают и моют.

Въезды и входы на территорию ДОУ, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, контейнерной площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Планируя строительство детского учреждения, надо предусматривать запасные лестницы и дополнительные выходы на случай быстрой эвакуации или изоляции групп. Даже в здании небольшого дошкольного учреждения, например яслей или детского сада, предназначенного для 25 детей, должно быть не менее двух выходов — основного и запасного. В детских учреждениях, рассчитанных на большее количество детей, допускается устройство общего входа в две группы преддошкольного возраста (при расположении одной из них на втором этаже). Устройство общего входа для групп дошкольного возраста допускается в дошкольном учреждении не более чем на три группы. Необходимо обратить внимание и на художественное оформление детских учреждений, так как оно воспитывает у детей вкус, любовь к красоте, создаст хорошее настроение.

Здания яслей и детских садов рекомендуется строить в один—два этажа. Наблюдения показали, что подъем детей и персонала на третий этаж и выше сильно утомляет, неблагоприятно сказывается на их сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Большая этажность, кроме того, затрудняет в случаях необходимости (пожар, землетрясение и др.) быструю эвакуацию детей из здания.

В зданиях дошкольных учреждений, имеющих два этажа, второй этаж, как правило, надо отводить для детей старшего возраста. Исключение делают только для ночных групп, которые желательно размещать на первом этаже.

Лестницы должны обеспечивать удобные и неутомительные подъем и спуск и быть такими, чтобы по ним одновременно могло передвигаться большое количество детей. При проектировании лестниц учитывают среднюю длину шага детей и высоту подъема ноги при каждом шаге, поэтому глубина ступеней лестницы составляет 27—30 см, а высота подъема — 12— 14 см. Для исключения возможности столкновения поднимающихся и спускающихся по лестнице детей ширина лестницы должна быть не менее 1,3 м, а каждый марш лестницы должен иметь не менее 10— 13 ступеней.

Лестницы детских учреждений с целью предупреждения несчастных случаев и травм ограждаются решетками высотой 1,5 м с пролетами между прутьями не более 10 см. Эти лестницы должны иметь двойные перила: низкие (50 см от пола) для детей и более высокие — для взрослых (0,85 м). Перила окрашивают в яркие цвета (красный, оранжевый, зеленый, голубой и синий).

Книга: Гигиена детей и подростков

Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги — 0

Гигиенические требования к зданию детских и подростковых учреждений

Детские дошкольные учреждения. В настоящее время дошкольные учреждения проектируются в основном как объединенные учреждения — ясли-сады для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Объединение этих учреждений создает единую последовательную систему воспитания детей до 7 лет, улучшает их медицинское обслуживание.

Здания дошкольных учреждений должны иметь, как правило, не более 2 этажей. Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий вход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.

Групповая ячейка является основным функционально-планировочным элементом здания и включает раздевальню (приемную), групповую (игральную), спальню, туалетную, буфетную. Состав и площади указанных помещений принимаются, согласно действующим нормам ВСН, в зависимости от вместимости здания, количества групп и мест (табл. 18).

Таблица 18. Состав и площади помещений зданий детских яслей-садов, проектируемых для всех климатических районов, за исключена ем IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов

В групповой дети находятся большую часть времени: в ней проводятся занятия, организуются игры. В этом же помещении дети принимают пищу.

Для ручного труда в новых проектах выделяется специальная комната площадью не менее 50 м2. В ней одновременно разными видами труда может заниматься вся группа.

Для проведения занятий по физическому воспитанию, пению, организаций праздников в составе помещений яслей-садов на 140 мест и более предусматривается зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75—100 м2. Вблизи залов в яслях-садах, проектируемых в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, размещают фотарий.

В практике строительства дошкольных учреждений большое распространение получили плавательные бассейны с ванной размером 3X7 м и переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м.

К медицинским помещениям относятся медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор, включающий приемную, палату, туалетную, помещение для приготовления дезинфицирующих средств. Медицинская комната должна быть смежной с одной из палат изолятора, причем между ними устраивают стеклянную перегородку. Выход из изолятора должен быть самостоятельным, совмещение его с входами в групповые ячейки недопустимо.

В состав административно-хозяйственных помещений входят кабинет заведующего; холл, в котором обычно организуются встречи с родителями и групповые собрания. Для персонала предусматриваются гардеробная, душевая, уборные.

Состав и площади помещений пищеблока зависят от вместимости детского учреждения и специфики снабжения продуктами — сырьем или полуфабрикатами. Наиболее распространены пищеблоки, рассчитанные на приготовление пищи из сырья. В их состав входят: кухня с раздаточной (15—30 м2), заготовочный цех (6—14 м), моечная кухонной посуды (4—6 м2), кладовая для сухих продуктов (6—11 м2), кладовая для овощей (4—8 м2), загрузочная (4—б м2), охлаждаемая камера.

Пищеблок должен размещаться на 1-м этаже и иметь отдельный вход с улицы. Для предупреждения проникновения в помещение детских групп загрязненного воздуха и тепловыделений окна кухни не должны располагаться под окнами групповых, игровых и спален.

Постирочная состоит из стиральной (12—18 м2) и гладильной (10—12 м2). Важным гигиеническим требованием является соблюдение правильной поточности белья, исключающая встречу грязного и Чистого. В случае полного обслуживания фабрикой-прачечной выделяется помещение (4—6 м2) для сортировки грязного белья с отдельным выходом.

Общеобразовательные школы. Массовое строительство школьных зданий в нашей стране осуществляется по типовым проектам, разработанным в соответствии с ВСН 50—86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты».

Основным типом школы принята общеобразовательная трудовая политехническая школа с продленным днем.

Количество ученических мест в школьном здании зависит от типа школы (начальная, неполная средняя, средняя).

Оптимальная вместимость школьного здания на современном этапе строительства характеризуется тенденцией к укрупнению, обусловленной необходимостью ликвидации перегрузки школ, а также требованиями снижения стоимости здания за счет создания общешкольного центра (спортивного, культурно-массового и обслуживающего назначения) и введением новых методов и средств обучения, требующих изменения архитектурно-планировочной композиции школьного здания.

В настоящее время в крупных городах принято строительство школ высотой не более 4 этажей, в остальных городах и сельской местности рекомендуется строительство не более 3 этажей. На 4-м этаже не допускается устройство классных помещений для 1-х классов, допускается размещение не более 25% остальных учебных помещений.

Помещения в зданиях школ и школ-интернатов следует подразделять на две основные группы — учебные и общешкольные.

Взаимное расположение помещений должно отвечать их функциональному назначению. Помещения общешкольного пользования (учебно-спортивные, актовые залы, мастерские), являющиеся источниками шума и загрязнения воздушной среды, должны быть отделены от учебных помещений (рис. 7).

Рис. 7. План первого этажа средней школы. 1 — классные комнаты; 2 — рекреационные помещения; 3 — спортивный зал; 4 — актовый зал; 5 — 10 — кабинеты, лаборатории, мастерские; 11 — столовая; 12 — гардероб.

Между помещениями школы должны устраиваться удобные короткие связи.

Основным принципом архитектурно-планировочного решения школьного здания является максимальное разделение детского коллектива на отдельные возрастные группы для создания дифференцированного режима учебной, внеучебной деятельности и отдыха учащихся разного возраста. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает блочно-секционная планировка школьного здания.

Для учащихся 1-х классов отводят учебную секцию не более чем на 4 класса. В нее включают классные помещения, спальни-игровые из расчета 2 м2 на учащегося, рекреационные помещения, санузлы.

Учебные секции для 2—4-х классов проектируют в составе не более 6 классных помещений, мастерской для трудового обучения, универсального помещения для продленного дня, рекреации, санузлов.

Учебные секции для учащихся 5—9-х и 10—11-х классов состоят из учебных кабинетов, лабораторий с лаборантскими (не более 6), рекреаций, санузлов.

Основными учебными помещениями школы являются классная комната, учебный кабинет, лаборатория. В них учащиеся проводят большую часть времени, поэтому устройству этих помещений следует уделять особое внимание.

При определении размеров и конфигурации учебных помещений исходят из гигиенических требований обеспечения необходимых условий зрительной работы с учетом применения современных технических средств обучения (ТСО), правильного размещения учебного оборудования, обеспечения регламентируемых параметров окружающей среды.

В соответствии с действующими нормами ВСН площадь классной комнаты и учебных кабинетов принята 60 м2, лабораторий — 66 м2 и лаборантских при них — от 16 до 32 м2.

Наиболее распространенной формой учебных помещений является прямоугольная с размещением окон по одной из длинных сторон. Это обеспечивает нужную левостороннюю направленность света. Благоприятные условия видимости на классной доске создаются на расстоянии от нее до последнего места учащегося не более 8 м и обеспечении угла видимости доски 30—35°. Расстояние от первого ряда до доски определяется в зависимости от конфигурации помещения и расстановки столов или парт (рис. 8).

Рис. 8. Расстановка мебели в учебном помещении (схема). 1 — учебные столы; 2 — стулья; 3 — секционные шкафы.

В последние годы предлагается другая конфигурация класса — квадратная. Для таких классов рекомендуется при четырехрядной расстановке оборудования первую парту ставить на расстоянии 2,25 м от классной доски.

При глубине учебного помещения более 6 м в квадратных классах создается недостаточное естественное освещение, в связи с чем предусматривается правосторонний подсвет высотой 2,2 м. Несоблюдение указанных гигиенических требований может обусловить неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии зрительного анализатора, выбор неправильной рабочей позы, снижение работоспособности.

Высота учебных помещений в настоящее время принята 3 м. При такой высоте в зависимости от назначения классов, кабинетов на одного учащегося приходится 4,5—6 м3 воздуха. Учащиеся 4—10-х (11-х) классов занимаются в специализированных учебных кабинетах. Кабинетная система обучения предъявляет повышенные требования к планировочной структуре школьного здания. Необходимо выделение помещений не только по возрастам, но и по группам учебных предметов.

В многокомплектных школах выделяют по 2—3 кабинета на предмет, чтобы обеспечить правильное рассаживание учащихся в соответствии с их ростом (для учащихся 5—6, 7—8, 9—10-х классов). Исходя из этого принципа, в однокомплектных школах рекомендуются кабинеты совмещенные, предназначенные для преподавания 2—3 родственных предметов.

Для размещения учебных кабинетов в здании школы рекомендуется руководствоваться возрастным принципом. Кабинеты должны иметь вертикальные и горизонтальные связи между собой, при этом учитывают необходимость максимального сокращения затрат времени на переходы из кабинета в кабинет. Наиболее совершенным является кафедральный принцип размещения кабинетов, при котором создаются специализированные секции из кабинетов естественно-математического, гуманитарного циклов и др., связь между которыми обеспечивается по вертикали. Для проведения лабораторных работ проектируются лаборатории физики, астрономии, химии, биологии с лаборантской, расположенной со стороны демонстрационного стола. Лаборантская должна иметь второй выход в коридор. Лаборатории для удобства подводки к ним газа, воды, устройства вытяжной вентиляции размещают в одном крыле здания одна над другой. В верхнем этаже оборудуют химическую лабораторию с самостоятельной вытяжной вентиляцией, а на первом или втором этаже — биологическую. В лабораториях устанавливают лабораторные и демонстрационные столы, шкафы для оборудования, вытяжные шкафы, умывальники и др.

Читайте так же:  Расчет неустойки по ставке рефинансирования в 2019 году

Трудовое обучение проводится в учебных мастерских. Для учащихся 2—4-х классов предусматривается мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда площадью 80 м2. Для учащихся старшего возраста оборудуют учебные мастерские по обработке металла и дерева с общей для них инструментальной и кладовой для хранения готовой продукции, для 5—9-х классов — мастерские обслуживающих видов труда по обработке тканей (72 м2) и кулинарии (50 м ). В состав этой группы помещений включены учебно-методический кабинет по профессиональной ориентации учащихся площадью 66 м2 и комната мастера.

‘ Для трудового воспитания, обучения и производительного труда учащихся 9—10-х (П-х) классов могут использоваться учебные цехи предприятий, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), учебно-производственные мастерские (УПМ) и блоки мастерских при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к соответствующим помещениям школ.

Рекреационные помещения служат для отдыха. В них учащиеся отдыхают во время перемен, проводят различные школьные мероприятия во внеучебное время. Рекреационные помещения должны иметь хорошее естественное освещение и условия для проветривания. Они являются резервуаром чистого воздуха во время уроков и позволяют организовать сквозное проветривание учебных кабинетов на переменах.

Ширина данных помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 2,8 м, при двустороннем — 4 м. Площадь на 1 учащегося в школах северных районов равна 0,75 м2, в остальных — 0,6 м2, в южных районах— 0,42 м2 в здании школы и 0,18 м2 на участке.

Количество мест в актовом зале — лекционной аудитории — проектируется из расчета 20—30% от общего числа учащихся школы или 50% в школах-интернатах при расчете 0,6 м2 на одно зрительское место. При актовом зале располагаются эстрада, инвентарная, кинопрокатная, технический центр, фотолаборатория.

В актовом зале должны быть обеспечены благоприятные условия воздухообмена и микроклимата за счет большой высоты и устройства приточно-вытяжной вентиляции. Согласно противопожарным требованиям, в зале должно быть не менее двух выходов.

Спортивный зал служит местом проведения уроков физического воспитания и занятий спортивных секций. Учитывая высокую потребность организма детей в кислороде во время занятий физкультурой, в спортивном зале воздухообмен должен быть не менее 80 м3/ч на одного учащегося. Размеры зала должны быть достаточными для проведения спортивных игр, гимнастических и других упражнений, предусмотренных программой физического воспитания. Минимальная норма площади спортзала на 1 учащегося должна составлять 4 м2, высота — от 5,4 до 6 м. В школах и школах-интернатах приняты следующие размеры учебно-спортивных залов — 9X18, 12X24 и 18X30 м.

На группу школ предусматривается крытый бассейн длиной 25 м, в IV климатическом районе — открытый бассейн.

При спортивных залах проектируются раздевальни, отдельные для девочек и мальчиков, с душевыми и уборными; комната инструктора, снарядная, которая сообщается с залом через проем размером 2X2,2 м.

Спортивные залы должны размещаться на первом этаже изолированно от учебных секций и иметь удобный выход на школьный участок.

Для организации питания учащихся в школах предусматриваются столовые. Их устройство должно соответствовать требованию — обеспечивать полноценное питание учащихся групп продленного дня и горячие завтраки для всех школьников. Состав и площади помещений столовых принимаются по нормам с учетом условий их работы на сырье или на полуфабрикатах. В состав помещений столовой, работающей на сырье, входят: обеденный зал, рыбный и овощные цехи, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, охлаждаемые камеры для хранения мясных, молочных и рыбных продуктов, загрузочная — тарная.

Площадь обеденного зала в школах принимается от 0,65 до 0,85 м2 на одно посадочное место. Столовые размещают, как правило, на первом этаже. Из производственных помещений столовых должен предусматриваться отдельный выход наружу.

Библиотека состоит из читального зала и книгохранилища с соотношением площадей 2:1, а также помещения для хранения и ремонта учебников. Площади этих помещений принимаются в зависимости от типа и вместимости школы.

Гардеробные проектируются при вестибюле (централизованный) или располагаются вблизи учебных секций в школах большой вместимости. Децентрализованные гардеробные должны размещаться в специальном помещении. Организация их в рекреационных помещениях недопустима, так как это приводит к ухудшению гигиенических условий отдыха учащихся, загрязнению воздушной среды.

Площадь гардеробной с вестибюлем по нормам принимается 0,25 м2 на одного учащегося. Вешалки для одежды следует располагать перпендикулярно окнам, что обеспечивает лучшие условия естественного освещения и проветривания. Ширина проходов между открытыми вешалками в гардеробах должна быть не менее 1,5 м, а число крючков на 1 м вешалок — не более 10.

Умывальни и уборные для учащихся (раздельно для мальчиков и девочек) размещаются вблизи учебных помещений на каждом этаже. Умывальни располагают перед уборными. Они являются шлюзом, препятствующим затеканию воздуха из уборных в другие помещения школы. Общая площадь умывален и уборных принимается 0,1 м2 на одного учащегося. Для персонала школы предусматривается отдельная уборная с умывальней.

Полы в санузлах должны быть водонепроницаемыми, не скользкими, хорошо очищаться от грязи, не иметь щелей, выдерживать мытье горячей водой с мылом и дезинфицирующими средствами. Для облицовки стен применяются плитки из водостойких материалов.

Помещение медицинского обслуживания включает кабинет врача площадью 16 м2 и кабинет зубного врача — 12 м2. Медицинские кабинеты должны быть смежными для удобства их использования во время углубленных осмотров детей. Кабинет врача целесообразно размещать на 1-м этаже вдали от мест большого скопления детей и шумных помещений.

В настоящее время во всех школах предусматривается универсальное помещение для продленного дня учащихся 2—4-х классов площадью 60 м2 (2 м2 на одного учащегося). Организацию занятий и режима продленного дня 1-х классов целесообразно проводить в пределах соответствующих учебных секций, что дает возможность обеспечить дифференцированный режим и более эффективно использовать все помещения, включая учебную секцию и рекреацию.

Для организации сна и игр используются универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, или рекреации, оборудованные встроенной мебелью. Рекреация должна быть обязательно зального типа, объединять не более двух классов при норме площади не менее 1 м2 на одного учащегося. Должно быть предусмотрено место для хранения спального инвентаря. Необходимы также индивидуальные шкафчики для хранения сменной одежды, обуви и гигиенических принадлежностей.

Внеучебное время учащихся старших классов складывается, помимо приготовления домашних заданий, из занятий в кружках по интересам, спортивных секциях, игр на участке. Для этого должны использоваться учебные помещения, кружковые комнаты, студии, спортивные залы и площадки, читальный зал.

Нормативами предусмотрен широкий набор помещений для кружковой работы: технического моделирования, юных натуралистов (растениеводство и животноводство), студия живописи, рисунка, скульптуры, студия хореографии и драматургии, кинофотолаборатория.

Школы-интернаты. В школах-интернатах дети находятся круглосуточно, в связи с чем возрастают гигиенические требования к организации условий обучения и воспитания детей в этих учреждениях. Школы-интернаты имеют большую площадь земельного участка (2,5—2,8 га) с расширенным набором спортивных площадок, площадь озеленения составляет 50%. Для учащихся разных возрастных групп выделяются отдельные площадки из расчета не менее 100 м2 на один класс, где дети могут отдыхать во все сезоны года.

Помещения учебной группы включают, как в обычной школе, классы, учебные кабинеты, лаборатории, помещения для трудового обучения, профессиональной ориентации и спортивной подготовки.

В учебных секциях дополнительно предусматриваются комнаты для игр из расчета 0,5 м на одного учащегося.

Школы-интернаты большей вместимости имеют второй спортивный зал площадью 162 м2.

Медицинский пункт школы-интерната организуется по типу изолятора. В состав его входят: кабинет врача и зубоврачебный кабинет — по 12 м2 каждый, процедурная— 15 м2, палаты (12 м2 на 4 класса), изоляционные палаты с санитарными узлами (две по 9 м2), буфет-раздаточная, ванная комната, уборная и умывальня.

Пищеблок состоит из обеденного зала и кухни с полным набором подсобных помещений. При определении размеров зала исходят из расчета 0,75 м2 на одно посадочное место.

В школах-интернатах Предусматриваются секции спальных помещений в составе спален для классов каждой возрастной группы с санузлами, комнатами для чистки одежды и обуви (0,1 м на одного учащегося) .

Площадь спальных комнат принята по нормам 4 м2 на одно спальное место. Спальные комнаты должны проектироваться вместимостью 4—6 мест для учащихся 1—4 классов и 2—4 мест для учащихся 5— 11-х классов.

В состав спальных помещений входят комнаты дежурных воспитателей и технического персонала, бельевая и комната починки белья и платья, комната для хранения вещей, кладовая для хранения новой одежды, белья, обуви и хозяйственного инвентаря, кладовая грязного белья, кладовая индивидуального спортивного инвентаря (личных вещей), душевые с раздевальнями и уборными, постирочная.

В спальных корпусах предусматривают помещения для отдыха и приготовления уроков, гостиные.

При гардеробных обязательно должны быть сушилки для одежды и обуви (0,2 м2 на одного учащегося) с водяным отоплением.

Средние профессионально-технические училища. Основным гигиеническим требованием, предъявляемым к устройству этих типов учреждении, является создание условий для теоретического и производственного обучения, воспитательной и культурно-массовой работы, отдыха, питания и медицинского обслуживания учащихся.

Состав и площади помещений СПТУ устанавливаются в зависимости от профиля и вместимости. Оптимальным решением планировки здания является объединение близких по функциональному назначению помещений в отдельные блоки или корпуса.

В типовых проектах предусматриваются четыре основных корпуса: теоретических занятий с учебными помещениями для общеобразовательных и специальных предметов; учебно-производственных мастерских; общественно-бытовой корпус, объединяющий помещения зального типа — пищеблок, актовый и физкультурный залы; общежитие.

Тесная функциональная связь всех корпусов является обязательным условием рационального решения учебного заведения в целом, обеспечивает сокращение времени на дорогу и переходы учащихся, соблюдение отдельных режимных моментов.

При решении вопроса о размещении СПТУ возникает важный аспект: необходимость взаимосвязи училища с базовым предприятием и жилой частью города.

С гигиенических позиций обосновано требование, чтобы училища преимущественно размещались в городской застройке, что обеспечивает благоприятные условия окружающей среды, исключающие возможность влияния на организм подростков загрязненного воздуха промышленной зоны. Учебные заведения сферы обслуживания должны размещаться в жилых районах города.

Размещение сельских СПТУ в поселках городского типа является наиболее рациональным, так как позволяет решить вопрос санитарно-технического благоустройства здания и культурного обслуживания учащейся молодежи.

Учебные помещения предусматриваются в виде кабинетов по общеобразовательным предметам площадью 50—54 м2; кабинетов по специальностям — 60—72 м2; лабораторий по общеобразовательным предметам — 72—90 м2. Кроме того, проектируются поточные аудитории для лекционных занятий на 60—90—120 человек площадью соответственно 72—108—

Для учебно-производственных, мастерских разработаны типовые проекты универсальных мастерских с уточнением на местах конкретного профиля подготовки учащихся. Состав и площади мастерских принимаются по нормам технического проектирования соответствующих отраслей промышленности. Особое внимание при этом обращают на устройство | системы вентиляции, защиты от шума и вибрации, естественного и искусственного освещения и т. п.

При учебно-производственных мастерских предусматриваются душевые, гардеробные (для уличной, домашней и рабочей одежды), умывальни и уборные, которые рассчитывают на число учащихся в наиболее многочисленной смене.

Учебно-спортивные помещения включают спортивные залы площадью 24X12 м (на 540 и 720 учащихся), 30X18 м (на 960 и 1440 учащихся) и 36Х Х18 м (на 1920 учащихся). В зданиях большей вместимости для занятий специальных медицинских групп предусматривается второй зал размером 18X9 м. При спортивных залах должен быть необходимый набор вспомогательных помещений.

Актовый зал проектируется на одновременное размещение ‘/з, а в сельских СПТУ — 1/2 числа учащихся из расчета 0,65 м2 на одно место в зале. В группу помещений культурно-бытового назначения входят также комнаты общественных организаций, технического творчества, фотолаборатория, комната боевой и трудовой славы, библиотека с читальным залом.

Столовые проектируются с учетом работы на полуфабрикатах или на сырье. Количество посадочных мест в обеденном зале рассчитывается на ‘/з общего числа учащихся с площадью на одно посадочное место не более 1 м2.

Состав и площади помещений общежития проектируются в соответствии с действующими нормами ВСН «Жилые здания». Жилые комнаты предусматриваются не более чем на 4 человек из расчета 6 м2 на одно спальное место. Помимо спален, имеются комнаты для чистки и глажения, для сушки одежды и обуви, постирочная, комнаты отдыха, комнаты для культурно-массовых мероприятий. При спальном корпусе организуется изолятор из расчета 1 койка на 200 человек.

В медицинском пункте ведется амбулаторный прием учащихся, выполняются лечебные процедуры, проводится углубленный и профилактический прием учащихся. Предусматриваются три помещения; кабинет врача, процедурная и кабинет зубного врача.

Похожие записи:

  • Экспертиза на тимирязевской Бюро медико-социальной экспертизы №32 САО Руководитель Комлева Валентина Петровна Телефон: 8 (495) 976-48-69 Курирующий состав № 5 Дни работы: понедельник, среда с 12.00 до 20.30, вторник, четверг, пятница с 09.00 до 17.30 Зона […]
  • Адвокат кемеровская область Адвокат кемеровская область Подписаться на рассылку E-mail рассылка и электронный маркетинг. UniSender — это веб-сервис для организации массовой персонализированной рассылки для своих клиентов и подписчиков. Региональные правила АП КО от […]
  • Бухгалтерский и налоговый учет осаго и каско Бухгалтерский и налоговый учет по КАСКО Расходы по обязательному и добровольному вариантам страхования включают страховые платежи по всем видам страхования, в том числе автотранспортное, затраты на содержание ТС при это относят к расходам по […]
  • Земельный налог вырос в Земельный налог вырос в 11 февраля | Барнаул | -20°C … -17°C | USD - 66.0628 | EUR - 74.8954 600 семей в селах Алтайского края за счет государства улучшат жилищные условия Живописная Япония. 10 фото Как выглядит Денисова пещера, […]
  • 90 года взятки В 2018 году средний размер взятки в России составил 609 тыс. руб., а общая сумма взяток — 1,8 млрд руб. Об этом в программе «Эфир» заявил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. По его словам, число выявленных фактов […]
  • Коллекторы требуют вернуть долг Пришли коллекторы и требуют долг десятилетней давности пришли коллекторы и требуют долг десятилетней давности, .долг увеличился в 100раз. У меня в данный момент сгорел дом и я проживаю с 4 несовершеннолетними детьми в съёмной квартире, что […]