Гормин аС методология и методы психологии учебно-методическое пособие

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие призвано дать студентам возможность на семинарах и практических занятиях активизировать, закрепить и конкретизировать теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. В пособии представлена программа курса, содержание теоретических занятий, темы практических занятий. Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения университетов, а также преподавателей высших учебных заведений, интересующихся вопросами общей психологии.

Методология и методика психолого-педагогических исследований

Определение понятия «методология психологии» как самостоятельной области научного опознания. Методологические основы психолого-педагогического исследования. Теоретические основания, выполняющие дескриптивные функции как объективная область исследований.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЧОУ ВПО «Институт экономики управления и права (г.Казань)»

По дисциплине: «Методология психологии»

На тему: «Методология и методика психолого-педагогических исследований»

Выполнил: студент группы 1 СП д932у

Зайнеева Разиде Атнагуловна

Антонова Ольга Александровна

1.Определение понятия «методология психологии»

1.1 Методология психологии как самостоятельная область научного познания

2. Методологические основы психолого-педагогического исследования

2.1 Основные функции методологии в психолого-педагогическом исследовании

Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы российского образования и привели в действие механизм саморазвития школы. Выявление источника саморазвития образовательных учреждений — творческой научно-исследовательской деятельности учителя — отразилось в создании школ нового типа, в разработке и внедрении нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей школы с педагогической наукой и обращении к мировому педагогическому опыту.

Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых изменений в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований в современной школе требуют от учителя переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научного творчества, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем высшего образования — формирование научно-исследовательской культуры учителя [8,с. 3].

Современная ситуация характеризуется следующей системой противоречий социального, теоретического, праксиологического и личностного характера:

· между осознанием обществом настоятельной необходимости постоянного воспроизведения педагогической элиты через развитие научно-исследовательской культуры и отсутствием адекватных социально-педагогических условий ее формирования;

· между современными потребностями школы и общества в учителе-исследователе и признанием необходимости совершенствования в этой связи его профессиональной подготовки и недостаточной методологической, теоретической и технологической разработанностью основ формирования и развития научно-исследовательской культуры педагога в ходе его профессионального становления;

· между уровнем владения опытом научно-исследовательской деятельности и степенью его реализации большинством учителей;

Между возникающими в профессиональной деятельности учителя потребностями и стремлениями в исследовании педагогической действительности и уровнем владения ею средствами, удовлетворяющими эти потребности возникает объективная потребность в овладении будущими педагогами -основами методологии и методики психолого-педагогических исследований [8,с. 3].

Объект исследования. Методология.

Предмет исследования. Основные функции методологии в психолого-педагогическом исследовании

Цель — теоретически исследовать основные функции методологии в психолого-педагогическом исследовании.

1. Изучить понятие «методология психологии».

2. Раскрыть и проанализировать содержание основных функций методологии.

Структура работы: Индивидуальная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

1. Определение понятие «методология психологии»

1.1 Методология психологии как самостоятельная область научного познания

Методология — это система принципов и способов построения (организации) теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Это специальный предмет рационального познания — система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.

К.К.Платонов определяет методологию психологии как отрасль психологии, лежащую на ее пересечении с философией, предмет которой — соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) принципам диалектического материализма [2,с. 13].

В «Кратком словаре системы психологических понятий» методология психологии определяется как система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе. Это учение является «корнем» дерева психологической науки.

Весьма емко определена методология П.Копкиным и С.Спиркиным: «Методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания».

Мировоззрение — это высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устойчивую систему взглядов (знаний, умений, отношений) человека на мир и себя. Формируется мировоззрение в результате обобщения индивидуальных и общественных знаний и опыта во всех сферах бытия под влиянием жизненных условий (естественных и социальных, макро- и микро средовых). Мировоззрение определяет позицию человека по отношению ко всем явлениям действительности в виде его ценностных ориентаций и принципов деятельности.

Важнейшим в методологии психологии является научный принцип познания, опирающийся на научный подход к исследованию. Научный подход понимается преимущественно как методологическое содержание исследования, восходящее к мировоззренческим установкам и одновременно как методологическая форма, конкретизирующаяся в тех или иных методах и процедурах.

В соответствии с методологией психологическая наука в процессе своего развития приняла ряд принципов общенаучного характера:

Антропный принцип (в науке признается познаваемость окружающего мира и возможность его изменения субъектом познания);

Принцип детерминации (причина определяет следствие);

Принцип дополнительности (комплементарности) (сложность организации объекта познания требует его всестороннего исследования);

Принцип методического атеизма (запрещение ссылки на Бога как причинный фактор);

Принцип объективности (признание наличия объективной реальности, не зависящей от уровня ее восприятия человеком);

Принцип относительности (любой объект реальности всегда находится в отношении с другим объектом, и его характеристики зависят от других объектов);

Принцип системности (методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему) и ряд других.

Существует и ряд специфических научно-психологических принципов, таких как принцип личностного подхода (означает признание целостности главного объекта изучения психологии — человека, как со стороны его психической организации, так и со стороны его взаимодействия с окружающим миром). [2,с. 19].

Методология выполняет две глобальные функции: служит теоретико —

мировоззренческой (идеологической) основой научного познания и выступает как учение о методе познания. Как учение о методе познания методология разрешает ряд специфических проблем: 5 анализ принципов, концепций, теорий и подходов; проработка понятийного аппарата и соответствующей терминологии, языка исследования; описание и анализ исследовательского процесса, его этапов и фаз; изучение сфер применимости различных методов, процедур, технологий; разработка отдельных методов (от частных до общих). Необходимо различать методологию в широком и в узком смысле слова. [1,с. 9].

Методология в широком смысле предполагает указания на то, как будет исследоваться тот или иной предмет. С другой стороны, различают методологию в узком смысле как совокупность специальных положений, правил, норм, используемых при проведении исследования. Методология в

узком смысле представляет собой концептуализацию процесса исследования, когда объектом анализа является сам исследовательский процесс.

методология психология педагогический дескриптивный

2. Методологические основы психологопедагогического исследования

2.1 Основные функции методологии в психолого-педагогическом исследовании

Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли. Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

Из философии мы знаем, что методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. С чем это связано?

Во-первых, в современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной реальности. В настоящее время, например, в общественных науках широко применяются данные кибернетики, математики, теории вероятностей и других наук, ранее не претендовавших на выполнение методологических функций в конкретном социальном исследовании. Заметно усилились связи между самими науками и научными направлениями. Так, все более условными становятся границы между педагогической теорией и общепсихологической концепцией личности; между экономическим анализом социальных проблем и психолого-педагогическим исследованием личности; между педагогикой и генетикой, педагогикой и физиологией и т. д. Причем в настоящее время интеграция всех гуманитарных наук имеет ясно выраженный объект — человека. Поэтому важную роль в объединении усилий различных наук при его изучении играют психология и педагогика.

Психология и педагогика все больше опираются на достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, постоянно обогащая и расширяя свой предмет, поэтому необходимо сделать так, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления данного явления. Методология, таким образом, играет определяющую роль в психолого-педагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность.

Во-вторых, усложнились сами науки психология и педагогика: методы исследования стали более разнообразными, в предмете исследования открываются новые аспекты. В этой ситуации важно, с одной стороны, не потерять предмет исследования — собственно психолого-педагогические проблемы, а с другой — не утонуть в море эмпирических фактов, направить конкретные исследования на решение фундаментальных проблем психологии и педагогики [4,с. 7].

В-третьих, в настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований: с одной стороны — проблемы философии психологии и педагогики, а с другой — специальные методологические вопросы психолого-педагогических исследований. Другими словами, психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, т. е. методологическими, еще не решенными современной философией. А потребность в решении данных проблем огромна. В силу этого и требуется заполнить создавшийся вакуум методологическими концепциями, положениями в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого-педагогических исследований.

В-четвертых, в настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики. В этом объективном процессе роста, совершенствования методической системы данных наук неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественному анализу. Это особенно заметно в зарубежной психологии и педагогике, где математическая статистика представляется чуть ли не панацеей от всех бед. Объясняется этот факт прежде всего социальными причинами: качественный анализ в психолого-педагогических исследованиях нередко ведет к неприемлемым для определенных властных структур выводам, а количественный, позволяя достичь конкретных практических результатов, дает широкую возможность для идеологического манипулирования в сфере этих наук и за их пределами [4,с. 8].

Однако в силу гносеологических причин математические методы могут, как известно, не приблизить к истине, а удалить от нее. И чтобы этого не произошло, количественный анализ необходимо дополнять качественным — методологическим. В этом случае методология выполняет роль нити Ариадны, избавляет от заблуждения, не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качественного анализа наиболее существенные статистические зависимости и сделать правильные выводы из их анализа. И если современные психолого-педагогические исследования не могут обойтись без добротного количественного анализа, то еще в большей степени они нуждаются в методологическом обосновании.

В-пятых, человек — решающая сила в профессиональной деятельности. Данное положение вытекает из общесоциологического закона возрастания роли субъективного фактора в истории, в развитии общества по мере социального прогресса. Но бывает и так, что, принимая это положение на уровне абстракции, некоторые исследователи отрицают его в той или иной конкретной ситуации, конкретном исследовании. Все чаще (правда, иногда и научно обоснованно) делается вывод, что наименее надежным звеном в конкретной системе «человек — машина» становится личность специалиста. Нередко это ведет к однобокой трактовке соотношения человека и техники в труде. В подобных тонких вопросах истина должна быть найдена как на психолого-педагогическом, так и на философско-социологиче-ском уровнях. Правильно решить эти и другие сложные вопросы помогает методологическая вооруженность исследователей.

Теперь необходимо уточнить, что следует понимать под методологией, какова ее сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет.

Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова методология это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле слова это учение о методах научного исследования[4,с. 9].

Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.

В. В. Краевский в работе «Методология педагогического исследования» 1 приводит шуточную притчу о сороконожке, которая однажды задумалась над тем, в каком порядке она при ходьбе передвигает свои ножки. И как только она задумалась над этим — закрутилась на месте, движение прекратилось, так как нарушился автоматизм ходьбы.

Первым методологом, таким «методологическим Адамом», был человек, который в разгаре своей деятельности остановился и спросил себя: «А что же это такое я делаю?!» К сожалению, самоанализ, размышления о собственной деятельности, индивидуальная рефлексия становится в этом случае уже недостаточной.

Читайте так же:  Приказ министерства здравоохранения 382н

Наш «Адам» все чаще попадает в положение сороконожки из притчи, поскольку осмысление собственной деятельности только с позиций собственного опыта оказывается непродуктивным для деятельности в других ситуациях.

Продолжая разговор в образах притчи о сороконожке, можно сказать, что полученных ею в результате самоанализа знаний о способах передвижения, например, по ровному полю, недостаточно для передвижения по пересеченной местности, для переправы через водную преграду и т. п. Иными словами, необходимо методологическое обобщение. Образно говоря, появляется потребность в сороконожке, которая сама бы в движении не участвовала, а лишь наблюдала за движением многих своих собратьев и разрабатывала обобщенное представление об их деятельности. Возвращаясь к нашей теме, отметим, что такое обобщенное представление о деятельности, взятой в ее социопрактическом, а не психологическом срезе, и есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области теории и практики, т. е. методология в первом, самом широком смысле этого слова[4,с. 10].

Однако с развитием науки, становлением ее как реальной производительной силы проясняется характер соотношения между научной деятельностью и деятельностью практической, которая все в большей степени основывается на теоретических выводах. Это находит отражение в представлении методологии как учения о методе научного познания, направленного на преобразование мира.

Нельзя не учитывать то обстоятельство, что развитие общественных наук способствует разработке частных теорий деятельности. Одна из таких теорий — педагогическая, которая включает ряд частных теорий воспитания, обучения, развития, управления системой образования и т. д. По-видимому, подобные соображения и привели к еще более узкому пониманию методологии как учения о принципах, построении, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Что же представляет собой методология педагогики? Остановимся на этом вопросе более подробно.

Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. По мнению Р. Барроу, существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности. С этих позиций методология педагогики рассматривается как философия образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Исходя из этой предпосылки, чешский педагог-исследователь Яна Скалкова утверждает, что методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории. Однако такая трактовка методологии педагогики не может быть полной. Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции: [4,с. 11]

¦ она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М. А. Данилов);

¦ направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П. В. Коппин);

¦ обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М. Н. Скаткин);

¦ помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф. Ф. Королев);

¦ обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В. Е. Гмурман);

¦ создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М. Н. Скаткин).

Данные признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики — это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Следовательно, в качестве основных задач методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:

¦ определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;

¦ изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития. При таком подходе воспитание, например — развивающееся явление, обусловленное развитием общества, школы, семьи и возрастного становления психики ребенка; ребенок — развивающаяся система, способная к самопознанию и саморазвитию, изменяющая себя в соответствии с внешними воздействиями и внутренними потребностями или способностями; а педагог — постоянно совершенствующийся специалист, изменяющий свою деятельность в соответствии с поставленными целями, и т. д.;

¦ рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т. д. Это вытекает из того, что педагогика — наука, объединяющая все современное человеческое знание и использующая всю научную информацию о человеке в интересах создания оптимальных педагогических систем;

¦ ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия); [4,с. 12]

¦ выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива или личности;

¦ связь теории и практики, разработка идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего.

Из сказанного уже ясно, что наиболее широкое (философское) определение методологии нам не подходит. Поэтому далее речь пойдет о педагогическом исследовании, и с этой точки зрения мы будем рассматривать методологию в узком смысле, т. е. методологию научного познания в указанной предметной области.

При этом более широкие определения не следует упускать из поля зрения, поскольку сегодня нужна такая методология, которая ориентировала бы педагогическое исследование на практику, на ее изучение и преобразование. Однако делать это нужно содержательно, на основе глубокого анализа состояния педагогической науки и практики, а также основных положений методологии науки. Простое «наложение» тех или иных определений на область педагогики не может дать необходимых результатов. Так, например, возникает вопрос: если принципы и способы организации практической педагогической деятельности изучает методология, что же остается на долю самой педагогики? Ответом может быть очевидный факт: изучением практической деятельности в области образования (практики обучения и воспитания), если рассматривать эту деятельность с позиций конкретной науки, занимается не методология, а сама педагогика.

Обобщая сказанное выше, приведем классическое определение методологии педагогики. По мнению одного из ведущих отечественных специалистов в этой области В. В. Краевского, «методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы» [4,с. 13].

В этом определении В. В. Краевский, наряду с системой знаний о структуре педагогической теории, принципах и способах добывания знаний, выделяет систему деятельности исследователя по их получению. Следовательно, предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.

В настоящее время крайне актуальной стала далеко не новая проблема повышения качества педагогических исследований. Усиливается направленность методологии на помощь педагогу-исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательского труда.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. При этом имеются в виду два вида деятельности — методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых — выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Задача второго — методологическое обеспечение исследования — означает использование имеющихся методологических знаний для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Названными задачами обусловлено выделение двух функций методологии педагогики — дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной — нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

Эти функции определяют и разделение оснований методологии педагогики на две группы — теоретические и нормативные [4,с. 14].

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся: ¦ определение методологии;

¦ общая характеристика методологии как науки, ее уровней;

¦ методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики;

¦ объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают круг следующих вопросов:

¦ научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;

¦ определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;

¦ типология педагогических исследований;

¦ характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

¦ логика педагогического исследования и т. д.

Эти основания — объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии педагогики и методологической рефлексии педагога-исследователя.

В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень — конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях[4,с. 15].

Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии педагогики образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Термин “методология” греческого происхождения означает “учение о методе” или “теория метода”. Методология (от метод и логия) — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология определяет характеристику компонентов научного исследования (проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, которые необходимы для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи — гипотеза исследования). Наиболее важным аспектом методологии являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

1. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии//Методологические и теоретические проблемы психологии. [Текст] М.: Наука, 1969.

2. Гормин А.С. Методология и методы психологии [Текст] учебно-методическое пособие, НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2010. — 23 с.

3. Никандров В.В. Методологические основы психологии [Текст]учебное пособие С.Пб:,«Речь», 2008.- 234 с.

4. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).

5. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. [Текст] М., 2002.-206 с.

6. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. [Текст] М., 1983.-203 с.

7. Стеценко А.П. О роли и статусе методологического знания в современной советской психологии [Текст]//Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990, № 2, с. 39-56.

8. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических иссле дований: Учеб. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / авт.-сост. Г.А.Федотова: — Великий Новгород, 2006. — 112 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные понятия темы «Методология и методы педагогического исследования». Разработка программы дипломного исследования «Формирование нравственности у старших школьников». Аналитическая справка, анкеты, опросники, диагностика по результатам исследования.

контрольная работа [25,4 K], добавлен 20.12.2010

Предмет, задачи психологии, ее принципы и методы и история развития. Функции и компоненты психики. Психические познавательные процессы человека. Методология и методы педагогических исследований. Виды образования. Теоретические основы и принципы обучения.

курс лекций [72,3 K], добавлен 18.01.2009

Проблемы психолого-педагогической диагностики. Задачи школьной психодиагностики. Типы данных, используемые в психолого-педагогической диагностике. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

лекция [14,7 K], добавлен 31.08.2007

Определение, история развития, характерные особенности социальных сетей. Развитие и становление социальных сервисов интернета. Суть, цель, классификация и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка в социальных сетях, его методология.

Читайте так же:  Оформить снилс на ребенка по интернету

курсовая работа [2,3 M], добавлен 18.02.2011

Собственнонаучные и прикладные отрасли психологии. Вклад Вильгельма Вундта в развитие экспериментальной психологии. Главные этапы психолого-педагогического исследования. Основные задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения.

контрольная работа [85,5 K], добавлен 12.07.2011

Теоретические основы психолого-педагогических исследований в области эмоционально-творческого развития младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на опыте Глуховской школы.

дипломная работа [89,4 K], добавлен 07.06.2009

Психолого-педагогические проблемы родителей первоклассников, их типы и направления исследований. Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников, разработка соответствующего проекта и оценка его практической эффективности.

курсовая работа [326,2 K], добавлен 20.10.2014

Понятие о психолого-педагогическом исследовании. Закономерности, структура, механизм обучения и воспитания. Теория и история педагогики. Методика организации учебно-воспитательной работы, ее содержание, принципы, методы и организационные формы.

презентация [259,1 K], добавлен 22.01.2013

Описание психолого-педагогического и формирующего эксперимента как специфического для психологии вида эксперимента. Анализ методов эксперимента, его достоинства и недостатки, основные требования к организации. Этапы психолого-педагогического исследования.

презентация [662,5 K], добавлен 12.07.2011

Сравнительная характеристика ненаучного (житейского) и научного знания. «Постулат непосредственности» и способы его преодоления в различных психологических школах. Научное творчество и личность Фрейда. Эмпирическое и теоретическое обобщение в психологии.

контрольная работа [72,1 K], добавлен 17.03.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Основная литература

1. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии: учебник / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 483 с.

2. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие / Д.В. Лубовский. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 224 с.

2. Дополнительная литература

1. Ахиезер, А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А.С. Ахиезер // Вопросы философии. – 2000. – № 9. – С. 29-45.

2. Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. – М.: Наука,1993. – 115 с.

3. Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. – М.: МГППУ; Смысл, 2003. – 240 с.

4. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 1. – С. 291-436.

5. Гольцова, Н.В. Методологические основы психологии: учебно-методическое пособие по специальности 030301.65 — психология / Н.В. Гольцова. – Мн.: Филиал РГСУ в г. Минске, 2009. – 47 с.

6. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие / Д.С. Горбатов. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 272 с.

7. Гормин, А.С. Методология и методы психологии: учебно-методическое пособие / А.С. Гормин. – Великий Новгород: НИРО, 2010. – 23 с.

8. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

9. Гусельцева, М.С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 3-15.

10. Гусельцева, М.С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии / М.С. Гусельцева // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 6. – С. 5-15.

11. Гусельцева, М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 3-18.

12. Гусельцева, М.С. Культурно-историческая психология: от классической – к постнеклассической картине мира / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 99-115.

13. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологиям: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Дорфман. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.

14. Дьяков, Д.Г. Методология, теория и методы психологических исследований. Учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://psy.bspu.unibel.by/psy_pozn/docs/3-2.htm. – Дата доступа: 25.08.2013.

15. Жариков, В.Д. История и методология науки: от Аристотеля до наших дней. Учебное пособие / В.Д. Жариков, М.К. Кривенцева, Р.В. Жариков. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. – 175 с.

16. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 464 с.

17. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 208 с.

18. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов. – М.: МГУ, 1983. – 165 с.

19. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ф.И. Иващенко. – Мн.: ФУ Аинформ, 2003. – 138 с.

20. Карандашев, В.Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу / В.Н. Карандашев. – 2-е изд. – Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2005. – 185 с.

21. Карандашев, Ю.Н. Знание: истинность, виды и уровни / Ю.Н. Карандашев // Психологическая служба. – 2004. – № 3. – С. 23-31.

22. Карандашев, Ю.Н. Наука: критерии истины и структура знания / Ю.Н. Карандашев // Психологическая служба. – 2004. – № 4. – С. 22-31.

23. Карандашев, Ю.Н. Природа научного знания // Возрастная, педагогическая коррекционная психология: Сб. науч. тр.: Вып. 2. / Под науч. ред. Ю.Н. Карандашева, Т.В. Сенько. – Мн.: Карандашев Ю.Н., 2000. – С. 7-26.

24. Константинов, В.В. Методологические основы психологии / В.В. Константинов. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

25. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001 – 184 с.

26. Левко, А.И. Методология науки: социально-культурный анализ: монография / А.И. Левко. – Минск: Бестпринт, 2012. – 192 с.

27. Лекции по курсу «Методология и методы психологического исследования»: В 2-х ч. Ч.1 / С.В. Голев, О.С. Голева. – Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ, 2010. – 213 с.

28. Лекции по курсу «Методология и методы психологического исследования»: В 2-х ч. Ч.2 / С.В. Голев, О.С. Голева. – Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ, 2010. – 173 с.

29. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

30. Мазилов, В.А. Методология психологической науки: Учеб. пособие / В.А. Мазилов. – Ярославль: МАПН, 2003. – 198 с.

31. Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие / С.В. Маланов. – М.-Воронеж: МПСИ, 2005. – 336 с.

32. Методологичекие основы психологии: хрестоматия; учебно-методический комплекс / С.Ю. Манухина, А.Н. Занковский. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 152 с.

33. Методология, теория и методы психологического исследования: учебно-методический комплекс / Сост. В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 210. – 58 с.

34. Мясоед, П.А. Психология в аспекте типов научной рациональности / П.А. Мясоед // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С. 3-18.

35. Никандров, В.В. Методологические основы психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2008. – 234 с.

36. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.

37. Общие проблемы философии науки: учебник для аспирантов нефилософских специальностей / Под ред. В.Д. Бакулова, Т.Б. Фатхи. – Ростов н / Д.: Изд-во ЮФУ, 2008. – 224 с.

38. Петровский, А.В. История и теория психологии: В 2-х т. Т. 1 / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов н /Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 416 с.

39. Петровский, А.В. История и теория психологии: В 2-х т. Т. 2 / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов н /Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 416 с.

40. Петровский, А.В. Теоретической психологии: Учеб. пособие для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 496 с.

41. Пономарёв, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А. Пономарёв. – М.: Наука, 1983. – 205 с.

42. Сенкевич, М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений / М.П. Сенкевич. – М.: Высш. школа,1976. – 263 с.

43. Смит, Н. Современные системы психологии / Н. Смит; Пер с англ.; Под общ. ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.

44. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 528 с.

45. Томпсон, М. Философия науки / М. Томпсон; Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – 304 с.

46. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований: Учеб. пособие / В.И. Тютюнник. – М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с.

47. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2011. – С. 92-98.

48. Философские и естественнонаучные картины мира // Философия / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н / Д.: Феникс, 2008. – С. 278-344.

49. Хомская, Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 112-125.

50. Шабельников, В.К. Функциональная психология (формирование психологических систем): учебник для студентов вузов / В.К. Шабельников. – М.: Академический проект, 2004. – 592 с.

51. Юревич, А.В. Методология и социология психологии / А.В. Юревич. – М.: Ин-т психологии РАН, 2010. – 272 с.

52. Юревич, А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 312 с.

Литература для углублённого изучения

1. 50 выдающихся психологов мира: учеб. пособие для студентов / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 192 с.

2. Александров, Ю.И. О «затухающих парадигмах, телеологии, “каузализме” и особенностях отечественной науки / Ю.И. Александров // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 155-158.

3. Аллахвердов, В.М. Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории / В.М. Аллахвердов // Методология и история психологии. –2006. – Т. 1, Вып. 1. – С. 100-104.

4. Аллахвердов, В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В.М. Аллахвердов. – СПб.: Речь, 2003. – 368 с.

5. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л.: ЛГУ, 1976. – С. 13-35.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб., 2001. – 288 с.

7. Анисимов, О.С. Методология: функция, сущность, становление (динамика и связь времен) / О.С. Анисимов. – М.: «ЛМА», 1996. – 380 с.

8. Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие / А.С. Арсеньев. – М.: Издат.центр «Академия», 2001. – 592 с.

9. Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В.И. Аришинов. – М.: ИФ РАН, 1999. – 203 c.

10. Асмолов, А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности / А.Г. Асмолов. – Москва-Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1996. – 430 с.

11. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.

12. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл. 2007. – 527 с.

13. Балим, Г.М. Проблемы системного анализа культуры / Г.М. Балим, В.П. Рыжов, Ю.В. Рыжов. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 184 с.

14. Барабанщиков, В.А. Идея системности в психологии: пути развития / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, № 1. – С. 5-13.

15. Барабанщиков, В.А. Системный подход в структуре психологического познания / В.А. Барабанщиков // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2, Вып. 1. – С. 86-99.

16. Башляр, Г. Новый рационализм / Г. Башляр. – М.: Прогресс, 1987. – С. 328-346.

17. Берулова, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие / Г.А. Берулова. – М.: Высш. шк., 2003. – 64 с.

18. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 450 с.

19. Бондарев, В.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов / В.П. Бондарев. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.

20. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

21. Бургин, М.С. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студентов вузов / М.С. Бургин, В.И. Кузнецов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.

22. Василюк, Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 25-40.

23. Вебер, М Наука как призвание и профессия // Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – С. 707-735.

24. Величковский, Е.М. Современная когнитивная психология / Е.М. Величковский. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 253 с.

25. Витгенштейн, Л. Философские исследования // Философские работы: В 2-х ч. Ч. 1 / Л. Витгенштейн; Пер. с нем. М.С. Козловой, Ю.А. Асеева. – М.: Гнозис, 1994. – С. 83, 110-130.

26. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследованиия: Учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005. – 352 с.

Читайте так же:  Министерство финансов днр приказ 184

27. Володарская, Е.А. Образ науки в средствах массовой информации / Е.А. Володарская // Психологический журнал. – 2007. – № 2. – С. 31-43.

28. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982-1984.

29. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 193 с.

30. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. – Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.

31. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. / Ж. Годфруа; Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с.; 376 с.

32. Гордеева, Н.Д. Функциональная структура действия / Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко. – М.: МГУ, 1982. – 208 с.

33. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер; Пер. с англ. Ч. А. Измайлова, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 320 с.

34. Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.

35. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

36. Дюментон, Г.Г. Сети научных коммуникаций и организация фундаментальных исследований / Г.Г. Дюментон; Отв. ред. В.А. Ядов. – М.: Наука, 1987. – 105 с.

37. Егоров, Ю.Л. Методологические проблемы современного научного познания: Учебное пособие для студентов и аспирантов / Ю.Л. Егоров. – М.: МИЭТ, 1993. – 124 с.

38. Ерастов, Н.П. Стиль деятельности лектора / Н.П. Ерастов. – М.: Знание, 1983. – 64 с.

39. Еремееев, Б.А. Основные понятия психологии (из опыта профессиональной рефлексии) / Б.А. Еремеев // Методология и история психологии. –2006. – Т. 1, Вып. 1. – С. 41-54.

40. Ждан, А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

41. Забродин, Ю.М. Модель личности в психодиагностике / Ю.М. Забродин. – М.: Прогресс, 1994. – 182 с.

42. Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К истокам органической психологии / В.П. Зинченко. – М.: Новая школа, 1997. – 335 с.

43. Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии / В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1977. – № 7. – С. 109-125.

44. Ивин, А.А. Современная философия науки / А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 592 с.

45. Игнатова, В.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для дистанционного обучения / В.А. Игнатова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. – 208 с.

46. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с.

47. Кедров, Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания / Б.М. Кедров. – М.: КомКнига, 2006. – 296 с.

48. Козубовский, В.М. Общая психология: Методология, сознание, деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2003. – 244 с.

49. Коляденко, Г.С. Стилистика научной речи / Г.С. Коляденко. – М.: Наука, 1990. – 60 с.

50. Константинов, В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В.В. Константинов. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

51. Конт, О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / О. Конт; Пер. с фр. И.А. Шапиро. – Ростов н / Д: Феникс, 2003. – 256 с.

52. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии / Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 62 с.

53. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин. – М.: Мысль, 1974. – 568 с.

54. Копнин, П.В. Диалектика. Логика. Наука / П.В. Копнин. – М.: Наука, 1973. – 464 с.

55. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

56. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов / В.П. Кохановский. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.

57. Кричевец, А.Н. Внутренние условия развития и психофизическая проблема / А.Н. Кричевец // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 3-18.

58. Куликов, С.Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель. Монография / С.Б. Куликов. – Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2005. – 184 с.

59. Кун, Т. Логика и методология науки / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 141 с.

60. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

61. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Академический проект, 1995. – 423 с.

62. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – 301 с.; Т. 2. – 218 с.

63. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; Пер. с фр. Н.А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.

64. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии: Избр. психол. тр. / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; Под ред. В.А. Барабанщикова и др. – М.: Ин-т практ. психологии, 1996. – 383 c.

65. Мазилов, В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века / В.А. Мазилов // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 1. – С. 23-34.

66. Мазилов, В.А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы / В.А. Мазилов // Психология: Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4, № 2. – С. 3-21.

67. Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. – 2-е, испр. изд. – М.: Лабиринт, 1994. – 92 с.

68. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 4-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 544 с.

69. Маслоу, А.Г. Психология бытия / А.Г. Маслоу. – М.: Наука, 1997. – С. 90-99.

70. Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания: сб. / Под ред. А.К. Сухотина. – Томск: Издание Томского ун-та, 1996. – 274 с.

71. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 448 с.

72. Овчинников, Н.Ф. Карл Поппер – наш современник, философ XX века/ Н.Ф. Овчинников // Вопросы философии. – 1992. – № 8. – С. 40-48.

73. Одинцов, В.В. Стилистический анализ публичного выступления / В.В. Одинцов. – М.: Знание, 1973. – 56 с.

74. Пиаже, Ж. Избранные труды / Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 1969. – 520 с.

75. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1982. – 309 с.

76. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985. – 345 с.

77. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

78. Потупа, А.С. Открытие Вселенной – прошлое, настоящее, будущее / А.С. Потупа. – Мн.: Юнацтва, 1991. – 558 c.

79. Прайс, Д.Дж. Тенденции в развитии коммуникации – прошлое, настоящее, будущее // Коммуникация в современной науке: Сборник переводов (с англ.) / Сост., общ. ред. и вступит. статья Э.М. Мирского, В.Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1976. – С. 112-114, 335-336.

80. Пригожин, И. Порядок и хаос. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; Пер с англ. Ю.А. Данилова, Общ. ред и послесл. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю.В. Сачкова. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.

81. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуакаре; Пер. с фр.; Под ред. Л.С. Понтрягина. – М.: Наука, 1990. – 736 с.

82. Рассел, Б. Философия логического атомизма / Б. Рассел. – Томск: Водолей, 1999. – 192 с.

83. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А. Регуш. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

84. Рубрика «Персоналии (анализ творчества отдельных ученых; юбилейные материалы)» журнала «Вопросы психологии». – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/rubr/0600.htm. – Дата доступа: 25.08.2013.

85. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В.Н. Садовский. – М.:Наука,1974. – 280 с.

86. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

87. Соколова, Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студентов вузов. – Т. 1 / Е.Е. Соколова // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 352 с.

88. Соколова, Е.Е. Нетерпимость толерантных (Еще раз о монизме, плюрализме и дискуссиях о методологических ориентациях психологии) / Е.Е. Соколова // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 138-146.

89. Стёпин, В.С. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания / В.С. Стёпин // Научные революции в динамике культуры. – Мн.: Изд-во Университетское, 1987. – С. 37-76.

90. Стёпин, В.С. Теоретическое знание: Монография / В.С. Стёпин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

91. Стёпин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Стёпин. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.

92. Тейчман, Дж. Философия. Руководство для начинающих / Дж. Тейчман, К. Эванс; Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 284 с.

93. Тенденции развития психологической науки / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1989. – 251 с.

94. Улановский, А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии / А.М. Улановский // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 27-37.

95. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 544 с.

96. Философия XX-XXI века. – Режим доступа: http://dip-shpora.narod.ru/fs.htm. – Дата доступа: 25.08.2013.

97. Фролов, И.Т. Этика науки: Проблемы и дискуссии / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 400 с.

98. Харламенкова, Н.Е. Проблема опосредования в истории и теории психологии // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, № 2. – С. 41-51.

99. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2013. – 607 с.

100. Шабельников, В.К. Функциональная психология (формирование психологических систем): учебник для студентов вузов / В.К. Шабельников. – М.: Акад. Проект, 2004. – 592 с.

101. Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук; Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.

102. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. – М.: Шк. Культ. Полит., 1995. – 800 с.

103. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 440 с.

104. Юревич, А.В. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник / А.В. Юревич // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 147-151.

105. Юревич, А.В. Парадигмальные дебаты / А.В. Юревич // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2, Вып. 3. – С. 3-17.

106. Юревич, А.В. Перспективы парадигмального синтеза / А.В. Юревич // Вопросы психологии. – 2008. – № 1. – С. 3-15.

107. Юревич, А.В. Структура психологических теорий / А.В. Юревич // Психологический журнал. – Т. 24. – № 1. – 2003. – С. 5-14.

108. Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход / В.А. Янчук. – Мн.: Бестпринт, 2000. – 416 с.

109. Янчук, В.А. Научное объяснение психологической феноменологии / В.А. Янчук // Псiхалогiя. – 2008. – № 2. – С. 5-12.

110. Янчук, В.А. Психология на рубеже третьего тысячелетия: поиски парадигмальных координат, способа теоретизирования и метода исследования / В.А. Янчук // Адукацыя i выхаванне. – 1999. – № 8. – С. 30-49.

Похожие записи:

  • Требования к температуре батарей в жил помещениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (с изменениями и дополнениями) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64"Об […]
  • Штраф за уклонение от проведения обязательного аудита За уклонение от обязательного аудита может быть введена административная ответственность Минфином России подготовлен законопроект, предусматривающий внесение в КоАП РФ норм ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита. Штраф […]
  • Заявление на открытие лицевого счета бланк Заявление на открытие лицевого счета Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление на открытие лицевого счета (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Заявление на открытие […]
  • Педагог психолог льготы Ваш психолог. Работа психолога в школе. Последние новости Самое популярное Срочно проверьте, соответствуете ли вы профстандарту Если вы не соответствуете требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», […]
  • Заявление в органы опеки о проверке жилищных условий Заявление в органы опеки о проверке условий проживания ребенка Заявление в органы опеки о проверке условий проживания ребенка Заявление в органы опеки о проведении проверки Москвы, Я, ______________________, состояла в зарегистрированном браке с […]
  • Штраф в 10 тысяч Новости/ События Штраф в 10 тысяч рублей для фур рассмотрят в Госдуме В Госдуму внесен законопроект, которые в несколько раз повышает штраф для водителей фур за нарушение въезда на МКАД. Более того, этот же закон предусматривает лишение прав в […]