Гражданство институт конституционного права

Гражданство институт конституционного права

8.1. Понятие и принципы гражданства

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее — Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики — субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека — Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства — неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

8.2. Основания приобретения и утраты гражданства

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

• по рождению (филиация);

• в результате приема в гражданство (натурализация);

• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

• в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

• ценз оседлости (ценз проживания) — лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости — пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

— наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

— предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.

обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);

наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);

владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Читайте так же:  Можно ли подать в суд за смс оскорбления

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств — бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители: родители, опекуны, попечители. Для реализации этой процедуры в отношении совершеннолетних и дееспособных заявителей необходимы следующие условия:

наличие хотя бы одного родителя — гражданина РФ, проживающего в России;

проживание в государствах СНГ и Балтии бывших граждан СССР, если они до сих пор не получили гражданства государства проживания и остаются лицами без гражданства;

получение профессионального образования (среднего или высшего) гражданами государств СНГ или Балтии в учебных заведениях России после 1 июля 2002 г.;

рождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (т. е. сам по себе факт заключения брака с российским гражданином, а также краткосрочный брак права на сокращение ценза оседлости не дают);

наличие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей — граждан России и др.

Вопросами приема в российское гражданство в упрощенном порядке, включая принятие окончательного решения, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти — МВД и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Поскольку процедура эта более простая, позволяет решать вопросы на местах, то и срок для принятия решения сокращен вдвое: он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием приобретения гражданства, поскольку существует принцип невозможности лишения гражданства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве это основание содержится, хотя существенно изменилось его правовое регулирование по сравнению с прежним законом. Если ранее восстановление в российском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли, то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке, т. е. в порядке натурализации. В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии — срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до трех лет.

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. Следует иметь в виду, что оптация может служить основанием и прекращения гражданства Российской Федерации в случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

Кроме оптации основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка — гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

В выходе из российского гражданства может быть отказано по следующим основаниям:

если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, предусмотренное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);

если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный приговор суда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголовному делу);

если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна — исключение ситуации безгражданства).

В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, причем такие факты должны быть установлены только в судебном порядке. Отмену решения о приеме в российское гражданство выносит тот орган, который принимал и решение о приеме в гражданство: Президент РФ, соответствующие структуры МВД или МИД России. Закон о гражданстве не содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения — отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давностныи срок в пять лет, по истечении которого отмена решения о приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя — гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).

8.3. Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев

Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».

Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).

Население любого государства составляют не только граждане данного государства, но и все люди, проживающие в нем, включая иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах Ближнего Востока, например, иностранцы и лица без гражданства, приезжающие на заработки, составляют около половины населения. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 118-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и большим количеством подзаконных актов и зависит в том числе и от того, проживает такой человек в России постоянно (режим постоянного проживания) или находится здесь временно (режимы временного пребывания и временного проживания).

Читайте так же:  Льготы медали за спасение утопающих

Специальному регулированию в Российской Федерации подвержен статус беженцев — лиц, не имеющих российского гражданства, прибывших или имеющих намерение прибыть на территорию российского государства в силу вынужденных обстоятельств, вследствие насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»). Беженцев следует отличать от вынужденных переселенцев, которые хотя и покинули место своего постоянного жительства по аналогичным причинам, что и беженцы, но являются гражданами России; кроме того, они могут вынужденно перемещаться не только из-за границы РФ, но и внутри Российской Федерации из одного региона в другой. Статус вынужденных переселенцев во многом схож со статусом беженцев и регулируется он Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» с изм. и доп.

Если иностранные граждане и лица без гражданства вынуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами может быть предоставлено политическое убежище. Предоставление убежища в России отнесено к компетенции Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с утвержденным его указом Положением.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми с ее гражданами правами и обязанностями, т. е. на них распространяется национальный режим. Исключения здесь могут быть установлены только законом и касаются главным образом политических прав и свобод.

Гражданство и международное право. Гражданство— институт конституционного (государствен­ного) права

Гражданство— институт конституционного (государствен­ного) права. Соответствующие нормы содержатся в конститу­циях и специальных законах о гражданстве. Применительно к Российской Федерации это ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и Фе­деральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июля 2002 г. и заменивший Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Фе­дерации».

В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федера­ции» даны многочисленные ссылки на международные догово­ры РФ, начиная с общего указания ст. 2 о регулировании во­просов гражданства не только Конституцией РФ и другими фе­деральными актами, но и международными договорами РФ.

В соответствии с общепризнанными международными стан­дартами установлены принципы гражданства РФ и правила, ре­гулирующие вопросы гражданства РФ (ст. 4 Закона). Эти прин­ципы и правила исключают положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В Законе воспро­изведены конституционные нормы, согласно которым гражда­нин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его, не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому (в Законе — иностранному) государству.

В числе оснований приобретения гражданства РФ, как и его прекращения, названы и основания, предусмотренные между­народным договором РФ.

В российском законодательстве (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Закона 1991 г., ч. 4 ст. 4 Закона 2002 г.) более катего­рично, чем в международных актах, начиная с Всеобщей декла­рации прав человека (п. 2 ст. 15), сформулирована позиция по

Глава 15. Международное гуманитарное право

вопросу лишения гражданства. Формула Декларации такова: никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Включенное в текст слово «произвольно» свидетельствует о до­пущении лишения, но в рамках законного решения. Законода­тельство ряда зарубежных государств допускает лишение граж­данства при совершении тяжкого преступления (например, § 1481 раздела «Гражданство и натурализация» Свода законов США). Российское законодательство, как и законодательство других республик бывшего СССР, исключает слово «произ­вольно» и фиксирует правило, согласно которому гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

Международное право оказало влияние на урегулирование во многих странах вопроса о гражданстве женщин при вступле­нии в брак. Имеется в виду преодоление традиций, воплощав­шихся в национальном законодательстве, согласно которым гражданство жены автоматически следует за гражданством му­жа. В большинстве государств, придерживавшихся такого пра­вила, применяется норма относительно права женщины, всту­пающей в брак с иностранным гражданином, либо избрать гра­жданство мужа, либо сохранить свое гражданство. В нашей стране традиционно действует норма, признанная и в Феде­ральном законе «О гражданстве Российской Федерации», в со­ответствии с которой заключение или расторжение брака граж­данином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства (ч. 1 ст. 8).

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. опре­делила, что заключение или расторжение брака между гражда­нином какого-либо государства и иностранцем, а также пере­мена гражданства мужем «не будут отражаться автоматически на гражданстве жены».

Вместе с тем Конвенция предусмотрела возможность приоб­ретения женой при ее желании гражданства ее мужа «в специ­альном упрощенном порядке натурализации». В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» это положение учтено в ч. 2 ст. 13: срок проживания на территории РФ сокра­щен для лица, состоящего в браке с гражданином РФ и претен­дующего на гражданство РФ, до одного года (вместо общепри­знанных пяти лет).

В случаях территориальных изменений, когда часть террито­рии одного государства переходила к другому государству, по-

§ 6. Гражданство и международное право

средством заключения договоров определялась правовая при­надлежность населения передававшейся территории.

В Мирном договоре с Италией, подписанном после Второй мировой войны, 10 февраля 1947 г., был специальный раздел «Гражданство. Гражданские и политические права», в котором в связи с предусмотренной передачей Италией ряда участков территории Югославии и Греции были установлены правила изменения гражданства итальянских граждан, проживавших на этой территории.

Добровольный выбор гражданства при территориальных из­менениях, т. е. либо сохранение прежнего гражданства, либо обретение гражданства того государства, к которому переходит территория, называется оптацией, а само право выбора — пра­вом оптации. Такое право было предусмотрено и применено, например, в 1945 г. в связи с изменением государственной при­надлежности Закарпатской Украины.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Рос­сийской Федерации» при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным догово­ром РФ Государственной границы граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразовани­ям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного договора.

Непосредственную связь с международно-правовым регули­рованием имеют действующие во многих государствах консти­туционные и специальные нормы относительно обеспечения го­сударством прав и законных интересов своих граждан, находя­щихся вне пределов данного государства.

Основу именно такого подхода составляет положение Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах: «Ка­ждый человек, где бы он ни находился, имеет право на призна­ние его правосубъектности» (ст. 16). Естественно, гражданин одного государства, проживающий или временно находящийся на территории другого государства, подвержен юрисдикции го­сударства пребывания и подчинен его законодательству. Но правовая связь этого гражданина со своим государством сохра­няется и проявляется в соответствующих полномочиях государ­ства гражданства.

Отдельные государства заключают договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства. Таково, на­пример, Соглашение между Республикой Беларусь, Республи-

Глава 15. Международное гуманитарное право

§ 6. Гражданство и международное право

кой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Феде­рацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. Имеется в виду право приобретения граж­данства в упрощенном (регистрационном) порядке, предостав­ляемое гражданам соответствующих государств при наличии определенных условий.

В конституциях и законах о гражданстве новых независимых государств — бывших союзных республик СССР — получила всеобщее признание формулировка, согласно которой государ­ство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство во время их нахождения за его пределами (ч. 2 ст. 61 Конститу­ции РФ, ч. 2 ст. 11 Конституции Республики Казахстан, ч. 1 ст. 10 Конституции Республики Беларусь и т. д.). Правительст­вом РФ постановлением от 31 августа 1994 г. утверждены «Ос­новные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». В этом документе намечены, в частности, согласо­ванные с соответствующими государствами решения, а также меры по защите прав соотечественников с использованием дей­ствующих международных механизмов.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» возлагает на государственные органы, дипломатические пред­ставительства и консульские учреждения РФ, на их должност­ных лиц содействие тому, чтобы гражданам России была обес­печена возможность в полном объеме пользоваться всеми пра­вами, установленными соответствующим законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, возможность защи­щать свои права и охраняемые законом интересы. Существен­ное значение имеют и те международные нормы, которые рег­ламентируют полномочия дипломатических и консульских представительств (см. гл. 13).

Соответствующие должностные лица имеют право:

1) встречаться и сноситься с гражданами своего государства, давать советы и оказывать содействие, включая принятие мер правовой помощи;

2) посещать граждан, арестованных, задержанных или отбы­вающих срок тюремного заключения, оказывать им правовую помощь.

В качестве условия реализации последнего права в конвен­циях сформулированы положения об обязанностях компетент-

ных властей государства пребывания в течение определенного времени уведомить представительство об аресте или задержа­нии гражданина и оказать содействие в проведении встречи с арестованным или задержанным гражданином. Посещение гра­ждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обес­печивается, как сказано во многих конвенциях, на периодиче­ской основе.

Международно-правовые нормы имеют существенное значе­ние при регламентации двойного гражданства.

Возникновение двойного гражданства возможно в опреде­ленных ситуациях, обусловленных различиями (коллизиями) законов государств, в частности неоднозначным решением во­проса о гражданстве детей, родители которых являются гражда­нами различных государств. В зарубежном законодательстве двойное гражданство, как правило, не предусматривается. Лишь в отдельных случаях допускается его признание в соот­ветствии с международными договорами. Так, согласно Кон­ституции Испании 1978 г. (ч. 3 ст. 11), государство может за­ключать договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америки или с теми странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией.

Читайте так же:  Договор через нотариуса деньги

Двойное гражданство, естественно, осложняет статус лица, поскольку его правовая связь одновременно с двумя государст­вами порождает «двойные» обязанности. Распространено пра­вило «эффективного гражданства», означающее преимущест­венную правовую связь индивида с тем из двух государств, на территории которого он постоянно проживает. Именно перед этим государством он несет обязанности, прежде всего при не­обходимости несения военной и альтернативной службы.

В Европейскую конвенцию о гражданстве, принятую и от­крытую для подписания 14 мая 1997 г., включена глава о мно­жественном гражданстве, в которой допускается такой право­вой статус. Согласно ст. 17 граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, обладают на территории государ­ства-участника, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государ­ства-участника.

Законодательство СССР содержало норму о непризнании за гражданином СССР принадлежности к гражданству иностран­ного государства (двойного гражданства). Такой подход лежал в основе заключавшихся в послевоенные годы с различными го-

Me

жду народное право

Глава 15. Международное гуманитарное право

сударствами конвенций об урегулировании ситуаций с двой­ным гражданством, согласно которым лица, считавшиеся граж­данами обоих договаривающихся государств, могли избрать гражданство одного из них, а при отсутствии заявления о выбо­ре считались гражданами того из договаривающихся госу­дарств, на территории которого они проживали.

В последующем были подписаны с некоторыми государства­ми (Болгария, Румыния, Монголия и др.) конвенции (соглаше­ния) о предотвращении случаев возникновения двойного граж­данства. Они регламентировали две ситуации, способные поро­дить двойное гражданство. Во-первых, родители, один из которых является ‘гражданином одного из договаривающихся государств, а второй — гражданином другого договаривающего­ся государства, могут по обоюдному согласию избрать для ре­бенка гражданство одного из этих государств, в связи с чем по­дают совместное заявление компетентным органам государства, гражданство которого они избирают для ребенка. В случае не­представления такого заявления ребенок считается граждани­ном того из договаривающихся государств, на территории кото­рого он родился, а если ребенок родился на территории третье­го государства, — гражданином того из договорившихся государств, в котором родители имели местожительство до вы­езда. Во-вторых, каждое из договаривающихся государств обя­залось не принимать в свое гражданство лиц, которые являются гражданами другого договаривающегося государства, без согла­сия компетентных органов последнего.

Одновременно был решен вопрос о том, что граждане одно­го договаривающегося государства, которые до вступления в силу соответствующей конвенции (соглашения) приобрели гра­жданство другого договаривающегося государства, не утратив прежнего гражданства, будут иметь с этого времени исключи­тельно гражданство того из договаривающихся государств, на территории которого они проживают. Если же такие лица име­ют постоянное местожительство на территории третьего госу­дарства, они считаются гражданами того из договаривающихся государств, гражданство которого приобрели позднее.

Новое законодательство РФ занимает не столь жесткую по сравнению с законодательством СССР позицию применитель­но к двойному гражданству. Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного го­сударства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным

§ 6. Гражданство и международное право

законом или международным договором РФ. В данном тексте кажется более уместным союз «и» (вместо «или»), поскольку для статуса двойного гражданства необходимы оба юридиче­ских компонента — как национальный закон, так и междуна­родный договор.

В Законе «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. были даны иные формулировки, отражавшие сдержанное отно­шение к двойному гражданству. В ч. 1 ст. 3 Закона (в редакции от 17 июня 1993 г.) сказано, что за лицом, состоящим в граж­данстве РФ, не признается принадлежность к гражданству дру­гого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Согласно ч. 2 этой статьи, гражданину РФ может быть раз­решено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий дого­вор РФ.

Между положениями Конституции и Закона нет противоре­чия, просто иначе расставлены акценты, причем в обоих случа­ях зафиксирована роль международных договоров. Действи­тельно, наличие договора о двойном гражданстве является предпосылкой и основанием юридического признания двойно­го гражданства, ибо с таким статусом связаны правоотношения между соответствующими государствами, подлежащие двусто­роннему согласованному регулированию.

В настоящее время такого рода договорная регламентация еще не получила широкого распространения. В договоры Рос­сии с отдельными государствами — бывшими республиками СССР — об основах межгосударственных отношений, о дружбе и сотрудничестве включены положения о возможности двойно­го гражданства, регулируемого соответствующими соглашения­ми с учетом национального законодательства. Такая договорен­ность применительно к отношениям Российской Федерации и Туркменистана была воплощена в специальном Соглашении об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписанном в декабре 1993 г., однако в апреле 2003 г. оно утратило силу. В сентябре 1995 г. подобное соглашение заключено между Рос­сийской Федерацией и Республикой Таджикистан. За граждана­ми обоих государств признается право на основании свободного волеизъявления приобрести гражданство другого договариваю­щегося государства, не утрачивая имеющегося гражданства. Де­ти, каждый из родителей которых состоит на момент рождения

Глава 15. Международное гуманитарное право

§ 7. Статус иностранных граждан и международное право

ребенка в гражданстве обоих государств, получают двойное граж­данство.

Статус двойного гражданства предполагает определенные правовые последствия. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государ­ства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязан­ностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным до­говором РФ. В Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двой­ного гражданства, как и в Соглашении с Туркменистаном, была дана конкретная регламентация: а) лицо, состоящее в граждан­стве обоих государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина того госу­дарства, на территории которого постоянно проживает; б) со­циальное обеспечение таких лиц производится в соответствии с законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответст­вующими соглашениями; в) лица с двойным гражданством проходят обязательную военную службу в том из двух госу­дарств, на территории которого постоянно проживают на мо­мент призыва; г) такие лица вправе пользоваться защитой и по­кровительством каждого из соответствующих государств.

Вопросы выхода из гражданства решены в Законе от 31 мая 2002 г. следующим образом. Согласно ст. 19 выход из граждан­ства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществля­ется на основании его добровольного волеизъявления в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, — в упрощенном порядке. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не выполнен7 ное перед Российской Федерацией обязательство, установлен­ное федеральным законом; б) привлечен компетентными орга­нами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подле­жащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20 Зако­на). Отметим, что в ситуации неисполненных обязательств пра­вило ранее действовавшего закона было иным: ходатайство ли­ца о выходе из гражданства могло быть отклонено, если граж­данин проживал или был намерен поселиться в стране, не

связанной с Российской Федерацией договорными обязательст­вами о правовой помощи.

Особым правовым состоянием является безгражданство. Лица без гражданства (апатриды), т. е. лица, не состоящие в гражданстве какого-либо государства, подчиняются юрисдик­ции того государства, на территории которого проживают. Их правовой статус в принципе близок к правовому статусу ино­странных граждан, с тем, однако, существенным отличием, что они не пользуются защитой и покровительством со стороны какого бы то ни было иностранного государства. В Конститу­ции РФ о правах и обязанностях лиц без гражданства и ино­странных граждан сказано в одной норме (ч. 3 ст. 62). В Фе­деральном законе «О гражданстве Российской Федерации» воплощена тенденция сокращения статуса безгражданства. Рос­сийская Федерация, сказано в ч. 6 ст. 4 Закона, поощряет при­обретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживаю­щими на территории РФ. Такой подход согласуется с Конвен­цией о сокращении безгражданства 1961 г., в которой наша страна не участвует, но позитивно воспринимает ее прогрес­сивные положения. В Законе, в частности, оговорено, что рос­сийское гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.

Похожие записи:

  • Приказ мвд россии 1101-2006 Приказ МВД РФ от 28 декабря 2006 г. № 1105 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина […]
  • Приказ 570 2019 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 570 Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ от 31 августа 2007 г. N 570 ОБ […]
  • Осаго фз с комментариями Осаго фз с комментариями Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Нк транспортный налог льготы Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (ст.ст. 346.11 - 346.25.1) Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ раздел VIII.1 части второй настоящего Кодекса дополнен главой 26.2, вступающей в силу с 1 января […]
  • Деятельность адвоката в качестве представителя в гражданском процессе Оформление полномочий адвоката - представителя в суде по гражданским делам Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в ч. 1 ст. 6 определяет, что полномочия адвоката, […]
  • Приказ минздрава 382 Приказ Минздрава РФ от 15 декабря 2002 г. N 382 "Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств" Приказ Минздрава РФ от 15 декабря 2002 г. N 382"Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств" О […]