Иностранный инвестор не имеет право

Льготы и гарантии для инвесторов в РФ

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесто­ров на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В частности, этим законом закреплено, что:

  • правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полу­ченной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой ре­жим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставлен­ный российским инвесторам. Вместе с тем, Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства», Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» и другими законами установлены отдельные изъятия ограничительного ха­рактера для иностранных инвесторов;
  • иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается нормами феде­ральных законов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местно­го самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским за­конодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
  • иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обя­зан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностран­ными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализа­ции, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены феде­ральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизи­ции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестиция­ми выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инве­стор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с ино­странными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки;
  • спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Конституцией Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Феде­рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Россий­ская Федерация участвует во множестве многосторонних и двусторонних международных договоров и соглаше­ний, в частности, Россий­ской Федерацией ратифициро­вана Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Федеральным законом от 30 мар­та 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).

Иностранный инвестор

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Иностранный инвестор

Порой иностранные инвестиции являются хорошим источником финансирования, а иностранные инвесторы привлекаются для совместной реализации международных инвестиционных проектов. Привлечение иностранных инвесторов имеет целый ряд преимуществ и выгод.

Иностранный инвестор это лицо, осуществляющие процесс инвестиционной деятельности на территории страны в которой данное лицо не проживает.

Согласно Федеральному Закону № 160-ФЗ иностранным инвестором могут считать следующие группы лиц:

• предприятия и организации, образованные на основе правовых норм иностранно законодательства. Стоит отметь, что государство в котором учрежден данный вид иностранного инвестора должно обладать правами на осуществление инвестиций на территории Росси;
• организации, учрежденные в соответствии с законодательством другой стране и не являющиеся юридическими лицами;
• лица, являющиеся гражданами иной страны, а также лица, не имеющие гражданства, которые в данный период времени не проживают на территории Российской Федерации, однако законодательство их родной страны позволяет осуществлять инвестиции на территории РФ;
• международные организации, как правительственные так и не правительственные;
• иностранное государство согласно и в соответствии нормам закона Российской Федерации.

Иностранные инвесторы способны осуществлять вложения в форме:

• образования совместного предприятия, либо покупки доли в уставном капитале;
• образования собственной фирмы не территории страны, или представительства других иностранных фирм;
• полного приобретения компании;
• осуществления кредитования представителей бизнеса;
• приобретения ценных бумаг;
• приобретения имущества разного рода, как движимого, так и недвижимого.

По большей части иностранные инвесторы занимаются осуществлением инвестиций на долгосрочной основе. Финансирую различные области экономической и хозяйственной деятельности страны. Это могут быть инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, энергетику, проекты инфраструктуры и многое другое.

Компания, сумевшая привлечь иностранные инвестиции и заручиться поддержкой иностранных инвесторов, имеет возможность извлечь из этого сотрудничества целый ряд выгод:

• денежные и финансовые средства;
• новые технологии;
• новые маркетинговые стратегии;
• эксклюзивный опыт;
• новые системы управления;
• технические и производственные ноу-хау.

Справедливо будет заметить, что для привлечения иностранных инвестиций предприятию необходимо разработать и подготовить четко вымеренное инвестиционное предложение. Для этого необходимо составить полный пакет инвестиционной документации в строгом соответствии со всеми международными стандартами. Провести экономическую и аналитическую работу. Изучить рынки сбыта, потенциальных клиентов и сопоставить эти данные с возможностью их удовлетворения. Разработать четкую, грамотную и понятную стратегию развития собственного предприятия.

На территории Российской Федерации распространяются следующие гарантии иностранных инвесторов, регламентируемые законодательством:

• иностранный инвестор вправе участвовать в приватизации;
• использовать разные формы инвестиционной деятельности;
• иметь правовую защиту своей деятельности;
• иностранный инвестор вправе приобретать ценные бумаги;
• инвестор вправе претендовать на земельные участки, здания и другие природные ресурсы;
• рассчитывать на правомерное разрешение споров, возникающих при осуществлении инвестиционной деятельности;
• иностранный инвестор вправе вывозить за рубеж доходы, полученные легальным путем, а также любую информацию, привезенную в виде иностранных инвестиций;
• иностранный инвестор вправе рассчитывать на гарантию компенсации в случаи национализации его бизнеса.

Во время осуществления инвестиционной деятельности на территории нашего государства иностранные инвесторы сталкиваются с определенными рисками.

Риски иностранных инвестор, по мнению этих самых инвесторов, выглядят именно так:

• налоговые, юридические и прочие финансовые риски;
• технологические риски;
• информационные риски;
• рыночные риски;
• административные и управленческие риски.

По большей части иностранные инвесторы выделяют риск налогообложения, мотивируя это несправедливым размером начисленных налогов, применения налогообложения к иностранному бизнесу в целом, а также спорных и необъективных решений по результатам налоговой проверки бизнеса.

Права иностранного инвестора

Законом определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Часть из них распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями в порядке, определенном Законом.

Назовем некоторые из гарантий:

• гарантия правовой защиты деятельности;
• гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;
• гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
• гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
• гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
• гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ того имущества и информации в документарной форме или в форме записи на электронных носителях, которое было первоначально ввезено на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
• гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ. Такая гарантия распространяется на иностранных инвесторов; коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале составляет свыше 25 процентов, а также на коммерческие организации с иностранными инвестициями, осуществляющими приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли (вклада) иностранного инвестора. Стабильность законодательства гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.

Иностранные инвесторы в России

Иностранные инвестиции — капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях». Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.

Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, краудфандинг) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).

Формы ПИИ — прямых иностранных инвестиций:

• горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких транспортных расходов и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
• вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
• слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.

Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.

Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:

• привлечь капитал и технологии;
• ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
• повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
• ускорить процесс диверсификации экспорта;
• повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
• снизить уровень аварийности на промышленных объектах.

В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов.

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования — более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых месторождений, в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.

Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.

Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение цен на нефть, рост инфляции, ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.

Инвесторы, которые работали на рынке РФ, терпят традиционную бюрократическую волокиту и неустойчивое регулирование. В условиях экономического спада стали испытывать беспокойство в связи с неблагоприятными экономическими изменениями, слишком сложной бизнес-средой и неуверенностью в завтрашнем дне.

Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира.

Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов — одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны, улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.

В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.

Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.

Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.

Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.

Гарантии иностранным инвесторам

Создание комплекса гарантий в совокупности с реально работающим механизмом их реализации является важнейшей задачей при создании благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с последними политическими событиями в Российской Федерации.

Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Это наряду с некоммерческими рисками, введением жестких валютных ограничений страной-реципиентом инвестиций может быть приравнено к так называемым ползучим видам принудительного изъятия иностранной собственности.

Таким образом, в интересах государства создать комплекс гарантий, механизм их реализации, а также соответствующую «политическую картину», только совокупность данных факторов может способствовать вовлечению в экономику страны долгосрочных иностранных инвестиций.

Огромное значение в определении государственных гарантий иностранным инвесторам играют международные договора. Широкое распространение получила Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Как отмечают исследователи, действующий закон смело можно было бы назвать «О государственных гарантиях иностранными инвесторам», т.к. фактически половина статей Закона «Об иностранных инвестициях…» посвящена именно гарантиям.

Заметим, что Закон «Об иностранных инвестициях…» регулирует не все виды иностранных инвестиций. Поэтому вопрос о предоставлении гарантий по другим видам инвестиций, не входящим в предмет регулирования данного Закона, должен решаться в соответствии с международными договорами.

Согласно п.1 ст.5 Закона «Об иностранных инвестициях…» иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:

— Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;
— Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
— Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
— Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
— Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;
— Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
— Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
— Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
— Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
— Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
— Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
— Иные гарантии.

Таким образом, все государственные гарантии зашиты иностранных инвестиций можно разделить на три группы:

1. Гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию;
2. Гарантии, закрепляющие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности;
3. Гарантии, касающиеся порядка рассмотрения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

Договор с иностранным инвестором

Действующие законодательные акты прямо не регламентируют использование концессионных форм инвестиций, основанных на договорных принципах отношений государства и инвесторов. И Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», и Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» определяются лишь принципы и основные положения инвестиционной деятельности в целом и иностранных инвестициях в частности и совокупности с новым Гражданским кодексом являются лишь общей законодательной базой для концессионных отношений.

Этот пробел в законодательстве Российской Федерации и призваны заполнить законы из «концессионного» пакета и прежде всего — рамочный Закон «О концессионных и иных договорах, заключаемых с иностранными инвесторами», в котором определялся: перечень концессионных объектов, права и обязанности инвестора по долгосрочному пользованию находящимся в государственной собственности объектом или занятию деятельности, являющейся государственной монополией. Область действия этого закона распространяется преимущественного на перерабатывающую промышленность, транспорт и связь, сферу услуг и так далее.

Важнейшим предметом регулирования для Закона «О соглашениях о разделе продукции» является сфера недропользования, и основное внимание в нем уделено механизму и процедуре реализации таких соглашений. Учитывая, что недра являются исключительной государственной собственностью, Закон «О недрах» в свое время был установлен лишь административно-распорядительный порядок передачи участков недр во временное пользование негосударственным инвесторам.

К наиболее распространенным современным разновидностям концессионных форм соглашений государства с иностранными инвесторами относятся:

а) концессионные договоры (собственно концессии в узком значении);
б) соглашения о разделе продукции;
в) договоры на предоставление услуг (с риском или без риска).

Среди общих отличительных признаков всех названных видов договоров необходимо выделить прежде всего то, что все они:

— во-первых, заключаются государством с иностранными инвесторами в отношении объектов государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с национальным законодательством частично или полностью исключены из гражданско-правового оборота, а также в отношении отдельных видов деятельности, составляющих государственную монополию (так называемые естественные монополии);
— во-вторых, в отличие от классических гражданско-правовых сделок названные договоры могут включать отдельные изъятия из национального гражданского законодательства применительно к отношениям государства с инвесторами, предусматривая возможность односторонних преимущественных прав государства в рамках таких договоров;
— в-третьих, признание концессионных и иных договоров с иностранными инвесторами юридически действительными предполагает совершение государством, в лице уполномоченных органов исполнительной власти, предваряющего такой договор или следующего после его заключения разрешительного акта (выдачу лицензии или иного разрешения), если подобный порядок установлен национальным законодательством;
— в-четвертых, для большинства государств, применяющих концессионные формы договоров с инвесторами, характерно изъятие из национального правового режима, именуемое юристами как «дедушкина оговорка» и предусматривающее на срок действия договора мораторий на применение к иностранному инвестору неблагоприятных для него изменений в текущем законодательстве, принятых после вступления такого договора в силу.

Кроме того, в концессионных и иных договорах с иностранными инвесторами должны быть отражены такие обязательные положения, как:

• виды деятельности, работ или услуг, осуществляемые инвестором в соответствии с договором;
• обязательства государства перед инвестором о выдаче ему разрешительных документов, необходимо для осуществления оговоренных договором работ и услуг, включая внешнеторговые сделки;
• права собственности инвестора на произведенную в рамках договора продукцию (или ее оговоренную часть) и полученные доходы, включая право на их вывоз из страны;
• права и обязанности сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора;
• минимальные программа и график работ, выполняемых на основе договора;
• обязательства инвестора по использованию прогрессивных технологий и производству конкурентоспособных товаров и услуг;
• обязательства инвестора соблюдать установленные законодательство, нормы и правила, касающиеся трудовых отношений, техники безопасности, охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов;
• обязательства инвестора по обеспечению финансирования работ, а также гарантии полученных заемных средств, намеченных к привлечению инвесторов в пределах, установленных договором;
• обязательства инвестора по найму и обучению местных специалистов и других работников;
• взаимные обязательства государства и инвестора по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона (регионов) нахождения объекта (объектов) инвестиций;
• обязательства государства по обеспечению недискриминационного порядка приобретения инвестором местных товаров и услуг и допуска к системам транспорта и связи — с учетом требований национального законодательства;
• виды, формы и порядок определения и внесения инвестором налогов, сборов и других обязательных платежей, особенности применения которых могут устанавливаться договором в соответствии с национальным налоговым законодательством;
• порядок возврата земельных участков, иных природных объектов и имущества, переданных государством в пользование инвестору в соответствии с договором, в процессе использования или после прекращения действия договора;
• срок действия договора, порядок и условия его продления, приостановления и прекращения, а также порядок разрешения споров.

Приведенные положения концессионных и иных договоров, заключаемых с иностранными инвесторами, могут быть частично исключены или дополнены другими положениями в зависимости от вида договора или соглашения, специфики конкретного объекта инвестиций и требований законодательства.

Защита прав иностранных инвесторов

В современной Российской Федерации достаточно нестабильная экономическая обстановка. Этот факт отпугивает зарубежных вкладчиков из-за того, что они элементарно бояться потерять свои вложения.

Для увеличения своей привлекательности в их глазах, наше государство разрабатывает на законодательном уровне механизмы по защите их прав, чтобы предоставить вкладчикам какие-то гаранты. Этот факт повышает авторитет России как на мировой арене, так и в глазах вкладчиков из других стран. Они понимают, что в случае возникновения каких-то проблем с их денежными средствами можно будет обратиться в суд, а законы будут охранять их права.

Зарубежные вкладчики имеют ряд прав, которые они вправе защищать в суде. Для того чтобы защитить себя, они должны обратиться в арбитражный суд, так как это именно тот орган, который занимается проблемами предпринимательской деятельности и нарушениями финансовых прав.

Согласно действующему законодательству, зарубежный вкладчик имеет право:

• выступать собственником какого-либо имущества на территории России;
• распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, то есть, продавать его, сдавать в аренду и совершать с ним все законные финансовые операции;
• осуществлять инвестирование в законные объекты и отрасли;
• выводить за границу нашего государства имущество или информацию на электронных носителях, выступающих в качестве иностранных инвестиций;
• на денежную компенсацию в том случае, если будет проведена национализация объекта, в который инвестор вложил денежные средства;
• защищать свои интересы в судебном порядке.

Все эти права иностранный вкладчик может защищать в суде при их нарушении. Он может защищать себя самостоятельно или выступать третьим лицом.

Рассмотрим далее механизмы защиты вышеуказанных прав иностранных инвесторов.

Существуют различные механизмы защиты прав иностранных вкладчиков. В зависимости от субъекта, их обеспечивающего, механизмы можно разделить на 3 большие группы:

1. если инициатива исходит от инвестора. В эту группу входят такие механизмы, как: обращение в арбитражные суды местного и государственного управления в стране; обращение с решением суда или для расследования финансовых преступлений к исполнительным органам власти; обращение в международные органы и организации, специализирующиеся на защите прав вкладчиков;
2. если инициатива исходит от государства – реципиента инвестиций, то все механизмы будут в основном связаны с добавлением в законодательство страны норм, регулирующих взаимоотношения донора и реципиента, в том числе если вкладчик не является резидентом этого государства. Также обязанностью государства-реципиента является обеспечение выполнения созданных и введенных в законодательство норм. Это значит, что необходимо создать управляющие и судовые органы, которые будут заниматься проблемами защиты прав иностранных инвесторов на основе общемировых прецедентов;
3. если инициатива исходит от международных органов и организаций, то данные органы должны заключать специальные соглашения между различными странами, которые бы обеспечили законодательную базу для защиты инвесторов из других держав. Создаются специальные контролирующие органы, только уже на международном уровне.

В нашей стране существуют такие гаранты защиты прав:

• гарантия защиты прав иностранных вкладчиков на территории РФ – обеспечивается законом «Об иностранных инвестициях»;
• гарантия предоставления возможности осуществлять вклады любыми способами;
• компенсация в случае если объект инвестирования подвергся национализации или ревизии;
• гарант защиты инвестора от неблагоприятных изменений законов РФ – заключается договор, который обеспечивает реализацию этого гаранта, на срок от 3 до 7 лет;
• РФ гарантирует, что инвестор сможет вывести из страны прибыль, полученную в процессе инвестиционной деятельности, а также документы и электронные носители с информацией, рассматриваемой в качестве иностранных инвестиций;
• гарантия соблюдения всех вышеуказанных прав.

Средства иностранных инвесторов

Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.

Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:

— реальные;
— финансовые;
— нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.

Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:

— государственные;
— частные;
— смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от объекта вложений выделяют:

— прямые;
— портфельные;
— прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:

— краткосрочные (от одного дня до одного года);
— среднесрочные (от одного года до трех лет);
— долгосрочные вложения (более трех лет).

В зависимости от характера использования выделяют:

— предпринимательские;
— ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ.

Основными формами иностранных инвестиций являются:

— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
— приобретение иных имущественных прав;
— приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
— инвестиции в форме государственных займов;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— ценные бумаги;
— права на интеллектуальные ценности;
— научно-техническая продукция;
— целевые денежные вклады.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом.

Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
— в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
— в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:

— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
— огромный внутренний рынок;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.

Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.

Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:

1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия.

Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
— возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Виды иностранных инвесторов

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.

Иностранные инвестиции — это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний. Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.

Иностранные инвестиции — это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций:

Похожие записи:

  • Приказ мвд россии 280 от 2008 Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий […]
  • Налог на прибыль ст нк Глава 25. Налог на прибыль организаций (ст.ст. 246 - 333) Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального […]
  • Приказ минздрава 377 от 1999 Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377"Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения"(с изменениями […]
  • Приказ мвд 400-2009 Приказ МВД РФ от 16 июня 2006 г. N 440 "Об утверждении Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) во внутренних войсках МВД России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 16 июня 2006 г. N […]
  • Приказ от 27102008 593н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 октября 2008 г. N 593н "О внесении изменений в Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и […]
  • Приказ 330 по кормлению Приказ ФСИН РФ от 13.05.2008 N 330 "Об утверждении норм обеспечения кормами (продуктами) и норм замены кормов (продуктов) при обеспечении штатных животных учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в мирное время" МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ […]
Читайте так же:  Приказ мз рб no 2019