Экспертиза предмета преступления

Предмет и объекты материаловедческой экспертизы, проводимой при расследований преступлений в сфере таможенного дела.

Основными задачами данной экспертизы являются: определение состава исследуемого вещества, установление однородности или неоднородности материала нескольких образцов, установление названия, групповой принадлежности какого-либо вещества, обнаружение ядов в остатках пищи, напитках, на тех или иных предметах, установление вида и происхождения различных изделий.

Наиболее часто объектами таких экспертиз являются: яды, краски, волокнистые изделия (ткани, веревки), отдельные волокна, материалы документов (бумага, чернила, тушь, карандаш, клей, штемпельная, типографская краска), олифы, лаки, политура, шпаклевка, дробь, картечь, следы выстрела, остатки сгорания каких-либо веществ, пластмассы, пищевые продукты, табачные изделия, напитки, различного рода жидкости и порошки, горючее и смазочные вещества, стройматериалы (кирпичи, штукатурка, мел, известь, глина, цемент, песок, стекло), лекарства, почва, пыль и др. Из числа ядов сюда относятся только те, которые не служат продуктами деятельности микроорганизмов. Ядовитые вещества, вырабатываемые микробами (токсины), являются объектами биологической экспертизы.

Небольшое количество вещества изымается по возможности полностью, а при наличии большого количества от него отделяется средняя проба. При изъятии сыпучих веществ берется 3—5 выемок с разной глубины насыпки. Пробы перемешиваются и изымается не более 1 кг вещества. Жидкость предварительно взбалтывается, после чего от нее отливается для анализа 0,5—1 л. не были загрязнены посторонними примесями.

Подлежащую исследованию жидкость целесообразно направлять на экспертизу в чистой стеклянной банке, плотно закрываемой пробкой. Сосуд с керосином, бензином и иной горючей жидкостью должен быть укупорен с помощью корковой пробки, а сосуд с кислотой — с помощью притертой пробки. Твердое вещество необходимо завернуть в чистую белую бумагу и уложить в коробку или ящик. Продукты сгорания какого-либо вещества надо осторожно завернуть в папиросную бумагу и уложить в твердую упаковку (например, фанерный ящик) с мягким прокладочным материалом (ватой, паклей, марлей). Прокладочный материал укладывают таким образом, чтобы исследуемый объект не перемещался в упаковке, ибо в противном случае может нарушиться его структура, которая принимается во внимание при установлении вида сгоревшего материала. Влажные предметы во избежание их загнивания во время перевозки рекомендуется предварительно просушить при комнатной температуре. Исключение составляют предметы, смоченные подлежащими исследованию горючими жидкостями (бензином, керосином и т.д.). Такие предметы во избежание улетучивания горючей жидкости пересылают в герметически закрываемых сосудах (например, в стеклянной широкогорлой банке с притертой пробкой), а при отсутствии такого сосуда обертывают парафинированной бумагой, клеенкой и перевязывают бечевкой либо помещают в полиэтиленовый пакет, который тщательно завязывают или заклеивают. На упаковке указываются наименование содержимого, место и время его изъятия. Материалы, пересылка которых по почте запрещена (взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества, кислоты, едкие щелочи, яды), направляются на экспертизу с нарочным.

Химические исследования производят химики, состоящие в штате научно-исследовательских институтов и лабораторий судебных экспертиз, научно-исследовательского института судебной медицины, экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, республиканских, областных и городских бюро судебно-медицинской экспертизы. Исследование лекарств производится в лабораториях аптекоуправлений.

Эксперты могут ответить на вопросы:

1. Каким веществом (материалом) является исследуемый объект и к какому виду это вещество (материал) относится?

2. Не является ли исследуемый объект таким-то веществом (материалом)?

3. Каков состав данного вещества?

4. Не содержит ли данное вещество примесей каких-либо других веществ, и если да, то каких именно?

5. Относится ли исследуемое вещество к определенной группе веществ (взрывчатых, самовозгорающихся и т.д.)?

6. Продуктом сгорания какого материала является представленное на исследование вещество (например, зола)?

7. Не являются ли данные остатки продуктами сгорания такого-то вещества (материала, предмета)?

8. Содержится ли в исследуемом объекте (остатках пищи, напитке и т.д.) вещество, могущее при определенных условиях быть ядом, и если да, то какое именно и в каком количестве?

9. Какова марка исследуемого вещества (нефтепродукта, смазочного материала и т.д.)?

10. Однородны ли представленные на экспертизу вещества (обнаруженное на месте происшествия и найденное при обыске), и если да, то по признакам какой группы возможно меньшего объема?

11. Не происходят ли данные образцы вещества (материала) из единого источника, и если да, то что представляет собой этот источник (завод-изготовитель, производственная партия, единая насыпка и т.д.)?

12. Происходит ли данное вещество (материал) из такого-то источника?

Примеры: а) происходят ли данные частицы лакокрасочного покрытия от автомашины такой-то марки?

б) происходят ли данные волокна от шарфа (головного убора и т.д.)?

13. Не имело ли место контактное взаимодействие данных предметов, судя по имеющимся на них микрочастицам?

8. Дактилоскопическая экспертиза: предмет и объекты.

Для выяснения вопросов относительно характера совершённых действий и личности лица, оставившего следы пальцев рук, назначаются дактилоскопические экспертизы. Классификационная дактилоскопическая экспертиза позволяет установить примерный возраст, рост и пол человека. В некоторых случаях, каким пальцем, какой руки был оставлен след. Диагностическая дактилоскопическая экспертиза позволяет установить в результате каких действий оставлены следы, тип и вид папиллярного узора, а идентификационная – кем оставлен след пальца, конкретным человеком или иным лицом.

Помимо постановления о назначении дактилоскопической экспертизы эксперту предоставляются все необходимые для этого материалы: изъятые предметы и их части со следами рук, копии следов (на пленках, в виде слепков и т.д.), фотоснимки с места происшествия, протокол осмотра места происшествия (если необходимы сведения о месте обнаружения и расположении обнаруженных следов, способе их обнаружения, фиксации и изъятия, в целях установления отдельных моментов механизма совершения преступления), дактилоскопическую карту подлежащего идентификации лица и другие материалы.

9. Судебно-баллистическая экспертиза: предмет и объекты.

В предмет судебно-баллистической экспертизы входят вопросы идентификационного, классификационного и диагностического характера.

Первая группа вопросов касается определения конкретного экземпляра оружия, из которого были стреляны пуля и (или) гильза; установления наличия или отсутствия связи между боеприпасами и материалами, обнаруженными на месте происшествия, и боеприпасами и материалами, обнаруженными у определенного лица.

Вторая группа вопросов позволяет выяснить вид оружия, его систему и модель по стреляным пулям и гильзам.

Третья группа вопросов позволяет установить является ли представленный на экспертизу предмет огнестрельным. Также эксперт выясняет техническое состояние оружия, способ его изготовления, содержание уничтоженных маркировочных обозначений на нем.

По делам о таможенных преступлениях дознавателя интересует относится ли обнаруженный предмет (предметы) к огнестрельному оружию или к его боеприпасам.

Эксперту должны быть сообщены условия, при которых было обнаружено оружие, условия его хранения и применения.

Для проведения экспертизы, в этом случае, необходимо предоставить сами объекты.

10. Судебная экспертиза холодного оружия: предмет и объекты.

Экспертиза холодного оружия может разрешить следующие вопросы:

1. Является ли данный предмет холодным оружием?

2. К какому виду, типу и образцу холодного оружия относится данный предмет?

3. Каким способом изготовлено данное холодное оружие: заводским, кустарным или самодельным?

4. Не является ли данный предмет заготовкой холодного оружия?

5. Какие материалы, инструменты, оборудование, приспособления использовались при изготовлении данного холодного оружия? Не переделано ли данное холодное оружие из другого холодного оружия или иного предмета (какого)?

6. Исправно ли данное холодное оружие, а если нет, то может ли оно быть приведено в исправное состояние?

7. Не использовались ли данные инструменты и механизмы при изготовлении данного холодного оружия?

8. Не носилось ли данное оружие в данном чехле или ножнах?

9. Не является ли фрагмент, деталь частью данного холодного оружия?

При экспертизе холодного оружия по общему правилу никаких специальных образцов для сравнения не требуется. На исследование направляется само холодное оружие (вещественное доказательство) или его фотоснимок с детальным описанием в постановлении о назначении экспертизы особенностей конструкции предмета. При этом вещественное доказательство упаковывается по правилам, исключающим возможность его разрушения при транспортировке. На упаковке делаются соответствующие пояснительные надписи, удостоверяемые подписью следователя или оперативного работника.

Дата добавления: 2014-12-23 ; просмотров: 26 | Нарушение авторских прав

«Судебно-психологическая экспертиза»

1. Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы

От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет непосредственно к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необходимо применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов, направленных на взаимное дополнение получаемых данных и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание предмета экспертизы. В связи с этим и во избежание необоснованной критики в адрес применяемых методов исследования психологам-экспертам необходимо не только указывать в актах экспертизы их диагностические возможности, но и иметь теоретическую и практическую подготовку в области системных описаний, позволяющих воссоздать целостную картину различных психических явлений. Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования, недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.

Одним из методологических принципов организации и проведения СПЭ является метод реконструкции психологических процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.

Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе является совокупность компонентов психики подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсудимого, экспертное установление и оценка которой имеет значение для объективного расследования и судебного разбирательства уголовного дела и соответствует современным возможностям психологической науки.

Основными компонентами психики человека являются психические процессы, психические состояния и психические свойства, в том числе «особенности эмоционаньно-волевой и мотивационной сфер, характерологические особенности, темперамент, способности, точная диагностика которых возможна только на основании применения специальных познаний в области психологии».

Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека. Это обстоятельства дает возможность отграничить предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической, предметом которой является психика лиц, страдающих определенным психическим заболеванием. Поэтому попытки включать в предмет судебно-психиатрической экспертизы исследований психики здорового несовершеннолетнего (обвиняемого, потерпевшего и др.) является несостоятельным, т.к. эта область деятельности психолога, а не психиатра

Объектом судебно-психологической экспертизы, т.е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является человек.

Судебно-следственной практике известны случаи проведения судебно-психологической экспертизы в отсутствии человека, например, когда подэкспертный умирает до суда. Посмертная экспертиза осуществляется только по материалам дела (протоколы допроса, письма, дневники, записки, магнитофонные и видео записи и др.) и является особенно сложной.

Читайте так же:  Налог на имущество тсж в 2019 году

Следовательно, объектом судебно-психологической экспертизы могут быть сведения, характеризующие особенности психики подэкспертного, содержащиеся в материалах уголовного дела. При судебной психолого-вокалографической, психолого-искусствоведческой и других экспертизах объектом исследования являются магнитофонные записи.

Виды судебно-психологической экспертизы классифицируются в зависимости от правового статуса подэкспертного и разрешаемых вопросов.

Процессуальное положение испытуемого позволяет выделить судебно-психологическую экспертизу потерпевших, подозреваемых, свидетелей и обвиняемых.

Вопросы, разрешаемые судебно-психологической экспертизой, дают возможность классифицировать экспертные исследования по направлению:

психических процессов (особенности восприятия памяти, мышления, воображения и др.);

психологических состояний (познавательных, волевых, эмоциональных);

психологических свойств (темпераментом, характера, способностей и др.).

Важнейшими видами или разновидностями судебно-психологической экспертизы является:

1. судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних;

2. судебно-психологическая экспертиза совершеннолетних лиц для установления особенностей их психических процессов, состояний и свойств.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых используется судебно-психологичеекая экспертиза:

определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях;

установление способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника;

определение способности верно воспринимать значение для дела обстоятельства и давать о них показания;

определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления;

установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству;

установление обстоятельств, связанных с управлением техникой;

определение возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступления.

Формы использования специальных психологических познаний

Понятие «специального познания» появилось в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания использования и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих специальными знаниями в науке, технике, искусстве и ремесле (статья 74 — 78 УПК РФ).

Психологические познания— это система сведений о закономерностях возникновения и развития психики, о психических явлениях (процессах, состояниях, свойствах), деятельности человека и его поведении.

На предварительном следствии процессуальными формами использования специальных психологических познаний являются:

а) участие специалиста психолога в производстве процессуальных действий (ст. 133 УПК РФ);

б) назначение и производство судебных экспертиз (ст. 78 УПК РФ).

Специалист-психолог— это лицо, сведущее в области психологии, приглашенное для участия в проведении следственных действий. По УПК РСФСР специалист может участвовать в допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет (ст. 133), а по усмотрению следователя от 14 до 16 лет (ст. 159, 285, 397), выемки и обыски (ст. 170), осмотре (ст. 179), осмотре трупа (ст. 180), получении образцов для сравнительного исследования (ст. 186 УПК РСФСР).

В статьях, регулирующих порядок допроса, участие специалиста не оговаривается, исключение составляет лишь обязательное привлечение педагога к допросу несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет и факультативное участие специалиста (педагога) в допросе свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ст. 159 УПК РФ). УПК РФ требует обязательного участия педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) старше 14 лет, если он признан умственно отсталым (ст. 397 УПК РФ). На наш взгляд, участвующий в уголовном судопроизводстве педагог или врач привлекается для решения психологических задач, лишь при достаточной психологической подготовке.

Специалист психолог может принять участие в осмотре, в том числе в осмотре места происшествия до возбуждения уголовного дела.

Наиболее эффективной могло бы быть участие психолога в осмотре места происшествия по делам об убийствах, изнасилованиях, посягательствах на общественное и. личное имущество граждан.

Целесообразным является участие психолога в осмотре места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), он может оказать помощь в воспроизведении психологической стороны происшествия. Участие специалиста-психолога будет ценным в допросе свидетелей, потерпевших, при очной ставке, следственном эксперименте и др. процессуальных действиях. Психолог помогает более эффективно провести допрос лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, особенно такая помощь необходима при допросах умственно отсталых субъектов.

Специалист-психолог помогает следователю установить психологический контакт с допрашиваемым (обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, и др.), оказать активное психологическое воздействие на лицо, подлежащее допросу, выявить отдельные качества и психологические особенности субъекта расследования (темперамент, характер и др.).

Психолог может участвовать в обыске, с его помощью будут определены возможные места сокрытия поиска, психологические особенности личности обыскиваемого (характер, темперамент; тип мышления и др.), его реагирование на действия следователя.

Необходимо участие психолога в предъявлении для опознания. Психолог обращает внимание на следователя, на особенности личности опознающего, определяет тип опознания, помогает ликвидировать конфликтные ситуации, установить психологические барьеры для опознания и т.п.

Специалист-психолог может участвовать во всех следственных действиях по усмотрению органа, ведущего расследование.

Важнейшей формой применения достижений психологической науки является назначение и проведение судебно-психологической экспертизы.

Действующее законодательство подробно регламентирует производство экспертизы (ст. 79 — 82; 184-194 УПК РСФСР).

Эксперт-психолог активно участвует в процессе доказывания, и его права и обязанности четко определены процессуальным законом. В соответствии со ст. 82 УПК РСФСР он вправе:

ознакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

с разрешения следователя присутствовать при производстве допроса и других процессуальных действиях и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.

Эксперт психолог обязан явиться по вызову лица производящего расследование, и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. В случае отказа или уклонения эксперта-психолога от выполнения своих обязанностей без уважительных причин или даче им заключения заведомо ложного, он несет ответственность по ст. 181, 182 УПК РСФСР.

Судебно-следственной практике известны случаи непроцессуального использования специальных психологических познаний.

Непроцессуальная форма участия сведущих лиц в расследовании преступлений не регулируется нормами УПК, а осуществляется либо согласно ведомственным инструкциям, либо по усмотрениям следователя (организационно-тактические действия). Непроцессуальная форма использования специальных познаний психолога включает в себя консультации следователя по вопросам, требующим специальных психологических познаний, составление различных справок по поручению следователя, использование результатов внесудебного психологического исследования.

Консультант-психолог — это сведущее в психологии лицо, не имеющее четко определенного процессуального статуса (как эксперт или специалист), но применяющее свои социальные знания для разъяснения следователю и суду значимых для дела фактов и обстоятельств с позиции психологической науки.

Психолог-консультант помогает правильно понять причинно-следственные связи, специфику поведения людей в конкретной обстановке, выработать комплекс действий. Психолог информирует следователя о закономерностях протекания тех или иных психических процессов, психических типичных состояний, устойчивых психических особенностях личности.

Психологическая консультация может предшествовать назначению судебной психологической экспертизы и состоять в оказании помощи следователю в формулировке вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом- психологом, в определении предмета исследования и др.

Психологические консультации могут осуществляться на всех стадиях предварительного расследования.

Консультации психолога не носят характер выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного преступления, но помогают следователю получать некоторую предварительную, важную для расследования информацию. Знакомясь с представленной в устной или письменной форме информацией, психолог анализирует, синтезирует, конкретизирует ее, т.е. проводит мысленное исследование. Он помогает интерпретировать полученные сведения о личности преступника, свидетеля, потерпевшего, оказывает профессиональную помощь в разработке версии о причастности, в выявлении мотивов преступления, установлении психологических причин, способствующих совершению преступления и другое. В связи с этим, перспективным направлением использования консультаций психолога является создание психологических консультационных кабинетов на базе кафедр психологии высших учебных заведений.

Консультационная деятельность психолога может оформляться в виде письменной справки, которая не является экспертным заключением.

Экспертиза предмета преступления

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Характеристика криминалистической дактилоскопической экспертизы

Понятие дактилоскопической экспертизы, ее предмет, задачи и объекты

Понятие «экспертиза» (эксперт от лат. expertus — знающий по опыту, опытный, испытанный, проверенный) используется в науке и практике для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Результаты экспертизы получаются опытным путем с помощью специального инструментария — экспертных методик Аверьянова Т.В., Белкин Р.С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. Учебник для вузов — М.: Норма, 2003. С. 7..

Дактилоскопическая экспертиза — разновидность трасологической экспертизы, проводимая с целью идентификации человека по следам папиллярных узоров Майлис Н. П. Указ .соч. С.75..

Дактилоскопическая экспертиза содействует разрешению судебных и досудебных споров. В следственной практике данный вид криминалистической экспертизы применяется в целях решения розыскных и идентификационных задач.

Дактилоскопическая экспертиза назначается и проводится, как правило, в рамках расследования уголовных дел. Однако, возможны и иные основания для возникновения необходимости в ней.

Но независимо от того, каким органом назначается дактилоскопическая экспертиза, ее характеризует то, что она со стопроцентной точностью определяет факт принадлежности следов пальцев и ладоней конкретному лицу.

Дактилоскопическая экспертиза, как и любой другой вид экспертиз, требует от лица, ее проводящего высокого профессионализма и специальных познаний. Далеко не каждый эксперт способен выполнить данный вид исследования.

Дать определение предмету дактилоскопической экспертизы можно, если исходить из широко известного определения предмета экспертизы, данного А.Р. Шляховым: «Предмет экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании уголовного либо гражданского дела. на основе специальных познаний в области науки и техники» Шляхов А.Р. Организация и производство криминалистической экспертизы в СССР. Теория и практика криминалистической экспертизы. Сб. 9-10. — М.: Госюриздат, 1962. С. 7.. Можно предложить следующее определение: предметом дактилоскопической экспертизы является решение вопроса о том, кем оставлены следы пальцев на объектах, изучаемых в ходе расследования уголовных и гражданских дел Титов В.И. Указ. соч. С. 9-10. .

Весь спектр задач дактилоскопической экспертизы можно разделить на две большие группы: идентификационные и диагностические.

Идентификационная задача является основной, главной задачей, решаемой дактилоскопической экспертизой.

Все диагностические задачи можно разделить на две группы: диагностику свойств человека и диагностику обстоятельств процесса образования отображений Самощенко С.С. Указ. соч. С. 413..

Основными задачами дактилоскопической экспертизой являются установление человека по следам его рук, определение пола, возраста и других особенностей этого лица, количества лиц, оставивших следы рук, выявление некоторых особенностей поведения лица на месте события (преступления), например, определение того, как человек касался определенных предметов: был ли это удар или прикосновение, каким образом держал орудие и т.п Аверьянова Т.В., Белкин Р.С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Указ. соч. С. 138. .

Дактилоскопические экспертизы в большинстве случаев назначаются по уголовным делам и позволяют ответить на следующие вопросы диагностического характера.

Читайте так же:  Земельный налог льготы пенсионерам самара

1. Имеются ли на представленном объекте следы рук? Пригодны ли они для идентификации лица?

2. Какой рукой (правой или левой) и какими пальцами (участком ладони) оставлены следы на данном предмете?

3. Каково взаиморасположение следов пальцев рук, какова их локализация на различных предметах (для анализа отдельных элементов механизма преступления или иного события)?

4. Имеет ли какие-то особенности строение кисти руки лица, оставившего следы (шрамы, заболевания кожи, отсутствие фаланг пальцев)?

5. Не было ли на руках посторонних предметов: колец, перчаток и проч.?

6. Как давно оставлены следы рук?

7. Каков пол, возраст и примерный рост лица, оставившего следы?

8. Какое число лиц находилось на месте происшествия?

Вопросы идентификационного характера.

1. Принадлежат ли следы рук одному или нескольким лицам?

2. Не оставлены ли следы рук конкретным лицом (лицами)?

В отношении объекта дактилоскопической экспертизы в литературе встречаются различные понимания.

Так Т. Ф. Моисеева делает вывод о том, что «потожировой след на конкретной поверхности, представленный на исследование, является конкретным объектом экспертного исследования» Моисеева Т. Ф. Комплексное криминалистическое исследование потожировых следов человека. — М.: ООО «Городец-издат», 2000. С. 16..

В. А. Ивашков не дает однозначного определения объекта дактилоскопической экспертизы, а включает сюда разнообразные предметы и материалы, которые несут на себе или предположительно могут нести, следы рук или их изображения Ивашков В. А. Особенности составления заключения эксперта при выполнении дактилоскопических экспертиз. Учебное пособие. — М.: ЭКЦ МВД России, 1999. С. 15..

Е. Р. Россинская дает следующее определение объекта дактилоскопической экспертизы: «Объектами дактилоскопической экспертизы являются предметы со следами рук или следы рук, выявленные с помощью дактилоскопических порошков и откопированные на специальную дактилоскопическую пленку» Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. — М.: Право и закон, 1996. С. 83.. Могут использоваться и другие криминалистические средства обнаружения и фиксации следов рук.

С. С. Самощенко полагает, что авторы приведенных выше определений объекта дактилоскопической экспертизы не правы. Дело в том, что они включают в понятие объекта носители следов и вещество следа. И то и другое, конечно, имеет отношение к процессу следообразования, но экспертами-дактилоскопистами не исследуются в целях решения идентификационных задач. И таким образом объектом дактилоскопической экспертизы являются отображения папиллярных узоров человека Самощенко С.С. Указ. соч. С. 411-412..

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются отпечатки рук — дактилоскопические карты проверяемых лиц, в том числе граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления, подвергнутых административному аресту, совершивших административное правонарушение. Помимо отпечатков рук подозреваемых (обвиняемых), на экспертизу представляются отпечатки рук лиц, которые могли прикасаться к предметам в ходе своей обычной деятельности. Оптимальными для проведения сравнительного исследования являются образцы того же вида (потожировые, окрашенные определенным веществом и т.п.) и на таком же материале, что и исследуемые следы с места происшествия. Однако в большинстве случаев достаточно бывает получить эти отпечатки с помощью типографской краски черного цвета. Используется также введение папиллярных узоров рук непосредственно в компьютер с помощью сканирующего устройства, так называемого «лайв-сканера» Аверьянова Т. В., Белкин Р.С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Указ. соч. С. 139..

ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ

В результате изучения главы студент должен: знать

  • • предмет, объект, задачи судебной экспертизы;
  • • методологию судебной экспертизы;
  • • историю судебной экспертизы; уметь
  • • отличать методы судебной экспертизы от методик экспертного исследования;
  • • дать оценку эффективности методов и методик в исследовании объектов;
  • • анализировать этапы развития судебной экспертизы в России и за рубежом; владеть
  • • навыками применения основных понятий, терминов и категорий судебной экспертизы;
  • • классификацией судебной экспертизы: криминалистические, экономические, технические, психофизиологические, медицинские и др.

Понятие, предмет, задачи, объекты судебной экспертизы

Понятие «экспертиза» (от лат. expeitus — знающий по опыту, опытный, испытанный, проверенный) означает исследование и решение при помощи сведущих лиц какого-либо практического вопроса, требующего специальных знаний.

Судебная экспертиза — это отличное от других экспертиз исследование, основанное на использовании специальных знаний в процессе судопроизводства но гражданским п уголовным делам, делам по административным правонарушениям и при рассмотрении дел в КС РФ.

Предмету судебной экспертизы в специальной литературе уделялось значительное внимание (Л. Р. Шляхов, Ю. К. Орлов, Н. А. Селиванов, В. Д. Арсеньев, Ю. Г. Корухов, Т. С. Волчецкая, Т. В. Аверьянова, Е. Р. Российская, Е. И. Галяшина, П. С. Кузнецов, Д. А. Сорокотягина и др.).

Предмет судебной экспертизы составляют данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые в гражданском, административном, уголовном и конституционном судопроизводстве на основе специальных знаний в различных областях науки и техники, искусства и ремесла [1] .

Предмет судебной экспертизы уточняется применительно к родам и видам экспертного исследования (например, предметом баллистической экспертизы является огнестрельное оружие; психологической — психические процессы, состояния и свойства человека и т.д.).

Проблемой задач судебной экспертизы занимались многие ученые и практики: В. А. Снетков, Н. А. Селиванов, А. А. Эйсман, Т. В. Толстухина, А. И. Рудченко и др.

Подробно останавливаются на проблеме задач судебной экспертизы Т. В. Аверьянова, Е. И. Галяшина, А. М. Зинин, Е. Р. Российская и др.

В судебно-экспертной деятельности существует множество разъяснений сущности задач судебной экспертизы: идентификационные; классификационные, диагностические; задачи исследования состояния; атрибутные (вспомогательные) задачи и др.

Основными задачами судебной экспертизы являются:

  • • идентификационные;
  • • диагностические;
  • • промежуточные;
  • • вспомогательные.

Идентификационные задачи направлены на отождествление объекта по его отображению (например, следы).

Идентифицировать объект — значит установить его тождественность самому себе, изучая образованные им отображения. Как справедливо утверждает Е. П. Ищенко, тождество объекта самому себе свидетельствует о его неповторимости, индивидуальности, предполагающих отличие от других подобных объектов [2] . В процессе идентификации выделяют общие (групповые) и частные признаки, которые позволяют установить тождество объектов и их несовпадение.

Идентификационные задачи формируются в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, данным ли орудием нанесен удар?).

Теория п практика судебной экспертизы, экспертологии, криминалистики в идентификации различают две формы отражения:

  • а) материально фиксированную (следы рук, ног, орудий взлома и др.);
  • б) идеально запечатанную информацию в памяти людей (например, показания потерпевшего, свидетелей и др.).

Идентификационные задачи формируются либо в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, кто является исполнителем письменного объекта); либо при установлении принадлежности части объекта к единому целому; либо при установлении единого источника происхождения объекта (например, заправка некачественным бензином автомобилей на конкретной автозаправочной станции) и т.д.

Классификация идентификационных задач представлена на рис. 2.1.

Диагностические задачи — это выявление механизма события, времени, способа действия, количественных п качественных характеристик объектов и т.д. (например, каков механизм обрушения здания, какова технология

Рис. 2.1. Виды идентификационных задач

изготовления конкретного изделия и отличается ли она от технических требований и др.). Встречаются утверждения, что частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи, т.е. отнесение объекта к определенному классу, роду и виду судебно-экспертного исследования (например, к какому виду экспертизы относится обнаруженный документ, если он является вещественным доказательством (хранит на себе следы преступления) или письменным доказательством (в документе содержатся сведения о совершенном преступлении)). Справедливым является утверждение Е. Р. Российской и Е. И. Галяшиной, что классификационные задачи больше относятся к диагностическим [3] .

Диагностические экспертные задачи подразделяются на простые и сложные. Простые задачи позволяют осуществить исследование свойств и состояния объекта непосредственно (по установленным стандартам) или по его отображению (например, по установлению свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения). Сложные (составные) задачи — это исследования механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям).

Кроме того, диагностические задачи делятся на прямые и обратные: первые решаются путем движения от причины к следствию, а вторые — от следствия к причине.

Вспомогательные и промежуточные задачи по целям и структуре экспертного исследования совпадают с идентификационными и диагностическими. В специальной литературе предлагаются ситуационные, или ситуалогические, задачи, которые решают проблемы установления состояния обстановки, положения участников и другие элементы противоправного события. Представляется, что указанные экспертные задачи практически преследуют те же цели, что и диагностические и идентификационные.

Встречается деление экспертных задач на конечные, промежуточные и вспомогательные. Как справедливо указывает Т. В. Аверьянова, такая классификация необходима, так как «соответствует этапности процесса исследования и систематизирует содержание процесса достижения цели» [4] .

Объекты судебной экспертизы — это фактические данные о событии и наступивших последствиях, полученные путем использования специальных знаний.

В общем виде объекты систематизируются по гносеологической сущности, информационной значимости и процессуальной природе. Общепринято, что объекты судебной экспертизы исходя из процессуального значения подразделяются на вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования и материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы.

В процессе решения перечисленных выше задач эксперты выделяют конечные, основные, промежуточные и вспомогательные объекты. Конечные, или основные, объекты позволяют эксперту ответить на поставленные следователем или судом вопросы. Промежуточные или вспомогательные объекты помогают экспертам получить дополнительную информацию для исследования основного объекта.

Кроме того, объекты судебных экспертиз подразделяются на объекты отражения (на предмете отразилась информация с другого объекта) и объекты-предметы (например, материальные предметы со следами события).

Объекты экспертной деятельности обладают свойствами и признаками.

Свойство — это общее понятие, которое позволяет субъекту познания обнаружить те или иные стороны предмета в процессе взаимоотношения с другими вещами и явлениями.

Признак — объективное выражение или проявление свойства. Следовательно, понятие «свойство» значительно шире, объемнее, нежели понятие «признак». В судебно-экспертной практике эксперты прежде всего имеют дело с признаками, но постоянно обращаются к свойствам.

Признаки должны отвечать следующим условиям: оригинальность, воспроизводимость, выраженность, простота обнаружения, относительная устойчивость.

В специальной литературе разработана классификация свойств и признаков объектов судебной экспертизы. Конечно, создать единую, универсальную классификацию систем свойств и признаков отдельных классов, родов и видов судебных экспертных исследований невозможно. Поэтому все классификации свойств и признаков объектов судебной экспертизы осуществляются по отдельным видам (родам).

Эффективность производства судебной экспертизы зависит от полноты и качества образцов для сравнительного исследования, отражающих свойства и признаки объекта. Поэтому условия получения образцов для сравнительного исследования должны соответствовать особенностям возникновения объекта.

Образцы для сравнительного исследования подразделяются на свободные (образованные до начала производства по делу), экспериментальные (собранные в заданных условиях и в связи с подготовкой материалов для судебной экспертизы) и условно-свободные (возникшие после возбуждения дела).

Читайте так же:  Приказ 1047 федеральный перечень учебников

В судебно-экспертной практике встречается понятие «проба» («проба спирта», «проба пищевых продуктов», «проба наркотических веществ» и др.). В Законе о судебно-экспертной деятельности, в российских процессуальных кодексах отсутствует понятие «проба». Представляется, что указанный пробел в законодательстве необходимо устранить.

В юридической науке и правоприменительной практике встречается понятие «экснертолотия».

Слово «экспертология» состоит из двух понятий латинского происхождения: expertus (опытный, сведущий) и logos (теория, учение, наука). Экспертология — это теория (учение, наука) о сведущих, опытных лицах, специальные познания которых используются для исследования объектов, т.е. экспертология — это теория (учение, наука) об экспертизе.

Экспертиза — это исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо практического вопроса, требующего специальных знаний.

Применительно к юриспруденции экспертология — это теория и практика судебной экспертизы. Экспертология называется судебной, поскольку занимается проблемами использования специальных познаний в судопроизводстве.

Предметом судебной экспертологии являются закономерности создания и функционирования правовых, методологических и организационных основ судебно-экспертной деятельности.

Объектом судебной экспертологии является деятельность государственных, негосударственных юридических и физических лиц по обеспечению производства квалифицированной экспертизы, осуществляемой судебными экспертами («дача заключения»).

Содержание предмета и объекта судебной экспертологии позволяет утверждать, что судебная экспертология является самостоятельной юридической наукой.

«Условием существования такой науки является выделение в качестве ее предмета того общего, что объединяет методологически и методически все виды судебных экспертиз и не является предметом других наук, без “посягательств” на особенное, изучаемое соответствующими науками, также обслуживающими судопроизводство» [5] .

Судебная экспертология изучает то, что объединяет науки, занимающиеся судебной экспертизой и не претендующие на звание «комплексная наука». Длительное время судебная экспертология оставалась вне поля зрения ученых и практиков. В последние годы теория судебной экспертизы все больше привлекает к себе внимание [6] .

В УПК РФ регламентируется: порядок назначения судебной экспертизы (ст. 195); обязательное назначение экспертизы (ст. 196); присутствие следователя при производстве судебной экспертизы (ст. 197); права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве экспертизы (сг. 198); порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы (ст. 199); комиссионная судебная экспертиза (ст. 200); комплексная судебная экспертиза (ст. 201); получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202); помещение в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебной экспертизы (ст. 203); заключение эксперта (ст. 204); допрос эксперта (ст. 205); предъявление заключения эксперта (ст. 206); дополнительные и повторные судебные экспертизы (ст. 207).

ГПК РФ регулирует назначение экспертов судом (ст. 79); порядок проведения экспертизы (ст. 84); обязанности и права эксперта (ст. 85); заключение эксперта (ст. 86); оценка судом заключения эксперта (ст. 67).

КоЛП РФ содержит положения об экспертизе в следующих статьях: ст. 25.9 «Эксперт»; ст. 26.4 «Экспертиза»; ст. 26.11 «Оценка доказательств».

АПК РФ устанавливает порядок назначения (ст. 82) и проведения (ст. 83) экспертизы, а также порядок составления заключения эксперта (ст. 86); определяет виды экспертизы (комиссионная — ст. 84; комплексная — ст. 85; дополнительная и повторная экспертизы — ст. 87).

Рекомендации, разработанные судебной экспертологией, основаны на законе либо применяются в соответствии с его требованиями.

Судебная экспертология — это специальная наука, так как связана с естественными и техническими науками: физикой, химией, биологией, психологией, медициной, археологией, взрывоведением, криминалистической техникой и др.

Задачами судебной экспертологии являются:

  • 1) постоянное совершенствование теоретических и практических аспектов судебной экспертологии: понятия, методы, структура, история развития и др.;
  • 2) формирование ведомственных нормативно-правовых основ деятельности судебно-экспертных учреждений и приведение ведомственных норм в соответствие с федеральным законодательством;
  • 3) профессиональный анализ экспертной деятельности: организации и проведения судебных экспертиз; содействия правоохранительным органам в разрешении вопросов, требующих специальных познаний;
  • 4) разработка федерального законодательства, регулирующего судебноэкспертную деятельность, и создание «экспертного кодекса», «экспертного права»;
  • 5) дальнейшее совершенствование таких важнейших понятий, как «эксперт», «экспертиза», «экспертный», «заключение эксперта», «показания эксперта», «допрос эксперта», «судебно-экспертная деятельность» и др., раскрывающих профессиональную природу судебного эксперта, отличие его от «специалиста»;
  • 6) обобщение и анализ тактического, психологического и практического опыта назначения и производства судебных экспертиз как гарантии эффективного использования специальных знаний;
  • 7) систематизация (классификация) судебных экспертиз: криминалистических, судебно-медицинских, судебно-психиатрических, судебно-экономических, судебно-психологических и др., и прогнозирование возможности появления новых судебных экспертиз (одорологических, вокалографических, компьютерных и др.);
  • 8) разработка и совершенствование экспертной деятельности в области уголовного, гражданского, арбитражного, административного и других процессов.

По мере развития судебной экспертологии могут возникать иные задачи использования специальных знаний в форме судебной экспертизы.

Структура судебной экспертологии создавалась на основе трудов уче- ных-юристов (теоретиков и практиков) А. И. Винберга, II. Т. Малаховской, Р. С. Белкина, Т. С. Волчецкой, М. Я. Сегай, Ю. Б. Форис и др.

А. И. Винберг и Н. Т. Малаховская предложили структуру «судебной экспертологии», состоящую из двух частей:

  • — общетеоретическая часть включает такие элементы, как предмет; законы и методология формирования и развития судебной экспертизы; место в системе научного знания; сравнительное эксиертоведение и его функции; закономерности исследования объектов судебных экспертиз; учение о свойствах и признаках объектов сравнения; задачи судебной экспертологии; характеристика эксперта как субъекта познания и его деятельности;
  • — вторая часть посвящена видам и сущности предметных судебных экспертиз [7] .

Соглашаясь со структурой «судебной экспертологии», предложенной А. И. Винбергом и II. Т. Малаховской, считаем, что авторы слишком много внимания уделяют сравнительному исследованию и закономерностям исследования объектов экспертизы, которые больше относятся к деятельности эксперта по конкретным видам экспертизы (например, криминалистическая экспертиза следов выстрела; судебно-медицинская экспертиза трупа и др.). Судебная экспертология предназначена для разработки и развития общего учения о судебной экспертизе.

Т. С. Волчецкая подразделяет судебную экспертологию на общую и особенную: в общей части рассматриваются правовые вопросы (понятие судебной экспертизы; формы использования специальных знаний; классификация судебных экспертиз; система судебных экспертных учреждений России; основания назначения и производства судебных экспертиз па следствии, в суде; правовое положение эксперта и др.); особенная часть посвящена традиционным криминалистическим экспертизам (дактилоскопической, судебно-почерковедческой, судебно-технической экспертизе документов и др.) и психологической экспертизе [8] . При этом автор основное внимание уделил традиционным криминалистическим экспертизам.

В связи с этим осталась без внимания многочисленная группа других судебных экспертиз.

Представляется, что судебная экспертология должна состоять из двух частей: общей (теория судебной экспертологии) и особенной (практика судебной экспертизы).

Общая часть включает в себя следующие вопросы: предмет, объект, задачи, структуру, методы, историю судебной экспертологии, понятие, сущность и формы использования специальных знаний, процессуальный статус судебного эксперта, его компетенция, назначение и производство судебной экспертизы, заключение эксперта и его оценка, правовые, тактические и психологические основы взаимоотношений эксперта п юриста.

Особенная часть (практика судебной экспертологии) содержит классификацию судебных экспертиз и исследует практику судебной экспертологии, т.е. применение судебной экспертизы в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессе.

Структура судебной экспертологии меняется по мере ее дальнейшего развития и совершенствования.

Таким образом, судебная экспертология (теория и практика судебных экспертиз) — это самостоятельная юридическая наука, изучающая закономерности функционирования правовых, методологических и организационных основ судебно-экспертной деятельности, а также практику использования специальных знаний в границах процессуальной формы («судебной экспертизы») с целью установления, исследования и оценки объектов («заключение экспертов») в судопроизводстве.

Судебная экспертология — наука будущего. Она позволит создать экспертное право и экспертный кодекс, а также в рамках экспертологии возможна разработка единых подходов к получению доказательственной информации с использованием специальных знаний.

Таким образом, судебная экспертология должна заниматься методологическими, правовыми, организационными, тактическими, нравственными и психологическими основами судебно-экспертной деятельности.

  • [1] Российская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы : учебник /иод ред. Е. Р. Российской. М.: Норма ; ИПФРА-М, 2011. С. 84.
  • [2] Криминалистика : учебник / О. В. Волохова, II. II. Егоров, М. В. Жижина [и др.] ;под ред. Е. П. Ищенко. М.: Проспект, 2011. С. 38.
  • [3] Российская Е. Р., Галяшина Е. И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М. :Проспект, 2011. С. 21.
  • [4] Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза : курс общей теории. М.: Норма, 2006. С. 173.
  • [5] Белкин Р. С. Курс советской криминалистики: в 2 т. Т. 2 Частные криминалистическиетеории. М., 1978. С. 255.
  • [6] Сорокотягин И. Н., СорокотягинаД. Л. Судебная экспертология. Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2008 ; Российская Е. Р. О предмете и системе теории судебнойэкспертизы — судебной экспертологии в современных условиях // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы Международной научно-практическойконференции. М.: Проспект, 2013. С. 3—10.
  • [7] Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология — новая отрасль науки //Социалистическая законность. 1973. № 11. С. 51.
  • [8] Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и нотариальной практике (судебная экспертология): методические рекомендации, программа по изучению курса для студентов юридического факультета / сост. Т. С. Волчецкая. Калининград,1998. 15 с.

Похожие записи:

  • Требования к температуре батарей в жил помещениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (с изменениями и дополнениями) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64"Об […]
  • Приказ минздравсоцразвития россии 90 Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 C 1 января 2012 года приказы №№83, 90, 338 утратили силу. Проведение профосмотров и медосмотров регулируется Приказом Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 года Об утверждении […]
  • Приказ министерства здравоохранения 302 н от 12042011 г Приказ 302 н от 12042011 по медосмотрам Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся […]
  • Приказ 607 мвд Приказ МВД России от 19.06.2012 N 608 (ред. от 14.08.2018) О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 июня 2012 г. N 608 О НЕКОТОРЫХ […]
  • Стаж 36 лет Доплата к пенсии за стаж 35 лет в 2018 году Согласно нововведениям, которые начали действовать уже с этого года, расчет пенсии теперь осуществляется по новым формулам. По закону, граждане, трудовой стаж которых составляет 35 лет, имеют право на […]
  • Работающий инвалид 2 группы трудовой кодекс Льготы работающим инвалидам в 2019 году Помимо того, что как и любой другой гражданин, работающий инвалид, независимо от группы инвалидности, не может быть уволен без причины, сокращен с должности или не принят на работу. Рассмотрим существующие […]