Как исполнитель может расторгнуть государственный контракт

Содержание:

Заключение государственного контракта — 10 фатальных ошибок.

ЖМИ СЮДА! ВСЕГО 40 ВОПРОСОВ! ПРОЙДИ ТЕСТ И ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ ФЗ-44!

Логин: User1, пароль: YSUraZSA

User2, пароль: qDp8UExj

Наверняка, Вы хоть раз в жизни проходил тест. Не суть, какой был этот тест, не суть, какое количество времени Вы на него потратили, важно то, что он Вам дал. В основном, мы проходим тесты для того, чтоб узнать уровень своих знаний, либо выяснить наличие навыков, в любом случае все это направлено на выяснение собственных компетенций. Иногда человек считает, что он недооценен в компании или в обществе, тогда тесты помогают все поставить на свои места. Многим не нравится проходить тест, потому что, нужно сидеть, читать, потом ещё и считать баллы. Но теперь, в эпоху компьютеров, все стало намного проще. Потратив немного времени, сколько всего интересного можно узнать о себе и о своих компетенциях. Когда человек отвечает на вопросы тестов, он понимает как это важно, когда есть такая возможность узнать свой уровень знаний. Предлагаем бесплатный тест, который даёт возможность ответить на вопросы, которые, наверняка Вас интересуют. Насколько хорошо Вы знаете закон 44-ФЗ? Компетентный ли Вы тендерный специалист? Стоит ли Вам немного подучиться? На все эти вопросы Вы получите ответы, пройдя данный тест. Проходите тест, узнавайте новое,

ВСЕ АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО!

Уважаемы друзья и коллеги, добрый день. Совсем недавно, в цикле статей, была статья, посвященная государственному контракту в целом. Были освещены особенности заключения, обязательные существенные условия, затронули этап исполнения контракта и многое другое. Практически сразу посыпались вопросы и комментарии, в отношении данной статьи и часть вопросов объединяла одна общая тема, а именно какие проблемы возникают при заключении и исполнении контракта. Можно ли как то их объединить в некий свод-подсказку для дальнейшего использования. Правда, сразу хочу оговориться, наверное, целой книжки будет мало для освещения всех возможных проблем и ошибок, которые подстерегают неопытного участника размещения заказа. Поэтому, освещены самые типичные и самые распространенные из них, в то же время, я хотел бы объединить данные оплошности в одну группу и назвать её «Фатальные ошибки». Вот, собственно, мы и подошли к нашей сегодняшней статье «Заключение государственного контракта — 10 фатальных ошибок.»

Согласно с действующим законодательством Российской Федерации, государственный контракт может быть заключен на основании госзаказа при условии, что исполнитель контракта является победителем тендерных торгов (или единственным поставщиком) и не уклоняется от его подписания.
Обобщая выводы экспертов, имеющих многолетний опыт работы в сфере государственных закупок, мы можем выделить 10 основных ошибок, которые могут иметь место при заключении госконтракта и существенным образом влияют на признание процедуры госзакупок корректной. В данной статье мы предлагаем вам краткий обзор таких оплошностей, которые вполне могут обернуться фатальными, как для заказчика, так и для поставщика.
1. Несоблюдение сроков
Выражение Б.Франклина «Время – деньги» как нельзя лучше характеризует острую необходимость соблюдения сроков при работе с госзакупками. Отметим, что контракт по 44-ФЗ должен быть заключен в четкие сроки, определенные этим федеральным законом (не ранее, чем через 10 дней, но не позднее 20-дневного срока с момента размещения на сайте протокола рассмотрения и оценки заявок от участников). Кроме того, победитель конкурса обязан подписать контакт не позднее срока в 15 дней после получения им проекта госконтракта. Законодательство определяет, что любое нарушение сроков заключения контракта ведет к судебным разбирательствам или признанию торгов несостоявшимися. Правда, стоит оговориться, что регламент подписания государственного контракта для разных торговых процедур, существенно отличается.
2. Нарушение процедуры подписания.
Кроме срывов сроков заключения контракта, существует и ряд других нюансов, связанных, как правило, с уклонением одной из сторон от его подписания. В этом случае другая сторона имеет право начать судебное дело с целью принудительного заключения контракта.
Юристы также советуют проверять степень полномочий лиц, подписывающих контракт, и факт действительности их пребывания в той или иной должности на момент подписания контракта.
3. Нарушение сроков подачи протокола разногласий.

Достаточно «свежая» фатальная ошибка. Пришла к нам вместе с положениями Федеральной контрактной системы. Допускается, только в формате открытого аукциона в электронной форме. Проблема для участника размещения заказа начинается с момента подачи протокола разногласий к контракту позже установленного срока, а именно по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона. Чаще всего победитель на радостях забывает о регламентированных сроках подачи протокола разногласий и окрыленный победой, в попытке «утрясти» с государственным заказчиком все детали, попадает в этот «смертельный» для себя капкан.

4. Сдерживание конкуренции.
К сожалению, известны случаи, когда учреждение-заказчик предпринимает попытки ограничить конкуренцию среди участников торгов, что также делает процедуру заключения государственных контрактов не вполне правомерной. Хитрости, к которым может прибегнуть заказчик, могут быть самыми распространенными, например, описание предмета закупки делается слишком специфическим и не предусматривает наличие эквивалента, что ведет к лимитированию числа участников. Подобные упущения тендерных специалистов по незнанию или невнимательности, к сожалению, могут привести к ужасающим последствиям. Например, победитель, неожиданно для себя, выяснит, что именно этот товар недоступен к заказу или защищен производителем, возможна ситуация что весь товар с аккамулирован в одних руках, под которые собственно и писался конкурс, на самом деле ситуаций множество, всех не перечесть. Нововведенный закон 44-ФЗ нацелен на устранение таких действий, поэтому законодательство предусматривает уголовную ответственность за ограничение или устранение конкуренции.

5. Предоставление неполной информации.
Другой фактор, который может подвергнуть заключение контракта серьезному риску, – это сокрытие в силу тех или иных причин требующейся информации. Типичным примером таких действий является отсутствие размещенной информации о госконтракте и связанной с его заключением сведения. Например, отсутствует информация о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Может отсутствовать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями час, хотя эта возможность предусмотрена законом. Бывают случаи отсутствия включения обязательного условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Нередки ситуации когда не прописано место поставки товара и победитель с удивление узнает , что товар придется доставлять в другой регион или страну.

6. Неправильная процедура расторжения контрактов.
Согласно ст. 95 закона 44-фз расторжение контракта возможно как по согласованию сторон, так и в одностороннем порядке. Однако, если такая процедура не была прописана в проекте госконтракта, то его расторжение будет проблематичным. Распространенным также является несоблюдение сроков (10 дней) доставки уведомления о расторжении договора, что усложняется также обязательным подтверждением его получения второй стороной.
И еще один «подводный камень»: хотя исполнитель может устранить проблемы, которые привели к расторжению контракта, в предоставленный 10-дневный срок, заказчик, в свою очередь, уполномочен неоднократно направлять уведомления о разрыве договоренностей.
7. Ошибки в цене контракта.
Среди ошибок, которые связаны со стоимостью госконтракта, следует выделить наиболее типичные и существенные:
• В сметах может быть изменен объем и тип товаров или услуг посредством осуществления дополнительных договоров.
• В проекте госконтракта и его окончательном варианте после заключения не совпадает цена контракта.
• Отсутствие обоснования стоимости контракта в извещении об осуществлении процедуры запроса котировочных цен и заявок.
Подобные нарушения, исходя из опыта практиков, возникают чаще всего в силу человеческого фактора и упущений в математических расчетах.
8. Недоработки в документации.
Распространенные ошибки тендерной документации могут включать в себя как ошибки орфографического характера, так и содержательного: например, несоответствие понятий в разных частях контракта, или неверная информация о предмете закупки, любых других параметрах сделки.
Стороны, заключающие госконтракт, должны помнить, что он обязательно имеет письменную форму (исключением являются электронные аукционы). Сюда же хочу прикрепить еще одну, часто встречающуюся оплошность, замена товара не на оборудование с улучшенными характеристиками, а на совсем другой предмет контракта. Победитель мотивирует своё поведение отсутствием товара и предлагает, например, вместо компьютера моноблок, выдавая его за компьютер с улучшенными характеристиками. Это ошибка. Такой заключенный контракт будет вернее всего оспорен.
9. Оплошности в ходе обеспечения госконтрактов.
Первостепенной важностью обладает обеспечение государственного контракта. Сроки, суммы, критерии, требования определены в нем как условия государственного контракта и должны непременно указываться в его проекте. Ст. 96 закона 44-ФЗ запрещает заключение договора без его предварительного обеспечения определенной денежной суммой.
Самыми распространенными оплошностями являются такие ситуации:

  • несоблюдение сроков обеспечения контракта, определенных ст. 54 44-ФЗ;
  • проблемы с предоплатой необходимой суммы по договору;
  • ошибка в цифрах, не учтены копейки — «человеческий фактор»;
  • в платежном поручении на обеспечение нет информации о контракте который обеспечивается.

Правда, хочу отметить, что выбор способа обеспечения контракта всегда остается за победителем конкурсных торгов, поэтому заказчик не имеет право определять его вместо него, что в тендерной практике часто имеет место.

10. Проблемы с банковскими гарантиями.
Нередко возникают проблемы и с банковскими гарантиями, наличие которых требует исполнение контракта. К типичным ошибкам можно отнести следующие:
• недоработки в документации, по которой банковская гарантия может быть получена;
• фальшивые гарантии от банков, которые не были своевременно и качественно проверены через реестр банковских гарантий;
• банковская гарантия была предоставлена банком, информация о котором отсутствует на официальном сайте Банка России (т.е. такой банк-гарант не имеет лицензии);
• период действия гарантии не соответствует 44-ФЗ;
• размер обеспечения контракта не соответствует капиталу банковской организации.
Как видим, проблемы «подстерегают» обе стороны, заключающие госконтракт. Четкое определение законом РФ 44-ФЗ и рядом других законодательных документов процедуры заключения контракта требует необычайной внимательности, слаженности в работе компаний, участвующих в госзакупках. Только так можно обезопасить себя от ошибок, допускаемых при данных операциях и обеспечить успех организации в проведении тендерных конкурсов или участии в них.

Спасибо за внимание. Не допускайте ошибок. Удачи в ГОСТОРГАХ.

Можно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон или заключить дополнительное соглашение?

Помогите пожалуйста разобраться с вопросом. между УМВД и УФСИН по результатам проведенного аукциона заключен контракт на оказание услуг по обеспечению ежедневным трёхразовым горячим питанием лиц содержащихся в изоляторе временного содержания на сумму 4 657 623, 75.

При проверке данного контракта Прокуратура области выявила нарушение: По условиям п. 6.5. Контракта «За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств предусмотренных контрактом, устанавливается штраф в размере 10% от цены настоящего Контракта». Согласно Постановления Правительства 1063 от 25.11.2013 года, за ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств по контракту размер штрафа устанавливается в виде 5 % цены контракта, в случае если цена контракта составляет от 3млн. руб.

Читайте так же:  Купить трудовой стаж в перми

По данному факту Прокуратура области подала иск в суд о признании п. 6.5. Контракта недействительным.

Изначально мы хотели заключить дополнительное соглашение и изменить п. 6.5. однако прокуратура ссылается на ч.18 ст. 34 и ч.1. ст. 95 ФЗ-44. Условий об изменении контракта, нашим контрактом и документацией не предусмотрено. Что делать в таком случае? Может быть нам расторгнуть контракт по соглашению сторон, а потом заключить новый? или всё таки можно сделать доп. соглашение и на каком основании?

Может ли заказчик расторгнуть контракт?

Участвуем в закупке по изготовлению фильмов и видеороликов.

В тех.задании заказчик указал следующее. Специалисты, выполняющие ключевые роли в реализации закупки, а именно: режиссёр, оператор постановщик, монтажёр обязаны быть выпускниками профильных факультетов ВУЗов РФ и состоять в штате у Исполнителя. Наличие у Исполнителя подтверждающих квалификацию специалистов документов (копии дипломов) и факт трудоустройства (копия трудового договора, копия трудовой книжки с соответствующими отметками) обязательно.

Наша компания работает с такими специалистами по договорам подряда и гражданско-правовым договорам.

Имеет ли право заказчик расторгнуть контракт или вовсе отклонить нашу заявку по второй части на основании того, что именно в штате нашей компании отсутствуют данные специалисты.

Уточнение клиента

Закупка производится посредством электронного аукциона

13 Октября 2015, 08:28

Ответы юристов (10)

Имеет ли право заказчик расторгнуть контракт или вовсе отклонить нашу заявку по второй части на основании того, что именно в штате нашей компании отсутствуют данные специалисты.

Да, Заказчик имеет право отклонить Вашу заявку по следующим правовым основаниям:

Статья 53. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе 3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. 3.1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Шелковая Наталья Николаевна

Есть вопрос к юристу?

Добрый день Антон!
можно № закупки или хотя бы её название?

на мой взгляд в данном случае будет нарушение выражающееся в ограничении конкуренции.

Согласно Статье 31 пункту 2 44-ФЗ:

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

и такой документ есть :

Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99
«Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»
(вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов»)

Но в нем не значатся похожие работы. По этому я считаю, что будет нарушение пункта 6 статьи 31 44-ФЗ:

6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Если есть возможность- обратитесь к заказчику за разъяснениями на основании данного ответа. Что он ответит? Если нет-подавайте заявку и в случае, если откажет- обращайтесь в ФАС!

Уточнение клиента

13 Октября 2015, 08:25

Сами по себе указанные требования не являются незаконными, то есть их установление не противоречит закону. Заказчик вправе устанавливать требования, в том числе требования в части наличия в штате соответстующих специалистов.

Соответственно если Вы не соответствуете требованиям, то Вашу заявку могут отклонить.

Статья 53 44-ФЗ Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе
1. Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.

2. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Что за бред? С чего Вы взяли, что это конкурс? И ограничения должны быть установлены законно!

Каким образом заказчик может расторгнуть государственный контракт? Как правильно расторгнуть государственный контракт, чтобы не было претензий?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расторжение государственного контракта заказчиком возможно по соглашению сторон без дополнительных оснований, а также по решению суда и в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, если такое право предусмотрено самим контрактом, — при нарушении контрагентом его обязательств по контракту.

Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается:

— по соглашению сторон;

— по решению суда;

— в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Положения Закона N 44-ФЗ не содержат норм, регулирующих расторжение контракта по соглашению сторон и по решению суда. Поэтому в таких случаях следует обращаться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе, основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ) и которые применяются к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, если иное не установлено нормами этого Закона (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

По соглашению сторон контракт может быть расторгнут в любое время без дополнительных обоснований. Например, в ряде писем Минэкономразвития России указывается, что в случае, если контракт не может быть исполнен в срок, его стороны вправе расторгнуть такой контракт по соглашению сторон (письма от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 11.12.2014 N Д28и-2815).

В силу п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Иного Законом N 44-ФЗ не предусмотрено, соответственно, расторжение контракта по соглашению сторон оформляется в простой письменной форме (путем подписания соглашения о расторжении).

В соответствии с п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора по соглашению сторон договорные обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

Следует учитывать, что после окончания исполнения сторонами возникших из контракта обязательств контракт прекращает свое действие (п. 3 ст. 425 ГК РФ) и расторгнуть его уже нельзя.

По решению суда по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Нормы, позволяющие расторгнуть договор в суде по требованию одной из сторон в конкретных ситуациях, содержатся и в главах Гражданского кодекса РФ, регулирующих отдельные виды обязательств (смотрите, например, ст.ст. 619, 620 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств. Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.

Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта предусмотрена в ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но только в том случае, если право на односторонний отказ от исполнения контракта у заказчика возникает только в том случае, если такая возможность предусмотрена самим контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Причем условие контракта о праве заказчика на односторонний отказ от его исполнения должно быть сформулировано таким образом, чтобы избежать в дальнейшем возможности его неоднозначного толкования. Иначе в случае судебного спора суд, руководствуясь ст. 431 ГК РФ, может прийти к выводу, что контракт не содержит права на односторонний отказ заказчика от контракта (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 19.11.2014 N Ф06-16631/13).

В силу ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ отказ заказчика от исполнения контракта возможен, если основания для этого предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ о соответствующем виде обязательств. Поэтому нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в ходе исполнения контракта норм исключительно Закона N 44-ФЗ, например непредоставление им нового обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, не дает заказчику права на односторонний отказ от исполнения контракта (смотрите также ответ на вопросы 3 и 4 письма Минэкономразвития России от 26.01.2015 N Д28и-128). При этом односторонний отказ от исполнения контракта возможен только вследствие нарушения контрагентом своих обязательств по контракту.

Следует заметить, что нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность одностороннего отказа как на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (смотрите, например, п. 1 ст. 463, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480, п. 2 ст. 715 ГК РФ), так и без какого-либо обоснования (смотрите, например, ст.ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ). Однако из ч.ч. 10, 11, 14 ст. 95 и ст. 104 Закона N 44-ФЗ следует однозначный вывод о том, что в ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ речь идет об одностороннем отказе именно вследствие нарушения контрагентом своих обязательств по контракту.

Также заметим, что из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ следует, что основания для одностороннего отказа от исполнения договора могут быть установлены не только законом, но и самим договором. В связи с этим обращаем внимание, что представители Минэкономразвития России и ФАС России в совместном письме от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 рекомендуют включать в проект контракта перечень случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Приведенные в письме примеры случаев одностороннего отказа относятся к нарушениям контрагентом своих обязательств по контракту.

Читайте так же:  Договор для услуг сауны

Законом N 44-ФЗ предусмотрен особый порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. При этом контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ также предусматривает обязанность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в определенных случаях (ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта в связи с отказом заказчика от его исполнения не препятствует заказчику вновь осуществить закупку товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых являлась предметом расторгнутого контракта (ч. 17 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Как указано в ч. 23 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу ч. 26 ст. 95 Закона 44-ФЗ информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта. Кроме того, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 11 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта (в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ)).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Конференция ЮрКлуба

Отказ Исполнителя от исполнения государств.

Anna_24 16 Сен 2011

Dead 16 Сен 2011

Нужно ли Исполнителю отправлять в адрес Заказчика отказ от исполнения договора

или сразу в суд заявлять?

Мне вот кажется, что может заявить иск о признании договора расторгнутым?

Anna_24 16 Сен 2011

Мне вот кажется, что может заявить иск о признании договора расторгнутым?

Это же государственный контракт, который может быть расторгнут только по решению суда!

veny 16 Сен 2011

Традиционно считается что есть три РАЗНЫХ способа расторжения договора
1. По соглашению сторон
2. По решению суда
3. Путем отказа от исполнения

Таким образом ответ на данный вопрос

Как Исполнителю отказаться от исполнения в такой ситуации

Anna_24 16 Сен 2011

так а как в данном случае заявить встречный иск чтобы взыскать убытки по 716 и 719 ГК?

veny 16 Сен 2011

так а как в данном случае заявить встречный иск чтобы взыскать убытки по 716 и 719 ГК?

призначть иск в части требований о расторжении и заявить об убытках.

Anna_24 16 Сен 2011

призначть иск в части требований о расторжении и заявить об убытках.

Так Исполнитель может заявить об убытках при отказе от исполнения. Отказа пока не было, была только приостановка. На основании чего тогда взыскивать убытки? И как реально Исполнителю отказаться от исполнения именно Гос. контракта?

Если признать иск в части требований о расторжении = признание нарушения существенных условий договора Исполнителем. Этого делать нельзя! Заказчик пытается расторгнуться на основании п. 2 ст. 450ГК (сущ. нарушение условий)!

И еще, играет ли здесь роль то, что заказчик со своей стороны уже направил письмо исполнителю с предложением расторгнуть договор по соглашению сторон? ТОесть, по сути, некоторые суды трактуют это как свершенный отказ от исполнения по ст. 717 ГК.

veny 16 Сен 2011

Так Исполнитель может заявить об убытках при отказе от исполнения

а без отказа не может? где бы об этом почитать?

Если признать иск в части требований о расторжении = признание нарушения существенных условий договора Исполнителем

ну значит заявите свое требовния о расторжении по другим основаниям, если это вам действтельно нужно

ТОесть, по сути, некоторые суды трактуют это как свершенный отказ от исполнения по ст. 717 ГК.

у вас в голове каша .

И как реально Исполнителю отказаться от исполнения именно Гос. контракта?

никак, от исполнения госконтракт отказаться НЕЛЬЗЯ, нет тут такого способа расторжения.
Сообщение отредактировал veny: 16 Сентябрь 2011 — 22:07

Anna_24 16 Сен 2011

никак, от исполнения госконтракт отказаться НЕЛЬЗЯ, нет тут такого способа расторжения.

Тогда как воплотить исполнителю последствия приостановки работ по 716 и 719 ГК?

каким образом тогда и на каком основании по вашему исполнитель может заявить в суд о расторжении договора?

veny 16 Сен 2011

Тогда как воплотить исполнителю последствия приостановки работ по 716 и 719 ГК?

сударыня, с учетом всего вашего предыдущего текста, чтобы ответить более менее верно, нужно знать что же вы конкретно под последствиями подразумеваете

Anna_24 16 Сен 2011

а без отказа не может? где бы об этом почитать?

Так убытки как раз и связаны причинно следственно с приостановкой и расторжением договора

как убытки планируется заявлять расходы, потраченные на субподрядчиков + упущенная выгода в размере суммы контракта, которую бы исполнитель получил, если бы заказчик выполнял свои встречные обязательства.

veny 16 Сен 2011

каким образом тогда и на каком основании по вашему исполнитель может заявить в суд о расторжении договора?

ептыть. в ГК не указаны основания для расторжения договора, да?

че в договоре про право заказчика на приостановку работ есть?
и как он их физически «приостановил»?

Anna_24 16 Сен 2011

сударыня, с учетом всего вашего предыдущего текста, чтобы ответить более менее верно, нужно знать что же вы конкретно под последствиями подразумеваете

Исполнитель приостановил работы по 716 и 719 ГК. Как следствие по тем же 716 и 719 ГК исполнитель вправе отказаться от исполнения и потребовать возмещения убытков.

veny 16 Сен 2011

Исполнитель приостановил работы по 716 и 719 ГК. Как следствие по тем же 716 и 719 ГК исполнитель вправе отказаться от исполнения и потребовать возмещения убытков.

через суд расторгается договор, в виду существенных нарушений, изложенных в описанных вами статьях, и выставляются убытки

Anna_24 16 Сен 2011

ептыть. в ГК не указаны основания для расторжения договора, да?

указаны основания для отказа от исполнения применительно к моему случаю.

че в договоре про право заказчика на приостановку работ есть?

вы имели ввиду вероятно право исполнителя на приостановку работ, оно априори есть по 716 и 719 ГК!

и как он их физически «приостановил»?

исполнитель их физически приостановил — направил заказчику уведомление и приостановил

veny 16 Сен 2011

указаны основания для отказа от исполнения применительно к моему случаю.

и это есть существенные нарушения договора, надо полагать

исполнитель их физически приостановил — направил заказчику уведомление и приостановил

по какой причине то? что такого совершил заказчик?

Anna_24 16 Сен 2011

через суд расторгается договор, в виду существенных нарушений, изложенных в описанных вами статьях, и выставляются убытки

в 716 и 719 ГК не говорится о существенных нарушениях!

veny 16 Сен 2011

в 716 и 719 ГК не говорится о существенных нарушениях!

ну значит ниче у вас никагда не получится

там веть и про госконтракт тоже ниче не говориться

Anna_24 16 Сен 2011

по какой причине то? что такого совершил заказчик?

не предоставил информацию для работ, не принял мер в связи с предупреждением исполнителя по 716 ГК

и это есть существенные нарушения договора, надо полагать

ну если их таковыми суд признает.
в таком случае, если исполнитель потребует расторжения договора и взыскания убытков встречным иском, необходимо ли ему предварительно выполнить требование ст. 452 ГК (Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.)?

veny 16 Сен 2011

еобходимо ли ему предварительно выполнить требование ст. 452 ГК

Anna_24 16 Сен 2011

ну значит ниче у вас никагда не получится

там веть и про госконтракт тоже ниче не говориться

а можно без сарказма просто и ясно ответить и высказать свою позицию?

veny 16 Сен 2011

а можно без сарказма просто и ясно ответить и высказать свою позицию?

нельзя, без сарказма за высказывание пазиции придется деньги платить

Anna_24 16 Сен 2011

без сарказма за высказывание пазиции придется деньги платить

просто весь вопрос в применении ст 716 и ст 719 к отношениям по Гос. контракту вот и все.
Мне просто не очень понятно как исполнителю возможно воспользоваться 716 и 719 для взыскания убытков по гос. контракту! Есть кстати практика, когда суды признают отказ от исполнения по гос. контракту и признают контракт расторгнутым.
А Ваши понты здесь вовсе неуместны!

Dead 17 Сен 2011

И как реально Исполнителю отказаться от исполнения именно Гос. контракта?

никак, от исполнения госконтракт отказаться НЕЛЬЗЯ, нет тут такого способа расторжения.

Действительно, ни о каком отказе речь быть не может. ФЗ-94 допускает расторжение исключительно только по соглашению или по суду.

Есть кстати практика, когда суды признают отказ от исполнения по гос. контракту и признают контракт расторгнутым.

Кстати, чего же Вы тогда восклицаете мне, что

Мне вот кажется, что может заявить иск о признании договора расторгнутым?

Это же государственный контракт, который может быть расторгнут только по решению суда!

Мне вот кажется, что может заявить иск о признании договора расторгнутым?

Это же государственный контракт, который может быть расторгнут только по решению суда!

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ и ГК РФ

Одностороннее расторжение контракта – почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст.95 № 44-ФЗ):

  1. обязательное уведомление второй стороны,
  2. отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Онлайн-курс «Контрактная система. Участие в государственных и муниципальных закупках по 44-ФЗ». Практические рекомендации, как подготовиться к участию. Все этапы закупки — по шагам: от подачи заявки до заключения и исполнения госконтракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Читайте так же:  Возврат денег магазина банку

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия:

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

№ 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт — аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора. То есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Основной курс для специалистов заказчика. « Управление государственными и муниципальными закупками». Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов.

Похожие записи:

  • Требования к температуре батарей в жил помещениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (с изменениями и дополнениями) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64"Об […]
  • Как расторгнуть частично исполненный контракт по 44-фз Как правильно закрыть контракты в конце года, которые заключены согласно п. 1, п. 8, п. 29 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и […]
  • Подполковник запаса льготы Право на вторую пенсию со снижением пенсионного возраста Я подполковник запаса. Военный стаж - календарный-30 лет , льготный - 44 года(3 года - боевые действия + служба в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера). В 2002 году приказом […]
  • Коллегия адвокатов чеченской республики низам информация актуальна на 11.02.2019 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Арбитраж Проверки Связи Филиалы Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухотчетность Финансовый […]
  • Экологическая экспертиза в европе Экологическая экспертиза Стоимость проведения экологической экспертизы в Центре независимых судебных экспертиз “ТЕХЭКО” (далее – Центр) составляет от 60 000 до 180 000 рублей в зависимости от сложности и количества вопросов, поставленных на […]
  • С какого числа льготы на электрички для пенсионеров в 2019 году в спб Льготы на проезд в электричках в 2019 году По статистике, более 40% российских граждан пользуется железнодорожным транспортом. Для социально незащищённых групп россиян государство предусмотрело льготы на электрички: федеральные и […]