Категория медсестры доплата

Доплаты медицинским работникам

Доплаты медицинским работникам

Доплаты медицинским работникам выплачиваются не только в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 N 377, но и на основании других нормативных актов, принятых в рамках реализации национального проекта “Здоровье“. Цель статьи — рассмотреть, какие доплаты и для каких категорий медицинских работников установлены в рамках реализации этого проекта, а также проанализировать проблемы, возникающие при выплате доплат, и пути их решения.

В рамках реализации национального проекта “Здоровье“ можно выделить несколько направлений оказания медицинской помощи гражданам, за которую для работников лечебно-профилактических учреждений предусмотрена дополнительная оплата. Согласно действующему на 2007 год законодательству дополнительные денежные средства выплачиваются следующим медицинским работникам:

— участвующим в оказании услуг по дополнительной медицинской помощи;

— принимающим участие в дополнительной диспансеризации граждан;

— оказывающим медицинские услуги женщинам в период беременности, родов, а также ребенку в первый год жизни.

Рассмотрим порядок, размер и условия выплаты доплат указанным медицинским работникам.


Дополнительная медицинская помощь

В соответствии с Правилами предоставления в 2007 году субвенций из бюджета на оказание дополнительной медицинской помощи*(1) дополнительные денежные выплаты полагаются:

— врачам общей практики (семейным врачам);

— участковым медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов;

— участковым медицинским сестрам участковых врачей-педиатров;

— медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей).

Поскольку этот перечень является закрытым, нельзя производить выплаты иным категориям медицинских работников, даже тем, которые каким-то образом принимали участие в оказании дополнительной медицинской помощи.

Перечисленным медицинским работникам учреждений здравоохранения дополнительные денежные средства выплачиваются, при условии если они предоставляют первичную медико-санитарную помощь в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год*(2). Средства на осуществление данных выплат согласно п. 2 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета на оказание дополнительной медицинской помощи поступают из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (п. 7 указанных правил) при наличии:

1) открытого в установленном порядке отдельного счета учреждения здравоохранения для перечисления средств на оплату дополнительной медицинской помощи;

2) заключенного договора между учреждением здравоохранения и территориальным ФОМС о выполнении учреждением здравоохранения задания по оказанию дополнительной медицинской помощи;

3) бюджетной заявки на получение учреждением здравоохранения средств на оплату дополнительной медицинской помощи, которая представляется ежемесячно, до 15-го числа в порядке и по форме, которые устанавливаются ФФОМС;

4) отчетности, которая представляется учреждением здравоохранения ежемесячно, до 15-го числа в порядке и по форме, которые устанавливаются Минздравсоцразвития по согласованию с Минфином.

Кроме того, перечисленные территориальным фондом обязательного медицинского страхования средства должны быть израсходованы на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.


Доплаты работникам, оказывающим дополнительную медицинскую помощь

В соответствии с п. 3 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета на оказание дополнительной медицинской помощи денежные выплаты производятся:

— участковым врачам-терапевтам, врачам-педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам) — 10 000 руб. в месяц;

— медицинским сестрам упомянутых врачей — 5 000 руб. в месяц.

Причем в районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты производятся с применением соответствующих коэффициентов.

Средства, передаваемые на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, включают средства на осуществление денежных выплат в необходимых случаях с учетом названных коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, в бюджетные учреждения здравоохранения деньги поступают с учетом вышеперечисленных расходов.

Обратите внимание: денежные выплаты в размере 10 000 и 5 000 руб. не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета на оказание дополнительной медицинской помощи).


Пример 1.

Рассчитаем заработную плату участкового врача-терапевта высшей квалификационной категории, если известно, что:

— оклад, соответствующий 14 тарифному разряду врача-терапевта, составляет 3 434,67 руб. (1 221 руб. х 2,813);

— врач работал по специальности в пределах рабочего времени по основной должности и ему установлена доплата в размере до 25% должностного оклада — 858,67 руб. (3 434,67 х 25%);

— надбавка в размере 30% за непрерывную работу в этой должности — 1 030,40 руб. (3 434,67 руб. х 30%);

— доплата за оказание дополнительной помощи гражданам в расчетном месяце составила 10 000 руб.

Заработная плата врача-терапевта высшей квалификационной категории равна 15 323,74 руб. (3 434,67 + 858,67 + 1 030,40+ 10 000) без учета стандартных вычетов.

Для выплаты доплат по дополнительной медицинской помощи рекомендуем заключить с работниками, имеющими право на эту выплату, дополнительное соглашение к трудовому договору или отдельный трудовой договор.

В 2007 году проводится дополнительная диспансеризация граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях. Она осуществляется учреждениями здравоохранения муниципального образования, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ. Денежные средства (субсидии) перечисляются медицинскому учреждению в качестве платы за проведение дополнительной диспансеризации граждан территориальным ФОМС, который их получает из бюджета ФФОМС. Порядок предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, утвержден Приказом ФОМС от 15.03.2007 N 48 (далее — Порядок предоставления субсидий на проведение дополнительной диспансеризации).

Согласно п. 9 названного порядка территориальные ФОМС после проведения медико-экономической экспертизы представленных учреждениями здравоохранения счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан за счет средств полученных субсидий оплачивают эти счета ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

1) перечисленные территориальным фондом средства должны быть израсходованы на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

2) учреждение здравоохранения ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет реестры счетов за отчетный период для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан;

3) должен быть открыт в установленном порядке отдельный счет учреждения здравоохранения для перечисления средств;

4) учреждение здравоохранения заключило с территориальным фондом договор о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Обратите внимание: в соответствии с п. 4 Порядка проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2007 N 47 (далее — Порядок проведения дополнительной диспансеризации), дополнительной диспансеризации подлежат работники лишь тех государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и научно-исследовательских учреждений, которые определены территориальным ФОМС. На работников государственных и муниципальных организаций, включенных в данный перечень, составляются поименные списки с указанием даты рождения, профессии, должности, которые направляются руководителям учреждений здравоохранения, осуществляющих дополнительную диспансеризацию работающих граждан.


Доплата работникам, принимающим участие в дополнительной
диспансеризации

Согласно п. 3 Приказа N 47 средства, полученные в качестве платы за диспансеризацию, направляются на оплату труда медицинских работников и приобретение расходных материалов, необходимых для проведения диспансеризации. Процентного соотношения распределения денежных средств между направлениями их использования (оплата труда и расходные материалы) законодательно не определено. Бюджетное учреждение здравоохранения устанавливает его самостоятельно и отражает это в учетной политике. Для выплаты доплат необходимо с работниками, принимающими участие в дополнительной диспансеризации, заключить соглашение к трудовому договору либо еще один трудовой договор.

Порядком проведения дополнительной диспансеризации в 2007 году установлен норматив затрат на ее проведение на одного работающего гражданина в размере 540 рублей. Расходы на проведение дополнительной диспансеризации возмещаются исходя из этого норматива. Поэтому доплата медработникам, принимающим участие в диспансеризации граждан, рассчитывается исходя из количества граждан, в отношении которых была осуществлена дополнительная диспансеризация.

Читайте так же:  Удержание ндфл с выходного пособия при увольнении по соглашению сторон

Помимо процентного соотношения, устанавливающего, какой размер субсидии будет израсходован на оплату труда, а какой на приобретение расходного материала, учреждение для расчета доплаты определяет процентное соотношение, отражающее объем работ медицинского работника, выполненный им при оказании услуг по диспансеризации. Это необходимо ввиду того, что в рамках диспансеризации с гражданином работают несколько специалистов, а норматив затрат составляет 540 руб. на человека. Следовательно, данную сумму необходимо распределить между всеми медицинскими работниками, принимающими участие в оказании услуг по дополнительной диспансеризации. При распределении названных средств следует учитывать, что в тариф на проведение дополнительной диспансеризации включены не только подстатья 211 “Заработная плата“ и статья 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“, но и подстатья 213 “Начисления на заработную плату“ ЭКР.


Пример 2.

Учреждение здравоохранения в отчетном месяце оказало 178 гражданам услуги по дополнительной диспансеризации, которые были оплачены. Данные услуги были оказаны 11 врачами и медсестрами в том же количестве. Учреждение в учетной политике определило, что 30% от норматива затрат будут направлены на приобретение расходного материала, необходимого для диспансеризации, и 70% — на оплату труда медицинского персонала, принимающего участие в ее проведении. Из объема денежных средств, предусмотренных на оплату труда, расходуются:

— 80% — на оплату труда врачам;

— 20% — на оплату труда другим медицинским работникам, принимающим участие в диспансеризации.

Все врачи и медсестры оказали услуги по дополнительной диспансеризации одинаковому количеству граждан.

Рассчитаем доплату врачу, принимающему участие в диспансеризации.

Оплата услуг по дополнительной диспансеризации: 540 х 178 руб. = 96 120 руб.

Объем денежных средств, направляемых на оплату труда: 96 120 руб. х 70% = 67 284 руб.

Средства, направляемые на начисление и уплату ЕСН и страховых взносов от несчастных случаев на производстве: 67 284 руб. х 26,12% /126,12% = 13 934,01 руб.

Объем денежных средств, которые будут расходоваться на оплату труда врачам: 67 284 руб. — 13 934,01 руб. х 80% = 42 679,99 руб.

Доплата врачу за оказанные им в течение месяца медицинские услуги гражданам по дополнительной диспансеризации: 42 679,99 руб./11 чел. = 3 880 руб.

Доплата медицинской сестре составит 970 руб. (67 284 руб. — 13 934,01 руб. — 42 679,99 руб.)/11 чел.

Обратите внимание: доплаты выплачиваются всем медицинским работникам, участвующим в проведении дополнительной диспансеризации, за исключением следующих медицинских работников, включенных в Федеральный регистр медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:

— врачей общей (семейной) практики;

— медицинских сестер участковых врачей-терапевтов;

— медицинских сестер врачей общей (семейной) практики.

Часто, несмотря на то, что это четко прописано в Порядке проведения дополнительной диспансеризации, бухгалтеры при распределении субсидий задают вопрос: можно ли выплачивать доплату немедицинскому персоналу (бухгалтеру, программистам) больницы из средств, поступающих из Фонда социального страхования на диспансеризацию работающего населения и оказанную первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам? Причем многие учреждения выплачивают доплаты бухгалтерам и программистам из средств субсидий, аргументируя это тем, что проведение диспансеризации без указанных лиц невозможно. Однако дополнительная оплата труда немедицинского персонала из средств, поступающих из ФОМС на диспансеризацию работающего населения и оказанную первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам, не предусмотрена. В случае если такие выплаты все же будут произведены, это является нарушением Порядка предоставления субсидий на проведение дополнительной диспансеризации и у ТФОМС будут все основания, для того чтобы приостановить перечисление средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и взыскать данные средства.


Медицинская помощь, оказанная женщинам в период беременности и
родов, а также ребенку в течение первого года его жизни

Порядок оплаты услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и диспансерному наблюдению за ребенком в течение первого года жизни, а также распределение этих денежных средств на выплаты медицинским работникам были рассмотрены в статье Т. Сильвестровой “Оплата услуг, оказываемых медицинскими учреждениями женщинам по родовым сертификатам“ в N 3, 2007.


Исчисление среднего заработка при выплате доплат

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Таким образом, доплаты, которые получают работники за дополнительную диспансеризацию, дополнительную медицинскую помощь, медицинские услуги, оказанные женщинам в период беременности, родов, услуги по диспансерному наблюдению за ребенком в течение первого года его жизни, включаются в расчет среднего заработка. Причем источник выплаты средств на осуществление данных расходов должен быть такой же, как источник самих выплат.

Тем не менее на практике возникла ситуация, когда денежных средств на выплату среднего заработка, исчисленного с учетом доплат по дополнительной диспансеризации, территориальный ФОМС бюджетному учреждению не выделил и запретил использовать предоставленные субсидии на данные выплаты. За счет средств каких источников производить выплаты, при расчете которых использовался средний заработок?

Для ответа на этот вопрос обратимся к письмам Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.06.2006 N 187-МЗ и от 19.07.2006 N 3736-РХ, в которых даны разъяснения, касающиеся вопросов реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в 2006 году. Ввиду отсутствия других разъясняющих документов полагаем, что указанные письма вполне правомерно применять при решении вопросов, возникающих при реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в 2007 году.

Так, в Информационном письме от 13.06.2006 N 187-МЗ Минздравсоцразвития РФ определило, что Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ N О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ предусмотрено финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в 2006 году на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, предоставляющими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), дополнительной медицинской помощи участковыми врачами-терапевтами, врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами по тарифам, утверждаемым фондом, которое является расходным обязательством РФ на 2006 год.

Указанные выплаты (надбавки стимулирующего характера) осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются частью его заработной платы.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ их необходимо учитывать при исчислении средней заработной платы во всех случаях, предусмотренных ТК РФ (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.), в порядке, установленном законодательством.

Финансирование дополнительных расходов учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка работника, должно осуществляться за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том числе средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.

Таким образом, данные средства должны быть предусмотрены в бюджете ФФОМС и соответствующем бюджете бюджетной системы РФ, из средств которого формируется фонд оплаты труда учреждения. Если фонд оплаты труда организации формируется за счет средств федерального бюджета, то финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка работника, должно производиться за счет этих средств и средств ФФОМС, а если фонд оплаты труда формируется за счет средств местного бюджета — за счет средств этого бюджета и средств ФФОМС.

Можно привести мнение заместителя Министра здравоохранения и социального развития В.И. Стародубова. На вопрос о том, включаются ли данные выплаты в среднюю заработную плату и должны ли они включаться в отпускные, он ответил, что дополнительные денежные выплаты, с его точки зрения, нужно рассматривать не как заработную плату, а в качестве материального вознаграждения за оказание дополнительной медицинской помощи в соответствии с государственными заданиями на ее оказание. Поэтому средства на покрытие расходов, связанных с увеличением отпускных выплат, ФФОМС не предусмотрены. Данная позиция противоречит нормам законодательства ТК РФ.

Поскольку расходы учреждения, связанные с увеличением размера среднего заработка работника, не предусмотрены в бюджете ФФОМС, по мнению автора, осуществлять данные выплаты возможно только за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, если, конечно, данные выплаты отражены в смете доходов и расходов по этой деятельности. В случае отсутствия денежных средств от приносящей доход деятельности рекомендуем производить выплаты из среднего заработка за счет средств, выделяемых учреждению из бюджета ФОМС, несмотря на его запреты, поскольку ФОМС в этом случае также нарушает законодательство.

В бухучете согласно Инструкции N 25н*(3) операции по получению средств в качестве платы за работу по дополнительной диспансеризации, медицинскую помощь и помощь, оказанную женщинам в период беременности и родов, будут отражаться следующим образом:

— при передаче реестров на оплату:

Дебет счета 2 205 05 5604 “Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ“
Кредит счета 2 401 01 151 “Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ“
— при зачислении на счет денежных средств:

Дебет счета 2 201 01 510 “Поступления денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит счета 2 205 05 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ“
— при начислении доплаты работникам:

Читайте так же:  Развод с мужем стих

Дебет счета 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит счета 2 302 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате“
— при удержании НДФЛ с суммы начисленной доплаты:

Дебет счета 2 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 2 303 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц“
— при начислении ЕСН с суммы доплат:

Дебет счета 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит счета 2 303 02 730 “Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу“
— при начислении взносов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

Дебет счета 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит счета 2 303 06 730 “Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“
— при выплате доплаты медицинским работникам:

Дебет счета 2 302 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит счета 2 201 01 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
— при перечислении в бюджет НДФЛ:

Дебет счета 2 303 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц“
Кредит счета 2 201 04 610 “Выбытия из кассы“
— при перечислении в бюджет ЕСН:

Дебет счета 2 303 02 730 “Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу“
Кредит счета 2 201 01 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
— при перечислении в бюджет взносов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

Дебет счета 2 303 06 730 “Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“
Кредит счета 2 201 01 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“

Пример 3.

Васелюку А.В. — участковому врачу-терапевту, оказывающему дополнительную медицинскую помощь гражданам, в мае 2007 г. положена доплата в размере 10 000 руб.

В бухгалтерском учете начисление и выплата доплаты А.В. Васелюку отразятся следующим образом:

Аттестационная работа медицинских сестер. Аттестация медсестер на высшую категорию

Каждый может, не задумываясь, сказать, кто такая медсестра и какую роль она играет в лечебном учреждении. Она хозяйка в любом отделении больницы. От нее зависит, насколько успешным будет результат лечения, это ее каждый день видят пациенты и именно ей задают вопросы. На аттестацию медсестры мало кто из пациентов обращает внимание. Однако это является прямым подтверждением ее профессионализма. И вряд ли кто-то задумывался над тем, какую роль в лечебном процессе она играет. А между тем работа медсестры хоть и не всегда заметна, зато ее сложно переоценить.

Карьерный рост медсестры: миф или реальность?

Напрасно многие думают, что профессия медицинской сестры не позволяет развиваться, и добиться продвижения по службе практически невозможно. Сегодня отношение к ней как специалисту заметно изменилось. И даже если возможность занять должность старшей медсестры отделения или главной медсестры остается довольно призрачной, подтвердить и укрепить свой профессионализм при желании можно всегда. Нужно лишь ставить перед собой цели и добиваться их.

Для многих специалистов среднее профессиональное образование является лишь ступенью для осуществления более важной цели. Оно может стать этапом на пути к получению квалификации врача. Многие, стремящиеся к получению звания врача, используют эту возможность, чтобы проверить силы, утвердиться в своем решении.

Зачем врачу медсестра?

Безусловно, первую скрипку в больнице играет врач. Он осматривает пациента, принимает решения, производит назначения, контролирует работу медсестер. Он — главный. Однако врач не всегда сможет выполнять все свои назначения, а между тем думать, как поступать дальше. Причем думать ему приходится не об одном, а сразу о нескольких пациентах, нуждающихся в лечении. И когда обследования сделаны, а лечение расписано, начинается работа медсестры. И она может длиться долго, недели или даже месяцы. И только от медсестры, от ее усилий, терпения, сострадания зависит, насколько эффективным будет лечение.

Раньше медицинская сестра считалась лишь тенью врача, а сегодня она — самостоятельный высококвалифицированный специалист. Она выполняет функции хозяйки в отделении, пока врач занимается назначениями, обследованиями. У каждого своя важная работа и свои обязанности.

Какое образование должна иметь медицинская сестра?

Сегодня получить средне-специальное образование недостаточно для того, чтобы считаться профессионалом. Учебное заведение дает хорошую базовую теоретическую подготовку, общие знания. А получение опыта начинается с практики. Поэтому младший и средний медицинский персонал регулярно повышает свою квалификацию. Аттестация медсестер давно стала регулярной процедурой, позволяющей оценить уровень теоретических знаний и практических навыков, которые они приобретают в результате профессиональной деятельности.

Повышение квалификации медсестры

Результатом такого периодического контроля становится аттестационная работа медицинских сестер. Она пишется лично медсестрой и содержит подробную информацию о претендентке на квалификационную категорию. В таких работах, помимо информации об оконченном учебном заведении и квалификации, обычно описываются основные навыки, которыми владеет медсестра. А также специфика и особенности лечебного учреждения, в котором она выполняет свои обязанности. Одним из разделов такой работы является характеристика на медсестру. Для аттестации это немаловажный раздел, который пишет она сама, а подписывают сотрудники отделения.

После прохождения аттестации, которая повторяется с определенной периодичностью, медицинской сестре присваивается определенная категория. Сначала вторая, затем первая и, наконец, высшая. И даже если медсестра имеет высшую квалификационную категорию, это не значит, что ее обучение закончилось. Категорию нужно будет подтверждать. И если медсестра по каким-то причинам не пройдет аттестацию, она ее лишится. А это, в свою очередь, скажется на оплате ее труда.

Поэтому высшую категорию присваивают работникам со стажем, которые уверенно выполняют свои обязанности. Однако им, так же как и остальным, следует внимательно следить за всеми изменениями в сфере здравоохранения, за новыми технологиями. Ведь медицинская сестра высшей категории в лечебном учреждении — один из самых высококлассных специалистов.

Аттестация и стаж работы

Обязательной является аттестация медсестер на категорию при наличии определенного трудового стажа по специальности. Так, например, претендовать на 2-ю категорию может специалист, отработавший не менее 3 лет, на 1-ю категорию – не менее 5 лет, а на высшую – не менее 8 лет. В исключительных случаях и при наличии соответствующих рекомендаций этот срок может быть сокращен. Последующее подтверждение категории осуществляется через каждые 5 лет. Нужно заметить, что процедура аттестации медицинских сестер регламентирована законодательством.

Аттестация — дело добровольное

Конечно, кого-то может настораживать мысль о постоянной учебе. И поэтому аттестация медсестер на высшую категорию для многих не является привлекательной. Однако решение об этом принимается самостоятельно и добровольно.

Но не только формальное получение категории является целью для многих работников в белых халатах. Такое повышение квалификации позволяет получить прибавку к заработной плате, что уже совершенно иной аргумент. Это существенная мотивация для постоянного самосовершенствования и прохождения аттестации.

Порядок аттестации среднего медицинского персонала

После того как курс повышения квалификации будет пройден, медсестра готовит пакет документов в аттестационную комиссию, а потом сдает выпускной экзамен. Для успешной сдачи такого экзамена теоретических знаний недостаточно. Также внимание уделяется нормативным и правовым актам, которые регулируют деятельность среднего медицинского персонала.

Пакет документов для комиссии включает в себя заявление установленного образца, отчет о работе за последний год и аттестационный лист. Отчет на аттестацию медсестры должен быть обязательно подписан руководителем лечебного учреждения. Ведь в нем содержится перечень выполняемых манипуляций, перечисляются специфические навыки. От пациентов тоже может быть предоставлена характеристика на медсестру. Для аттестации ее как специалиста это будет существенным дополнением. Ведь многие благодарные пациенты долгое время помнят доброе к себе отношение и с радостью предоставят все необходимые отзывы.

Аттестационная работа медицинских сестер пишется в соответствии со специализацией лечебного учреждения, в котором они работают. Ведь специфика, например, у хирургического и физиотерапевтического отделений совершенно разная. И навыки требуются различные. Поэтому такая работа должна содержать подробное описание всех процедур и манипуляций, которыми владеет медсестра. Должны быть подробно описаны техника выполнения, используемые в работе оборудование и приспособления.

Медсестра: профессия или призвание?

Помимо владения основными манипуляциями, которые обязана выполнять медсестра, она должна уметь ассистировать врачу, когда он оказывает первую помощь пациенту. Квалифицированная сестра милосердия, имеющая высшую категорию и богатый опыт работы, сумеет заранее предугадать, что в определенной ситуации может потребоваться врачу. Она не станет расспрашивать и спорить. Она знает, как правильно и эффективно работать, чтобы помочь пациенту в преодолении болезни.

Сегодня научно-технический прогресс существенно облегчает работу медицинских сестер. Различная электронная аппаратура вовремя подает сигнал, когда требуется внимание медработника, фиксирует основные показатели жизнедеятельности пациента и помогает выполнять массу различной повседневной работы. А для того чтобы успевать за развитием медицины, и нужна аттестационная работа.

Читайте так же:  Налог на имущество источники налога

Медицинских сестер с каждым годом становится все больше. Сегодня эта специальность столь же популярна, как, скажем, работа бухгалтера. Каждый, кто решил посвятить себя выхаживанию больных, отдает себе отчет в важности и нужности профессии. Выполнение такой работы не должно быть только обязанностью или повинностью. Настоящей медсестрой может стать только та, которая способна сочувствовать, сопереживать, помогать и поддерживать. Недаром раньше их называли именно сестрами милосердия.

Возрастающая популярность профессии

Статус среднего медицинского персонала в лечебном учреждении неуклонно повышается. Именно для этого проводится аттестационная работа. Медицинских сестер, вчерашних выпускниц, которые ставят перед собой высокие цели, становится все больше. А это говорит о возрастающей популярности профессии среди молодежи.

Таким образом, постоянное повышение квалификации позволяет медицинской сестре не только подтвердить статус профессионала, но и удовлетворяет ее потребность в самореализации. И пусть пациенту часто все равно, какую категорию имеет медсестра. В тот момент, когда он нуждается в помощи, она единственная, кто всегда находится рядом. Именно потому, что медицинская сестра издавна считается сестрой милосердия.

Минздрав уточнил порядок аттестации на квалификационную категорию

Минздрав уточнил отдельные вопросы аттестации на квалификационную категорию медицинских и фармацевтических работников, документ, определяющий особенности трудовых отношений с медицинскими работниками, опубликован в пятницу в системе «КонсультантПлюс».

С 25 января 2013 года согласно действующему с октября 2011 года Положению о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками, квалификационные категории присваиваются специалистам, которые обладают необходимыми знаниями, практической подготовкой, а также стажем работы по специальности, в следующей последовательности:

— вторая — специалистам с высшим и средним профессиональным образованием при стаже работы не менее трех лет;

— первая — специалистам с высшим профессиональным образованием при стаже работы не менее семи лет и специалистам со средним профессиональным образованием при стаже работы не менее пяти лет;

— высшая — специалистам с высшим профессиональным образованием при стаже работы не менее десяти лет и специалистам со средним профессиональным образованием при стаже работы не менее семи лет.

Наличие необходимого стажа работы позволяет врачу или медицинскому специалисту получить сразу первую или высшую квалификационную категорию, не оформляя предварительно документы, соответственно, на вторую или первую категории.

Эксперты Минздрава подчеркивают необходимость регулярной и своевременной аттестации и подтверждения полученной квалификационной категории. При несоблюдении сроков врач лишается выплат стимулирующего характера за ее наличие.

Будет ли увеличена зарплата медсестры в 2019 году

В России сегодня можно услышать множество жалоб от медицинских работников, которые крайне недовольны условиями работы. По их словам, правительство требует выполнять все большие объемы работы, не повышая при этом заработную плату. Ввиду низкого уровня заработных плат, многие медицинские сотрудники вынуждены покинуть данную сферу и заняться более высокооплачиваемой деятельностью.

Самая сложная ситуация наблюдается у среднего медицинского персонала, а именно у медсестер и медбратьев, у фельдшеров. В большинстве регионов России средняя зарплата медсестры еще совсем недавно составляла 15 тысяч рублей. При этом данная должность предполагает массу обязанностей, каждая из которых требует особого внимания, сил и времени. Так, медсестра несет ответственность за многих пациентов, проведение необходимых процедур, правильное оформление документации и так далее.

Сразу после получения диплома медработнику сложно найти работу в хорошем учреждении с высокими зарплатами. Как правило, многие находят рабочее место в городских больницах. В таких учреждениях уровень платы невысокий не только у среднего персонала, но также у врачей, заведующих отделениями. Несмотря на то что частные больницы тоже не славятся постоянным повышением заработных плат, все же они имеют ряд преимуществ, таких как новое оборудование, которое всегда находится в исправном состоянии. Уровень зарплат в частных больницах, а также в поликлиниках (не государственных) практически одинаков.

Самый высокий уровень ежемесячных выплат установлен в Москве. Здесь медсестры получают в среднем 30 тысяч рублей в месяц. На втором месте по уровню выплат – Санкт-Петербург. Здесь средняя зарплата медицинской сестры составляет 23 тысячи рублей в месяц. Однако, несмотря на эти цифры, факт заниженного уровня выплат медицинским работникам очевиден. Сравнивая заработные платы обслуживающего персонала в других сферах, можно увидеть, что по уровню дохода медсестры уступают:

  • кассирам в супермаркетах;
  • официантам;
  • консультантам в магазинах.

Следует обратить внимание на то, что вышеперечисленные должности не требуют многолетнего получения образования в высшем учебном заведении. На 2019-2020 год правительством намечено повышение заработных плат медицинскому персоналу среднего звена. На данном этапе ежемесячные выплаты медсестрам возросли на очень малую часть. Изменения, а тем более улучшения, практически незаметны, однако правительство весьма серьезно нацелено на проведение реформ в здравоохранении, в том числе в области финансирования и достойной оплаты труда.

Программы по увеличению заработных плат

Остается надеяться на рост выплат медработникам в последующие годы. Еще в начале 2018 года был создан законопроект, согласно которому каждые 6 месяцев заработная плата медперсоналу будет увеличиваться вплоть до 2020 года. Таким образом, согласно этому плану, в 2020 году размер выплат должен достигнуть 90 тысяч рублей.

Кроме того, по законопроекту, для некоторых категорий работников медицинской сферы должны производиться выплаты (на оздоровление персонала) в размере от тысячи до 3,5 тысячи рублей. Безусловно, медсестрам полагаются суммы меньше, чем предусмотрены для выплаты врачам. А для привлечения и большей заинтересованности молодого персонала законодательством предусмотрена доплата в размере 4 тысяч рублей, которая выплачивается медработникам во время интернатуры.

По словам министра здравоохранения, на данный момент правительство разрабатывает различные проекты для медсестер и врачей, благодаря которым удастся добиться повышения заработных плат вплоть до 200% уже к концу 2019 года. На сегодня такое резкое возрастание выплат медсестрам кажется преувеличением. При этом, по словам министра, размер дохода будет зависеть исключительно от квалификации работника. Так, если медсестра проявит себя в операционной, ей начисляется надбавка к ежемесячной заработной плате.

Дополнительные начисления могут ожидать и медсестры, которые выполняют сложные, уникальные задачи. В ходе таких проектов повышается не заработная плата, а ее дополнительные составляющие, такие как премии, разного рода поощрения. Причем эти правила распространяться и на медсестер детского сада, также они будут действительны для участковой медсестры. Врачи и медсестры, чьим местом работы является стоматологическая клиника, тоже смогут получать ежемесячные выплаты, в зависимости от индивидуальной выработки.

Согласно прогнозам, с 2019 по 2020 год в медицинских учреждениях России:

  1. Будет сокращено число медицинских работников после завершения проверки уровня квалификации.
  2. Оборудование будет заменено на 90% (сейчас новое оборудование составляет порядка 56%).
  3. Заработная плата медсестер (не по окладу) возрастет как минимум на 15%.
  4. Уровень дохода медицинского сотрудника напрямую станет определяться качеством выполняемой работы.

Если эти изменения действительно вступят в силу в последующие годы, медицина России выйдет на совершенно новый уровень. Чем лучше окажутся условия труда для медсестер и врачей, тем качественней будет осуществляться лечение пациентов. Поэтому воплощение данной программы, вне зависимости от роста оклада, все равно должно пойти на пользу медицине в государстве.

Похожие записи:

  • Заявление в органы опеки о проверке жилищных условий Заявление в органы опеки о проверке условий проживания ребенка Заявление в органы опеки о проверке условий проживания ребенка Заявление в органы опеки о проведении проверки Москвы, Я, ______________________, состояла в зарегистрированном браке с […]
  • Форма одежды уис приказ 211 Приказ Минюста РФ от 8 ноября 2007 г. N 211 "Об утверждении описания предметов формы одежды сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и правил ее ношения" Приказ Минюста РФ от 8 ноября 2007 г. N 211"Об утверждении описания […]
  • Ип на енвд отчетность 2012 Ип на енвд отчетность 2012 с 1 января 2013 года переход на ЕНВД становится добровольным и носит уведомительный характер. С 1 января 2013 года от режима можно отказаться. Для этого нужно подать заявление в налоговую инспекцию о снятии с учета в […]
  • Образец заявление о выплате пособия по временной нетрудоспособности Образец приказа о выплате пособия по листку нетрудоспособности Инструкция по заполнения листка нетрудоспособности приказ 624н № 514″ (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 1 декабря 2008 г. № 12774);Приказ Министерства здравоохранения и […]
  • 1991 судебная практика Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. N 1 "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с […]
  • 624 приказ минздравсоцразвития Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 июня 2011 г . № 624н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ […]