Куликов л м основы экономической теории учебное пособие

Куликов-Основы экономической теории

Издание второе, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов средних специальных

Москва «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»

УДК 330.1(075.32) ББК 65.01я723

И. Т. Балабанов, профессор, доктор экономических наук;

кафедра «Основы общественных наук» Московского финансового колледжа

К90 Основы экономической теории: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 400 с: ил.

Написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Изложены предмет, методы и главные этапы развития экономической науки. Рассмотрены ключевые факторы современного производства, показано, как действует рыночный механизм, цены и доходы, инфляция и т. д. Текст проиллюстрирован многочисленными схемами, таблицами, графиками и сопровождается подстрочным словарем иностранных слов. В приложениях даны экзаменационный вопросник и карточки для тематических зачетов. (В 1997 г. вышло первое издание книги под названием «Основы экономических знаний»).

Для студентов средних специальных учебных заведений, педагогов, учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей.

ДеловымлюдямРоссии — предпринимателям, фермерам, народным умельцам, которые неутомимо создают будущее величие Родины,

п о с в я щ а е т эту книгу

Особое место среди социально-гуманитарных дисциплин занимает экономическаятеория.»Это обусловленотем,чтожизньсовременного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворённость, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Сквозная идея книги — в нашем мире нет ничего идеального. Государство, свобода, демократия; православие, протестантизм; план, рынок; социализм, капитализм — всё имеет свои теневые и светлые стороны. Значит, людям нет смысла вступать в конфронтацию 1 , настаивая на правоте именно своих принципов. Только «глупец считает свой путь лучшим, мудрый прислушивается к советам дру- гих»(6-Пр 12:15). Поэтому послушаем Гоголя, рекомендующего овладеть «тоном умеренности» и всюду отыскивать «разумную середину вещей»( 14-4,306,314). Так и в хозяйственной сфере — полезнее эффективно сотрудничать, гибко применяя разные формы и способы социально-экономической практики, чтобы извлекать из них максимум плюсов и в то же время сглаживать минусы.

Данное учебное пособие — попытка автора изложить экономическую теорию в сжатой, наглядной и доступной форме. Оно составлено на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и охватывает восемь тем. Так, во вводной е> первой теме представлены понятия экономики и системы экономических наук; предмет, основные функции и методы эконо-

©КуликовЛ. М„ 1997

© Куликов Л. М., 2001,

Конфронтация [от лат. con — против + fron(ti)s — лоб, фронт] — противостояние, противоборство (государств, групповых интересов, убеждений, религиозных верований и так далее); столкновение, конфликт, * грызня.

мической теории, а также ключевые этапы её исторического развития, главные теоретические школы и направления.

Следующая, «> вторая тема открывает собственно экономическую теорию. Она начинается с того, без чего любая экономика состояться не может, — с факторов производства. В современных хозяйствах наряду с традиционными факторами — человеческими (рабочая сила, предпринимательские способности) и вещественными (средства производства) — самостоятельное и полноправное значение получили и такие необходимые элементы, как технология, информация, наука, энергия, экология и другие. Особое место в теме занимаетпроблема производственныхвозможностей общества.

Материально-хозяйственную характеристику факторов производства логично завершить вопросом об их платности и доходности — это уже *s> третья тема. Там, где ресурсы бесхозны и бесплатны, они плохо сохраняются и используются, там неизбежны безответственность и неэффективность экономики. С другой стороны, владельцы ресурсов (рабочей силы, земли, капитала и предпринимательских способностей) хотят получить от их хозяйственного применения доход — зарплату, ренту, процент и прибыль.

Завершив тему о производственных ресурсах общества, уместно перейти к экономическим отношениям в нём — это «>четвёртая тема. Отношения эти весьма разнообразны, но в качестве главных выступают следующие четыре блока: ///организационно-экономические отношения (разделение труда и интеграция), /2/ отношения собствен- ности, /з/ товарно-денежныеотношенияи /4/ социально-экономичес- кие отношения, представляющие две основные системы хозяйствования: государственно-организованную и рыночную.

В идущей следом *> пятой теме пункт за пунктом рассмотрены рынок, его функции и факторы саморегулирования; монополия и конкуренция; спрос, предложение и рыночная цена; издержки производства, прибыль, рентабельность. «> Шестая тема знакомит чи-

тателя с основными макроэкономическими показателями (ВНП, ВВП,

национальный доход), а также с проблемами экономического роста и хозяйственной нестабильности (спады, безработица, инфляция).

Чтобы этой нестабильности было меньше, в современных экономиках осуществляется макрорегулирование, то есть поддержание государством нужного социально-экономического порядка на уровне всей страны. Эта проблема раскрыта уже в «седьмой теме, где представлены три главные линии регулирования — финансовая, кредитно-денежная и социальная политика правительства.

Наконец, вся «> восьмая тема посвящена мировой экономике. Международная торговля, ввоз-вывоз капитала, создание оффшорных зон, валютные и другие отношения занимают большую её часть. Мировое сообщество, кроме того, к сожалению, отягощено так называемыми глобальными проблемами. Это экономическая отсталость обширной части мира, издержки процесса глобализации, проблемы демографии, ресурсов, продовольствия, экологии и конверсии. Рассматриваются возможные пути решения этих проблем.

В пособии, далее, приводятся многочисленные условные и реальные примеры, цифровые данные, исторические ссылки, справочные примечания, которые помогают лучше понять теорию и полнее представить окружающий мир, повышают кругозор, разносторонность знаний читателя. Они часто выделены петитом 1 .

Автор стремился изложить материал максимально доступно, сжато и чётко, используя особое оформление текста с помощью графических символов, разнообразия шрифтов, многочисленных (более 190) схем и таблиц, которые призваны наглядно обобщать информацию, облегчая и ускоряя её восприятие в целом.

Текст большинства страниц учебного пособия сопровождает подстрочный словарь иностранных слов. А для удобства поиска нужного слова или словосочетания вне окружающего их контекста 2 в конце книги дан алфавитный указатель страниц, на которых раскрыто значение тех или иных слов, терминов 3 , теорий, идей. При этом знак (*) указывает на переносное, разговорное значение слова.

Кроме того, в словах, где нередки ошибки в произношении [например, «валовый», «отраслей», «договорной», «стоимостной», «маржа», «оптовая», «склады» (хранилища) вместо правильных: «вало-вой», «отраслей», «договорный», «стоимостный», «маржа», «оптовая», «склады»], для ориентации читателя проставлены ударения.

Необходимые ссылки на литературные источники даются прямо по ходу текста в скобках к соответствующим цитатам или иным заимствованиям. При этом 1-я иифра повсюду означает порядковый

1 Петит (от франц. petit — маленький) — (1) мелкий типографский шрифт размером около 3 мм; (2) фрагмент текста, набранный более мелким шрифтом.

2 Контекст (от лат. contextus — тесная связь, соединение, сцепление) — относительно законченный в смысловом отношении отрывок текста или речи, в Рамках которого наиболее точно выявляется смысл того или иного входящего в него слова (фразы); текстовое окружение данного слова или фразы.

3 Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, ^означающее определённое понятие в какой-либо специальной сфере.

номер источника в списке литературы. А далее (по книжным изданиям) 2-я цифра (после чёрточки) означает либо номер тома (тогда она выделена полужирным шрифтом), либо сразу номер страницы (в однотомниках); 3-я цифра (иногда 4-я, 5-я и так далее) — это номер страницы (или номера страниц) в данном томе. К примеру, ссылка вида (50-11,42) означает, что данную цитату надо искать в собрании сочинений Чехова, в 11- м томе, на странице 42.

Ссылки на Библию обозначены в соответствии с принятыми в ней сокращениями: скажем, запись (6-Пр 22:7) отсылает нас к Книге Притчей Соломоновых — глава 22, стих 7.

В отношении периодических изданий даются два вида обозначений. (1) По ежемесячниками и еженедельникам: 2-я цифр а означает порядковый номер издания в данном году, 3-я цифр а (после наклонной черты) — год, а 4-я (после запятой) — номер страницы (например, 55-5/99,3 — пятый номер «Аргументов и фактов» за 1999 год, страница 3). (2) По ежедневным периодическим изданиям указываются дата и номер страницы (например, 56-11.05.00,5).

Сведения об упомянутых в тексте 107 персонах (от лат. persona — личность) помещены в указателе имён. Там же кратко даны их некоторые концепции, если они не изложены выше. Наконец, лица, связанные с экономической теорией и практикой, кратко представлены при их первом упоминании и в основном тексте книги.

Учебное пособие ориентировано прежде всего на студентов и преподавателей кблледжей и училищ. Поэтому в приложениях предлагается авторский вариант зачётных карточек, экзаменационных вопросов и билетов , содержание которых логически увязано с данным учебным курсом. В то же время, стремясь к чёткости и наглядности изложения, сопровождая текст справочными сведениями и подстрочным словарём, автор рассчитывал, что и более широкий круг читателей найдёт для себя в этой книге полезную информацию.

Автор признателен за плодотворное сотрудничество в подготовке книги Татьяне Андреевне Степановой (Московский техникум информатики и вычислительной техники), Уилме Шнайдер (Тибурон, штат Калифорния, США), Сергею Николаевичу Никитаеву

(Министерство образования РФ), Сергею Сергеевичу Хижнякову (Вольное Экономическое Общество России), а также рецензентам.

Наконец, особая благодарность выражается Инессе Николаевне Куликовой (Московский техникум информатики и вычислительной техники), коллеге, жене и надёжному другу автора, за её огромную и самоотверженную помощь в работе.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

§1. Предмет и методы экономической теории

Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека — потребностей в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, и

Читайте так же:  Общие требования к ооп

занимается экономика. Когда она выполняет эту задачу исправно, в обществе царят удовлетворённость, мир и порядок.

Само слово «экономика» происходит от греческого oikonomike — искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по мень-

шей мере три основных значения (рис.1.1). Во-первых, экономикаэто совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную.

Во-вторых, экономика — это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, района, края, страны, группы стран или всего мира). Говорят, к примеру, экономика Вологды или Улан-Удэ, народное хозяйство Татарстана или России в целом, экономика африканских стран, мировое хозяйство.

Наконец, в-третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества. Выделяют, например, экономику сельского хозяйства, промышленности, водного транспорта, экономику труда и др.

На основе этих трёх значений можно дать и более общее определениенашеготермина. Экономика — этолюбаядеятельностьлюдей, связаннаясобеспечениемматериальныхусловийихжизни.

Рис.1.1. Основные значения термина «экономика»

Данный теоретический курс имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной, или, иными словами, как с экономической наукой. Однако экономических наук много — целая система, в которой можно выделить две главные линии (рис. 1.2).

(1) Экономическаятеория 2 . Онаслужитобщетеоретическойиметодологической 3 базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики.

(2) Конкретные экономические науки . Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества (скажем, экономику определённой отрасли национального хозяйства, сферу финансов или хозяйственного учёта, историю экономики страны и пр.).

1 Дисциплина (от лат. discipline — учение, наука) — (1) самостоятельная отрасль какой-либо науки, учебный предмет (дисциплина); (2) обязательное подчинение установленному порядку, каким-либо правилам.

2 Тебрия (от греч. theOria — рассмотрение, исследование) — (1) в узком смысле

— система знаний, взглядов, идей, обобщённо раскрывающая основы каких-либо наук, явлений, видов искусств и т.п.; (2) в широком смысле — взгляды, идеи, суждения по какому-либо вопросу.

3 Методолдгия (от греч. methodos — путь познания + logos — слово, учение) — учение о методах, а также сами методы, применяемые в науке (например, методика определения уровня безработицы в обществе).

Рис. 1.2. Система экономических наук

Таким образом, если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные экономические науки — проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности или сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле и т.д.). В нашем учебном курсе представлены наиболее важные темы экономической теории.

У всякой науки свой предмет, то есть своя главная тема исследований. Экономическая теория — наука общественная, или социальная (от лат. socialis — общественный). Это значит, что наряду с другими такими же науками (скажем, историей,

педагогикой, политологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нём людей. При этом, однако, у каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своя сфера, свой круг проблем. К примеру, у политологии — сфера политики, у истории — процесс развития общества, у педагогики — проблемы духовной жизни: образования, обучения, воспитания.

В центре внимания экономической теории — хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.

Однако наука — это обязательно поиск, бесконечные попытки найти что-то всё более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности. Что мы имеем в виду? Наиболее благоприятную для человека «стыковку» хозяйственных ресурсов с общественными потребностями. Ведь люди ведут производство, чтобы удовлетворять свои потребности. Но последние постоянно растут, так как растёт население, обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограниченны (или редки, как говорят на Западе), и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.

Вот конкретный пример- каменный уголь. Долгое время он служил для нас надёжным энергоресурсом. Но, во-первых, этот минерал исчерпаем и когда-нибудь да закончится. Во-вторых, увеличение его сжигания на теплоэлектростанциях всё более загрязняет нашу планету. В-третьих, сама добь’иа угля порождает массу социальных проблем: тяжесть и смертельная опасность шахтёрского труда, профессиональные заболевания, поголовная безработица среди горняков, когда шахта своё отработала и закрывается.

Здесь-то и возникает двойной вопрос об эффективности применения энерргоресурсов: с одной стороны, чём рациональнее 1 заменить уголь при выработке энергии (чтобы это было дешевле, безопаснее, чище и менее исчерпаемо), а с другой — как оптимизировать 2 её потребление, не ухудшая условий жизни людей? Цепочка подобных проблем бесконечна. Как бесконечен и поиск их всё более рациональных решений. Этим поиском эффективности и занимается экономическая наука в своей хозяйственной сфере.

Такимобразом,суть социально-экономическойэффективности в

том, чтобы общество могло получать максимум необходимых ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных потерь и социальных издержек (бедность, безработица, кризисы, рост цен, преступность, вредное воздействие производства на природу, на здоровье людей и т.п.)- Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет нашей науки: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономическойэффективности.

Из многочисленных функций экономической теории выделим четыре самые важные (рис. 1.3). Так, первая — • эмпирическая функция.

1 Рациональный (от лат. rationalis — разумный -. ratio — разум) — (1) основанный на разуме, мышлении (а не на чувствах); рассудочный; (2) организованный наиболее разумным способом, целесообразный; логически обоснованный.

2 Оптимизация (от лат. optimus — наилучший) — (1) улучшение чего-либо, делание оптимальным, то есть наилучшим, наиболее благоприятным и подходящим; (2) выбор оптимального, наилучшего варианта из множества возможных с целью достижения высоких результатов, максимальной эффективности.

Она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria — опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные 1 выводы и строить прави-

льные, жизненные теории. Следующая, • теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда учёные обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений (или дефиниций 2 ), а также теорий, концепций 3 , доктрин 4 . Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.

Благодаря • образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому все учебные программы предусматривают изучение её законов и

1 Объективный (от лат. objectum — предмет) — (1) существующий вне человеческого сознания и независимо от него (например, мир природы); (2) связанный с внешними обстоятельствами и не зависящий от чьих-либо желаний, воли, возможностей; (3) соответствующий действительности, беспристрастный, непредвзятый (например, взгляд, оценка, учение).

2 Дефиниция (от лат. definitio — определение) — краткое определение, истолкование какого-либо понятия, отражающее его главные признаки.

3 Концепция (от лат. conceptio — понимание) — (1) система взглядов на чтолибо; (2) основная мысль, ключевая идея того или иного произведения (романа, пьесы, кинофильма и т.п.).

4 Доктрина (от лат. doctrina — учение) — (1) учение, та или иная теория, концепция; (2) система руководящих теоретических или политических принципов в какой-либо области (например, военная доктрина страны).

Книга: Л. М. Куликов «Основы экономической теории»

Производитель: «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»

Написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Изложены предмет, методы и главные этапы развития экономической науки. Рассмотрены ключевые факторы современного производства, показано, как действует рыночный механизм, цены и доходы, инфляция и т. д. Текст проиллюстрирован многочисленными схемами, таблицами, графиками и сопровождается подстрочным словарем иностранных слов. В приложениях даны экзаменационный вопросник и карточки для тематическихзачетов. Для студентов средних специальных учебных заведений, педагогов, учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей. ISBN:5-279-02465-1

Издательство: «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА» (2005)

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

Центр истории и экономической теории — (англ. Centre for History and Economics) научно исследовательское учреждение (Великобритания); подразделение Кембриджского университета. Центр основан в 1991 году. Основные направления исследований: Экономические и политические идеи, начиная … Википедия

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ — ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ социологическая концепция, объясняющая основные закономерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса. Представители этих теорий исследуют взаимообусловленность научно … Философская энциклопедия

Кафедра экономической и социальной географии России — Московский государственный университет Английское название Department of economic and social geography of Russia Год основания 1929 … Википедия

Циклов экономических теории — важнейший раздел современной буржуазной политической экономии, анализирующий механизм циклической неустойчивости капиталистической экономики. До 30 х гг. Ц. э. т. развивались на периферии буржуазной политэкономии, т. к. в ней… … Большая советская энциклопедия

Экономического роста теории — буржуазные концепции, призванные обосновать взаимосвязь и взаимозависимость основных категорий воспроизводства и темпов его расширения. Э. р. т. представляют собой буржуазную альтернативу марксистской теории воспроизводства. Э. р … Большая советская энциклопедия

Читайте так же:  Приказ о инвентаризации расчетов образец

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ — ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ концепции, описывающие развитие общества или отдельных его подсистем (экономики, социальной политики, культуры и т. д.) как последовательность повторяющихся циклов; при этом под циклом понимается совокупность процессов и… … Философская энциклопедия

Теория экономической информации — [economic informa­tion theory] научная дисциплина, изучающая сущность, способы применения и совершенствования экономической информации. В частности, она занимается разработкой искусственных информационных языков, которые используются в работе с… … Экономико-математический словарь

теория экономической информации — Научная дисциплина, изучающая сущность, способы применения и совершенствования экономической информации. В частности, она занимается разработкой искусственных информационных языков, которые используются в работе с электронными вычислительными… … Справочник технического переводчика

Основные проблемы экономической статики и динамики: предварительный эскиз — «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИКИ И ДИНАМИКИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭСКИЗ» неоконченный труд русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева, созданный в период его заключения в Бутырской тюрьме с августа 1930 г. по февраль 1932 г. и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Макроэкономика — (Macroeconomics) Макроэкономика это наука, изучающая глобальные экономические процессы Определение понятия макроэкономика, макроэкономическая политика, функции и модели макроэкономического развития, макроэкономическая нестабильность и её… … Энциклопедия инвестора

Прибыль — (Profit) Прибыль это превышение всех доходов фирмы над её затратами Расчет прибыли предприятия с учетом доходов и расходов, формула налогооблагаемой прибыли и распределение чистой прибыли Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Основы экономической теории

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М.

Контрольные работы по дисциплине

Студенты выбирают вариант контрольной работы по последней цифре номера зачетной книжки.

Вариант 1.
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.

1. 1.Предмет и методы экономической науки

1. 2.Инфляция. Основные виды инфляции

Задание 2. Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные:

а) квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации;

б) в последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок;

в) медсестра Нина Сорина из Рязани переехала жить в Москву и хо­чет устроиться на работу в одну из московских поликлиник;

г) в период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9,7%; в разгар «Великой депрессии» 1933 года безработица достигла 25%;

д) много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы ос­тались без работы из-за изобретения специальных станков для изго­товления бутылок.
Задание 3.

В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированного горошка.

1.По данным таблицы изобразите графически кривые спроса и предложения

2. Если цена на банку фасоли составляет 8 рублей, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Какова их величина?

3. Если цена на банку фасоли составляет 32 рубля, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Какова их величина?

4.Чему равна равновесная цена и равновесный объем на данном рынке?

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.

Вариант 2
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.

1. 1. Рынок труда. Заработная плата, ее формы и виды.

  1. 2. Кредитно- денежная политика государства.

Задание 2
Установите соответствие между левой и правой колонками таблицы.

Известны следующие данные о величине дохода некоторых граж­дан, а также абсолютная величина налогов, уплаченная ими. Рассчи­тайте налоговую ставку. Определите, какой тип налога используется для расчетов.

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.

Вариант 3
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.

1. 1. Рынок земли и рента.
1. 2.Социальная политика государства.

Какие из нижеследующих экономических проблем относятся к микро- и макроэкономике? Объясните свое мнение,

б) низкая заработная плата в отдельных сферах услуг

в) курс рубля по отношению к доллару

г) почему цены на капусту колеблются чаще, чем цены на автомобили
Задание 3.

На основании приведенных ниже данных:

а) ^ Постройте кривую производствен­ ных возможностей, отложив на горизонтальной оси объемы производства автоматов, а на вертикальной телевизоров.

б) ^ Найдите точку , соответствующую производству 15 тыс. телевизоров и 4 млн. автоматов. Возможно ли такое производство? Эффективно оно или неэффективно?

Возможно ли производство 10 млн. автоматов и 16 тыс. телевизоров?

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.

Вариант 4
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.

1. 1. Издержки производства и их классификация. Прибыль.

Установите взаимосвязь между понятием в левой колонке и оп­ределением в правой.

. Совокупное предложение характеризуется следующими данными:

Постройте график совокупного предложения и графики совокупного спроса, соответствующие трем вариантам. Определите равновесный объем ВНП и равновесный уровень цен для каждого из трех вариантов.
Литература.

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.

Вариант 5
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.

1. 1. Спрос на товар и его графическое изображение. Факторы, влияющие на спрос.

1. 2. Налоги и их виды. Налогово-бюджетная политика государства.
Задание 2

1. Что из перечисленного ниже нехарактерно для фазы циклического подъема. Почему?

а) сокращение безработицы

б) рост общего уровня цен и заработной платы

в) увеличение прибылей корпораций

г) рост запасов непроданной продукции и недогрузка производственных мощностей

2. Разграничьте внешние и внутренние факторы экономических циклов:

а) изменения численности населения _

б) потребление ____________________

в) войны ______________________________

г) научно-технические революции _____

д) инвестирование ____________________

ж) изобретения ________________________„

з) политические и социальные явления

и) деятельность правительства _________

Задание 3. Определить, какова цена земельного участка, если землевладелец ежегодно получает 50 тыс. рублей земельной ренты, а банк выплачивает вкладчикам 10% годовых.
Литература.

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

Читайте так же:  Патент на изготовление ключей

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.
Вариант 6
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.
1. 1. Рынок и конкуренция. Типы рыночных структур.

1. 2. Валюта. Валютный курс. Международные валютные отношения.
Задание 2

Определите, верны ли следующие утверждения (правильный ответ подчеркните):

а) Предложение земли в данном географическом регионе весьма эластично по цене. (Неверно/Верно)

б) Величина ренты, получаемой с некоторого участка земли, определяется уровнем спроса на этот участок. (Неверно/Верно)

в) Чем выше рента от услуг участка земли, тем выше цена земли. (Неверно/Верно)

г) Ни один из землепользователей, за исключением сельскохозяйственных, не заинтересован в плодородии земли. (Неверно/Верно)

д) Местоположение земельного участка важно только для несельскохозяйственных пользователей и не оказывает абсолютно никакого влияния на ставку арендной платы, по которой фермер арендует этот земельный участок. (Неверно/Верно)
Задание 3.

По данным, представленным в таблице, рассчитайте:

  1. объем ВНП по потоку доходов;
  2. объем ВНП по потоку расходов;
  3. объем ЧНД.

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.

Вариант 7
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.
1. 1. Предложение товара и его графическое изображение. Факторы, влияющие на предложение

1. 2. Международное разделение труда и мировая торговля.
Задание 2.

. Верны ли нижеприведенные определения предмета экономической теории? Какое из них Вы предпочтете и почему:

а) наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

б) наука о том, как человек справляется со своими задачами в области потребления и производства;

в) наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и жизни общества;

г) наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей;

д) наука о богатстве

В стране насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возра­сте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу (это — до­мохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги). В стране 4 млн. 600 тысяч человек безработных и 1 млн. человек -работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день. Определите уровень безработицы в стране.
Литература.

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.
Вариант 8
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.
1. 1. Эластичность спроса и предложения.

1. 2. Цикличность экономики. Причины экономического цикла и его фазы.
Задание 2

1. На основании приведенных ниже данных определите:

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.

Вариант 9
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.

1. 1. Экономическая система. Основные типы экономических систем.

1. 2. Макроэкономика и ее основные показатели.
Задание 2

. Какое из приведенных ниже утверждений наиболее реалистично отражает последствия введения тарифов на импорт и почему?

Протекционистский тариф ведет к общему повышению уровня жизни.

Тариф не оказывает воздействия на номинальную заработную плату.

Тариф ведет к увеличению номинальной заработной платы и снижению занятости.

Реальные доходы населения, скорее всего, снизятся после введе­ния тарифных ограничений.

Предположим, Вы получили небольшое наследство от американ­ского дядюшки в 30 000 долл. Вы можете положить эти деньги в банк под 10% годовых. Допустим, Вы уверены в том, что в течение длительного периода времени эта ставка банковского процента оста­нется неизменной. Ваш знакомый предлагает вам купить у него весьма плодородный участок земли за полученные в наследство 30 000 долл. Вы говорите, что не собираетесь заниматься сельским хо­зяйством. Но знакомый уверяет Вас, что дело это весьма прибыль­ное, потому что Вы можете сдавать землю в аренду фермеру и полу­чать 2000 долл. ренты в год. Купите ли вы этот участок земли, ес­ли хотите получить самый высокий возможный доход на ваши 30000 долл. Почему?

1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2006 – 439с.

2.Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для сту- дентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002 – 272 с.

3. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2007 –383

4. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для сту-

дентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2003 – 288с.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. акад. В.И. Видяпина и др. – М.: ИНФРА – М,2008 – 432с.

6. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М. : КНОРУС, 2008.- 394с.

7.Янова В.В. Экономика. Курс лекций./ В.В Янова– М.: Экзамен, 2006 -382с.

Вариант 10
Задание 1. Дайте ответ на теоретические вопросы.

1. 1. Основные этапы развития экономической науки.
1. 2. Безработица: понятие, типы, последствия.
Задание 2

1. Что такое валютный или обменный курс? Что он характеризует? Что такое «прямая котировка»? Допустим, что 1 руб. равен 0,25 евро.

Какая это котировка ?

2. Что происходит с курсом национальной валюты, если на покупку иностранной валюты требуется затратить больше/меньше нацио­нальной валюты, чем раньше? Допустим, обменный курс изменился с 31 рубля за доллар до 30 рублей за доллар. Что произошло с кур­сом рубля и доллара?

3. Как понижение/повышение курса национальной валюты отра­жается на экспорте/импорте? Если японская иена обесценится по отношению к доллару США, как изменится спрос на японские компьютеры, продаваемые в США, и американскую шерсть, прода­ваемую в Японии?

4. Кто из участников внешней торговли выигрывает в результате па­дения/повышения курса национальной валюты и почему?

В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке мороженого

Похожие записи:

  • Приказ минтранса 147 от 30042019 логистика россии справочник по законам, документам, инструкциям, предписаниям, директивам Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. N 147 Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. Об утверждении Федеральных авиационных правил Требования к […]
  • Отчетность татфондбанка ПАО «Татфондбанк» Полное наименование ПАО «Татфондбанк» Город Казань Номер лицензии 3058 | Информация на сайте ЦБ Причина отзыв лицензии Дата 03.03.2017 Причина отзыва лицензии Решение о применении крайней меры воздействия принято Банком России в […]
  • Приказ на закрытие торговой точки какая форма заявления о закрытии торговой точки Какую форму заявления нужно предоставить в налоговую о закрытии одной из торговых точек. Я ИП. Спасибо заранее за ответ. Уточнение от 11 июля 2013 - 19:42Форма Заявления о закрытии ИП и закрытие одной […]
  • Приказ на выплату ежемесячной премии Что-то пошло не так Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши […]
  • Федеральный закон о приватизации 1991 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (в редакции от 20.12.2017) Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании […]
  • Кратко гражданский кодекс Что-то пошло не так Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши […]