Ликвидация учреждений дополнительного образования

ЛИКВИДАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Авторы:

Елена Казакова,
группа компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Обратите внимание, статья опубликована более двух лет назад (14 лет, 12 месяцев, 15 дней). За это время, законодательство могло измениться. Уточнить актуальность данной информации вы можете у наших специалистов, тел.: +7 (495) 287-16-75, 287-16-76.

Ликвидация юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы, — сложный, многоэтапный процесс. А при ликвидации образовательного учреждения возникают дополнительные трудности, связанные с юридической неопределенностью некоторых положений гражданского законодательства. Особенно это касается имущества и прав собственности на него.

Правовой статус НОУ

Сначала определим правовой статус негосударственного образовательного учреждения (далее — НОУ). Гражданский кодекс РФ в статье 120 и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) в статье 9 дают определение учреждения. Им признается некоммерческая организация, созданная собственником для некоммерческой деятельности и финансируемая им полностью или частично.

Некоммерческой же называется организация, не имеющая основной своей целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Закона № 7-ФЗ). Некоммерческие организации создаются для достижения целей, направленных на общественное благо, в том числе – и для образовательной деятельности.

Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

Примечание редакции

Субсидиарной называется ответственность, которую несет лицо в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства, дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. При отказе основного должника удовлетворить требование кредитора, оно может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Это положение обусловлено тем, что имущество учреждению передается собственником (учредителем) на праве оперативного управления. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение осуществляет ограниченные права в отношении переданного ему имущества лишь в пределах, установленных законом и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Например, учреждение вправе продать или сдать в аренду, переданную ему недвижимость только по разрешению собственника. При этом он может изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество у учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, основные признаки НОУ – это:

  • некоммерческая организация, осуществляющая образовательный процесс;
  • НОУ создается учредителем (собственником имущества) в форме учреждения;
  • имущество передается ему на праве оперативного управления;
  • НОУ отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Ликвидация некоммерческого образовательного учреждения — это официальное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Необходимо отметить, что признана банкротом может быть только коммерческая организация (за исключением казенных предприятий), или некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. То есть к учреждениям (и большинству других форм некоммерческих организаций) это понятие не применяется. Это правило закреплено и в нормах Гражданского кодекса РФ, и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако, об образовательных организациях в пункте 8 статьи 39 Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») написано, что они могут быть признаны банкротом на общих основаниях, установленных законодательством о банкротстве. Как и большинство положений специального законодательства об образовании эта норму можно понимать двояко. Либо имеется в виду, что банкротство для них возможно в том случае, если оно вообще возможно для некоммерческих организаций по законодательству о банкротстве, либо, что именно для НОУ банкротство возможно на общих основаниях с юридическими лицами иных организационно-правовых форм. Вероятно, первый вариант толкования более правильный, так как процедура банкротства, урегулированная на сегодняшний день нормами особого законодательства трудно применима для НОУ, учитывая, что ответственность по его долгам несет учредитель. В любом случае, положения Гражданского кодекса РФ являются приоритетными по отношению к специальному законодательству, в том числе и к Закону «Об образовании», и следовательно, признание НОУ банкротом невозможно.

Следовательно, НОУ может быть ликвидировано либо добровольно — по решению учредителей (или органа, уполномоченного на то учредительными документами организации), либо по решению суда. Суд может вынести решение о ликвидации организации из-за отсутствия у нее разрешения (лицензии), либо запрещенной законом или не соответствующей ее уставным целям деятельности. В суд с требованиями о ликвидации образовательного учреждения по таким причинам могут обратиться государственные органы. Например, Министерство образования может потребовать в судебном порядке ликвидировать НОУ за ведение образовательной деятельности без лицензии.

Однако на практике самым распространенным случаем для НОУ является именно добровольная его ликвидация.

Ликвидация по решению учредителя

Общий порядок добровольной ликвидации юридических лиц изложен в статьях 61 — 64 Гражданского кодекса РФ. Процесс ликвидации можно разделить на следующие этапы:

  • принятие учредителями решения о ликвидации юридического лица и создание ликвидационной комиссии;
  • выявление кредиторов, и принятие мер к возврату дебиторской задолженности;
  • составление промежуточного баланса;
  • удовлетворение требований кредиторов;
  • составление ликвидационного баланса.

Учредитель, прежде чем принимать решение о ликвидации НОУ, должен помнить, что в отличие от большинства организаций, НОУ отвечает по своим обязательствам только имеющимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности, требования кредиторов будут удовлетворены за счет имущества собственника учреждения. Поэтому учредителю необходимо оценить, достаточно ли у самого НОУ денег для расчетов с кредиторами, и не приведет ли ликвидация НОУ к его собственному банкротству или финансовым проблемам.

Наступление банкротства учредителя возможно при следующем варианте развития ситуации. Учредитель, принимая решение о ликвидации НОУ, рассчитал погашение его кредиторской задолженности с учетом имеющихся в наличии у НОУ денежных средств и своевременного возврата дебиторской задолженности. Но часть дебиторов отказалась погасить свои долги. Процесс ликвидации не имеет обратной силы, и кредиторы заявили свои требования, а денег для их удовлетворения не хватает. В этой ситуации кредиторы в соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса РФ имеют право обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части своих требований за счет собственника учреждения. Тогда уже учредитель НОУ за счет своего имущества будет удовлетворять притязания кредиторов.

Если денежных средств и имущества собственника достаточно для погашения «кредиторки», то собственник, пусть с финансовыми потерями, но сохраняет свой статус действующего юридического лица. В противном случае он становится банкротом и может быть ликвидирован по решению суда (ст. 65 Гражданского кодекса РФ). Подробно вся процедура банкротства юридических лиц отражена в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Во избежание возможного банкротства учредителя НОУ целесообразно до вынесения учредителем решения о ликвидации НОУ проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и активов как у НОУ, так и у его учредителей.

Ликвидация по решению уполномоченного органа НОУ

НОУ также может быть ликвидировано по решению органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами НОУ (п. 4 ст. 34 Закона «Об образовании»).

Отказ учредителей от права принимать решение о ликвидации созданного ими юридического лица, хотя и предусмотренный законом, может создать для них рискованную ситуацию. Передав решение этого вопроса к компетенции органов управления НОУ, собственники рискуют потерять контроль над ситуацией, что может создать угрозу их финансовому положению, так как именно учредители НОУ – последняя инстанция для удовлетворения требований кредиторов.

Приведем пример из практики. В уставных документах НОУ высшим органом управления является Попечительский совет. К его компетенции относится принятие решения о ликвидации НОУ. При этом в составе нет ни одного представителя учредителей. На своем очередном заседании Попечительский совет принял решение о ликвидации НОУ, сформировал ликвидационную комиссию, начав тем самым процедуру ликвидации. Учредитель, узнав об этом, выразил свое несогласие, но закон был на стороне Попечительского совета, так как в соответствии и с Гражданским кодексом РФ, и с Законом № 7-ФЗ, и с учредительными документами Попечительский совет был правомочен принимать такое решение. НОУ было ликвидировано.

Для того, чтобы не возникали подобные проблемы, учредителям НОУ рекомендуется внимательно изучать уставные документы. Так же следует обратить внимание на наличие возможных противоречий в компетенции различных органов управления НОУ. Различные органы управления НОУ не могут принимать решения по одним и тем же вопросам. Не допускается наделение полномочиями по принятию решения о ликвидации НОУ, например, Общего собрания учредителей с одновременным наделением аналогичными полномочиями другого органа управления, — например, директора.

Ликвидационная комиссия

После вынесения решения о ликвидации НОУ учредители или орган, принявший решение о ней, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), а так же определяет порядок и сроки ликвидации НОУ. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходит управление делами образовательного учреждения. Ликвидационная комиссия от имени НОУ в случае необходимости выступает и в суде.

Читайте так же:  Написание претензии на возврат товара

Формируя ликвидационную комиссию, в первую очередь следует руководствоваться уставными документами НОУ. В подавляющем большинстве случаев в уставных документах положения, регулирующие деятельность ликвидационной комиссии, носят чисто информационный характер. Это обусловлено тем, что законодательно не закреплены какие-либо специальные требования к членам ликвидационной комиссии. А также тем, что, создавая учреждение, его основатели меньше всего думают о ликвидации. Но если в уставных документах НОУ есть какие-либо специальные требования к членам ликвидационной комиссии (например, в ее состав не может входить директор), то их соблюдение строго обязательно.

Чаще всего ликвидационная комиссия формируется из 3-х человек, и ее работу возглавляет Председатель. Как правило, в ее состав входит директор и главный бухгалтер организации, а так же кто-либо из учредителей или их доверенных лиц.

В большинстве случаев работа в ликвидационной комиссии носит добровольный характер и не оплачивается, особенно это касается представителей учредителя, входящих в ее состав. Но если член комиссии работает на возмездной основе, то с ним заключают гражданско-правовой договор, в котором оговаривают условия оплаты его труда, перечень выполняемых обязанностей, сроки проведения мероприятий по ликвидации и т.д.

Если в состав ликвидационной комиссии входят сотрудники организации, то до момента окончания работы комиссии им начисляют и выплачивают заработную плату.

Порядок работы ликвидатора

В первую очередь, ликвидационная комиссия сообщает о ликвидации НОУ в регистрирующий орган (налоговую инспекцию). Уведомление заполняют по установленной форме и представляют в налоговые органы в течение трех дней с момента вынесения решения о ликвидации. [1]

Затем ликвидатор выявляет кредиторов. Для этого направляет им письменное уведомление и помещает в специализированных печатных изданиях публикации о ликвидации НОУ. В них должен быть указан срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. Этот срок не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сообщения. Обратите внимание, что при определении сроков ликвидации, комиссия должна учитывать не только время, которое требуется кредиторам для предъявления своих требований, но и время, необходимое НОУ для их удовлетворения. Учредитель или орган, принявший решение о ликвидации вправе установить любой срок более двух месяцев.

После этого комиссия принимает меры по возврату дебиторской задолженности. Это могут быть как устные или письменные требования, так и подача исковых заявлений в арбитражный суд о возврате задолженности недобросовестными дебиторами. Отметим, что если срок предъявления требований для кредиторов увеличен, то и у ликвидационной комиссии больше времени для принятия мер к возврату «дебеторки».

Далее комиссия рассматривает полученные требования кредиторов. Это позволяет определить количество и очередность удовлетворения их притязаний, а также размер кредиторской задолженности.

После выяснения задолженностей, начинается очень важный этап — составление промежуточного ликвидационного баланса НОУ. В промежуточном балансе отражают финансовое состояние учреждения и перечень требований кредиторов, подлежащих удовлетворению. Также в нем учитывают результаты инвентаризации, которую проводят при ликвидации в обязательном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители или орган, принявший решение о ликвидации. Этот документ обязательно предоставляют в налоговую инспекцию.

Следующий этап — удовлетворение требований кредиторов. Это происходит в течение двух месяцев со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Согласно статье 64 Гражданского кодекса РФ очередность удовлетворения требований кредиторов выглядит следующим образом:

  • в первую очередь удовлетворяют требования граждан, перед которыми ликвидируемое НОУ несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • во вторую очередь рассчитываются по выходным пособиям и оплате труда с лицами, работающими в НОУ по трудовому договору, в том числе по контракту, а так же по авторским договорам;
  • в третью очередь выполняют требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества НОУ;
  • в четвертую очередь погашают задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь рассчитываются с другими кредиторами.

Согласно статье 19 Закона № 7-ФЗ, кредиторам пятой очереди выплаты начинают по истечении месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. То есть, в течение первого месяца выплат должны быть удовлетворены требования первых четырех очередей последовательно. Такое требование вводится для того, чтобы погашение кредиторской задолженности не растягивалось во времени.

Когда все выплаты произведены, составляют ликвидационный баланс. В нем отражают состояние имущества и денежных средств НОУ после расчетов с кредиторами. Учредители, или орган, принявший решение о ликвидации утверждают ликвидационный баланс и представляют его в налоговый орган. Баланс может быть для учредителей как «положительным» (прибыльным), так и «отрицательным» (убыточным). В первом случае учредителю возвращают ранее переданное в оперативное управление имущество. Во втором случае учредитель видит кредиторскую задолженность, которую ему предстоит погасить за счет своего имущества. Ликвидационный баланс не может быть составлен ранее двух месяцев с момента публикации о ликвидации НОУ.

Последний шаг — уведомление налогового органа о ликвидации НОУ. Уведомления подают для внесения в реестры записи о ликвидации НОУ.

Кроме этих основных пунктов, к обязанностям ликвидационной комиссии может быть отнесена передача в архивы налоговых органов бухгалтерской и налоговой отчетности НОУ. А в местный архив — личных дел сотрудников, уничтожение печатей и штампов учреждения, подготовка заявлений о снятии с учета во внебюджетных фондах и др. Закрытием расчетных счетов НОУ в кредитных организациях тоже занимается ликвидатор. О закрытии счетов обязательно уведомляют налоговый орган.

Ликвидация учреждения считается завершенной, а НОУ – прекратившим свое существование, после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно статьям 44 и 49 Налогового кодекса РФ, налоговые обязательства прекращаются только после того, как организация, находящаяся в процессе ликвидации, рассчитается с бюджетом и внебюджетными фондами. Таким образом, пока идет процесс ликвидации, необходимо составлять налоговую отчетность и сдавать ее в налоговые органы в установленные сроки, а также уплачивать все налоги.

Обязанности налоговых органов при ликвидации НОУ

Налоговая инспекция, как регистрирующий орган, тоже имеет определенный круг обязанностей по отношению к ликвидируемому учреждению. Налоговики обязаны:

  1. Принять уведомление о ликвидации НОУ и внести соответствующую запись в реестры, с выдачей свидетельства о получении уведомления.
  2. Назначить дату и время проведения обязательной налоговой проверки. Выездную налоговую проверку в связи с ликвидацией организации, производят независимо от времени проведения предыдущей проверки (ст. 87 Налогового кодекса РФ).
  3. Принять промежуточный ликвидационный баланс НОУ.
  4. Принять ликвидационный баланс НОУ и выдать свидетельство о его принятии.
  5. Снять НОУ с налогового учета и выдать соответствующее свидетельство.
  6. Внести в реестр запись о ликвидации НОУ и выдать свидетельство.
  7. Опубликовать в специализированных изданиях сообщение о ликвидации НОУ.
  8. Принять в архив бухгалтерскую и налоговую отчетность учреждения.

Текущие обязательства при ликвидации НОУ

До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации, НОУ продолжает свою деятельность. Никто не освобождает НОУ от уплаты налогов, сдачи отчетности и исполнения своих остальных обязательств перед контрагентами. Следовательно, в течение всего процесса ликвидации учреждение продолжает оплачивать коммунальные услуги и арендную плату, производить расчеты с увольняемыми сотрудниками и т.д. Оплата может производиться за счет имеющихся в наличии у НОУ денежных средств, а при их отсутствии текущие платежи переносят в кредиторскую задолженность. В последнем случае требования кредиторов удовлетворяются по общим основаниям в порядке очередности.

Имущество ликвидированного учреждения

Вопросы, связанные с имуществом ликвидированного НОУ, наиболее сложны. Это связано с тем, что имущество учреждение может получать из разных источников, что влечет за собой различие в правах собственности на него. На схеме показаны 2 способа формирования имущества учреждения образования.

В первом случае непосредственная передача собственником имущества может происходить как в момент учреждения НОУ, так и в процессе его деятельности. К такой передаче относится, например, выделение средств по смете в целях финансирования деятельности НОУ. При втором способе имущество НОУ формируется за счет средств от самостоятельной деятельности и различного рода пожертвований, целевых взносов от юридических или физических лиц.

При первом способе формирования движимое и недвижимое имущество передается НОУ лишь в оперативное управление. Согласно пункту 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ НОУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, переданным ему, а так же приобретенным за счет средств, полученных по смете.

При втором способе полученное имущество не является имуществом, переданным в оперативное управление. Это положение подтверждается пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. В нем сказано, что если учреждение имеет право на приносящую доход деятельность, то доходы, полученные от нее, как и приобретенное за счет такой деятельности имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Получается, что учреждение образования одновременно обладает двумя различными правами в отношении своего имущества – правом оперативного управления на полученное от собственников имущество, и иным вещным правом на имущество, приобретенное за счет собственных средств.

Читайте так же:  Лицензия без носителя

В данном случае юридическая природа права на приобретенное за счет собственных средств имущество, весьма спорна. Ведь согласно статье 213 Гражданского кодекса РФ учреждение, финансируемое собственником, в принципе не может являться собственником какого-либо имущества. Однако, в соответствии с пунктом 7 статьи 39 Закона «Об образовании», образовательные учреждения имеют право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию. Это же право распространяется и на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности НОУ, а также на доходы от его собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

То есть законодатель сделал исключение из общего правила именно для образовательных учреждений. Но это исключение настолько идет в разрез с общеправовой доктриной о том, что учреждение – это специальная организационно-правовая форма юридического лица, основанная на несобственном имуществе, что представляется несколько спорным. Вероятно, до внесения соответствующих изменений в законодательные акты в части разъяснения природы вещного права всех учреждений на имущество, приобретенное за счет собственных средств, однозначно трактовать это положение сложно.

Согласно пункту 7 статьи 63 Гражданского кодекса РФ и пункту 3 статьи 20 Закона № 7-ФЗ имущество учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику учреждения, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами. Но статья 63 Гражданского кодекса РФ не указывает, какое конкретно имущество при ликвидации НОУ должно быть передано собственнику.

Если у ликвидированного НОУ нет имущества, приобретенного за счет собственных средств, то все оставшееся имущество в полном объеме, ранее переданное НОУ учредителем на праве оперативного управления, возвращают учредителю. При этом, согласно статье 39 Налогового кодекса РФ, не возникает реализации и, следовательно, такая передача имущества не подлежит налогообложению.

Если же положения статьи 63 Гражданского кодекса РФ применить в отношении имущества, приобретенного за счет собственных средств НОУ, то получается, что оно может быть передано как собственнику учреждения, так и иным юридическим или физическим лицам, которые указаны в учредительных документах НОУ.

В Гражданском кодексе РФ не содержится и прямых указаний о том, что собственником приобретенного в процессе деятельности учреждения имущества является учредитель НОУ. Это лишь косвенно следует из пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, где сказано о том, что оно поступает опять же лишь в оперативное управление НОУ. Не ясен и вопрос, каким образом должно распределяться имущество в том случае если учредителей несколько.

Из-за такой неопределенности природы вещного права, которым обладает НОУ на самостоятельно приобретенное имущество, возникает вопрос: каким образом для целей налогообложения трактовать передачу этого имущества учредителю при ликвидации НОУ.

Основным критерием реализации для целей налогообложения статья 39 Налогового кодекса РФ определяет переход права собственности на имущество. Так вот, если следовать позиции, что учредитель становится собственником имущества НОУ в момент его приобретения учреждением, то при передаче этого имущества учредителю в процессе ликвидации не происходит реализации для целей налогообложения. Если же, в соответствии с законодательством об образовании, придерживаться позиции, что это имущество — собственность НОУ, то передача при ликвидации должна оцениваться как безвозмездная передача права собственности на имущество и признаваться для целей налогообложения реализацией.

Еще одним правовым казусом является пункт 10 статьи 39 Закона «Об образовании». Там сказано, что при ликвидации образовательного учреждения его собственные денежные средства и иные объекты за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствие с уставом образовательного учреждения. Эта норма является практически не выполнимой, так как не разрешены вопросы как о собственности образовательных учреждений, так и о нормативном определении понятия «цели образовательного процесса».

Если следовать этому положению буквально, то имущество, полученное НОУ из иных источников и являющееся его собственностью, не может быть переданного учредителю при ликвидации НОУ, если сам учредитель не является участником образовательного процесса.

Получается, что судьба такого имущества должна быть определена в уставе НОУ, так как в противном случае распоряжение ими не представляется возможным. Причем в уставе должна быть оговорка о целевом использовании этого имущества его получателем.

Если же исходить из того, что норма Закона «Об образовании» о закреплении имущества на праве собственности за учреждением не подлежит применению, то собственником этого имущества является учредитель НОУ, и пре передаче проблем не возникает.

Вопросы вызывают и способы выполнения требований кредиторов образовательного учреждения. На схемах приведены варианты погашения кредиторской задолженности НОУ за счет имущества учреждения

Невозможность взыскания кредиторской задолженности за счет имущества учреждения обусловлена следующими причинами:

  1. Учреждение не является собственником переданного ему имущества, так как имущество получено на праве оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).
  2. Учреждение не вправе распоряжаться имуществом, переданным или приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 Гражданского кодекса РФ). В данном случае денежные средства рассматриваются как имущество.

Как видно из схем, требования кредиторов могут быть обращены только на денежные средства НОУ, полученные от результатов приносящей доход деятельности учреждения, при условии, что учредительными документами было закреплено его право на такую деятельность.

Прекращение образовательного процесса

В случаях прекращения деятельности государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения, учащихся переводят в другие учебные заведения (ст. 50 Закона «Об образовании»). Для случая ликвидации негосударственного образовательного учреждения законодательство не содержит никаких разъяснений о том, как быть с обучающимися в нем лицами. Безусловно, необходимо вернуть остатки платы за обучение тем, кто обучался на платной основе. При этом студентов-платников в этом случае следует расценивать как кредиторов пятой очереди. Так же всем обучавшимся необходимо выдать Академические справки, в которых указывают количество прослушанных часов по каждому предмету и полученные оценки. В настоящий момент перевод обучающихся лиц НОУ в другие образовательные учреждения в обязательном порядке не предусмотрен. [2]

Бухгалтерскую и налоговую отчетность при ликвидации юридического лица сдают в архив налоговых органов, сведения о работниках (личные дела, приказы и т.д.) — в местный архив, учредительные документы юридического лица остаются в распоряжении учредителей. А вот куда следует сдать сведения об обучавшихся НОУ лицах, закон не регламентирует. Этот вопрос остается на усмотрение руководителей и учредителей ликвидированного НОУ. Все сведения об обучавшихся лицах можно по собственной инициативе передать в местный архив.

[1] Уведомление составляют по форме, утвержденной постановлением Правительства России от 19 июня 2002 г. № 439.

[2] Формы Академической справки для средних и высших учебных заведений приведены в постановлениях Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. № 8 и от 30 ноября 1994 г. № 9 соответственно.

Опубликовано:

«Учет в сфере образования», №3, 2004(Отраслевое приложение к журналу «Главбух»)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание настоящей статьи

Согласована оптимизация 16 учреждений образования Ненецкого округа

О реорганизации государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Музея детского творчества Санкт-Петербурга Детский Эрмитаж в форме присоединения к государственному образовательному учреждению дополнительного образования

2. Утвердить состав комиссии по реорганизации ГОУ ДОД Музей детского творчества «Детский Эрмитаж» и ГОУ ДОД ГОУ ДОД СПб ДУМ согласно приложению.

6.3. Уведомить работников ГОУ ДОД ДУМ о присоединении к нему ГОУ ДОД Музея детского творчества «Детский Эрмитаж» в срок до 25.06.2006.

7.7. Передать фактический контингент обучающихся по состоянию на конец 2005/2006 учебного года в срок до 01.08.2006.

8.3. Подготовить внесение изменений в учредительные документы ГОУ ДОД ДУМ и представить их на утверждение в Комитет по образованию до 25.08.2006.

9.1. Предусмотреть расходы на выплаты пособий уволенным и нетрудоустроенным работникам ГОУ ДОД ДУМ и ГОУ ДОД Музея детского творчества «Детский Эрмитаж».

9.2. Произвести необходимые изменения бюджетных назначений ГОУ ДОД ДУМ за счет ассигнований по ГОУ ДОД Музею детского творчества «Детский Эрмитаж».

11. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета Г.А.Соколенко.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Если в наименовании детских школ искусств (в том числе по различным видам искусств) употребляется специальное название, вид учреждения не указывается.

оказывает образовательные услуги, предусмотренные уставом учреждения, в интересах личности, общества, государства.

удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

8. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями и иными организациями, в том числе и иностранными.

10. Язык (языки), на котором (которых) ведутся обучение и воспитание в учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения*(2).

12. Учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. Учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований;

Читайте так же:  Может ли пенсионер мвд уволится без отработки

19. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных образовательных программ.

23. Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по дополнительным образовательным программам различной направленности.

Учреждение определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

35. Права и обязанности работников учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом учреждения и трудовым договором.

структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников*(9);

заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования*(10).

40. Устав учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием работников учреждения и утверждаются учредителем в установленном порядке.

планирует, организует и контролирует образовательную, учебно-методическую, творческую и хозяйственную деятельность учреждения;

обеспечивает сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении учреждения;

в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, утверждает локальные акты, в том числе правила внутреннего распорядка учреждения;

распоряжается имуществом учреждения в пределах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

открывает лицевые счета и (или) счета в кредитных организациях в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(11).

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО 1 об оспаривании решений органа местного самоуправления, суд

Кроме того, просит приостановить действия оспариваемых постановлений до вступления в законную силу решения суда.

Представитель заинтересованного лица ДЮСШ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен. Причину неявки не сообщил.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО 1 по следующим основаниям.

ФИО 1 просит признать незаконным постановление администрации муниципального района № 13 от 12.01.2011г и № 36 от 19.01.2011г.

Согласно п. 8.1. Устава ДДТ, деятельность Учреждения может быть прекращена путем реорганизации или ликвидации.

На основании п. 8.4. Устава ДДТ ликвидация или реорганизация учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года.

Согласно п.8 ч.4 ст. 12 Закона к образовательным относятся, в том числе учреждения дополнительного образования детей.

В удовлетворении заявленных требованиях ФИО 1 об оспаривании решений органов местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в Краевой суд через районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Если в наименовании детских школ искусств (в том числе по различным видам искусств) употребляется специальное название, вид учреждения не указывается.

оказывает образовательные услуги, предусмотренные уставом учреждения, в интересах личности, общества, государства.

Регистрация учреждений дополнительного образования детей

удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

8. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями и иными организациями, в том числе и иностранными.

10. Язык (языки), на котором (которых) ведутся обучение и воспитание в учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения 2 .

12. Учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. Учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований;

19. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных образовательных программ.

23. Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по дополнительным образовательным программам различной направленности.

Учреждение определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

35. Права и обязанности работников учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом учреждения и трудовым договором.

структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников 9 ;

заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования 10 .

40. Устав учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием работников учреждения и утверждаются учредителем в установленном порядке.

планирует, организует и контролирует образовательную, учебно-методическую, творческую и хозяйственную деятельность учреждения;

обеспечивает сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении учреждения;

в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, утверждает локальные акты, в том числе правила внутреннего распорядка учреждения;

распоряжается имуществом учреждения в пределах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

открывает лицевые счета и (или) счета в кредитных организациях в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 11 .

Модельный устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

— приобщение детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни, организация их досуга и свободного времени;

— профориентация детей, подростков и молодежи по социально затребованным видам и типам профессиональной деятельности;

— создание научно-методических материалов по проблемам воспитания молодежи, психологии внутригруппового и межличностного общения, семейного воспитания.

— принимает участие в разработке и реализации региональной программы по воспитанию и образованию молодежи (наименование муниципального образования);

— организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);

3.3. Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом.

3.4. Права Учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством Российской Федерации.

— получать и использовать доходы от разрешенной настоящим Уставом предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;

— обеспечивать сохранность, эффективное и целевое использование имущества, закрепленного собственником за Учреждением на праве оперативного управления;

5.2. Участниками образовательного процесса являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители (лица, их заменяющие).

Занятия могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

Программы и учебные планы Учреждения утверждают Совет Учреждения, педагогический совет, директор Учреждения.

Учреждение осуществляет профессиональную подготовку детей и подростков при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Обучающимся, сдавшим квалифицированные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) установленного образца.

ж) издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения, распределяет обязанности между работниками Учреждения;

з) представляет интересы Учреждения в судах, органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также организациях;

к) назначает на должность и освобождает от должности руководителей филиалов и представительств Учреждения;

— получать в связи с исполнением должностных полномочий денежное и иное вознаграждение, не предусмотренное трудовым договором.

— принятие положений, правил, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса Учреждения;

6.9. В Учреждении создаются педагогический и методический советы, действующие на основе своих положений, утвержденных руководителем Учреждения.

7.3. Учреждение проходит государственную аттестацию и аккредитацию в установленном Законом Российской Федерации «Об образовании» порядке.

— свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающихся;

7.6. Все работники Учреждения обязаны уважать права и свободы ребенка, подростка, юноши, применять методы воспитания, не унижающие личность воспитанника.

8.4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Учреждения.

Похожие записи:

  • Нотариус актау 4 мкр Нотариусы в Актау АЙЫМБЕТОВ К. Б., нотариус28 а мкр., дом 4.Телефон . 40-22-86 АКБУЛАТОВА Е. К., нотариус2 мкр., дом 70.Телефон . 50-28-88 АТАБАЕВА Г. Ж., нотариус15 мкр., дом 67 б.Телефон . 42-20-66Телефон . 31-85-20Телефон . 31-85-15 АУБАКИРОВА […]
  • Приказ минспорттуризма 305 Приказ минспорттуризма 305 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам […]
  • Образец заявления на вывоз ребенка за границу через суд Образец искового заявления о разрешении выезда ребёнка за границу В соответствии с частью 2 статьи 27 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободный выезд за пределы России. Если несовершеннолетний гражданин выезжает из Российской […]
  • Закон о тишине московской области 2019 Закон о тишине в московской области с 1 января 2019 Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области (с изменениями на 12 декабря 2019 года) с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут ежедневно в отношении защищаемых объектов, […]
  • Федеральный закон 138 фз Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N […]
  • Фгос начального общего образования приказ 373 от 06102009 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 г. Москва "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства […]