Меморандум и договор

Меморандум о намерениях образец бланк

Меморандум иначе называется соглашением, или договором о намерениях, и схож по своей правовой природе с предварительным договором.

Приобретает же его силу соглашение лишь в случае, когда в тексте содержатся четкая формулировка о обязанностях заключить основной договор в дальнейшем.

Соглашение о намерениях имеет несколько задач:

  1. Зафиксировать условия соглашения, которые существуют на данный момент. В общем порядке установить границы предполагаемых обязательств или ответственности, варианты взаимодействия и прочие моменты.
  2. Психологическое значение принятых на себя обязательств, так как невыполнение их грозит потерей деловой репутации.

Правила заключения договора о намерениях

Закрепляться достигнутый уровень в переговорах сторон должен быть по правилам в письменной форме, а по желанию и в нотариальном порядке. Все зависит от характера договора, который должен быть подписан на основании изложенных намерений.

Заключать его могут как двое, так и более лиц, при этом могут быть как граждане, так и юридические лица. В последнем случае необходимо иметь доверенность на представление интересов компании.

Не лишним будет подробно указать место и время подписания основного договора. А подробное изложение принятых на настоящий момент условий поможет избежать нежелательных перемен в этом отношении.

Часто, для заключения сделки необходимо пройти подготовительные этапы, такие как наем помещения, взятие кредитных средств, получение лицензий. Чтобы все эти мероприятии были проделаны не зря, сторонами заключается такое письменное засвидетельствование своих намерений, которое призвано служить гарантом стабильности ситуации.

Так как при возникновении конфликта возможно обращение в суд для принудительного исполнения его условий.

Порядок составления договора

Заполнение соглашения или договора о намерении, должно быть в той же форме что и предстоящий сторонам договор.

Но есть ряд общих условий, которым он должен соответствовать:

  • место составления и дата;
  • название документа;
  • стороны, которые приняли решение о фиксации своих намерений, их реквизиты;
  • далее по тексту основная суть договоренностей: варианты, границы, всевозможные моменты, которые к тому моменту уже обговорены, хоть и в общем порядке;
  • само обязательство заключить определенный договор, срок, который на это дан, место и время;
  • права и обязанности.

Ниже расположен типовой бланк и образец меморандума о намерениях вариант которого можно скачать бесплатно.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «МЕМОРАНДУМ» в других словарях:

МЕМОРАНДУМ — (лат. memorandum, означает: что должно помнить). 1) дипломатическая нота, памятная записка, излагающая взгляд правительства на известное дело. 2) напоминательное письмо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка

Меморандум — (от лат. memorandum то, о чём следует помнить). Термин «меморандум» включает ряд значений: В Викисловаре есть статья «меморандум» Дипломатический документ, излагающий фактическую или юридическую сторону какого либо вопроса. Докладная… … Википедия

меморандум — См … Словарь синонимов

Меморандум — от лат. memorandum то, о чем следует помнить, англ. memorandum А. Список видов риска в страховых полисах, страхование от которых не производится. Б. Франшизы, используемые страховщиком и сведенные для удобства пользования в общую таблицу. В.… … Словарь бизнес-терминов

МЕМОРАНДУМ — (латинское memorandum, буквально то, о чем следует помнить), дипломатический документ, излагающий фактическую, документальную или юридическую сторону какого либо вопроса. Обычно прилагается к ноте либо вручается лично представителю другой страны … Современная энциклопедия

МЕМОРАНДУМ — (лат. memorandum букв. то, о чем следует помнить), дипломатический документ, излагающий фактическую, документальную или юридическую сторону какого либо вопроса. Обычно прилагается к ноте либо вручается лично представителю др. страны … Большой Энциклопедический словарь

МЕМОРАНДУМ — МЕМОРАНДУМ, меморандума, муж. (лат. memorandum что надо помнить ) (офиц.). 1. Дипломатическая нота с изложением взглядов правительства на какой нибудь вопрос. 2. В торговле письмо с напоминанием о чем нибудь. 3. В разных учреждениях разъясняющая… … Толковый словарь Ушакова

МЕМОРАНДУМ — МЕМОРАНДУМ, а, муж. (офиц.). Вручаемый представителю другой страны дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой н. вопрос. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

МЕМОРАНДУМ — (Memorandum) вообще отметка всего достойного запечатления в памяти, а в частности так названы помещенные в морских страховых полисах условия, по которым Страховщик совершенно не отвечает за частичный убыток, возникший при перевозке груза ржи,… … Морской словарь

Меморандум — (лат., буквально: что должно помнить ) памятнаязаписка, в частности дипломатическая нота, в которой излагаетсяисторическое положение какого либо вопроса и образ действий данногоправительства по этому вопросу. В торговле М. называются… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Меморандум и договор

В последнее время на практике достаточно широкое применение получают меморандумы. Меморандумы заключают уполномоченные органы с местными исполнительными органами, государственные органы с общественными организациями, меморандумами оформляются достигнутые договоренности между государственными органами и представителями бизнеса. Вместе с тем, участник при подписании такого документа не всегда понимает его суть, что, в принципе, логично, поскольку в действующем законодательстве Казахстана отсутствует единообразие в данном вопросе, что, естественно не может не сказываться на правоприменительной практике.

Какова правовая природа меморандума? Какие правовые последствия для участников он порождает? В чем его отличие от договора? Вот те вопросы, на которые стоит ответить перед подписанием такого документа.

Целью исследования является определение соотношений «меморандум» и «договор», выработка практических рекомендаций для лиц, участвующих в подписании меморандумов в Казахстане.

При написании работы применялись общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия), методы теоретического анализа (системный подход, логический), методы эмпирического исследования (сравнение, группирование) и др.

При соблюдении в целом системного похода применялись формально-юридический, сравнительно-правовой частно-научные методы.

Системный подход, позволяя анализировать и синтезировать данные, полученные в результате различных исследований, предоставил возможность сформировать целостное представление о предмете анализа, выявить многообразие связей его компонентов и свести их в единую теоретическую систему.

Применение формально-юридического метода было важным при формировании отличительных особенностей отдельных правовых категорий, а также для анализа правовых норм, присутствующих, как в действующем законодательстве.

Сравнительно-правовой метод позволил провести анализ международного опыта использования понятие «меморандум» и сопоставить его с условиями его использования в отечественной правоприменительной практике, соотнести характерные черты понятий «меморандум» и «договор».

Термин «меморандум» содержится в тексте 1101 нормативно-правового акта Республики Казахстан. Но, ни в одном из них нет общего определения данного понятия.

В отдельных источниках определяется процедура утверждения и содержание этого документа применительно к конкретной сфере, например, в п. 8 ст. 1-1 Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2001 года № 178-II «О Банке Развития Казахстана» меморандум определяется как «Меморандум о кредитной политике Банка Развития, утверждаемый национальным управляющим холдингом» [1]. Аналогичная ситуация в п. 6 ст. 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV, который указывает на то, что Меморандум разрабатывается в реализацию Стратегического плана развития Республики Казахстан на 10 лет, подписывается первым руководителем и утверждается в месячный срок со дня подписания закона о республиканском бюджете [2].

В других источниках законодатель просто ограничивается указанием на то, что тот или иной уполномоченный орган имеет право заключать Меморандум. Например, в пп. 17 п. 1 ст. 7 Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» закреплено, что уполномоченный орган осуществляет функции по «заключению меморандумов с руководителями местных исполнительных органов, направленных на достижение конечных результатов деятельности в области здравоохранения» [3]. Похожую норму содержат ст.17 Кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III «Экологический кодекс Республики Казахстан», в силу которой уполномоченный орган в области охраны окружающей среды «заключает соглашения и меморандумы в области охраны окружающей среды» [4]; пп. 2-1 п. 1 ст. 29 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», согласно которой Аким области, города республиканского значения, столицы в соответствии с законодательством Республики Казахстан подписывает меморандум, содержащий ключевые целевые индикаторы, достижение (выполнение) которых обязуется обеспечить в пределах бюджетных средств в плановом периоде и многие другие нормативные акты [5]. Но, ни в одном из них не раскрывается суть данного понятия.

Отсутствует также единообразие в толковании термина «меморандум» в подзаконных нормативных актах и, соответственно, в правоприменительной практике. Например, в пп. 228 п. 16 Положения о Министерстве энергетики Республики Казахстан, утвержденном Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 994 центральный аппарат Министерства «заключает соглашения и меморандумы в области охраны окружающей среды» [6]. В данном акте понятия «меморандум» и «соглашения» рассматриваются как разнопорядковые. В то же время, в пп. 51 п. 18 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденном Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 ведомства правомочны «заключать меморандумы (соглашения) с руководителями местных исполнительных органов, направленные на достижение конечных результатов деятельности в регулируемой сфере» [7]. В данной норме понятия «меморандум» и «соглашения» рассматриваются как синонимы.

Читайте так же:  Как узнать когда придет налог за квартиру

Так в чем же правовая сущность меморандума?

Понятие «меморандум» широко известно международному праву. Большой юридический словарь содержит несколько значений данного понятия:

1. дипломатический документ, в котором подробно излагается фактическая сторона международного вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства;

2. письмо с напоминанием о чем-либо (в торговле);

3. докладная записка, служебная справка;

4. перечисление в страховых полисах (особенно морских) опасностей, страхование от которых не производится;

5. документ, содержащий информацию для потенциального инвестора [8].

Иными словами, меморандум – это документ, содержание которого видоизменяется в зависимости от сферы его использования.

Если рассматривать его, как дипломатический документ, то он содержит детальное обоснование позиции одной из сторон, со ссылками на иные документы и аналитические данные, является приложением к дипломатической ноте и вручается лично представителю государства, с которым ведутся переговоры. В политической сфере под меморандумом принято понимать многостороннее соглашение (между государствами, партиями, общественными организациями), в котором представлена или описана общая линия взаимодействия.

В рамках делопроизводства и организации деятельности конкретного юридического лица, меморандум – это подобие служебного письма или докладной записки.

В рамках торговых отношений меморандум является документом, напоминающим о финансовых обязательствах или обязательств в рамках заключенного договора.

Страховой полис может иметь в качестве одного из дополнений меморандум – документ, перечисляющий обстоятельства при которых выплаты страхового характера осуществляться не будут и раскрывающий их суть. Меморандумы чаще всего прилагаются к полисам при страховании морских перевозок.

Инвестиционные меморандумы, как разновидность юридических документов, содержат в себе информацию для потенциальных инвесторов.

Меморандумы также составляются юристами в ходе правовой оценки документов и договоров. В этом случае они являются неким подобием письменной консультации.

Таким образом, под понятие меморандум попадает широкий спектр юридических документов, используемых в различных сферах деятельности.

Вместе с тем, не совсем понятно, какое из этих значений следует применять, например, к подписанному в марте месяце 2015 года Министром здравоохранения и социального развития РК и руководителями профессиональных фармацевтических ассоциаций Казахстана, Меморандуму по сдерживанию цен на 200 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения? Можно ли рассматривать данный документ как договор? Будут ли из данного меморандума вытекать обязательства, обязательные к исполнению?

Гражданский кодекс понятием «меморандум» не оперирует. В соответствии с п. 1 ст. 378 ГК РК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [9]. Можно ли меморандум признать договором, учитывая то, что в соответствии с п. 2 ст. 380 ГК РК стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством?

Для того, чтобы меморандум признать договором необходимо чтобы такой меморандум:

1. содержал согласованную волю двух и более лиц, поскольку договор это соглашение;

2. порождал, изменял или прекращал права и обязанности у сторон;

3. был заключен с учетом принципов свободы договора и равенства сторон.

В последнее время широко распространено мнение о том, что понятие договора выходит за пределы гражданского права. Вот, к примеру, некоторые виды договоров, заключаемые в различных сферах экономики и регулируемые различными отраслями права.

1) Земельное право. Здесь заключают договоры купли-продажи – при предоставлении земельных участков в собственность, аренды – при предоставлении их во временное землепользование; договоры на передачу земельного участка (купли-продажи, аренды) договоры залога. Все эти договоры являются гражданско-правовыми.

2) Горное право. При предоставлении недр в пользование заключается контракт на разведку и (или) добычу. Несомненно, это гражданско-правовой контракт, в котором одной из сторон выступает государство.

3) Экологическое право. Здесь появляется все больше договоров, связанных с охраной окружающей среды, и все они носят гражданско-правовой характер.

4) Трудовое право. Трудовой контракт во всех западных юрисдикциях рассматривается как разновидность гражданско-правового контракта. Рабочая сила рассматривается там как товар, и ее купля-продажа или наем оформляются таким же контрактом, что и отчуждение другого товара [10].

Из этого следует, что все договоры в частноправовой сфере являются гражданско-правовыми. Конечно, в каждой отрасли права есть свои особенности, связанные со степенью вмешательства государства в частноправовые отношения (например, в земельных отношениях) или в преимуществе одной из сторон (например, в трудовых отношениях). Но эти особенности проявляются везде, в том числе в чисто гражданско-правовых договорах. Например, специфика трудового договора заключается в наличии серьезного преимущества у работодателя. Но такие же договоры есть в гражданском праве: публичный договор, договор присоединения, банковские договоры, страховые договоры, вообще любые договоры, в которых проявляется приоритет производителя. То есть во многих договорах есть «сильная» сторона и «слабая» сторона [10].

На эти случаи рассчитаны меры по защите прав «слабой» стороны в договоре: например, защита прав потребителя. Та же схема применяется в трудовом договоре. Но он будет неизбежно все более развиваться по направлению к обычному гражданско-правовому контракту. Примером тому является то, как распределены отношения «работодатель-работник» в новом Трудовом кодексе, который вступит в силу 1 января 2016 года.

Поэтому, исходя из текста меморандума, прав, обязанностей и ответственности сторон, которые в нем прописаны меморандум фактически может являться договором и быть признан таковым судом в случае возникновения спора, независимо от его названия. Поскольку в соответствии со ст. 392 ГК РК при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. И если буквальное толкование не позволяют определить содержание договора, выясняется действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон [9].

Из этого также следует, что государственные органы при подписании конкретного меморандума рискуют выйти за пределы своих полномочий, детализируя его условия, поскольку при этом возможно фактически они заключают договор, на подписание которого они не уполномочены.

На основании изложенного, можно сделать общий вывод о том, что под названием «меморандум» могут скрываться совершенно разные по своей юридической природе документы: от ни к чему не обязывающих декларации, до договоров, подкрепленных серьезным механизмом обеспечения исполнения вытекающих из них обязательств.

Таким образом, прежде чем судить о характере и содержании меморандумов, необходимо ознакомиться с их текстами в каждом отдельном случае.

По результатам проведенного рассмотрения можно прийти к выводу о том, что подавляющее большинство меморандумов, заключающихся на практике, являются ни к чему не обязывающими декларативными документами, не являющимися юридическим обременением для сторон его заключивших, направленными на формирование общественного мнения, на улучшение имиджа органов исполнительной власти и т.д. По сути, это декларативный документ, не обеспеченный мерами принудительного исполнения.

Вместе с тем, содержание отдельных меморандумов может быть настолько детально прописано, а взаимоотношения сторон столь четко определены и расписаны, что они могут быть приравнены к договорным обязательствам и обязательны к исполнению.

Поэтому, прежде чем подписывать меморандум, связанный с финансовыми обременениями, необходимо обратить внимание на то, как прописаны взаимные права и обязанности, присутствует ли раздел об ответственности, что определяется в качестве предмета соглашения и уполномочены ли лица, инициирующие его подписание, на то действующим законодательством.

Меморандум о взаимопонимании (медиация)

Меморандум о взаимопонимании (промежуточный)

г. Москва «___»____________ 20___г.

_________________________________________________ (наименование организации, Ф.И.О), в лице ______________________________________ (паспортные данные для физического лица), действующего на основании ______________________________________________, именуемое (-ый, -ая) в дальнейшем «Сторона 1», с одной стороны, и __________________________________________________ (наименование организации, Ф.И.О), в лице ______________________________________ (паспортные данные для физического лица), действующего на основании ______________________________________________, именуемое (-ый, -ая) в дальнейшем «Сторона 2» с другой стороны, вместе далее именуемые «Стороны», заключили настоящий Меморандум о нижеследующем:

1. Сторона 1 и Сторона 2 заключили настоящий Меморандум в связи с перерывом между совместными встречами в процедуре медиации по спору _______________ по договору (в связи с договором) N ___ от _____ 20 __ г., начатую в соответствии с Соглашением о проведении процедуры медиации N ____ от _______20 __ г. и проводимую при содействии медиатора _______ в соответствии с Порядком проведения процедуры медиации, определенным медиатором.

2. Настоящий Меморандум не возлагает на подписавшие его Стороны каких-либо юридических обязательств, в том числе финансовых, либо обязательств по дальнейшему заключению договоров.

Читайте так же:  Судебно-медицинская экспертиза тверь

3. Сторона 1 и Сторона 2 подводят итог обсуждениям, прошедшим в рамках процедуры медиации во время совместной встречи «___» ______ 20__г., в виде сделанных и принятых предложений, которые при обоюдном согласии сторон впоследствии могут содействовать конструктивному и продуктивному, взаимовыгодному взаимодействию сторон друг с другом.

4. Предварительные, возможные договоренности сторон, отраженные в меморандуме, могут быть использованы в случаях, когда стороны считают необходимым обратиться к консультанту или иному эксперту, с соблюдением требований конфиденциальности

5. Стороны в любое время могут обратиться за помощью к соответствующим специалистам, либо в соответствующие организации или органы власти.

6. Настоящий Меморандум является конфиденциальным. Содержание настоящего меморандума может быть раскрыто только для получения консультации в соответствии с п. 4 настоящего Меморандума, для совершения определенных в Меморандуме действий и в иных случаях, предусмотренных законом, если стороны не договорятся об ином.

7. Сторона 1 и Сторона 2 подтверждают, что представленная ими в процессе медиации информация была полной и достоверной.

8. На основании представленной информации стороны договорились о нижеследующем:

(Содержание договоренностей и сроки их исполнения)

Сторона 1 обязуется ________________________________;

Сторона 2 обязуется ________________________________.

9. Стороны будут руководствоваться настоящим Меморандумом при взаимодействии друг с другом как во время проведения процедуры медиации, так и при иных обстоятельствах.

10. В случае возникновения разногласий или трудностей в связи с реализацией или толкованием достигнутых договоренностей по настоящему Меморандуму стороны свяжутся с медиатором и, в случае необходимости, назначат следующую совместную встречу на более ранний срок.

11. Настоящий Меморандум оформлен в _______ экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон и медиатора.

Меморандум о взаимопонимании (заключительный)

г. Москва «___»____________ 20___г.

_________________________________________________ (наименование организации, Ф.И.О), в лице ______________________________________ (паспортные данные для физического лица), действующего на основании ______________________________________________, именуемое (-ый, -ая) в дальнейшем «Сторона 1», с одной стороны, и __________________________________________________ (наименование организации, Ф.И.О), в лице ______________________________________ (паспортные данные для физического лица), действующего на основании ______________________________________________, именуемое (-ый, -ая) в дальнейшем «Сторона 2» с другой стороны, вместе далее именуемые «Стороны», заключили настоящий Меморандум о нижеследующем:

1. Сторона 1 и Сторона 2 завершают процедуру медиации по спору _____________ по договору (в связи с договором) N ___ от _____ 20 __ г., начатую в соответствии с Соглашением о проведении процедуры медиации N ____ от _______ 20 __ г. и проведенную при содействии медиатора _______ в соответствии с Порядком проведения процедуры медиации, определенным медиатором.

2. Срок, в течение которого проводилась процедура медиации: ____________________.

3. Настоящий Меморандум не возлагает на подписавшие его Стороны каких-либо юридических обязательств, в том числе финансовых, либо обязательств по дальнейшему заключению договоров.

4. Сторона 1 и Сторона 2 подводят итог обсуждениям, прошедшим в рамках процедуры медиации, в виде сделанных и принятых предложений, которые при обоюдном согласии сторон впоследствии могут стать основой медиативного соглашения, а также содействовать конструктивному и взаимовыгодному взаимодействию сторон друг с другом.

5. Предварительные, возможные договоренности сторон, отраженные в Меморандуме, могут быть использованы в случае необходимости заключения соглашения и в иных случаях, когда стороны считают необходимым обратиться к консультанту или иному эксперту, с соблюдением требований конфиденциальности

6. Стороны в любое время могут обратиться за помощью к соответствующим специалистам, либо в соответствующие организации или органы власти.

7. Настоящий Меморандум является конфиденциальным. Содержание настоящего Меморандума может быть раскрыто только для получения консультации в соответствии с п. 5 настоящего Меморандума, для совершения определенных в Меморандуме действий и в иных случаях, предусмотренных законом, если стороны не договорятся об ином.

8. Стороны подтверждают, что представленная ими в процедуре медиации информация была полной и достоверной.

9. На основании представленной информации Стороны договорились о нижеследующем:

(Содержание договоренностей и сроки их исполнения)

Сторона 1 обязуется __________________________;

Сторона 2 обязуется ___________________________.

10. В случае возникновения разногласий или трудностей в связи с реализацией или толкованием достигнутых договоренностей по настоящему Меморандуму стороны рассмотрят возможность и необходимость возобновления процедуры медиации.

11. Настоящий Меморандум оформлен в _______ экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон и медиатора..

12. Настоящий Меморандум действует с момента подписания и действует до момента надлежащего исполнения Сторонами своих обязательств.

Меморандум: основные понятия

Если попытаться дать определение понятию «меморандум» буквально в двух словах, то это — юридический документ, его содержание видоизменяется в зависимости от сферы его использования.

Меморандумы – неотъемлемая часть международных отношений.

Если рассматривать его как дипломатический документ, то он содержит детальное обоснование позиции одной из сторон со ссылками на иные документы и аналитические данные, является приложением к дипломатической ноте и вручается лично представителю государства, с которым ведутся переговоры.

В рамках делопроизводства и организации деятельности организации или предприятия меморандум – это подобие служебного письма или докладной записки.

В рамках торговых отношений меморандум является документом, напоминающих о финансовых обязательствах или обязательств в рамках заключенного договора.

Страховой полис может иметь в качестве одного из дополнений меморандум – документ, перечисляющий обстоятельства и раскрывающий их суть, при которых выплаты страхового характера осуществляться не будут.

Такие дополнения чаще всего прилагаются к полисам при страховании морских перевозок.

Инвестиционные меморандумы как разновидность юридических документов содержат в себе информацию для потенциальных инвесторов.

В ходе правовой оценки документов и договоров юристами составляются меморандумы.

В этом случае они являются неким подобием письменной консультации.

Иными словами, это может быть любой документ, дающий конкретному лицу или компании пояснения по любому вопросу юридической направленности.

Таким образом, под понятие меморандум попадает широкий спектр юридических документов, используемых в различных сферах деятельности.

В какой бы сфере деятельности данный документ не использовался, он должен соответствовать четкой структуре и общим требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.

Основные составляющие структуры данного документа – это:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.
  3. Ссылки на конкретные законы и их статьи.
  4. Последствия решения (не решения) обозначенной в основной части проблемы или задачи.
  5. Заключительная часть.

Целесообразно рассмотреть более детально составляющие структуры меморандума.

Итак, вводная часть содержит информацию о фактической стороне вопроса, а также в общих чертах раскрывает суть документа.

Если говорить о технической стороне оформления, то в названии документа обязательно использование самого слова меморандум.

Далее указывается, о чем документ.

Вводная часть, если она по объему небольшая, никак не обозначается.

Текст просто следует под названием.

Более объемный текст может быть обозначен такими подзаголовками, как «Цель меморандума», «Ключевые или поставленные вопросы», «Фактические моменты», «Исходные данные», «Краткие выводы».

Неотъемлемой составляющей вводной части являются «презумпции».

Их принято выделять в самостоятельный ее подраздел.

Содержание основной части

Ее начало — это подробный правовой анализ и оценка проблемы и поставленных в водной части задач.

Дробление основной части на подразделы напрямую зависит от множественности задач, поставленных перед юристом.

Пример технологического меморандума

Каждой должна быть дана детализированная правовая оценка, с комплексом выводов.

К сути проблемы следует подходить планомерно и поэтапно, так как читают его не всегда узкие специалисты.

Иными словами, понятен он должен быть всем, и каждому.

Воздерживаться следует и от теоретических рассуждений абстрактного характера.

Необходимо всегда находиться в рамках обозначенной проблемы.

Ссылки на закон и их особенности

Пренебрегать важностью и необходимостью ссылаться на нормы законодательства, конечно, не следует, но и текст, перегруженный названиями законом и перечислением статей, будет сложен к восприятию.

Оптимальным вариантом будет упоминание их в сносках, при наличии развернутого ответа или анализа, с указанием содержания статьи или конкретного ее пункта.

СНТ расшифровка. Читайте более детальную информацию на нашем сайте.

Здесь, находится бланк товарно транспортной накладной.

В этой статье, находится информация о том, как получить бесплатную выписку из ЕГРЮЛ.

Воздерживаться следует и от самостоятельной интерпретации статей законов, лучше ограничиться официальными комментариями.

Последствия, или каких результатов ждать адресату

Эта часть документа ориентирована на разъяснение последствий не решения проблемы, вариантов и способов ее решения.

Достоинств и невыгодных моментов каждого из представленных способов.

При работе над данной составляющей меморандума основная задача составителя воздержаться от субъективного восприятия проблемы и представления оптимального варианта решения по «его» мнению.

Составитель или юрист, работающий над документом должен предложить механизм решения задачи, оптимальный для клиента в условиях сложившейся ситуации.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Заключительная часть и ее особенности

В рамках меморандума, заключительная часть – это общие выводы по документу.

Нередко, если текст документа достаточно объемен, выводы присутствуют в окончании каждого из разделов.

Кроме того, заключение придает документу завершенность.

Будапештский меморандум, украинство и ратификация

Уже третий день подряд мне доказывают, что российские законы на российской земле не действуют. Мол, если однозначно закон требует ратификации договора, то всё равно можно не ратифицировать. В этом маразме надо поставить точку раз и навсегда.

Читайте так же:  Возврат ндфл за 2019 от покупки квартиры

Представьте, что есть квартира, у которой два собственника: муж и жена. И вот в один прекрасный день поднимается крик: если муж подписал договор, то подпись жены уже не требуется! И надо исполнять договор купли-продажи…

Что вы на это скажете? Наверное, что закон требует согласия ОБОИХ собственников, а если ХОТЯ БЫ ОДИН из них своё согласие не выразил, что весь договор попросту НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН, никаких прав и обязанностей не налагает ни на кого. А теперь разбираем объективные факты…

И начать здесь надо с совершенно фантастического по логике выверта, на который так любят ссылаться наши украинские «коллеги» и их отечественные братья по разуму, например, в той же Педивикии. От имени «коллег» мне три дня выносила мозг nelly_glotova , вот здесь мои долгие попытки её вразумить, а вот цитата из Вики:

«Документ прямо определяет начало его действия следующим образом: «настоящий Меморандум будет применимым с момента подписания». Несмотря на это, в российских СМИ встречается критика юридической состоятельности Меморандума, так как он не прошёл процесс ратификации в российском парламенте».

В чём здесь суть логического извращения, которое проделывают эти «юристы»? А вот на примере метафоры с квартирой и объясню:

— Согласно договору купли-продажи, вы, дорогая супруга, должны съехать немедленно!
— Но я не подписывала этот договор!
— Но ваш муж-то подписал…
— Ну а я здесь при чём? По закону подписать должны были либо мы оба, либо документ недействителен!
— Ах, ну не спорьте с Википедией, что вы в самом деле.

Понимаете, в чём выверт:

Обязательство от имени России, от всей страны, по закону могли дать только вместе президент и парламент.

Какое значение имеет, что есть в договоре, который не ратифицировал парламент? У президента просто нет полномочий давать обязательства от имени всей России по этим вопросам! Мало ли, что он «подписал». А вот парламент не «подписывал». Это как согласие лишь одного собственника из двух.

Обязательство у государства Россия могут возникнуть только по договорам, которые ратифицировал парламент. Какая разница, что написано в договоре, который не ратифицирован? Россия как государство обязательств не давала, потому что парламент не одобрял.

Ну и тут спросят: а почему ратификация обязательна? Ведь есть куча соглашений, которые подписывают успешно и без парламента?

И на это есть очень простой ответ! Есть закон Российской Федерации, который определяет, какие договоры необходимо ратифицировать, а какие — необязательно. Будапештский меморандум ратификации требовал.

Существует ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», где предельно ясным по абсолютно говорится:

Статья 15. Международные договоры Российской Федерации, подлежащие ратификации

1. Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

2. Равным образом подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/5a3df741364614d0430effaceab7c10624b5c4cc/ Какой основной вывод можно (и строго обязательно нужно) сделать из этой статьи закона Российской Федерации? А вывод следующий.

Ратификации подлежат международные договоры России двух видов:

1. Договоры, которые по их тексту подразумевают ратификацию (независимо от темы договоров);

2. Договоры, который касаются ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ТЕМ (независимо от того, предусмотрена ли ратификация в тексте договора).

Парламент говорит очень простую вещь:

Дорогой президент! Есть темы, которые слишком важны, чтобы ты мог ОТ ИМЕНИ ВСЕЙ СТРАНЫ подписывать соглашения ОДИН, такого не будет. Договоры по этим темам ты будешь заключать с согласия парламента и никак иначе.

То есть подпись даже самого президента ещё ничего не значит: парламент должен утверждать такие договоры.

У президента НЕТ ПОЛНОМОЧИЙ самостоятельно заключать договоры по определённым темам. Парламент отобрал у президента эти полномочия.

Парламент издал закон, по которому дать обязательства от имени всей страны могут только вместе парламент и президент. Ни парламент без президента, ни президент без парламента не может заключать такие договоры ОТ ИМЕНИ СТРАНЫ.

То есть подписать-то президент может что угодно, но ВСЯ СТРАНА исполнять это не обязана: никаких обязательств (впрочем, как и прав) по договору у страны не появится до тех пор, пока парламент не утвердит (РАТИФИЦИРУЕТ) данный договор.

А теперь перечисляем, по какому количеству параметров Будапештский меморандум подпадает под требования о ратификации:

  1. Об основах межгосударственных отношений (ДНЯО и безъядерный статус — безоговорочно относятся к основам межгосударственных отношений);
  2. По вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации (любой вопрос о ядерном оружии автоматически влияет на обороноспособность России, а уж особенно — когда речь идёт о ядерном статусе СОСЕДНЕЙ СТРАНЫ с огромной территорией и населением);
  3. По вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями (договор был о ядерном разоружении Украины и контролем в рамках ДНЯО над этим статусом)
  4. По вопросам обеспечения международного мира и безопасности (ДНЯО безусловно говорит о мировой безопасности и мире).

Поскольку в Будапештском меморандуме речь шла об условиях, на которых Украина соглашалась на ядерное разоружение, и эти УСЛОВИЯ ВЫДВИГАЛИСЬ РОССИИ, то данный договор автоматически относился к требующим РАТИФИКАЦИИ — по целому перечню оснований.

Ну и финальная вишенка на торте: начинают домогаться, что Будапештский меморандум был подписан в 1994 году, а указанный закон принят только в 1995.

Ответ на это самый простой: а с чего вы решили, что до этого не было аналогичного закона? При СССР тоже часть договоров ратифицировалась, и тоже определялось законом, какие договора это должны быть.

Вот, пожалуйста, простой и понятный закон СССР «О Порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР», в котором есть:

Статья 12. Международные договоры СССР, подлежащие ратификации

Ратификации подлежат международные договоры СССР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, договоры о взаимном отказе от применения силы или угрозы силой, мирные договоры, договоры о территориальном разграничении СССР с другими государствами, договоры, устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах СССР.

Равным образом ратификации подлежат международные договоры СССР, при заключении которых Стороны условились о последующей ратификации.

Президиум Верховного Совета СССР может ратифицировать также иные международные договоры СССР.

http://docs.cntd.ru/document/9009663 Как видим — всё то же самое! Даже круче: всё-таки при СССР верховным органом власти был Верховный Совет, и полномочий он имел — мама не горюй! Даже президенту России после «ельцинской» конституции такое не снилось. В сущности, последнее предложение оговаривает для ВС право требовать ратификации любых договоров, какие он потребует. Просто закон определяет точный перечень, а сверх него — надо будет отдельное желание высказать. Но в сущности ВС мог требовать любой договор, какой ему занадобится, пропускать через ратификацию.

Но и без этого права Будапештский меморандум подпадал под требования ратификации в парламенте даже и до принятия нового закона. Так что:

Будапештский меморандум и требовал тогда и требует сейчас ратификации в парламенте.

Похожие записи:

  • Льготы для военных пенсионеров россии Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предусмотрены для военных пенсионеров Многие граждане со статусом “военный пенсионер” подразумевают граждан, которые занимали определенные должности в ВС РФ. Однако это далеко не так. К военным пенсионерам относят […]
  • Договор возмездного оказания услуг стороны Договор возмездного оказания услуг образец Опубликовал: Eduard в Образцы 24.06.2017 0 2,109 Просмотров П о договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или […]
  • Судебные приставы в г Березники ОТДЕЛ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО Г. БЕРЕЗНИКИ © 2009 – 2019 GorodBerezniki.ru Информация предоставлена компанией «Справочная 24» Администрация сайта не несет ответственности за любые возможные последствия, возникшие вследствие использования посетителем […]
  • Пособия на детей в липецкой области Детские пособия в Липецке и Липецкой области в 2019 году Детские пособия в Липецке — это вид материальной поддержки для семей, имеющих на иждивение одного и более детей. Такие выплаты называются «Губернаторскими» и субсидируются из регионального […]
  • Патент авторских прав Регистрация авторского права, стоимость, документы Авторское право – это форма охраны и защиты интеллектуальной собственности, в целом составляет совокупность правовых норм гражданского законодательства, связанных с созданием и использованием […]
  • Пособие на малолетних детей Детские пособия в Самаре и Самарской области в 2019 году Пособия на малолетних жителей в Самарской области предназначены гражданам, воспитывающим дошкольников и учащихся. При выделении средств во внимание принимаются не только соответствие […]