Международные договоры в сфере трудовых отношений

Содержание:

Международные договоры в сфере трудового права

В дальнейшем к этому соглашению присоединились Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и Беларусь. Соглашение регулирует основные направления сотрудничества государств-участников в области трудовой деятельности и вопросы социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства-участника Соглашения. В ст. 1 Соглашения заложен коллизионный принцип о применении закона страны места постоянной работы (трудоустройства). Под стороной трудоустройства понимается государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта).

Международные договоры в сфере трудовых правоотношений

Международное правовое регулирование труда

В международных договорах, которые не имеют характера специального регулирования трудовых частноправовых отношений международной природы, тем не менее, закрепляется общий режим, применимый к соответствующей категории субъектов. Скажем, в Конвенции о статусе беженцев устанавливается минимум требований к участвующим государствам в плане определения правового статуса беженцев, который состоит в необходимости следовать режиму наибольшего благоприятствования, а в некоторых вопросах принципу взаимности. Анализируемое международное соглашение содержит специальный раздел, касающийся работы по найму.
В нем государства обязались предоставлять беженцам, проживающим на их территориях, в отношении права работы по найму наиболее благоприятное правовое положение, которым пользуются граждане иностранных государств в тех же обстоятельствах.

1. международные договоры в сфере трудового права.

Срок выдачи МОН Украины Свидетельства о признании иностранных документов об образовании не может превышать 45 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов при условии выполнения действий (дополнительных условий), необходимых для осуществления процедуры признания. [4] Международно-правовое регулирование трудовых отношений осуществляется и на уровне двусторонних соглашений. Пример. Соглашение между Украиной и Испанией об урегулировании и упорядочении трудовых миграционных потоков между двумя государствами от 12 мая 2009г.

Трудовые отношения в международном частном праве

В этом случае требуется заключение трудового контракта согласно положениям трудового законодательства принимающего государства в сфере практики и обучения. [5] Соглашением заложен механизм трудоустройства для граждан обеих стран на основе трудового контракта в соответствии с потребностями рынка труда каждой из сторон. В частности, определяются условия получения предложений по трудоустройству, порядок отбора и подготовки работников, правила оформления соответствующих виз и тому подобное. Положениями Соглашения определяются условия труда и социальные права работников, в частности, применение законодательства принимающего государства в сфере социального обеспечения, гарантируется недопущение ни формы дискриминации, предусматривается право на воссоединение семьи.

Международно-правовое регулирование труда

19. международные источники трудового права

В соответствии с Конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950, запрещается привлечение к принудительному или обязательному труду. В рамках Совета Европы принято Европейскую социальную хартию (пересмотренную) (ETS № 163) от 3 мая 1996, [1] которую Украина ратифицировала с оговорками 14 сентября 2006 В рамках Европейского Союза действует Хартия основных социальных прав рабочих 1989 В рамках СНГ заключено Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 Под «трудящимся-мигрантом» понимают лицо, постоянно проживающее в договорном государстве, откуда мигрирует в другую с намерением получить легальную оплачиваемую работу на условиях трудового договора (контракта).

Источники международно-правового регулирования трудовых отношений

юридические науки

  • Жигульский Анатолий Вячеславович , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
  • ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  • ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Похожие материалы

Актуальность изучения международных источников правового регулирования трудовых отношений обусловлена развитием международных связей в сфере труда. Правовые проблемы так называемого международного труда становятся сегодня весьма насущными. Свобода передвижения людей, свобода труда и, как следствие, интернационализация жизни, требуют приведение национального законодательства о правах человека в соответствие с международными стандартами. Особое внимание уделяется регулированию трудовых отношений с иностранным элементом.

Международные договоры, заключаемые между различными государствами, позволяют урегулировать вопросы, связанные с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных прав и интересов работников.

Существуют основополагающие акты о правах человека, которые имеют силу на территории РФ и создают правовую основу для регулирования внутригосударственным правом отношений с иностранными гражданами, в том числе трудовых. К таким актам можно отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [1].

Важные нормы принципиального характера содержатся в конвенциях ООН о ликвидации расовой дискриминации, дискриминации женщин и о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые МОТ.

МОТ — специализированное учреждение ООН, объединяющее более 180 государств. МОТ — международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. Она стоит особняком среди международных межправительственных организаций, занимающихся проблемами трудовой миграции. Одно из главных направлений деятельности этой организации – создание международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций. Рекомендации МОТ не являются международным договором и не требуют ратификации [2].

Наиболее важное значение для международного сотрудничества в сфере регулирования трудовых отношений имеют международные договоры, как двусторонние, так и универсальные. Универсальные международные договоры устанавливают единообразное правовое регулирование на глобальном уровне. Двусторонние международные договоры позволяют более полно учесть интересы договаривающихся государств.

В самом общем виде можно выделить три главных направления влияния международного правового регулирования на развитие российского трудового права:

  1. прямое применение международных норм в случае ратификации Российской Федерацией актов ООН, МОТ и региональных межгосударственных организаций;
  2. включение международных стандартов в текст российских законов, подзаконных актов, коллективных договоров и соглашений;
  3. реализация положений ратифицированных и не ратифицированных международных договоров путем издания актов внутреннего законодательства, воспроизводящих или учитывающих международные стандарты [3].

Следует отменить тенденцию, сложившуюся в судебной практике, направленную на прямое применение международных трудовых стандартов. Поскольку конвенции МОТ приобретают характер источника трудового права, то при рассмотрении трудового спора в суде работники, как, впрочем, и работодатели, вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. В свою очередь, судья вправе ссылаться на конвенцию, если закон, либо другой нормативный акт ей не соответствует или, если содержащаяся в конвенции норма более точна и определена, чем в законодательстве [4].

Базовыми актами, определяющими правовой статус иностранных граждан в РФ и регулирующими отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, которые возникают в связи с осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России, являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В ст. 3 данного закона указывается на то, что, законодательство о правовом положении иностранцев в РФ основывается на Конституции РФ и состоит из указанного федерального закона и иных федеральных законов [5].

К нормам российского законодательства, которые затрагивают вопросы регулирования труда иностранцев, можно отнести положения ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, а также положение ст. 10 Трудового кодекса РФ о том, что если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора [6,7].

Кроме того, ст. 11 Трудового кодекса РФ определяет, что на территории РФ правила, установленные российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Трудовые отношения международного характера представляют собой неоднородный по своей правовой природе комплекс отношений, являющийся объектом воздействия норм разной системной и отраслевой принадлежности. Однако можно отметить, что на сегодняшний день сформирована основа правового регулирования трудовых отношений, которая нуждается в постоянном совершенствовании.

Список литературы

  1. Жильцова Ю.В. правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов: Дисс. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург.: 2002. — С.34.
  2. Бекяшев Д.К. Международное трудовое право: учеб. пособие. — М.: 2008. — С. 187.
  3. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: учебник. М.: 2005. С. 240.
  4. Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право. — 1994. — №8. — С.73.
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  6. Федеральный Закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2002. 31 июля.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.)// СЗ РФ. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Цель изучения — формирование системы теоретических знаний по трудовым отношениям в международном частном праве, определение основных коллизионных привязок и международных договоров в этой сфере.

Основные вопросы

12.1. Международные договоры в сфере трудовых отношений.

12.2. Коллизионные нормы по трудовым отношениям в соответствии с Законом Украины «О международном частном праве».

12.3. Трудовые права украинских граждан за рубежом.

12.4. Трудовые права иностранцев в Украину.

Ключевые слова и понятия: международные частные трудовые правоотношения, квалификация высшего образования, коллизионные нормы по трудовым отношениям, закон места выполнения работы (Lex loci laboris), закон государства организации командировки работника (Lex loci delegationis), трудовые права граждан Украины за рубежом.

После изучения темы студенты должны уметь:

— Определять международные договоры в сфере трудовых отношений;

— Раскрывать сущность международных частных трудовых отношений;

— Определять коллизионные нормы по трудовым отношениям в соответствии с Законом Украины «О международном частном праве»;

— Характеризовать трудовые права украинских граждан за рубежом;

— Определять трудовые права иностранцев в Украину.

Международные договоры в сфере трудовых отношений

Наряду с гражданско-правовым отношениями трудовые отношения с иностранным элементом является составной предмета международного частного права. В то же время, трудовые отношения включают и публично-правовую сферу, поэтому применение иностранного права к ним ограничивается. К трудовых отношений с иностранным элементом принадлежат правоотношения по работе украинских граждан за рубежом, иностранцев в Украине, иностранных работодателей (нанимателей) в Украине, в дипломатических и консульских учреждениях за рубежом, в международных организациях. Существует ряд отношений, которые не являются трудовыми, но тесно связанные с ними (например, сфера социального обеспечения).

Международные частные трудовые правоотношения — это правоотношения, осложненные «иностранным элементом», связанные с деятельностью по предоставлению, принятия, исполнения, увольнение с работы и гарантий, связанных с этим.

Международные частные трудовые отношения регулируются как с помощью унифицированного материально-правового метода, так и коллизионно-правового.

«Иностранный элемент» может оказаться в:

1) субъекте правоотношений (субъектом может быть иностранный работодатель или иностранный работник)

2) объекте правоотношений (работа за рубежом);

3) юридическом факте (длительная работа за рубежом и исчисление трудового стажа, связанного с такой работой).

Международно-правовое регулирование трудовых отношений это регулирование условий труда международно-правовыми актами. Основой правового регулирования трудовых отношений является Всеобщая декларация прав человека 1948, которая провозгласила право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, на равноценную оплату труда за равноценный работу (ст. 23) тому подобное. Важное значение имеет и Международный пакт об экономических и социальных правах 1966, который также признает право на труд и оплачиваемый отпуск и тому подобное.

Международно-правовым документом в области трудовой миграции является Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 Украина не участвует в Конвенции. В ней говорится о правах человека в целом, всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, содержатся положения, которые могут применяться к различным категориям трудящихся-мигрантов и членов их семей, позволяет обеспечивать индивидуальный подход к регулированию правового статуса различных категорий иностранцев, а также дается определение самого понятия «трудящийся-мигрант». «Трудящий- мигрант» — это лицо, которое занимается, занималась ли заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого это лицо не является и проживает в ней временно или постоянно. Конвенция не применяется: к лицам, направленных международными организациями или нанятых любым государством вне ее территории для выполнения официальных функций, статус которых регулируется общим международным правом или конкретной международным соглашением; к лицам, направленных или нанятых государством вне ее территории, участвующих в осуществлении программ сотрудничества и статус которых регулируется соглашением с государством о найме, и которые в связи с этим соглашением не считаются трудящимися-мигрантами; к лицам, которые выступают как инвесторы; к беженцам и лицам без гражданства, если иное не предусмотрено в национальном законодательстве или международных документах; к ученикам и практикантов; к морякам и работников, занятых на прибрежной установке, которым не было выдано разрешение на проживание и участие в оплачиваемой деятельности в государстве найма.

Читайте так же:  Требования к водителям и персоналу обслуживающему перевозки опасных грузов

Существует ряд конвенций Международной организации труда (МОТ) Конвенция о правах трудящихся-мигрантах (пересмотренная 1949) № 97; Конвенция о равноправии граждан государства и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения № 118, Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения № 143; Конвенция об охране заработной платы № 95; Конвенция о защите права на организацию и процедуры определения условий занятости на государственной службе № 151, Конвенция о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю № 47, Конвенция о максимальном грузе, допустимом для переноски одним работником № 127, Конвенция об оплачиваемых отпусках № 132, Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу № 138, Конвенция о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя № 158 и ряд других.

Важнейшей из международных договоров МОТ является Конвенция о правах трудящихся-мигрантов от 1 июля 1949 №97. Целью принятия Конвенции является закрепление условий, которые обеспечивали бы законную миграцию трудящихся и предоставление национального режима иностранцам. Конвенция содержит положения, касающиеся всех сфер миграции: общетеоретическое определение понятия «трудящийся-мигрант»; права и обязанности трудящихся-мигрантов и членов их семей; распространение информации в области трудовой миграции, которую государства обязаны сообщать друг другу; предоставление бесплатных услуг и информации в помощь трудящимся-мигрантам; а также другие обязанности принимающего государства и ответственность работодателей. Конвенция, распространяется на трудящихся-мигрантов, не применяется к пограничным работников, к лицам, въехавших в страну на короткий срок, к лицам свободных профессий, артистов и моряков.

В соответствии с Конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950, запрещается привлечение к принудительному или обязательному труду.

В рамках Совета Европы принято Европейскую социальную хартию (пересмотренную) (ETS № 163) от 3 мая 1996, [1] которую Украина ратифицировала с оговорками 14 сентября 2006

В рамках Европейского Союза действует Хартия основных социальных прав рабочих 1989

В рамках СНГ заключено Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 Под «трудящимся-мигрантом» понимают лицо, постоянно проживающее в договорном государстве, откуда мигрирует в другую с намерением получить легальную оплачиваемую работу на условиях трудового договора (контракта). В Соглашении предусмотрено коллизионную привязку с законодательством государства трудоустройства, при определении порядка привлечения работников; квалификационные, возрастные и иные требования к ним. Численность работников, принимаемых, определяется на основе двусторонних соглашений. Государства — участники СНГ подтвердили признание (без легализации) дипломов, свидетельств об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и других непременных для производства трудовой деятельности документов, и заверенного в установленном на территории государства выезда порядке перевода на государственный язык страны трудоустройства или на русском языке. Трудовой стаж, в частности, стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается ими. В случае окончательного выезда трудящегося мигранта из государства трудоустройства работодатель выдает ему справку или другой документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.

Заслуживает внимания Конвенция о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе от 11 апреля 1997 (г.. Лиссабон), поскольку признание дипломов и других свидетельств об образовании играет важную роль в дальнейшем трудоустройстве физического лица. Настоящая Конвенция подписали и ратифицировали или присоединились к ней следующие государства: Австрия, Азербайджан, Албания, Болгария, Македония, Венгрия, Грузия, Дания, Исландия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Молдова, Норвегия, Португалия, Россия, Румыния, Словакия Словения, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Австралия, Беларусь, Казахстан. Украина также ратифицировала эту Конвенцию. [2]

Каждая Сторона признает квалификации, предоставляющих доступ к высшему образованию, квалификаций высшего образования, периодов обучения, квалификаций, выданных лицам, если квалификация, которой испрашивается признание существенно не отличается от соответствующей квалификации на территории Стороны, в которой испрашивается признание. При этом квалификация высшего образования — любое звание, диплом или иное свидетельство, выданное компетентным органом и подтверждает успешное завершение программы высшего образования, а признание — формальное подтверждение компетентным органом качестве иностранной образовательной квалификации в целях доступа к обучению и / или осуществления профессиональной деятельности. Квалификация, дающая доступ к высшему образованию, — любой диплом или иное свидетельство, выданное компетентным органом, свидетельствует успешное завершение программы и дающее его обладателю право участвовать в процедуре допуска к высшему образованию.

Согласно ст. Ш настоящей Конвенции, владельцы квалификаций, выданных в одной из Сторон, имеют надлежащий доступ к оценке этих квалификаций, которая осуществляется соответствующим органом по их просьбе. В связи с этим, запрещается любая дискриминация по таким признакам, как пол, раса, цвет кожи, физические недостатки, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное, этническое или социальное происхождение, принадлежность к национальному меньшинству, имущественный положения, рождения или иного обстоятельства, или на основании каких-либо других обстоятельств, не связанных с качеством квалификации, которой испрашивается признание. Для обеспечения этого права каждая Сторона обязуется принять соответствующие меры для того, чтобы заявление о признании квалификаций исключительно на основе приобретенных знаний и навыков.

Решение о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых запрашивается. Ответственность за предоставление надлежащей информации возлагается прежде всего на заявителя, который должен предоставить ее добросовестно.

Несмотря на ответственность заявителя, учреждения, выдавшие указанные квалификации, которая рассматривается, обязаны представлять по запросу заявителя и в разумных пределах информацию обладателю, учреждениям или компетентным органам страны, в которой испрашивается признание.

Учитывая, что решение о признании основывается на знаниях и навыках, которые подтверждаются квалификацией высшего образования, каждая Сторона признает присужденную другой Стороной квалификации высшего образования, если квалификация, которой испрашивается признание существенно не отличается от соответствующей квалификации на территории Стороны, в которой испрашивается признание.

Оценка на территории квалификации высшего образования, выданной в другой Стороны, может осуществляться в следующих формах:

a) общая рекомендация для целей трудоустройства;

b) рекомендация учебного заведения с целью включения ее программ;

c) рекомендации любому другому компетентному органу о признании.

Каждая Сторона может осуществлять признание квалификаций высшего образования, выданных иностранными учебными заведениями, осуществляющими свою деятельность на ее территории, конкретными требованиями национального законодательства или специальными соглашениями, заключенными со Стороной, которой принадлежат такие заведения.

Согласно ст. VIII. 1 Конвенции, каждая Сторона предоставляет соответствующую информацию о любой заклад, что ее систему высшего образования, а также о любом программу, существует в таких заведениях, с целью предоставления компетентным органам других Сторон возможности установить, оправдывает качество присужденных этим заведением квалификацией их признание на территории Стороны, в которой испрашивается признание. [3]

Согласно Порядку признания и установления эквивалентности в Украине документов об образовании, выданных учебными заведениями других государств от 28 мая 2012 № 632, признания и установления эквивалентности в Украине иностранных документов об образовании (далее — признание) осуществляются по решению МОН Украины, которым подтверждается право владельца таких документов на продолжение обучения или трудоустройства по специальности в Украине. Наличие международных договоров между Украиной и государством, учебным заведением которой выдан документ об образовании, не отменяет необходимости получения официального решения МОН Украины о признании иностранного документа об образовании в Украине. Срок выдачи МОН Украины Свидетельства о признании иностранных документов об образовании не может превышать 45 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов при условии выполнения действий (дополнительных условий), необходимых для осуществления процедуры признания. [4]

Международно-правовое регулирование трудовых отношений осуществляется и на уровне двусторонних соглашений.

Пример. Соглашение между Украиной и Испанией об урегулировании и упорядочении трудовых миграционных потоков между двумя государствами от 12 мая 2009г. (Вступление в силу с 28 июля 2011) распространяется на работников, которые являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон и имеют соответствующее разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории другой Договаривающейся Стороны при наличии предварительно подписанного трудового контракта с работодателями этой Договаривающейся Стороны, а именно:

1) постоянных работников — на начальный период, не менее одного года, в количестве, будет определяться в соответствии с имеющимися предложениями по трудоустройству;

2) сезонных работников — на период, не превышающий девяти месяцев в году в количестве, будет определяться в соответствии с имеющимися предложениями по трудоустройству;

3) стажеров — работников в возрасте от 18 до 35 лет, которые совершенствуют свою профессиональную и языковую квалификацию на период до 12 месяцев, который может быть продлен на срок до шести месяцев. В этом случае требуется заключение трудового контракта согласно положениям трудового законодательства принимающего государства в сфере практики и обучения. [5]

Соглашением заложен механизм трудоустройства для граждан обеих стран на основе трудового контракта в соответствии с потребностями рынка труда каждой из сторон. В частности, определяются условия получения предложений по трудоустройству, порядок отбора и подготовки работников, правила оформления соответствующих виз и тому подобное. Положениями Соглашения определяются условия труда и социальные права работников, в частности, применение законодательства принимающего государства в сфере социального обеспечения, гарантируется недопущение ни формы дискриминации, предусматривается право на воссоединение семьи. Соглашение также регламентирует условия возвращения работников после завершения срока действия трудового контракта.

Международные договоры в сфере трудового права. Роль Международной организации труда в регулировании трудовых отношений

— Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запре­щении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.);

— Конвенция Международной организации труда N 181 о частных агентствах занятости (Женева, 19 июня 1997 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 177 о надом­ном труде (Женева, 20 июня 1996 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 176 о безопас­ности и гигиене труда на шахтах (Женева, 22 июня 1995 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 175 о работе на условиях неполного рабочего времени (Женева, 24 июня 1994 г.);

Конвенция Международной Организации Труда N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринима­теля (Женева, 23 июня 1992 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 171 о ночном труде (Женева, 26 июня 1990 г.);

— Конвенция Международной Организации Труда N 170 о безопас­ности при использовании химических веществ на производстве (Женева, 25 июня 1990 г.) и другие.

К сожалению, большинство конвенций МОТ Российской Федера­цией не ратифицированы.

В соответствии с Уставом Международной Организации Труда, измененный на конференции МОТ в Монреале в октябре 1946 года и вошедший в силу в 1948 году (с изменениями от 22 июня 1962 г., 4 июня 1986 г.) основной целью МОТ является необходимость улучше­ния этих условий путем, например: регулирований часов работы, вклю­чая установление максимального рабочего дня и рабочей недели; регу­лирования набора рабочей силы; борьбы с безработицей; гарантирова­ния заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защиты рабочих от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защиты детей, подростков и женщин; пенсий по старости и инвалидности; защити интересов трудя­щихся, занятых в чужих странах; признания принципа равной зарплаты за равный труд; признания принципа свободы ассоциаций; организация технического обучения и других мероприятий.

Трудовые правоотношения в международном частном праве

Обобщение коллизионных принципов в сфере международных трудовых отношений: свобода выбора права, закон места работы, закон флага судна, закон страны заключения контракта о найме. Трудовые права и социальное обеспечение иностранцев в Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

Трудовые правоотношения в международном частном праве

1. Трудовые правоотношения в международном частном праве

1.1 Общие положения

1.2 Коллизионные принципы в сфере международных трудовых отношений

1.3 Трудовые права иностранцев в России

1.4 Социальное обеспечение

Список использованных источников

1. Трудовые правоотношения в международном частном праве

1.1 Общие положения

Значение регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан резко возросло. Трудовая миграция в Россию прежде всего связана с распадом Советского Союза. По официальным данным, число легально работающих в России иностранцев в 1995 г. составляло более 200 тысяч человек. По экспертным оценкам, число вынужденных переселенцев, беженцев из других стран СНГ составляет около пяти миллионов, имеется около двух миллионов иммигрантов-нелегалов и 500-700 тысяч беженцев из Афганистана, Вьетнама, Китая и других стран. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49. Ст. 4552

В отечественной доктрине (А.С. Довгерт) подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

Особое значение в этой области имеют различные международные соглашения и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Этой международной организацией было подготовлено более 140 конвенций. Кроме того, МОТ принимает также рекомендации. Так, согласно рекомендации МОТ № 86, государства в своих двусторонних договорах должны предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.

Читайте так же:  Какого года уголовный кодекс рф

В типовой трудовой контракт предлагается включать следующие сведения и нормы: имя, фамилию, место и дату рождения, семейное положение, гражданство, страну пребывания мигранта, характер работы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую зачисляется мигрант, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни; порядок выплаты заработной платы, премий, надбавок, пособий; условия и размеры удержаний; срок действия контракта, условия его расторжения, продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны иммиграции и срок пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расходов, которые могут возникнуть по возращении на родину; условия труда, жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Рекомендуется переводить контракт на понятный иммигранту язык и вручать ему экземпляр контракта.

Положения о трудовых отношениях содержатся и в других многосторонних соглашениях, прежде всего регионального характера. Так, согласно Брюссельской конвенции о подсудности и исполнении судебных решений (1968 г.), стороны трудового контракта сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому и трудовому делу осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется контракт (т.е. применяется “закон места работы” государства пребывания мигранта).

Россия заключила двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих на территории другого договаривающегося государства: с Белоруссией (1993 г.), Украиной (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Арменией (1994 г.) и др. Кроме того, в 1994 г. были заключены многосторонние соглашения стран СНГ о сотрудничестве в области охраны труда и др.

Между правительствами РФ и КНР 3 ноября 2000 г. было заключено Соглашение о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ, которое вступило в силу 5 февраля 2001 г.

В области трудовых отношений в законодательстве и практике разных стран, а также в международных соглашениях используются различные коллизионные нормы. Наиболее часто к трудовым отношениям при отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, на территории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудовая деятельность (коллизионный принцип закона места работы (lex loci laboris)). Таким образом, закон места работы (lex loci laboris) — это коллизионный принцип в сфере международных трудовых отношений, означающий применение к иностранцам закона страны места работы. Из этого же принципа исходит Римская конвенция (1980 г.) о праве, применимом к договорным обязательствам. Применяются и другие коллизионные принципы. Так, применимым правом признается законодательство страны, где находится предприятие, которое командировало работника за границу для выполнения трудового задания (принцип закона страны командировавшего учреждения — lех loci delegationis). Если работник не имеет обычного места работы, выполняет две в двух и более странах, применимым правом является национальное законодательство страны, в которой работодатель имеет обычное местонахождение (принцип закона страны работодателя). В случае трудовых отношений в международных транспортных сообщениях применимым правом является законодательство государства регистрации транспортного средства (принцип закона места регистрации транспортного средства, закона флага судна). В действующем российском законодательстве, за редким исключением, коллизионных норм в рассматриваемой области нет. В КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна (lex flagi). Этот закон применяется к отношениям между судовладельцами и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами. Таким образом закон флага судна (lex flagi) — закон, применяемый к отношениям между судовладельцами и членами экипажа и регламентирующий правовое положение членов экипажа судна, а также связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа. В качестве примера решения вопроса о применимом праве к трудовым отношениям приведем положения договора о правовой помощи между Россией и Польшей (1996г.). Согласно положениям этого международного договора, стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано, то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Если работник выполняет работу на территории одной договаривающейся стороны на основании трудового договора с предприятием, находящимся на территории другой договаривающейся стороны, возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством этой договаривающейся стороны. В отношении споров компетентны суды договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа. Компетентны также суды договаривающейся стороны, на территории которой имеет местожительство или местонахождение истец, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Эту компетенцию стороны трудового договора могут изменить путем соглашения. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.). Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1. Ст. 16

1.2. Коллизионные принципы в сфере международных трудовых отношений

Наряду с гражданско-правовыми отношениями, предметом международного частного права являются также трудовые отношения с иностранным элементом. Право, регулирующее трудовые отношения, имеет двойственный характер, ему, кроме частноправового элемента присущ и элемент публично-правовой. По мнению Л.А. Лунца, нельзя сказать, чтобы было ясно, какие вопросы относятся к публично-правовым, а какие к гражданско-правовым элементам трудового права. В.П. Звеков считает, что система норм, воздействующих на трудовые отношения с иностранным элементом, образует подотрасль международного частного права — международное частное трудовое право, состоящее из материально-правовых и коллизионных предписаний. В числе источников международного частного трудового права значительную роль играют уставы и положения о персонале международных организаций, что обусловлено особенностями транснациональных трудовых отношений.

В области трудовых отношений сложились следующие основные коллизионные принципы:

1. Свобода выбора права (автономия воли lex voluntatis). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши “О международном частном праве” (1965 г.) “стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями”. Таким образом свобода выбора права (lex voluntatis) — коллизионный принцип в сфере международных трудовых отношений, в соответствии с которым стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранным им законом, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями.

2. Закон места работы (lex loci laboris). В соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места работы. Он закреплен в законодательствах Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и других стран. Например, в соответствии с §51 венгерского Закона о международном частном праве 1979 г. к трудовому правоотношению, если нормативный акт не предусматривает иного, применяется закон того государства, на территории которого следует выполнять работу.

3. Закон места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, то к трудовому отношению следует применять закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.

4. Закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство. Например, согласно ст. 57 КТМ РФ порядок приема на работу членов экипажа судна (в том числе иностранцев), их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде и КТМ РФ.

5. Закон гражданства работодателя (lех patriae, lex nationalis)- коллизионный принцип в сфере международных трудовых отношений, в соответствии с которым, если по трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому отношению применяется закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя. Например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, то к правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип применяется также и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, ввиду командировок) или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

6. Закон страны заключения контракта о найме (lex loci contractus) — коллизионный принцип в сфере международных трудовых отношений, в соответствии с которым к трудовым отношениям, заключенным в конкретной стране, применяется право этой страны. Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется местное право.

По мнению российских ученых, экстерриториальное применение трудового права допустимо в трех случаях: а) с помощью заключения социального соглашения; б) допустимо дополнение трудового права какой-либо страны путем заимствования определенных элементов из иностранного права; в) иностранное право применяется во всех случаях, когда коллизионные нормы прямо отсылают к иностранному закону.

Любое государство вправе запретить на своей территории применение норм иностранного трудового права, если они противоречат публичному порядку.

Некоторые государства стремятся расширить экстратерриториаль-ное действие своего трудового законодательства.

К таким актам, например, относятся законы США о справедливых условиях труда, об инвалидах, о запрете дискриминации пожилых трудящихся. Эти законы действуют не только на территории США, но и распространяются на трудовые отношения проживающих за рубежом американских граждан с американскими компаниями, функционирующи-ми за пределами США.

В Российской Федерации применение законодательства о труде государств-членов СНГ возможно лишь на базе соответствующих межгосударственных соглашений.

трудовой международный закон иностранец

1. Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами. Законодательство исходит, таким образом, из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев, в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и пр. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.). Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18. Ст. 2207

Согласно ст. 11 Кодекса, на территории Российской Федерации правила, установленные этим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями общего характера.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, адвоката, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ.

Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы в России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в РФ предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам России, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

Читайте так же:  Договор франшизы на услуги

2. Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lех lосi laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства России и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.

В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей, находящихся в РФ предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории России законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.). Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1(ч.1). Ст. 3

Согласно российскому законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международным договором (ст. 3 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” от 17 декабря 2001 г.).

Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж работы, пенсии назначаются при условии, что не менее двух третей необходимого стажа приходятся на работу в РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Две трети стажа могут приходиться и на другую определенную законом деятельность (например, на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т.п.). Если для назначения пенсии не требуется определенного трудового стажа (при инвалидности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания), то пенсии иностранным гражданам в РФ назначаются независимо от времени работы в РФ и за границей на равных с нашими гражданами условиях.

Работающие в РФ на российских предприятиях и в организациях иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, как и российские граждане. Лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России, перед отъездом по его желанию выплачиваются суммы назначенных пенсий в российских рублях за шесть месяцев вперед. На основании письменного заявления гражданина, выезжающего на постоянное жительство за пределы России, сумма назначенной пенсии может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком РФ на день совершения операции (ст.24 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”).

При возвращении граждан на постоянное жительство в РФ суммы назначенных пенсий, не полученные ими за время их проживания за пределами России, выплачиваются в порядке, установленном российским законодательством. Действие закона не распространяется на граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы России, если в отношении этих граждан республиканским законодательством или международным договором с участием РФ установлен иной порядок пенсионного обеспечения.

По общему правилу, временно находящиеся на территории РФ иностранцы не имеют права на получение пенсии, поскольку право на назначение пенсии (включая вышеупомянутые правила по исчислению трудового стажа для назначения пенсии по старости), порядок назначения и выплаты пенсий в РФ предполагают проживание в РФ, а не временное пребывание в стране, сроки которого ограничены. Пенсионное обеспечение этих иностранцев осуществляется обычно государством, в котором они проживают, в соответствии с действующим там законодательством.

При социальном обеспечении граждан применяется законодательство страны, на территории которой они проживают. Соглашения предусматривают, что социальное обеспечение осуществляется компетентными органами той страны, на территории которой проживает гражданин, возбудивший ходатайство о назначении пенсии (пособия). Эти органы назначают и выплачивают пенсии и пособия за свой счет. При назначении пенсий и пособий гражданам полностью засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. Если гражданин, получающий пенсию (пособие), переселился с территории одной страны на территорию другой страны, то выплата ему пенсии (пособия) прекращается, и компетентные органы этой другой страны назначают ему пенсию (пособие) в соответствии со своим законодательством, причем право на пенсию не пересматривается. Расчеты между государствами не производятся. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.). Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30. Ст. 3012

Договор между РФ и Испанией о социальном обеспечении был заключен в 1994 г. (ратифицирован 24 ноября 1995 г.). Им было предусмотрено, что пенсии испанцам-репатриантам из числа так называемых испанских детей, нашедших убежище в СССР во время Гражданской войны 1936-1939 гг., будут переводиться из России в Испанию, а испанские власти будут добавлять к ним недостающее до минимальной местной пенсии.

Вопросы пенсионного обеспечения в отношении граждан СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и двусторонними соглашениями по этим вопросам.

Возмещение работнику-мигранту вреда, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, осуществляется в соответствии с международными договорами. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (1994 г.), заключенное правительствами государств-участников СНГ, установило, что порядок возмещения работнику вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, регулируется законодательством стороны трудоустройства, если иное не предусмотрено отдельным соглашением. “Стороной трудоустройства” в Соглашении именуется государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта). Иначе сформулированы правила о возмещении вреда работнику в ряде двусторонних соглашений Российской Федерации с государствами-участниками СНГ о трудовой миграции. К возмещению вреда вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья, смерти потерпевшего, профессионального заболевания обязывается сторона, законодательство которой распространялось на работника в момент увечья (иного повреждения здоровья, смерти), во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание. В качестве примера двустороннего договора сошлемся на Соглашение между правительствами РФ и КНР о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ от 3 ноября 2000 г. По этому Соглашению возмещение вреда, причиненного работнику в результате трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, возникшего при исполнении им своих трудовых обязанностей или в прямой связи с ними, регулируются законодательством государства постоянного проживания работника.

Вопрос выплаты пенсий гражданам, выехавшим в другие страны, но не с территории РФ, стал предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. В частности, в постановлении этого суда от 15 июня 1998 г. была признана не соответствующей Конституции РФ практика прекращения выплаты российских пенсий проживавшим в Литве, Латвии и Эстонии гражданам, выехавшим из этих государств на постоянное жительство в другие страны. Закон от 07.07.1993 г. №5338-1 “О международном коммерческом арбитраже” // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993, № 32. Ст. 1240

Коллизионные привязки для установления

— Закон места заключения трудового договора

— Закон места производственной деятельности

— Закон флага на морском транспорте

— Закон гражданства, места жительства

— Закон места нахождения работодателя

— Закон места работы

— Закон места регистрации транспортных средств

— Закон перевозчика и др.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49. Ст. 4552

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.). Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1. Ст. 16

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.). Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18. Ст. 2207

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.). Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1(ч.1). Ст. 3

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.). Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30. Ст. 3012

6. Закон от 07.07.1993 г. №5338-1 “О международном коммерческом арбитраже” // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993, № 32. Ст. 1240

7. Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”. Собрание законодательства РФ 12.03.2001, № 11, ст. 998

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение основных коллизионных вопросов в области международных трудовых отношений. Закрепление принципа применения закона страны места работы в Европейской конвенции 1980 г. Трудовые права и социальное обеспечение иностранцев в Российской Федерации.

курсовая работа [63,6 K], добавлен 16.06.2012

Анализ правового положения трудовых отношений в международном частном праве. Трудовые права иностранцев и российских граждан за рубежом. Порядок правового регулирования несчастных случаев на производстве. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений.

курсовая работа [66,2 K], добавлен 29.09.2014

Общие вопросы правового регулирования трудовых отношений международного характера. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации, российских граждан за рубежом. Основные концепции «увечных» дел. Сущность общей концепции деликтных обязательств.

курсовая работа [62,9 K], добавлен 24.11.2014

Значение регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений. Применение к трудовому договору права государства при отсутствии выбора права. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации.

реферат [27,9 K], добавлен 19.06.2010

Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения в международном частном праве. Особенности опеки и попечительства.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 17.02.2015

Физические лица как субъекты международного частного права, их правоспособность. Коллизионные вопросы дееспособности физических лиц. Трудовые, семейные и наследственные отношения лиц в международном частном праве. Вопросы опеки и попечительства.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 22.03.2015

Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за рубежом. Наследование в международном частном праве государств-участников Содружества независимых государств. Изучение особенностей положения «выморочного» имущества в праве.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 07.07.2014

Международное частное право. Основные проблемы брачно-семейных отношений с иностранным элементом. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака в международном частном праве. Права и обязанности супругов. Правоотношения между родителями и детьми.

реферат [790,8 K], добавлен 23.07.2015

Классификация коллизионных норм по различным основаниям. Право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество в международном частном праве. Проблемы, которые возникают при применении международного права к вещным правам.

презентация [65,8 K], добавлен 27.11.2015

Основные аспекты и значение наследования в международном праве, его понятие и сущность. Универсальное правопреемство. Наследование по завещанию, по закону. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации и российских граждан за границей.

курсовая работа [57,9 K], добавлен 28.09.2008

Похожие записи:

  • Заявление на открытие лицевого счета бланк Заявление на открытие лицевого счета Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление на открытие лицевого счета (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Заявление на открытие […]
  • Педагог психолог льготы Ваш психолог. Работа психолога в школе. Последние новости Самое популярное Срочно проверьте, соответствуете ли вы профстандарту Если вы не соответствуете требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», […]
  • Заявление в органы опеки о проверке жилищных условий Заявление в органы опеки о проверке условий проживания ребенка Заявление в органы опеки о проверке условий проживания ребенка Заявление в органы опеки о проведении проверки Москвы, Я, ______________________, состояла в зарегистрированном браке с […]
  • Требования к психологам в школах Функциональные обязанности педагога - психолога 1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе […]
  • Гриф на приказ об утверждении Реквизит 16 – гриф утверждения документа Гриф утверждения – реквизит официального документа, свидетельствующий о правовом статусе документа. 1 Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом. 2 […]
  • Как пишется заявление на академический отпуск образец Заявление на академический отпуск Взять академотпуск – это значит получить перерыв в учебе, когда можно не посещать занятия в вузе и не сдавать экзамены. Сколько длится академотпуск? Как правило, его оформляют на срок в 1 год – это тот период, за […]