Наблюдение за исполнением законов полномочия

Содержание:

Тема 4 — Задание №5 В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента России, Правительства,

В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента России, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры. Распределите порядковые номера полномочий по соответствующим частям таблицы.

Полномочия: 1) управление федеральной собственностью; 2) руководство внешней политикой; 3) проведение внутренней политики; 4) решение экономических споров; 5) наблюдение за исполнением законов; 6) установление соответствия законов и постановлений Конституции РФ; 7) разработка и принятие законов; 8) обеспечение территориальной целостности РФ; 9) решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; 10) государственное об­винение в наиболее значимых судебных процессах; 11) представле­ние интересов субъектов федерации; 12) разработка и исполнение государственного бюджета; 13) рассмотрение уголовного дела.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Правовые основы деятельности

Конституция Российской Федерации

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих.

В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента России, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы…

Задание: В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента России, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры. Распределите порядковые номера полномочий по соответствующим частям таблицы.

Полномочия: 1) управление федеральной собственностью; 2) руковод­ство внешней политикой; 3) проведение внутренней политики; 4) решение экономических споров; 5) наблюдение за исполнением законов; 6) установление соответствия законов и постановлений Конституции РФ; 7) разработка и принятие законов; 8) обеспечение территориальной целостности РФ; 9) решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; 10) государственное об­винение в наиболее значимых судебных процессах; 11) представле­ние интересов субъектов федерации; 12) разработка и исполнение государственного бюджета; 13) рассмотрение уголовного дела.

Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание

Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Целью уголовно-исполнительной политики государства является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных – это основная функция федерального законодательства об исполнении уголовных наказаний. Она определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.

Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ заключаются в регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации.

В последние годы в системе органов, осуществляющих исполнение наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, произошли существенные изменения. Согласно принятым законодательным документам учреждения уголовно-исполнительной системы были переданы в ведение Министерства юстиции РФ.

В целом уголовно-исполнительное законодательство РФ приведено в соответствие с международными требованиями, ориентированными на уважение и соблюдение прав и свобод личности, исключение обращений, унижающих человеческое достоинство, соответствующее медико-санитарное обслуживание.

Несмотря на произошедшие в уголовно-исполнительной системе преобразования, и по сей день существует множество негативных проявлений в учреждениях пенитенциарной системы РФ. В связи с этим на органы прокуратуры ложится важная задача, нацеленная на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий.

Среди общих задач прокурорского надзора в рассматриваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам следует отнести не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов. Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным принципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения, выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных.

Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;
  4. законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не должны вмешиваться в организационно-распорядительную и хозяйственную деятельность администрации поднадзорных объектов, к которым относятся исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части, гауптвахты для осужденных военнослужащих; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16 УИК).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

  • посещать в любое время эти органы и учреждения;
  • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, и оперативными материалами;
  • требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;
  • отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Читайте так же:  Медицинские льготы ветеранам труда в москве

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы

Проверка прокурора может быть разделена в соответствии с объемом на два вида: общую и целевую. Последняя затрагивает отдельные вопросы организации и деятельности исправительных учреждений. Проверки могут быть плановыми, внеплановыми, внезапными, ночными и т. д. Вопрос о том объеме, в рамках которого должна пройти прокурорская проверка, решается исключительно прокурором с учетом общего состояния законности в конкретном исправительном учреждении.

Информацию о состоянии законности на поднадзорном объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных обращений осужденных, анализа материалов практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний с обязательным учетом при этом данных расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспитательных колониях.

На основании изученного аналитического материала прокурор определяет круг вопросов, подлежащих проверке и выяснению.

По прибытии в исправительное учреждение прокурор истребует у администрации документы, характеризующие состояние режима содержания осужденных, обобщенные материалы об имеющихся в исправительных учреждениях нарушениях режима содержания и принятых мерах дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей, документацию о соблюдении трудовых условий и санитарно-гигиенических норм, нарушениях правил техники безопасности, наличии производственных травм.

Режим содержания осужденных в исправительных учреждениях – это такой установленный законом и соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок отбывания наказания в виде лишения свободы, который обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность, а также различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.

Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные, столовые и т. д.).

Проверка личных дел осужденных должна быть направлена на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыскания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.

После этого прокурор приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для данного действия. В личных делах лиц, помещенных в штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о водворении, акт совершенного проступка, объяснение осужденного, заключение врача о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе.

Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях содержания, труда. Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме прокурором. Последний проверяет законность и обоснованность приказов и распоряжений администрации исправительного учреждения.

Важным средством предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен также выяснить, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т. д.

Среди правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить следующие: а) постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры согласно Закону о прокуратуре.

Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся установленного законом порядка содержания указанных лиц.

Федеральным законодательством определены следующие места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых соответственно органов Министерства внутренних дел РФ и Пограничных войск РФ.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться также учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и гауптвахты.

Основаниями для помещения подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

  • судебное решение (приговор, определение, постановление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;
  • протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями следственных изоляторов и изоляторов временного содержания составляет установленный законом режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых имеет определенную специфику перед режимом содержания осужденных лиц в исправительных учреждениях. Дело в том, что в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания помещаются лица, в отношении которых судом еще не вынесено никакого решения. В силу принципа презумпции невиновности каждый считается там правым, пока обратное не доказано в определенном уголовно-процессуальным законом порядке и не установлено вступившем в законную силу приговором суда. В исправительных же учреждениях находятся лица, признанные виновными в совершении преступлений, и в отношении них обвинительный приговор суда уже имеет законную силу.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу возложен на прокуроров субъектов РФ.

Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регистрации и размещения лиц, поступающих в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся основанием для помещения подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

Если в следственный изолятор поступает женщина с ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить наличие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор.

Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Прокурор проверяет, насколько правильно и полно организовано первичное медицинское освидетельствование поступающих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Результаты медицинского освидетельствования обязательно вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

При наличии телесных повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим арестованных.

В случае обнаружения прокурором этого акта или соответствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоятельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор должен проверить, насколько правильно и в соответствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответствующая работа по предотвращению совершения правонарушений в местах содержания под стражей.

В приказе от 05.08.2003 № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» Генеральный прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законности в следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Надзирающие прокуроры должны реагировать на факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры, организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.

Уполномоченные прокуроры обязаны усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами внутренних дел, в подчинении у которых находятся эти учреждения. Работу с поступающими жалобами надзирающие прокуроры должны рассматривать как важнейшую составляющую деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.

Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со стороны администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и заявлениями, жалобами граждан.

Представители администрации должны ежедневно обходить камеры и принимать от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора, регистрируются в журнале, а затем о них докладывается начальнику, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения.

Читайте так же:  Защита прав потребителей как вернуть деньги за телефон

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в прокуратуру, суды или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за СИЗО, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, просмотру не подлежат и направляются ему в течение 24 часов.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией следственного изолятора и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

Кроме того, администрацией мест содержания подозреваемых и обвиняемых организуется ежедневный их личный прием начальником следственного изолятора или уполномоченными им лицами в течение рабочего времени. График личного приема подозреваемых и обвиняемых должен быть доведен до их сведения.

Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного изолятора. Заявления о приеме подаются письменно на имя начальника или делаются устно и регистрируются в порядке очередности их подачи в журнале личного приема с указанием должностного лица, к которому подозреваемый или обвиняемый хотел бы попасть на прием. Последний ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается об этом отметка. Оно подшивается в личное дело подозреваемого или обвиняемого.

В ходе осуществления прокурорской проверки надзирающий прокурор также должен обращать внимание на правильность и законность организации администрацией труда подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории следственного изолятора: в камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных участках. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены.

Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной технике.

Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.

Органы прокуратуры Российской Федерации: система и структура

Система и структура органов прокуратуры РФ сформирована по централизованному принципу. Это значит, что все органы на территории государства являются целостной системой с единым подчинением Генпрокурору РФ.

Согласно действующему законодательству, назначение и освобождение Генерального прокурора по представлению президента России осуществляет Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Генпрокурор имеет в подчинении первого заместителя и заместителей, над которыми осуществляет непосредственное руководство. Система и структура органов прокуратуры формируется из Генеральной прокуратуры, территориальных, специализированных прокуратур, Академии Генпрокуратуры.

Структура Генпрокуратуры

Генеральная прокуратура осуществляет руководство всей системой органов прокуратуры. В ее структуру входят следующие главные управления, управления и отделы (в составе главных управлений и управлений):

  • Главное управление по надзору за следствием;
  • Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
  • Главное управление по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами;
  • Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • Управление по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
  • Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
  • Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
  • Управление по надзору за исполнением права межрайонных прокуратур;
  • Главное управление международного сотрудничества, некоторые иные подразделения.

Замечание 2

Кроме того, к центральному аппарату относятся управления Генпрокуратуры РФ в федеральных округах.

В нижестоящих органах прокуратуры Российской Федерации также формируются структурные подразделения или назначаются отдельные работники, которые реализуют основные задания прокуратуры на местном уровне. При этом функция международного сотрудничества остается в исключительной компетенции центрального аппарата.

Территориальные органы прокуратуры

Система территориальных органов прокуратуры формируется согласно административно-территориальному устройству государства. Высшим звеном являются прокуратуры каждого из субъектов Российской Федерации. При этом, вне зависимости от того где создан данный орган (республика в составе страны или область) в названии прокуратуры не используется термин «генеральная». В городах Москва и Санкт-Петербург функционируют городские прокуратуры в качестве субъектов прокуратур РФ.

Второе звено территориальных органов образуют районные, межрайонные и городские прокуратуры. Районные прокуратуры функционируют в городах с районным разделением, а также в сельских и пригородных районах.

Название данных органов формируется следующим образом: в случае, если субъект разделен с учетом национальной специфики, обязательно указывается такое название, а также дополнительно то, что прокуратура является районной.

В определенных случаях создаются межрайонные прокуратуры на правах районных. Первый из них — малочисленные районы с отсутствием крупных предприятий. Это создает возможность объединить органы прокуратуры и распространить их полномочия на несколько таких административных единиц. Второй случай — межрайонные прокуратуры в больших городах, Примерами могут выступать, Петербург и Москва. Обязательное условие — компактное расположение районов, вследствие чего выделение отдельных зданий и создание другой инфраструктуры признается нецелесообразным.

Городские прокуратуры на правах районных образуются в населенных пунктах при следующих условиях:

  • город имеет среднее число жителей;
  • отсутствует территориальное разделение на районы;
  • город отделен от района, на территории которого расположен.

Такие прокуратуры также функционируют в городах областного (республиканского) подчинения.

Специализированные прокуратуры

Работа специализированных прокуратур направлена на осуществление надзора за теми видами деятельности, которые не входят в полномочия территориальных органов. Также такие прокуратуры функционируют на определенных территориях. К числу специализированных органов прокуратуры относятся:

Военные прокуратуры

Формируются данные органы в соответствии с системой вооруженных сил Федерации. Высшим органом является Главная военная прокуратура. Это подразделение Генеральной прокуратуры. При этом Главный военный прокурор занимает должность заместителя Генерального прокурора.

В составе Главной военной прокуратуры организована работа управлений и отделов в их составе, а также канцелярии и приемной. В органе создается коллегия в которую входят: Главный военный прокурор, его заместители и другие работники согласно назначению.

Следующим звеном являются прокуратуры Западного, Восточного, Юго-Восточного и Центрального военных округов. К ним приравниваются: военные прокуратуры Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота, Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура.

Наиболее многочисленными являются военные прокуратуры военных гарнизонов. Они организуют работу при военных частях или других военных формированиях.

Законом определено, что полномочия таких прокуратур распространяются не только на Вооруженные силы, но и на все органы в которых предусмотрена военная служба. Должностные лица выступают государственными обвинителями в военных судах, контролируют исполнение законов, а также выполняют другие функции, определенные законодательством. Органы военной прокуратуры, по распоряжению Генпрокурора, могут выполнять полномочия прокуратуры за пределами России, в местах нахождения войск, а также в местностях, где по исключительным обстоятельствам не действуют другие прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

Они создаются для осуществления надзора за выполнением требований законов на режимных объектах, а также для выполнения функций государственного обвинения в уголовном процессе, если преступление было совершено на территории такого объекта.

Действуют такие прокуратуры на оборонно-промышленных предприятиях, атомных электростанциях, закрытых административно-территориальных единицах в случае соблюдения режима секретности. Могут выполнять полномочия районных прокуратур и прокуратур высшего уровня.

Прокуратуры по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях

Создаются в исправительных колониях и других учреждениях, которые занимаются исполнением уголовных наказаний. Имеют права межрайонных прокуратур и подчинены непосредственно прокуратурам субъектов Федерации. Их основными функциями выступает наблюдение за выполнением законов в исправительных учреждениях и государственное обвинение по преступлениям, совершенным на таких территориях.

Транспортные прокуратуры

Выполняют работу на всех предприятиях, которые организуют перевозки. Имеют несколько уровней: высший приравнен по правам к прокуратурам субъектов РФ, и низший уровень — на правах межрайонных органов. Выполняют полномочия государственного обвинения по всем уголовным преступлениям, которые были совершены в любых видах транспорта.

Природоохранные прокуратуры

Действуют в заповедниках, а также местностях, которые имеют особое значение и требуют усиленной защиты природных ресурсов. Подчиняются непосредственно прокуратурам субъектов РФ. Особый статус имеет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за природоохранным законодательством на территории бассейна реки Волги. Она является прокуратурой высшего звена и подчинена непосредственно Генпрокуратуре России.

Должностные лица данных органов также выполняют роль государственных обвинителей по экологическим преступлениям.

Академия Генеральной прокуратуры

Подчинена напрямую высшему органу управления. В ее структуру входят: Юридический институт, Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, а также Санкт-Петербургский и Иркутский юридические институты.

Читайте так же:  Усн отчетность и уплата в 2019

Особенности прокурорского надзора в сфере ВПК

Правоотношения в области ВПК представляют собой наиболее значимую сферу деятельности государства, от которой зависит обороноспособность и безопасность, а также развитие экономики в целом.

Д.А. Седухин, начальник отдела управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации органы прокуратуры на системной основе осуществляют надзор над исполнением государственного оборонного заказа на всех предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Особый статус предприятий, выпускающих продукцию военного, специального и двойного назначения, установленный режим прохождения и нахождения на них, наличие специальных разрешительных документов и прочие специфичные моменты определяют и особенности надзора за их деятельностью.

Органы прокуратуры Российской Федерации уделяют особое внимание вопросам соблюдения требований законодательства в названной сфере. Основные усилия сосредоточены на надзоре за исполнением должностными лицами законодательства о государственном оборонном заказе (далее также – ГОЗ), в том числе в части сроков и объемов его выполнения, соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, а также при распределении, закреплении и учете прав на результаты интеллектуальной деятельности и др.

Для достижения указанных целей организовано взаимодействие с контролирующими органами, налажен обмен оперативной, статистической и иной информацией. На постоянной основе производятся сверки по материалам, содержащим сведения о правонарушениях в рассматриваемой сфере, в том числе размещенным в средствах массовой информации. В процессе надзорной деятельности, при наличии оснований, используются возможности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Органы прокуратуры и контролирующие органы ориентированы на синхронизацию своей проверочной деятельности с целью минимизации нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Органы прокуратуры в 2017 году направили несколько сотен материалов проверок для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, и по 63% из них возбуждены уголовные дела.

Прокуроры ориентированы на принятие профилактических мер, направленных на предупреждение срывов исполнения ГОЗ. Активнее реализуются меры предупредительного характера, почти на 1/3 возросло количество объявленных предостережений. Растет и число исковых заявлений прокуроров, направленных в суд для защиты интересов государства в сфере обороны и безопасности (в 2017 году предъявлено на 36 исков больше, чем в 2016 году).

Наиболее распространенными в этой сфере являются нарушения связанные со следующими аспектами:

– несоблюдение сроков исполнения контрактных обязательств и объемов их выполнения;

– нарушение порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

– несоответствующее размещение информации о планируемых к заключению контрактах в сфере ГОЗ, а также порядок их заключения и указания обязательной информации в них;

– несоблюдение обязательных условий при оформлении контрактов, заключаемых в сфере ГОЗ;

– привлечение к исполнению ГОЗ организаций, не имеющих производственных мощностей для выполнения работ или изготовления продукции, фирм-однодневок и фирм-посредников;

– нарушение законодательства об интеллектуальной собственности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, а также при распределении, закреплении и учете прав на результаты интеллектуальной деятельности и др.

Для того чтобы учесть особенности объекта надзора, в структуре органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные прокуратуры, которые в соответствии с организационно-распорядительными документами генерального прокурора Российской Федерации осуществляют надзорные полномочия в отношении таких особенных организаций либо на территориях с особым статусом.

Специализированные прокуратуры созданы и функционируют в субъектах Российской Федерации. Для специализированных прокуратур сфера надзора в сфере ОПК – приоритетное направление надзорной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения законности при выполнении ГОЗ. Наиболее результативная работа отмечается в тех регионах, где созданы прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, осуществляющие полномочия по надзору над максимально возможным количеством предприятий ОПК региона. Результаты анализа их деятельности показали, что при такой форме организации обеспечивается надлежащее наблюдение за деятельностью поднадзорных предприятий, своевременно и комплексно проверяются все реализуемые ими госконтракты, всесторонне изучаются документы, вскрываются схемы вывода или хищения бюджетных средств, выделенных для выполнения ГОЗ, пресекаются возможные посягательства и обеспечивается возмещение ущерба, причиненного государству в сфере его обороноспособности.

Системный подход к реализации надзорных полномочий позволяет минимизировать нагрузку на проверяемые хозяйствующие субъекты, скоординировать и проконтролировать деятельность контролирующих органов, отследить своевременность и достаточность принятых ими мер, а также добиться реального устранения выявленных нарушений.

При этом спектр правоотношений, находящихся в поле зрения прокуроров, достаточно широк. Спецпрокуроры изучают на соответствие действующему законодательству правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, которые являются государственными заказчиками в рамках ГОЗ и исполнителями мероприятий федеральных целевых программ (ФЦП) в сфере обороны и безопасности Российской Федерации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, надзор за которыми осуществляет Главная военная прокуратура). Кроме того, органы прокуратуры с определенной периодичностью организуют проверки соблюдения органами государственного надзора и контроля требований федерального законодательства при реализации ими надзорных и контрольных функций в сфере ОПК и ГОЗ, их должностными лицами; органами управления и руководителями государственных корпораций и входящих в их состав предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций, входящих в ОПК или участвующих в реализации ГОЗ, федеральных целевых программ в сфере обороны и безопасности государства, их должностными лицами.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, реализуя свои полномочия по координации деятельности правоохранительных органов и органов государственного контроля (надзора), нацеливает органы прокуратуры на местах на принятие мер предупредительного характера, обеспечение действенности прокурорского надзора на всех стадиях исполнения ГОЗ и реализации мероприятий ФЦП в области обороны и безопасности государства, а также на реализацию надзорных функций с более ранних стадий выполнения работ, услуг, поставки товаров для целей обороны с привлечением органов госконтроля (надзора). Прокурорам предписано пресекать факты использования контрафактной продукции при изготовлении продукции для нужд обороноспособности; отступления от требований технических условий на продукцию военного и специального назначения и иных документов, в результате чего возможна утрата тактико-технических характеристик создаваемой продукции. При выявлении фактов неправомерных действий в отношении средств ГОЗ прокурорам и спецпрокурорам предписано незамедлительно предпринимать действия по наложению обеспечительных мер на имущество и денежные средства для последующего возмещения вреда, причиненного в таких случаях.

Анализ деятельности специализированных прокуратур показал необходимость налаживания и поддержания оперативного взаимодействия с органами военной прокуратуры, с использованием в полной мере предоставленных федеральным и региональным законодательством полномочий для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности, повышения эффективности прокурорского надзора в сфере ОПК.

Особого внимания в настоящее время требуют вопросы возмещения ущерба. Для результативности этой деятельности прокурорам необходимо заблаговременного принимать меры обеспечительного характера для последующего реального возмещения вреда, причиненного государству в данной сфере, в том числе активизировать работу правоохранительных органов по принятию таких мер.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что проведение надзорных мероприятий ни в коей мере не должно дестабилизировать работу предприятий ОПК и их кооперации. При организации надзорной деятельности спецпрокуроры, да и органы прокуратуры в целом, строят свою работу на следующих принципах:

– координация работы органов прокуратуры и контролирующих органов;

– обеспечение своевременного обмена информацией с органами государственного контроля (надзора), органами военной прокуратуры и иными государственными службами;

– максимальное использование данных открытых информационных ресурсов и органов государственной власти;

– максимальное сокращение числа запросов, а также необходимости обеспечения надзора за всей «цепочкой» прохождения бюджетных средств, выделенных на цели оборонного комплекса, начиная с государственного заказчика, заканчивая конечными получателями этих средств, что обеспечивает финансовую прозрачность использования денежных средств,

– неотвратимость наказания в случае совершения противоправных действий.

Прокурорский надзор – один из механизмов формирования безопасности страны посредством обеспечения законности в сфере оборонно-промышленного комплекса, и тем самым он гарантирует защиту и безопасность гражданам нашего государства.

«Новый оборонный заказ. Стратегии»
2018, август

Похожие записи:

  • Банкротство интернет магазинов Основные причины банкротства интернет-магазинов Докладчик: Юрий Кушнеров. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемMarketNotes.ru Похожие презентации Презентация на тему: " Основные причины банкротства […]
  • Приказ министерства транспорта и коммуникаций рб 286-ц Приказ министерства транспорта и коммуникаций рб 286-ц Методические рекомендации по организации деятельности автомобильного перевозчика в сфере безопасности дорожного движения Глава 2. Требования к перевозчикам по обеспечению безопасной перевозки […]
  • Переговоры в бизнесе практическое пособие Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей. Развитие гражданского общества в России приводит ко все более сложному и тонкому переплетению множества факторов, связей, отношений. Среди них не последнее место занимают деловые — в […]
  • Брачный договор русский трейлер Брачный контракт (2016) дорама русская озвучка смотреть онлайн 1 (SoftBox) 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия 7 серия 8 серия 9 серия 10 серия 11 серия 12 серия 13 серия 14 серия 15 серия 16 серия Хан Чжи Хун из дорамы «Брачный контракт» […]
  • Обуховской обороны 59 судебные приставы как доехать проспект Обуховской обороны дом 59: об адресе, как доехать Основная информация об адресе проспект Обуховской обороны дом 59 Информация о расположении дома на карте Санкт-Петербурга и о ближайших объектах транспортной инфраструктуры: остановках, […]
  • Тендер экспертиза промышленной безопасности Тендер экспертиза промышленной безопасности Для получения доступа к аналитической информации по процедуре, Вам необходима лицензия OTC Для получения доступа к аналитической информации по процедуре, Вам необходима лицензия OTC Все оценочные […]