Налог исчисляется с кадастровой стоимости 2019

Минфин России разъяснил, как с 1 января 2019 года будет исчисляться земельный налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка

С 1 января 2019 года вступает в силу новый порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка и будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

В этой связи сообщается, что кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии или суда, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при исчислении налога начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом отмечено, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков — физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Расчёт налога на объекты недвижимости по новым правилам — с 2019 года

Содержание

Ориентир на кадастровую стоимость объектов недвижимости

1 января 2019 года — дата, с которой стартуют существенные изменения в Налоговом кодексе РФ. Они утверждены вышедшим в августе 2018 года федеральным законом «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 334-ФЗ от 3 августа 2018 г.).

Суть изменений заключается во введении нового порядка расчёта налога на земельный участок, дом и квартиру или их части, гараж или машино-место на основе их кадастровой стоимости, а целью нововведений стало стремление законодателя к снижению остроты ситуации с налоговым бременем, сформированной прежними правилами налогообложения.

О сложности положения свидетельствует, в частности, информация Росреестра о статистике пересмотра только в январе-марте 2018 года кадастровой стоимости по 4249 заявлениям в отношении 7797 объектов, по которым решение в пользу заявителя было принято в 57.1% случаев.

Развитие проблемы не ушло от внимания Президента РФ, который в марте 2018 года в своём Послании Федеральному Собранию РФ указал на необходимость внесения изменений в законодательство, предусматривающие доработку методики расчёта кадастровой стоимости объектов недвижимости.

По итогам Послания Федеральному Собранию РФ в числе целого ряда Поручений было утверждено и Поручение Президента РФ №Пр-436 от 15 марта 2018 г.), в тексте которого указано:

«Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих: совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости. Срок — 15 июля 2018 года». В тот же срок необходимо уточнить параметры расчёта налога на имущество физических лиц.

По итогам выполнения этого Поручения Правительством РФ были проработаны меры, направленные на решение проблем не только в отношении будущих результатов кадастровой оценки объектов недвижимости, но и применяемой в настоящее время кадастровой стоимости этих объектов. Результатом проведённой работы стали, в частности, новая методика расчётов кадастровой стоимости и выпуск Закона № 334-ФЗ, утвердившего новые единые правила налогообложения.

Итак, дата 1 января 2019 года — начало действия в России новой системы начисления налога на недвижимость физических лиц, главным нововведением которой стало исчисление налоговой, базы не от инвентаризационной стоимости объекта, а от его кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость недвижимости может оказаться выше инвентаризационной. Чтобы предотвратить существенное увеличение, то есть чтобы сумма налога не была существенно выше, чем раньше, местные органы власти будут устанавливать дифференцированные налоговые ставки, зависящие от вида и места нахождения объекта.

Кроме этого, действуют дополнительные послабления. Так, при исчислении налога площадь каждого налогооблагаемого объекта будет уменьшена:

  • для квартиры на 20 м 2
  • для комнаты на 10 м 2
  • для дома на 50 м 2

Дополнительные льготы будут так же, как и прежде, утверждаться местными органами власти.

Налог на имущество физических лиц за 2019 год, рассчитанный в соответствии с новым порядком, будет уплачиваться гражданами в 2020 году.

Главные штрихи нового порядка налогообложения

В основу нового порядка расчёта налога положена только кадастровая стоимость объектов недвижимости, а не применявшаяся до этого момента сложная совокупность кадастровой и инвентаризационной стоимостей объектов с использованием понижающих коэффициентов, последовательно увеличивающихся от значения 0.2 до 0.4, 0.6, 0.8 до 1 на завершающем этапе перехода к использованию 100%-ной кадастровой стоимости в расчёта налога на недвижимость.

Для 2019 года, являвшегося предпоследним 4 этапом перехода к использованию кадастровой стоимости объекта в полном объёме, в соответствии с прежним порядком налогообложения, был установлен понижающий коэффициент 0.8. В новом порядке расчёта налогов на недвижимость использование коэффициента 0.8 исключено, а сам порядок приобрёл заметно иной облик.

Об основных изменениях в Налоговом кодексе РФ и пойдёт речь в настоявшей статье.

Расширение перечня объектов налогообложения

Перечень объектов, за которые взимается налог за право собственности на них, расширен. В нём появились части жилых домов и части квартир. Этот факт отражён в статье 2 Закона № 334-ФЗ, в разделе, в котором изложены дополнения к статье 406 НК РФ (подпункт 1 пункта 2) в отношении налоговых ставок при налогообложении жилых домов и частей жилых домов, квартир и частей квартир.

В состав объектов налогообложения теперь включаются находящиеся в собственности граждан и юридических лиц следующие виды недвижимого имущества:

  • земельные участки (статья 389 НК РФ)
  • имущество (статья 401 НК РФ):
  1. жилой дом
  2. квартира, комната
  3. гараж, машино-место
  4. единый недвижимый комплекс
  5. объект незавершённого строительства
  6. иные здание, строение, сооружение, помещение
  7. относящиеся к жилым домам дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства (ИЖС),

а также части жилых домов и части квартир (подпункт 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ).

А вот помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не признаются.

Облагаться налогом будет и недвижимость в новостройках, не имеющая инвентаризационной стоимости. Начисление налога на неё произойдёт только за 2019 год, то есть за более ранние годы начислений не будет.

Такие временные постройки, как беседки, туалеты, сараи, летние души на дачных участках и прочие объекты, налогом не облагаются.

Жилые строения, расположенные на дачных и садовых участках, а также на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и личного подсобного хозяйства (ЛПХ), приравниваются к жилым домам и облагаются, соответственно, налогом на имущество.

Какие понижающие коэффициенты применяются при расчёте налогов с 2019 года

Расчёт налога, исходя из кадастровой стоимости, делается только в тех регионах, в которых:

  1. эта стоимость утверждена,
  2. установлена единая дата, с которой в соответствующем регионе база по налогу на имущество определяется из кадастровой стоимости.

Инвентаризационная стоимость применяется в тех субъектах РФ, где перечисленные условия пока не выполнены.

С перечнем субъектов РФ, в которых налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости, можно на этой странице официального интернет-ресурса ФНС России.

Понижающие коэффициенты в расчёте налогов на недвижимость применяются только в том случае, когда начисленный налог по кадастровой стоимости больше, чем налог по инвентаризационной стоимости. В обратной же ситуации, когда налог по инвентаризационной стоимости больше, чем налог по кадастровой, понижающие коэффициенты не применяются.

По новому порядку расчёта налога, установлено следующее применение понижающих коэффициентов:

  • в течение первых 3-х этапов перехода к использованию 100%-ной кадастровой стоимости в расчёте налога на недвижимость понижающий коэффициент будет расти только до значения 0.6 (то есть большего значения он не достигнет), при этом сумма налога на имущество физических лиц будет увеличиваться не более чем на 10% в год по сравнению с предыдущим годом (до 2019 года, в соответствии с прежним порядком, при расчёте применяется коэффициент, по которому сумма налога каждый год растет на 20%):
  1. новый понижающий коэффициент должен применяться в тех регионах России, в которых налог исчисляется с коэффициентом 0.6.
  2. порядок исчисления налога не меняется только в тех субъектах РФ, в которых в 2017 году для расчёта налогов использовались понижающие коэффициенты 0.2 или 0.4.
  • использование формулы для расчёта налогов с применением инвентаризационной стоимости и понижающих коэффициентов, возможно только в течение первых 3-х налоговых периодов (а не в течение 4-х, как было ранее).

Таким образом, начиная с 4-го налогового периода использование понижающих коэффициентов исключено. При этом обеспечивается выполнение следующих требований:

  1. налогообложение недвижимости должно вестись только на основании кадастровой стоимости, внесённой в ЕГРН (пункт 8 статьи 408 НК РФ в новой редакции),
  2. происходит сокращение числа этапов перехода к использованию 100%-ной кадастровой стоимости в расчёте налога на недвижимости, то есть уменьшение числа налоговых периодов, за которые налог рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

Перерасчёт налогов при изменении кадастровой стоимости объектов

Законом № 334-ФЗ введены единые правила применения кадастровой стоимости при определении налоговой базы:

  1. по земельному налогу
  2. по налогу на имущество организаций
  3. по налогу на имущество физических лиц.

Общий порядок расчёта налога заключается в следующем:

  • использовании новой кадастровой стоимости производится с даты внесения записи в ЕГРН об этой стоимости (пункты 2 и 4 статьи 2 закона № 334-ФЗ),
  • в расчётах налога применяется коэффициент, который определяется как отношение количества полных месяцев, когда действовала прежняя кадастровая стоимость, к количеству месяцев, когда действовала новая стоимость.

Эти установки отражены в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ в новой редакции — в статье 52 и части II этого кодекса.

Известно, что кадастровая стоимость объекта, за который уплачивается налог, может измениться по целому ряду причин. Так, для земельных участков обстоятельствами, влекущими изменение кадастровой стоимости могут стать:

  1. изменение площади участка
  2. перевод земли из одной категории в другую
  3. изменение вида разрешенного использования земельного участка,

а для зданий, помещений или сооружений — изменение назначения или площади объекта.

Все перечисленные изменения с земельными участками, зданиями, помещениями и сооружениями именуются теперь изменениями количественных и качественных характеристик объектов. Эти изменения в обязательном порядке регистрируются в ЕГРН с одновременной при этом корректировкой кадастровой стоимости объектов.

Кадастровая стоимость, установленная по результататам регистрации в ЕГРН изменения количественных и качественных характеристик земельных участков (их площади, вида разрешённого использования или перевода земли в другую категорию), в свою очередь, влечёт и изменение суммы налога.

При расчёте налога на земельные участки, в соответствии с новым порядком (пункт 1.1 статьи 391 НК РФ), учитывается налоговый период его исчисления:

  • с 2019 года налог рассчитывается исходя из значения кадастровой стоимости на момент внесения соответствующей записи в ЕГРН,
  • до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчёте налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц не учитывается.
Читайте так же:  Дети войны компенсация

Налог на имущество организаций и физических лиц также подлежит пересчёту с той даты, когда в ЕГРН была внесена запись о корректировке кадастровой стоимости:

  • если изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости произошло до 2019 года, то это изменение не учитывается при расчёте налога (пункт 15 статьи 378.2 НК РФ,
  • с 2019 года налог рассчитывается исходя из значения кадастровой стоимости на момент внесения соответствующей записи в ЕГРН (пункт 2 статьи 403 НК РФ).

При расчёте налога с учётом изменения кадастровой стоимости должна учитываться конкретная дата регистрации изменения кадастровой стоимости:

  • если изменения зарегистрированы за период с 1 января и до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учётом коэффициента, равного числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, делённому на число календарных месяцев в налоговом периоде (пункт 5.1 статьи 382 НК РФ,
  • если запись внесена 15-го числа или раньше, текущий месяц считается за полный месяц, и за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из изменённой кадастровой стоимости с учётом коэффициента, равного числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, делённому на число календарных месяцев в налоговом периоде (пункт 5.1 статьи 408 НК РФ).

Но кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости может быть изменена и по другим причинам:

  1. при исправлении ранее допущенной в ЕГРН технической ошибки,
  2. по судебному решению при оспаривании кадастровой стоимости собственником объекта,
  3. по решению специальной комиссии при ЕГРН (Росреестре), в которую обратился собственник объекта с заявлением об изменении кадастровой стоимости (комиссии действуют с 2012 года и сформированы в каждом субъекте РФ в соответствии с Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (№ 620 от 17 ноября 2017 г.).

Закон № 334-ФЗ утвердил правила, по которым выполняется пересчёт суммы налога и для указанных вариантов изменения кадастровой стоимости объектов. Они перечислены в пункте 1.1 статьи 391 НК РФ. Установленные правила отражают новую сторону закона, придающей ему с 2019 года обратную силу:

  • перерасчёт налога на имущество и земельного налога при исправлении технической ошибки:

перерасчёт налога в этом случае выполняется задним числом — с момента возникновения технической ошибки за все периоды от этого момента;

  • перерасчёт налога на имущество и земельного налога по решению комиссии или по решению суда:
  1. до 2019 года — перерасчёт налога делается с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости (в соответствии с Налоговым кодексом РФ — пункт 15 статьи 378.2, пункт 2 статьи 403, пункт 1 статьи 391),
  2. с 2019 года — перерасчёт налога выполняется задним числом и за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость, то есть НЕ с момента подачи заявления об оспаривании, а с момента установления прежней кадастровой стоимости:

например, налог на имущество был рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости собственник подал в 2019 году — в этом случае налоговые платежи владельца имущества будет перерассчитаны с 2017 года.

Запрет на увеличения налога при его перерасчёте по причине изменения кадастровой стоимости объекта

Законом № 334-ФЗ установлено требование, по которому в Налоговый кодекс внесено дополнение (пункт 2.1 статьи 52 НК РФ), запрещающее увеличения налога на имущество и земельного налога при их перерасчёте, причём вне зависимости от причины перерасчёта, то есть было ли это исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта или изменение кадастровой стоимости по суду или по решению комиссии, которые привели к изменению кадастровой стоимости объекта недвижимости

  • если перерасчёт налога на имущество физических лиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, то такой перерасчёт возможен только за 3 года, предшествующих календарному году, в котором налоговая инспекция направила уведомление о перерасчёте,
  • перерасчёт, приводящий к увеличению суммы указанных выше налогов, становится невозможным вообще:

например, владелец земельного участка полностью оплатил земельный налог в 2018 году согласно налоговому уведомлению, но впоследствии налоговиками была выявлена ошибка в значении кадастровой стоимости участка — для такого случая, начиная с 2019 года, перерасчёт налога, результатом которого станет его увеличение в сравнении с уже уплаченным, не повлечёт какие-либо последствия для владельца участка, поскольку результатом перерасчёта налога становится ухудшение положения налогоплательщика, то есть уплачивать разницу между перерассчитанным и уже уплаченным налогом ему не придётся.

Если в результате перерасчёта выявлено, что налог уплачен в большем размере, чем должно быть, то налогоплательщик, в соответствии со статьёй 78 и статьёй 79 НК РФ, имеет право или на возврат излишне уплаченной суммы налога (происходит как изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога), или на зачёт (сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесённых ранее).

Положительные выводы о новом порядке определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Усовершенствованный порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не допускает применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости.

В саму задачу об исправлении кадастровой стоимости заложен принцип защиты интересов правообладателя объекта недвижимости, так как любая ошибка ‎в определении кадастровой стоимости рассматривается в его пользу:

  1. устанавливается правило ретроспективного применения кадастровой стоимости, установленной на основании решения суда или комиссии, рассматривающих споры о результатах определения кадастровой стоимости, причём это правило распространяется на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости,
  2. если исправление ошибки в определении кадастровой стоимости влечёт её уменьшение, то такое уменьшение также имеет ретроспективное применение ‎на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости,
  3. если исправление ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости, то новая стоимость будет применяться с года, следующего за годом её исправления, а налог за прошлое время доначисляться не будет.

Выполнение перерасчёта налогов физических лиц во всех случаях изменения кадастровой стоимости возложено на налоговиков. Для этого они используют сведения, получаемые из различных источников и, прежде всего, из Росреестра (сведения о внесении в ЕГРН исправления ранее допущенной технической ошибки, измененной кадастровой стоимости объекта и т.д.).

Распространения поправок по налогам и налоговым ставкам на правоотношения, возникшие с января 2017 года

Ряд поправок к Налоговому кодексу РФ, установленных в соответствии с законом № 334-ФЗ и уже вступивших в силу, должны учитываться при расчёте налога на имущество физических лиц за 2017 год:

  • правила расчёта налоговой базы, установленные для квартиры, должны применяться и в отношении части жилого дома:

налоговая база каждого из этих объектов равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 м 2 его общей площади (пункт 3 статьи 403 НК РФ).

  • правила расчёта налоговой базы, установленные для комнаты, применяются и в отношении части квартиры:
  1. налоговая база для каждого из этих объектов равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 м 2 его площади пункт 4 статьи 403 НК РФ);
  • ставка налога для жилых домов, квартир, комнат, а теперь ещё и для частей жилых домов и частей квартир не может быть выше 0.1% кадастровой стоимости (подпункт 1 пункта 2 статьи406 НК РФ);
  • налоговые льготы, ранее установленные в отношении квартир и жилых домов, отныне распространяются ещё как на части квартир, так и части жилых домов (подпункт 1 и 2 пункта 4 статьи 407 НК РФ).
  • уточнены детали расчёта налога на гаражи и машино-места, расположенные в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень:
  1. снижен налог на гаражи и машино-места и другие помещения, расположенные в торгового, офисного и бытового назначения, входящих в «кадастровый» перечень — такие гаражи и машино-места и другие помещения полежат налогообложения на имущество физических лиц по ставке не более 0.1%, а не по ранее применяемой максимальной ставке 2% (подпункт 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ),
  2. возможность использования налоговой льготы в отношении любых гаражей и машино-мест, причём вне зависимости от того, где они расположены (пункт 5 статьи 407 НК РФ),
  3. при расчёте налога на такие объекты в течение первых 3-х лет возможность использования формулы, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (пункт 8 статьи 408 НК РФ).
  • ограничение ежегодного увеличения налога, рассчитанного на основе кадастровой стоимости объекта:

а) для определения суммы налога, подлежащей уплате, необходимо сравнить 2 величины:

  1. налог за текущий период
  2. налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1.1,

но без учёта коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения:

  1. изменилась доля в праве общей собственности,
  2. появилось или оказалось утраченным право на льготу,
  3. возникло или утрачено право собственности на объект;

б) если первая величина окажется больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине, но с учётом коэффициента 1.1 (пункт 8.1 статьи 408 НК РФ).

Приведённый способ расчёта налога НЕ применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включённых в региональный «кадастровый» перечень.

А для гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов, при расчёте налога применяется, как было указано выше, правило, установленное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ.

Налоговые ставки с учётом расширенного состава объектов налогообложения

При расчёте налогов на объекты недвижимости на основе их кадастровой стоимости для определении налоговой базы установлены налоговые ставки, размер которых различен для разных видов объектов недвижимости (пункт 2 статьи 406 НК РФ):

  • налоговая ставка в размере 0.1%

применяется при расчёте налогов на следующие объекты:

  1. жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты
  2. объекты незавершённого строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом
  3. единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом
  4. гаражи и машино-места
  5. хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 м 2 и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  • налоговая ставка в размере 2%

применяется при расчёте налогов на следующие объекты:

  1. нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
  2. все объекты недвижимого имущества иностранных юридических лиц, не имеющих на территории РФ филиалов
  3. принадлежащие юридическим лицам объекты жилой недвижимости, не стоящие на балансе в качестве основных средств
  4. объекты, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн.руб.
  • налоговая ставка в размере 0.5%

применяется при расчёте налогов на прочие объекты.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 399 НК РФ). И налог, и налоговые ставки устанавливаются правовыми актами муниципальных властей, а в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) — законами городов.

Читайте так же:  Поправки в удо ук рф

Размер налоговых ставок может регулироваться, но не безгранично (пункт 3 статьи 406 НК РФ):

  1. или уменьшены до нуля
  2. или увеличены, но не более чем в 3 раза.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • кадастровой стоимости объекта налогообложения
  • вида объекта налогообложения
  • места нахождения объекта налогообложения
  • видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Определение налоговой базы на основе инвентаризационной стоимости объектов производится в соответствии с положениями пунктов 4-6 статьи 406 НК РФ) и с применением при этом налоговых ставок, умноженных на коэффициент-дефлятор (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов):

  • налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, в размере 0.1% включительно — для объектов с инвентаризационной стоимостью до 300 млн.руб. включительно
  • налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, в размере 0.1-0.3% включительно — для объектов с инвентаризационной стоимостью свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно
  • налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, в размере свыше 0.3 до 2.0% включительно — для объектов с инвентаризационной стоимостью свыше 500 млн.руб. включительно.

Муниципальные власти вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от таких показателей, как:

  • суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов),
  • вид объекта налогообложения,
  • место нахождения объекта налогообложения,
  • вид территориальной зоны, в границах которой расположен объект налогообложения.

В случае, когда налоговые ставки не установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований, а в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — законами этих городов, налогообложение производится в следующем порядке:

  • при определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения — по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 статьи 406 НК РФ),
  • при определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения:
  1. по налоговой ставке 0.1% — для объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 млн.руб. включительно
  2. по налоговой ставке 0.3% — для остальных объектов.

Увеличение объёма налоговых льгот

Перечень лиц, имеющих право на получение налоговой льготы при уплате налога на недвижимость, представлен в пункте 1 статьи 407 НК РФ. Можно отметить, что в прежний состав льготников включена ещё одна категория — дети-инвалиды (ранее была только категория «инвалиды с детства»). Сделано это на основании дополнения, внесённого Законом № 334-ФЗ, благодаря которому семьи, имеющие ребёнка-инвалида, могут также рассчитывать на льготы.

Весь перечень весьма обширен. В него включены Герои СССР, Герои РФ, лица, награждённые орденом Славы трёх степеней, инвалиды I и II групп инвалидности, участники Гражданской войны, Великой Отечественной войны, чернобыльцы, ликвидаторы и граждане, подвергшиеся радиоактивному заражению во время аварий или принимавшим участие в испытаниях ядерного оружия: семьи военнослужащих, потерявших кормильца, лица, имеющие право на получение социальной поддержки, мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, которые занимались профессиональной творческой деятельностью в специальных помещениях.

Всем им предоставлены льготы по уплате налога за находящиеся в их собственности объекты недвижимости (за один объект из каждого вида):

  1. квартиру, часть квартиры или комнату
  2. жилой дом или часть жилого дома
  3. помещение или сооружение, используемое в качестве жилых домов, квартир, комнат для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек
  4. хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 м 2 и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  5. гараж или машино-место.

Перечисленные льготы носят федеральный характер. Наряду с ними могут действовать и льготы конкретного региона, о которых нужно узнавать на сайте муниципальной администрации или в местной налоговой инспекции.

Вычет по налогу на земельный участок

Для лиц из числа «льготных» категорий (пенсионеры и приравненные к ним лица, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, Герои Советского Союза, Российской Федерации, лиц, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и т.д.), являющихся владельцами земельных участков, предоставлена льгота по налоговому вычету, уменьшающему земельный налог по одному земельному участку.

Налоговый вычет на 6 соток, сокращающий выплаты за владение земельным участком установлен и для российских граждан предпенсионного возраста (для женщин 55 и мужчин 60 лет).

Основанием для применения указанных выше льгот по земельному налоговому вычету стал ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 436 от 28.12.2017 г.).

Перечислим их суть ещё раз:

  • налоговый вычет по земельному налогу применяется, начиная с налогового периода 2017 года — по нему земельный налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 м 2 по одному земельному участку,
  • если площадь земельного участка составляет не более 600 м 2 , то земельный налог взыматься не будет, а если площадь земельного участка превышает 600 м 2 , то земельный налог рассчитывается за оставшуюся площадь,
  • с полным перечнем лиц, имеющих право на льготу по земельному налогу, можно ознакомиться в содержании пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ,
  • налоговые льготы носят заявительный характер:
  1. это означает, что физическим лицам, имеющим право на налоговые льготы необходимо подать в налоговую инспекцию заявление о предоставлении налоговой льготы,
  2. можно также представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (пункт 6 статьи 407 НК РФ).
  • уведомление подаётся по специальной форме — с нею можно ознакомиться на ресурсе ФНС nalog.ru, а направить уведомление можно различными удобными способами:
  1. через Личный кабинет налогоплательщика
  2. почтовым сообщением в налоговую инспекцию
  3. подать лично в любую налоговую инспекцию,
  • если уведомление не отправлено, то вычет по земельному налогу будет делаться автоматически в отношении одного земельного участка, но с максимальной исчисленной суммой земельного налога.

Если человек, обладающий правом на вычет, ранее уже пользовался налоговыми льготами, в том числе по другим имущественным налогам (к примеру, пенсионер использовал льготу по транспортному налогу, а ветеран боевых действий был освобождён от налога на имущество), то вычет будет делается на основании налоговых сведений, которые уже зафиксированы в ФНС. Иными словами, необходимости в каких-либо дополнительных обращениях (заявлениях, уведомлениях) у гражданина в таких случаях нет.

Пенсионеры вообще освобождены от уплаты налога на недвижимость. Им льгота предоставляется только по одному объекту налогообложения каждого вида и по их личному выбору.

Налоговые вычеты для «предпенсионеров»

С 1 января 2019 года обладателями налоговых льгот становятся и лица предпенсионного возраста. После старта пенсионной реформы, согласно которой с 2019 года начнется поэтапное повышение пенсионного возраста (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин), а мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет будут относиться к категории граждан предпенсионного возраста.

На граждан указанной категории распространяются льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц на один из принадлежащих им объектов недвижимости (за исключением ситуаций, когда объект недвижимости используется в коммерческих целях) . Льготу можно применить в отношении квартиры, комнаты, гаража или хозяйственной постройки, площадь которой не превышает 50 квадратных метров.

Так, при расчёте налога будет учитываться только площадь участка, превышающая 6 соток. Если же участок меньше или равен 600 м 2 , от уплаты налогового сбора владельцы таких участков будут освобождены полностью. Для случая, когда в собственности находятся несколько участков земли, у владельца есть право самостоятельно выбрать из их числа тот, по которому он пожелает применить льготу. Уведомление о своём выборе необходимо направить в налоговую инспекцию, иначе, по умолчанию, вычет будет исчисляться в отношении самого крупного участка.

Немного отвлекаясь от темы статьи, попутно нужно заметить, что относительно транспортного налога для лиц предпенсионного возраста федеральные преференции не предусмотрены. Тем не менее, местные власти могут вводить их на региональном уровне.

Для того, чтобы воспользоваться установленными льготами, лица предпенсионной категории должны подать заявление в ФНС.

Перечисленные положения по налоговым льготам закреплены в ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 378-ФЗ от 30 октября 2018 г.), который вступает в силу 1 января 2019 года.

Налоговые вычеты, полагающиеся всем собственников недвижимости

Как указано в пунктах 3 и 4 статьи 407 НК РФ, с учётом расширения перечня объектов налогообложения, этот перечень объектов выглядит так:

  1. квартира, часть квартиры или комната
  2. жилой дом или часть жилого дома
  3. помещение или сооружение, используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также в качестве жилых домов, квартир, комнат для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек
  4. хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 м 2 и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  5. гараж или машино-место.

Для части объектов из этого перечня при исчислении налоговой базы применяется такая налоговая льгота, как необлагаемый налогом вычет из кадастровой стоимости всей площади объекта, но при условии, что объекты не используются для предпринимательской деятельности (пункты 2-3-6 статьи 403 НК РФ):

  • для комнаты, части квартиры — вычет кадастровой стоимости площади 10 м 2 из кадастровой стоимости общей площади этой комнаты, части квартиры
  • для квартиры, части жилого дома — вычет кадастровой стоимости площади 20 м 2 из кадастровой стоимости общей площади этой квартиры, части жилого дома
  • для жилого дома — вычет кадастровой стоимости площади 50 м 2 из кадастровой стоимости общей площади этого жилого дома
  • для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом — вычет в размере 1 млн.руб. из кадастровой стоимости всего единого недвижимого комплекса.

Эти вычеты применяются в беззаявительном порядке (автоматически) при расчёте налога для всех объектов, а в уведомлении для уплаты налога на имущество физлиц, которое направляется собственникам, в графе «налоговая база» указывается кадастровая стоимость объекта уже с учётом её уменьшения на величину налогового вычета. Если при его применении налоговая база принимает отрицательное значение, налог за такой объект не выставляется.

Электронный налоговый калькулятор ФНС России

В помощь собственникам объектов недвижимости ФНС России предоставила удобный электронный сервис налоговый калькулятор, позволяющий в режиме on-line рассчитать как налог на имущество физических лиц, так и земельный налог, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости объекта, а также выполнить проверку и оплату налога на имущество по ИНН.

Для уточнения величины кадастровой стоимости можно воспользоваться сервисом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), выбрав на этом ресурсе форму запроса Получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Ознакомиться с полным перечнем налоговых ставок, льгот и вычетов по всем имущественным налогам во всех муниципальных образованиях можно на странице сайта ФНС России Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам.

Читайте так же:  Услуги на безвозмездной основе налог на прибыль

О том, как самостоятельно рассчитать земельный и налог на имущество с помощью налогового калькулятора ФНС России, наглядно демонстрируется в этом видео-материале:

Налог на имущество организаций: изменения-2019

Изменения по налогу на имущество, вступающие в силу с 1 января 2019 года порадуют многих налогоплательщиков. Мы расскажем о самых важных поправках.

Объект – только недвижимое имущество

С 1 января 2019 г. движимое имущество исключено из объекта обложения налогом на имущество организаций (п.1 ст.374 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ ). Это значит, что организации, не имеющие недвижимости, перестанут быть плательщиками налога на имущество и представлять отчетность по этому налогу им будет не нужно (п.1 ст.373, п.1 ст.386 НК РФ).

ФНС РФ напомнила, понятие недвижимого имущества установлено ст. 130 ГК РФ (Письмо ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/[email protected]).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также являются объектами недвижимости подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п.1 ст.130 ГК РФ).

Права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации (п.1 ст.131 ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»)

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

Определять наличие недвижимости налоговые органы будут по следующим признакам:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению — при отсутствии сведений в ЕГРН.

Например, для объектов капитального строительства таким подтверждением могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

ФНС пояснила, что при отсутствии государственной регистрации объекта квалифицировать его в качестве недвижимости следует в том случае, если в частности, здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится (Письмо ФНС России от 24.09.2018 N БС-4-21/18582, п.38 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Многие организации уже проводят инвентаризацию объектов основных средств, с целью их классификации в качестве недвижимости. Например, необходимо учитывать, что объекты инженерного оборудования здания, могут учитываться в бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты. Но они являются частью недвижимости, а значит и объектом по налогу на имущество в 2019 году.

Так, из Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).

ФНС РФ также разъясняет, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты (Письмо ФНС России от 23.04.2018 N БС-4-21/7770). Если здание будет облагаться по среднегодовой стоимости, то стоимость таких объектов, составляющих часть здания также будет учитываться при расчете налога по данной недвижимости. Если же здание будет облагаться по кадастровой стоимости, то отдельно налог на имущество по его составляющим не начисляется (налог исчисляется по кадастровой стоимости здания) (Письмо Минфина России от 03.12.2015 N 03-05-05-01/70618).

Новый порядок представления отчетности

Начиная с отчетных периодов 2019 года налогоплательщики налога на имущество будут отчитываться по налогу по месту нахождения недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Исключения, как и прежде, составят владельцы недвижимости, находящейся на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ (для российских организаций). По данной недвижимости налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (ст.386 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ ).

ФНС РФ уже утвердила новые формы декларации по налогу на имущество и расчета по авансовому платежу. Они будут применяться, начиная с отчетности за 1-й квартал 2019 года (Приказ ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected]). Также разработаны контрольные соотношения к новым формам отчетности, чтобы налогоплательщики смогли проверить правильность ее заполнения (Письмо ФНС России от 05.12.2018 N БС-4-21/[email protected] «О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»).

По мнению автора, код 214 должны будут указать организации, учитывающие на своем балансе произведенные неотделимые улучшения арендованной недвижимости. В этом случае они не являются собственниками недвижимости, но должны исчислить налог на имущество со среднегодовой стоимости неотделимых улучшений, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств (Письмо ФНС России от 14.05.2018 N БС-4-21/9061).

Если налогоплательщики имеют несколько объектов недвижимости на территории одного субъекта РФ и состоят на учете в нескольких налоговых органах, то они вправе представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов, находящихся на территории субъекта РФ в одну налоговую инспекцию по своему выбору. Но если такие объекты облагаются налогом на имущество по среднегодовой стоимости и если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований.

Для этого до сдачи отчетности нужно уведомить налоговый орган, в который будет представляться единая отчетность. Рекомендуемая форма такого Уведомления приведена в Письме БС-4-21/[email protected]

Если налоговый орган решит, что налогоплательщик не может сдавать единый отчет, он уведомит организацию об этом (Письмо ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/[email protected]). Причинами для отказа в представлении единой отчетности по налогу на имущество могут быть:

  • представление Уведомления после окончания предельного срока для представления налоговой отчетности по налогу за первый отчетный период 2019 года;
  • представление Уведомления без заполнения соответствующих реквизитов или с ошибочными реквизитами (например, представление Уведомления за налоговый период, не совпадающий с периодом представления Уведомления);
  • отсутствие постановки на учет налогоплательщика в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом органе, который выбран для представления единой налоговой декларации (расчетов) по налогу;
  • наличие в субъекте Российской Федерации закона, устанавливающего в налоговом периоде представления Уведомления нормативы отчислений от налога в местные бюджеты;
  • представление Уведомления в случае, если у налогоплательщика в субъекте Российской Федерации имеются (на праве собственности или праве хозяйственного ведения) исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость.

Изменение кадастровой стоимости учитывается с начала применения неправильной

С 1 января 2019 года будет не важно по какой причине изменилась кадастровая стоимость объекта. Т.е. не только в случае исправления ошибки, но и при изменении кадастровой стоимости в результате установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 15 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ ).

Напомним, что в настоящее время при изменении кадастровой стоимости в результате установлении рыночной стоимости объекта, налог на имущество может быть пересчитан по «правильной» кадастровой стоимости, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

ФНС РФ разъяснила, если решение об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости принято комиссией или судом после 1 января 2019 года (в т.ч. по искам, заявленным до 01.01.2019), то налог на имущество будет пересчитываться в порядке, установленном с 1 января 2019 (Письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/[email protected] «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019»). Т.е. новую кадастровую стоимость нужно будет учесть при расчете налогов за период с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.

Похожие записи:

  • Требования к температуре батарей в жил помещениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (с изменениями и дополнениями) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64"Об […]
  • Приказ 529 от 30092011 Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2011 г. N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства экономического […]
  • Как считать налог на жилой дом Как рассчитать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости? Налог на имущество физических лиц рассчитывает сама налоговая инспекция по месту нахождения имущества по истечении календарного года отдельно по каждому объекту […]
  • Приказ 607 мвд Приказ МВД России от 19.06.2012 N 608 (ред. от 14.08.2018) О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 июня 2012 г. N 608 О НЕКОТОРЫХ […]
  • Приказ 2650 от 23122011 Приказ Министра обороны РФ от 23 декабря 2011 г. N 2650 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165" (с изменениями и дополнениями) (утратил […]
  • Федеральный закон 166-фз от 20 декабря 2004 года Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" С изменениями и дополнениями […]