Налог вагнера

Адольф Вагнер — немецкий экономист

Адольф Вагнер (нем. Adolph Wagner; 25 марта 1835, Эрланген — 8 ноября 1917, Берлин) — выдающийся немецкий экономист. Сформулировал в 1892 году закон о постоянном возрастании государственных потребностей, который впоследствии стал носить его имя.

Родился Адольф Вагнер в семье университетского профессора, филолога Рудольфа Вагнера. После школы он изучает право и политические науки и в 1857 году защищает докторскую диссертацию в Гёттингенском университете.

Впоследствии с 1858 по 1863 г., преподаёт в Вене, в Высшей школе купечества (Merchants’ Superior School), позже вынужден покинуть школу из-за разногласий по бюджетно-налоговым вопросам с Лоренцом фон Штейном. Преподает в Гамбурге, а в 1865 году возглавил кафедру этнографии, географии и статистики в Дерптском университете (ныне г. Тарту, Эстония).

В Дерпте А. Вагнер становится последователем политики Отто фон Бисмарка, за объединение Германии во главе с Пруссией. Когда объединение Германии стало реальным, Вагнер принял решение вернутся. С 1869 года он возглавляет кафедру Камеральных наук (говоря современным языком – государственного управления) в университете в Брайсгау, а уже в 1870 г. он возглавляет кафедру Общественных (государственных) наук в Берлинском университете — одном из лучших высших учебных заведений того времени не только в Германии, но и во всем мире. Именно в Берлине Адольф Вагнер добился самых больших успехов, проявил себя и стал одним из наиболее значимых экономистов своего времени.

Первое время сферу научных интересов Вагнера составляют банковское дело и денежное обращение, затем он опубликовал ряд работ по статистике. Адольф Вагнер считается одним из самых выдающихся экономистов эпохи Бисмарка. Кроме того он является один из самых ярких представителей школы государственного социализма, объединяющей постулаты экономической науки и социальной политики наряду с Густавом фон Шмоллером (1831–1903) и Карлом Родбертусом (1805–1875).

Вплоть до Первой мировой войны предложения и проекты Вагнера по кредитно-денежной политике в Германии были основными ориентирами для центральной банковской системы и финансовой практики.

Вагнер был человеком жёстким и суровым, который редко шёл на компромисс. Тяжело переносил обиды и не старался выражаться дипломатически. Даже со своими ближайшими коллегами он имел проблемы в общении. Современники свидетельствуют, что он был легкоранимой, холерической личностью. В 1890 году Вагнер так взбесил члена Рейхстага, что депутат вызвал его на дуэль (Вагнер не отказал, хотя до этого никогда не дрался). Еще более известным случаем была ссора Вагнера с Евгением Дюрингом (против идей которого направлена работа Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг»), что в конце концов привело к увольнению Дюринга из Берлинского университета.

Брат Адольфа Вагнера, Герман Вагнер, — выдающийся географ.

Наиболее известным теоретическим положением считается закон Вагнера, известный также как закон возрастающих государственных расходов.

Адам Смит в «Богатстве народов» писал, что правительство должно ограничить свою деятельность следующими функциями:

1. Защита от внешней агрессии.

2.Обеспечение внутреннего мира и порядка.

3. Общественное развитие.

Все остальные функции должны быть вынесены за пределы государства, а расходы на них следует рассматривать как несправедливые и расточительные.

Однако со времени написания книги государственные расходы феноменально увеличились, что потребовало новых подходов к решению этой проблемы.

В соответствии с законом Вагнера, по мере развития экономики деятельность и функции правительства увеличиваются. По его словам, комплексные сравнения разных стран и разных времен показывают, что среди прогрессивных народов (обществ), происходит регулярное увеличение активности как центрального правительства, так и местных органов власти. Они постоянно принимают новые функции, при этом выполняя и старые, и новые функции более эффективно и более полно. Таким образом, экономические потребности людей удовлетворяются в большей степени.

Закон Вагнера свидетельствует о том, что государство эволюционирует от свободного рыночного капитализма к государству, в котором население голосует за все возрастающий уровень социальных услуг. Увеличение государственных расходов необходимо по трем основным причинам. Вагнер определял их следующим образом:

1. социальная деятельность государства;

2. административные и защитные действия;

3. функции благосостояния.

Следующий материал дает более широкое толкование трех оригинальных положений Вагнера. Итак, причины постоянного увеличения государственных расходов:

1. социально-политические — на протяжении истории происходит существенное расширение социальных функций государства (пенсионное страхование, помощь населению при стихийных бедствиях и катастрофах);

2. экономические — научно-технический прогресс, и как следствие, увеличение государственных ассигнований в науку, различные инвестиционные проекты и т.д.;

3. исторические — государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает займам, год за годом происходит рост размера государственного долга и процентов по нему, иными словами, расходов на его обслуживание.

Согласно исследованию о государственных расходах на период 1891-1955 в Великобритании, проведенного Пикоком и Вайзманом, было установлено, что закон Вагнера продолжает действовать. Было также отмечено, что:

Значительное увеличение доходов правительства в связи с экономическим ростом на протяжении многих лет привело к повышению государственных расходов.

Правительство не может игнорировать требования населения по расширению перечня предоставляемых услуг, особенно в условиях увеличения государственных доходов.

Во время войны налоговые ставки увеличиваются для увеличения расходов на оборону. Это явление известно как «эффект вытеснения». Действовавшие ранее налоговые ставки вытесняются новыми, более высокими. Но ставки остаются таким же и после войны, поскольку люди уже привыкли к ним. Такое увеличение доходов соответственно приводит и к увеличению государственных расходов.

Еще одним важным вкладом в развитие налоговой теории стало формулирование Вагнером принципов налогообложения. Наиболее известными на тот момент были четыре принципа Адама Смита:

У Вагнера принципы получают принципиально новое значение. Он выделяет 9 принципов, которые классифицирует в 4 группы.

I. Финансовые принципы организации налогообложения.

1. Достаточность налогообложения.

2. Эластичность налогообложения.

II. Народнохозяйственные принципы.

3. Соответствующий выбор источника налогообложения.

4. Правильная комбинация налогов в такую систему, которая учитывает переложения налогов.

III. Этические принципы.

5. Всеобщность налогообложения.

IV. Административно-технические принципы.

7. Определенность налогообложения.

8. Удобство оплаты.

9. Низкие затраты взимания налогов.

Принципы А. Вагнера учитывают много факторов, которые появились после А. Смита. На первом месте Вагнер ставит финансовые принципы (достаточность, эластичность), в отличие от многих финансистов-современников, которые ставили на первое место принципы справедливости, равномерности налогообложения. Это наглядно демонстрирует изменения как в мировой экономике вообще, так и в отношении понимания сущности налогов. Вагнер исходит из того, что общественно-хозяйственная система является столь необходимой для людей, что достаточность средств для нее должна быть поставлена на первое место, а принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.

В отличие от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией в конце XIX в. он объединил в четыре группы принципов девять основных правил налогообложения:

■ эластичность, т.е. подвижность, налогообложения;

■ надлежащий выбор источника налогообложения (доход или капитал);

■ разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения;

3) этические принципы, или принципы справедливости:

4) принципы налогового администрирования:

■ удобство уплаты налога;

■ максимальное уменьшение издержек взимания.

При этом А. Вагнер, в отличие от А. Смита, исходил, в первую очередь, из интересов государства. Он считал необходимым построение такой системы налогообложения, которая была бы способна обеспечить повышение сбора налогов при увеличении потребностей в государственных расходах.

Вместе с тем все же нельзя представлять А. Вагнера защитником исключительно государственных интересов. Действительно, в основу сформулированных им основных принципов налогообложения он положил интересы государства. Но иначе и быть не может. Налоги и вводятся для того, чтобы обеспечить потребности государства в финансовых средствах. В то же время А. Вагнер не исключил из предложенных им принципов ни одного положения, установленного А. Смитом. Не был он и поборником чрезмерного налогообложения. Он прекрасно понимал, что налоговое бремя имеет определенные разумные границы, превышение которых чревато недобором налоговых сборов в будущем. Об этом красноречиво говорит установленный им принцип разумности построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Подкрепление и определенное развитие принципы налогообложения А. Смита получили в труде российского ученого Н. И. Тургенева «Опыт теории налогов» (1818 г.). Касаясь правила справедливости, он отмечал, что каждый налог имеет свои неудобства и поэтому при введении налогов следует избирать те из них, которые сопряжены с меньшими неудобствами. При этом Н. И. Тургенев указывал на необходимость установления умеренных налогов. Он в своем труде особо подчеркивал необходимость соблюдения принципа равного распределения налогов между всеми гражданами согласно их доходам. К числу важнейших принципов Н. И. Тургенев относил также определенность налога, сокращение издержек, удобство взимания налогов. Существенным развитием теории налогообложения явилось положение Н. И. Тургенева о целесообразности взимания налога не с самого капитала, а с дохода, причем чистого дохода, с тем, чтобы не истощать источники государственных доходов.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение вышеназванные принципы налогообложения получили лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы.

Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, в которой уточнялись старые и выделялись новые принципы налогообложения.

10.2. Принципы налогообложения

Превращение налогов в основной источник доходов казны потребовало не только научного обоснования налогов и исследования содержания понятия «налог», но и определения принципов, на которых должно строиться налогообложение.

Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и ученых-экономистов с момента возникновения налогов. Особый интерес они стали вызывать в период возникновения финансовой науки. Уже в период меркантилизма в работах Ж. Бодена, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Т. Мана, Дж. Локка, У. Петти мы видим попытки сформулировать некоторые фундаментальные постулаты, на которых должно основываться налогообложение.

Первый важнейший принцип, сформулированный еще Ж. Боденом в его труде «Шесть книг о государстве» (1577), состоял в том, что никакой налог не может взиматься без согласия подданных: «Монархи не имеют права облагать своих подданных налогом без их согласия» [5, с. 502]. Джон Локк считал, что для сбора налогов всегда необходимо получать согласие большинства, которое оно дает либо само, либо через посредство избранных или их представителей («О гражданском правлении», 1690). К середине XVIII в., по словам Ж. Ж. Руссо, «эта истина, что налоги не могут быть установлены законодательным образом иначе, как с согласия народа или его представителей, была признана всеми без исключения философами и законоведами, приобретшими какой-либо авторитет в вопросах государственного права» [5, с. 185].

Другой важнейший вопрос, который занимал и практиков, и теоретиков – вопрос о справедливости и равномерности налогообложения. Т. Гоббс, доказывая преимущества косвенного обложения и недостатки налогообложения имущества, утверждал, что косвенное налогообложение самое равномерное и справедливое. Аналогичные соображения мы находим в «Трактате о налогах и сборах» (1662) У. Петти.

Однако до середины XVIII в. эти темы носили достаточно отрывочный характер. Впервые попытку сформулировать принципы справедливости налогообложения в более широком плане сделали физиократы. Французский экономист В. Р. Мирабо полагал, что всякое налогообложение должно отвечать следующим принципам:

  • 1) должно быть основано на самом источнике доходов;
  • 2) должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;
  • 3) нс должно быть слишком обременено издержками взимания.

В соответствии со своими взглядами на землю, как главный источник богатства, физиократы полагали, что облагаться должен чистый доход собственников земли. По их мнению, этот налог должен быть единственным, поскольку в конечном счете все остальные налоги перелагаются на чистый доход от земли. Этот единый и прямой налог должен определяться на основании кадастра и соизмеряться с производительностью земли.

Читайте так же:  Договор найма поднайма жилого помещения пенза

Последний из названных принципов связан с существовавшей во Франции в то время системой сбора налогов в форме откупов. Мирабо считал откупщиков «паразитами, подтачивающими государство и народное хозяйство» [4, с. 98] (в этом авторы данного учебника с ним согласны). Он предлагал не просто уничтожить откуп как таковой, но даже вычеркнуть слово «откупщик» из французского языка. Много внимания Мирабо уделял юридическому обоснованию налогообложения. Как Дж. Локк и Ж. Ж. Руссо он считал, что никакой налог не может взиматься без согласия граждан.

Важная заслуга физиократов состоит в том, что они впервые сформулировали вопрос о принципах налогообложения и предложили свое понимание данной проблемы.

Важнейшую роль в решении проблемы принципов налогообложения сыграл А. Смит, который первый четко сформулировал основные принципы налогообложения. Его заслуга состоит не в приоритете их открытия. Многое из того, о чем он писал, до него высказывалось другими учеными. Однако именно А. Смит обобщил и осмыслил весь предыдущий опыт, ему нет равных в яркости и точности формулировок фундаментальных принципов, глубину которых отмечали ученые и XIX, и XX вв. Разработанные А . Смитом принципы налогообложения положены в основу современных налоговых систем.

При разработке этих принципов А. Смит исходил из индивидуалистических теорий государства, считая налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства, и потому приоритетными полагал интересы налогоплательщиков. Не случайно его принципы были названы впоследствии «Великой хартией вольностей налогоплательщика» или «Декларацией прав налогоплательщика». Авторитет А. Смита как крупнейшего экономиста XVIII в. придавал этим принципам особую значимость.

Принципы налогообложения были сформулированы в фундаментальном труде А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В V книге «О доходах монарха и республики» он писал: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и каждого другого лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множества людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которое общество могло бы получить от приложения их капиталов» [6, с. 341–343].

Из приведенной цитаты можно вывести четыре фундаментальных принципа, не устаревших до нашего времени:

  • 1) принцип справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно доходам, получаемым под защитой государства;
  • 2) принцип определенности, требующий, чтобы сумма, срок и способ уплаты налога заранее были точно известны плательщику, а также всем другим лицам;
  • 3) принцип удобности, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы предоставлять наибольшие удобства для плательщика;
  • 4) принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и рационализации системы сбора налогов.

Сформулированные в конце XVIII в. принципы налогообложения заложили основы современной финансовой и налоговой политики государств. Вместе с тем, несмотря на большой авторитет А. Смита, чтобы сформулированные им принципы стали аксиомами, потребовалось более ста лет до их внедрения в финансовую практику государств. Только во второй половине XIX в., когда государство окрепло, а финансовая наука окончательно сформировалась, принципы обложения могли быть реализованы при создании налоговых систем.

Как было отмечено выше, А. Смит формулировал свои принципы, исходя в первую очередь из интересов плательщика, а не государства. В конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер дополнил их рядом положений. При разработке своей системы принципов налогообложения он руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план вынес финансовые потребности государства, необходимые для обеспечения коллективных потребностей общества. Вагнер создал систему принципов налогообложения, которая учитывала интересы и государства, и налогоплательщика, хотя приоритет отдавался государству. Эта система состоит из девяти положений, сгруппированных в четыре группы [4, с. 102–103].

Финансовые принципы налогообложения А. Вагнер ставил на первое место:

  • 1) достаточность обложения;
  • 2) эластичность (подвижность) обложения.

Народнохозяйственные принципы образуют вторую группу:

  • 3) надлежащий выбор источника обложения;
  • 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

Этические принципы составляют третью группу:

  • 5) всеобщность обложения;
  • 6) равномерность обложения.

Административно-технические принципы или правила образуют четвертую группу:

  • 7) определенность налогообложения;
  • 8) удобство уплаты налога;
  • 9) максимальное уменьшение издержек взимания.

У А. Смита первый принцип справедливости носит этический характер и по содержанию соответствует пятому и шестому принципам А. Вагнера. Три других принципа А. Смита можно отнести к организации и администрированию налогообложения, т.е. они соответствуют принципам четвертой группы А. Вагнера.

Принципиальное отличие подхода А. Вагнера состоит в том, что первые два принципа финансово-политического характера – достаточности и подвижности – он ставит во главу всех принципов, выше принципа справедливости. В этом проявляется его принципиально иной взгляд на роль государства. А. Вагнер, являясь сторонником активного вмешательства в экономику, исходил из того, что общественно-хозяйственная система настолько необходима людям, что доставление средств для нее, их достаточность должны быть поставлены на первое место. При этом принцип справедливости не отвергается, но проводится в жизнь в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.

Второй финансовый принцип – подвижность (эластичность) – предполагает использование налога или системы налогов, которые обладают способностью адаптироваться к государственным нуждам, т.е. позволяет оперативно увеличивать или уменьшать налоговые доходы и соответственно налоговое бремя. Примером эластичного налога является современный подоходный налог, использующий прогрессивную шкалу налогообложения. В качестве неэластичного налога можно назвать соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. привело к серьезным экономическим и социальным последствиям.

Формулируя третий принцип налогообложения – надлежащий выбор источника обложения – А. Вагнер в отличие от А. Смита, развивая идеи справедливости, полагал, что источником обложения должен быть не только доход, но и капитал. Дискуссия вокруг этого положения ведется со времен Смита и до наших дней. Так русский экономист начала XIX в. Н. И. Тургенев, развивая идеи А. Смита, считал, что «налог должен быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались» [4, с. 401. А. Вагнер в понимании этого принципа исходил, с одной стороны, из необходимости наименьшего стеснения народного хозяйства, а с другой – из обеспечения лучшей реализации социально-политических целей налога путем обложения капитала, в первую очередь – наследуемого.

Четвертым принципом (о правильной комбинации налогов) А. Вагнер дает определение налоговой системы как совокупности налогов, соответствующей научным принципам налогообложения, обеспечивающей достаточность поступлений в бюджет, как в нормальной, так и в чрезвычайной обстановке.

Оценивая различия в принципах, сформулированных А. Смитом и А. Вагнером, следует помнить, что их разделяют два столетия.

В заключение повторим, что принципы налогообложения, разработанные в XVII–XIX вв., не утратили своего значения и в XXI в.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1.1 Развитие теории налогообложения

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Большое влияние в этом направлении оказывали такие объективные и субъективные факторы, как войны, стихийные бедствия, желания государя.

Однако постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623-1687).

Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. Интересными представляются его рассуждения о том, как ослабить недовольства налогоплательщиков. Он писал, что как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства.

До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключавшиеся в следующем:

  • налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;
  • налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;
  • никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
  • при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), основоположник классической политической экономии. Главная его заслуга заключается в том, что он выработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы.

Перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения в современных условиях. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772-1823), видный представитель классической политической экономии. Он рассматривал важные вопросы теории и практики налогообложения. Д. Рикардо считал негативной стороной налогообложения не столько то, что оно падает на те или иные объекты, сколько его действие, взятое в целом и влияющее на процессы воспроизводства. В трудах Рикардо была предпринята попытка учета при обосновании взимания налогов их взаимосвязи с ценами и доходами. Так, он считал, что всякий налог на всякий товар имеет тенденцию понижать норму прибыли по его производству. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.

Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов. Будучи сторонником прогрессивного налогообложения, он подчеркивал необходимость относительно плавной прогрессии. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. В своих трудах он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Для того чтобы ни одна форма дохода не ускользала от налогообложения, он предлагал следующую систему налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.

Читайте так же:  Налог на прибыль при убытке прошлых лет

Теория налогов в трудах классиков марксизма не получила широкого и систематизированного развития, поскольку они считали, что с формированием коммунистического общества потребность в налогах отпадет. Тем не менее в работах Карла Маркса дан анализ действовавшей налоговой системы и показано ее становление по мере развития государства. Так, Маркс отмечал, что налоги возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Как он считал, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. В работах Фридриха Энгельса, посвященных вопросам торговли, рассматривались проблемы таможенных пошлин. В. И. Ленин много внимания уделял налогам, при этом серьезной критике подвергались косвенные налоги, оказывающие сильное влияние на уровень жизни населения.

Определенный вклад в развитие теории налогов внесли представители так называемой маржиналистской школы. Маржинализм — один из методических принципов политической экономии, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов. Среди представителей этой школы можно назвать К. Менгера, Ф. Визера, И. Тюнена, А. Курно. Представители маржиналистской школы в исследованиях экономических процессов помимо анализа вопросов стоимости, ценообразования много внимания уделяли вопросам налогообложения. Маржиналистская школа свела основные экономические проблемы к обеспечению равновесия, соответственно и налоги рассматривались как один из инструментов достижения этой цели. Исследования представителей данной школы привели к обоснованию принципа прогрессивности в налогообложении, а также необлагаемого минимума. Эта идея нашла широкое применение в налоговых системах всех экономически развитых стран.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономист Кнут Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги прежде всего как способ бесперебойного финансирования государственных расходов. Особо подчеркивал необходимость парламентского утверждения налогов, что усилило бы их справедливость в отношении всех категорий налогоплательщиков. К. Виксель считал, что средства налогоплательщиков, изъятые в виде налога, должны им возвращаться в форме различных государственных услуг. Он был противником налогов на расходы, сокращавших потребление, и полагал, что система косвенных налогов позволит относительно богатым уклоняться от налогов. Вексель подчеркивал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.

Идеи Викселя поддержал и развил шведский экономист Эрик Линдаль (1891-1960). Он рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги. Исходя из положения о том, что налогоплательщики имеют разный уровень благосостояния, Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе. Таким образом, Линдаль последовательно отстаивал идею прогрессивного налогообложения.

Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. Он видел необходимость в совершенствовании подоходного налогообложения. В частности, Пигу отмечал, что подоходный налог является дискриминационным по отношению к сбережениям. Он обосновал так называемый всеобщий налог на расходы в целях стимулирования сбережений. Фундаментально были освещены вопросы установления и систематизации налоговых льгот при обосновании подоходного налога. Пигу сделал важный вывод о том, что налог на трудовые доходы должен стимулировать трудовую активность.

Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он уделял много внимания налоговому регулированию, подчеркивая, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д. Дж. Кейнс считал, что полезно при помощи налогов изъятие доходов, помещенных в сбережения, финансирование за их счет текущих государственных расходов, а самое главное — инвестиций. Рассматривая роль налогов в регулировании экономики, Кейнс обращал внимание на положительную роль относительно высоких налогов, мотивируя это тем, что снижение ставок налогов сопровождается уменьшением доходов бюджета и экономической неустойчивостью государства.

Ярким приверженцем кейнсианства был нобелевский лауреат Пол Самуэльсон (р. 1915). Налоги, налоговую политику П. Самуэльсон рассматривал как важные инструменты в регулировании экономики и считал, что при помощи налогов стимулируются макроэкономический рост и стабильность, снижается уровень безработицы и инфляции, поощряется экономический рост. Анализируя роль налогово-бюджетной политики в регулировании экономики, Самуэльсон указал на противоречивые процессы, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы.

Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.

Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). В результате изучения вопросов налогообложения он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США он пришел к выводу о том, что налогообложение достигло критического уровня, при котором налоги стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во многом были проведены на основе концептуальных выводов А. Лаффера, ставки налогов были резко снизили в надежде на то, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Однако не был зафиксирован весомый рост доли личных сбережений, напротив, федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.

Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно трудно определить предельную ставку какого-либо налога, для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий страны.

Американский экономист Милтон Фридмен (1912-2006) стал одним из противником кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства, стихийный механизм рынка могут способствовать нормальному процессу воспроизводства без широкого государственного вмешательства в экономику. По его мнению, неравномерный прирост денег в обращении, вызванный фискальной политикой, приводит к общей экономической неустойчивости. В области налогообложения основное его предложение сводилось к снижению налогов, при этом он имел в виду, что уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и в конечном счете экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.

Джозеф Стиглиц (р. 1943) много внимания уделял проблемам налогообложения: налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала, налоговым реформам. Он выделил пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия).

Достаточно много внимания уделял Дж. Стиглиц проблемам оптимального налогообложения. Он подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.

В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, для успешного достижения желаемого результата должен быть тщательно продуман и скорректирован набор налоговых регуляторов.

Принципы налогообложения. А. Смит и А. Вагнер;

Способность НС в целом и каждого налога в отдельности выполняет возложенные на них функции и зависит от принципов, на которых она построена.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышедшей в свет в 1776 году сформулировал 4 основополагающих принципа налогообложения, актуальных и внастоящее время:

1. Принцип определенности в понимании Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:

· Лиц, которые должны платить этот налог;

· Лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть уплачен;

· Срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен;

· Твердой определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.

2. Принцип справедливости налога — строгая равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками, т.е. налоговая справедливость — соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода. Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости без которых невозможно эффективное налогообложение:

· равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;

· глобальность и всеобъемлемость налогообложения;

· целенаправленность налоговых поступлений.

Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Для обеспечения всех вышеперечисленных требований было бы полезно разделить субъекты налогообложения на группы, для каждой из которых разрабатываются свои особенности налогообложения, наиболее приемлемые для этой группы. К таким группам относятся: крупные предприятия, малые и средние предприятия, физические лица.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

· один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

· обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;

· льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;

· запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;

· штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

3. Принцип удобности, согласно которому каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для плательщиков.

4. Принцип всеобщности или экономии, в соответствии с котрым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые посттупления. В настоящее время данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит даный налог.

Адольф Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в основные четыре группы.

1. Финансовые принципы организации обложения:

1.1. достаточность налогообложения (налогообложение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем поступления денежных средств в бюджет);

1.2. эластичность (подвижность) обложения, то есть способность адаптироваться к государственным нуждам

Эти 2 первых правила (принципа) А. Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансисиов современников, котрые ставили на первое место принцип справедливости, равномерности обложения.

2. Народнохозяйственные принципы:

2.1. надлежащий выбор источника обложения, в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

2.2. правильное объединение различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

3. Этические принципы (принципы справедливости):

3.1. всеобщность обложения;

3.2. равномерность обложения.

Читайте так же:  Нужна ли лицензия на бурение артезианской скважины

4. Административно-технические правила, или принципы, налогового управления:

4.1. определенность обложения;

4.2. удобство уплаты налога;

4.3. максимальное уменьшение издержек взимания.

К совершенствованию формулировок принципов налогообложения возвращаются и современные ученые. Так, немецкий экономист Х. Халлер считает, что налоговая система достигает эффективности при соблюдении следующих условий:

• обложение должно быть построено так, чтобы затраты государства при его осуществлении были настолько низки, насколько это возможно (принцип дешевизны обложения);

• налоги должны взиматься так, чтобы затраты плательщика, связанные с процедурой выплаты, были минимальны (принцип дешевизны уплаты налогов);

• уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для плательщика, чтобы не ущемлять его предпринимательскую активность (принцип ограничения бремени налогов);

• обложение не должно быть помехой ни для «внутренней рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т.е. «внешней» рациональности (принцип рациональности);

• процесс обложения должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накопление денежных ресурсов) реализации политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);

• процесс обложения должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);

• в процессе определения налоговой платежеспособности частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

• нужно добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом нельзя допускать ни взаимного перехлеста налогов, ни наличия люфтов» между ними (внутренняя замкнутость).

Кроме этих ставших уже классическими нормами, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

1). Запрет на введение налога без закона; он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

2). Запрет двойного взимания налога; это когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

3). Запрет налогообложения факторов производства; К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

4). Запрет необоснованной налоговой дискриминации, в основном, международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов.(рис 1. ) В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговьюх ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы. Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

Принципы налогообложения с духом нового времени:

1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможномтей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным.

2) Необходимо прилогать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо (примером может служить замена в развитых странах налога с оборота).

3) Обязательность уплаты налогов. НС не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4) Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5) НС должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общестаенно-политическим потребностям.

6) НС должна быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Рис. 1 Современные частные принципы налогообложения

НС зарубежных стран существеноотличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушения налогового законодательства, источникам налогообложения. Однако проводитмые меры в странвах налоговые реформы, отражающие стремление к экономическому объединению, недопущению двойного налогообложения, расширению международных хозяйственных связей, способствуют процессу формирования общих тенденций современного развития национальных налоговых систем. Важной характеристикой современных налоговых систем развитых стран является их структура, которая характеризуется определенными чертами.

1. относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на различные виды доходов весьма неодинакова и подвержена определенным колебаниям.

2. до 1975 года в большинстве стран ОЭСР наблюдался значительный рост доли подоходного налога и взносов в фонды соц. страхования, сопровождавшийся практически неизменной долей налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление, особенно в Дании, Финляндии и Великобритании.

3. Доля налогов на потребление и доля акцизов во многих странах приблизительно одинаковы.

В целом произошел значительный сдвиг в сорону увеличения подоходного налога и взносов в фонды соц. страхования. Доля акцизов уменьшилась во всех странах, а доля налога на прибыль компаний в большинстве стран.

В настоящее время картина обложения прямого (подоходный налог, налог на прибылькомпаний, взносы работников в фонды соц. страхования) и косвенного (налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонды соц. страхования) налогов в развитых странах выглядит следующим образом

Ø преобладают прямые налоги в США, Японии, Великобритании, Канаде,Дании, Швейцарии,

Ø а вот косвенные во Франции, Италии, Норвегии, Австралии, Греции, Испании, Ирландии.

Ø достаточно уравновешенную структуру налогов имеют Швеция, Финляндия.

Ø Повышение роли прямых налогов произошло в Великобритании, Германии, Канаде, Японии, США, а косвенных в Австралии, Италии и особенно в Швеции.

Таким образом можно сказать в целом в странах ОЭСРпроизошел сдвиг в сорону прямого налогообложения. Изменения в налоговой структуре обусловлены в основном тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. Главным инструментом для оценки этого влияния является эластичность отдельных видов налого, пол которой понимается зависимость роста/падения поступления от определенного вида налога – от раста/падения ВВП в номинальном выражении.

Наблюдается тенденция к тому, что налоги на потребление займут позицию, которую они занимали более50 лет назад, когда они были основным источником доходов в большинстве государств.

Самой крупной доходной статьей во многих зарубежных странах являются поступления от подоходного налога. В последние годы имеет место устойчивая тенденция снижения максимальных ставок подоходного налога. Несмотря на это, доля поступлений подоходного налога с физических лиц практически осталась неизменной — около 10% ВВП. Это объясняется тем, что во многих странах снижение предельных ставок подоходного налога сопровождалось расширением налоговой базы за счет отмены ряда вычетов.

Следующая тенденция — рост взносов на социальное страхование. Внастоящее время в среднем по странам ОЭСР поступления по ним практически сравнялись с поступлениями от подоходного налога. Несомненно, эта тенденция отражает такие глобальные изменения в мире, как старение населения, рос г численности одиноких родителей, увеличение болезней, рост безработицы.

Эволюция структуры налоговых систем развитых стран и совремееная практика налогооблобложения свитетельствует о закокономерной зависимости соотношения прямых и косвенных налогов от следующих причин:

— жизненнгного уровня преобладающей части населения;

— совершенство механизма взымания налогов, его способности свести к минимуму укланения налогообложения;

— уровня налоговой культуры;

— общей ориентации западных обществ на социальный компромисс, решение наиболее острызх социальных проблем;

Налоговые проблемы, общие для развитых стран:

Ø Увеличеие налогового бремени. Средний уровень налоговой нагрузки в 30 странах ОЭСР после нескольких лет снижения вернулся к уровню 2000г. – максимальному за всю историю статьистических исследований и составил 36,2% ВВП. Для стран ЕС увеличение налогового бремени явилось результатом налоговой гармонизации, следствием которой стало изменение ставок национальных налогов. Напр., НДС на территории ЕС взимается по единой ставке 15%.

Ø Современные НС слишком сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает различные способы укланения от налогов

Ø Большие различия в ставках личного подоходного обложения и облажения компаний вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам.

Таким образом, в настоящее время можно выделить следующие тенденции современного развития национальных налоговых систем как экономически развмитых, так и развивающихся государств:

Ø Трансформация системы налогов и сборов, связанная с необходимостью снижения или стабилизации налогового бремени

Ø Поиск оптимальной системы налогов и сборов путем изменения отдельных элементов налогов (например, увеличение или уменьшение наологовых ставок, порога налогооблагаемых доходов, объектов налогообложения) или соотношения отдельнывх видов налогов (прямые-косвенные)

Ø Совершенствование налогового законодательства в направлении уменьшения его объема

Ø Реформирование налоговых органов для создания эффективной системы налогового администрирования и противодействия налоговым правонарушениям.

Ø Огромное значение на развитие налоговых систем оказывает гармонизация и интеграция мировой экономики. Единым для построения всех НС является направление на административную простату, политическую ответственность и эффективное распределение ресурсов, справедливость и гибкость.

Похожие записи:

  • Заявление о приеме на работу по английски Диалог "Собеседование при приеме на работу" (Job Interview) Good morning, Miss Jones. So you applied for a job in our team. Am I right? Yes, I did. I sent my resume for a position of a restaurant manager. That`s good. I`d like to know a bit […]
  • Кто в америке имеет право голосовать 2. Избирательные права Избирательное право в США базируется на традиционных принципах всеобщности и равенства при тайном голосовании, являющихся универсальными. Принцип прямых выборов так­же можно считать правилом. Ни один из названных […]
  • Федеральный закон 166-фз от 20 декабря 2004 года Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" С изменениями и дополнениями […]
  • Гусев сергей александрович экспертиза Гусев Сергей Александрович Ниже представлена краткая информация по компаниям, руководителями которых возможно является Гусев Сергей Александрович. Источники данных: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Единый государственный […]
  • Мировой суд уренского района Мировой суд уренского района Мировой судья по судебному участку №18 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) ЛЬВОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Аппарат мирового судьи Соргоева Валентина Витальевна Телефон: 8 (41136) 3-41-07 и.о.секретаря судебного […]
  • Требования к общественным зданиям и помещениям Гигиенические требования к помещениям общественного назначения, размещенным в жилых зданиях © Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, 2009—2019 г. Адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, 21а Тел.: +7 (473) 263-77-27 Дата последнего […]