Нужна ли лицензия на транспортировку отходов

Кто выдает лицензию на вывоз мусора, и что нужно для ее оформления?

До 1 июля 2017 года организации, которые намереваются осуществлять сбор и вывоз мусора, обязаны получить соответствующую лицензию. Без ее оформления их деятельность будет признана незаконной, облагаться штрафами и прочими санкциями.

Ранее документы требовались исключительно для полигонов и свалок, складирующих отходы. Нововведение направлено на улучшение контроля потоков твердых бытовых отходов (ТБО), а также снижение образования несанкционированных свалок.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

Законодательно утвержденное постановление о государственном регулировании процесса по обращению с отходами (пункты 2-3 Федерального закона №458-Ф 3) подразумевает лицензирование следующих видов деятельности:

  • Сбор твердых коммунальных и бытовых отходов.
  • Перевозка ТБО и ТКО.
  • Их сортировка, подготовка и очистка.
  • Утилизация мусора или деятельность, направленная на его переработку, повторное, полное либо частичное использование.
  • Обезвреживание ТБО и ТКО.
  • Размещение и складирование мусора.

Существуют законодательные нормы для организаций, занимающихся сбором и вывозом ТБО, согласно которым, лицензирование компании возможно только в случае их полного соблюдения. Для начала, на рабочем месте требуется проведение ежедневного развернутого инструктажа с работниками. Кроме того, понадобится наличие инвентаря: мешков, контейнеров, лопат и прочее. Наконец, потребуется специализированный транспорт для погрузки и вывоза мусора.

Следует отметить, что значительную роль в обеспечении надлежащей работы компании играют классы отходов, которых существует 5 видов. Первые 4 группы считаются опасными для экологии и здоровья, поэтому требуют обезвреживания до утилизации способами, которые прописаны в соответствующих нормативных документах. К вредным отходам может относиться как промышленный, так и бытовой мусор.

Некоторые нюансы данного вида деятельности вы можете узнать из следующего видео:

Требования и условия получения

Профессиональный подход к делу, способность заинтересовать потенциальных клиентов – это начальный этап на пути формирования организации по вывозу мусора и получения соответствующей лицензии. Кроме того, потребуется разрешение местных властей, знание нормативных документов, по которым регулируется сбор, вывоз и хранение бытовых отходов.

Для получения документа необходимо пройти следующие этапы:

  1. Пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Активировать расчетный счет в банковском учреждении.
  3. Выбрать удобную и доступную систему налогообложения.
  4. Получить разрешение.

Для выполнения последнего пункта нужно оформить в Роспотребнадзоре заключение на обращение с отходами. Затем согласовать режим контроля вывоза потребительского и промышленного мусора и собрать соответствующий пакет документации.

Какие потребуются документы?

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.

Кроме того, потребуется предоставить следующее:

  • Заявление, оформленное надлежащим образом.
  • Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
  • Дубликаты всех учредительных документов.
  • Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
  • Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
  • Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
  • Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
  • Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
  • Конкретный вид деятельности.
  • Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
  • Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
  • Доказательства уплаты госпошлины.
  • Контакты (номера телефонов, электронная почта).

Что собой представляет и как получить лицензию на реставрацию — читайте в этой статье.

Все нюансы получения лицензии на медицинскую деятельность рассмотрены здесь.

Куда их подавать?

Оформить лицензию предпринимателям следует не позднее 1 июля 2017 года. Документы на получение следует направлять в лицензирующий орган по месту регистрации ИП или юридического адреса фирмы через 5 дней после подачи запроса. Время рассмотрения документации и принятия положительного либо отрицательного решения в среднем составляет от 60 до 90 дней.

При правильном оформлении муниципальные и государственные органы идут навстречу желающим заняться сбором и транспортировкой мусора, соответственно, процесс отказов довольно невысокий.

Плановые проверки лицензиата проходят 1 раз в год. Информация об этом отсылается проверяемому предпринимателю за 10 дней до ее начала. Срок проведения контрольно-проверочных операций не может превышать 1 месяц. Результаты оформляются в специальном акте с подписями всех участников комиссии. Если лицензиат не согласен с выводами проверяющих особ, он имеет право отразить этот момент в акте.

В случае, если предприниматель не устранил выявленные нарушения в указанные сроки, лицензирующий орган способен приостановить действие разрешения или подать иск в суд об его аннулировании. Лицензия теряет силу в случае ликвидации предприятия. Кроме того, она может быть аннулирована без судового рассмотрения, если в течение трех месяцев не производилась уплата лицензионного сбора.

Срок действия и стоимость

Документ выдается сроком на 5 лет. По окончании указанного периода после соблюдения всех правил и повторной подачи документации его действие может быть продлено бессрочно при условии, что соискатель будет выполнять исключительно подтвержденную разрешением деятельность. Цена его составит порядка 300 тысяч рублей.

Несоблюдение санитарных норм и правил по сбору, транспортировке и хранению мусора может привести к штрафным и административным взысканиям. Должностным лицам это может обойтись в 10-30 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – 50 000 с приостановлением деятельности на срок до 90 дней. Юридические организации могут быть оштрафованы на сумму до 200 тыс. руб. с блокированием деятельности на 3 месяца.

Лицензия на транспортировку отходов

На сегодняшний день лицензия на транспортировку опасных отходов является необходимой для всех организаций, деятельность которых связана с перемещением веществ данной категории за границы территории, принадлежащей конкретному юридическому субъекту или индивидуальному предпринимателю (подтверждение права собственности или аренды). Это требование является обязательным с января 2016 года, когда вступил в действие Федеральный закон №458 от 29.12.2014.

Лицензирование отходов находится под ведомством РОСПРИРОДНАДЗОРА, представительства которого находятся во всех регионах страны. В Москве расположен Центральный аппарат данного государственного контролирующего органа. Процедура получения лицензии на транспортировку мусора может занимать до 180 дней. Документ выдается на бессрочной основе, т.е. отсутствуют временные ограничения по его действию. Для проверки соответствия лицензионным требованиям организация может подвергаться плановым или внеплановым инспекциям от РОСПРИРОДНАДЗОРА.

Важность получения лицензии на транспортировку отходов 1-4 класса в первую очередь связана с опасностью данных веществ для человеческого здоровья и окружающей среды. Действительно, промышленные или бытовые отходы могут быть переносчиками различных заболеваний или опасных токсических веществ. Учитывая это, каждая организация, осуществляющая их перемещение, должна полностью соответствовать всем установленным требованиям, что минимизирует возможность нанесения вреда экологии или населению.

Как получить лицензию на транспортировку отходов

Процесс получения данной разрешительной документации является достаточно трудоемким процессом, в ходе которого организация-соискатель должна подтвердить абсолютное соответствие следующим требованиям:

  • специализированный транспорт, оборудованный для перевозки опасных отходов с соответствующими отличительными знаками;
  • наличие оборудованных помещений для очистки и обслуживания специализированного транспорта или копии договоров с организациями, которые предоставляют соответствующие услуги;
  • наличие специального образования и квалификации у персонала (удостоверение или сертификат), работающего с мусором (водители, должностные лица);
  • наличие действующей системы экологического и производственного контроля, включающей в себя инструкция для всех работников по обращению с тем или иным видом вторсырья или другого опасного вещества;
  • паспорта на все виды отходов, с которыми связана деятельность организации-соискателя;
  • документальное подтверждение соответствия организации всем санитарным требованиям (заключение РОСПОТРЕБНАДЗОРА).

Если же вы захотите получить лицензию на сбор отходов, также будет необходимо документально подтвердить наличие специально оборудованной площадки для хранения мусора (асфальтированное или бетонное покрытие).

Обязательные документы для лицензии на транспортировку отходов 2017

Список обязательных документов состоит из:

  • правоустанавливающей и учредительной документации юридического субъекта или индивидуального предпринимателя;
  • список классов отходов с указанием наименований и кода, соответствующего классификационному каталогу;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • документальное подтверждение права собственности на специализированные транспортные средства;
  • документальное подтверждение успешно законченного обучения по отходам для сотрудников организации-соискателя;
  • наличие в организационной структуре предприятия должностного лица, контролирующего допуск сотрудников к работе с опасными отходами;
  • документальное подтверждение наличия специального места для хранения и обслуживания (мойка, дезинфекция) транспортных средств или же копии договоров со специализированными компаниями, предоставляющими данный вид услуг;
  • копии документов о своевременном прохождении медицинских осмотров для сотрудников организации;
  • копии договоров с предприятиями, которые имеют лицензии для утилизации или обезвреживания опасных отходов.
Читайте так же:  Договор на установку противопожарной двери образец

Содействие в получении лицензии на транспортировку ТБО и других отходов

Выбрав ГК «АП-Риал», вы можете рассчитывать на полный комплекс необходимых услуг, которые могут включать:

  • подробные консультации от опытных специалистов компании по всем вопросам, которые касаются получения необходимого разрешения;
  • юридическая экспертиза текущего состояния дел и готовности организации-соискателя к получению необходимой лицензии;
  • оформление заявления и сдача полного пакета необходимых документов в Центральный аппарат РОСПРИРОДНАДЗОРА в Москве;
  • представление интересов заказчика во всех государственных контролирующих инстанциях;
  • получение лицензии по транспортировке отходов при наличии соответствующей доверенности.

Заказать обратный звонок для консультации со специалистом

Лицензия на транспортировку отходов

✚ Лицензия на транспортировку отходов производства и потребления, от компании «ЭкоЭксперт» профессиональная помощь в оформлении недорого и срочно.

Перевозка отходов производства и потребления — деятельность, которая строго контролируется законодательством, в том числе природоохранным. Основными документами, ее регламентирующими, являются:

  • ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»,
  • ФЗ № 99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
  • ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»,
  • «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности», утвержденное постановлением Правительства № 1062 от 03.10.2012 г.

Необходима ли лицензия на утилизацию и транспортировку медицинских отходов класса «А», «Б» и «В»?

Необходима ли лицензия на следующие виды деятельности:

— утилизация и транспортировка твердых бытовых отходов;

— утилизация и транспортировка медицинских отходов класса «А», «Б», «В»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Лицензированию подлежит деятельность по утилизации и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV классов опасности.

Для утилизации и транспортирования медицинских отходов классов «А», «Б» и «В» лицензия не требуется.

I. Отметим, что в настоящее время вместо понятия «твердые бытовые отходы» в законодательстве используется термин «твердые коммунальные отходы». По сути дела, эти понятия идентичны (п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155), абзац двадцать первый ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). По смыслу ст.ст. 1, 5, 6, 8, 12, 13, 13.2, 13.3, 24.2 названного закона твердые коммунальные отходы представляют собой разновидность отходов (смотрите также Федеральный классификационный каталог отходов*(1), утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445).

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Причем согласно приложению к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов соответствующего класса опасности представляют собой самостоятельные виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

II. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163) медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, к числу которых отнесен и класс «Г» — токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности. Иными словами, к отходам 1-4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса «Г», обращение с которыми и подлежит лицензированию. Лицензирование же обращения с иными медицинскими отходами не предусмотрено*(2) (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2015 N Ф09-3668/15 по делу N А60-44352/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 N 17АП-17458/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 N 13АП-24480/16, Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 N 02АП-9198/15, решения Управления ФАС по Республике Удмуртия от 30.04.2015 N АШ 07-06/2015-135 3 и N АШ 07-06/2015-134 3 и решение Управления ФАС по Кировской области N 28/03-16-3 (опубликовано 12 февраля 2016 г.)).

*(1) Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792) последний знак кода данной классификации обозначает класс опасности вида отходов: 1 — I-й класс опасности; 2 — II-й класс; 3 — III-й класс; 4 — IV-й класс; 5 — V-й класс.

*(2) Вопросы, связанные с обращением с медицинскими отходами класса «Д» (радиоактивными отходами), в данной консультации не рассматриваются.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лицензия на обращение с отходами

Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Последние изменения 2017 года в законе вновь вернули обширный список видов деятельности, подлежащих лицензированию: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.

Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона – 100 000 — 250 000 рублей.

Лицензия нужна срочно? Узнайте, как можно продолжать работу предприятия на законных основаниях пока готовится лицензия на отходы.

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности с июля 2015

С 1 июля 2015 вступил в силу закон №458-ФЗ о лицензировании, который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности. Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.

Примечательно, что новый закон это возврат к нормам, действовавшим 2, 5 года назад, которые, в свою очередь, были упразднены в пользу упрощенных процедур для бизнеса. Нынешнее решение властей – шаг обратно к ужесточению контроля.

На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам?

Если кратко, то на все виды деятельности с отходами. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем всех или интересуемых действий с отходами.

Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности согласно ФККО. Выдача и переоформление лицензии на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода ноль, недопустимо.

  1. Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр. и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется. Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. Лицензия на транспортировку отходов. Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью.
  3. Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.
  4. Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).
  5. Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.
  6. Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения. Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды.

Лицензия на транспортировку отходов

Лицензия на деятельность по транспортированию отходов — это самый распространенный вид лицензирования, так как он обязателен для перевозчиков отходов на территории Российской Федерации. Фактически, все кто собирает и вывозит опасные отходы 1-4 класса, нуждаются в лицензировании.

Что НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015?

  • Деятельность по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев
  • Вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)
Читайте так же:  Доверенность это какой стиль

Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?

Вам нужна лицензия, если вы юридическое лицо или ИП, а также:

  • собираете отходы у сторонних организаций;
  • транспортируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • занимаетесь обработкой отходов (своих или сторонних организаций);
  • утилизируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • обезвреживаете отходы (свои или сторонних организаций);
  • размещаете, то есть храните или захораниваете отходы.

Требования к лицензиату при получении лицензии даны в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»).

Ответственность за отсутствие лицензии по отходам

КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:

  • Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей
  • Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей
  • ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток

КОАП России, статья 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:

  • Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет
  • Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет
  • Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет

Отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – это, кроме того, незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).

Получение лицензии

Требования для оформления лицензии

Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  • Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
  • Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.
  • Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
  • Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
  • Наличие паспортов отходов
  • Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации вышеупомянутых объектов

Более подробная информация обо всех требованиях к лицензиату читайте в статье про получение лицензии.

Этапы получения лицензии

  1. Разработать необходимую документацию, собрать документацию согласно требованиям Положения;
  2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здания и сооружения в Роспотребнадзоре;
  3. Получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов;
  4. Подать документы в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.

Сроки получения и действия лицензии

Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно. В целом, получение лицензии на обезвреживание и (или) захоронение занимает от полугода до года, на транспортирование – значительно меньше.

Список требуемых документов для лицензии

Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии по отходам 1-4 класса опасности (применим для любой сферы деятельности):

  1. Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ;
  2. Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность;
  3. Для предприятий, производящих продукцию, — перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности;
  4. Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления (материалы обоснования деятельности по обращению с отходами);
  5. Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование;
  6. Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов;
  7. Для водителей – обязательный медицинский осмотр, инструктаж, наличие стажа вождения не менее 3 лет, свидетельство на право сопровождения опасных грузов, сведения о наличии санитарно-бытовых помещений для водителей;
  8. Список должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором, договоры на медицинский осмотр и его последние результаты;
  9. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
  10. Сведения о выдаче спецодежды, СИЗ, договор на стирку одежды;
  11. Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и помещений;
  12. Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение;
  13. Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица;
  14. Экологическая документация:
    • Инструкции по обращению с отходами;
    • Программа производственного экологического контроля и ее результаты;
    • Наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
    • Паспорта отходов I-IV классов опасности;
    • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СЭЗ на проект нормативов ПДВ;
  15. Санитарная документация:
    • Наличие проекта расчетной СЗЗ, проекта окончательной СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
    • Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д.
    • Расчеты класса опасности отходов для здоровья человека (паспорта токсичности) согласно требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03»;
    • Договоры на передачу отходов лицензированным организациям либо лицензированным полигонам, внесенным в ГРОРО, акты на прием-передачу отходов.
  16. Ситуационный план расположения площадки
  17. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
  18. Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
  19. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)

Обратите внимание, что нигде в законодательстве не установлены термины «паспорт токсичности отхода» или «расчет классов опасности для здоровья человека», кроме указанных СП. Регламентов разработки и согласования паспортов токсичности так же нет. Паспорта чаще всего предлагается разработать в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на платной основе и там же получить экспертное заключение на них (даже не СЭЗ). Так что данное требование является достаточно спорным.

Кроме того Северо-Западное управление Роспотребнадзора может выдвигать дополнительные требования по материалам к предоставлению, иногда законом не обоснованные.

Получение экспертного заключения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ)

Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов.

Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное. Мы приведем ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе.

Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность. Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.

Оплата государственной пошлины на выдачу лицензии

Для получения бланка лицензии необходимо оплатить государственную пошлину на государственную услугу. На 2017 год размер пошлины составляет:

Лицензирование транспортировки отходов

Производственные площадки предприятия находятся в разных населенных пунктах, но в границах одного городского округа. В производственных подразделениях и помещениях образуются отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, но места для временного накопления этих отходов оборудованы только на одной производственной площадке, на остальных площадках таких мест нет. В связи с этим возникла необходимость транспортировать указанные отходы с разных производственных площадок к этим местам временного накопления отходов, расположенным в другом населенном пункте.

Необходимо ли нашему предприятию для осуществления транспортировки отходов к местам временного накопления получать лицензию на транспортировку отходов I–IV классов опасности? Дело в том, что отходы еще не списаны и не оприходованы как отходы. Если мы будем вывозить свои бытовые отходы на городской полигон, нам тоже нужно будет получать лицензию на транспортировку?

Читайте так же:  Экспертиза проектной документации на капитальный ремонт

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

  • отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ;
  • накопление отходов[1] — временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

КСТАТИ

С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

  • транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Кроме того, в ряде стандартов, в т.ч. ГОСТ Р 56222-2014 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения в области материалов» (будет введен в действие с 01.01.2016), под термином «отходы» подразумевается вещество или предмет, от которого его собственник избавляется, намерен избавиться или должен избавиться.

Очевидно, что отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, которые предприятие намеревается транспортировать с целью дальнейшего накопления либо передачи на полигон, приобретают статус отхода по факту утраты ими потребительских свойств вне зависимости от факта их списания.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[2] юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[3].

КСТАТИ

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещены:

•проект Приказа Минприроды «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[4];

•проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[5].

Требования к соискателям лицензии, планирующим осуществлять транспортирование отходов I–IV классов опасности, изложены в таблице.

Лицензирование деятельности по транспортированию отходов I–IV классов опасности

Лицензионные требования

Информация, которая должна быть указана в заявлении о предоставлении лицензии

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии

  • Наличие у соискателя лицензии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6], принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[7]
  • Перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов[8], а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности;
  • реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами
  • Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I–IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами;
  • копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности[9]

ВЫВОД

При транспортировке отходов I–IV классов опасности между разными производственными площадками или вывозе бытовых отходов (если они относятся к I–IV классам опасности) на городской полигон возникает необходимость получения лицензии на транспортирование отходов I–IV классов опасности.

[1] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/) (прим. редакции).

[2] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в статье не учтены изменения, внесенные в указанный Федеральный закон федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[3] Анализ данного Положения см.: Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/) (прим. редакции).

[6] См. Колчина Е.Н. Маркировка транспортных средств при перевозке отходов // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 94–100 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/markirovka/) (прим. редакции).

Никитина В.В. Обучение в области экологической безопасности // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 68–79;

Дудникова А.Г. Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 6–16 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/prof_podgotovka/) (прим. редакции).

[8] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

Каталог ищите здесь:

[9] Подробнее см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

На вопрос отвечает И.Д. Кузьмин, эксперт-эколог систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»

Похожие записи:

  • Методические пособия тгу Пособие для преподавателя Загрузить всю книгу Министерство образования Российской федерации Тольяттинский Государственный Университет Кафедра «Высшая математика и математическое моделирование» д.т.н., профессор П.Ф.Зибров к.п.н, доцент Пивнева […]
  • Работающий инвалид 2 группы трудовой кодекс Льготы работающим инвалидам в 2019 году Помимо того, что как и любой другой гражданин, работающий инвалид, независимо от группы инвалидности, не может быть уволен без причины, сокращен с должности или не принят на работу. Рассмотрим существующие […]
  • Продажа авто меньше 3 лет налог Как рассчитывается налог с продажи автомобиля? Большинство собственников авто рано или поздно решают его продать. При этом налог с продажи автомобиля менее 3 лет в собственности является обязательным (гл. 23 НКРФ). Далее мы рассмотрим способ […]
  • Договор подбор квартиры Договор на оказание услуг по подбору недвижимости (образец договора) Администраторы 109 сообщений Город Казань Образец договора на оказание услуг по подбору недвижимости можно скачать по ссылке: http://www.tatre.ru/. […]
  • Льготы для пенсионеров на поезд ласточка ​​Льготы на проезд на «Ласточке» в 2019 году «Ласточка» — это отдельное семейство электропоездов, которые стали активно эксплуатироваться после Сочинской олимпиады. Сейчас такой железнодорожный транспорт курсирует на юге России, из Санкт-Петербурга […]
  • Срок выплаты при расторжении осаго Когда можно досрочно расторгнуть договор ОСАГО? Технология расторжения договора ОСАГО имеет свои особенности. Чтобы условия действующего договора лишились своей актуальности для владельца транспортного средства, необходимо знать некоторые […]