Обязательный социальный налог

ИП по патенту в РК, расчет патента в Казахстане на 2018 — 2019 год

ИП по патенту в РК (Казахстане).

ИП по патенту в Казахстане часто выбирают самозанятые люди и арендодатели. Налогообложение по патенту имеет самую низкую ставку из всех налоговых режимов.

Плюсы данного вида также в том, что отчетность для патента сдается всего один раз в год и заполнять ее сможет даже человек далекий от бухгалтерии или юриспруденции. Однако, не все так радужно как кажется, ИП по патенту имеет и свои существенные недостатки — см. содержание ниже.

Кто НЕ может работать по патенту?

  • Если ИП нанимает работников (т.е. патент — это для самозанятых)
  • Если предприниматель имеет доход более 300 МЗП (минимальных заработных плат) в налоговый период (для патента — это год) статья 683, пункт 2, подпункт 2 налогового кодекса РК.
  • Если у ИП есть объекты налогообложения или структурные подразделения в разных регионах, но есть исключение — см. ниже.

Если грубо, объект налогообложения — это то, с чего вы получаете доход, неважно — действия это или имущество.

Структурное подразделение — это рабочие места, которые существуют более месяца на одном месте. Такие рабочие места считаются стационарными. Т. е. если вы работаете в Алматы, а ваш сотрудник в другом городе — специальный налоговый режим использовать не получится. Точно так же не получится, если у вас несколько земельных участков (один из примеров объектов налогообложения) в разных регионах. Это регулирует пункт 4 подпункт 3 статьи 683 Налогового кодекса РК

Статья 683 пункт 4 подпункт 3

Виды деятельности, которые НЕ могут облагаться налогом по патенту.

Данные виды коммерческой деятельности перечислены в подпункте 3 пункта 2 статьи 683 НК РК

Кроме перечисленных также не могут работать по патенту плательщики налога на игорный бизнес.

С 2020 года выбирать налогообложение по патенту смогут только предприниматели, занимающиеся определенными видами деятельности — статья НК РК № 685 пункт один — см. скриншот. На на 2018 год Действие этого пункта приостановлено до 1 января 2020 года и налогообложение по патенту регулируется статьей 47 статьей закона о введении НК (налогового кодекса) РК и на данный момент не актуально.


47 статья закона о введении НК РК — на 2018, 2019 года эта статья регулирует налоговый режим по патенту.

  • доход не более 300 МЗП (минимальных заработных плат — это 8485200 тенге на 2018 год) в год,
  • работают сами (не используют наемный труд),
  • их вид деятельности не относится к перечисленным в подпункте 3 пункта 2 статьи 683 НК РК (см. выше).
  • не имеют объектов налогообложения или подразделений (стационарных рабочих мест — см. выше) в разных регионах.

Какие налоги платит ИП по патенту?

Какие виды дохода может получать ИП по патенту?

Определяется статьей 681 НК РК «Порядок определения доходов при применении специальных налоговых режимов на основе патента и упрощенной декларации»

При этом если есть доходы, которые не указаны в статье выше, налог с них придется платить по общеустановленному порядку.

Какая налоговая ставка у ИП по патенту?

Налоговая ставка (индивидуальный подоходный налог) для налогового режима по патенту составляет 1%, а не два, как написано на многих сайтах. Важно — налоговая ставка платится с дохода (выручки), а не чистой прибыли.

Обязательный пенсионный взнос и социальные отчисления.

Кроме индивидуального подоходного налога ИП по патенту платит также:

  • социальный отчисления (СО) — 3,5% с дохода
  • обязательный пенсионный взнос (ОПВ) — 10% с дохода

Как правило, чтобы сэкономить, предприниматель «назначает» себе доход в размере 1 минимальной заработной платы. Уплата СО и ОПВ с 1 МЗП в 2019 году составляет соответственно 1488 тенге и 4250 тенге в месяц.

Внимание, в связи с Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 203-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» максимальный размер объекта исчисления ОПВ был изменен с 75 МЗП на 50 МЗП, максимальный размер объекта исчисления СО был изменен с 10 МЗП на 7 МЗП, а максимальный размер объекта исчисления ОСМС был изменен с 15 МЗП на 10 МЗП.

Социальные отчисления регулируются постановлением «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и законом РК об обязательном социальном страховании.

ОПВ рассчитывается согласно статьи 25 Закона о пенсионном обеспечении РК

Расчет стоимости патента ИП.

В принципе, я уже разобрал расчет стоимости патента выше в подзаголовке «Какие налоги платит ИП по патенту», однако, для того, чтобы было более наглядно приведу пример расчета.

Итак, во первых, нам нужно знать какое количество дохода мы получили НЕ в торговой сфере и от торговли по безналу и наличкой.
Для большей наглядности возьмем по миллиону тенге везде.

Расчет социальных отчислений (СО) и обязательных пенсионных взносов (ОПВ) в 2019 году

Социальные отчисления и обязательные взносы в пенсионный фонд (за себя) рассчитываются с дохода, который предприниматель определяет самостоятельно (в пределах 1-50 МЗП для ОПВ и в пределах 1-7 МЗП для СО, но не более фактического), поэтому возьмем самый частый случай — 1 мзп в месяц, т.е. 12 мзп в 2019 году — 510 000 тенге. На 2019 год МЗП составит 42 500 тенге.

Именно с этого дохода, а не с 3 000 000 будут рассчитываться ОПВ и СО.

  • ОПВ (10%) = 510 000 / 10 = 51 000 тенге.
  • СО (3.5%) = 510 000 х 0,035 = 17 850 тенге

СО от минималки лучше рассчитывать так следующим образом.

  1. Дело в том, что согласно правилам, минимальный ежемесячный платеж СО для ИП за себя может быть не меньше 3.5% от 1 МЗП.
  2. Вычисляем минимальный платеж за месяц. 42500_МЗП * 0.035 = 1487.5
  3. Согласно правилам исчисления СО тиыны округляются до тенге. Т.е. минимальный ежемесячный платеж СО будет 1488 тенге, А НЕ 1487.5
  4. Из-за этого округления и появляется разница в 6 тенге. Если объект исчисления СО больше 1 МЗП, то можно рассчитывать как обычно — сумма заявленного дохода за год * ставку СО.
  5. Вычисляем СО за год. 1488 * 12 = 17856 тенге

Что делать если у ИП по патенту доход получился больше или меньше заявленного?

Этот момент регулируется пунктами 4 и 5 статьи статьи 686 налогового кодекса РК (см. выше), а также главой 11 НК РК.

В том случае если доход больше указанного, вам нужно со скоростью ветра (в течение 5 рабочих дней) подготовить новую отчетность с указанием превышения и заплатить на нее налоги.

Если доход меньше указанного, то вам нужно сделать то же самое, но на сумму уменьшения дохода. При этом конкретных сроков, когда это надо сделать в статье не указывается. Однако, просто так, вам ваши деньги не отдадут — придется пройти налоговую проверку.

Платит ли ИП по патенту социальный налог и ОСМС (взнос на медицинское страхование)?

В связи с изменениями в законах «Об обязательном социальном страховании» и «Об обязательном социальном медицинском страховании» с 1 января 2018 года ИП по патенту больше не платит социальный налог и ОСМС.

Отличительные особенности ИП по патенту.

Плюсы налогового режима по патенту.

  • Радостная и веселая процедура уплаты налогов и сдачи отчетности случается всего раз в году, как день рождения. Заполняется всего одна форма — 911.00.
  • Самые низкие ставки налогов.
  • Освобождены от социального налога.

Минусы налогового режима по патенту.

  • Ограничения по доходу
  • Придется «предсказывать» свой доход, так как вы в начале платите налоги, а потом начинаете коммерческую деятельность. Т.е. налоги платятся не в конце налогового периода, как у всех нормальных людей а в начале
  • Ограничения по виду деятельности (см. выше)
  • Невозможность использования наемного труда.

Если вы планируете масштабировать свой бизнес, то патент — не самый лучший выбор.

Нужна ли ИП по патенту ККМ (контрольно-кассовая машина)?

До 2024 года применение ККМ регулируется статьей 22 Закона о введении в действие кодекса.

Таким образом, на данный момент ИП по патенту не обязан применять ККМ (она же контрольно-кассовая машина, она же кассовый аппарат) даже при условии работы с наличкой.

Обязательный социальный налог

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

Читайте так же:  Штраф за уклонение от проведения обязательного аудита

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Читайте так же:  Дебетовый договор

Версия для печати
К списку документов

Единый социальный налог — таблица ставок в 2019 году

В российском законодательстве есть налоги, которые уплачивается всеми, вне зависимости от того, чем занимается человек, на размер ставки налога влияет деятельность гражданина страны.

Рассмотрим на примере таблицы ставок ЕСН в 2019 году, сколько придётся платить работодателям и сотрудникам. Зачем нужен этот налог и будет ли изменен размер самой ставки? Как произвести правильный расчет?

Схема уплаты «ЕСН» представлена на этом рисунке:

Зачем нужен единый социальный налог

Налог был отменен более шести лет назад, на смену ему пришли обязательные платежи, которые платят все граждане – Пенсионный, Мед. и Соцстрах. По привычке эти налоги называют единым социальным. Правительство планирует вернуть данный налог.

Он освободит от обязанности разделять платежи, упростит процедуру проверки. И, как рассчитывают налоговики, будет собирать деньги даже с тех, кто пытался уклониться от уплаты налогов.

В то же время этот налог дает своим гражданам защиту – обеспечивает будущую пенсию, предоставляет бесплатную медицинскую помощь в определенных учреждениях. Дает социальные гарантии каждому гражданину, который уплачивает взнос.

Кто должен платить и за что

Если опираться на законодательство, то платить данный налог обязаны все официально работающие лица. И они разделяются на две группы – работников и работодателей. Итак, уплачивать налог должны:

  • Индивидуальные предприниматели без работников.
  • Коммерсанты, которые имеют штат сотрудников.
  • Мелкие и крупные предприниматели.
  • Лица, которые не относятся к ИП, получающин какие-либо денежные вознаграждения.

У этих категорий граждан отличается объект, подлежащий налогообложению. Крупные и мелкие предприятия должны производить начисление взноса по конкретным выплатам – заработная плата, иное вознаграждение, которые попадает под трудовой или правовой договор.

Индивидуальные предприниматели, если не имеют сотрудников, платят сами за себя.

Как рассчитывается ставка ЕСН для работодателей

Практически все плательщики делают отчисления государству по единой ставке ЕСН, она состоит из следующих частей:

  • Пенсионный фонд России – 22 %.
  • Медицинское страхование – 5,1 %.
  • Социальное страхование – 2,9 %.

Итого «Ставка ЕСН» равна 30%.

Организации, которые делают перечисление взносов и общая сумма которых достигает лимита – 155 тыс. руб. для пенсионного фонда, могут рассчитывать на снижение ставки до 20% и ниже.

Если выплаты более 718 000, то ставка будет снижена до 10 процентов. Для соц. страха достижение лимита 718 тыс. рублей освобождает от уплаты налога совсем.

Для всех остальных плательщиков ставка единого налога в 2019 году будет составлять 30%.

Ставка ЕСН ИП «за себя» и 1% с дохода

Для предпринимателей, которые работают «на себя», совсем иная система расчетов. Они не обязаны уплачивать в фонд социального страхования, это не является обязательным страховым взносом.

Обязательные платежи, которые обязан делать коммерсант, – это ПФР и Медицинское страхование. Здесь расчет производится от минимальной оплаты труда, которая установлена на данном этапе.

Например, в 2019 году минимальный размер зарплаты составляет 7 500 рублей. То есть исходя из этого производится расчет обязательных взносов. На примере покажем, как как рассчитать ЕСН.

Ставка Пенсионного фонда составляет 26%, значит, производим расчет следующим образом:

  • 7 500 (МРОТ) * 26 % (ставка фонда) *12 (месяцев в году) = 23 400 рублей. Значит, коммерсант должен уплатить в Пенсионный фонд данную сумму.

Для расчета в мед. страх воспользуемся аналогичным способом, только будет изменена ставка – 5,1 %.

  • 7 500 * 5,1 % * 12 = 4 590 рублей.
  • Итого общий обязательный взнос для ИП без работников будет составлять – 23 400 + 4 590 = 27 990.

Нужно помнить, если доход коммерсанта превышает 300 тыс. рублей, он должен к этой сумме прибавить 1%.

Могут ли коммерсанты надеяться на уменьшение налога? Да, и каждый год коммерсантам малого и среднего бизнеса государством оказывается поддержка. Она позволяет снижать налоговое бремя. Упрощенцы, которые используют систему «доходы» 6%, могут воспользоваться уменьшением налога.

Посмотрим, как это будет выглядеть, если упрощенец работает на себя и не имеет работников.

В течение года коммерсант имел прибыль, которая разбита поквартально.

Исчисление социального налога и социальных отчислений у ИП на ОУР в 2018 году

Согласно п.1 статьи 484 НК РК на 2018 года объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, и лиц, занимающихся частной практикой является численность работников, включая самих плательщиков.

Согласно п. 3 статьи 484 НК РК из объекта налогообложения исключаются обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно п. 2 статьи 485 НК РК индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и 1-кратном размере месячного расчетного показателя за каждого работника.

Сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

ВОПРОС:

  1. правильно ли я понимаю, что с 2018 года у ИП при расчете социального налога будут отниматься ОПВ, исчисленные с заявленного ИП дохода ( п. 3 ст. 484 ) , и только потом будут вычитаться СО = ( 2МРП за себя + 1 МРП за работника — ОПВ за себя и работника) — СО за себя и работников = Сумма соц налога к уплате
  2. или исключение ОПВ предусмотрено только для работодателей в отношении Социального налога работников ( пункт 2 статьи 484 )? но тогда почему это положение вынесли в отдельный пункт 3 статьи 484 ?Значит распространяется и на ИП ( пункт 1 ст. 484 ) . так следует понимать?!

Тот же вопрос в отношении Социальных отчислений за ИП — нужно ли в 2018 году при их исчислении из заявленного дохода вычитать ОПВ в свою пользу?
Согласно проекта Правил из объекта обложения исключаются ОПВ в ЕНПФ ( при этом , выделение как в 2017 году на ОПВ работников не делается, а получается для всех вычитаются ОПВ, включая и ИП?) .

В соответствии с пунктом 1 статьи 484 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №120-VI ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, и лиц, занимающихся частной практикой является численность работников, включая самих плательщиков.

Согласно пункту 2 статьи 485 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог:

  • за себя в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты;
  • за каждого работника в 1-кратном размере месячного расчетного показателя.

Положение данного пункта не распространяется на:

  1. налогоплательщиков в период временного приостановления ими представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 213 Налогового кодекса;
  2. индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;
  3. лиц, которые не получали в отчетном налоговом периоде доход.

При этом пунктом 2 статьи 486 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, лица, занимающиеся частной практикой, исчисление социального налога производят путем применения ставок, установленных в пункте 2 статьи 485 Налогового кодекса, к объекту обложения социальным налогом, определенному пунктом 1 статьи 484 Налогового кодекса.

Кроме того, сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы исчисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой исчисленного социального налога или равенстве их сумм сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю.

На основании изложенного, индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный режим налогообложения, и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог путем применения ставок, установленных в пункте 2 статьи 485 Налогового кодекса, к объекту обложения социальным налогом, определенному пунктом 1 статьи 484 Налогового кодекса.

При этом сумма исчисленного социального налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

Учитывая, что объектом обложения социальным налогом для индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленный режим налогообложения, и лиц, занимающихся частной практикой, является численность работников, включая самих плательщиков, положения пункта 3 статьи 484 Налогового кодекса данными лицами не применяются.

Источник: Блог-платформа государственных органов Республики Казахстан

Обязательный социальный налог

Автор

Андрей Хорунжий,
Вице-президент ОО «Палата налоговых консультантов»,
Управляющий партнер Группы «Минтакс»

Туребек Кульшейтов,

Директор по налогам Исполнительной дирекции
ОО «Палата налоговых консультантов»

Уважаемые пользователи Портала «Налоги в Казахстане», ОО «Палата налоговых консультантов» (далее – Палата НК) с настоящей статьи начинает серию публикаций по вопросам налогообложения малого бизнеса и физических лиц, которая направлена на повышение налоговой грамотности налогоплательщиков и профессиональное обсуждение проблемных вопросов в данной сфере налоговых отношений.

Мы будем рады Вашим комментариям и предложениям, которые будут учтены при обсуждении рассматриваемых в статьях вопросов с государственными органами и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП) в рамках проекта «Повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса через улучшение эффективности операционной деятельности и увеличение доли безналичных оборотов», реализуемого ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана».

Первая публикация посвящена порядку исчисления и уплаты обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), подлежащих уплате в единый накопительный пенсионный фонд (далее – ЕНПФ) в свою пользу индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) в 2018 году.

Актуальность данного вопроса вызвана:

  • Сложностью норм права для понимания;
  • Отсутствием достаточной информации в СМИ и Интернет, поясняющей порядок практического применения норм права;
  • Вступлением в силу с 14 июля 2018 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» от 2 июля 2018 года № 165-VI ЗРК (далее – Закон по вопросам социального обеспечения).
Читайте так же:  Бесплатная лицензия fifa 14

При возникновении вопросов по практическому применению в Вашей деятельности информации, рассматриваемой в публикациях Палаты НК или Налоговых консультантов, размещаемых на Портале «Налоги в Казахстане», Вы можете обратиться в Исполнительную дирекцию Палаты НК через Колл-центр на Портале или по следующим контактам:

тел: +7 708 9712497, +7 708 9712496, в рабочее время с 9-00 до 18-00; e-mail: [email protected]; сайт: www.nalogikz.kz; www.pnk.kz; e-mail: [email protected]

Дополнительно Палата НК благодарна экспертам Группы «Минтакс», которые оказали экспертную, информационную и практическую поддержку в подготовке настоящего материала (E-mail: [email protected]).

  1. О порядке исчисления ОПВ адвокатами, частными судебными исполнителями, частными нотариусами, профессиональными медиаторами или ИП

После вступления в силу Закона по вопросам социального обеспечения (14 июля 2018 года) для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов или ИП сохранился ранее действовавший порядок исчисления ОПВ.

Для указанных выше категорий налогоплательщиков порядок исчисления ОПВ является одинаковым. Поэтому, далее, более подробно рассмотрим порядок применения норм Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) на примере ИП.

ИП исполняет обязательства по ОПВ за себя лично (в нормах Закона о пенсионном обеспечении используется термин «в свою пользу»). При этом для целей Закона о пенсионном обеспечении ИП признается агентом с соответствующими обязательствами и ответственностью.

С 1 января 2018 года ОПВ уплачиваются ИП ежемесячно, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан.

Дополнительно, ИП обязан, как и другие работодатели, исполнять обязательства по ОПВ за своих работников, нанятых на основании индивидуального трудового договора.

С каждого работника ИП обязан удержать ОПВ (в размере 10 % от начисленных и выплаченных работнику доходов (суммы заработной платы и иных доходов)) и уплатить ОПВ в ЕНПФ.

Сумма доходов работника, принимаемая ИП для исчисления ОПВ, не может превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы (далее – МЗП), установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (на 2018 год сумма 75-кратного размера МЗП равна 2 121 300 тенге). То есть, если в 2018 году заработная работника ИП выше, чем 2 121 300 тенге в месяц (что очень редко), то ИП принимает для исчисления ОПВ за такого работника сумму дохода в размере 2 121 300 тенге.

Такое обязательство ИП установлено статьями 24 и 25 Закона о пенсионном обеспечении. Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона о пенсионном обеспечении «В доход для исчисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы». А в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о пенсионном обеспечении «Обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете».

Необходимо помнить о том, что в соответствии с нормами Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) не все ИП, применяющие специальные налоговые режимы (далее — СНР), имеют право на найм работников. Так, не имеют вправо на найм работников ИП, применяющие СНР на основе патента, что не соответствует действительному состоянию дел.

Указанные нормы и установленный порядок налогообложения и уплаты социальных платежей для работников ИП, приводят к существенным дополнительным потерям ИП из его чистой прибыли – прибыли после уплаты всех налогов и платежей, установленных для самого ИП. Это в значительной мере содействует нелегальной занятости, но данный вопрос более подробно будет рассмотрен дополнительно в последующих публикациях, а в настоящей статье рассмотрим ОПВ для самого ИП.

Порядок исчисления ИП ОПВ определен пунктом 4 статьи 25 Закона о пенсионном обеспечении.

Частью 1 пункта 4 статьи 25 Закона о пенсионном обеспечении установлено: «4. Для адвокатов, частных судебных исполнителей, частных нотариусов, профессиональных медиаторов, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, исчисляемые за каждый месяц, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов 75-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете».

Из данной нормы Закона о пенсионном обеспечении можно было бы предположить, что ИП обязан исчислить ОПВ в размере 10% от суммы дохода, фактически полученного ИП, который ИП затем отражает в своей налоговой отчетности (с учетом установленных минимального и максимального пределов для исчисления ОПВ), но, это не так.

Далее, в пункте 4 статьи 25 Закона о пенсионном обеспечении, для ИП уточняется порядок исчисления ОПВ за себя, а именно, частями 3 и 4 указанного пункта определено:

«Получаемым доходом является доход, определяемый самостоятельно адвокатом, частным судебным исполнителем, частным нотариусом, профессиональным медиатором, а также индивидуальным предпринимателем для исчисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу.

В случае отсутствия дохода адвокаты, частные судебные исполнители, частные нотариусы, профессиональные медиаторы, а также индивидуальные предприниматели вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в свою пользу из расчета 10 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете».

Следовательно, ИП имеет право и должен самостоятельно определить размер своего дохода, который он применяет для целей исчисления ОПВ. Сумма такого дохода за месяц определяется ИП в любом размере в пределах ряда сумм, где минимальным значением является – 1-кратный размер МЗП (на 2018 год – 28 284 тенге), а максимальным значением является – 75-кратный размер МЗП (на 2018 год – 2 121 300 тенге). То есть, сумма дохода за месяц, которую выбрал ИП для исчисления ОПВ, никак не зависит от суммы фактически полученного таким ИП дохода, отражаемого им в налоговой отчетности.

Дополнительно, исходя из норм части 1 пункта 4 статьи 25 Закона о пенсионном обеспечении, можно сделать вывод о том, что сумма дохода ИП, принимаемого для исчисления ОПВ, не может превышать фактической суммы полученного ИП дохода.

Учитывая вышеизложенное, минимальный размер дохода, который ИП имеет право показать для целей исчисления ОПВ за себя и за один месяц своей деятельности, даже в случае отсутствия дохода за соответствующий месяц, равен 1-кратному размеру МЗП. Соответственно, минимальный размер ОПВ за один месяц деятельности, подлежащий уплате ИП за себя, составляет – 10 % от 1-кратного размера МЗП (на 2018 год – 2 828 тенге). Максимальный размер ОПВ, который имеет право уплатить ИП за себя, составляет – 10 % от
75-кратного размера МЗП (на 2018 год – 212 130 тенге).

При желании, ИП также имеет право внести за себя добровольные пенсионные взносы.

Как показали «полевые» исследования, проведенные ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана», большинство ИП, осуществляющие деятельность с использованием СНР на основе упрощенной декларации отражают минимальный размер дохода для исчисления ОПВ и ежемесячно уплачивают ОПВ в размере 2 828 тенге.

В случае, когда у ИП отсутствует фактическая деятельность, для того, чтобы не возникали ежемесячные обязательства по ОПВ, ИП необходимо направить в орган государственных доходов заявление о приостановлении деятельности по установленной форме.

Далее, приведем примеры расчета налогов и платежей для ИП, применяющих СНР на основе упрощенной декларации, основанные на нормах права, действующих в 2018 году. В примерах, помимо размера налогов и социальных платежей, исчисленных от суммы дохода определяемого ИП для каждого налога или социального платежа, рассчитан уровень финансовой нагрузки ИП (общий размер налогов и социальных платежей от суммы отражаемого дохода).

В примерах: ИПН – означает индивидуальный подоходный налог, СН – означает социальный налог, СО – означает обязательные социальные отчисления и ОСМС – означает обязательные выплаты в фонд медицинского страхования.

Пример 1. Средний размер отражаемого дохода и минимальный размер социальных платежей, без работников (в тенге)

Похожие записи:

  • Библиотека стандартные изделия лицензия Библиотека Стандартные Изделия: Детали, узлы и конструктивные элементы для КОМПАС, лицензия Разработчик: АСКОН Условия поставки: 100% предоплата Срок поставки: от 4 до 20 дней Доставка: бесплатно по России ID: 34 Описание программы Стандартные […]
  • Проникновение в частную собственность статья ук рф Незаконное проникновение в жилище (ст. 139 УК РФ) Незаконное проникновение в жилище является уголовно наказуемым деянием. Оно совершается против воли человека, который находится в таком помещении. Статья Уголовного кодекса "Незаконное проникновение […]
  • Требования к детскому досуговому центру Порядок открытия детской игровой комнаты Практические рекомендации по грамотной организации детской игровой комнаты, с анализом требуемого оборудования. Детская игровая комната (детский развлекательный центр) – это место проведения досуга ребенка […]
  • Сро требования по вступлению Обязательное страхование гражданской ответственности - это основное условие, позволяющее нам снизить взнос в компенсационный фонд до минимального разрешенного законом размера. Но наличие страхового полиса - это дополнительный фактор спокойствия и […]
  • Социальная карта учащегося ростов транспорт срок действия Кредитная Мультикарта ВТБ 101 день без процентов на покупки и на снятие наличных До 1 000 000 рублей кредитный лимит Cash back до 10% Оформление по паспорту • При кредитном лимите до 300 000 рублей требуется только паcпорт гражданина РФ • […]
  • Что такое приоритетные требования О приоритетном порядке выплат вкладчикам Со 2 августа 2014 года вступают в силу изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Принятые изменения дают вкладчикам – физическим лицам приоритетные права при возмещении […]