Основные тактико технические требования к танку т-34

Танки и бронетехника

Это — Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

Средний танк Т-34

Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Конструкция тридцатьчетверки знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В машине впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

История создания танка Т-34

13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.

В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.

По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка — дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.

Совместные испытания обоих машин проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.

В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря танк А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Официальные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии танки Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главный недостаток, отмеченный в отчете специалистов НИБТ Полигона — теснота так и не был исправлен.

В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ), который должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 году.

Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.

Танк Т-34 — оружие победы

Так началось наше знакомство с легендарным «воином-освободителем» – танком Т-34 , профиль которого с детства знаком каждому по сотням кинофильмов и книг о войне, ну и конечно, по бесчисленному числу постаментов. Мы поймали себя на мысли, что относимся к этой машине как к живому ветерану: с уважением и благодарностью.

Но тем не менее воюют все же не машины, а их экипажи. Чтобы получить хотя бы приблизительное представление о том, как чувствовали себя люди, управлявшие танком Т-34, надо, по крайней мере, один раз залезть в него. Поговорка «глухо, как в танке» довольно точно передает возникающие ощущения. И хотя такое высказывание справедливо для всех боевых машин, Т-34 дает прочувствовать значение этих слов в полной мере. Несмотря на то что танк являлся «конструкцией мирного времени», он стал средоточием множества компромиссов, обусловленных непростой историей его создания, принятия на вооружение и серийного производства в тяжелейших условиях эвакуации .

Танк Т-34 — «стальной кулак» Красной Армии

История создания «тридцатьчетверки», казалось бы, общеизвестна. Принято считать, что началась она 13 октября 1939 года, когда Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна были выданы тактико-технические требования на новый колесно-гусеничный танк БТ-20, а завершилась созданием двух прототипов танка Т-34 (в январе и феврале 1940 г.) и принятием машины на вооружение. На самом же деле всё было гораздо сложнее.

По сути, Т-34 – это наследник семейства танков конструкции Дж. У. Кристи. Являясь прямым потомком «кавалерийского» танка Т3 (М1931) по линии БТ-2 – БТ-5 – БТ-7 – БТ-7М через А-20 и А-32 к А-34, он унаследовал не только их бесспорные достоинства, но и недостатки. Если не забывать, что А-20 – это фактически и есть БТ-20, который в свою очередь продолжил линию развития так и не «родившегося» БТ-9, то становится очевидным, что танк Т-34 – это «бывший» легкий танк с увеличенным с 45 до 76 мм калибром орудия и толщиной брони 45 мм вместо 25-ти. В разряд средних танков прототип А-32 перешел, набрав 6830 «лишних» килограммов (за счет дополнительной брони), однако он сохранил характерные особенности компоновки легких машин семейства Кристи. Речь идет о свечной подвеске, опорных катках, сильно смещенной вперед двухместной башне с малым диаметром погона, а также таком крайне неприятном недостатке, как топливные баки, расположенные по бортам вдоль боевого отделения.

Эти минусы, терпимые на 15-тонном легком танке, созданном для лихих кавалерийских рейдов по тылам противника, оказались чреваты очень неприятными последствиями для машины, потяжелевшей сразу на 10 т, которой выпала доля стать основным танком Красной Армии. Танкам Т-34 приходилось и прорывать противотанковую оборону врага, и бороться с его бронетехникой, и сопровождать, поддерживая огнем, пехоту в атаке и обороне – словом, стать настоящей «рабочей лошадью» РККА, а затем Советской Армии.

Все это было ясно с самого начала не только создателям Т-34 (напомним, что машину разработали в инициативном порядке, на свой страх и риск), но и военным. И тем и другим танк Т-34 мыслился как некое переходное звено к новому, сконструированному на совершенно ином качественном уровне танку, лишенному тех органических недостатков, которые «тридцатьчетверка» унаследовала от своих «кавалерийских» предков.

Проект танка А-43, утвержденный в апреле 1941 г., сохранял все достоинства Т-34, но предусматривал 75-миллиметровую лобовую броню, трехместную башню с командирской башенкой и торсионную подвеску. Переходить к А-43 («полной модернизации») планировалось через промежуточный А-41 («частичной модернизации»), который при бронекорпусе от Т-34 имел бы 5-ступенчатую КПП и новую башню с широким погоном и улучшенной обзорностью. Ну, а производство собственно танков Т-34 планировалось полностью свернуть до конца года. Однако начавшаяся война помешала этим планам.

Читайте так же:  Рассчитать детское пособие до 18 лет

Многие задавались вопросом: почему на протяжении почти всей войны танк Т-34 так мало менялся? Во-первых, это не вполне справедливо – в конструкцию было внесено несколько тысяч изменений, но направлены они были в основном на улучшение технологичности производства и общей надежности танка. Так, введение 5-скоростной КПП позволило повысить среднюю скорость и маневренность танка, моторесурс увеличился до 300 моточасов с первоначальных 50-ти, а введение новой шестигранной башни (прозванной «гайкой») уменьшило тесноту боевого отделения. Однако до появления в феврале 1944 г. танка Т-34-85 боевые характеристики танка оставались неизменными.

Дело в том, что в 1941–1942 гг. танк Т-34 полностью соответствовал требованиям военных по уровню защищенности и огневой мощи; проблемы же тесноты и плохой обзорности (слово «эргономика» тогда было не в ходу) было не решить полумерами, поэтому работы над Т-34М не прекращались. Однако тут сказались реалии военного производства: дефицит броневого проката даже 45-миллиметровой толщины вплоть до марта 1943 г. (пуска 2-й очереди завода № 200) порой не позволял производить даже полноценные бронекорпуса (допускалось использование несортовой брони на борта и корму).

Уже к концу 1942 г. немцам удалось ликвидировать отставание в качественном уровне своей техники, но в 1943-м был принят на вооружение Т-43. Унифицированный с танком Т-34 на 75%, он имел увеличенную толщину брони и нес 76-миллиметровое орудие в новой башне; однако броневой прокат шел на производство тяжелых танков, а начинать выпуск нового среднего танка без усиления его вооружения сочли нецелесообразным.

Так как подходящей пушки более крупного калибра тогда еще не было, продолжили выпускать всё тот же Т-34, получивший, правда, командирскую башенку. История повторилась и в 1944 г., но уже с танком Т-44, который хотя и был выпущен небольшой серией, но на фронт не поступал. Так и получилось, что улучшение боевых характеристик танка Т-34 постоянно откладывалось в ожидании начала производства более совершенного образца, которое по разным причинам не осуществлялось.

Смена поколений

Однако к 1944 г. стало совершенно ясно, что продолжать выпуск танка Т-34 в первоначальном виде не имеет смысла. Главной же проблемой было то, что жизнь практически не оставила конструкторам выбора: повысить боевую живучесть Т-34 в этот период войны можно было только за счет увеличения эффективности вооружения. Решено было снять с командира обязанности наводчика, освободив его для наблюдения за полем боя. Одновременно улучшили противотанковые качества машины, установив 85-миллиметровое орудие в трехместной башне с увеличенным до 90 мм бронированием.

Толщину брони корпуса танка оставили неизменной: весовые резервы модернизации машины были исчерпаны, а 60-миллиметровый лобовой лист пробивался основным немецким ПТ орудием того периода Pak 40 с такой же легкостью, что и 45-миллиметровым. Решено было заканчивать войну с имеющимся танком, ведь к марту 1945-го должен был закончить войсковые испытания Т-54, который был уже машиной следующего поколения.

В таком виде танк Т-34 и закончил Великую Отечественную войну, в таком виде он выпускался по лицензии в Польше и ЧССР, состоял на вооружении полусотни стран и участвовал в бессчетном множестве конфликтов по всему земному шару вплоть до нашего времени.

Кроме того, полторы тысячи танков Т-34 было выпущено в огнеметном варианте. Превосходя по боевым качествам все немецкие танки начального периода войны, он тем не менее вначале показал себя далеко не блестяще. Танк Т-34 на равных соперничал с немецкими машинами в середине войны (за исключением, может быть, второй половины 1943 г.) и, наконец, нанес бронетанковым войскам вермахта сокрушительное поражение в 1945 г.

Несмотря на то что основная машина бронетанковых войск СССР задумывалась другой, Т-34 с честью справился с возложенной на него труднейшей задачей, войдя в историю как танк-освободитель.

Редакция благодарит начальника ГАБТУ МО РФгенерал-полковника В. Полонского
и начальника Военно-исторического музея БТВТподполковника В. Рыжова за помощь в подготовке материала.

С 1940 по 1946 г. было выпущено 61 151 танков Т-34, что сделало его самым массовым танком в мире (на втором месте – американский «Шерман», выпущенный в количестве 48 071 шт.), однако это далеко не все выпущенные «тридцатьчетверки». Танк участвовал практически во всех послевоенных вооруженных конфликтах. Одно из последних свидетельств успешного боевого применения танка Т-34 – уничтожение сербского танка Т-55 во время гражданской войны в Югославии.

До осени 1942 г. танк Т-34 превосходил немецкие танки по защищенности и огневой мощи, однако его реальная боевая ценность снижалась из-за плохой обзорности, малого ресурса дизеля и неудачного функционального распределения обязанностей экипажа (командир был одновременно и наводчиком орудия). Положение постепенно исправляли, но полностью преодолеть эти недостатки удалось лишь к 1944 г. на модификации Т-34-85.

Принято различать только две модификации серийного танка Т-34: с пушками калибра 76 мм и 85 мм, но на самом деле конструкция танка существенно изменялась не только от года к году, но и от завода к заводу. В 1941 и 1943 годах серией около 150 шт. выпускался Т-34И (истребитель) с 57-миллиметровой пушкой ЗИС-4. Существовали огнеметные танки ОТ-34. В ходе производства в конструкции Т-34 появлялись тысячи изменений, и одно время заводам даже было разрешено вносить их без согласования с ОКБ. Насчитывалось по крайней мере семь типов башен – литых, сварных и даже штампованных из 45-миллиметрового листа (производства ЧКЗ), четыре типа катков, три типа траков. Менялось расположение и форма наружных топливных баков, лючков, антенн.

Принято считать, что танк Т-34 был оснащен дизельным двигателем для снижения опасности возгорания в бою, но это не совсем так. Пожаробезопасность танковых дизелей несколько преувеличивают. Дизельный двигатель безопаснее бензинового в повседневной эксплуатации, так как не вспыхнет от случайно оброненного окурка или попадания дизтоплива на раскаленные части мотора. Однако в случае поражения в бою всё решает общая защищенность танка и расположение топливных баков.

Немецкие солдаты называли Т-34 «Микки-Маус», так как люки башни образца 1942–1943 гг. в открытом положении напоминали уши известного диснеевского персонажа. На вооружении частей вермахта официально состояло около сотни трофейных танков Т-34 под обозначением Pz. Kpfw. T-34 747 (r), отличавшихся установкой немецкой командирской башенки. Некоторые переделывались в ЗСУ.

Существовало несколько вариантов дополнительного бронирования танка Т-34. Башня и верхняя лобовая деталь корпуса усиливались броневыми листами довольно сложной конфигурации с толщиной от 20 до 45 мм, однако такая технология оказалась слишком дорогой для массового производства при относительно низкой боевой эффективности.

В боевых условиях танкисты использовали в качестве дополнительной защиты ящики ЗИП, бревна, тросы, гусеничные траки, укрепленные за поручнями на корпусе и башне. Эта практика появилась в конце 1942 г., когда немцы стали использовать кумулятивный 75-миллиметровый снаряд. Впрочем, единой точки зрения по этому вопросу не существовало: другие танкисты, наоборот, старались перед боем максимально облегчить танк.

Танк Т-34 76 по праву считается одним из лучших танков Второй мировой, вобравшим в себя все лучшие качества этих боевых машин. Он был признан лучшим для своего времени не только советскими военными, но даже их противниками, которые непосредственно сталкивались с этим танком в боевых условиях.

Из истории танка Т-34

Немецкие танкисты в сорок первом году не могли ничего противопоставить танку Т-34 76 с его отменной броней и серьезной огневой мощью. Помимо оптимальных характеристик для военного времени, танк отличался достаточно простой конструкцией, высокой технологичностью и приспособленностью к ведению боя в различных условиях. Танк с легкостью ремонтировался в полевых условиях, что несомненно стало его огромным плюсом. До появления на вооружении Германии «Тигров», «Пантер» и «Фердинандов» советский Т-34 был смертельной угрозой для немцев. Т-34 вступал в тяжелейшие бои и зачастую выходил из них победителем.

Разработка Т-34 76

Спроектировали и собрали Т-34 в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. Занималось им не только знаменитое конструкторское бюро М.И. Кошкина, в работе участвовало также КБ Адольфа Дика. Технический проект в этом бюро подготовили с опозданием на целый месяц, из-за чего А. Дик был арестован. В итоге ответственным за проект стал только М. Кошкин. В процессе работ конструкторы создали два варианта движителей танка: колесно-гусеничный и гусеничный, в итоге предпочтение отдали второму. В марте сорокового года два образца нового танка доставили на Ивановскую площадь Кремля, чтобы продемонстрировать его военной комиссии и правительству. Стоит отметить, что для этого новые боевые машины своим ходом преодолели целых 750 километров от Харькова и до Москвы, двигаясь они по бездорожью, и тем самым показав отличную проходимость. В конце марта танки начала выпускать советская промышленность.

К началу Великой Отечественной войны танк Т-34 был лучшей в мире машиной, подвижной, несложной в производстве, с противоснарядной броней и мощной 76 миллиметровой пушкой, способной пробить любой немецкий танк образца сорок первого года. 37-миллиметровые пушки немцев были практически бессильны против «тридцатьчетверки». С 1941 года для Вермахта начали выпускать «Panzer III», большая часть которых была оснащена 50 миллиметровой пушкой, уже более эффективной против брони Т 34. Но пробитие обеспечивалось на расстоянии был не более шестисот метров, и только если стреляли подкалиберным снарядом, а вот пушка Т-34 могла пробить броню ранних модификаций «Panzer III» с двух тысяч метров. Позднее появились модификации Panzer с 60 и 50 миллиметрами брони, но ее Т-34 пробивал бронебойными снарядами с расстояния в полторы тысячи метров. Даже более поздние и укрепленные модели «Panzer III» Ausf.M и Ausf.L с 70-миллиметровой броней могли быть пробиты «тридцатьчетверкой» с расстояния в пятьсот метров.

Читайте так же:  Московская обл региональный материнский капитал

Стоит отметь и 45 миллиметровую броню Т-34, которая благодаря своей наклонной конструкции нередко провоцировала рикошеты при обстреле с дальних дистанций, что сильно затрудняло борьбу с этим танком. Но у Т-34 были и недостатки – плохой обзор и не очень надежная трансмиссия. Кроме того, боевое отделение было достаточно тесным и сильно стесняло работу экипажа.

Устройство танка

Сначала о Т-34 76 в общих чертах:

  • Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
  • Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
  • Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 55 километров в час;
  • Экипаж — четыре человека;
  • Было выпущено около 20 000 штук.

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант. Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел ТОД-6.

У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков. Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.

В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.

Подъем танка Т-34 76

Видео: танк Т-34 76 в действии

Танк Т-34: история длиной в 75 лет

Танк Т-34 был разработан в конструкторском бюро завода № 183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась как дальнейшее развитие конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ, основанных на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи (John Walter Christie).

13 октября 1937 года Автобронетанковое управление (АБТУ) Рабоче-крестьянской Красной Армии выдало заводу № 183 тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13-14 тонн, 45-мм пушкой и броней от 16 до 25 мм.

Длина танка без пушки — 5,92 м, ширина — 3 м, высота — от 2,41 до 2,72 м. Бронирование танка — до 45 мм (у машинах образца 1940 г.) и до 90 мм на лбу башни у танков конца войны. Боевая масса — от 25,6 до 32 т. Максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Танк оснащался дизельным двигателем В-2 мощностью 500 лошадиных сил.

На базе Т-34 были изготовлены самоходные артиллерийские установки Су-122, Су-85, Су-100, на его шасси выпускалась и другая техника, в том числе огнементный танк ОТ-34.

В мае 1938 года АБТУ предложило заводу № 183 создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав ряд его характеристик. Руководил работами по созданию А-32 Михаил Кошкин.

В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939 года Комитет обороны при Совете Народных Комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибром 76 мм и дополнительных пулеметов калибром 7,62 мм.

В марте 1940 года предсерийные танки Т-34 прошли испытания на полигоне в подмосковной Кубинке, 31 марта 1940 года Комитет обороны СНК предписал немедленно начать серийное производство боевой машины на заводе № 183 и Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). После смерти Михаила Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940 года доработками Т-34 руководил его заместитель Александр Морозов.

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. После вторжения немецких войск 22 июня 1941 года производство танка было развернуто на заводе «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе № 174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил).

Во время войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. В начале войны 76,2-мм орудие было самым мощным среди боевых машин того же класса. В 1944 году был начат серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и новым 85-мм орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.

Американский канал American Heroes Channel/Military Channel в программе Top Ten Tanks признал танк Т-34 лучшим танком за всю историю мирового танкостроения.

Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34.

Т-34 принимал участие во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке 1950-1980-х годов. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии 1991-1999 годов.

12 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колёсно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчинённое непосредственно главному инженеру.

Танк получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан ещё один танк, практически идентичный А-20 по массо-габаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колёсного хода.

В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колёсно-гусеничного танка А-20 и гусеничного — А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.

По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 т тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка — дизель-мотор В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колёсного хода, толщине брони (30 мм вместо 25 у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на сторону.

Совместные испытания обоих танков проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также — примерно равные, причём эксплуатационные скорости танка А-20 на колёсах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной бронёй, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.

В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух танков А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытаний 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34.

Первый прототип Т-34 был изготовлен заводом № 183 в январе 1940 года, второй — в феврале. В том же месяце начались заводские испытания, которые были прерваны 12 марта, когда обе машины ушли в Москву. 17 марта в Кремле, на Ивановской площади, танки продемонстрировали И. В. Сталину. После показа машины пошли дальше — по маршруту Минск — Киев — Харьков.

Читайте так же:  Закон о тишине московской области 2019

Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причём производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ). Последний должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далёк от реальности — к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские «тридцатьчетвёрки» покинули заводские цеха только в 1941-м.

Первые три серийные машины подверглись в ноябре — декабре 1940 года интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков — Кубинка — Смоленск — Киев — Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчёт Полигона заместителю наркома обороны маршалу Г. И. Кулику, который утвердил его и тем самым прекратил производство и приёмку нового танка. (Кстати, почти до самого начала войны руководство Наркомата обороны не имело твёрдого мнения о танке Т-34, уже принятого на вооружение.) Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии Т-34 с исправлениями и сокращённым до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главные недостатки, отмеченные в отчёте Полигона — теснота и слепота танка, — так и не были ликвидированы. Одновременно конструкторам поручили разработку нового танка — Т-34М: с 75-мм бронёй, торсионной подвеской, башней увеличенного размера, с командирской башенкой, экипажем из 5 человек. Работа над Т-34М велась до самого начала войны, причём были изготовлены бронекорпуса, башни, другие агрегаты и механизмы. Однако ни одной машины собрать так и не удалось, а после начала войны работу над новым танком прекратили.

План производства Т-34 на 1941 год составлял 2800 танков (в том числе по заводу № 183 — 1800, а по СТЗ — 1000) и был утверждён постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 5 мая 1941 года. К 1 мая 183-й завод изготовил 525, а СТЗ — 130 машин.

Танк Т-34 образца 1940 года имел корпус, сваренный из катаных броневых листов. Верхний лобовой лист располагался под углом 60 градусов, верхняя часть борта шла под углом 45 градусов, нижняя — вертикально. В лобовом листе корпуса имелся люк механика-водителя. В верхней части крышки люка устанавливался центральный смотровой прибор. Боковые смотровые приборы водителя располагались слева и справа от люка под углом 60 градусов к продольной оси танка. Справа от люка механика-водителя в шаровой установке, прикрытой броневым колпаком, ставился пулемёт ДТ, огонь из которого вёл стрелок-радист. Антенный ввод первоначально размещался на башне танка, а затем был перенесён на правый борт корпуса.

Башня — сварная, овальной обтекаемой формы. Лоб и борта имели угол наклона 30 градусов. В бортах башни находились смотровые приборы, а в крышке башенного люка имелся прибор кругового обзора. Правда, из-за неудачного их расположения экипаж был лишён возможности ими пользоваться. В кормовом листе башни предусматривалась дверца, крепившаяся болтами. На части танков устанавливали литые башни с толщиной стенок 52 мм и 20-мм крышей. Основания боковых смотровых приборов отливались заодно с корпусом башни.

Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1940 года наряду с Л-11 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941-го танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34 (последняя производилась на заводе № 92 в Горьком).

После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиамотор М-17, к выпуску которого должен был приступить цех авиадвигателей ГАЗа. Последнее обстоятельство связано с тем, что к началу войны единственным изготовителем дизелей В-2 был харьковский завод № 75. В первые же дни войны приняли решение о развёртывании их производства на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ). Однако быстро меняющаяся обстановка на фронте заставила изменить эти планы. ГКО решил всё двигательное производство ХТЗ перебазировать на СТЗ. Выпуск дизелей В-2 на СТЗ начался в ноябре 1941 года, до конца которого там изготовили 197 двигателей. Но удовлетворить потребность в В-2 СТЗ не мог, а завод № 75 в это время находился «на колёсах» — шла его эвакуация на Урал. Так что решение о производстве Т-34 с бензиновым двигателем было вынужденным и временным.

Программа выпуска Т-34 на заводе «Красное Сормово» в 1941 году включала 700–750 штук, но до конца года завод смог изготовить только 173 танка.

К 19 октября было свёрнуто производство Т-34 в Харькове — 183-й завод эвакуировался в Нижний Тагил. Первые 25 танков на новом месте собрали в конце декабря из узлов и деталей, привезённых из Харькова.

Таким образом, осенью 1941 года единственным крупным производителем Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Короче говоря, в городе организовали практически полный цикл производства танка и его деталей. Впрочем, так же обстояли дела и в Горьком и в Нижнем Тагиле.

Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию танка некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки разных заводов имели свой характерный внешний облик.

В 1942 году для Т-34 разработали новую литую башню так называемой «улучшенной» формы, несколько большую по размеру и с двумя круглыми люками вместо одного трапециевидного. Кроме того, Уралмашзавод спроектировал конструкцию штампованной башни. С октября 1942 по март 1944 года «Уралмаш» изготовил 2050 таких башен. В это же время четырёхскоростную коробку передач заменили пятискоростной, установили новые прицелы — перископический ПТ-4–7 и телескопический ТМФД-7, боекомплект довели до 100 выстрелов. На башнях танков выпуска 1943 года появилась командирская башенка со смотровыми щелями.

Помимо линейных танков в производстве находился огнемётный вариант — Т-034, у которого курсовой пулемёт заменили на огнемёт АТО-41 или АТО-42. В незначительных количествах изготавливались танки-тральщики и мостоукладчики. Выпускался также и командирский вариант «тридцатьчетвёрки», главным отличием его была установка радиостанции РСБ-1.

Танк Т-34, вооружённый 76-мм пушкой, производился с 1940 по 1944 год на шести заводах: № 183 в Харькове — с 1940 года; в Нижнем Тагиле — с 1941 года; Сталинградском тракторном — с 1941 года; «Красное Сормово» — с 1941 года; «Уралмаше» — с 1942 года; заводе № 174 в Омске — с 1942 года; Челябинском Кировском — с 1942 года. За это время было изготовлено 35 312 танков Т-34, включая 1170 огнемётных.

Танки Т-34–76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина.

Кроме Красной Армии, танки Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии и Чехословацкого корпуса.

Похожие записи:

  • Заявление о теракте в москве Троим членам одной семьи предъявлены обвинения по делу о теракте в Страсбурге Подозреваемые в возрасте 32, 34 и 78 лет были задержаны в декабре прошлого года, сообщает BFM TV со ссылкой на осведомленный источник. Их обвиняют в хранении и передаче […]
  • Коллективная жалоба в прокуратуру на детский сад Жалоба на детский сад Нарушению прав ребенка в детском саду помешает жалоба на детский сад. Детство находится под защитой государства – это конституционная норма. Законными представителями ребенка являются его родители – именно они должны […]
  • Пеня за каждый день просрочки выполнения требования Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные […]
  • Пособие малоимущим спб Размер пособия малоимущим семьям в 2018 в спб Дополнительные условия: пособие выплачивается малообеспеченным семьям. Единовременное пособие при передаче ребенка под опеку в приемную семью: Кто может получить: один из опекунов. Куда обращаться: в […]
  • Пример заполнения заявления на пособие по беременности и родам Заявление на отпуск по беременности и родам Трудовым кодексом РФ одной из социальных гарантий защиты материнства и детства является обязанность работодателя при поступлении такого документа, как заявление на отпуск по беременности и родам, […]
  • Агентский договор на заключение договора услуг Агентский договор на коммунальные услуги и его нюансы Суть контрактов агентирования по коммунальным услугам состоит в заключении соглашений с населением на поставку. Агенты (управляющие компании) обязуются действовать в интересах принципала […]