Отчетность некоммерческой организации на примере

Содержание:

Учет в некоммерческих организациях (примеры)

Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.

Коммерческие организации – это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в главе 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительную записку.

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 года расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
  • гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
  • доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, раннее освобождалось только имущество);
  • имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • учредительные и членские взносы;
  • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций;
  • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
  • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр. ).

В таком случае поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– в денежном эквиваленте.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма входного НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма входного НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Отражено получение целевых средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 60, 76

– 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20

Г. Джамалова, редактор-эксперт

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Читайте так же:  За непосещение детского сада штраф

Отчетность некоммерческих организаций

Правовые основы деятельности некоммерческих организаций и их влияние на содержание отчетности. Адреса и сроки предоставления документации. Формирование отчетности капитала и целевых средств. Содержание отчета о целевом использовании выделенных средств.

Подобные документы

Понятие некоммерческих организаций, общий порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в них. Учет операций, связанных с получением и использованием целевых средств. Корреспонденция счетов для отражения основных средств, доходов и уставного капитала.

курсовая работа, добавлен 25.03.2014

Состав, порядок формирования и сроки составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Оценка хозяйственной деятельности предприятия. Составление бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках и о целевом использовании полученных средств.

реферат, добавлен 16.04.2014

Изучение финансовой отчетности предприятия как источника информации о его хозяйственной деятельности. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России. Содержание баланса, отчета о прибылях и убытках, о движении капитала и денежных средств.

презентация, добавлен 28.04.2015

Экономическая сущность и виды денег. Структура и содержание отчета о движении денежных средств, его место в финансовой отчетности организаций. Состояние бухгалтерского учета денежных средств и особенность их движения на ОАО «Славгородская пивоварня».

курсовая работа, добавлен 23.06.2009

Документы в годовой бухгалтерской отчетности: баланс, отчет о прибыли и убытках предприятия. Сроки сдачи отчетности. Льготы, предусмотренные в ПБУ для субъектов малого предпринимательства. Определение социально ориентированных некоммерческих организаций.

статья, добавлен 07.05.2014

Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности организацией. Основные правила составления финансовой отчетности. Методы обобщения информации о хозяйственной деятельности современного предприятия. Составление отчета о движении денежных средств.

курсовая работа, добавлен 14.12.2014

Нормативное регулирование представления бухгалтерской отчетности. Состав и содержание отчета о прибылях и убытках, бухгалтерского баланса, отчетов об изменениях капитала и движении денежных средств. Схемы взаимоувязки показателей бухгалтерской отчетности.

курсовая работа, добавлен 15.03.2013

Изучение теоретических аспектов о некоммерческих организациях и их формах. Характеристика правовой деятельности НП «Маленькая мама». Ведение бухгалтерского учета и отчетности предприятия. Защита прав и интересов несовершеннолетних матерей и их детей.

курсовая работа, добавлен 01.08.2011

Составление регистров бухгалтерского учета и форм отчетности. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, о движении денежных средств. Взаимная сверка показателей форм отчетности.

курсовая работа, добавлен 09.02.2011

Система нормативного регулирования учета и отчетности в России. Бухгалтерский баланс. Отчет о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств. Приложение к бухгалтерскому балансу.

Состав отчетности некоммерческих организаций

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

Читайте так же:  Застраховать по осаго в красноярске

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза — по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. — четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения — форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, — сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»

Некоммерческая организация (на примере Благотворительного фонда Константина Хабенского)

Развитие деятельности некоммерческой организации в России и зарубежных странах на современном этапе. Формирование финансового механизма неторговой ассоциации. Повышение притоков денежных средств для реализации уставных целей Благотворительного фонда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЛАГТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА КОНСТАНТИНА ХАБЕНСКОГО (KONSTANTIN KHABENSKY FOUNDATION))

ГЛАВА 1. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

1.1 Развитие деятельности некоммерческой организации в России на современном этапе

1.2 Зарубежный опыт организации и регулирования организационной деятельности некоммерческих организаций

1.3 Проблемы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций


ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


2.1 Финансы некоммерческих организаций: сущность, особенности, принципы управления


2.2 Финансовый механизм некоммерческих организаций


2.3 Управление финансами некоммерческих организаций


ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА КОНСТАНТИНА ХАБЕНСКОГО)

3.1 Благотворительные организации и особенности их деятельности

3.2 Деятельность Благотворительного Фонда Константина Хабенского

3.3 Рекомендации по повышению собираемости пожертвований как основного источника финансовых ресурсов благотворительного фонда Константина Хабенского


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Рыночная экономика, представляя собой сложную совокупность экономических отношений, в целом самостоятельно не вырабатывает систему социальных гарантий для населения, оказавшегося в силу различных обстоятельств не способным к деятельности заданной напряженности и качества или выключенным из нее в силу различных жизненных факторов. Построение в рамках рыночной системы хозяйствования механизма социальной гармонии является сложным процессом, решение которого осуществляется как с участием государства через систему государственного пенсионного обеспечения, государственного социального страхования, государственного обязательного медицинского страхования, так и на основе самодеятельности физических и юридических лиц, создающих благотворительные фонды и организации с целью оказания конкретной финансовой и иной материальной помощи нуждающимся лицам.

Несмотря на устойчивые темпы роста российской экономики в период 2010-2015 гг., положение в социальной сфере имеет тенденцию к относительному ухудшению. Продолжает сокращаться численность российского населения, в большинстве регионов уровень смертности превышает уровень рождаемости, растет уровень преждевременной смертности. Средняя оплата труда составляет по регионам от 900 до 7000 руб., более 30% населения имеют среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. За исключением крупных городов муниципальные программы жилищного строительства заморожены, растут тарифы на коммунальные услуги без существенного изменения качества предоставляемых услуг. Проблемы бедности и нищеты усугубляются задержками выплаты заработной платы. По итогам 2014 г. объемы невыплаченной заработной платы возросли и составили свыше 30 млрд. руб., невыплаченной заработной платы возросли и составили свыше 30 млрд. руб., из них долг государства — более 5 млрд. руб. В России продолжает оставаться высоким уровень безработицы, составляющий более 12% к уровню активного населения. Ухудшается уровень грамотности, растет доля нездоровых детей, низким является уровень продолжительности жизни.

Решение указанных проблем лежит во многих плоскостях. В условиях, когда государство сокращает свое участие в социальной составляющей, возрастает роль благотворительной деятельности в обеспечении частичного или полного решения проблем конкретных людей, на основе реализации системного подхода к формированию и совершенствованию методов управления финансами благотворительных организаций, что и определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Вместе с тем, финансовым аспектам деятельности социально- ориентированных некоммерческих организаций, в частности, благотворительных фондов посвящено ограниченное количество работ. В большинстве случаев рассматриваются вопросы создания некоммерческих организаций, благотворительных фондов, особенностей нормативно- правового регулирования благотворительной деятельности. В целом не исследованы вопросы сущности и специфики финансов некоммерческих благотворительных организаций, обеспечения их финансовой устойчивости, обоснования форм и методов управления финансовыми потоками благотворительных организаций, что и определило выбор темы выпускной квалификационной работы, цель и задачи исследования.

Целью исследования является разработка предложений по формированию системы управления финансами некоммерческих организаций на примере благотворительного фонда и повышению их эффективности.

Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: проведен анализ сложившейся системы финансирования социальной сферы России и выявлена роль благотворительных организаций; проведен анализ зарубежного опыта организации благотворительной деятельности; обобщены методические подходы к разработке вопросов управления финансами благотворительных организаций; разработаны методические положения по управлению финансами благотворительной организации; разработаны рекомендации по совершенствованию управления финансами благотворительных организаций.

Предметом исследования являются финансовые отношения в сфере управления деятельностью некоммерческой организации.

Объектом исследования является финансовая деятельность некоммерческой организации.

Теоретическую и методологическую основу ВКР оставили труды зарубежных и отечественных специалистов, посвященные вопросам финансов, финансового менеджмента, финансирования государством социальных расходов, деятельности некоммерческих организаций, развития негосударственной системы социальной защиты населения. Для решения поставленных в работе задач применялись диалектический метод, методы системного анализа, имитационного моделирования, статистического анализа. Информационную базу исследования составили кодексы и законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, статистические данные, характеризующие состояние и финансирование социальной сферы, развитие некоммерческого сектора российской экономики.

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем: уточнена сущность финансов благотворительной организации, определены их особенности, систематизированы принципы финансовой деятельности благотворительной организации, учет которых необходим при разработке методических положений по формированию финансового механизма благотворительной организации; предложено определение финансового механизма благотворительной организации, реализован функциональный, институциональный, целевой и ресурсный подходы к структурированию финансового механизма благотворительной организации, определены принципы его формирования и совершенствования; выявлены, обобщены и классифицированы на факторы косвенного и прямого воздействия, на внешние и внутренние, факторы, определяющие содержание методов финансового менеджмента благотворительной организации; обоснована система показателей оценки эффективности управления финансами благотворительной организации, позволяющая комплексно оценивать адекватность финансового механизма благотворительной организации целям и задачам ее деятельности; разработаны рекомендации по совершенствованию управления финансовыми потоками благотворительных организаций.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что методические положения и выводы могут быть использованы некоммерческими организациями и фондами при определении путей и методов повышения эффективности финансового менеджмента, органами государственной власти при определении направлений совершенствования регулирования деятельности некоммерческих организаций и выделении целевых финансовый средств.

Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1.1 Развитие деятельности некоммерческой организации в России на современном этапе

Важное место в формировании структурно-организационных элементов социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечении взаимопонимания и взаимодействия в российском обществе занимают некоммерческие организации (НКО). Их деятельность является необходимым условием и составной частью экономического и социального прогресса, необходимой предпосылкой, обеспечивающей его непрерывность, экономический рост, занятость населения, рациональное использование свободного времени и определённый уровень качества жизни населения.

Спектр некоммерческих организаций в соответствии с российским законодательством весьма широк. На настоящий момент перечень некоммерческих организаций включает более 20 организационно-правовых форм НКО, составляющих в совокупности российский некоммерческий сектор.

Среди них: учреждения, ассоциации, союзы, торгово-промышленные палаты, некоммерческие партнёрства, автономные некоммерческие организации, фонды, потребительские кооперативы, общественные организации, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, государственные корпорации и другие.

В РФ в настоящее время на долю НКО приходится более 16,2% от общего количества российских организаций, около 34 млн. россиян связаны с некоммерческим сектором, будучи либо сотрудниками, либо клиентами (адресатами помощи). Это почти четверть населения страны.

В зависимости от того или иного критерия классификации всю совокупность некоммерческих организаций можно подразделить на отдельные виды. Укажем основные критерии и соответствующие им виды НКО.

Во-первых, форма собственности. Здесь можно выделить государственные (муниципальные) и негосударственные (частные) НКО. Деятельность и управление государственными (муниципальными) НКО и негосударственными НКО в сфере создания и реализации общественных благ и услуг сильно отличается между собой.

Во-вторых, права собственности. В этом случае некоммерческие организации подразделяются на:

· организации, в отношении которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. К их числу относятся организации, финансируемые учредителями;

· организации, в отношении которых их учредители, участники, члены не имеют имущественных прав. Это общественные и религиозные организации (объединения), фонды, торгово-промышленные палаты, автономные некоммерческие организации;

· организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права. Это, прежде всего, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, учреждения, ассоциации и союзы.

В-третьих, от состава участников. Тогда некоммерческие организации подразделяются на:

· организации, имеющие членство. К ним относятся потребительские кооперативы, объединения юридических лиц, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные палаты;

· организации, не имеющие членства. Это, прежде всего, фонды и автономные некоммерческие организации.

В-четвёртых, по составу учредительных документов. В этом случае некоммерческие организации можно разделить на:

· некоммерческие организации, действующие на основании учредительного договора и устава. К ним относятся ассоциации и союзы;

· организации, строящие свою деятельность только на основании устава. Это общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, автономные некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты и товарищества собственников жилья.

В-пятых, по характеру управления. В данном случае некоммерческие организации можно классифицировать на «совместные» и «независимые»

В «совместных» НКО управление осуществляется непосредственно участниками организации, которые одновременно являются и спонсорами. К ним относятся различного рода ассоциации, союзы, палаты, клубы и т.д. Управление ведется на выборной основе.

В «независимых» — функции управления возлагаются на самостоятельные органы (Совет директоров). К данному виду НКО относятся учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации и др.

В то же время в практической жизни часто встречаются промежуточные формы управления НКО.

Таким образом, многообразие некоммерческих организаций отображает разнородность некоммерческого сектора экономики страны. В то же время можно указать несколько характеристик, свойственных всем некоммерческим организациям и отличающих их от коммерческих.

Среди этих общих отличительных характеристик НКО следует отметить: не материальность и социальная значимость уставных целей; запрет на распределение прибыли между участниками; жёсткое законодательное регламентирование механизма управления; производство некоммерческого продукта как основного результата деятельности; трудности мотивации труда (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 — Отличительные характеристики некоммерческих организаций

На последнем пункте хотелось бы остановиться особо (это имеет большое значение для определения настоящей и будущей потребности в эффективном управлении НКО) и отметить, что некоммерческий сектор представляет собой необходимую, но специфическую часть экономики страны. Это определяется следующими положениями.

С одной стороны, некоммерческие организации платят налоги; являются работодателями (в настоящее время ими предоставлено свыше 2 млн. рабочих мест); могут производить различные товары и услуги и реализовать их на рынке, а с другой — НКО действуют в основном в тех отраслях (образование, здравоохранение, культура, искусство и т.д.), в которых производятся общественные блага и услуги, характеризующиеся высоким уровнем затрат и низкими доходами (или даже отсутствием доходов). Коммерческие организации не заинтересованы в деятельности в подобных отраслях из-за их неэффективности, поэтому в современной экономике удовлетворение общественных потребностей возлагается именно на НКО. Именно в этом заключается специфичность некоммерческого сектора как необходимой части экономики.

Но этим его роль и значение не ограничивается, так как деятельность НКО является ещё и фактором развития экономики.

Это определяется тем, что, производя товары и услуги, некоммерческий сектор насыщает рынок и создаёт инфраструктуру услуг для небогатой части общества. Оказывая помощь наименее защищённой части общества, тем самым снижает уровень бедности и увеличивает количество потенциальных покупателей для бизнеса и налогоплательщиков для государства.

Кроме этого, некоммерческий сектор предлагает не только новых клиентов, но и новые идеи (негосударственное образование, медицинское обслуживание, деятельность психологических служб и т.д.).

Как фактор развития экономики, некоммерческий сектор снимает часть забот о социальных проблемах с государства, уменьшает его затраты, что логично ведёт к уменьшению налогового бремени и экономическому подъему.

Он лоббирует экономические интересы и способствует решению многих экономических проблем с помощью объединений, ассоциаций, союзов (например, посредством Ассоциации фермерских хозяйств, Ассоциации российских банков, Российской Ассоциации малых предприятий и т.д.).

Деятельность НКО оказывает всё большее влияние на формирование социально-экономической политики на местном, региональном, национальном и даже на мировом уровнях.

Влияние на развитие экономики определяется также тем, что НКО являются предметом отечественных и иностранных инвестиций, получая гранты, благотворительную помощь, членские взносы и т.д.; некоторые НКО (например, фонды) сосредотачивают большие финансовые ресурсы и распределяют их между различными субъектами (например, субъектами малого предпринимательства).

Деятельность НКО сопровождается усилением конкуренции за получение финансов, заказов, грантов, участием в различных конкурсах, что, в свою очередь, ведёт к повышению качества товаров и услуг и их ассортимента. Кроме этого, их деятельность (особенно различных ассоциаций и союзов) способствует интенсивному накапливанию и обмену информацией об имеющихся социально-экономических проблемах и путях их решения, распространению отечественного и зарубежного опыта.

В ближайшей перспективе повышение роли и масштабов деятельности НКО в экономике будет определяться расширением сферы услуг, повышением внимания к экологическим проблемам, повышением уровня жизни населения и т.д.

В то же время, предпосылки повышения роли и значения некоммерческих организаций имеют не только экономический характер. В современных условиях всю их совокупность можно разделить на отдельные группы (табл. 1.1.1).

Таблица1.1.1- Предпосылки повышения роли и значения коммерческих организаций

Похожие записи:

  • Патент на работу уфмс сахарово Юридические консультации Режим работы сахарово миграционный центр 2017 Важно Бланки можно найти в ЧАВО по ссылке Бланки документы образцы Как правильно заполнять заявление детально по каждому пункту смотрите в ЧАВО «Как правильно заполнять […]
  • Гриф на приказ об утверждении Реквизит 16 – гриф утверждения документа Гриф утверждения – реквизит официального документа, свидетельствующий о правовом статусе документа. 1 Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом. 2 […]
  • Что делать если battlefield 4 пишет лицензия недействительна Почему Battlefield 4 не запускается? Что делать, если не включается игра? Почему игра вообще не реагирует на запуск и ничего не происходит (хоть лицензия, хоть пиратка). Компьютер подходит под минимальные требования. Что значит? Какие есть способы […]
  • Требования к психологам в школах Функциональные обязанности педагога - психолога 1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе […]
  • Президент имеет право принять решение об отставке правительства рф Президент имеет право принять решение об отставке правительства рф Глава 4. Президент Российской Федерации 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской […]
  • Как пишется заявление на академический отпуск образец Заявление на академический отпуск Взять академотпуск – это значит получить перерыв в учебе, когда можно не посещать занятия в вузе и не сдавать экзамены. Сколько длится академотпуск? Как правило, его оформляют на срок в 1 год – это тот период, за […]