Плата за землю земельный налог

Плата за землю представляет собой общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. В настоящее время существует три вида земельных платежей:

! плата за получение определенных прав на землю, например ее приобретение в собственность, плата за получение права аренды, плата за получение права застройки.

Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями (кроме арендаторов, которые уплачивают арендную плату).

В Законе РФ «О плате за землю» устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий. Ставки земельного налога дифференцируются по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Средний размер налога определяются законом РФ «О плате за землю» для каждого субъекта Российской Федерации.

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в законе о плате за землю. В свою очередь, органами местного самоуправления средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

К ставкам земельного налога, установленным для зон отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга, курортам Приморского края, Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья России, Калининградского взморья и других курортных районов, применяются повышающие коэффициенты, также установленные в законе.

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.

Налог за земли лесного фонда

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных для поселений численностью до 20 тысяч человек.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

В разных городах существует разная система взимания арендной платы за землю. Но наиболее эффективной является система, при которой ставки арендных платежей устанавливаются пропорционально рыночной цене земли или рыночной цене прав заключения договора долгосрочной аренды земли, рассчитанной как некое среднее значение по оценочной зоне. Такая система в настоящее время применяется в Москве.

Установление платы за выкуп земельных участков из государственной и муниципальной собственности регламентируется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом о введении в действие налогового кодекса и Правилами организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

В соответствии с этими документами плата за приобретение земельных участков под приватизированными или находящимися в частной собственности зданиями (имеются в виду юридические лица) устанавливается по определенным, жестко фиксированным ставкам. В то же время при приобретении земельного участка или иных прав на него на торгах оплата производится по цене, определенной в ходе торгов, то есть по рыночной стоимости.

Содержание:

Конспекты юриста

Плата за землю — земельный налог и арендная плата

ЗК РФ, Глава X. Плата за землю и оценка земли.

Использование земли в РФ является платным (земельный налог и арендная плата). Рыночная стоимость участка устанавливается в соответствии с ФЗ Об оценочной деятельности.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗКРФ, ФЗми, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость также может применяться для определения арендной платы за участок, находящийся в гос. или муниципальной собственности.

В случаях определения рыночной стоимости участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Земельный налог

Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты земельного налога осуществляется Налоговым кодексом РФ (НК РФ Глава 31. Земельный налог). Налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на гос. кадастровый учет. Для налогоплательщиков – физ. лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими гос. кадастровый учет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физ. лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога.

Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

  • — отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях;
  • — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • — предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка.

От обложения земельным налогом освобождаются:

  • — организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • — организации – в отношении участков, занятых гос. автомобильными дорогами общего пользования;
  • — религиозные организации – в отношении принадлежащих им участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • — общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, – в отношении участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей соц. защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • — организации народных художественных промыслов – в отношении участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • — физ. лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • — организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды участка. Правовое регулирование арендной платы осуществляется в соответствии с ГК. Размер, условия, сроки уплаты арендной платы устанавливается договором аренды. Арендная плата устанавливается договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон. Может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за арендуемое имущество.

Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат — в денежной и натуральной форме — определяются дополнительными соглашениями между сторонами. При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.

При аренде земель, находящихся в гос. и муниципальной собственности, соответствующими органами исполнительной власти (Правительством РФ, органами гос власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) устанавливаются базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

Плата за землю земельный налог

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Как рассчитывается арендная плата за землю и облагается ли временное пользование участком земельным налогом и НДС?

В Российской Федерации использование земли является платным. С одной стороны, финансовые средства получает владелец земельного участка, с другой – государство в виде налогов.

Арендная плата закрепляется в соответствующем договоре и устанавливается по договоренности сторон. Сумма налога не меняется, она закреплена на законодательном уровне.

В материале мы расскажем о всех статьях расходов при аренде земли в нашей стране, уточним законодательную базу и продемонстрируем формулы и примеры расчетов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Описание понятий

В соответствии с положениями гражданского кодекса, под арендной платой понимаются платежи в адрес владельца земельного участка за временное пользование имуществом. Земельный кодекс Российской Федерации, в свою очередь, относит арендную плату к существенным условиям договора – она должна в обязательном порядке зафиксирована в договоре аренды, без нее договоренность признается недействительной.

Если в аренду предоставляется земельный участок, находящийся в частной собственности, то размер и форма арендной платы устанавливается по итогам переговоров сторон.

В отношении земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, действует другой порядок определение размера арендной платы – по решению органов самоуправления.

Кроме того, мы советуем вам ознакомиться с информацией о том, как получить надел без торгов.

В ГК РФ установлено, что арендная плата может предоставляться в следующих формах:

  • В виде «твердых» ежемесячных платежей, вносимых в национальной валюте.
  • Через долю от полученных в результате использование земли продукции или доходов.
  • При помощи предоставления владельцу земли определенных услуг.
  • В виде переданной в собственность вещи.
  • Через возложение на арендатора обязанностей по улучшению арендованного имущества.
  • При помощи смешанной формы арендной оплаты.

Менять ее стороны имеют право только через двенадцать месяцев. Если в договоре прописана смена раз в квартал или ежемесячная, сделка будет признана ничтожной.

Земельный налог прописан на законодательном уровне (статьи 387-398 Налогового кодекса). Оплачивается в пользу государства как юридическими, так и физическими лицами, обладающими земельными участками.

Читайте так же:  Автоплатеж гибдд штраф

Под налоговой базой подразумевается кадастровая стоимость земли (она, в свою очередь, определяется в соответствии с Земельным законодательством). Налоговый период соответствует одному году.

Налоговые ставки устанавливаются муниципалитетами, но с учетом статьи 394 НК РФ, не могут превышать 1,5%, и 0,3% для земельных участков, используемых с такими целями:

  1. Для сельскохозяйственного производства.
  2. Под объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ.
  3. Для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

Как видите, между понятиями арендной платы и налога – есть множество различий. Первый вид платежа уплачивается теми, кто использует землю в адрес ее владельца, а налоговые отчисления ложатся на самого владельца и перечисляются в пользу государства.

Законодательное регулирование

Основными законодательными документами, регулирующие, арендные и налоговые выплаты в сфере рынка земли, являются НК и Земельный кодекс Российской Федерации. Порядок начисления и выплаты арендной платы со стороны арендатора расписан в статье 39.7 Земельного кодекса, а налог на землю регулируется профильным кодексом Российской Федерации, статьями от 387 до 398.

На кого начисляется?

Статья 388 НК РФ определяет круг налогоплательщиков в земельной сфере. Положение 2 вышеуказанной статьи предусматривает вывод из перечня плательщиков налогов организаций и физических лиц, которые пользуются земельными участками по праву безвозмездного пользования (в том числе срочного) или на основе договора аренды.

Это означает, что арендатор не имеет перед государством обязанностей по выплате земельного налога, хотя и пользуется участком. Во время аренды законным владельцем остается хозяин, он и выплачивает Российской Федерации налог раз в один год в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Облагается ли НДС или нет?

НДС – он же налог на добавленную стоимость – часто путают с земельным, но они существенно отличаются. Чтобы разобраться, кто и когда должен платить НДС, необходимо учесть несколько факторов. И первый – у кого осуществляется аренда.

Если договор заключается с муниципалитетом, то об НДС арендатор может забыть. Если же владельцем земельного участка в договоре аренды выступает частное лицо (физическое или юридическое), НДС будет присутствовать наравне с земельным налогом и арендной платой.

Четкие критерии по начислению НДС расписаны в пп. 17 п. 2 статьи 149 НК Российской Федерации. НДС начисляется и на договоры субаренды.

Например, физическое лицо, арендовав у государства участок, решило заключить дополнительный договор с частным предпринимателем. В этом случае первоначальный арендатор платить НДС не будет, но ЧП, заключивший договор с физическим лицом (хотя и на земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации) вынужден будет оплачивать и этот налог.

НДС имеет фиксированную ставку – 18%.

Пример:налогооблагаемая база составляет 1000 рублей, чтобы вычислить размер НДС, необходимо 1000 умножить на 18% – получаем 180 рублей налога.

Сколько платить арендодателю?

Если владелец физическое лицо

Для определения размера арендной платы в случае передачи земли во временное пользование физическим лицом используется утвержденная формула.

Стоимость надела определяется экспертом и не позднее, чем за шесть месяцев до сдачи участка в аренду, а ставка рефинансирования определяется Центральным банком РФ. В 2017 году ставка рефинансирования (она была приравнена к ключевой ставке) установлена на отметке 7,75%.

Если хозяин организация

При оформлении аренды у юридического лица, используется та же формула, что и для физического лица. Вам необходимо узнать стоимость надела (кадастровую стоимость участка) и ключевую ставку Центробанка Российской Федерации.

Пример расчета: ставка равна 7,75%, а кадастровая стоимость гипотетического участка составляет 10 тысяч рублей. 10 000 умножаем на 7,75% и получаем размер арендной платы – 775 рублей.

Когда собственником является муниципалитет или государство

У муниципалитетов и федерального правительства есть сразу несколько методик для определения арендной платы – при помощи аукциона, по кадастровой стоимости, по рыночной стоимости, руководствуясь арендой ставкой. Например, если стоимость рассчитывается по КС – то будет соответствовать следующему показателю – от 0,01% до 2% кадастровой стоимости.

Если же муниципалитет выбирает расчет по рыночной стоимости – он умножает рыночную стоимость на ставку рефинансирования ЦБ. Арендная ставка используется крайне редко, для участков, на которых расположена инфраструктура, инженерные объекты.

Формулы вычисления налогообложения

Земельный налог рассчитывается по следующему алгоритму:

Кадастровую стоимость можно узнать в соответствующем документе либо на сайте Росреестра. Размер доли соответствуют количеству арендаторов, а размер налоговой ставки является фиксированной величиной в каждом регионе.

Например: возьмем ставку в размере 0,7% и кадастровую стоимость в размере 24 тысяч рублей.Тогда расчет будет выглядеть следующим образом: 24 000 умножить на 0,7% равно 168 рублей.

Аналогичный алгоритм применяется и для юридических лиц, воспользуемся еще одним примером расчета.

Пример: юридическое лицо заключает договор аренды с физическом лицом на аренду земельного участка с КС 50 000 рублей со ставкой налога, утвержденной муниципалитетом на уровне 1,4%. Расчет будет производиться следующим образом: 50 000 x 1,4% = 700

Физические лица получают уведомления ФНС, в которых указываются сумма и реквизиты для оплаты.

Приложение к уведомлению подписывается получателем в качестве подтверждения правильности данных. После этого физическое лицо переводит на счет нужную сумму.

Юридическое лица рассчитывают сумму самостоятельно и переводят ее на счет ФНС по итогам отчетного периода, который составляет, по российскому законодательству, один год.

Как видите, в земельном законодательстве РФ есть множество нюансов. Земельный налог выплачивает владелец земли, а арендатор договаривается о временном использовании участка на условиях аренды. НДС начисляется только в том случае, если земля, по которой заключена договоренность, является частной, а не государственной собственностью.

Плата за аренду и порядок отчисления налогов за земельные участки

По законодательству РФ использование земель является платным. Формами оплаты выступают арендная плата за землю и налоги.

Арендная плата закрепляется договором по соглашению сторон в соответствии с нормативно-правовыми актами местного и государственного уровня.

Налоги, в свою очередь, представляют собой властные предписания государства пользователям земли на обязательную уплату определенных Налоговым кодексом платежей. При уплате налогов предусмотрены изъятия земель из тех, которые подлежат оплате налога, а также льготы на выплаты налогов по земельным участкам.

Законодательство

За земельные участки, передаваемые в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). Определение размера оплаты аренды земельного участка — существенное условие договора аренды земельного надела.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему в 2019 году, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Статья 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливает величину платы за аренду земельного участка, который принадлежит государству или муниципальной администрации.

Это принципы:

  • Предсказуемости расчета размера платы за аренду, по которому нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления закрепляется порядок определения суммы арендной платы и ситуации, при которых возможно пересмотреть размер оплаты по требованию арендодателя в одностороннем порядке;
  • При расчете арендной платы должна быть организована предельно допустимая простота расчета, что означает определение платы на основе кадастровой стоимости;
  • Недопущение ухудшения экономического состояния пользователей и владельцев земельного участка в ходе переоформления ими своих прав на землю. Данный принцип закрепляет невозможность превышения размера платы за аренду в связи с переоформлением прав на землю более чем в 2 раза по сравнению с земельным налогом на такой земельный участок;
  • Принятие во внимание необходимости в поддержке социально значимой деятельности путем фиксирования размера арендной оплаты в границах, не превышающих земельный налог. Принцип также защищает интересы лиц, которые по законодательству освобождаются от уплаты налога на землю;
  • Запрет необоснованных предпочтений. Это означает, что размер арендной платы не должен различаться за земли публично-правового образования, относящиеся к одной земельной категории, применяемые для одного и того же назначения и предоставляемые по одинаковым основаниям.

Пункт 4 статьи 22 ЗК РФ об аренде земельных участков устанавливает, что размер платы за аренду земли определяется договором аренды. Естественно, при определении размера оплаты в договоре необходимо опираться на вышеназванные законодательные принципы.

Формы платы за землю

Арендная плата, земельный налог, налог на недвижимость и нормативная цена земли являются формами платы за земельный участок (ст. 65 ЗК РФ).
Налогообложению подлежат арендованные земельные участки, их части и доли земельных участков в общей долевой собственности, предоставляемые физическим и юридическим лицам на праве собственности, владения и пользования.

Земельный налог — местный сбор, относящийся к доходам в бюджет муниципальных властей. Среди всех источников налоговых поступлений налог на землю составляет 12-20 %.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Важным показателем является нормативная стоимость земли — размер вложенных в участок средств или стоимость произведенной на земле продукции. К нормативной стоимости земли также относят рентообразующую способность участка, объем и соотношение спроса и предложения на земельном рынке, спрос платежеспособного населения, инфляцию, налоговые вычеты и прочие факторы.

Нормативная стоимость земли необходима для возмещения ущерба из-за отчуждения земли и вынужденной консервации (долгосрочное сохранение).

Что такое арендная плата?

Арендная плата — разновидность внесения платежей за использование земельного участка, устанавливаемая договором аренды. Арендная плата является регулярными платежами за аренду земельного надела по договору аренды земли.

Величина, сроки и условия внесения платы за аренду земли определяются договором на основании нормативно-правовых актов.

Как определяется размер арендной платы?

Собственником участка может быть:

  • Физическое или юридическое лицо (гражданин или организация);
  • Муниципалитет, субъект РФ, государство.

Земли физических и юридических лиц

Земли граждан и организаций сдаются в аренду за плату, которая рассчитывается по определенной формуле:

А = С * Р, где

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630 .
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667 .
  • А — размер платы за аренду;
  • С — рыночная цена земли, рассчитываемая путем независимой экспертизы. Независимую экспертизу необходимо проводить не ранее, чем за полгода до даты получения прав арендатора на землю;
  • Р — ставка рефинансирования Центробанка РФ. Ставка рефинансирования устанавливается в начале года и будет действовать только для договоров найма земли, заключенных в этот год.

Земли государства и муниципалитета

Государственные и земли местных региональных властей — это преобладающая часть всех земельных участков территории России. Регламентация размеров арендной платы является важнейшей частью определения доходов в казну государства.

По Земельному кодексу РФ арендатор государственных и муниципальных земель может вносить оплату 2-мя способами:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на недвижимость.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации размер арендной платы определяется следующими методами:

  • На основании кадастровой цены земельных наделов;
  • По итогам торгов, проводимых на аукционе;
  • По ставкам арендной платы либо методическим указаниям по ее расчету, утверждаемым Министерством экономического развития РФ;
  • На основании рыночной цены земель, которая устанавливается законодательством России об оценочной деятельности.

Если арендуемый земельный участок предоставляется арендатору без организации торгов с определенной целью, то плата рассчитывается по кадастровой стоимости в размере:

  1. 0,01 % от ее суммы в отношении земельных наделов:
    • Предоставленных физ. или юр. лицу, у которых есть право освободиться от внесения земельного налога, что закреплено нормативной базой о налогах и сборах;
    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если при таком снижении налоговая база оказывается равной нулю;
    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если налоговый вычет меньше налоговой базы. В такой ситуации 0,01 % будет действовать в отношении платы, которая равняется размеру такого налогового вычета.
    • Изъятых из оборота, если земля может быть передана в арендные отношения в соответствии с федеральным законодательством;
    • Загрязненных отходами высокой токсичности, радиоактивными веществами. Также земли, на которых произошло заражение, загрязнение и деградация, не включая ситуации с консервацией земель и изъятием их с оборота;
    • Предоставленных в целях расположения диппредставительств других стран и консульских учреждений в России, если иной порядок не установлен международными соглашениями.
  2. 0,6 % от кадастровой стоимости в отношении земель:
    • Предоставленных физ. лицу или индивидуальному предпринимателю, чтобы построить жилье, вести личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, дачное хозяйство, сенокошение или проводить выпас животных сельхозназначения;
    • Предоставленных для крестьянско-фермерского хозяйства (сельскохозяйственных земель) в целях осуществления им своей деятельности;
  3. 1,5 % от цены по кадастру для земельных наделов в случаях, предусмотренных статьей 39.7 ЗК РФ пунктом 5.
  4. 2 % от кадастровой стоимости при земельных участках:
    • Предоставленных недропользователю в целях осуществления работ, касающихся использования недр;
    • Предоставленных без организации торгов, на котором нет зданий, сооружений, объектов неоконченного строительства и пр.
Читайте так же:  Налог а пигу это

Как на размер арендной платы влияет месторасположение земельного участка?

При определении размеров арендной платы за землю в разных регионах на различных уровнях применяются свои системы коэффициентов.

К примеру, по Закону Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в определенных ситуациях размер платы за аренду измеряется формулой с 3-мя коэффициентами:

А=Аб×Кд×Пкд×Км×S, где

А — арендная плата за землю, Аб — базовый размер платы, Кд — коэффициент, учитывающий разновидность разрешенного способа применения земли, Пкд — корректирующий коэффициент, Км – коэффициент, учитывающий территориальное местонахождение надела в муниципальном регионе, S — площадь арендуемой земли.

Если участок подходит арендодателю, то ему будет интересно узнать, как оформить землю в собственность если она в аренде.

Что такое поквартирная карточка и где ее можно получить? Узнайте об этом здесь.

Планируете приобрести апартаменты? Подробно узнать всю информацию о данном виде недвижимости можно в нашей статье.

Что такое налог на аренду земельного участка (НДС)?

Земля относится к природным ресурсам в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса России. В то же время право пользования природными ресурсами не облагается налогом на добавленную стоимость (пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Юридическим лицом, являющимся арендатором, представляется в налоговую по месту своей регистрации соответствующая налоговая декларация по НДС. Но так как вышеуказанные нормы освобождают арендную плату за земельные участки от НДС, то налоговым агентам необходимо только заполнить раздел 7-ой налоговой декларации об операциях, не подлежащих налогообложению.

Второй раздел декларации по такой операции не заполняется. Декларацию необходимо заполнить в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения».

Как рассчитывается налог на земельный участок?

Налоговая сумма рассчитывается в конце налогового периода (1 год) соответственно процентной доле налоговой базы по налоговой ставке, если иной порядок не предусматривается пунктами 15 и 16 НК РФ.

Оплачивается налог на сданный в аренду земельный участок налогоплательщиками в бюджет по месту расположения земли. Порядок и сроки уплаты устанавливаются нормативными документами представительных органов муниципалитета (законы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга).

Расчет суммы налога производится формулой:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

  • в которой Кст — кадастровая цена земельного надела (кадастровую стоимость можно выяснить на официальном сайте Росреестра либо с помощью кадастровой карты);
  • Д — размер доли в праве на землю;
  • Ст — размер налоговой ставки (налоговая ставка отображается в справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам на сайте Федеральной налоговой службы);
  • Кв — коэффициент владения землей (используется лишь в ситуации, когда владение составляет неполный год).

Как рассчитывается налог на земли лесного фонда?

Налогообложение за земли лесного фонда определяется за время лесопользования на единицу площади освоенного леса эксплуатационного характера, на которых заготавливается древесина. Взимается налог вместе с платой за использование лесов в размере 5 % от платы за древесину, которая отпускается на корню.

Как рассчитывается налог на земли водного фонда?

Ставка налога на земли водного фонда за границами населенных пунктов, предоставленные предприятиям сфер промышленности, транспорта, связи и прочего назначения в целях создания продукции из рыбы также будет равняться 0,3 %.

При этом не имеет значения, какому предприятию была предоставлена земля водного фонда, главное — это наличие целевого назначения в виде производства рыбных продуктов.

Когда аренда земли не облагается НДС?

Продажа прав (реализация долей) земельных наделов не облагается налогом (НДС) согласно части 2, главы 21, ст. 146, п. 2 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения также не будут признаваться земли, на которых государственные органы в целях осуществления возложенных на них законодательством полномочий в какой-либо сфере государственной деятельности оказывают услуги населению.

Налог на добавленную стоимость не будет взиматься с земель, исключенных из оборота, на которых расположены объекты культурного наследия, определенные участки лесного и водного фондов.

Уплата налогов и арендной платы при переходе аренды земли по наследству

Если на протяжении года право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельными наделами перешли от одного лица к другому, налог на землю будет считаться и предъявляться к оплате прежним собственником земли, землевладельцем, землепользователем с 1 января данного года и до того месяца (включая его), в котором было утрачено право на земельный надел. Новый арендатор-наследник платит только со следующего месяца после месяца возникновения прав на землю.

За земельные участки, на которых расположены наследуемые жилые дома, нежилые здания и сооружения, платить налог следует с даты открытия наследства. Дата, время, момент открытия — день смерти наследодателя.

Наследники, принявшие наследство до того, как наступил срок налогового учета, платят налог вместе со всеми налоговыми обязательствами наследодателя.

Плата за землю (земельный налог и арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности)

Согласно п.п. 10.1.1 п. 10.1 ст. 10 и п.п. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 НКУ платой за землю является обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Плательщики земельного налога и арендной платы

В соответствии со ст. 269 НКУ плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи. Особенности взимания налога субъектами хозяйствования, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установлены главой 1 раздела XIV НКУ.

Однако для того, чтобы четко понимать, кто будет плательщиком земельного налога, а кто плательщиком арендной платы, необходимо учитывать следующее. Земельным налогом является обязательный платеж, который взимается с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также с постоянных землепользователей (п.п. 14.1.72 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности — это обязательный платеж, который взимается с арендаторов за пользование земельным участком на основании заключенного в установленном порядке договора аренды земельного участка.

При этом собственниками земельных участков являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законом приобрели право собственности на землю в Украине, а также государство и территориальные громады относительно земель государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 НКУ). Землепользователями являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (п.п. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи (см. темы Право собственности на землю, Право собственности на земельные доли (паи) и Право постоянного пользования землей). Актуальным на сегодняшний день является и разъяснение ГНАУ, предоставленное в письме от 18.12.2007 г. № 6559/К/17-0315, согласно которому физические лица, не получающие доход от земельного участка, но имеющие в собственности земельный участок, являются плательщиками налога за землю и должны уплачивать земельный налог на общих основаниях.

Плательщиками арендной платы являются арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности (см. также п. 288.2 ст. 288 НКУ, Закон Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» (далее — Закон об аренде земли) и тему Аренда земли).

Причем необходимо учитывать, что арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности. Налоговый период, порядок исчисления арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяются в соответствии с требованиями ст. 285 — 287 НКУ, установленными относительно платы за землю.

Что касается пользования землей на основании договора временного долгосрочного пользования землей, необходимо учитывать следующее. В письме ВХСУ от 05.10.2017 г. № 01-06/1478/17, где изложены правовые позиции ВСУ по ряду вопросов, отмечено, что ранее действовавшим ЗКУ была предусмотрена возможность заключения как договора о праве временного пользования землей, так и договора аренды как особого вида договора пользования землей. Действующий ЗКУ не предусматривает возможности приобретения и осуществления такого права на землю, как право временного долгосрочного пользования землей, однако такие договоры продолжают действовать, если они не утратили силу на момент вступления в силу нового ЗКУ. При этом нормы ст. 288 НКУ подлежат применению к земельным правоотношениям, основанным исключительно на договоре аренды. Таким образом, договор на право временного долгосрочного пользования землей не является разновидностью договора аренды земли и к нему не могут применяться как положения Закона Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» (в редакции Закона от 06.10.98 г.), так и ст. 288 НКУ. По сути, из этого следует, что требования НКУ относительно размера ставок по арендной плате, сроков уплаты и т. п. не распространяются на пользователей земельных участков на основании договора временного долгосрочного пользования землей. То есть такие пользователи в отношении уплаты обязательств за пользование землей должны руководствоваться исключительно положениями соответствующего договора. Естественно, у ГФС по этому вопросу иное мнение. Так, налоговый орган считает, что по сути, договор на право временного пользования землей является договором найма (аренды) земельного участка, согласно которому арендодатель передает или обязуется передать арендатору имущество в пользование за плату на определенный срок. Соответственно, предприятие в данном случае является плательщиком арендной платы (индивидуальная налоговая консультация от 27.06.2017 г. № 838/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Также следует обратить внимание на то, что ГФС в индивидуальной налоговой консультации от 13.12.2017 г. № 2972/6/99-99-12-02-03-15/ІПК разъяснила, что в соответствии с нормами НКУ обязанность по составлению и представлению декларации по плате за землю возникает у пользователей земельных участков, которые являются их владельцами или используют земельные участки государственной или коммунальной собственности на условиях договоров аренды. Поэтому если предприятие приобрело право пользования земельным участком на основании договора, права и обязанности сторон по которому отличаются от договора аренды, в том числе договора суперфиция (пользование земельным участком для застройки), то у такого предприятия обязанность составления и представления декларации по плате за землю не возникает.

Отметим, что для земельных участков, предоставленных в пользование в связи с заключением соглашения о распределении продукции, взимание земельного налога заменяется распределением произведенной продукции между государством и инвестором на условиях, определенных в соглашении (см. п. 335.1 ст. 335 НКУ и Закон Украины от 14.09.99 г. № 1039-XIV «О соглашениях о распределении продукции»).

Читайте так же:  Федеральный закон 131 статья 2

Согласно п.п. 297.1.4. п. 297.1 ст. 297 НКУ плательщики единого налога освобождаются от начисления и уплаты земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые плательщиками единого налога 1 — 3 групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога 4 группы (бывшие плательщики ФСН) для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (дополнительно см. письмо ГНСУ от 13.12.2012 г. № 3279/0/141-12/С/17-3214).

В отношении порядка и условий освобождения плательщиков единого налога от уплаты земельного налога нелишним будет ознакомиться с рядом разъяснений органов ГФС:

  • — плательщики единого налога, в случае использования ими земельного участка в предпринимательской деятельности, освобождаются от уплаты исключительно земельного налога за такие участки. На арендную плату за земли коммунальной и государственной собственности освобождение не распространяется. Такой предприниматель или юридическое лицо подает декларацию по плате за землю и уплачивает арендную плату на общих основаниях (дополнительно см. письмо ГФС от 12.01.2016 г. № 263/10/26-15-11-03-18);
  • — согласно п.п. 291.5.3 п. 291.5 ст. 291 НКУ не могут быть плательщиками единого налога, в частности, физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 гектара, жилые помещения, общая площадь которых превышает 100 квадратных метров, нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части, общая площадь которых превышает 300 м 2 ;
  • — освобождение от обязанности начисления и уплаты земельного налога за земельные участки, используемые в хозяйственной деятельности, не зависит от количества видов деятельности, которые указаны в регистрационных данных плательщика единого налога (письмо ГФС от 05.01.2016 г. № 60/10/26-15-11-03-18);
  • — ГФС в письме от 28.12.2016 г. № 28324/6/99-95-42-01-15, рассматривая запрос предприятия — плательщика единого налога (основной вид деятельности — сдача в аренду недвижимости), которое сдает в аренду земельный участок и недвижимое имущество, находящееся на нем, принадлежащее ему на праве собственности, разъясняет, что освобождение от уплаты земельного налога и от представления налоговой декларации, предусмотренное п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, распространяется на такое предприятие при условии заключения им гражданско-правового соглашения, в котором предусмотрено, что арендатор также пользуется земельным участком и на платной основе (то есть в аренду сдается не только здание (помещение), но и сам земельный участок). Дополнительно см. индивидуальную налоговую консультацию от 20.07.2017 г. № 1269/ІПК/10/26-15-12-04-18 и от 29.06.2017 г. № 900/П/99-99-13-03-01-14/ІПК;
  • — в индивидуальной налоговой консультации от 15.09.2017 г. № 1972/6/99-99-12-02-03-15/ІПК ГФС разъяснила особенности применения п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ и заполнения декларации по плате за землю в случае, когда юридическое лицо — единоналожник сдает часть собственного здания в аренду (его вид деятельности), а часть здания не используется им в хозяйственной деятельности (пребывает на консервации). Так, освобождение распространяется только на ту часть (размер) земельного участка, которая указана в договоре. Это же касается и придомовой территории — от налогообложения освобождается только площадь земельного участка, указанная в договоре аренды. То есть если в договоре аренды здания будет указана только площадь земельного участка, которая находится под такой частью здания (без указания площади придомовой территории), то за площадь земельного участка, которая относится к придомовой территории, налог уплачивается на общих основаниях. За остальную часть земельного участка, которая не используется в хозяйственной деятельности юридического лица, земельный налог уплачивается на общих основаниях. При заполнении декларации по плате за землю в колонке 8 указывается только та площадь земельного участка, которая не используется в хозяйственной деятельности и облагается налогом на общих основаниях. В приложении к такой декларации указывается информация о части земельного участка, на которую распространяется действие п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, с указанием оснований, а в строке 11 р. III данной декларации указывается количество листов, на которых эта информация изложена;
  • НКУ не предусматривает процедуру использования налоговой льготы по земельному налогу, предусмотренной п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, для плательщиков единого налога, путем делегирования права использования такой льготы ОСМД. Отметим, фактически это означает, что ОСМД не может уменьшать свои обязательства по налогу на землю на льготу, предоставленную единщику — собственнику нежилого помещения в таком ОСМД, соответственно органы управления ОСМД могут требовать от такого плательщика единого налога возмещения соответствующей части земельного налога (такое возмещение может быть учтено в сумме взносов на содержание и управление ОСМД) (письма ГФС от 05.08.2016 г. № 1747/2/99-99-12-02-03-10 и от 10.08.2016 г. № 17353/6/99-99-12-02-03-15);
  • — юридическое лицо — плательщик единого налога 3 группы, которое приобрело право собственности на земельный участок и является владельцем нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме, предоставление в аренду недвижимого имущества является основным или одним из видов деятельности которого, освобождается от уплаты земельного налога за земельный участок под таким имуществом при условии предоставления в аренду недвижимого имущества согласно заключенному гражданско-правовому договору, поскольку такой земельный участок этим плательщиком (арендодателем) используется исключительно для осуществления хозяйственной деятельности. Что касается физических лиц, то правовое отношение между собственностью на земельный участок или пользование им и обязанностью уплаты земельного налога не прекращается в случае приобретения владельцем или пользователем земельного участка статуса субъекта хозяйствования и избрания им вида экономической деятельности и системы налогообложения, которые не предусматривают использования земельного участка в хозяйственной деятельности. То есть с приобретением статуса субъекта хозяйствования физическое лицо, которое им стало, не перестает быть владельцем или пользователем земельного участка и не освобождается от обязанности уплаты земельного налога (письмо ГФС от 04.08.2016 г. № 13409/5/99-95-42-01-15);
  • — освобождением от уплаты земельного налога могут воспользоваться только владельцы земельных участков и земельных долей (паев) или их постоянные землепользователи (п.п. 14.1.172 п. 14.1 ст. 14 НКУ). Поскольку предприятие не относится к указанным категориям (не оформлены права на землю), то оно не может воспользоваться освобождением (письмо ГФС от 01.08.2016 г. № 16537/6/99-99-12-02-03-15);
  • — после избрания упрощенной системы налогообложения предприятие — владелец земельного участка получит право использовать освобождение плательщиков единого налога от уплаты земельного налога за земельный участок, который используется таким плательщиком для осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению в аренду недвижимого имущества. При этом налоговая отчетность относительно земельного налога с земельных участков, на которые распространяется освобождение от уплаты, не подается (письмо ГФС от 06.05.2016 г. № 10232/6/99-99-12-02-03-15);
  • — предприятие задекларировало налоговые обязательства по земельному налогу на 2016 год. Однако с 1 июля 2016 года оно планирует перейти на упрощенную систему налогообложения и стать плательщиком единого налога 3 группы. При этом в соответствии с п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ оно приобретает право на освобождение от уплаты земельного налога. При условии, что на предприятие не распространяетсядействие норм абз. 1 п. 299.11 ст. 299 НКУ, право на освобождение от уплаты земельного налога у него возникает с месяца, следующего за месяцем, когда возникло право регистрации плательщиком единого налога (п. 284.2 ст. 284 НКУ). Предприятие имеет право представлять ежемесячно отчетную налоговую декларацию по плате за землю в течение 20 календарных дней месяца, следующих за отчетным (п. 286.3 ст. 286 НКУ). После перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 июля 2016 года предприятие обязано до 20 августа представить в соответствующий орган ГФС уточняющую налоговую декларацию с исправленными показателями налоговых обязательств за периоды, по которым не наступил срок уплаты (письмо ГФС от 06.05.2016 г. № 10277/6/99-99-12-02-03-15);
  • НКУ не предусматривает процедуру использования налоговой льготы по земельному налогу, предусмотренной п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, для плательщиков единого налога путем делегирования права использования такой льготы своему объединению (письмо ГФС от 05.08.2016 г. № 1747/2/99-99-12-02-03-10). Фактически это означает, что ОСМД не может уменьшать свои обязательства по налогу на землю на льготу, предоставленную единщику — собственнику нежилого помещения в таком ОСМД, соответственно органы управления ОСМД могут требовать от такого плательщика единого налога возмещения соответствующей части земельного налога (такое возмещение может быть учтено в сумме взносов на содержание и управление ОСМД). Также отметим, что в ряде городов (например, в г. Днепре) решениями местных советов ОСМД освобождены от уплаты налога на землю.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что согласно п. 281.3 ст. 283 НКУ от уплаты налога освобождаются на период действия единого налога 4 группы собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога 4 группы. При этом ГФС (см. индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 23.11.2017 г. № 2697/6/99-99-12-02-03-15/ІПК) разъясняет, что п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ предусматривает освобождение от уплаты исключительно земельного налога, а не арендной платы.

То есть если плательщик единого налога 4 группы, приобретя в собственность земельный участок, на котором расположено недвижимое имущество, использует его и указанное недвижимое имущество непосредственно в процессе сельскохозяйственного товаропроизводства, в том числе для обслуживания такого процесса, то он будет иметь право на освобождение от обложения земельным налогом.

Если недвижимое имущество субъект хозяйствования будет использовать в любой другой деятельности, не связанной с сельскохозяйственным товаропроизводством (например, предоставление в аренду помещения, сельскохозяйственных машин и оборудования и т. п.), то земельный участок, на котором расположено такое имущество, не будет подпадать под действие п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ. Земельный участок, на котором расположено указанное имущество, будет объектом обложения платой за землю (земельным налогом в случае приобретения прав собственности или постоянного пользования).

Если земельные участки относятся к государственной и коммунальной собственности и арендуются на основании договоров аренды, заключенных с органом местного самоуправления, плательщик единого налога 4 группы не может применять норму п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ и уплачивает арендную плату на общих основаниях.

Похожие записи:

  • Ук статья 109 часть 2 Статья 109. Причинение смерти по неосторожности 1. Причинение смерти по неосторожности — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, […]
  • Как оплатить налог на имущество если нет квитанции 2019 Как оплатить транспортный налог на машину без квитанции? Любой владелец автомобиля сталкивался с ситуацией, когда оплачивать транспортный налог необходимо, а вот специальный документ, который требуется для проведения платежа, отсутствует. Отсюда […]
  • Жалоба на организацию в фсс Обращение в Фонд Для направления обращения, отслеживания хода рассмотрения обращения, либо записи на личный прием к работникам Фонда Вы можете воспользоваться новой версией электронной приемной, либо заполнить форму обращения, приведенную ниже […]
  • Расчет осаго и каско в росгосстрахе Как купить ОСАГО в СК Росгосстрах онлайн С начала прошлого года в силу вступил новый закон, позволяющий оформлять страховые полисы ОСАГО в онлайн режиме. Такая услуга сразу набрала популярность среди владельцев транспортных средств, идущих в ногу […]
  • Приказ об отмене лимита кассы для ип Приказ об отмене лимита кассы Проверки контролирующих организаций включают в себя изучение первичной документации. Приказ об отмене лимита кассы может стать принципиально важной бумагой. Его отсутствие способно привести компанию или должностное […]
  • Льготы детям полусиротам Какие положены льготы детям войны и как их получить? Детьми войны считаются люди, которые пережили тяжелое время Великой Отечественной. В эту категорию входят граждане, которые не принимали прямого участия в боевых действиях, тем не менее они […]