Пояснительная записка к игровой деятельности

Содержание:

Пояснительная записка. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Учебное пособие

По специальности

«Дошкольное образование»

Составитель:

Барсукова Л. С.

Москва

Пояснительная записка. 3

Раздел 1. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 4

1.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте. 4

1.2. Структура игры и этапы ее развития. 10

1.3. Игра как форма организации жизнедеятельности детей. 13

Раздел 2. Характеристика игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Методика руководства игровой деятельностью дошкольников. 18

2.1. Народные игры, их педагогический потенциал. 18

2.2. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах. 24

2.3. Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ.. 53

2.4. Характеристика дидактических игр. Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах. 66

2.5. Характеристика подвижных игр. Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах ДОУ.. 91

2.6. Компьютерные игры, их характеристика. Методика организации компьютерных игр. Игровые программы для детей дошкольного возраста 118

Раздел 3. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. Предметно-игровая среда в группе ДОУ. 130

3.1. Основные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ 130

3.2. Предметно-игровая среда в ДОУ для детей раннего и дошкольного возраста. 144

Раздел 4. Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики 151

4.1. Диагностика уровня сформированности игровых навыков. 151

4.2. Игра как метод диагностики развития детей. 164

Приложение № 1. 171

Приложение № 2. 175

Приложение № 3. 187

Пояснительная записка

Учебное пособие междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности» профессионального модуля «Организация различных видов деятельности и общение» разработано для учреждений среднего профессионального образования, педагогических колледжей, специальность 050144 «Дошкольное образование».

В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные аспекты организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Содержание учебного пособия соответствует федеральному государственному стандарту среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование.

Новизна учебного пособия состоит в том, что оно направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций, навыков самостоятельной работы, основ методологической культуры, необходимых современному специалисту в области дошкольного образования.

Учебное пособие может служить руководством к организации самостоятельной работы обучающихся очно-заочного и заочного отделений, так как включает разнообразные задания образовательного и развивающего характера.

Пояснительная записка 2 Цели и задачи реализации программы в доу «Детский сад №126 ОАО «ржд»

Результаты развития игровой деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий.
  • Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью.
  • Игровые действия разнообразны.
  • Ребенок принимает предложения к использованию в игре предметов- заместителей, пользуется ими в самостоятельных играх.
  • Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок отражает в игре хорошо знакомые, не всегда связанные по смыслу действия.
  • Игровую роль не принимает («роль в действии»).
  • Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит частично.
  • Игровые действия однообразны.
  • Предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя.
  • Редко включается в игру со сверстником, испытывает трудности в согласовании игровых действий

2.1.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
«Социально-коммуникативное развитие»
Второй год жизни. 2-я группа раннего возраста
Задачи образовательной деятельности

  1. Создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО: помогать переживать расставание с родителями, привыкать к новым условиям жизни.
  2. Поощрять вступление в непродолжительный контакт со сверстниками, интерес к сверстнику, стремление показать свою игрушку.
  3. Формировать элементарные представления: о себе, своем имени, внешнем виде; своей половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении (игрушках, предметах быта, личных вещах).
  4. Формировать первичный опыт социальной жизни (о том, что можно делать, а чего делать нельзя; учить здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; поддерживать проявления первых самостоятельных желаний («хочу», «не хочу»); развивать желание выполнять просьбу воспитателя, поощряя детские инициативы).

Содержание образовательной деятельности

Для благоприятной адаптации к ДОО воспитатель обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе. Побуждая ребенка к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительной оценке взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику. Проявление ребенком разнообразных эмоциональных состояний.

Называние своего имени, имен членов своей семьи, а также проявление эмоциональной реакции на состояние близких (пожалеть, посочувствовать). Участие ребенка в совместной с воспитателем и другими детьми деятельности.

Проявление инициативы ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.

Очень важно в ходе взаимодействия выделять положительные черты. Говорить о чувствах, возникающих в подобных ситуациях. Маленький ребенок очень чувствителен к оценке взрослого. Хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой — усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.

Проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении. С этой целью дети включаются в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и др.

Содержательное общение с детьми обеспечивает доверительные отношения с воспитателем, и у детей возникает желание подражать ему.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении.
  • Умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением.
  • Активно подражает сверстникам и взрослым.
  • Стремится к самостоятельности, проявляя активность и инициативность.
  • Пока не принимает на себя роль, но может копировать известные действия, движения, слова взрослых.
  • Демонстрирует элементарный навык самообслуживания.
  • Обращается к взрослому с просьбой о помощи.
  • Активно включается в парные игры со взрослым.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не демонстрирует ярко выраженную потребность в общении.
  • Затрудняется использовать предметы в соответствии с их социальным назначением.
  • Инициативность, активность малыша недостаточна для того, чтобы провоцировать совместные действия в игре со взрослым и сверстником.
  • Ребенок испытывает сложности в самообслуживании, не стремится к самостоятельным действиям.

Третий год жизни. 1-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности

  1. Способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.
  2. Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.
  3. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).
  4. Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.
  5. Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

Содержание образовательной деятельности

Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых.

Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.

Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью — детей и родителей. Узнавание членов семьи, называние их, понимание заботы родителей о детях.

Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентировки в помещении группы. Понимание правил «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.

Труд. Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек).

Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок положительно настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры.
  • Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
  • Дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми.
  • Строит сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью.
  • Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие.
  • Малыш активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям.
Читайте так же:  Требования к вентиляции грп

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок проявляет недоверие к окружающим, избегает общения, речь развита

слабо.

  • Игровые действия с игрушкой кратковременны, ребенок быстро теряет интерес к своей игре, отнимает игрушки у детей, занятых игрой.
  • Общее эмоциональное состояние ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, отдельными негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым.
  • Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре ребенок воспроизводит частично; игровые действия однообразны; предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя.
  • Выполняет некоторые действия самообслуживания, но только совместно или по предложению взрослого.
  • Наблюдение за взрослыми сверстниками не вызывает у ребенка интереса.

«Познавательное развитие»
Второй год жизни. группа раннего возраста

Задачи образовательной деятельности

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

  1. Формировать умение собирать предметы, формы из двух частей (как объемные, так и плоскостные из плотных материалов — фанеры, толстого картона).
  2. Учить выбирать предметы по размеру и соответственно различать их (большой, маленький), способствовать узнаванию предметов по форме, цвету, величине как наиболее характерным внешним признакам и свойствам.
  3. Развивать крупную и мелкую моторику рук, побуждая выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками разных форм и размеров).
  4. Знакомить с предметами, издающими различные звуки (колокольчики, металлические подвесные палочки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки).

От 1 года 9 месяцев до 2 лет

  1. Совершенствовать умения собирать двух- и трехчастные дидактические игрушки; подбирать соответствующие детали-вкладыши; раскладывать предметы по убывающей величине.
  2. Учить собирать пирамидку из 2—3-х групп колец контрастных размеров, а с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец разной величины.
  3. Формировать элементарные представления о величине, форме, цвете; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы; группировать однородные предметы по одному из трех признаков.
  4. Развивать практическое экспериментирование.

Содержание образовательной деятельности

Продолжается интенсивное ознакомление с окружающим предметным миром. Обогащение его предметно-практической деятельности: развитие интереса к предметам, их свойствам, качествам и способам использования. Появление разнообразных действий с игрушками и предметами быта, а также простейшими орудиями (молоточками, лопатками, грабельками и др.) и способов их применения.

На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе идет познание физических свойств предметов. Освоение прямых и обратных действий, получение первых представлений о количестве (много, мало) — формирование восприятия, мышления, памяти.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев — продолжение знакомства с цветом, формой, величиной. Задачи сенсорного развития усложняются.

Ориентирование в величине предметов — раскладывают на две группы игрушки, ознакомление детей с простейшими приемами для определения тождества и различия однородных предметов по величине и понимание слов «такой», «не такой», «большой», «маленький».

Осуществление выбора и соотнесение из двух заданных форм; дети переходят к заданиям на выбор двух форм из четырех разновидностей.

От 1 года 9 месяцев до 2 лет — усложнение сенсорного развития и содержание деятельности с игрушками и дидактическим материалом.

Различение предметов по форме при сборке и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов, полусфер из 2—3-х деталей. Понимание ребенком слов, соответствующих промежуточной величине предмета.

Выполнение задания с одновременной ориентировкой на два свойства.
Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок уверенно вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм (доски Сегена, сортеры).
  • Группирует предметы по цвету (основные), величине (контрастной), форме (шар, куб, призма, цилиндр).
  • Умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения.
  • Успешно выполняет несложное конструирование из кубиков и включает их в

игру.

  • Активно экспериментирует с предметами, действуя по-разному (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не демонстрирует уверенности в группировке предметов по основным признакам.
  • Затрудняется расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения.
  • Не проявляет активности в разнообразном использовании предметов.

Третий год жизни. 1-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

  1. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.
  2. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
  3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
  4. Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.
  5. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов
  • названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Содержание образовательной деятельности

Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).

Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.

Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.

Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов- названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.

Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание» фигуры. Различение по величине, сравнивание трех предметов по величине.

В процессе ознакомления с природой малыши узнают объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия.

Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов.

Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
  • Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
  • Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.
  • Активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы.
  • Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предметы).
  • Проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы.
  • По показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не пользуется действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение. Выполняет аналогичное только в совместной со взрослым игре.
  • В основном раскладывает, перекладывает предметы безрезультатно, словами, обозначающими название форм, размеров, чисел, не пользуется.
  • У ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами и дидактическими игрушками как вместе со взрослым, так и самостоятельно.
  • Малыш не способен найти по образцу такой же предмет, составить группу из предметов по свойству.
  • У ребенка отсутствует стремление учитывать свойства предметов в продуктивной деятельности.
  • Малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства и результаты сравнения предметов по свойству.
  • Равнодушен к природным объектам.
  • У ребенка недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия.

«Речевое развитие»

Как написать пояснительную записку (образец, примеры содержания)?

Как написать пояснительную записку? Эту информацию часто пытаются выяснить не только студенты, готовящиеся к защите дипломных работ, но и многие другие граждане, к примеру налогоплательщики, бухгалтерские и иные работники. Как правильно составлять пояснительные записки, будет описано ниже.

Как правильно написать пояснительную записку

Пояснительная записка — это документ, позволяющий получить общие сведения об исследовательском проекте, бухгалтерской, налоговой и прочей документации.

Содержание пояснительной записки зависит от документа, к которому она прилагается.

Общие правила написания

Пояснительная записка обычно составляется в печатном виде на стандартном листе формата А4.

Документ может включать в себя несколько страниц, которые переплетаются прозрачной обложкой.

Страницы записки нумеруются: нумерация начинается с титульного листа (но на нем не проставляется), номер указывается по центру нижнего поля каждой страницы.

Как писать пояснительную записку. Общие требования

К содержанию пояснительной записки действующие нормативные акты устанавливают лишь общие требования. Некоторые сведения носят обязательный характер, некоторые — рекомендательный.

Текстовое содержание пояснительной записки делится на ряд структурных элементов, в число которых входят разделы, подразделы, пункты, подпункты и перечни.

При написании пояснительной записки важно следить за соблюдением официально-делового стиля повествования. Необходимо, чтобы информация в документе излагалась однозначно, кратко, четко и лаконично.

Использованная в тексте терминология и аббревиатура должны строго соответствовать установленным стандартам.

Допускается оформление приложений к пояснительной записке. Обычно в приложения выносят сведения о содержащихся в пояснительной записке таблицах, схемах, чертежах и графиках. Также приложение может содержать обоснования, методики, расчеты и список дополнительных бумаг, использованных при разработке документа.

Читайте так же:  То и страховка в одном месте в москве

Пояснительная записка к дипломному проекту. Оформление по ГОСТу

Образец пояснительной записки к дипломной работе студенты технических вузов могут найти в нормах ГОСТа.

Учебные учреждения обычно издают свои методические рекомендации по написанию дипломов и пояснительных записок к ним, поэтому учащиеся могут также найти пример пояснительной записки и иную справочную информацию по этому поводу в библиотеке образовательной организации.

Типовая пояснительная записка к дипломной работе имеет следующую структуру:

  • титульный лист, где зафиксированы основные сведения о наименовании проекта и его исполнителе;
  • задание, которое исполнитель получает от научного руководителя;
  • аннотация с кратким изложением разделов исследовательской работы;
  • оглавление с постраничной разметкой;
  • перечень обозначений и сокращений;
  • введение, где исполнитель работы приводит краткий обзор рассматриваемого вопроса;
  • основная часть работы с анализом ключевых понятий;
  • заключение с выводами по исследованию;
  • список использованных источников;
  • приложения, где содержатся таблицы, чертежи, графики или схемы.

Пояснительная записка в налоговую службу

В ряде случаев налогоплательщикам требуется составлять пояснительные записки к документации по налоговой отчетности.

К примеру, налоговые органы могут потребовать ответственных сотрудников юридического лица составить записку об убытках в налоговой отчетности.

В такой пояснительной записке сотрудник должен будет указать:

  • наименование подразделения налоговой службы, в которое адресована записка;
  • ИНН юридического лица;
  • реквизиты требования, ставшего основанием для составления записки;
  • реквизиты документа, по которому предоставляются пояснения;
  • показатели расходов и доходов организации;
  • убытки и затраты;
  • сведения о расхождениях между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

В соответствии с приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, сотрудники бухгалтерии составляют бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках с пояснительной запиской для сдачи бухгалтерской отчетности.

Пояснения к отчетным документам должны полностью раскрывать все сведения, касающиеся политики организации, необходимые для оценки ее финансового положения и результатов деятельности.

В пояснительной записке бухгалтер фиксирует сведения о наличии в течение отчетного периода:

  • нематериальных активов;
  • основных средств;
  • финансовых вложений;
  • выпущенных акций;
  • затрат и прибыли;
  • дебиторской и кредиторской задолженности.

Таким образом, каждая пояснительная записка (к дипломному проекту, в налоговую службу, к бухгалтерскому балансу) имеет свою специфику в зависимости от ее получателя и цели составления.

Пояснительная записка к играм

В современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность обучащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.Каждый обучающий хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.

Интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых дат, исторических имен и других событий.

Игра – это естественная для подростка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние. Я считаю, что преподаватель, использующий интеллектуальную игру организует учебную и воспитательную деятельность, исходя из естественных потребностей подростка. Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.В процессе игры у обучащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Интеллектуальная игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условиях ситуации. Игра побуждает учащихся перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» условный или знакомый чей-то образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев, учащиеся моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностнозначимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Понятно, что такая трудная задача требует от студента мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности подростков к восприятию, сопереживанию.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации. Назначение интеллектуальных игр – развитие познавательных процессов у студентов (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой интеллектуальной игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В любом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому я полагаю, что игры представляются обучащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом. Им нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств.

В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед одноклассниками. В результате этого раскрывается творческий потенциал студентов. Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера на занятии в группе. Преподавателю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Все эти факторы определили темы наших интеллектуальных игр.Ведь воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины, своего края, района, города, села. Молодежь должна изучать прошлое Родины ради своего будущего. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших «чувствование» Отечества, еще Ломоносов называл «нищими». Необходимо учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она «твоя Родина». В воспитании у молодого поколения любви к Родине большую роль играет краеведение. Поэтому в интеллектуальные игры были включены его элементы и направлены на воспитание патриотизма, активной гражданской позиции студента, на развитие умений представлять себя и свою точку зрения, на осмысление проблем, которые существует в нашем обществе. . Игровая ситуация является наиболее естественным способом жизнедеятельности подростка, это мощный стимул в воспитании. Игра позволяет моделировать сложнейшие социальные процессы, создавать положительный эмоциональный настрой группы и поддерживать его на протяжении всего классного часа. Данная форма внеклассного мероприятия способствует формированию активной гражданской позиции, духовно-нравственных качеств, познавательной деятельности, осознания своих ценностных ориентаций, стремления к самостоятельному «добыванию» новых для себя знаний и умений, что обеспечивает ценностно-смысловую компетентность и личное самосовершенствование. В процессе игры идет формирование мировоззренческой позиции каждого обучающегося.

Такое мероприятие предполагает использование комбинации имитационных и эвристических методов, позволяющих решить поставленные задачи наиболее оптимальным образом. Представленный сценарий учитывает возрастные особенности студентов, уровень подготовленности участников, возможные эмоциональные воздействия, а также психологическую атмосферу всего мероприятия в целом.

Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют определенные требования к организации интеллектуальных игр.

Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

Обязателен элемент соревнования между участниками игры

Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Исходя, из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:

вызвать интерес к теме;

спровоцировать потребность работы с учебной литературой;

направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса. Игра обучает не прямолинейно, а через внутренний мир ребёнка, в результате чего каждый ребёнок достигает своей ступени развития, использует огромные личные резервы.

Читайте так же:  Возврат прав ноябрь 2019

В центр выдвигается задача общего психического развития, формирование ума, воли, чувств детей. Говоря о большом воспитательном и познавательном значении игр, следует указать на важную роль преподавателя при их организации. Прежде всего, он должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащихся. Постепенно преподаватель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать самостоятельно. Потом проводится конкурс на лучшую игру.

Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Использование интеллектуальных игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.

Пояснительная записка к методическому семинару Игровые технологии на уроке информатики

Столичный учебный центр
г. Москва

учитель информатики, МБОУ «Красулинская ООШ»

к методическому семинару «Игровые технологии на уроке информатики»

Психологи утверждают, что учащиеся сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и примененного на практике, 70% сказанного ими самими, 90% сказанного и примененного на практике. Как сделать так, чтобы результативность урока была максимальной? Один из способов достижения цели – нестандартный подход к изучению информатики.

Нестандартные формы уроков представлены на Слайде 2

С примерами нестандартных уроков можно познакомиться на Слайде 3

Игра повышает интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать “учебную усталость”, которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю требуются специальные усилия, чтобы удерживать внимание класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов.

Игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, инициативы,
с другой — решают определенную дидактическую задачу, изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли.

Совокупный результат игры, достигнутый совместными усилиями, превосходит систему тех результатов, которых каждый из участников процесса мог бы достичь, действуя в одиночку

Успешно проведенная игра, а тем более система игр, повышает самооценку участников, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

Игра дает возможность реальной реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику.

Давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую. В старших классах игра рассматривается, как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы, особенно прекрасную возможность для этого предоставляют деловые игры.

На следующих слайдах представлены формы нестандартных уроков информатики (Слайд 4 и Слайд 5)

С примерами нестандартных уроков можно познакомиться

Игра — идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и челове­ческих качеств вообще. Недаром игра — основное времяпрепровождение любого ре­бенка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональ­ ный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.

Что можно получить в результате проведения игры?

Понимание и усвоение материала любой степени сложности;

развитие умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия реше ния, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств;

развитие продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, организаторских способностей.

Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя.

Главная задача этого метода — развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.

При организации игровых форм обучения необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1) цель игры. Какие умения и навыки в области информатики будут усвоены в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание;

2) сколько учеников будет принимать участие в игре? Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих;

3) какие материалы и пособия понадобятся для игры? Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;

4) необходимо с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными;

5) на какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, что дети могут пожелать еще раз вернуться к этой игре;

6) на каком этапе лучше применить игру. Это зависит от дидактических и педагогических целей игры;

7) как обеспечить более полное участие детей в игре. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей;

8) как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой материал;

9) подведение итогов игры должно быть четким и справедливым;

10) какие выводы следует сообщить ученикам в заключение, после игры.

Любую компьютерную развивающую или обучающую игру важно применять в нужное время, на нужном этапе уроке. При отборе компьютерных игр необходимо учитывать следующие принципы:

3) мотивационная отнесенность;

4) эмоциональная включенность;

7) сопряженность действия и результата.

Примеры соотнесения целей урока и его форм представлены на (Слайдах 6-9)

Играть любят все, но игра — не самоцель. Включение игры в урок должно быть оправданным, ненавязчивым и плавным. Желательно использовать игры с самого начала преподавания предмета, начинать же следует с игровых моментов, которые уместны на любом этапе урока.

На этапе повторения изученного материала можно провести мини-игру: «Шутка наборщика» Слайд 10

Актуализация знаний — это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания, а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но на уровне мышления, а не памяти . На данном этапе можно предложить такие игры, как «Исполнитель алгоритмов», «найди ошибку», «Лексическая игра»

Формирования новых знаний. Цель – формирование знаний на уровне осмысления сущности понятий. В практической части урока задача учителя: создание условий формирования умения применить теоретические знания на практике, используя дифференцированный подход к учащимся. На данном этапе можно использовать игру при работе с книгой.

Для активации учебной деятельности, когда внимание детей рассеивается, можно провести игру-шутку, связанную с темой урока, например «Прятки»

На этапе формирования умений и навыков полезно провести игру «Аукцион»

Домашнее задание. Можно предложить учащимся разгадать или самим разгадать или составить кроссворд, натворд или чайворд. Альтернатива – «Сказка» (Слайд 19)

Обобщив все вышеизложенное, можно утверждать, что игра — это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развитие всех психологических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, творческих способностей и умений.

Похожие записи:

  • Гриф на приказ об утверждении Реквизит 16 – гриф утверждения документа Гриф утверждения – реквизит официального документа, свидетельствующий о правовом статусе документа. 1 Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом. 2 […]
  • Гражданский кодекс ст614 Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени 1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до […]
  • Требования к психологам в школах Функциональные обязанности педагога - психолога 1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе […]
  • Переговоры в бизнесе практическое пособие Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей. Развитие гражданского общества в России приводит ко все более сложному и тонкому переплетению множества факторов, связей, отношений. Среди них не последнее место занимают деловые — в […]
  • Льготы у казаков Воинская повинность казачьих войск в России в 1913 году. Напомним, что к 1913 году Вооруженные силы Российской империи состояли из: *Постоянные Вооруженные силы, * Государственное ополчение (созывается лишь во время войны). Постоянные Вооруженные […]
  • Налог на имущество организаций 2019 Налог на движимое имущество организаций с 2019 года История перемен в налоге на движимое имущество В отношении налога на движимое имущество организаций перемены в последние годы происходили неоднократно: С 2013 года этот вид имущества (при […]