Полномочия сотрудников полиции при проведении проверок

Как осуществляется проверка организации полицией

Проверка предприятия сотрудниками полиции может быть плановой или внеплановой. Действия проверяющих регламентируются нормами:

  • УПК РФ;
  • Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;
  • Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;
  • при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

В категорию повышенного риска входят автозаправочные станции, торговые точки с широким алкогольным ассортиментом. Перечень правовых оснований для проверочных мероприятий ограничен, в них входят:

  1. Доследственная проверка.
  2. Необходимость привлечения сотрудников полиции при выездной налоговой проверке (комбинированный состав проверяющих встречается в 90% случаев).
  3. Действия в рамках возбужденного уголовного дела в отношении субъекта предпринимательства.

Полномочия органов власти при полицейской проверке

Права, которыми наделяются сотрудники полиции в период проведения проверочных мероприятий, закреплены ст. 13 Закона № 3-ФЗ. До момента возбуждения уголовного дела проверяющим разрешается:

  • осматривать территории совершения противоправных действий;
  • проводить беседы с персоналом для получения объяснений;
  • выступать с требованием предоставления документации или вещественных активов с возможным их изъятием.

У полицейских имеются полномочия по назначению судебных экспертиз, освидетельствованию документов, инициации документальных проверок. Они могут привлекать узкоквалифицированных специалистов для исследований и ревизий. В рамках следственных мероприятий по уголовным делам, которые на дату проверки запущены в производство, проверяющим разрешено проводить обыски, выемки, допросы с очными ставками.

ВАЖНО! Полномочия должностных лиц полиции ограничены сферой применения. Проверяющие не могут требовать предоставления им документации, не относящейся к предмету обследования.

Порядок проведения проверки

До начала мероприятий по проверке сотрудники полиции обязаны представиться и предъявить руководителю субъекта хозяйствования документы, удостоверяющие личность и подтверждающие названные ими должность со званием. Перед тем как впустить сотрудников полиции, работники предприятия знакомятся с обоснованием проверки: текстом постановления на следственные мероприятия. В бланке должны быть правильно указаны адрес компании, ее название.

Важно! При желании полиции произвести осмотр помещений или территории фирмы должностные лица проверяющего органа должны будут привлечь для этой процедуры понятых.

Численность понятых оговаривается ст. 170 УПК РФ и равна 2 лицам или больше. Обязанности понятых должны разъясняются им до начала осмотра. Привлекаемые лица не имеют права покидать территорию обследования до окончания всех необходимых процедур.

По результатам осмотра оформляется протокольная документация, которая подписывается всеми участниками процесса. При реализации осмотров необходимо следить, чтобы не было признаков обыска. Обыски разрешены только в ситуациях с открытыми уголовными делами. Для этой процедуры характерно наличие соответствующего документального обоснование. Это дает возможность полиции входить в любые помещения, открывать тумбы, сейфы, вскрывать ящики в письменных столах.

Полицейская проверка состоит из двух этапов:

  1. Первым шагом является сбор и систематизация информационных сведений. Это необходимо для накопления доказательной базы, поиска сведений, которые могут компрометировать предпринимателя и служить основой для возбуждения уголовного дела. На данном этапе полицейские могут пользоваться инструментарием оперативно-розыскной деятельности.
  2. Сбор доказательных сведений, который инициируется при наличии открытого дела по статьям уголовного права. В рамках этого направления деятельности полицейским доступны методы следственных мероприятий.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки. Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов. Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.

Руководитель проверяемого предприятия должен придерживаться таких правил:

  1. Фиксировать действия полицейских на видео разрешено и рекомендовано. Записи при необходимости смогут стать основой доказательной базы. Если имело место превышение полномочий, нарушение процедуры, оформляется жалоба на проверяющих в вышестоящие структуры полиции или прокурору.
  2. Передача документов в рамках изъятия может быть реализована при наличии документальных оснований и в присутствии понятых. Законность процедуры обеспечивается независимым мнением привлекаемых понятых и через оформление описи изымаемой документации или ценностей. Опись надо заверять обеим сторонам проверки.
  3. Во время проверочных мероприятий производить фиксацию замечаний, претензий к работе должностных лиц полиции.

ВАЖНО! При прочтении протокола проверки надо обращать внимание на все неточности в тексте. Замечания фиксируются, а информационные пробелы устраняются путем дополнения протокола.

  • При инициировании изъятий представителем компании должны отслеживаться все действия полицейских. Необходимо удостовериться, что к внутренним системам электронных носителей был ограничен доступ путем их пломбировки.
  • Изымаемые документы по правилам должны быть упакованы в коробки, заклеены при помощи скотча и опечатаны. Каждая партия изъятых бланков скрепляется подписями всех присутствующих лиц.
  • Результаты проверок должны быть зафиксированы документально. При выявлении состава административного нарушения об этом составляется протокол. Без его оформления не допускается назначение штрафов.

    ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Суммы штрафов не могут взиматься с субъектов хозяйствования на месте проверки. Применение штрафных санкций без документального обоснования в судебном порядке будет признано незаконным.

    В форме протокола надо указать:

    • полный перечень обстоятельств, сопутствующих нарушению;
    • доказательную основу;
    • ссылки на статьи правовых актов, которыми установлены правила применения конкретных мер наказания.

    По итогам проверки с оригинала протокола снимается копия и передается представителю предприятия с оформлением расписки в получении. Все эти действия должны быть осуществлены в день окончания проверочных мероприятий.

    При заведении административного дела на его рассмотрение отводится до 15 суток. Решение о признании вины и назначении наказания без присутствия одной из заинтересованных сторон может быть признано незаконным. Об этом говорится в ст. 25.1 КоАП РФ. Прекращение производства при отсутствии оснований или назначение наказания происходит путем оформления постановления. Копия постановления должна быть вручена в руки представителю компании или направлена на адрес предприятия по почте (ст. 29.11 КоАП РФ).

    На обжалование постановлений дается 10 дней, после чего примененная мера ответственности будет введена в действие. Для документального оформления комплекса оперативно-розыскных операций могут применяться:

    • справки;
    • письменные рапорта;
    • пояснения физических лиц;
    • акты;
    • другие формы документов, имеющие полный перечень обязательных реквизитов, утвержденные подписями ответственных лиц.

    Полномочия сотрудников ОЭБиПК при проверке юридического лица? Что делать, если ОЭБиПК затребовал документы?

    Прежде всего, считаем необходимым отметить, что рассматриваемый запрос нелегитимен, поскольку для его предъявления отсутствует юридическое основание, как таковое.

    Действующее законодательство любую законную возможность осуществления проверки финансово-хозяйственной деятельности любого юридического лица сотрудниками полиции полностью исключает.

    Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» осуществление проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности органам внутренних дел были запрещены.

    Вступивший в законную силу с 1 марта 2011 года федеральный закон «О полиции» тоже не предоставляет сотрудникам полиции право осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Такое правомочие не предусматривается и в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

    Ни один из вышеуказанных законов не даёт органам внутренних дел прав проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Согласно действующему законодательству эта функция возложена исключительно на налоговые органы.

    Единственным законным основанием для участия органов внутренних дел в налоговых проверках согласно пункту 1 статьи 36 Налогового кодекса РФ является соответствующий запрос налоговых органов.

    В свою очередь, пункт 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ, а также пункт 34 статьи 12 федерального закона «О полиции» предписывает органам внутренних дел обязанность при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, направлять материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств.

    Каких-либо самостоятельных полномочий по проведению налоговых проверок, и т.п. действующее законодательство органам внутренних дел не предоставляет.

    Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в рассматриваемом случае тоже не применим, поскольку он также, как и закон «О полиции», не предоставляет право органам внутренних дел проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

    Читайте так же:  Центральный мировой суд гВоронежа

    Другими словами, исходя из требований, установленных действующим законодательством, органы внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности не имеют прав проверять их финансово-хозяйственную деятельность, не наделены какими-либо самостоятельными полномочиями по проведению налоговых проверок.

    Таким образом, проведение сотрудниками полиции самостоятельной проверки финансово-хозяйственной деятельности юридического лица абсолютно неправомерно и данные действия полицейских явно выходят за пределы их полномочий.

    Для благополучного решения данного вопроса, Вам необходимо обратиться к адвокату для своевременной защиты от неправомерных действий сотрудников последствия.

    Полномочия сотрудников правоохранительных органов при проведении доследственной проверки

    Авторы: Владимир Китсинг, партнер Департамента защиты бизнеса, Артем Чекотков, юрист Департамента защиты бизнеса.

    Источник: Legal Insight

    Проявление силовиками внимания к коммерческим организациям стало неотъемлемым атрибутом осуществления предпринимательской деятельности в современных российских политико-экономических реалиях. Сотрудники коммерческих организаций нередко оказываются вовлеченными в оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в рамках так называемой полицейской (доследственной) проверки, организованной в целях возбуждения уголовных дел экономической направленности. Полученные в результате такой проверки данные впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. При этом полномочия силовиков, закрепленные в законе, зачастую разительно отличаются от действий, совершаемых ими на практике.

    Термин «полицейская проверка» во многом условен и употребляется лишь постольку, поскольку проверки коммерческих организаций проводятся сотрудниками полиции, в частности работниками ставшего уже легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК), в то время как подобные мероприятия могут проводить и иные силовые ведомства, например ФСБ России. Законодатель именует данный вид деятельности проверкой сообщения о преступлении, в профессиональных кругах также используется термин «доследственная проверка». В первую очередь необходимо осветить, какие полномочия правоохранителей охвачены данным понятием и почему полицейская проверка применяется в отношении бизнеса.
    Всю деятельность по расследованию и раскрытию преступлений можно разделить на два этапа: до возбуждения уголовного дела и после.

    • С точки зрения закона, сотрудники правоохранительных органов должны концентрировать основные усилия, направленные на раскрытие преступлений, в период после принятия решения о возбуждении уголовного дела, когда они наделены широким кругом полномочий, среди которых основная роль отводится возможности проводить следственные действия, ограничивающие права и свободы лиц, посредством которых можно получить доказательства по уголовному делу;
    • В период до возбуждения уголовного дела наблюдается обратная ситуация. Собственно, обозначенный этап и определяется как «полицейская проверка». В его рамках, опять же сугубо с точки зрения закона, предполагается установление лишь тех данных, которые свидетельствуют о наличии признаков преступления, и полномочия сотрудников силовых ведомств ограничены. В частности, на данном этапе проводятся оперативно- розыскные мероприятия, а не осуществляется сбор доказательств. Вместе с тем, в соответствии с практикой расследования экономических преступлений, одним из центральных элементов в расследовании уголовных дел данной категории становится именно полицейская проверка.

    Обозначенная ситуация обусловлена многими причинами, однако главная, с нашей точки зрения, заключается в неэффективности установленных критериев оценки деятельности правоохранительных органов. Несмотря на многочисленные заявления представителей силовых структур о том, что хорошо известная всем «палочная си- стема» оценки эффективности ушла в прошлое, основные ее элементы продолжают существовать. Примером служит Приказ МВД России от 31.12.2013 № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». В нем в качестве отрицательных показателей установлены, например, такие, как число оправданных лиц или число лиц, в отношении которых дела прекращены в связи с отсутствием состава преступления либо непричастностью, а положительным критерием, помимо прочих, выступает количество уголовных дел, направленных в суд. В ходе практической деятельности указанные обстоятельства приводят к тому, что в подавляющем большинстве случаев уголовное дело возбуждается лишь тогда, когда правоохранители уверены в том, что оно будет направлено в суд для дальнейшего рассмотрения и вынесения обвинительного приговора.

    В результате этап, на котором принимается решение о возбуждении уголовного дела (т.е. полицейская проверка), становится одним из определяющих. Именно в этот период оценивается информация, необходимая для привлечения лица к уголовной ответственности. И только будучи уверенным в судебной перспективе собранного оперативными сотрудниками материала, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела по результатам проверки.

    Основной целью полицейской проверки применительно к расследованию экономических преступлений является сбор информации, которая впоследствии станет доказательствами по уголовному делу. В данной связи необходимо отметить, что в первую очередь правоохранителей интересуют три блока информации, которую они могут получить от коммерческой организации:

    • документы — учредительная, договорная и от- четная документация, выписки по счетам организации, закрывающие документы по договорам, книги покупок и книги продаж и т.д.;
    • электронные данные — рабочая переписка, информация, хранящаяся на сервере и в рабочих компьютерах сотрудников организации;
    • свидетельские показания — прежде всего информация, полученная от генерального директора и главного бухгалтера, а также показания иных сотрудников организации и представителей контрагентов.

    Обозначенную информацию собирают путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и реализации полномочий, предоставленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции).
    В Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведен исчерпывающий перечень из 14 оперативно- розыскных мероприятий. Однако в подавляющем большинстве случаев коммерческие организации и их руководство сталкиваются с двумя — обследованием помещений организации и опросом сотрудников организации. Следует учитывать, что обозначенные действия относятся к гласным, открыто проводимым мероприятиям, в то время как существует и группа негласных, реализуемых без уведомления лица, в отношении которого подобные мероприятия осуществляются. Среди таковых особо стоит отметить прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. Такие действия нередко проводятся в отношении руководителей и рядовых сотрудников коммерческих организаций, в результате чего правоохранители получают доступ, например, к деловой переписке или переговорам с контрагентами. Сущность негласных оперативно-розыскных мероприятий затрудняет реализацию на практике каких-либо эффективных способов защиты в процессе их проведения, а потому основная рекомендация в данном случае сводится к воздержанию от использования для передачи значимой информации таких средств связи, которые легко поддаются контролю со стороны правоохранительных органов (телефон, электронная почта).

    Иная ситуация наблюдается при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, когда контроль над действиями правоохранителей служит основной гарантией соблюдения прав и законных интересов представителей коммерческих организаций. Однако в первую очередь необходимо рассмотреть такое действие силовиков, осуществляемое в отношении коммерческих организаций, которое не является оперативно-розыскным мероприятием, — направление запроса о предоставлении информации.

    Запрос информации

    Направление запроса о предоставлении документации является действием, которое сотрудники полиции наиболее часто совершают в рамках проведения доследственной проверки. Массовость направления запросов вызвана простотой их подготовки (полицейским достаточно напечатать одну страницу текста) и возможностью получить большой объем информации, практически не прилагая усилий. Следует учитывать, что право направления запроса закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. Обозначенная норма устанавливает два необходимых требования:

    • запрос должен быть направлен, помимо прочего, в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях и включать в себя ссылку на п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции;
    • запрос должен быть мотивированным, а значит, сотрудники полиции должны указать следующую информацию: номер и дату регистрации сообщения о совершении преступления, лицо, в отношении которого проводится проверка, и то, по каким фактам осуществляются проверочные мероприятия, а также привести конкретные обстоятельства, позволяющие правоохранителям сделать вывод о том, что запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

    Таким образом, запрос, как и любой другой правоприменительный акт, ограничивающий права и свободы лиц, должен содержать правовое (обладать свойством законности) и фактическое обоснование (обладать свойством мотивированности). Только при наличии правового и фактического обоснования запрос должен быть удовлетворен и может повлечь за собой ответственность за непредставление документации.

    Однако на практике силовики не считают необходимым излагать мотивировку своих требований. И если правовое обоснование имеет место почти всегда (хотя встречаются запросы, в отношении которых отсутствуют нормы, предоставляющие право истребования документации), то фактические доводы в подавляющем большинстве случаев игнорируются. Сотрудники полиции не считают нужным пояснить причину запроса той или иной документации у организации. В целом суть аргументации сводится к тому, что если закон предоставляет право направлять в организации запросы, то какая-либо дополнительная мотивировка нецелесообразна. Следует отметить, что подобная точка зрения ошибочна, и в ответ на запрос, в котором отсутствует либо фактическое, либо правовое обоснование требований, руководству компании следует направить просьбу о разъяснении надлежащей мотивировки предъявления подобных требований и предоставить запрашиваемую документацию только тогда, когда это будет сделано.

    Опрос сотрудников и обследование помещений

    Переходя непосредственно к оперативно-розыскным мероприятиям, таким как опрос сотрудников и обследование помещений, следует еще раз обратить внимание на следующие моменты. Данные мероприятия являются гласными, проводятся открыто, перед их началом сотрудник полиции обязан предъявить служебное удостоверение, а также документы, которые служат основанием для проведения опроса или обследования. В то же время основная характерная черта указанных мероприятий заключается в том, что они могут осуществляться только с согласия граждан или юридических лиц, в отношении которых проводятся. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о полиции, любое ограничение прав, свобод и законных интересов физических лиц и организаций допускается только по основаниям и в порядке, предусмотренным законом. Иными словами, закон должен содержать конкретные правовые нормы, предоставляющие сотрудникам полиции полномочия на ограничение прав лиц при проведении данных мероприятий, в том числе на их принудительное осуществление. Поскольку действующее законодательство таких положений не предусматривает, опрос и обследование могут быть проведены лишь с согласия лиц, чьи права затрагиваются. Положительный эффект, который оказывает обозначенное регулирование на повышение уровня защиты прав и свобод заинтересованных лиц, правоохранители на практике нивелируют либо незнанием, либо субъективным толкованием данных норм закона.

    Читайте так же:  Список коллегии адвокатов

    Действующее законодательство не регламентирует процесс проведения опроса. Однако столкнувшись с проведением оперативно-розыскного мероприятия, руководство коммерческой организации должно принять во внимание его добровольный характер. В связи с добровольностью анализируемых действий, повестки из полиции с требованием явиться в определенное время для дачи объяснений, а также звонки оперативных сотрудников с предупреждением об ответственности за неявку на опрос не имеют под собой законных оснований. Соответственно, данные требования могут не исполняться без применения каких-либо санкций со стороны полицейских. Безусловно, к вопросу о даче объяснений необходимо подходить с учетом обстоятельств конкретной ситуации. Вместе с тем обозначенные ультимативные требования — лишь один из способов склонить руководство организации к предоставлению информации, поэтому принимать положительное решение о даче объяснений следует только тогда, когда будут проанализированы все имеющиеся риски и уяснено, что согласно ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ «полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств». В этой связи давать проверяющим лицам какие-либо разъяснения рекомендуется лишь при наличии понимания того, какие именно подозрения имеются у правоохранителей, из каких источников они получены и насколько обоснованными являются.

    Наибольший риск для коммерческой организации несет в себе проведение такого мероприятия, как обследование помещений, оно может на длительное время дестабилизировать ее деятельность. Подобная мера реализуется в соответствии с Приказом МВД России от 01.04.2014 № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно- розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». При проведении данного мероприятия сотрудники полиции осуществляют в офисе организации поисковые действия с целью получения информации, необходимой для принятия решения о возбуждении уголовно- го дела. Однако установленное законодательное регулирование и практика проведения обследования помещений существенно различаются.

    С точки зрения закона, сотрудники полиции обязаны:

    • получить согласие на проведение оперативно-розыскного мероприятия;
    • проводить обследование только в присутствии генерального директора организации или его уполномоченного представителя, а также двух представителей общественности;
    • предъявить служебное удостоверение и предоставить возможность зафиксировать содержащуюся в нем информацию;
    • предъявить распоряжение о проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое служит основанием для обследования помещений, а также предоставить копию этого документа.

    Правоохранители не вправе:

    • ограничивать передвижение сотрудников организации по офису;
    • запрещать им покидать помещение и общаться между собой;
    • проводить личный обыск и изъятие личных вещей;
    • изымать документы, не относящиеся к предмету обследования;
    • вскрывать запертые помещения, сейфы, шкафы и прочие места хранения документации.

    Вместе с тем, как уже отмечалось, практика проведения обследования значительно отличается от обозначенных положений, и силовики дела- ют все возможное для получения доступа к интересующей их информации. В результате обследование зачастую проводится принудительно, в отсутствие генерального директора организации, сопровождаясь несанкционированным проникновением проверяющих лиц в офис компании под видом клиентов, курьеров и прочих лиц, ограничением права передвижения работников компании и вскрытием запертых помещений. Прежде всего обращает на себя внимание то, что сотрудники полиции в подавляющем большинстве случаев производят изъятие абсолютно любых предметов и документов, к которым имеется свободный доступ. Безусловно, это нарушает правило, в соответствии с которым изъятию подлежат лишь те предметы и документы, которые относятся к основаниям для проведения обследования.

    Следует отметить, что полицейские систематически допускают нарушения такого рода. Практически каждый их визит в офис той или иной организации сопровождается неким «юридическим ликбезом», направленным на разъяснение представителям власти правовых норм, нарушаемых их действиями. Однако юридическая полемика может и не увенчаться успехом, так как убедить сотрудников полиции в неправомерности совершаемых ими действий зачастую бывает проблематично. В такой ситуации правоохранителей наиболее эффективно дисциплинирует видеофиксация их действий, которая, к слову, абсолютно правомерна и не запрещена действующим законодательством. Если же нарушения носят вопиющий характер, нужно вызвать наряд полиции местного ОВД, проинформировав о происходящем управление собственной безопасности МВД России. Действенным механизмом защиты также является последующий судебный контроль, в рамках которого происходит обжалование действий правоохранителей.

    Однако следует отметить, что все судебные решения, в которых действия правоохранителей признаны незаконными, были вынесены уже после того, как руководители и сотрудники организации испытали на себе негативный эффект проведения оперативно-розыскных мероприятий. К тому же справедливости ради приходится констатировать, что таких решений значительно меньше, чем тех, в которых судом не было обнаружено каких-либо нарушений действующего законодательства.

    Таким образом, приходится признать, что правоприменительная практика проведения полицейских проверок препятствует формированию благоприятного бизнес-климата в современной России. С учетом имеющихся экономических показателей спрогнозировать улучшение ситуации в ближайшее время сложно. Полагаем, что в таких условиях эффективная защита бизнесом своих прав и свобод должна стать для него неотъемлемым атрибутом выстраивания и развития.

    Полномочия ФНС при проведении проверки

    Столкнувшись с проверкой налогового органа вы должны быть «в полной боевой готовности». На что имеют право сотрудники налоговой? Могу ли я не пустить на территорию предприятия?

    Важно иметь в виду, что налоговики часто превышают круг своих полномочий и выходят за рамки. Распознать неправомерные действия возможно, зная права и обязанности сотрудников ФНС, в целях их пресечения и возможности обжалования в дальнейшем.

    Задачи Федеральной налоговой службы

    На 2017-2021 гг. ФНС раз­ра­бо­та­на стра­те­ги­че­ская карта ве­дом­ства, вклю­ча­ю­щая в себя цели, за­да­чи и необ­хо­ди­мые ме­ро­при­я­тия для их до­сти­же­ния.

    К за­да­чам и целям ФНС на бли­жай­шие 5 лет от­не­се­ны, в част­но­сти, сле­ду­ю­щие:

    • про­ти­во­дей­ствие укло­не­нию от упла­ты на­ло­гов и стра­хо­вых взно­сов;
    • обес­пе­че­ние за­кон­но­сти, обос­но­ван­но­сти и мо­ти­ви­ро­ван­но­сти ре­ше­ний, при­ни­ма­е­мых на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми и раз­ви­тие си­сте­мы до­су­деб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния спо­ров;
    • со­кра­ще­ние вре­ме­ни на под­го­тов­ку и по­да­чу на­ло­го­вой от­чет­но­сти (от­чет­но­сти по стра­хо­вым взно­сам) на­ло­го­пла­тель­щи­ком (пла­тель­щи­ком стра­хо­вых взно­сов);
    • рас­ши­ре­ние спек­тра сер­вис­ных услуг и по­вы­ше­ние ка­че­ства об­слу­жи­ва­ния;
    • со­вер­шен­ство­ва­ние элек­трон­но­го вза­и­мо­дей­ствия и уда­лен­но­го до­сту­па, мак­си­маль­ный пе­ре­ход на те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ка­на­лы связи;
    • сбли­же­ние на­ло­го­во­го и бух­гал­тер­ско­го уче­тов;
    • раз­ви­тие ин­фор­ма­ци­он­ной от­кры­то­сти.

    Полномочия налоговой службы

    Запрашивать необходимые документы у вашей организации

    Но не любые, а только те которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты. Первичные бухгалтерские документы или не являющимися таковыми, которые не имеют никакого отношения к формированию налоговой базы, например карточки счетов 60,62; отчеты; аналитические справки. Хранить первичные документы, связанные с исчислением налогов следует не менее 4-х лет, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

    Проверяющие вправе запросить только копии необходимых документов в письменной форме, предъявив вашей организации требование о представлении документов. Запросить подлинники для ознакомления налоговики могут только с вашего согласия и в устной форме, не отказывайте в данном случае, так как согласно НК РФ это является вашей обязанностью. При этом обеспечьте условия для ознакомления с данными документами – при возможности предоставьте кабинет и столы со стульями.

    Производить выемку документов

    В случае возникновения сомнений у проверяющих в отношении документов, например подлинности или их подмены и изменения, для ознакомления с данными документами непосредственно по месту нахождения налоговой инспекции производится выемка на основании отдельного мотивированного постановления. Также при вашем отказе добровольно дать доступ к документам, проверяющие имеют право вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.

    Проводить инвентаризацию имущества предприятия

    А также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий организации.

    • Содействуйте – обеспечьте проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. Если вы откажете в такой просьбе, сотрудники ФНС могут расценить ваш ответ как воспрепятствование деятельности проверяющих и итогом проверки будет существенное доначисление налогов;
    • При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика налоговики имеют право составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

    Для осмотра и иных действий в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты, обладающих специальными знаниями и навыками.

    Проводить допрос

    Для дачи показаний в качестве свидетеля на допрос может быть вызвано любое физическое лицом, в том числе сотрудники организации, которым могут быть известны какие — либо обстоятельства имеющие значение для целей проверки.

    Не могут быть допрошены:

    • лица, не достигшие 14 лет;
    • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
    • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор, нотариус).

    На практике многие руководители отказываются от дачи свидетельских показаний на основании того, что они не обязаны свидетельствовать против самого себя. Сотрудники ФНС расценивают данное поведение как отказ и налагают штраф, так как допрос проводится в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не самого руководителя. Однако, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и вас вызвали на допрос, свидетельствовать против самого себя вы не обязаны, поэтому смело можете отказать.

    Читайте так же:  Жалоба начальнику судебных приставов на судебных приставов

    Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы

    Помните, перешагнув порог вашего предприятия, проверяющие в большинстве случаев, ведут видеосъёмку, которая является весомым доказательством вашего поведения и сотрудников предприятия. Вы должны содействовать проверке, а не воспрепятствовать, не стоит оскорблять, унижать или как – либо умалять честь и достоинство сотрудников ФНС.

    Привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле

    Экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом вы вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

    Проведение выездной проверки фиксируется в протоколе проверяющими, вы в свою очередь тоже записывайте каждый шаг и каждое действие сотрудников ФНС. При сомнениях и чувстве неуверенности вы можете обратиться к профессионалам для оказания юридического сопровождения. Своевременная консультация – залог вашего спокойствия при проведении проверки ФНС.

    4. Особенности проверки органами полиции

    4. Особенности проверки органами полиции

    Любая предпринимательская деятельность, так или иначе, всегда связана с риском того, что руководством или отдельными сотрудниками компании могут быть совершенны действия, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    При наличии данных о правонарушениях различного рода в сфере финансовой, предпринимательской, хозяйственной или торговой деятельности, а также сведений о нарушении действующего законодательства органам полиции предоставляются право проводить проверку в целях подтверждения этих данных.

    Права оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями регламентируются Законом РФ от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.

    Проверка полицией должна проводиться в присутствии двух понятых и представителя организации, в которой проводится проверка. Копии постановления вручаются представителям и понятым, также им вручаются копии описей и протоколов, составленных в результате проверки.

    При отсутствии понятых и представителей проверяемой организации проверка производится при участии органов местного самоуправления или представителей исполнительной власти, производится осмотр складских, производственных, торговых и других служебным помещений, а также мест хранения или использования имущества организации.

    Представители органов полиции также имеют право на осмотр средств транспорта, который должен проводиться в присутствии владельца транспортного средства и двух понятых. Следует учесть, что в неотложных случаях досмотр может производиться и в отсутствии владельца транспортного средства.

    Сотрудники полиции имеют право ознакомиться и изучить документы граждан и организаций на денежные средства и материальные ценности, а также могут временно изъять их, но в этом случае обязательно составление описи документов и протокола. Изъятие производится, если имеются основания полагать, что документы могут быть изменены либо подменены, сокрыты или уничтожены. Органы полиции могут изымать документы на срок, не превышающий семь суток, а в случае, если изъятие приводит к приостановке деятельности проверяемой организации, документы могут быть изъяты на срок не более двух суток.

    Полномочия сотрудников полиции позволяют им требовать проведения ревизий и проверок хозяйственной, финансовой и производственной деятельности организации, производить изъятие образцов продукции или сырья, из которого она изготавливается, а также опечатывать различные помещения, места хранения документов, кассы и т. п. Также как и в случае с изъятием документов опечатывать помещения можно на срок не более семи дней или сорока восьми часов, если это приводит к приостановке деятельности организации.

    Следует помнить, что органы внутренних дел имеют право проверить вашу организацию или вас, если имеются данные о правонарушениях с вашей стороны, либо если правонарушение, например, невыдача чека, была замечена сотрудником милиции лично.

    Данные о правонарушениях должны быть официальными, ни в коем случае не анонимными. Они обязательно должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части Районного Управления Внутренних дел, а письма и заявления регистрируются в журнале секретариата. На основании зарегистрированных данных о правонарушениях сотрудникам органов внутренних дел дается право на проверку полицией конкретной организации, с обязательным указанием мотивов, которые привели к проверке. Следует подчеркнуть, что направление дается на проверку именно конкретной организации, если направление отсутствует, то составленные во время проверки протоколы не имеют юридической силы.

    Если же сотрудник полиции лично зафиксировал правонарушение, он обязан принять меры к его устранению. В этом случае направление не требуется.

    Сотрудники полиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении, принимать меры, допустимые законом, такие как, например, административное задержание.

    Полиция имеет право проверять такие документы, как удостоверение личности (паспорт), лицензии, свидетельство о регистрации деятельности предпринимателя, правоустанавливающие документы (патенты и пр.), кассовый журнал, сертификаты, накладные и тому подобную документацию.

    Сотрудники внутренних органов, проверяющие наличие документов, не имеют право давать им правовую оценку. Они обязаны по выявленным нарушениям составить акты и передать их в соответствующие органы (например, Госсанэпиднадзор или налоговая инспекция), которые уполномочены к принятию мер по данным правонарушениям. Например, проверка наличия у предпринимателей санитарных книжек не входит в полномочия сотрудников полиции, такое право предоставляется, согласно действующему законодательству, только сотрудникам Роспотребнадзора.

    Полиция может изъять документацию на денежные средства, материальные ценности, финансовые и кредитные операции. Такое право предоставляется им только в тех случаях, когда объектом правонарушения является сама документация.

    Сотрудники полиции не имеют права изымать лицензии, регистрационные свидетельства, гигиенические заключение на сырье или товар, сертификаты соответствия и т. п.

    Также сотрудники полиции имеют право наложить на должностное лицо административное взыскание (штраф) за продажу товара без соответствующих документов или без применения ККТ, и незаконную торговлю товарами, реализация которых ограничена, либо запрещена. За такие правонарушения можно получить штраф от трех до четырех тысяч рублей.

    Как можно заметить, что сотрудники полиции обладают довольно обширными полномочиями.

    Будьте бдительны и соблюдайте следующие процедуры при проведении проверки предприятия:

    ? При появлении сотрудников полиции на предприятии проверьте у каждого из них удостоверения полицейского, установленного образца.

    ? Перепишите установочные данные сотрудников полиции (ФИО, должность, подразделение и номер удостоверения).

    ? Удостоверения полицейского сотрудники полиции обязаны предъявить представителю юридического лица.

    ? Потребуйте от сотрудников полиции предъявить в письменном виде распоряжение руководителя органа полиции о проведении проверки предприятия.

    ? Сотрудники полиции обязаны предъявить соответствующее распоряжение представителю предприятия, а также обязаны предоставить представителю предприятия копию указанного документа.

    ? Ни при каких обстоятельствах не оказывайте сотрудникам полиции при проведении проверки силового противодействия, так как по звонку полиции могут быть вызваны сотрудники отряда специального назначения, которые вправе применять, в т. ч. физическую силу, что они с удовольствием и сделают.

    ? Более того, в случае оказания противодействия сотрудникам полиции при исполнении служебных обязанностей виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    ? По требованию сотрудников полиции предоставьте в их распоряжение все необходимые документы, предметы, материалы и др. для проведения проверки.

    ? Сотрудники полиции в целях проверки вправе изъять документы (их подлинники), предметы, материалы. Изъятие документов должно быть оформлено протоколом. Копию протокола изъятия получите в распоряжение предприятия.

    ? В случае изъятия подлинников документов снимите копии изымаемых документов для предприятия.

    ? Сотрудникам полиции по их требованию предоставьте возможность осмотреть все интересующие их помещения.

    ? Сотрудники полиции вправе провести опрос или допрос работников предприятия по существу проводимой проверки.

    ? При этом каждый работник предприятия может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

    ? По результатам проведения проверки предприятия, при достаточных на то основаниях, обжалуйте действия сотрудников полиции руководителю органа, проводившего проверку или в прокуратуру.

    Похожие записи:

    • Договор через доверенное лицо образец Договор купли продажи квартиры Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович , пол: мужской , год прождения: 03 апреля 1970 года , место рождения: город Москва , зарегистрированный по адресу: город […]
    • Полномочия главы администрации города пензы Личности | Глава администрации г. Пензы Виктор Кувайцев Виктор Николаевич Кувайцев родился 2 января 1959 года в селе Рахмановка Вадинского района. В 1995 году он окончил Пензенский сельскохозяйственный институт по специальности «механизация […]
    • Закон о защите прав пенсионеров Социальная защита Российское законодательство Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности. Представлен документ с учетом поправок, внесенных […]
    • Приказ минздравмедпрома рф от 14031996 г 90 Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ […]
    • Льготы ветеранам труда гМосквы Полный перечень льгот ветеранам труда в Москве в 2019 году Почетное звание «Ветеран труда», присваивается, согласно ст. 7 Федерального закона от 12. 01. 1995 № 5-ФЗ, людям с многолетним трудовым стажем, отмеченным государственными наградами СССР […]
    • Приказ мз иркутской области Приказ Министерства здравоохранения Иркутской области от 27 июня 2017 г. N 43-мпр "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Иркутской области от 24 июня 2011 года N 73-мпр" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства […]