Полномочия третейский судья

Третейское разбирательство в Российской Федерации

Статус третейского судьи и его полномочия

Третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.

Его правовое положение и статус определяются комплексом норм Закона о третейских судах.

В ходе разбирательства дела судья третейского суда должен обеспечить справедливое и беспристрастное рассмотрение спора сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

Основной обязанностью третейского судьи является вынесение итогового решения. Вынесение решения является правоприменительной деятельностью, и по этой причине законодатель наделяет третейских судей целым комплексом процессуальных полномочий. Процессуальные полномочия третейских судей производны от их участия в разбирательстве дела в составе третейского суда. Так, третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства, может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.

Закон требует от третейских судей, чтобы вынесенное ими решение было юридически исполнимо. Вместе с тем состав третейского суда наделен определенными полномочиями и для обеспечения фактического исполнения решения. Третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, какие он считает необходимыми, может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

Осуществление третейскими судьями своих полномочий обеспечивается комплексом правовых гарантий. Так, третейский судья обладает свидетельским иммунитетом: он не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства. Вместе с тем и по своей инициативе третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.

Третейский судья вправе требовать уплаты гонорара, возмещения расходов, понесенных в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходов на оплату проезда к месту рассмотрения спора, расходов, понесенных в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения. Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

Третейское разбирательство в Российской Федерации

Основные требования к судьям третейских судов

Требования, предъявляемые к третейскому судье, определены в ст. 8 Закона о третейских судах. Третейским судьей может быть избрано (назначено) физическое лицо, давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи и обладающее в совокупности следующими признаками:

  • способностью обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон;
  • отсутствием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела;
  • независимостью от сторон третейского разбирательства.

Законом определены минимальные требования к личности и к квалификации кандидата в третейские судьи.

Требования к личности. По общему правилу судьями третейского суда могут быть избраны совершеннолетние граждане, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон при отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела и независимые от сторон третейского разбирательства. Закон не препятствует иностранным гражданам и лицам без гражданства выступать в качестве третейских судей.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое:

  • не обладает полной дееспособностью;
  • состоит под опекой или попечительством;
  • имеет неснятую или непогашенную судимость;
  • привлечено к уголовной ответственности.

Третейским судьей не может выступать гражданин, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью. Основания для прекращения полномочий предусмотрены ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», п. 2 ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», абз. 5 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, пп. «в» и «г» п. 1 ст. 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

Ни стороны, ни постоянно действующие третейские суды не располагают возможностями по проверке сведений, препятствующих избранию (назначению) гражданина судьей третейского суда. Гарантией выполнения требований к личности является норма п. 1 ст. 12 Закона о третейских судах, в соответствии с которой в случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей третейского судьи.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей. В данном случае речь идет о тех должностных лицах, которым законодатель запрещает заниматься иной деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой. Перечень их в настоящее время довольно широк.

Третейскими судьями не могут быть:

  1. судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов (п. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
  2. судьи в отставке (в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 этого Закона, согласно которому судья не вправе быть третейским судьей 1 См.: Пункт 15 Разъяснений Высшей квалификационной коллегии сулей Российской Федерации от 18 марта 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2004. № 6. );
  3. мировые судьи (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);
  4. судьи Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
  5. сотрудники органов прокуратуры (п. 5 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  6. нотариусы (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);
  7. члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  8. председатель, заместители председателя и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации (ст. 5 и 6 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»);
  9. депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации, работающие на постоянной основе (ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
  10. осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления (п. 7 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
  11. муниципальные служащие, замещающие должность главы местной администрации по контракту (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  12. сотрудники органов внутренних дел (ч. 2 ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденною Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»);
  13. сотрудники милиции (ст. 20 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»);
  14. сотрудники таможенных органов (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);
  15. военнослужащие (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
  16. лица начальствующего состава и служащие федеральной фельдъегерской связи (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»).

В настоящее время не имеется оснований для отказа государственным гражданским служащим и муниципальным служащим, за исключением указанных выше, в возможности быть судьей третейского суда в тех случаях, когда это не приводит к конфликту интересов и не влечет нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Читайте так же:  Уведомление на увольнение работника за прогул

Требования к квалификации. Третейское разбирательство гражданских дел является юрисдикционной деятельностью. Соблюдение минимальных стандартов этой деятельности требует от состава третейского суда глубоких знаний и практических навыков применения норм процессуального права. По этой причине законодателем установлено требование о том, что третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Дополнительные требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства. Например, в соответствии со ст. 4 Регламента Третейского суда при ТПП РФ арбитрами могут быть избраны (назначены) физические лица, обладающие необходимыми знаниями в области отношений, служащих предметом подведомственных суду споров.

Условия, ограничивающие участие конкретных лиц в рассмотрении споров. Любое лицо, отвечающее установленным законом требованиям, может быть избрано (назначено) сторонами на роль третейского судьи. Вместе с тем при определенных условиях в целях обеспечения требований справедливой процедуры участие определенных лиц в рассмотрении и разрешении спора ограничивается. Это связано с предположениями об их неспособности обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон под влиянием ряда факторов; наличием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела; отсутствием независимости от сторон третейского разбирательства.

Советом Международной ассоциации юристов (МАЮ) в 2004 г. было одобрено Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже (далее — Руководство), подготовленное Рабочей группой Комитета по арбитражу и альтернативному разрешению споров МАЮ 2 Перевод официального текста Руководства, подготовленный юридической фирмой «Бейкер и Макензи», см.: Третейский суд. 2008. №2. С. 33-52. В дальнейшем текст цитируется в сокращении по указанному источнику. . Руководство содержит общие стандарты, касающиеся беспристрастности, независимости и раскрытия фактов, а также указания к их практическому применению. По итогам анализа судебной практики многих стран были сформированы перечни возможных случаев (Красный, Оранжевый и Зеленый перечни), которые должны подсказывать арбитрам, сторонам и государственным судам, какие именно ситуации составляют конфликт интересов и подлежат раскрытию, а какие — нет.

Красный перечень состоит из двух частей — безусловного Красного перечня и условного Красного перечня. Данные перечни представляют собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые с учетом обстоятельств каждого конкретного дела вызывают обоснованные сомнения в беспристрастности и независимости арбитра, т.е. подразумевают в данных обстоятельствах наличие объективного конфликта интересов с точки зрения разумного третьего лица, обладающего знанием соответствующих фактов.

В безусловный Красный перечень включены следующие факты:

  • тождественность между стороной и арбитром, арбитр в силу закона является представителем лица — стороны в арбитражном разбирательстве;
  • третейский судья обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на одну из сторон (является менеджером. директором и т.д.);
  • третейский судья имеет существенные финансовые интересы в одной из сторон или в конечном результате рассматриваемого дела;
  • третейский судья оказывает на регулярной основе юридические услуги одной из сторон, одному из ее аффилированных лиц.

В условный Красный перечень включены факты, свидетельствующие о (1) связи арбитра с рассматриваемым спором, (2) наличии у него прямого или косвенного интереса в деле, (3) связи арбитра со сторонами или их представителями. К первой группе отнесены факты оказания третейским судьей одной из сторон юридической консультации (экспертной оценки) по существу рассматриваемого спора, а также факты привлечения третейского судьи ранее к рассмотрению дела. Вторую группу образуют факты прямого или косвенного владения арбитром акциями и долями одной из сторон (ее аффилированного лица), наличия у близкого родственника арбитра существенного имущественного интереса, зависящего от результатов рассмотрения дела.

К третьей группе отнесены следующие обстоятельства:

  • третейский судья представляет интересы одной из сторон (ее аффилированное лицо), представляет юридическую фирму, действующую в качестве представителя одной из сторон;
  • третейский судья и представитель одной из сторон являются сотрудниками одной организации;
  • третейский судья обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на аффилированное лицо одной из сторон (является менеджером, директором и т.д.);
  • третейский судья имеет тесные родственные связи с одной из сторон, с ее представителем или с руководящим работником, который может оказывать влияние на одну из сторон (ее аффилированное лицо);
  • один из ближайших родственников третейского судьи имеет существенные финансовые интересы в одной из сторон (ее аффилированном лице).

Оранжевый перечень представляет собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые, с учетом обстоятельств каждого конкретного дела и, по мнению сторон, могут вызвать обоснованные сомнения в беспристрастности арбитра. В него включены: ранее оказывавшиеся арбитром, а также текущие услуги одной из сторон, связь между арбитром и другим арбитром или представителем (через юридическую фирму, родственные и дружеские связи), между арбитром и стороной и другими участниками арбитражного процесса, некоторые иные обстоятельства (публичное выступление в пользу определенной позиции по текущему арбитражному разбирательству, факт замещения арбитром должности в арбитражном институте с полномочиями назначения арбитра по данному спору и др.).

В Зеленом перечне не исчерпывающе перечислены конкретные ситуации, где с объективной точки зрения ни внешне, ни фактически не присутствует какой бы то ни было конфликт интересов. К ним относятся факты вынесения арбитром ранее юридических заключений, его предшествующее выступление против одной из сторон, незначительные по характеру контакты с другим арбитром, представителем и одной из сторон (например, членство в одной профессиональной ассоциации или общественной организации).

Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже может оказаться востребованным и для решения вопросов, возникающих во внутреннем третейском разбирательстве.

Фактами, свидетельствующими о существовании нецелесообразных связей между арбитрами и представителями одной из сторон арбитражного разбирательства, дающими основание для появления сомнений в беспристрастности и независимости арбитров, Высшим Арбитражным Судом РФ были признаны обстоятельства, при которых арбитры принимали участие в коммерческих семинарах и международных конференциях, организованных и оплаченных представителем стороны, о чем не сообщили одной из сторон третейского разбирательства.

Федеральным арбитражным судом Московского округа нарушением принципов независимости и беспристрастности было признано рассмотрение спора единолично председателем третейского суда без согласования сторон, при том, что он был утвержден на должность финансовым директором организации, являющейся одновременно учредителем истца по третейскому делу 3 См.: Постановление ФАС Московского округа от 15 октября 2007 г. № КГ- А40/10444-07 по делу № А40-25588/07-8-248. .

Третейский суд: понятие, виды, порядок образования, полномочия, третейский судья.

Третейский суд по законодательству России представляет собой не государственный судебный орган, образованный в целях рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений. Является одной из альтернатив судам общей юрисдикции и арбитражному суду.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002г. № 102-ФЗ, третейские суды в РФ могут быть образованы двух видов:

1. Первый вид — постоянно действующие третейские суды.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами). Следовательно, постоянные третейские суды могут быть образованы любой организацией или юридическим лицом.

Третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянный третейский суд считается образованным, если организация — юридическое лицо:

◾приняла решение об образовании постоянно действующего суда,

◾утвердила положение о третейском суде,

◾утвердила список судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация — юридическое лицо, которое,образовало постоянно действующий третейский суд направляет, в компетентный суд копии документов, свидетельствующих об образовании постоянного третейского суда.

2. Второй вид — третейский суд, образованный для разрешения конкретного спора (суд для конкретного, частного случая).

Компетенция третейского суда выражается в соглашении сторон. В данном соглашении стороны определяют конкретный третейский суд, либо порядок его образования.

Третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного документа, а также в виде третейской оговорки в соответствующем разделе, статье договора или дополнительном соглашении к нему.

Соглашение может быть заключено на любой стадии спора, а также когда дело принято к производству арбитражного суда или суда общей юрисдикции (однако до принятия решения суда по первой инстанции).

Третейское соглашение можно разделить на следующие виды:

Пример: «Любые споры по договору передаются на разрешение в /название и адрес третейского суда/.»

Пример: «Любые споры по договору по выбору Истца передаются на разрешение /название и адрес третейского суда/ или /название арбитражного суда или суда общей юрисдикции/.»

Пример: «Спор связанный с взысканием неустойки по договору передается на разрешение /название и адрес третейского суда/. Все остальные споры подлежат рассмотрению в соответствии с арбитражным процессуальным кодексом (АПК) РФ.»

Читайте так же:  Адвокат кемеровская область

Важно отметить! Если в соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то это решение может быть оспорено, участвующей в деле стороной. Вынесенное решение можно оспорить в течение 3 месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

Очень часто бывает, что подписывая договор Вы не обращаете внимание, на отдельные его положения. А именно в договоре может быть предусмотрена оговорка о передаче спора в третейский суд, который Вам неизвестен, а Вашему контрагенту известен. Необходимо помнить, третейский суд является не государственным судебным органом. Следствием может быть то, что данный суд рассмотрит Ваше дело в обход принципа беспристрастности по тем или иным причинам. Во избежании подобных случаев рекомендуется уже на начальном этапе обращаться за разрешением спора в третейском суде к профессиональному юристу

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ: порядок образования, споры, разрешаемые этими органами, взаимодействие с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Данный арбитраж создается согласно Закону РФ «О Международном коммерческом арбитраже» для разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли. В его состав входят Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате. Оба эти органа самостоятельные и постоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды).

Международный коммерческий арбитражный судосуществляет свою деятельность на основе упомянутого Закона и в соответствии с регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой, которая устанавливает ставки арбитражных сборов, размер гонораров арбитров и других расходов.

В Международный коммерческий арбитражный суд по соглашению сторон передаются споры:

– из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;

– предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории России, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.

Гражданско-правовые споры включают, в частности, отношения по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товаров, перевозке грузов и пассажиров, и другим формам предпринимательской кооперации.

Решения Международного коммерческого арбитражного суда исполняются сторонами в определенные судом сроки. Не исполненные в срок решения приводятся в исполнение в соответствии с законами и международными договорами.

Морская арбитражная комиссияосуществляет свою деятельность согласно упомянутому закону и с учетом регламента, утвержденного Торгово-промышленной палатой.

Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из договоров, которые регулируют вопросы торгового мореплавания, независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты только российского или российского и иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:

– по фрахтованию судов и морской перевозке грузов;

– морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

– морскому страхованию или перестрахованию;

– спасению морских судов, а также по спасению в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

–связанных с подъемом затонувших судов и иного имущества;

Споры принимаются к рассмотрению по согласованию сторон, решения исполняются сторонами добровольно. В необходимых случаях решения приводятся в исполнение принудительно, в соответствии с действующим законодательством.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Для кандидатов в Автономные Третейские судьи

Порядок наделения Третейских судей полномочиями, требования к кандидатам на должность Третейского судьи и порядок их отбора

Порядок наделения полномочиями Третейских судей

Автономные Третейские судьи зачисляются в состав Коллегии Председателем Коллегии Третейского суда на три года. Список Автономных Третейских судей публикуется на сайте Коллегии Третейского суда и в Едином Реестре Автономных третейских судей на сайте Союза Третейских Судов» http://souz-u-t-s.ru/souz/.
Никаких вступительных сборов или взносов Автономные Третейские судьи в нашей Коллегии не платят!

Коллегия с Автономным Третейским судьей заключает гражданско-правовой «Договор об оказании материально-технического сопровождения при осуществлении третейского разбирательства», на три года (с запретом на ведение судьей третейских разбирательств, которые не сопровождаются Коллегией). И договор о соблюдении конфиденциальности на десять лет.

Требования, предъявляемые к кандидату в члены Коллегии Арбитражного третейского суда г. Москвы:

В соответствии и по смыслу Федерального закона № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон) Автономным Третейским судьей может быть гражданин Российской Федерации:

— имеющий высшее юридическое образование;
— обладающий полной дееспособностью, не состоящий под опекой или попечительством.
— не имеющий судимости, не привлеченный к уголовной ответственности.
— не являющийся лицом, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.
— не являющийся лицом, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

ОСОБОЕ ТРЕБОВАНИЕ: кандидат должен не менее 5 раз участвовать в третейских разбирательствах Автономных Третейских судей — членов Коллегии Арбитражного третейского суда г. Москвы, в качестве ПРЕДСТАВИТЕЛЯ любой из сторон. Нам необходимо быть уверенным в наличии у кандидата практических знаний об особенностях третейского судопроизводства в нашем Коллегии!

При соответствии требованиям, указанным выше:

Автономным Третейским судьей — членом Коллегии Арбитражного третейского Суда г. Москвы может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности в определенной отрасли экономики (финансово-кредитной, строительно-промышленной, гос. закупок) не менее 5 лет;

Кандидатом на должность Автономного Третейского судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, имеющее иные заболевания, препятствующих осуществлению полномочий третейского судьи.

Предварительный отбор кандидатов на должность Автономного Третейского судьи осуществляется на основе собеседования с Председателем Коллегии Третейского суда.

Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической специальности и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность третейского судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность Автономного Третейского судьи-члена Коллегии, обратившись для этого к Председателю Коллегии Третейского суда с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления представляются следующие документы:

1. Анкета;
2. Автобиография;
3. Паспорт;
4. Трудовая книжка, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
5. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
6. Свидетельство о постановке физического лица на учёт в налоговом органе по месту жительства (ИНН);
7. Документы воинского учёта;
8. Документы об образовании;
9. Документ о профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении учёной степени (если таковые имеются);
10. Медицинский страховой полис;
11. Медицинское заключение об отсутствии заболевания — справка формы 001-ГС/у, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров;
12. Справка из МВД об отсутствии судимости.
14. Фотография цветная 3х4 (2 шт.)

Обращаем Ваше внимание на то, что если копии документов не заверены нотариусом, необходимо представить оригиналы документов.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамены состоит из представителей крупнейших профессиональных сообществ экономики России, таких как Ассоциация Строителей России, Ассоциация Региональных Банков России и др., представителей сферы гос. закупок, Федеральных и региональных органов государственной власти. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность Автономного третейского судьи — члена Коллегии — в течение всего времени пребывания его в качестве Автономного Третейского судьи.

Председатель Коллегии Третейского суда организует проверку достоверности документов, представленных претендентом, и содержащихся в них сведений.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, претендующего на должность члена Коллегии, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена, Председатель Коллегии Третейского суда принимает решение о назначении кандидата на должность члена Коллегии.

Если гражданин, претендующий на должность члена Коллегии, не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам, Председатель Коллегии Третейского суда принимает в отношении этого гражданина мотивированное решение об отказе в назначении его на должность.

Гражданин не может быть назначен на должность члена Коллегии, если в результате проверки представленных им документов и содержащихся в них сведений, установлена их недостоверность.

Председатель Коллегии Третейского суда досрочно прекращает полномочия Автономного Третейского судьи-члена Коллегии, если впоследствии выявлены нарушения требований к третейским судьям, предусмотренных Законом, или в случае нарушения .»Договора об оказании материально-технического сопровождения при осуществлении третейского разбирательства».

Читайте так же:  Малиновского 8 нотариус

Справки по тел. 8 (499) 501-15-90 доб. 11.

ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ

Словарь финансовых терминов .

Смотреть что такое «ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ» в других словарях:

Третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;. Источник: Федеральный закон от 24.07.2002 N 102 ФЗ (ред. от 21.11.2011) О третейских судах в Российской Федерации … Официальная терминология

третейский судья — посредник, арбитр Словарь русских синонимов. третейский судья сущ., кол во синонимов: 2 • арбитр (8) • … Словарь синонимов

Третейский судья — (лат. tertius interveniens; англ. arbitrator, arbiter) в РФ физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей Т.е. Стороны могут по своему усмотрению согласовать порядок назначения Т.е. для рассмотрения… … Энциклопедия права

ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ — см. АРБИТР. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ — АРБИТР … Юридическая энциклопедия

Третейский судья — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетн … Википедия

Третейский судья — третья сторона в конфликте, Наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Третейский судья — (лат. tertius interveniens; англ. arbitrator, arbiter) в РФ физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей Т.е. Стороны могут по своему усмотрению согласовать порядок назначения Т.е. для рассмотрения… … Большой юридический словарь

ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ — (см. АРБИТР) … Энциклопедический словарь экономики и права

третейский судья — Syn: посредник, арбитр (оф.) … Тезаурус русской деловой лексики

АРБИТР (ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ) И ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • • законодательные требования, предъявляемые к арбитру;
  • • порядок избрания (назначения) арбитра;
  • • порядок и основания отвода и самоотвода арбитра;
  • • порядок прекращения полномочий арбитра;
  • • порядок и основания замены арбитра;
  • • основания ответственности арбитра; уметь
  • • анализировать нормы законодательства, устанавливающие требования к арбитру;
  • • проводить анализ норм закона об отводе и самоотводе арбитра;
  • • изучать и анализировать акты государственных судов и арбитражных учреждений, в которых выявляются основания для отвода арбитров;
  • • анализировать нормы закона об ответственности арбитра; владеть навыками
  • • оперирования основными понятиями законодательства, устанавливающего основания отвода арбитра;
  • • проведения научной работы в области исследования оснований для отвода арбитра.

Требования к арбитру

Личность арбитра имеет чрезвычайно важное значение для третейского разбирательства. Арбитр, как и судья государственного суда, должен обладать как профессиональными, так и личностными качествами, которые позволяли бы ему обеспечивать справедливое и законное разрешение рассматриваемого спора.

Хотя право выбора арбитра принадлежит участникам разбирательства, одного волеизъявления сторон недостаточно для того, чтобы лицо обрело статус третейского судьи. В частности, требования к лицу, которое может быть арбитром, сформулированы в законе. Эти требования носят императивный характер и не могут быть изменены соглашением сторон. Однако стороны вправе установить дополнительные требования, включая требования к квалификации, которым должно соответствовать лицо, разрешающее спор (ч. 1 ст. 11 Закона об арбитраже (третейском разбирательстве)).

Требования, предъявляемые к третейскому судье, по своему содержанию различны, и их можно разделить с некоторой долей условности на сущностные и формальные.

Самое главное требование, которому должен отвечать третейский судья, — это его возможность и способность обеспечить беспристрастное, независимое, справедливое и законное разрешение переданного ему на разрешение спора. Неслучайно в старину единственное постоянное качество, которое должно было присутствовать в третейском судье, заключалось «в названии их добрыми людьми» 1 .

Указанное требование не основывается и не может основываться на каких-либо формальных признаках. Третейский судья должен отличаться личностными, профессиональными качествами, которые свидетельствовали бы о его человеческой и интеллектуальной зрелости, о наличии необходимого жизненного опыта и моральной подготовленности к сложному процессу разрешения споров, возникающих между иными лицами.

Что касается формальных законодательных требований к арбитру, то они состоят в следующем. Прежде всего арбитром может быть только физическое лицо. Юридическое лицо не может быть наделено статусом третейского судьи.

Если стороны не договорились об ином, арбитр, разрешающий спор единолично (в случае коллегиального разрешения спора — председатель третейского суда), должен соответствовать одному из следующих требований: 1) иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории РФ дипломом установленного образца; 2) иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории РФ.

В случае коллегиального разрешения спора стороны арбитража могут договориться о том, что председатель третейского суда может быть без высшего юридического образования, при условии что в состав третейского суда будет входить арбитр, соответствующий указанным требованиям. Следует отметить, что международные акты (например, Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ) не устанавливают требований к профессиональной квалификации арбитра, исходя из того, что «это дело сторон, назначением определенных лиц предопределить качество арбитражного разбирательства» [1] [2] . Таким образом, стороны могут предусмотреть любые требования к профессиональной квалификации арбитров.

Третейским судьей может быть лицо, обладающее определенным физическим статусом. Так, в законодательстве существуют ограничения, согласно которым арбитром не может быть лицо, не достигшее возраста 25 лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена.

Законодательно установлены и определенные ограничения, основанные на «социальных дефектах» личности. Так, арбитром не может быть физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость. Арбитром не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

Кроме того, третейскими судьями не могут быть лица, наделенные определенным публичным должностным статусом, которые в соответствии со специальными законами ограничены в возможности заниматься иной деятельностью. Так, третейскими судьями не могут быть государственные судьи, прокуроры, следователи и некоторые другие категории лиц, наделенных властными полномочиями.

Не является препятствием лица выступить в качестве арбитра его гражданство. Закон (ч. 1 ст. 11 Закона об арбитраже (третейском разбирательстве)) специально подчериквает это, оговорив, однако, что иное может быть установлено соглашением сторон. Этот вопрос в большей степени актуален для международного коммерческого арбитража, поскольку одна из заинтересованных сторон может сомневаться в непредвзятости арбитра, если он является гражданином того государства, которому принадлежит противоположная сторона.

Законодатель оставил открытым перечень тех требований, которые могут быть предъявлены к арбитру, предоставив сторонам возможность устанавливать дополнительные требования.

  • [1] Дювернуа И. Л. Источники права и суд в Древней Руси: опыты по истории русскогогражданского права. СПб., 2004. С. 327.
  • [2] Васильев Е. А. Арбитражное соглашение и новый Регламент МКАС // Международныйкоммерческий арбитраж: современные проблемы и решения : сб. ст. к 75-летию Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ / под ред. А. С. Комарова. С.101.

Похожие записи:

  • Ук статья 109 часть 2 Статья 109. Причинение смерти по неосторожности 1. Причинение смерти по неосторожности — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, […]
  • Как оплатить налог на имущество если нет квитанции 2019 Как оплатить транспортный налог на машину без квитанции? Любой владелец автомобиля сталкивался с ситуацией, когда оплачивать транспортный налог необходимо, а вот специальный документ, который требуется для проведения платежа, отсутствует. Отсюда […]
  • Жалоба на организацию в фсс Обращение в Фонд Для направления обращения, отслеживания хода рассмотрения обращения, либо записи на личный прием к работникам Фонда Вы можете воспользоваться новой версией электронной приемной, либо заполнить форму обращения, приведенную ниже […]
  • Расчет осаго и каско в росгосстрахе Как купить ОСАГО в СК Росгосстрах онлайн С начала прошлого года в силу вступил новый закон, позволяющий оформлять страховые полисы ОСАГО в онлайн режиме. Такая услуга сразу набрала популярность среди владельцев транспортных средств, идущих в ногу […]
  • Приказ об отмене лимита кассы для ип Приказ об отмене лимита кассы Проверки контролирующих организаций включают в себя изучение первичной документации. Приказ об отмене лимита кассы может стать принципиально важной бумагой. Его отсутствие способно привести компанию или должностное […]
  • Льготы детям полусиротам Какие положены льготы детям войны и как их получить? Детьми войны считаются люди, которые пережили тяжелое время Великой Отечественной. В эту категорию входят граждане, которые не принимали прямого участия в боевых действиях, тем не менее они […]