Претензия от экспедитора клиенту

Формы документов

Новости от партнеров

Популярные документы

Претензия экспедитору

При получении груза с СВХ Обществом с ограниченной ответственностью «А» было обнаружено повреждение груза, перевозимого в рамках договора транспортной экспедиции N ____ от «__» ___________ 20__ г., а именно ____________, о чем «__» _______ 20__ г. между представителями экспедитора и клиента был составлен акт.

Согласно п. ___ договора транспортной экспедиции N ___ от «__» ___________ 20__ г., заключенного между ООО «А» и ООО «В» (экспедитором), в обязанности ООО «В» входит организация перевозки и экспедирования грузов.

В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь N 124-З от 13.06.2006 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его от грузоотправителя до момента передачи его грузополучателю.

В соответствии со ст. 757 ГК Республики Беларусь, ст. 22 Закона Республики Беларусь N 124-З от 13.06.2006 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», ООО «А» письменно сообщило сведения, необходимые для исполнения экспедитором своих обязательств по договору, требования о перевозке груза, в том числе указало на невозможность его штабелирования.

В нарушение указаний клиента груз штабелировался.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что поврежденный груз не подлежит восстановлению,

в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии возместить ООО «А» ущерб в размере стоимости поврежденного груза, а именно в сумме ______, в противном случае ООО «А» вынуждено будет обратиться за защитой своих прав и законных интересов в хозяйственный суд, с отнесением всех судебных издержек на ООО «В».

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

См. комментарий к статье 12 настоящего Федерального закона

Претензия от экспедитора клиенту

Добрый день, уважаемый форум!

прошу поделится накопленным вековым опытом! ))

Ситуация следующая: экспедируем поставку CIF Восточный — Москва, склад (1*40). Клиент не оплачивает счета за ТЭО, гигантский простой в порту (2,5 мес.), демередж (более 80суток), досмотры и тп. И похоже не собирается, т.к. денег нет и клиент оказался кидалой. Причем кидает не только нас, но и своих клиентов. Продал груз нескольким людям одновременно. И сейчас куча людей ждущих свои мотоциклы и запчасти пытаются вернуть свои деньги и застопорить контейнер законным и незаконным путем. Сейчас он пришел на станцию, но мы его не хотим вывозить на склад клиента до оплаты счетов.
Так вот из всего этого сумбура — сталкивались ли с подобными ситуациями и как поступали? можно ли забрать груз нам, если клиент напишет отказное письмо?
ну и вообще мысли вслух приветствуются.

Добрый день, уважаемый форум!

прошу поделится накопленным вековым опытом! ))

Ситуация следующая: экспедируем поставку CIF Восточный — Москва, склад (1*40). Клиент не оплачивает счета за ТЭО, гигантский простой в порту (2,5 мес.), демередж (более 80суток), досмотры и тп. И похоже не собирается, т.к. денег нет и клиент оказался кидалой. Причем кидает не только нас, но и своих клиентов. Продал груз нескольким людям одновременно. И сейчас куча людей ждущих свои мотоциклы и запчасти пытаются вернуть свои деньги и застопорить контейнер законным и незаконным путем. Сейчас он пришел на станцию, но мы его не хотим вывозить на склад клиента до оплаты счетов.
Так вот из всего этого сумбура — сталкивались ли с подобными ситуациями и как поступали? можно ли забрать груз нам, если клиент напишет отказное письмо?
ну и вообще мысли вслух приветствуются.

Не надо ничего вывозить до победного конца. Дмр и хранение распределить по клиентам, адекваты заплатят, неадекваты идут лесом. У них комм.отношения с заказчиком перевозки, пускай с него неустойку требуют. Перевозчик тут чем провинился?

Добрый день, уважаемый форум!

прошу поделится накопленным вековым опытом! ))

Ситуация следующая: экспедируем поставку CIF Восточный — Москва, склад (1*40). Клиент не оплачивает счета за ТЭО, гигантский простой в порту (2,5 мес.), демередж (более 80суток), досмотры и тп. И похоже не собирается, т.к. денег нет и клиент оказался кидалой. Причем кидает не только нас, но и своих клиентов. Продал груз нескольким людям одновременно. И сейчас куча людей ждущих свои мотоциклы и запчасти пытаются вернуть свои деньги и застопорить контейнер законным и незаконным путем. Сейчас он пришел на станцию, но мы его не хотим вывозить на склад клиента до оплаты счетов.
Так вот из всего этого сумбура — сталкивались ли с подобными ситуациями и как поступали? можно ли забрать груз нам, если клиент напишет отказное письмо?
ну и вообще мысли вслух приветствуются.

В договоре, должен был быть пункт- при неоплате счета за перевозку, Экспедитор вправе задержать груз, до момента оплаты. И второй пункт- За порчу груза, при хранении возникшего
из-за неоплаты счетов за перевозку, ответственность несет Клиент,
Как то примерно так. В нашем стандартном договоре это есть.
Если этого нет, Вы можете получить неоднозначный результат по суду. Если до этого дойдет

Не надо ничего вывозить до победного конца. Дмр и хранение распределить по клиентам, адекваты заплатят, неадекваты идут лесом. У них комм.отношения с заказчиком перевозки, пускай с него неустойку требуют. Перевозчик тут чем провинился?

Только если в договоре есть соответствующие условия. В противном случае, при грамотных юристах со стороны заказчиков, экспедитор может погрязнуть в судах

Только если в договоре есть соответствующие условия. В противном случае, при грамотных юристах со стороны заказчиков, экспедитор может погрязнуть в судах

Исходя из приведенной информации, сложно понять, присутствует ли в этой схеме договор вообще.

В Российском законодательстве также есть данная норма (ст. 3 87-ФЗ) и в нашем договоре между нами (экспедитором) и СМС (нашим клиентом)есть условия о том, что мы можем удерживать груз до полной оплаты счетов

но вот что если они вообще не смогут заплатить.

В Российском законодательстве также есть данная норма (ст. 3 87-ФЗ) и в нашем договоре между нами (экспедитором) и СМС (нашим клиентом)есть условия о том, что мы можем удерживать груз до полной оплаты счетов

но вот что если они вообще не смогут заплатить.

Ищите тех, кто сможет. Товаровладельцев. Проводите переговоры. Разрешайте ситуацию путем нахождения консенсуса. Товар цел, клиенты наличествуют. Совершенно не фатальная ситуация.

Претензия к транспортной компании (потерян груз)

Основание для составления претензии к транспортной компании

Транспортная компания – это компания, занимающаяся деятельностью по организации перевозок грузов от грузоотправителя (клиента) к грузополучателю.

Деятельность транспортных компании регулируется ГК РФ главой 41 (ст. 801 — 806), ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ (далее – Закон о транспортно-экспедиционной деятельности).

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ между транспортной компании (экспедитором) и клиентом грузоотправителем или грузополучателем заключается договор транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор обязуется организовать перевозку груза.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по договору транспортной экспедиции, если не докажет, что это произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Читайте так же:  Жалоба на работу мфц москва

К ненадлежащему исполнению обязательств по договору транспортной экспедиции относятся:

  • утрата груза;
  • недостача груза;
  • повреждение (порча) груза;
  • нарушение срока доставки груза.

Согласно ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств экспедитором по договору транспортной экспедиции должна обязательно предъявляться претензия до обращения в суд (за исключением оказания экспедиционных услуг для нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности).

Кто может предъявлять претензию к транспортной компании

Претензия — это документ, направляемый стороне, не исполнившей своих обязательств, для урегулирования в досудебном порядке всех разногласий.

Согласно п. 2 ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предъявлять претензию экспедитору вправе:

  • клиент или уполномоченное им лицо;
  • получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции;
  • страховщик, приобретший право суброгации.

Выше перечисленные лица имеют право предъявить претензию к экспедитору в течение шести месяцев со дня возникновения данного права (п. 4 ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Содержание претензии по перевозки груза

Представленный образец претензии к транспортной компании предъявляется в письменной форме с указанием следующих данных:

  • сведения о составителе претензии;
  • сведения о получателе претензии;
  • номер договора транспортной экспедиции;
  • наименование груза, количество, вес и его стоимость;
  • дата и место отправки и получения груза;
  • сведения о грузоотправителе и о грузополучателе;
  • стоимость услуги за отправку груза;
  • обстоятельства ненадлежащего исполнения экспедитором обязательств по перевозке груза;
  • ссылки на законодательство;
  • размер убытков, понесенных из-за ненадлежащего исполнения услуг по перевозке груза;
  • требования о возмещении убытков;
  • и иные данные.

К претензии к транспортной компании должны быть приложены документы, которые подтверждают право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза (например, договор перевозки), в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии (п. 3 ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

С этим шаблоном часто используют:

Популярные документы и процедуры:

Сумма претензии: руб.

г. был заключен договор транспортной экспедиции № , в соответствии с условиями которого экспедитор (получатель претензии) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (отправителя претензии) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В соотвествии с накладной № от г. экспедитор принял на себя обязательства по организации доставки груза (далее по тексту — Груз) транспортом из в в срок с г. по г. Грузоотправитель: , грузополучатель: . Вес груза , объем , количество мест. Стоимость груза составляет руб. ( ), что подтверждается документом — .

Объявленная ценность Груза составляет руб. ( ).

г. экспедитору было выплачено вознаграждение в размере руб. ( ), что подтверждается документом — .

Груз адресатом получен г. полностью в поврежденном виде: , что подтверждается документом — .

На основании со ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.06.2003г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

В силу п. п. 1, 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Убытки в виде возмещения реального ущерба за повреждение груза составляют руб. ( ) — в размере объявленной ценности в связи с невозможностью восстановления поврежденного груза.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

Повреждением груза Истцу были причинены убытки в виде упущенной выгоды, а именно , на сумму руб. ( ).

На основании п.1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, прошу удовлетворить в добровльном порядке указанные в настоящей претензии требования. В противном случае буду вынужден(а) обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав с возложением на вас всех судебных расходов.

Приложения:

Копия договора транспортной экспедиции № от г.

Копия накладной № от г.

Копия документа, подтвержадющего стоимость груза — .

Копия документа об оплате вознаграждения — .

Претензии и иски в области транспортно-экспедиционных отношений (статья)

В настоящее время в области транспортно-экспедиционных отношений существуют как обязательный, так и добровольный претензионный порядок урегулирования споров — в зависимости от субъектного состава транспортно-экспедиционного обязательства. В Гражданском кодексе нет никакого упоминания об обязательном претензионном порядке урегулирования споров по договору транспортной экспедиции. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности вводит обязательный претензионный порядок урегулирования споров для клиента, осуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 12). Клиент, пользующийся экспедиционными услугами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, вправе обращаться в суд без соблюдения претензионного порядка. Соблюдение же экспедитором претензионного порядка урегулирования споров необязательно.

В литературе существуют противоположные позиции по вопросу претензионного порядка урегулирования споров в области экспедиционных отношений. Так, с одной стороны, справедливо отмечается, что «претензионные сроки всегда носили пресекательный характер и могли служить непреодолимым препятствием на пути предъявления требований к перевозчику в судебном порядке», а также, что претензионный порядок является искусственным, бюрократическим препятствием в осуществлении права на защиту своих интересов и не соответствует принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав. С другой стороны, также правильно отмечается, что необходимость введения претензионного порядка обусловлена «постоянной работой экспедитора в правовом поле перевозчика», а транспортными уставами (кодексами) предусматривается претензионный порядок урегулирования споров, вытекающих из договора перевозки груза.

Требование об обязательном предъявлении претензии к экспедитору, сроки и порядок предъявления претензии во многом заимствованы из транспортных уставов и кодексов. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает, что право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют следующие лица: во-первых, клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, вовторых, получатель груза и, в-третьих, страховщик, приобретший право суброгации (сп.2 ст. 12 Закона). Клиент должен предъявить претензию в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Перечень документов, прилагаемых к претензиям, не связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, Законом не установлен, но очевидно, что клиент должен приложить к претензии имеющиеся у него документы, подтверждающие заявленные требования и их размер.

Претензия должна быть предъявлена экспедитору в шестимесячный срок, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление претензии. Возникновение права на претензию Законом устанавливается не единообразно, а различно — в зависимости от вида нарушения. Так, при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза днем возникновения права на предъявление претензии считается день, следующий за днем, когда груз должен быть выдан. Если в отношении утраты груза подобное начало течения срока для предъявления претензии оправдано, то для недостачи или повреждения (порчи) груза начало течения срока для предъявления претензии со дня, когда груз должен быть выдан, не совсем понятно; течение срока для предъявления претензии по поводу недостачи или повреждения (порчи) груза должно быть определено датой выдачи груза. И в Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст. 123), и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР (ст. 163) устанавливается, что срок для предъявления претензии железнодорожному перевозчику или, соответственно, автотранспортному предприятию за повреждение (порчу) или недостачу груза начинает течь со дня выдачи груза.

Читайте так же:  Заявление на форму 39 налоговая

В случае нарушения экспедитором срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции срок для предъявления экспедитору претензии начинает течь со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами. Иное определение начала течения претензионного срока может быть предусмотрено как непосредственно при заключении договора транспортной экспедиции, так и после заключения договора путем внесения согласованных сторонами изменений или дополнений в договор. Так, например, стороны могут придти к соглашению, что претензионный срок в отношении каждого действия, которое должен совершить экспедитор в соответствии с договором экспедиции, начинает течь со дня, следующего за последним днем, установленным для выполнения определенного действия. Стороны также могут предусмотреть, что претензионный срок в отношении возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, начинает течь через месяц со дня прекращения действия договора.

В случае нарушения экспедитором иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, претензионный срок начинает течь со дня, когда лицо, обладающее правом подачи претензии, узнало или должно было узнать о соответствующих нарушениях. Данное правило, сформулированное Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, аналогично общей норме, предусмотренной Гражданским кодексом, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200).

Шестимесячный срок для предъявления претензии экспедитору дает ему возможность в свою очередь не пропустить срок для предъявления претензии к перевозчику. Так, согласно статье 123 Устава железнодорожного транспорта претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение сорока пяти дней, такие же сроки установлены и для предъявления претензий к автоперевозчику (ст. 163 Устава автомобильного транспорта); шестимесячный срок для предъявления претензии к перевозчику установлен также и при внутренних воздушных перевозках (ст. 126 Воздушного кодекса РФ). В отношении морского и внутреннего водного перевозчика претензионный срок по договору перевозки груза равен одному году. Рассматривая вопрос о претензионном сроке по договору перевозки груза, Г.П. Савичев справедливо утверждает, что «новый ГК, в отличие от ГК РСФСР 1964г., транспортных уставов и кодексов, не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий к перевозчику и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодексам. Однако, ТУЖД и ВК, принятые после введения в действие второй части нового ГК, проигнорировали содержание ст. 797 ГК: сроки на предъявление претензии установлены ст. 139 ТУЖД, ст. 126 ВК и ст. 406 КТМ». Действительно, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ, «до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом». Представляется, что порядок предъявления претензии не включает в себя вопрос о сроке предъявления претензии, хотя в юридической литературе существует и расширительное толкование статьи 797 ГК, согласно которому порядок предъявления претензии включает в себя и срок для предъявления претензии. В транспортном законодательстве по рассматриваемому вопросу также не существует единства. Кодекс торгового мореплавания РФ различает понятия «порядок» и «срок»: так, статья 405 КТМ называется «Порядок предъявления претензии», а статья 406 — «Срок для предъявления претензии, вытекающей из договора морской перевозки грузов», Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в статье 161 «Порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику» упоминает также и о сроке предъявления претензии. Однако, в Кодексе торгового мореплавания (ст.406) и в Кодексе внутреннего водного транспорта (ст. 161) срок для предъявления претензий по договору перевозки грузов равен сроку исковой давности, поэтому Кодексы по сути соответствуют статье 797 ГК РФ, в отличие от Устава железнодорожного транспорта, в котором претензионный срок равен шести месяцам, а срок исковой давности равен одному году. Однако, как отмечает В.В. Витрянский, несмотря на то, что при принятии новых транспортных уставов и кодексов вновь были предусмотрены сроки для претензий, претендующие на установление их пресекательного характера, тем не менее, сложившийся в судебно-арбитражной практике подход к оценке указанных сроков не изменился; а подход был не в пользу пресекательных претензионных сроков.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня получения претензии.

В случае частичного удовлетворения или отклонения претензии экспедитор должен указать основания подобного решения (п.5 ст. 12 Закона). Данная норма заимствована из соответствующих транспортных уставов (кодексов). Правило, согласно которому при отклонении или частичном удовлетворении претензии перевозчик указывает основания этого решения, содержатся Уставе железнодорожного транспорта РФ (ст. 124), в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (ст. 163), в Уставе автомобильного транспорта (ст. 164). Рассматриваемая норма Закона о транспортно-экспедиционной деятельности посвящена досудебному урегулированию споров и соответственно имеет целью обеспечить возможность подобного урегулирования, так как стороны выясняют обоснованность собственной правовой позиции и правовой позиции контрагента. Однако, данная норма Закона не подкреплена какой-либо санкцией в случае необоснованного отказа экспедитора от удовлетворения правомерных требований клиента, хотя, например, Закон предусмотрел ответственность клиента за необоснованный отказ от оплаты понесенных экспедитором расходов (ст. 10). При отказе или частичном удовлетворении претензии экспедитор возвращает заявителю документы, представленные вместе с претензией.

Если клиент просрочил предъявление претензии, экспедитор все же вправе принять для рассмотрения претензию, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной (п.6 ст. 12 Закона). Подобная норма существует и в Воздушном кодексе РФ (ст. 126), и в Уставе железнодорожного транспорта — так, в соответствии со статьей 123 УЖТ РФ перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. Можно отметить, что в отношении экспедитора рассматриваемая норма Закона носит несколько декларативный характер: даже если причина пропуска срока для предъявления претензии будет уважительной, экспедитор вправе, но не обязан рассматривать такую претензию. Как уже было отмечено, в Кодексе торгового мореплавания и в Кодексе внутреннего водного транспорта претензионный срок равен одному году, поэтому высока вероятность, что экспедитор, имея положительный ответ на свою претензию от морского и внутреннего водного перевозчика, в соответствующем случае признает причину пропуска предъявления клиентом претензии уважительной. В отношении железнодорожных и автотранспортных перевозок грузов установлен шестимесячный (за исключением претензий об уплате штрафов) претензионный срок, поэтому экспедитор вряд ли будет иметь возможность принять претензию к рассмотрению по истечении шестимесячного срока, за исключением, если соответствующий перевозчик принял претензию к своему рассмотрению по истечении шестимесячного срока для предъявления претензии. В отношении требований клиента, которые не связаны с перевозкой груза, экспедитор имеет все основания принимать к рассмотрению претензию, поданную с нарушением срока, однако, вопрос о принятии претензии зависит от усмотрения экспедитора, который вряд ли может быть заинтересован в последующих арбитражных процессах.

Установление Законом о транспортно-экспедиционной деятельности претензионного порядка урегулирования споров не только в отношении требований, вытекающих из перевозки грузов, но и отношении иных требований обусловлено необходимостью единообразного регулирования транспортно-экспедиционных отношений. В противном случае — при установлении претензионных сроков только для требований, вытекающих из перевозки — возникала бы определенная путаница, так как клиент может вообще не знать причину возникновения ущерба и тот факт, произошел ли ущерб вследствие ненадлежащего исполнения перевозчиком договора перевозки или, например, вследствие ненадлежащей упаковки груза, осуществленной экспедитором.

Установление обязательного претензионного порядка урегулирования споров, а также срока предъявления претензии в области транспортно-экспедиционных отношений является следствием существования претензионного порядка в области перевозки. До тех пор, пока области перевозки будет действовать претензионный порядок урегулирования споров, законодатель при регулировании транспортно-экспедиционных отношений будет также тяготеть к аналогичному правовому регулированию.

До принятия Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в области транспортно-экспедиционных правоотношений действовал общий срок исковой давности в три года. В настоящее время Законом для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, устанавливается специальный срок исковой давности равный одному году. Предусмотренный Законом срок исковой давности не соответствует общему сроку исковой давности, установленному в три года, но возможность установления федеральным законом, в частности Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, специального срока исковой давности предусмотрена статьей 197 Гражданского кодекса, согласно которой для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (п.1). Специальный срок исковой давности в один год, установленный для требований, вытекающих из договора экспедиции, аналогичен сроку исковой давности, вытекающему из договоров перевозки груза, установленному Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 408), Уставом железнодорожного транспорта (ст. 125), Кодексом внутреннего водного транспорта (ст. 164). Срок же исковой давности, предусмотренный Уставом автомобильного транспорта РСФСР для грузоотправителей и грузополучателей, меньше одного года и составляет два месяца со дня получения ответа автотранспортного предприятия на претензию или со дня истечения срока, установленного для ответа (ст. 165). Иски же автотранспортных предприятий и организаций к грузоотправителям и грузополучателям могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня, определенного Уставом в статье 166.

Совпадение (во многих случаях) сроков для предъявления клиентом претензий и исков к экспедитору со сроками для предъявления претензий и исков к перевозчику имеет своим следствием практически немедленное принятие экспедитором после установления факта утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза или иных нарушений транспортно-экспедиционных обязательств, активных действий для получения возмещения с перевозчиков. Ведь в противном случае клиент, предъявивший претензию или иск в последний день срока, имеет возможность получить возмещение с экспедитора, экспедитор же, не предъявивший претензию или иск до дня их предъявления клиентом, лишается подобной возможности.

Читайте так же:  Тверской район адвокат

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает, что в отношении транспортно-экспедиционных обязательств, срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13), при этом не определяя, когда возникает право на предъявление иска. Думается, в настоящем случае имеется недоработка со стороны законодателя, который должен был определить начало течения срока исковой давности по аналогии, например, с Уставом железнодорожного транспорта РФ. В соответствии со статьей 125 УЖТ исковая давность исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. В настоящее время возможно определение начала течения срока исковой давности согласно общему правилу Гражданского кодекса, в соответствии с которым течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.200).

Наличие в области транспортно-экспедиционных правоотношений сокращенного срока исковой давности может повлечь невозможность одной стороны получить возмещение с другой. Так, например, в процессе исполнении договора транспортной экспедиции экспедитор заключает договор со стивидором. Затем, в результате нарушения экспедитором (по причине нарушения обязательств клиентом по договору транспортной экспедиции) условий договора о выполнении погрузочно-разгрузочных работ стивидор получает в судебном порядке возмещение с экспедитора по истечении годичного срока. В результате, экспедитор не вправе взыскать убытки с виновной стороны — клиента по договору транспортной экспедиции. Или, наоборот, с клиента, являющегося поставщиком по договору поставки товара, по истечении одного года покупателем взыскиваются убытки. В итоге, клиент-поставщик не может взыскать убытки с виновной стороны — экспедитора (естественно, если убытки произошли в связи с ненадлежащим выполнением экспедитором договора транспортной экспедиции). Однако, законодатель исходит из того, что основная масса требований по договору транспортной экспедиции будет связана именно с выполнением договора перевозки груза, где установлен сокращенный срок исковой давности.

В заключение хотелось бы отметить, что в России транспортно-экспедиционная деятельность и, соответственно, законодательство, регулирующее транспортную экспедицию, находятся в процессе развития. В дальнейшем, в соответствии со статьей 2 Закона должны быть приняты Правила транспортно-экспедиционной деятельности, определяющие порядок оказания экспедиционных услуг, требования к их качеству, перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции). Необходимо, чтобы законодательство в области транспортно-экспедиционной деятельности было единой, внутренне непротиворечивой системой, что позволит избежать ненужных помех при развитии сферы оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

Претензия по договору транспортной экспедиции — обязательный документ для клиента, предъявляющего требования к экспедитору. В нашей статье мы рассмотрим особенности направления претензий и предъявления исков к экспедиторам.

Особенности претензионного порядка по договорам транспортной экспедиции, образец претензии

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон о ТЭД) предусмотрел в ст. 12 обязательность претензионного порядка при наличии претензий клиента к экспедитору, за исключением экспедиции непредпринимательских грузов. Несмотря на введение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ правила о необходимости претензионного порядка по большинству споров (ч. 5 ст. 4 АПК), нормы ст. 12 закона о ТЭД по-прежнему имеют важное значение, т. к. детально регламентируют порядок предъявления претензий экспедитору.

Рассмотрим особенности претензионного урегулирования спора клиента с экспедитором:

  1. На отправку претензии дается 6 месяцев:
    • со следующего дня после выдачи груза по спорам об испорченном или пропавшем грузе;
    • со следующего дня после окончания срока договора по спорам о просрочке доставки;
    • с момента, когда клиент узнал (или должен узнать) о нарушении права, для прочих споров.
  2. Правом предъявить претензии обладают грузополучатель, клиент экспедитора или его доверенное лицо либо страховщик, возместивший убытки клиента, причиненные экспедитором, и вставший на место кредитора по правилам суброгации.
  3. Претензия обязательно документально подтверждается (перечень документов см. в п. 3 ст. 12 закона о ТЭД).
  4. На рассмотрение претензии и ответ на нее экспедитору дается 30 дней с момента получения.

В свете детальной регламентации претензионного порядка актуален и вопрос его соблюдения. Проблемы с этим часто возникают на практике, т. к. экспедиторы стараются прекратить судебные дела по причине нарушения претензионных процедур.

Отметим, что суды не признают таким нарушением:

  • недостаточность (по мнению экспедитора) документов, подтверждающих убытки клиента, если накладная на груз была приобщена к претензии по договору транспортной экспедиции (постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда (далее — ААС) от 18.10.2010 по делу № А56-68336/2009);
  • отправку претензии по истечении 6-месячного срока, который, как указывают суды, не является пресекательным в процессуальном плане и влечет лишь право экспедитора отказать в удовлетворении претензии (постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу № А40-111751/12-14-998);
  • направление претензии на юридический адрес экспедитора, хотя в договоре был согласован иной адрес для таких целей, если есть доказательства отправки и получения претензии (постановление 18-го ААС от 27.12.2016 по делу № А07-29774/2015).

Составляя претензию, необходимо точно указать:

  1. Реквизиты договора или накладной экспедитора, а также заявки, на основании которой возникло обязательство.
  2. Сумму и правовые основания требований к экспедитору. Отсутствие в претензии, например, требования уплатить неустойку повлечет в суде оставление его без рассмотрения (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2010 по делу № А73-19760/2009).

Образец претензии по договору транспортной экспедиции, составленный с учетом всех указанных выше нюансов, вы можете скачать на нашем сайте.

Исковая давность по требованиям к экспедитору

Основной особенностью в случае судебного спора с экспедитором является сокращенный срок исковой давности, который составляет 1 год с момента появления права на иск. При этом стоит отметить отсутствие единообразного подхода в практике к определению начального момента исчисления срока.

В частности, суды признают таковым:

  • крайний срок доставки утраченного груза (определение Верховного суда РФ от 06.06.2016 по делу № А43-25051/2014);
  • истечение срока ответа на претензию клиента о возмещении убытков за утраченный груз (определение Верховного суда РФ от 09.01.2017 по делу № А56-95326/2015).

Срок исковой давности для страховщиков суды исчисляют аналогично сроку для клиентов и отказываются признавать начальным моментом день выплаты страхового возмещения (определение Верховного суда РФ от 12.02.2016 по делу № А56-5137/2015).

Особенности доказывания по искам к экспедитору

В предмет доказывания по требованиям к экспедитору входят:

  • наличие обязательства в рамках экспедиционной деятельности, в т. ч. факт принятия груза (доказывается клиентом);
  • соблюдение претензионного порядка (доказывается клиентом);
  • факт нарушения экспедитора (доказывается клиентом);
  • вина экспедитора в случае просрочки доставки (отсутствие вины, согласно п. 1 ст. 9 закона о ТЭД, доказывается экспедитором).

Существует серьезная проблема в доказывании существования экспедиторского обязательства по доставке конкретного груза. Так, зачастую намеренно не оформляются надлежащим образом экспедиторские документы, полагающиеся по п. 5 правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила). Затем экспедиторы успешно мотивируют отказ в возмещении убытков отсутствием подтверждения передачи конкретного груза определенной стоимости экспедитору, причем суды такую мотивацию зачастую принимают (определение Верховного суда РФ от 21.01.2015 по делу № А56-51058/2013).

В таких случаях клиентам-грузополучателям можно использовать сложную схему, установив факт передачи груза в судебном процессе с грузоотправителем (постановление 17-го ААС от 02.10.2013 по делу № А60-11593/2013). Впрочем, в 2016–2017 годах намечается отход от указанной тенденции и далеко не всегда неточности в экспедиторских документах или их форма, не соответствующая п. 5 Правил, признаются судами пороком в доказательствах факта передачи груза (см. постановление АС ДО от 29.11.2016 по делу № А51-3698/2016).

Итак, претензии и иски по договору транспортной экспедиции составляются и направляются по особым правилам, если требования предъявляются клиентом к экспедитору. При этом важно помнить, что в данной сфере действует сокращенный (годичный) срок исковой давности и обязательный претензионный порядок, строго регламентированный законом о ТЭД.

Похожие записи:

  • Госпошлина загранпаспорт санкт-петербург Замена паспорта в 20 лет в Санкт-Петербурге Какие документы нужны для замены паспорта в 20 лет, где получить паспорт в Санкт-Петербурге, сроки изготовления и какой размер госпошлины в 2018 году. После наступления 20 лет петербуржцы обязаны заменить […]
  • Приказ мз россии от 15122019 834н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их […]
  • Федеральный закон 258 от 29122006 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 […]
  • Приказ анимация Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением […]
  • Компенсация санаторно курортное лечение муниципальным служащим Облагаются ли ЕСН выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации? Облагаются ли ЕСН выплаты муниципальным служащим на санаторно-курортное лечение, предусмотренные законом […]
  • Заявление в фитнес клуб на возврат денежных средств Заявление на возврат денежных средств фитнес клуб Заявление на возврат денежных средств фитнес клуб Еще вариант претензии (от Анны Укстиной), использовавшейся ею как заявление: https://vk.com/doc2830739_437516830?hash=bc5e4a0bfff0. !ВНИМАТЕЛЬНО! […]