Президент рф полномочия ответственность акты

Содержание:

Права и обязанности президента РФ по Конституции кратко

Какие существуют обязанности у президента РФ? В статье мы подробнее осветим данную тему. В скобках будут указы статьи из Конституции РФ, если не будет пояснения на иные нормативно-правовые акты.

Институт президентства

Многие думают, что должность президента появилась в нашей стране после распада Советского Союза. На самом деле это не так: впервые этот пост был введен в 1990 году в СССР.

Это произошло в результате нового закона «О демократизации» 1988 года. М.С. Горбачев провел демократические реформы, после чего высшим органом в стране стал Съезд народных депутатов. Президент СССР — глава исполнительной власти — избирался на этом Съезде и юридически подчинялся ему. Т.е. в СССР, в конце своего существования, создали некое подобие демократической парламентской республики, которая отдаленно напоминала современную систему ФРГ– с канцлером и Италии – с премьер-министром. Но существенными отличия были в том, что советский парламент состоял из 2250 депутатов, который собирался примерно один раз в год, а также в том, что существовала одна партия — КПСС.

Конечно, в конце существования СССР последняя особенность была ликвидирована: вводились многопартийность и гласность, однако до западных демократий Союзу было еще далеко. Тем не менее современная Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) была организована еще при СССР (1989 год) и носила название ЛДПСС. Сегодня это не принято вспоминать, так как считается, что мы разрушили старую тоталитарную систему и создали новую, демократическую. Но справедливости ради мы должны отметить то, что в СССР — на закате своего существования — всё же наметились политические и экономические реформы.

Политический кризис в России: принятие Конституции и декларирование прав и обязанностей президента страны

История нашего государства могла повернуться так, что должности президента могло и не быть. Обязанности президента РФ были продекларированы только в декабре 1993 года, когда приняли новую Конституцию, однако до этого времени в политическом руководстве нашей страны произошел раскол на два лагеря:

  1. Первые хотели видеть во главе государства Верховный совет РФ, которому бы и подчинялся президент. Они направляли вектор политического развития нового государства по старому советскому пути. Возможно, что этот вектор и трансформировался бы со временем в парламентскую республику, но люди хотели кардинальных перемен во всех сферах общества.
  2. Вторые были сторонниками президентско-парламентской республики. Они считали, что именно выбранный народом президент страны должен быть наделен более широкими полномочиями.

И президент Б.Н. Ельцин, и члены Верховного Совета РФ во главе с Р.И. Хасбулатовым отстаивали свою точку зрения. В результате в стране разразился политический кризис, который продолжался с начала 1992 до осени 1993 года, и мог привести к гражданской войне в нашей стране.

Осенью 1993-го в столице появились баррикады, а в некоторых местах столкновения двух противоборствующих сторон перерастали в уличные бои. Верховный Совет РФ отстранил от должности президента РФ, а последний своим указом распустил выборный орган. Стоит сказать, что легитимность была всё же на стороне Совета, так как до декабря 1993 года страна жила по Конституции СССР 1977 года, поэтому указ президента не имел никакой юридической силы.

Однако Б.Н. Ельцин ссылался на проведенный в апреле 1993 года референдум, на котором около 58% избирателей его поддержали.Но всё же 42% сторонников Совета – существенный процент, и дальнейшая эскалация конфликта могла привести к катастрофическим последствиям. Повсюду были люди с автоматами, произошли вооруженные столкновения за Останкинскую телебашню.

4 октября 1993 года в столицу ввели танки Таманской дивизии, формально подчинявшейся министру обороны, входившему в Верховный Совет РФ. Они произвели залпы по Белому Дому, в котором укрылись сторонники Верховного Совета. Последние сдались, и их обвинили в попытке государственного переворота. А в декабре 1993 года была принята новая Конституция РФ. Окончательно власть президента была легитимизирована на выборах 1996 года.

Статус президента

Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).

Источники права не указывают на наличие четвертого вида власти – «президентской власти». Однако этот термин употребляется в юриспруденции для акцентирования внимания на особый статус главы государства в правовой системе: на наличие у него собственных полномочий и разнообразных прав, и обязанностей при взаимодействии с другими видами власти, особенно исполнительной.

Что входит в обязанности президента РФ? Подробнее разберем далее в статье.

Гарантия прав и свобод

Главные обязанности президента РФ заключаются в обеспечении прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80). Следует пояснить, что данная статья указывает и на понятие «права и свободы гражданина», и на «права и свободы человека». Разберем это подробнее.

Под первыми понимаются устойчивые связи отношения граждан с государством (государственной властью). Здесь имеется в виду то, что глава нашего государства должен обеспечить права, вытекающие из положения статуса именно гражданина, например, политические права (реализация права избирать и быть избранным, участвовать в мирных политических митингах и собраниях, принимать участие в деятельности политических партий, профсоюзных комитетов и др.).

Под «правами человека» подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.

Под «свободами» следует понимать отсутствие каких-либо препятствий и ограничений в чём-либо, которые могут вводиться государством в силу различных причин и в различных объемах. В качестве примера можно привести свободу выбора вероисповедания, право выбора профессии и др.

Издание подзаконных актов

Глава государства имеет право издавать собственные подзаконные акты – указы и распоряжения, которые обязательны для всех граждан. Если они не противоречат федеральному законодательству.

Указ – это нормативно-правовой акт долговременного плана, относящийся к неопределенному кругу лиц.

Распоряжение – это индивидуальный акт, относящийся к определенному лицу – юридическому или физическому, – либо к органу государственной власти.

В основном законе страны не используется понятие «подзаконные акты» применительно к указам и распоряжением главы государства. Однако они таковыми являются согласно действующей правовой классификации источников права, так как не должны противоречить ни федеральным законам, ни нормам Конституции.

Указы нормативного характера начинают действовать на всей территории страны по истечении 7 дней после подписания. Иные распоряжения — немедленно.

Гарант Конституции

Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обязан соблюдать сохранение ее норм, не допускать ревизий гарантированных прав и свобод. Ему помогают исполнять эти обязанности Администрация президента и Уполномоченные по правам ребенка при президенте РФ и правам человека.

Гарант независимости

Продолжаем разбирать Конституционные обязанности президента РФ. Первое лицо государства является и гарантом суверенитета. Эту обязанность он выполняет за счет обладания особыми полномочиями, например, правом введения военного положения. Также глава государства является Верховным главнокомандующим вооруженных и военно-морских сил.

Представительские функции

Президент представляет государство как во внешней, так и во внутренней политике. Например, он уполномочен подписывать международные договоры от имени всего государства, отстаивать интересы российских компаний на международной арене и др.

Что касается внутренней представительской функции, то здесь нужно пояснить особенность территориально-административного устройства. Россия является федеративным государством, состоящим из субъектов и городов Федерального значения. Субъекты являются отдельными мини-государствами в составе Федерации. Они имеют право иметь свои внутренние конституции, уставы, устанавливать свои законодательные органы власти, издающие внутренние нормативно-правовые акты, национальные республики имеют право на второй государственный язык и т.д. Главным при такой системе является то, что законы субъектов не должны противоречить нормам Конституции и федеральным законам. Глава государства представляет федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами страны.

Обязанности, связанные со взаимодействием с органами власти (ст. 83-85)

Президент РФ выполняет обязанности, связанные со взаимодействиями с органами власти:

  1. Назначает премьер-министра с согласия Государственной Думы.
  2. Принимает решение об отставке Правительства, приостанавливает действия его актов.
  3. Назначает и освобождает высшее командования Вооруженных сил РФ.
  4. Утверждает военную доктрину государства.
  5. Назначает судей и главу Центрального Банка РФ.
  6. Инициирует законопроекты на голосование в Государственную Думу.
  7. Подписывает и обнародует подписание федеральных законов, принятых Парламентом страны.
  8. Назначает референдумы.
  9. Обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию.

Срок полномочий президента РФ (ст. 81)

Изначально по Конституции 1993 года глава государства избирался на всеобщих демократических выборах на 4 года. В 2008 году произошла конституционная реформа. Теперь с 2012 года срок полномочий президента РФ – 6 лет. И следующие выборы главы государства пройдут в нашей стране в марте 2018 года.

Требования к кандидату в президенты РФ

Что нужно, чтобы стать главной государства? Существует обязательный законодательный минимум, который прописан в Конституции страны:

  • возраст не моложе 35 лет;
  • проживание на территории нашей страны не менее десяти лет;
  • отсутствие непогашенной судимости.

Права и обязанности президента РФ по Конституции (кратко)

Итак, подведем итоги и перечислим компетенцию главы государства:

  • гарант Конституции, независимости, прав и свобод граждан;
  • поддержание системы работы органов государственной власти;
  • представительство во внутренней и внешней политике;
  • обеспечение безопасности страны;
  • контроль за соблюдением Конституции;
  • принятие экстренных мер в чрезвычайных ситуацийях, объявление военного положения;
  • контроль деятельности всех ветвей власти;
  • решение вопросов, связанных с гражданством и предоставлением политического убежища;
  • формирование Совета Безопасности страны;
  • назначение референдумов;
  • председательство на заседаниях исполнительной власти, принятие решения об отставке Правительства и назначении нового Председателя с согласия Думы;
  • принятие решения о награждении и о помиловании;
  • назначение главы Центрального Банка с согласия Думы;
  • назначение судей;
  • издание собственных указов и распоряжений, не противоречащих федеральным законам и Конституции;
  • иные обязанности.
Читайте так же:  Срок обжалования протеста прокурора

Надеемся, что ваши познания в данной области расширились.

Ответственность Президента РФ

Президент РФ не несет политической ответственности за свои действия, он не может быть отозван со своего поста избравшими его гражданами или посредством какой-либо парламентской процедуры даже за самые непопулярные и провальные политические решения. Но законом предусмотрена юридическая ответственность Президента за совершение им тяжких правонарушений.

Здесь необходимо иметь в виду, что Президент РФ в силу особой важности и публичного характера занимаемой должности обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Это означает, что он не может быть привлечен к юридической ответственности до тех нор, пока занимает свой пост. В случае же совершения тяжкого преступления (и только в этом случае) глава государства может быть отрешен от должности по процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ.

Процедура решения вопроса о виновности Президента РФ и его отстранения от должности (часто обозначается термином «импичмент») предусматривает участие обеих палат парламента, а также высших судов государства (Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ). Обвинение главы государства в государственной измене или ином тяжком преступлении выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 от 450 своих депутатов. Палата также обязана сформировать специальную комиссию, задача которой – дать заключение по основаниям обвинения. Обвинение должно быть поддержано не менее 2/3 от 450 депутатов. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Верховный Суд РФ для дачи заключений по существу дела (он определяет наличие в действиях Президента РФ состава преступления). Совет Федерации обязан запросить заключение Конституционного Суда РФ по форме процедуры (определяет, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения). Решение Совета Федерации об отрешении от должности принимается в течение трех месяцев, и также должно быть поддержано 2/3 голосов от общего числа его членов. Если решение Совета Федерации не будет принято в установленный законом срок, обвинение считается отклоненным.

Полномочия Президента РФ

Президент страны, как единоличный глава государства, персонифицирует нацию и имеет непосредственное отношение к церемониальной стороне государственности и власти.

Будучи «лицом» нации, Президент РФ участвует в различных торжественных мероприятиях внутри страны и за ее пределами, контактирует с мировым сообществом от имени Российской Федерации. Он награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

Именно Президент РФ провозглашается гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В области правового статуса личности Президент РФ уполномочен решать вопросы гражданства и предоставления политического убежища. Он осуществляет помилование осужденных (см. параграф 16.4 учебника).

В отношениях с иными органами государственной власти Президент РФ призван выполнять координационные функции, так как в условиях разделения властей всегда стоит проблема их взаимодействия.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ одна из задач Президента РФ – обеспечение согласованной работы органов государственной власти.

Независимость Президента РФ обеспечивается тем, что он не входит ни в одну из ветвей власти. Хотя, учитывая объем и характер полномочий, рассмотренных ниже, его скорее можно отнести к исполнительной власти.

Координационные функции присущи Президенту РФ и в рамках вертикального разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами. Например, он представляет Федерацию при ведении переговоров о такого рода разграничениях; может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

Внешнеполитические полномочия. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Он осуществляет верховное представительство РФ в международных отношениях, назначает и отзывает дипломатических представителей за рубежом (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания), участвует в международных переговорах и подписывает международные договоры, которые подлежат одобрению (ратификации) парламентом РФ. Принятая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом РФ.

Также при Президенте РФ аккредитуются иностранные дипломатические представители.

Полномочия в сфере государственного управления.

Участие главы государства в формировании и деятельности правительства.

Президент России назначает на должность Председателя Правительства РФ. Однако он не свободен в таком назначении, ему необходимо заручиться согласием нижней палаты парламента (Государственной Думы).

По предложению Председателя Правительства РФ глава государства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров. Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Отставка всего состава правительства РФ (или его Председателя, что влечет отставку всего правительства) производится Президентом РФ по собственному усмотрению.

Представление для назначения парламентом кандидатур на высшие государственные должности (и отстранение от этих должностей).

Это кандидатуры судей высших судов и Генерального прокурора РФ (назначаются Советом Федерации), председателя Банка России (назначается Государственной Думой).

Самостоятельное формирование иных государственных органов и назначение на иные должности в государственном аппарате. Президент РФ:

  • – назначает судей федеральных судов (помимо высших судов);
  • – назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ (в палатах парламента, в федеральных округах и т.п.);
  • – назначает пять членов ЦИК РФ; формирует администрацию Президента;
  • – осуществляет иные, предусмотренные законами и подзаконными актами, назначения.

Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Президент РФ определяет основные направления военной политики, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

В случае агрессии или ее угрозы глава государства вводит военное положение на территории РФ в установленных законом случаях (Федеральный конституционный закон «О военном положении»).

Если вопросы объявления войны и заключения мира относятся к компетенции парламента, то оперативное использование формирований Вооруженных Сил РФ за пределами территории России является прерогативой Президента РФ. Постановление, предоставляющее Президенту такие полномочия, было принято Советом Федерации 16 декабря 2009 г. (постановление Совета Федерации от 16.12.2009 № 456-СФ «Об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»),

Полномочия, связанные с деятельностью парламента

  • 1. Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, а также имеет право созвать и распустить ее в предусмотренных Конституцией РФ случаях и порядке.
  • 2. Президент России наделен рядом полномочий, связанных с законодательным процессом:
    • право законодательной инициативы – Президент может вносить законопроекты в Государственную Думу;
    • право вето – право отклонения принятого парламентом федерального закона как полностью, так и в части (выборочное вето);
    • право промульгации (подписания и обнародования законов).

Президент РФ влияет на законотворческую деятельность парламента и через иные свои полномочия, важнейшим из которых является право обращаться к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Полномочия в сфере нормотворческой деятельности. Глава государства наделяется правом издавать собственные нормативные правовые акты. Это указы Президента РФ. Акты индивидуального, организационного характера именуются распоряжениями. Следует отметить, что указы также могут носить персональный характер и быть рассчитанными на однократное применение (о принятии в гражданство или назначении на должность).

Акты Президента России имеют прямое действие и обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Поскольку эти документы являются подзаконными актами, они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Однако в случае пробелов в правовом регулировании, вплоть до принятия соответствующего закона (а также в ситуациях, когда принятие федерального закона не предусматривается или не требуется вообще) общественные отношения могут быть урегулированы указом Президента РФ. Следует отметить, что иными видами подзаконных актов (постановления правительства, например) такое регулирование не допускается. Часто применявшийся в 1990-х гг. па этапе становления законодательной базы РФ, в настоящее время этот институт (временного «указного законотворчества») носит эпизодический характер.

Чрезвычайные полномочия. Защита суверенитета, целостности и безопасности государства, которую осуществляет Президент РФ, может потребовать мер чрезвычайного характера, к которым в первую очередь относится введение чрезвычайного (или военного) положения.

Об этом решении глава государства обязан незамедлительно информировать парламент. Режим чрезвычайного положения определяется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

При введении чрезвычайного положения могут приостанавливаться как действие некоторых конституционных прав и свобод (свобода собраний, забастовок, свобода передвижения и др.), так и деятельность региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут создаваться специальные органы управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Полномочия Президента России расширяются, поскольку он является единственным органом, способным оперативно реагировать на кризисную ситуацию и принимать необходимые меры.

Тем не менее даже в такой ситуации глава государства не становится обладателем абсолютной власти. Гарантиями при введении чрезвычайного положения можно считать ограниченные сроки, невозможность приостановления деятельности палат Федерального Собрания, извещение международных организаций и т.п.

Акты президента РФ: их виды, юридическая сила, порядок подготовки, принятия и опубликования

Акты Президента Российской Федерации на современном этапе и их разновидности: распоряжения, юридическая сила актов. Издание актов: порядок и правила подготовки данных законодательных документов, этапы вступления в законную силу, а также опубликования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте так же:  Приглашение адвоката

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Акты президента РФ их виды, юридическая сила, порядок подготовки, принятия и опубликования

Цель работы — изучить полномочия Президента в области законодательной власти.

Задача работы — описать виды правовых актов Президента, а также их юридическую силу, порядок подготовки, принятия и опубликования.

Президент имеет право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам.

Осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ. Президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны и закреплены, ввиду отсутствия специального закона о президенте, в основном в статьях 83 — 90 Конституции РФ, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов.

Например, право Президента РФ утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Указом от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе.

Эти Положения регламентируют обязанности всех участников законотворческой деятельности. В частности, указывается, что предложения о разработке законопроектов могут исходить от Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественных объединений и граждан. В отличие от Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу.

1. Акты президента РФ их виды

Указы Президента представляют решения нормативного и индивидуального характера, принимаемые главой Российского государства в пределах его компетенции по наиболее важным вопросам. Указы могут носить нормативный и ненормативный характер.

Нормативный указ Президента РФ — это юридический акт главы государства, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений, рассчитанный на постоянное, либо длительное действие и адресованный неопределенному кругу субъектов. Указами главы государства нормативного характера, являются назначение и освобождение от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении высших воинских и высших специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании.

Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения, то есть быть индивидуальным. Например относятся Указы от 2 марта 1994 г. и от 1 июня 1995 г., которыми утверждено Положение о государственных наградах в РФ. Указ же о награждении конкретного лица, к примеру орденом «За заслуги перед Отечеством», относится к числу ненормативных (индивидуально-правовых, или правоприменительных).

Все они издаются в целях реализации внутренних и внешних функций главы государства, временных и постоянных, а также единоличных и коллегиальных.

По сложившейся конституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и в случае пробелов в российском законодательстве. В условиях недостаточности правовой базы это особенно актуально. Динамика происходящих в стране социально-экономических процессов настолько велика, что законодательный орган — Государственная Дума РФ, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Распоряжения Президента — это акты индивидуального характера, принимаемые главой государства по оперативным, организационным и кадровым вопросам, и деятельности Администрации Президента. Распоряжения — акты, как правило, ненормативные по своему содержанию, отражают индивидуальное указание Президента. В частности, распоряжением Президента определяются (увеличиваются, уменьшаются) штаты того или иного федерального государственного органа, выделяются для определенных целей средства из резервного фонда Президента РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности руководители, их заместители управлений Администрации Президента, создаются рабочие группы, комиссии при Президенте и др. В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это может касаться определения правового статуса структурного подразделения Администрации главы государства и носить исключительный характер.

1.3 Юридическая сила актов

акт закон президент документ

Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов государственной власти.

Указы и распоряжения Президента — это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории России.

Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.

Часть первая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемых Президентом страны, в которые облекаются его властные решения. Президент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.

К нормативным актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы — общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

К индивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Указами главы государства оформляются:

— решения нормативного характера;

— решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации;

— предоставлении политического убежища;

— награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской Федерации;

Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по текущим — кадровым, оперативным, кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации Президента Российской Федерации

Такое разграничение между указами и распоряжениями установлено распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. №85-рп, которым утвержден также «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а также связанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации».

Можно сделать вывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве.

Исправлять это положение приходится Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2.1 Порядок подготовки

Издание актов регулируется указом Президента о порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, (с изменениями на 12 января 2010 года №59)

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации вносятся письмом с пояснительной запиской, содержащей краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования, справочные и аналитические материалы


Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации в необходимых случаях должны содержать пункт о возложении контроля за их выполнением.
Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации по кадровым вопросам подготавливаются Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров на основании соответствующих представлений. (пункт в редакции, введенной в действие)

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, содержащие вопросы, отнесенные к сфере ведения Правительства Российской Федерации, подлежат внесению на согласование в Правительство Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие).

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации должны проходить юридическую экспертизу и редактирование в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации и согласовываться (визироваться) помощником Президента Российской Федерации — начальником Государственно-правового управления Президента Российской Федерации или его заместителем, специально на то уполномоченным (пункт в редакции).


Проекты указов Президента Российской Федерации нормативного характера должны проходить согласование с Министерством юстиции Российской Федерации.


Форма и сроки согласования (визирования) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации устанавливаются Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.
Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации и обосновывающие материалы к ним принимаются Канцелярией Президента


Российской Федерации после их рассмотрения и визирования Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.


Приложения к указам и распоряжениям Президента Российской Федерации заверяются подписью Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.


Согласованные с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и помощниками Президента Российской Федерации проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации представляются непосредственно заведующим Канцелярией Президента Российской Федерации Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, который принимает решение о готовности проекта к представлению Президенту Российской Федерации либо о необходимости доработки проекта.

Проекты указов Президента Российской Федерации о признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов представляются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти или структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации в месячный срок с момента вступления в силу федерального закона с соблюдением требований, предусмотренных в пунктах 2, 5, 6 и 7 настоящего Порядка (пункт дополнительно включен)

2.2 Вступления в силу актов и опубликование

Установлено, что акты Президента и Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, подлежат также обязательному официальному в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература». Официальному опубликованию не подлежат акты или отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента и Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. При этом в самих актах может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

В «Собрании законодательства РФ» указы Президента РФ публикуются в третьем разделе. При этом в начале размещаются нормативные указы; указы ненормативного характера размещены вслед за нормативными указами. Нормативные указы Президента подлежат официальному разъяснению. Такое разъяснение по поручению Президента правомочно давать Главное государственно-правовое управление Президента РФ. Текст такого разъяснения публикуется в третьем разделе Собрания законодательства РФ (т.е. там же, где помещаются нормативные указы Президента). При этом, как и указ, официальное разъяснение имеет указание на дату его принятия и порядковый номер.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации — Аппарат Правительства Российской Федерации.

Участвуя в законодательном процессе, при наличии полномочий по изданию правовых актов, Президент РФ обладает широким диапазоном средств и форм участия в правотворческом процессе. В сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ Президент РФ становится непосредственным участником законотворческого процесса, это выражается:

1) в наличии у него права законодательной инициативы и права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ;

2) в работе полномочных представителей и представителей Президента в палатах Федерального Собрания;

3) в возможности давать на законопроекты заключения, содержащие замечания и конкретные предложения;

4) в работе согласительных комиссий с участием представителей главы государства;

5) в его праве налагать вето на принятые федеральные законы и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия;

6) в промульгации законов.

Активная и порой решающая роль Президента РФ в законотворческом процессе часто приводит к конфронтации между главой государства и парламентом. В результате принимаются несовершенные, юридически не обоснованные законы.

Поэтому необходимо в интересах защиты конституционного строя и обеспечения экономической стабильности России:

— разработать конкретные механизмы законодательного сотрудничества;

— принять закон о правовом регулировании законодательного процесса в Российской Федерации;

Не менее значима и проблема соотношения актов Президента и решений Правительства РФ. Очевидно, что в отношении исполнительной власти глава государства обладает наибольшим объемом полномочий. В иерархии нормативных правовых актов постановления Правительства стоят ниже указов Президента РФ, поскольку первые издаются на основании и во исполнение вторых. Кроме того, правительственные акты, в случае противоречия их указам, могут быть отменены главой государства.

Переплетение функций Президента и Правительства порождает коллизии, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. Поэтому необходимо сбалансировать полномочия двух этих органов власти и внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, закрепив за Правительством РФ право, самостоятельно издавать постановления и распоряжения в сфере экономики, науки, культуры, образования, природопользования, охраны окружающей среды, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, но с обязательным уведомлением об этом главы государства. Президент РФ как глава федеративного государства обладает достаточным объемом полномочий во взаимоотношениях с субъектами Федерации.

Акты органов законодательной власти субъектов Президент РФ не управомочен ни приостанавливать, ни отменять, но как гарант Конституции РФ он использует различные механизмы воздействия на правотворчество региональных представительных органов.

В заключение нужно отметить, что акты Президента РФ, как и все действующие нормативные акты Российской Федерации, нуждаются в систематизации. Указы и распоряжения необходимо обобщить и издать в виде отдельного сборника. Такая мера позволила бы устранить имеющиеся противоречия между актами главы государства, исключить их дублирование и будет способствовать их большей согласованности

1. Адамов В.Г. Органы государственной власти России. — СПб.: Питер, 2007. — 346 с.

2. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юрист, 2006. — 340 с.

3. Виев Г.А. Президент Российской Федерации. — М.: Право, 2008. — 280 с.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2006. — 420 с.

5. Кашанина Т.В. Основы российского права. — М: Норма, 2006. — 390 с.

6. Кашин Б.В. Российское конституционное право. — М.: Факт, 2007. — 340 с.

7. Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. — М.: Гардарика, 2008. — 140 с.

8. Котенков А.А. Президент — парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе. — Государство и право, 1998, №9,

9. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий Конституции РФ 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Юрайт, 2001. -825 с.

10. Любарская В.П. Законодательные органы Российской Федерации. — М.: ВИРТ, 2007. — 210 с.

11. Мишарин А.Г. Полномочия и компетенция Президента России. — М.: Юристъ, 2005. — 280 с.

12. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Российское право. 1997. №2.

14. Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. — М.: ВИА, 2009. — 170 с.

15. Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. — 2007. — №5.

16. Ярин Г.О. Российское право. — М.: АРТ-ПРОФ, 2008. — 450 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенность и виды правовых актов Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу. Общие и исключительные правотворческие полномочия Президента РФ. Промульгация как форма участия Президента в законодательном процессе.

контрольная работа [28,4 K], добавлен 23.07.2014

Понятие и виды органов исполнительной власти. Порядок подготовки, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти. Анализ внутриорганизационной и внешней исполнительной власти. Правовые акты государственного управления.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 19.07.2012

Порядок принятия и юридическая сила нормативных правовых актов, их разделение на законы и подзаконные акты. Основные принципы нормотворческой деятельности законодателя. Проблема неопределенности понятий «силы закона», «обратной силы», «вступления в силу».

реферат [48,7 K], добавлен 12.08.2015

Основные признаки нормативного правового акта. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Виды нормативно-правовых и подзаконных актов, особенности порядка их вступления в силу. Высшая юридическая сила закона. Характеристика видов законов.

презентация [2,4 M], добавлен 09.02.2014

Сущность и особенности должности Президента Российской Федерации, его основные права и обязанности. Издание Президентом указов и распоряжений, их законодательная и правовая сила. Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента РФ.

контрольная работа [27,9 K], добавлен 07.02.2009

Общее понятие и виды толкования уголовного закона. Формы, юридическая сила и сфера применения актов толкования. Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов. Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к актам.

реферат [38,4 K], добавлен 02.10.2004

Природа, назначение, ключевые принципы и виды правотворчества. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Логические основы правотворческого процесса. Понятие и основные требования юридической техники.

дипломная работа [261,1 K], добавлен 25.05.2015

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации. Конституционный статус Президента РФ как главы государства. Разделение властей, акты и указы президента РФ. Порядок избрания и прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

курсовая работа [78,0 K], добавлен 17.03.2017

Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации. Его законодательные полномочия. Правовые акты Президента, их понятие, виды и юридическая природа. Основные символы президентской власти в Российской Федерации.

курсовая работа [55,3 K], добавлен 07.03.2015

Принципы пространственно-временного действия и применения правовых норм. Нормативно-правовые акты уголовного права. Порядок опубликования и вступления в силу законов Российской Федерации. Незыблемость суверенитета России и принцип территориальности.

реферат [30,3 K], добавлен 26.01.2013

Похожие записи:

  • Доверенность молодая семья Документы для программы Молодая семья Чтобы стать участником программы «Молодая семья», выделение финансирования по которой завершается в 2016 году, необходимо предоставить в органы местного самоуправления необходимый перечень документов. Здесь […]
  • Зам прокурора г саратова Прокуратура Саратова обрела нового руководителя 14 июля 2015, 12:56 В прокуратуре Саратова сменился руководитель. На пост главы надзорного ведомства назначен Владимир Воликов, который на протяжении многих лет (с сентября 2006 года) нес службу на […]
  • Ветеринария отчетность Ветеринария отчетность отчет о заразных болезнях животных Отчет о противоэпизоотических мероприятиях отчет о незаразных болезнях животных отчет о болезнях рыб и других гидробионтов Отчет о работе ветеринарных лабораторий отчет о […]
  • Федеральный закон от 2 декабря 1990г No 395-1 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности” Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава II. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ […]
  • Мвд рф приказ 615 Мвд рф приказ 615 Приказ МВД России от 30 сентября 2016 г. N 615"О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам кадрового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации" Внести изменения в нормативные правовые […]
  • Осаго что нужно знать Экспертный Союз Создавая систему ОСАГО, государство преследовало главную цель – обеспечить своим гражданам, пострадавшим в ДТП, возмещение причиненного вреда их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств. У владельцев […]