Социальная экспертиза сущность и функции

Электронная библиотека

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мо­тивированного заключения.

В экспертизе точно фиксируется характер окончательного вывода: судебно-пси-хиатрическая экспертиза решает вопросы вменяемости и невме­няемости; судебно-почерковедческая экспертиза устанавливает исполнителя текстов и т.д. Специфическая особенность экс­пертизы состоит в том, что она представляет исследование задачи, не поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой. Исследование осуществляется путем формирования мнения специалиста, который вос­полняет недостаток информации по исследуемому вопросу, опи­раясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл».

В социальной сфере экспертиза чаще всего имеет вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту, а иногда это ито­говый протокол совещания специалистов. Таким образом, социальная экспертиза является исследованием, про­водимым специалистами (экспертами), включающим диагности­ку состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управ­ленческих решений и социального проектирования. Это опреде­ление соответствует четырем функциям социальной экспертизы:

1) диагностической – освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

2) информационно-контрольной – исследование инфор­мации о социальном объекте и его окружении с целью устано­вить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

3) прогностической – выявление возможных состояний социального объекта в перспек­тиве и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

4) проектировочной – выработка рекомендаций по те­матике экспертирования социального объекта для принятия управленческих решений.

В отношении экспертизы существуют разные точки зре­ния. Некоторые авторы высказываются за созда­ние государственной социальной экспертизы, имеющей обя­зательный характер и применяющей санкции к нарушителям. Это значило бы перейти от экспертных задач к задачам ин­спекционным и правоохранительным. Такой путь был бы оп­равдан, если бы однозначно строилась система социальных эталонов, по сравнению с которыми оцениваются та или иная ситуация, то или иное решение. В социальной области такая однозначность недостижима. Поэтому более реалистичен и полезен путь развития социальной экспертизы как оценоч­но-консультационной деятельности. Это долж­но обеспечиваться невмешательством эксперта в принятие управленческого решения.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает каж­дый раз, когда решение нормативного характера может положительно или отрица­тельно сказаться на жизнедеятельности людей. Например:

1) нет ясности относительно масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей, какими будут последствия реализации решения для разных социальных групп, какое ресурсное обеспечение необходимо;

2) есть намерение прогнозировать последствия своих решений, аргументированно противостоять внешнему давлению органов более высокого уровня, добиваться внесения соответствующих изменений в назван­ные решения, использовать в своих действиях авторитет специалистов;

3) есть несколько противоречащих друг другу решений, требующих наличия внешнего арбитра, чтобы выбрать наилучший вариант.

Цель социальной экспертизы – установить соответствие деятельности органов государственной власти и других социальных институтов интересам граждан и задачам соци­альной политики, а также сформировать предложения для достижения этого соответствия.

Задачи социальной экспертизы:

1) дать аргументированное заключение о соответствии норма­тивных правовых актов и деятельности органов государствен­ной власти, положениям социальной политики;

2) выявить положения документов, ко­торые могут иметь негативные социальные последствия, и определить возможные масштабы таких последствий;

3) оценить уровень соответствия законным интересам граж­дан нормативных правовых актов, социальных про­ектов (программ) и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

4) внести предложения по решению возникшей социальной про­блемы.

Итак, социальная экспертиза проводится в том случае, если нужно оценить позитивные или негативные по­следствия принятия нормативных правовых актов и других управ­ленческих решений, а также когда предстоит принимать решения по подготовленным проектам.

Исполнителями социальной экспертизы являются:

· исследователь, исследовательский коллектив.

· практические работники из системы «заказчика». Должностные лица, занимающиеся соответствующей работой, обладают значительным объемом информации и опытом под­готовки решений. Однако ведомственная заинтересованность таких лиц не позволяет непосредственно привлекать их к ра­боте экспертов. В то же время, находясь в составе экспертной группы, они способны реализовать свои знания и возможно­сти, которые не поощряются при исполнении ими должност­ных обязанностей;

· авторитетная референтная группа. В рамках этой категории экспертов могут быть рассмотрены типичные представители обследуемой совокуп­ности. Например, если изучаются проблемы многодетной семьи, то в качестве экспертов могут привлекаться активисты общественных объединений, созданных в поддержку много­детных семей.

Принимая решение о проведении социальной экспертизы, заказчик должен:

· определить социальную проблему, подлежащую экспертизе (ее масштаб, носителей, стадии развития и др.);

· указать цели экспертного исследования;

· определить формы представления результата экспертизы.

Для выполнения этих задач нуж­но, чтобы участников социальной экспертизы было не двое (заказчик – исполнитель), а трое (заказчик – организатор – ис­полнитель).

Порядок заказа социальной экспертизы предполагает следу­ющую последовательность действий:

1) определяется контур проблемы. Масштабы и суть проблемы заказчик уточняет в соответствии с собственным уровнем компетенции;

2) устанавливаются способы исследования проблемы и определяется необходимость экспертизы;

3) формируются части заказа. Определяется подлежа­щая разрешению проблема, целеполагание и форма экс­пертного исследования. Заказчик передает эстафету дальнейших действий органи­затору;

4) выбирается модель экспертного исследования в зависимости от характера задачи. Организатор предлагает кандида­туры экспертов, составляет биз­нес-план;

5) в случае если заказчик не удовлетворен предложениями организатора, он ведет с ним диалог или заменяет орга­низатора, или отказывается от проведения экспертизы;

6) после согласования организационных вопросов заказчиком оформляется решение о проведении экспертизы, устанав­ливается ответственность организатора, но не экспертов, ответ­ственность которых возникает лишь в порядке заключенных с организатором трудовых договоров или ином договорном порядке. Таким образом, эксперт (группа экспертов) высту­пает в качестве исполнителя только по отношению к органи­затору, но не к заказчику.

Отбор экспертов-специалистов может проводиться на основе самооценок и взаимных оценок экспертов. Применяется метод «снежного кома». Процедура отбора экспертов в этом случае сводится к сле­дующей последовательности действий:

1) на основе публикаций выявляют ведущего специалиста в данной области;

2) просят его рекомендовать 10 специалистов;

3) обращаются к 10 названным специалистам с той же прось­бой;

4) из полученного списка исключают первые 10 фамилий и вновь рассылают просьбы специалистам, указанным коллегами;

5) действуют так, пока не исчерпается перечень фамилий, т.е. пока не стабилизируется сеть экспер­тов.

Самый тщательный отбор экспертов не гарантирует объ­ективность их оценок. Для повышения качества экспертизы следует принять меры:

· необходимо дублировать экс­пертизу, формируя не одну, а две экспертные группы и более;

· по возможности желательно работать с разными типами экспертов;

· если имеются неэкспертные материалы, то их нужно принимать во внимание;

· при наличии экспертных заключений, подготовленных оппо­зицией или другими независимыми субъектами общественной жизни, необходи­мо включить их в число изучаемых материалов.

8 Сущность и функции социальной экспертизы. Задачи социальной экспертизы

В ряду технологий социальной работы важное место занимает технология социальной экспертизы. Обусловленность применения данной технологии вытекает из особенностей функционирования системы социальной работы, специфики деятельности специалистов, характеристик объекта социальной работы. В первую очередь необходимость применения технологии социальной экспертизы связана со спецификой задач, стоящих перед специалистами учреждений социальной работы, которые характеризуются как трудно формализуемые и плохо поддающиеся количественному анализу .

Понятие «экспертиза» (от лат. expertus – опытный) означает рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для вынесения заключения. Социальная экспертиза является одним из видов экспертизы и имеет ряд особенностей: объект – социальный; решение, принимаемое по результатам экспертизы, так или иначе затрагивает интересы общества в целом и его социальных институтов, различных сообществ, отдельных граждан и т.п.; следовательно, задачи, решаемые в процессе проведения социальной экспертизы, – социальные.

Целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, формирование предложений для достижения такого соответствия .

Специалисты сходятся во мнении в определении понятия социальной экспертизы и функций, которые ей присущи. Социальная экспертиза – это исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

Читайте так же:  Приказ премия работникам

Данное определение конкретизируется в функциях социальной экспертизы. Традиционно выделяют четыре – диагностическая, информационно-контрольная, прогностическая и проектировочная, содержание которых сводятся к следующему:

освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования (т.е. обследование социального объекта и отражение в документах в установленной форме особенностей его состояния на начальном этапе проведения экспертизы);

анализ и проверка информации об объекте социальной экспертизы и его социальной среде, корректировка информации в случае выявления несоответствия действительности с целью составления объективного представления о социальном объекте;

составление прогноза об изменении состояния социального объекта с указанием возможных вариантов их достижения;

выработка рекомендаций по изменению состояния социального объекта с целью социального проектирования и принятия управленческих решений.

Субъектом социальной экспертизы являются специально созданные органы и учреждения (преимущественно государственные), в полномочия которых входит проведение того или иного вида социальной экспертизы. Соответствующие полномочия закреплены в нормативно-правовых актах.Государственные экспертные органы работают на постоянной основе. Кроме того, можно говорить и о субъектах социальной экспертизы, которые действуют на непостоянной основе, так как образуются специально для проведения социальной экспертизы в отношении конкретного отдельно взятого социального объекта. Это, как правило, экспертные комиссии (в форме, например, консилиума врачей и других специалистов; экспертного совета по рассмотрению какой-либо проблемы или вопроса и т.п.).

В качестве объекта социальной экспертизы чаще всего выступают люди (например, имеющие стойкие нарушения здоровья и, следовательно, основания для установления инвалидности; подследственные и др.). В последнее время все чаще объектом социальной экспертизы становятся проекты управленческих решений разных уровней, имеющие, в том числе, форму законопроектов или проектов других нормативно-правовых актов. Проект закона может быть исследован на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и основным законам (эта функция, например, в органах исполнительной власти возложена на структурное подразделение (департамент, управление, отдел и т.п.), осуществляющее правовое обеспечение деятельности исполнительного органа). Обязательной коррупциогенной экспертизе подвергаются проекты административных регламентов по предоставлению государственных услуг населению. Экспертный анализ может быть осуществлен в отношении социальных процессов и изменений, происходящих в обществе, отдельной социальной группе и т.п.

В целом социальная экспертиза представляет собой оценочно-консультационную деятельность, в связи с чем спектр применения этой технологии в социальной работе достаточно широк. Рассмотрение видов социальной экспертизы позволяет наглядно показать сферу применения технологии социальной экспертизы.

В социальной сфере насчитывается великое множество задач, которые с трудом поддаются точным расчетам (т.е. трудно формализуемых задач), поэтому экспертные оценки здесь находят широкое применение. Чаще всего они имеют вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту (закон и законопроект, программа социально-экономического развития, социальный проект, присылаемый на конкурс, и т.д.), а иногда это итоговый протокол совещания специалистов. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу.

В чем заключается назначение судебной медико-социальной экспертизы и других видов МСЭ? Состав и цели организации

Инвалидность назначается гражданам, имеющим необратимые ухудшения здоровья, ее определение влечет за собой возможность получения соцвыплат, коммунальных льгот и прочее. Устанавливается она службой медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ), в которую входят врачи-эксперты, психолог, при необходимости – соцработник.

Сегодня мы осветим задачи и цели МСЭ, а также структуру и полномочия данной организации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-25 . Это быстро и бесплатно !

В связи с принятием закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. функции проведения экспертизы от Врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) перешли к органам Медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Нормативно-правовая база

  • ФЗ «О социальной защите инвалидов» №181-ФЗ от 24.11.1995г. (далее – ФЗ №181-ФЗ).
  • Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №95 (далее – Правила).

Понятие медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза – процедура освидетельствования граждан для выяснения степени их нетрудоспособности. Впервые МСЭ появилась в России в 1919 году и называлась Врачебно-контрольной комиссией (ВКК), в 1929 году к ее основным функциям добавились дополнительные, а составы были переименованы во Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК).

Если изначально на плечи ВКК ложилась задача признания у лица невозможности продолжать трудовую активность, то теперь служба выявляла факторы, повлиявшие на необратимые изменения здоровья гражданина, а также определяла перспективы дальнейшего течения болезни. С действием ФЗ № 181-ФЗ ВТЭК были переименованы в медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК).

Конкретное понятие не закреплено законодательно, однако, на основании ст.9 ФЗ №73 от 31.05.2011 и ст. 7 №181 ФЗ от 24.11.1995 можно сделать вывод, что судебной медико-социальной экспертизой принято называть определение потребности человека в мерах социальной защиты.

В судебной практике медико-социальную экспертизу подразделяют на:

  1. Экспертизу по материалам дела;
  2. Экспертизу в отношении живых людей.

Цели назначения экспертизы во время судебных разбирательств:

  • определить точное состояние человека в данный момент времени;
  • понять причины возникновения такого состояния;
  • принять решение о наказании ответственных лиц.

Назначается она по определению суда либо постановлению следователя или дознавателя.

Судебная МСЭ выявляет:

  • заболевания, на основании которых назначается группа по инвалидности;
  • степень потери трудоспособности;
  • причину смерти инвалида для предоставления родственникам умершего социальной поддержки;
  • нуждаемость в социальной и профессиональной реабилитации;
  • необходимость в медицинском уходе, реабилитации и приеме лекарств.

После проведения экспертом выносится заключение, которое будет основанием для дальнейших судебных разбирательств.

Основное предназначение этой госструктуры – наделение нуждающихся лиц юридическим статусом «инвалид» для того, чтобы обеспечить их доступностью к мерам государственной поддержки, выделяемым квотам и прочим услугам. Кроме того, государство с помощью МСЭ создает такие условия, которые были бы приближены к стандартам жизни здоровых граждан.

Кстати сказать, такое направление выдают только лечебные учреждения, пенсионные фонды и органы соцзащиты п. 19 Правил.

  1. Установление группы инвалидности.
  2. Выяснение степени потери профнавыков и возможности дальнейшей трудовой активности.
  3. Написание персональной программы восстановления здоровья.
  • Экспертиза временной нетрудоспособности. Предполагает консультирование обратившегося лица на предмет потери его профкачеств.
  • Медико-социальная экспертиза. Включает качественную оценку состояния здоровья, выяснение реабилитационного потенциала обратившегося.
  • Военно-врачебная экспертиза. Ее первоочередная цель — установление пригодности к военной службе.
  • Судебно-медицинская экспертиза. Под ней понимается подготовка заключения врача-эксперта по вопросам органов дознания.

Оказываемые услуги

Задачи, которые оказывает экспертиза, прописаны в ст. 8 ФЗ №181-ФЗ

К ним относятся следующие услуги:

  1. Прием детей до 18 лет с целью наделения их статусом «ребенок-инвалид».
  2. Первоначальный и вторичный прием граждан, имеющих заболевания общего профиля.
  3. Прием лиц, получивших производственную травму или профзаболевание.
  4. Выявление лиц, нуждающихся в регулярном постороннем уходе.
  5. Выяснение истинных причин нетрудоспособности.
  6. Определение утраты способности трудиться для сотрудников правоохранительных органов, органов исполнения наказания и пр.
  7. При неблагоприятном исходе выяснение причин, повлекших наступление смерти.

Из них вы узнайте:

Иерархическая структура учреждения

Ниже более подробно рассмотрим трехступенчатую структуру МСЭ:

Филиалы бюро МСЭ. Самая низшая ступень. Подразделяются по зонам обслуживания населенного пункта, района. Один экспертный состав в год должен освидетельствовать 1 800 – 2 000 граждан, точное количество бюро устанавливается администрацией района. Отсюда следует вывод, чем больше населенный пункт, тем большее количество филиалов работает в нем. Так, например, в Москве действуют 95 таких бюро.

Кроме того, выделяются узкоспециализированные онкологическое, офтальмологическое, туберкулезное, психиатрическое и детское бюро. В последнем, кстати сказать, принимаются дети от одного года до восемнадцати лет.

  • Главное бюро МСЭ (далее – ГБ МСЭ), которому подчиняются филиалы. Осуществляет контрольную функцию на региональном уровне, а также повторно осматривает граждан для оценки правильности вынесенного решения.
  • Федеральное бюро МСЭ (далее – ФБ МСЭ). Здесь детально изучаются спорные решения, вынесенные Головным бюро. Кроме того, орган контролирует деятельность первичных инстанций МСЭ. Его решения можно отменить только через суд.
  • Консультирование граждан проводят бюро и Главные бюро. Первые специализируются на первичном приеме граждан (по месту регистрации), выявлении инвалидизирующих признаков, определении их причин, сборе статистических данных в рамках своей зоны обслуживания.

    При нежелании соглашаться с вынесенным решением, его можно оспорить в течение 30 дней, подав жалобу.

    ГБ МСЭ действует исходя из следующих норм: одно бюро контролирует деятельность 5-6 филиалов. Оно, как мы выяснили, координирует работу нижестоящих органов.

    Читайте так же:  Нотариус выезд в больницу москва

    Также в их задачи входит:

    • изменение вынесенных филиалами заключений;
    • проведение контрольного осмотра по своей инициативе в целях установления правильности вынесенного филиалом решения;
    • сбор статистических данных об инвалидности, консультирование подчиненных специалистов.

    На его базе также может быть создано отделение для подтверждения диагноза, проведения добавочных исследований и прочее.

    Федеральное бюро МСЭ могут изменять решения нижестоящих органов, при трудных случаях освидетельствовать граждан (по представлению Головного бюро), стимулировать проведение регулярных исследований по представлению вышестоящего органа, выносить на дискуссии в Министерство предложения по улучшению работы МСЭ.

    В ее состав входят три врача разной направленности. В общем случае сюда относятся: терапевт, невролог, хирург, реабилитолог, психолог. В случае надобности, как мы уже говорили, – специалист по соцработе. В узкоспециализированных бюро в осмотре также участвуют онколог, окулист, фтизиатр, психиатр, педиатр соответственно.

    Заключение выносится в ходе открытого обсуждения, является общеобязательным для исполнения во всех инстанциях. Результат осмотра озвучивается при гражданине вслух, в случае появления добавочных вопросов специалисты дают требуемые комментарии.

    Члены комиссии ответственны за правильность вынесенного решения и разглашение конфиденциальных сведений.

    Кто кому подчиняется?

    Первая и вторая ступень иерархии подчиняются третьей – ФБ МСЭ, а та, в свою очередь, покоряется Министерству здравоохранения и социального развития РФ. В целом, МСЭ – это подструктура Медико-биологического центра.

    Перечень документов и описание процесса работы комиссии

    Как уже говорилось выше, целью работы МСЭ является определение нетрудоспособности. Для этого создаются специальные комиссии, в состав которых входят опытные и компетентные врачи. Они изучают все предоставленные гражданином документы, результаты анализов, обследований и прочее.

    Список необходимых документов подлежащих анализу:

    • заявление;
    • направление №088/у-06;
    • паспорт;
    • СНИЛС;
    • документ, подтверждающий трудовой стаж;
    • больничный лист (если есть);
    • медицинские заключения, анализы, выписки из стационара и прочее;
    • медицинская карта;
    • справка об инвалидности и ИПР (при повторном освидетельствовании).

    На основании предоставленных данных выносится заключение, которое приравнивает гражданина к определенной категории лиц, нуждающихся в дополнительной помощи государства. После проведенного осмотра составляется акт, в котором расписываются все члены комиссии.

    Документ заверяется печатью, подшивается к делу и хранится в течение 10 лет. При необходимости проведения дополнительных анализов, врачи дают соответствующие рекомендации, при отказе лица от их выполнения решение выносится на основе имеющихся данных.

    Резолюция о присвоении гражданину первой группы инвалидности выносится сроком на 24 месяца, второй и третьей – на 12 месяцев. Категория «ребенок-инвалид» назначается исходя из тяжести болезни на 12, 24 месяца или до наступления его совершеннолетия.

    Пожизненно группа присваивается в случае отсутствия позитивной динамики. При этом достижение гражданином пенсионного возраста не является определяющим фактором в этом вопросе.

    Где и как устанавливают степень нетрудоспособности?

    1. Заочно (по заключению бюро).
    2. В стационарном отделении (по месту прохождения лечения и наблюдения).
    3. На дому (при невозможности обеспечить явку самостоятельно).
    • Проведение консультаций с целью выявления оснований для назначения инвалидности и обеспечении средств реабилитации (кресло-коляска, ортопедическая обувь и т.д.).
    • Выяснение истинных причин и условий, приведших к наступлению нетрудоспособности, анализ клинической картины, установление прогнозов течения болезни.
    • Создание специальных программ, направленных на восстановление упущенного здоровья, социальную поддержку, профилактику инвалидности.
    • Формирование базы данных, исследование динамики инвалидности, причин ее наступления.
    1. Отправлять граждан на дополнительные анализы и обследования организма, необходимые для выяснения прогнозов развития заболевания.
    2. Собирать данные, важные для дальнейшей работы.
    3. Назначать повторный проверочный осмотр для выяснения действенности проведенного курса лечения.
    4. Регистрировать и принимать меры соответствующего реагирования на недовольство работой нижестоящего бюро.
    5. Курировать и консультировать деятельность поликлиник, осуществляющих направление на МСЭ.
    6. Организовывать проверки условий труда, адаптированных для инвалидов на предприятиях.

    Ниже можно просмотреть видео, где рассказывается более подробно о проведении медико-социальной экспертизы:

    Медико-социальная экспертиза проводится с целью выявления у гражданина инвалидизирующих признаков. Консультирование, как правило, проводят врачи-эксперты, прошедшие обучение в данной сфере. При признании лица нетрудоспособным ему назначается пенсия, а также ряд иных мер социальной поддержки.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 653-64-25 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Сущность и виды социальной экспертизы

    Под экспертизой следует помнить исследование какого–либо вопроса, требующего специальных знаний с представлением мотивированного заключения. Общим для всех видов экспертов, является то, что они предчувствуют свое исследование, а в некоторых случаях освидетельствования предполагают указание на специально закрепленный порядок назначения и проведения.

    Специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл», и систематизировать эту информацию..

    В социальной работе чаще всего имеет вид по тому или иному нормативному проекту с социальным проектом социального экономическому развитию.

    Формы экспертизы:

    2) Информационно – контрольная

    Виды: лично–социальная, судебно–психологическая, социально-психологическая и другие.

    Это определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы:

    1. диагностическая функция — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

    2. информационно-контрольная функция — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

    3. прогностическая функция — выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

    4. проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертизы социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

    23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы

    Важнейшим компонентом целостной системы социаль­ной технологизации является экспертиза. Она применя­ется при решении многих социальных задач и оказании помощи некоторым категориям населения. Социальная экспертиза связана и взаимодействует с такими функци­ональными технологиями социальной работы, как диаг­ностика, профилактика и др. Например, экспертиза вклю­чает в себя диагностику состояния социального объекта. В свою очередь, социальная экспертиза применяется при диагностике, проектировании, составлении прогнозов, а также может использоваться и при решении вопросов опеки, попечительства, социального обеспечения.

    Потребность в проведении социальной экспертизы воз­никает тогда, когда принятие определенного социально значимого решения может сказаться неоднозначно (пози­тивно или негативно) на процессах реальной жизни, а у социального субъекта, принимающего нормативное реше­ние, нет ясности относительно того, что за ним последует. В таком случае социальная экспертиза оказывается вос­требованной самой жизнью.

    В общем плане под экспертизой понимается такое ис­следование проблемы или ее аспектов, которое требует специальных знаний, с представлением обоснованного заключения. Социальная экспертиза имеет свою особен­ность. Под ней принято понимать профессиональное ис­следование состояния социального объекта и вынесение обоснованного заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (реко­мендации) для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случаев заключение может быть составлено в фор­ме итогового протокола совещания специалистов.

    В ходе экспертизы для уяснения специфики социального объекта нередко применяется диагностика ее состояния. Когда заключение сложно сфор­мулировать без применения элементов планирования, определенных изображений в виде схем, чертежей и объект экспертизы многосложен, то используется социальное проектирование, нацеленное на решение группы смежных проблем. Социальные проекты, подвергаемые эксперти­зе, могут быть нацелены на теоретическое обоснование и технологическое обеспечение нового типа межрегиональ­ных хозяйственных и социальных связей.

    Реализация многих социальных проектов предпола­гает проведение социологических оценок состояния ис­следуемого объекта, использование перспективных инфор­мационных технологий, выявление основных тенденций социальных трансформаций и приоритетных направлений динамики социальной и духовной жизни.

    Четыре основные функции социальной экспертизы: диаг­ностическая, предполагающая освидетельствование состо­яния социального объекта в момент исследования; ин­формационно-контрольная, нацеленная на исследование достоверности информации о социальном объекте и вне­сение соответствующих корректив при ее искажении; про­гностическая, означающая выявление возможных состо­яний социального объекта в зависимости от времени уп­реждения и вероятных сценариев развития процесса; проектировочная функция, сориентированная на выработ­ку рекомендаций по тематике экспертизы для социаль­ного проектирования и принятия управленческих реше­ний.

    Три основных типа, или орга­низационные модели экспертного исследования: рецензия, мониторинг, проект. Рецензия является наиболее простым и наименее затратным экспертным документом. Она но­сит преимущественно разовый характер. Если производ­ство социальной экспертизы приобретает регулярный ха­рактер и осуществляется на долговременной основе, то применяется мониторинговая модель экспертизы. В ре­жиме мониторинга целесообразно проводить экспертное исследование при наличии достаточного материала для сравнения изучаемых явлений, процессов. Проектная модель экспертного исследования нацелена на решение целой группы смежных задач, когда экспертная оценка составляет основу проектирования желаемого обществен­ного состояния. При проведении социальной экспертизы возможны и комбинации разных моделей экспертирова-ния.

    Читайте так же:  Приказ 7 ростехнадзора от 12012007

    В зависимости от характера социального объекта, на который направлена экспертиза, можно выделить различ­ные виды социальной экспертизы. Среди них следует на­звать следующие: социальная экспертиза нормативных решений административно-управленческих органов (доку­ментов, программ, проектов и т. п.); социально-психоло­гическая экспертиза; судебно-медицинская экспертиза; судебно-психиатрическая экспертиза; медико-социальная экспертиза и др.

    Социальнопсихиатрическая экспертиза нередко при­меняется и в отношении лиц, склонных к девиантному поведению, к правонарушениям. Этот вид экспертизы по­зволяет предотвратить опасное для общества деяние или же помочь следствию, когда преступление уже соверше­но.

    Судебномедицинская экспертиза, осуществляемая врачами, специально подготовленными медэкспертами, нацелена на определение характера повреждений, кото­рое получил пострадавший, а в случае смерти — причин ее наступления. Заключение медэксперта может служить веским доказательством в ходе судебного разбирательства.состояния на поведение в исследуемой ситуации, т. е. ана­лизируется возможность для исследуемого отражать ок­ружающее, рефлексировать и регулировать свое поведе­ние в конкретной ситуации.

    Особое место в практике социальной работы занимает медико-социальная экспертиза. Существовавшая ранее в нашей стране система врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК) была направлена преимущественно на оценку трудоспо­собности человека и не обеспечивала выявление ограни­чений других сфер жизнедеятельности, установление их социальных последствий и определение способов преодоле­ния инвалидом нарушенных взаимоотношений с социаль­ной средой.

    На государственную службу медико-социаль­ной экспертизы возложены следующие задачи: определе­ние группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в раз­личных видах социальной защиты; разработка индиви­дуальных программ реабилитации инвалидов; контроль за реализацией мер социальной защиты, включая меры реабилитации, и оценка их эффективности; оказание со­действия инвалидам в получении необходимых мер соци­альной защиты, включая реабилитацию; изучение состо­яния, динамики инвалидности населения и факторов, приводящих к инвалидности; участие в разработке комп­лексных программ по профилактике инвалидности, ме­дико-социальной реабилитации и социальной защите ин­валидов; определение причины смерти инвалида в случа­ях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

    При проведении социальной экспертизы применяются различные группы методов. Экспертиза административ­но-управленческих решений (программ, проектов, указов, постановлений) требует проведения научного анализа документов, поступающих на экспертизу, исследования реальных процессов в обществе, относящихся к данным решениям. Затем целесообразно использовать метод со­поставления, что позволяет подготовить более содержа­тельное экспертное заключение. Если проведение соци­альной экспертизы по определенным параметрам обще­ственного развития приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то важной задачей экспертов становится периодическое сопоставле­ние новых результатов с данными более ранних экспер­тиз. В таком случае эксперты будут работать в режиме мониторинга.

    Сущность и функции социальной экспертизы. Задачи социальной экспертизы

    В ряду технологий социальной работы важное место занимает технология социальной экспертизы. Обусловленность применения данной технологии вытекает из особенностей функционирования системы социальной работы, специфики деятельности специалистов, характеристик объекта социальной работы. В первую очередь необходимость применения технологии социальной экспертизы связана со спецификой задач, стоящих перед специалистами учреждений социальной работы, которые характеризуются как трудно формализуемые и плохо поддающиеся количественному анализу .

    Понятие «экспертиза» (от лат. expertus – опытный) означает рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для вынесения заключения. Социальная экспертиза является одним из видов экспертизы и имеет ряд особенностей: объект – социальный; решение, принимаемое по результатам экспертизы, так или иначе затрагивает интересы общества в целом и его социальных институтов, различных сообществ, отдельных граждан и т.п.; следовательно, задачи, решаемые в процессе проведения социальной экспертизы, – социальные.

    Целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, формирование предложений для достижения такого соответствия .

    Специалисты сходятся во мнении в определении понятия социальной экспертизы и функций, которые ей присущи. Социальная экспертиза – это исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

    Данное определение конкретизируется в функциях социальной экспертизы. Традиционно выделяют четыре – диагностическая, информационно-контрольная, прогностическая и проектировочная, содержание которых сводятся к следующему:

    освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования (т.е. обследование социального объекта и отражение в документах в установленной форме особенностей его состояния на начальном этапе проведения экспертизы);

    анализ и проверка информации об объекте социальной экспертизы и его социальной среде, корректировка информации в случае выявления несоответствия действительности с целью составления объективного представления о социальном объекте;

    составление прогноза об изменении состояния социального объекта с указанием возможных вариантов их достижения;

    выработка рекомендаций по изменению состояния социального объекта с целью социального проектирования и принятия управленческих решений.

    Субъектом социальной экспертизы являются специально созданные органы и учреждения (преимущественно государственные), в полномочия которых входит проведение того или иного вида социальной экспертизы. Соответствующие полномочия закреплены в нормативно-правовых актах.Государственные экспертные органы работают на постоянной основе. Кроме того, можно говорить и о субъектах социальной экспертизы, которые действуют на непостоянной основе, так как образуются специально для проведения социальной экспертизы в отношении конкретного отдельно взятого социального объекта. Это, как правило, экспертные комиссии (в форме, например, консилиума врачей и других специалистов; экспертного совета по рассмотрению какой-либо проблемы или вопроса и т.п.).

    В качестве объекта социальной экспертизы чаще всего выступают люди (например, имеющие стойкие нарушения здоровья и, следовательно, основания для установления инвалидности; подследственные и др.). В последнее время все чаще объектом социальной экспертизы становятся проекты управленческих решений разных уровней, имеющие, в том числе, форму законопроектов или проектов других нормативно-правовых актов. Проект закона может быть исследован на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и основным законам (эта функция, например, в органах исполнительной власти возложена на структурное подразделение (департамент, управление, отдел и т.п.), осуществляющее правовое обеспечение деятельности исполнительного органа). Обязательной коррупциогенной экспертизе подвергаются проекты административных регламентов по предоставлению государственных услуг населению. Экспертный анализ может быть осуществлен в отношении социальных процессов и изменений, происходящих в обществе, отдельной социальной группе и т.п.

    В целом социальная экспертиза представляет собой оценочно-консультационную деятельность, в связи с чем спектр применения этой технологии в социальной работе достаточно широк. Рассмотрение видов социальной экспертизы позволяет наглядно показать сферу применения технологии социальной экспертизы.

    В социальной сфере насчитывается великое множество задач, которые с трудом поддаются точным расчетам (т.е. трудно формализуемых задач), поэтому экспертные оценки здесь находят широкое применение. Чаще всего они имеют вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту (закон и законопроект, программа социально-экономического развития, социальный проект, присылаемый на конкурс, и т.д.), а иногда это итоговый протокол совещания специалистов. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу.

    Похожие записи:

    • Договор на хранении компьютера Договор на зимнее хранение мототехники ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ № _________ г. Москва «___» _____________ 200__ г. ООО «КАЗАКОФФ МОТОРС», именуемое в дальнейшем «Хранитель», в лице Генерального директора Казакова Д.А., действующего на основании Устава, с […]
    • Нормативные требования к психодиагностической процедуре Нормативные требования к психодиагностической процедуре ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ» 25. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. Эти требования яв-ся психометрическими и к разным группам […]
    • Мособлсуд кассация по гражданским делам Кассация мособлсуд Сколько стоит оплата гос пошлины для подачи кассации с мособлсуд по гражданскому делу об отмене договора дарения. Ольга, стоимость госпошлины при подачи кассационной жалобы составляет - 150 рублей. Оплату производите по […]
    • Возврат подоходного налога в россии Возврат подоходного налога в россии Налоговый советник ъ Налоговая декларация 3-НДФЛ ( + ) Возврат подоходного налога в любом регионе России Контакты Главная > Услуги > Возврат подоходного налога Возврат подоходного налога (НДФЛ) Важно! […]
    • Avon представителям оформить заказ Вход на сайт представителя Avon(Эйвон) Вход представителям Avon (Эйвон) www.avon.ru моя страница вход Вход в личный кабинет представителя или на сайт представителя Эйвон по компьютерному номеру и паролю Вопрос: Не могу зайти на сайт - пишет […]
    • Приказ о графике отпусков это приказ по основной деятельности Приказы по основной деятельности Приказы по основной деятельности Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа управления (предприятия, организации), действующим на основе единоначалия, для решения основных и оперативных задач, стоящих […]