Современные требования к уроку обж

Современные требования к уроку обж

Курс «Современный урок ОБЖ с учетом требований ФГОС»

Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности приобретает все более важное значение. Данный курс поможет Вам создать современный урок основ безопасности жизне-деятельности, используя современ-ные технологии, мультимедийный программно-методический комплекс.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:

  • По расписанию >>
  • На заказ: при наличии оплаченной заявки курс проводится в удобное для заказчика время.

УЧАСТНИКИ КУРСА — учителя основ безопасности жизнедеятельности, преподаватели-организаторы начальной военной подготовки, методисты школ, лицеев, гимназий, методисты ИПК и т.д.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ — дистанционный оргдеятельностный практикум

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ — 10 дней

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ — владение простейшими навыками работы на компьютере, умение работать в программах Word и PowerPoint

Данный курс позволит Вам научиться проектировать современный урок основ безопасности жизнедеятельности с применением современных технологий и возможностей мультимедиа. Невозможно считать себя современным учителем, не изучая новые методики, не учась применять их на практике. Каковы основные этапы современного урока, какие методы обучения эффективны, как организовать целеполагание и рефлексию на уроке? Ответы на эти и другие вопросы дает наш курс.

  • рассмотреть основные этапы проектирования современного урока,
  • разработать фрагменты современного урока основ безопасности жизнедеятельности,
  • рассмотреть возможности применения инновационных педагогических технологий на уроках ОБЖ.
  • Урок как основная форма обучения безопасности жизнедеятельности. Современные требования к уроку. Основные типы уроков. Требования к структуре урока.
  • Современные педагогические технологии и инновации на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
  • Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности.
  • Современные подходы к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении ОБЖ. Методы использования мультимедийного программно-методического комплекса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
  • Организация личностно-ориентированного урока. Целеполагание на уроке.
  • Чат-занятие «Организация личностно-ориентированного урока основ безопасности жизнедеятельности».
  • Компетентности, формируемые в образовательной области ОБЖ.*
  • Применение эвристических заданий на уроках основ безопасности жизнедеятельности.*
  • Рефлексия собственной деятельности.
  • Работа на учебном веб-форуме по тематике курса.
  • Проведение открытого урока с рецензией ведущего курса.
  • Рецензирование деятельности на курсе.
  • Индивидуальная консультация ведущего.
  • Подготовка разработанного урока к публикации.

Подробнее о дополнительных услугах >>


Темы, отмеченные «звездочкой» (*), изучаются на 14-дневном курсе.

Занятия во время курса проводятся на основе оргдеятельностной методики. Участники в собственной деятельности осваивают тему курса. От курсантов требуется от 2 до 5 часов времени ежедневно и доступ к электронной почте. Для участия в форуме желательно иметь доступ к Интернет.

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА ВЫ

  • получите представление о дидактических требованиях к современному уроку;
  • познакомитесь с типами уроков и требованиями к структуре урока;
  • познакомитесь с методами и приемами повышения познавательной активности учащихся;
  • научитесь проектировать личностно-ориентированный урок с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • разработаете эвристические задания;
  • познакомитесь с новыми формами дистанционного общения;
  • научитесь производить рефлексию собственной деятельности.

«От курса я в первую очередь ждала конкретной теории по данной теме. Результат превзошел себя. Теория преподносилась постепенно по ходу выполнения работы и с конкретными материалами по изучаемой деятельности. Испытываешь ощущения новизны и огромное желание понять тему.» — Е.В. Пичугина, учитель ОБЖ, пос. Рефтинский Свердловской обл.

Курс разработан под руководством докт. пед. наук, члена-корреспондента Российской академии образования А.В.Хуторского.

Цитата от автора:

«Жизнь наполняет педагогическую практику новым образовательным содержанием, требует от учителя владения современными технологиями. Разрабатывая данный курс, я ставил перед собой цель содействовать педагогам через собственную разработческую деятельность в практическом освоении понятия современный урокОБЖ.» — А.Е.Кинцель, сотрудник кафедры естествознания ЦДО «Эйдос».

Для регистрации на курсах необходимо:

1) оплатить регистрационный взнос,

2) выслать заявку в администрацию курсов.

Подробнее о регистрации >>

Выпускники этого курса чаще всего выбирают:

Требования к современному уроку

В «Основных направлениях реформы общеобразовательных и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Несмотря на то, что урок как организованная форма обучения существует не одно столетие, он не остаётся неизменным. Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения. При всей значительности субъективного момента в процессе обучения, при всей роли индивидуального мастерства каждого учителя, этому процессу свойственны некоторые основные элементы, без которых процесс обучения разрушается или остаётся незавершённым. Наша задача – рассмотреть требования к современному уроку и пути их реализации.

Урок – это логически закономерный, целостный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно – воспитательного процесса. По отношению к процессу обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельную целостную систему, как целенаправленную деятельность во времени и пространстве. В нём представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно – воспитательного процесса: цели, содержание, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. При любом индивидуальном методическом почерке должны соблюдаться некоторые основные требования, вытекающие из объективных закономерностей учебно – воспитательного процесса, открытые педагогической наукой.

И первый вопрос, требующий ответа для каждой эпохи нового – вопрос о содержании образования. Без правильного ответа на вопрос невозможно определить характер современного урока, его основы и перспективы дальнейшего развития.

Содержание образования определяется целями обучения, а последние диктуются потребностями общества. Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью. Цель обучения сегодня уже недостижима простым сообщением определённой суммой знания, которые ученики должны запоминать и воспроизводить. Одновременно с вооружением знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности, которые выработало человечество. Но и этого мало, т.к. это способы не могут служить вечно. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Придётся вырабатывать новые способы познания и практической деятельности. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.

Система знаний, входящих в состав образования, отражена в программах и хорошо известна. Система навыков и умений отражена в учебниках, сборниках упражнений и задач и тоже не менее хорошо известна как составной элемент содержания образования. Что касается третьего элемента, то он обычно формируется в учебниках педагогики как задача развития познавательных способностей учащихся, формирования свойств их ума. Но что за свойства, о каких именно способностях идёт речь? В состав этого элемента входят осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию, введение новой программы в традиционные ситуации, комбинирование и преобразование усвоенных способов деятельности, отбрасывание известных и построение принципиально новых способов деятельности. “ Эти характеристики составляют содержание творческой деятельности, без овладения которой невозможно применять знания и умения в новой ситуации, решать новые задачи или проблемы. Ученик усваивает это содержание, участвуя в процессе творческой деятельности, в процессе выполнения заданий, требующих самостоятельного мышления, собственного поиска.

Особенность этого содержания, т.е. подлежащего усвоению опыта творческой деятельности, состоит в том, что другие элементы содержания, например, знания, можно сообщить учащимся, способы деятельности можно показать, в то время как передача опыта творческой деятельности может быть осуществлена только путём вовлечения учащихся в самый процесс творческой деятельности. Т.е. в процессе творческого решения новых для них проблем. Поэтому формой и средством усвоения опыта творческой деятельности, обеспечивающими способность применять знания в новой ситуации, умение решать новые проблемы, являются практические и познавательные задачи, требующие творческого решения. Таким образом, становится понятным, что усвоение – понятие широкое и недостаточное. И когда речь идёт об усвоении знаний, приходится учитывать, по крайней мере три уровня усвоения:

  1. на уровне осмысления восприятия и запоминания знаний;
  2. применение знаний в исходной ситуации, т.е. по образцу;
  3. применение знаний в новой ситуации, требующей проявления тех и других характеристик творческой деятельности.
Читайте так же:  Самостоятельно начисленный штраф по ндс

Строя урок, необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но на каком уровне они должны быть усвоены на этом уроке. И на каком уроке данной темы будет продолжено усвоение этих знаний и поднято до 3-го уровня.

Состав современного содержания образования определяет род требований к уроку, которые не все и не всегда учитывают в реальном процессе обучения:

  1. Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией.
  2. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

При этом необходимо учитывать доступность поиска такого содержания для учащихся соответствующего возраста, важность способов деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.

  1. Изложение материала на уроке должно быть вариантным по своей структуре.

В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других – поисково – исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы. Различные формы изложения и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.

  1. Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся.

Усвоение основ наук должно предстать как необходимая ступень и предпосылка в решении этих проблем.

  1. Одним из основных требований к уроку является научность, т.е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения – достижениями педагогики.

Нарушение одного из аспектов научности неизбежно лишает урок, как и всё обучение, их эффективности. Непременным условием научности содержания урока является также ознакомление учащихся с доступными им методами науки, важным как для углубления понимания данной области знания, так и для формирования научного мышления, научного подхода к осмыслению действительности, для формирования подлинно научных воззрений.

  1. Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Сочетание индивидуализации обучения с классно – урочной формой коллективной работы – весьма нелёгкая задача. Но в практике передовых учителей имеются средства для её осуществления: это и элементы программированного обучения, это и применение многообразия средств и приёмов в ходе учебного процесса.

  1. Урок должен быть логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием средствами, методами и приёмами обучения.

Урок – педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

  1. Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой, в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д., а также, обуславливающие движение к цели урока, т.е. усвоение его содержания. При этом содержание этих шагов, их объём и порядок изменчивы и зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процесса усвоения, состава класса, методического почерка учителя.
  2. Эффективность современного урока предполагает и применение современных технических средств. Они нужны не только потому, что совершенствуют процесс усвоения, повышают производительность учебного труда, обогащают разнообразие применения того или иного метода, но и потому, что вносят в урок атмосферу современной технической культуры. Вместе с тем совершенно несомненно и то, что технические средства не только не способны заменить учителя и общение с ним, но и само выполнение ими своей роли возможно только при условии высокой общей и педагогической культуры учителя.
  3. Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой и стилем школы.
  4. Культура учителя, его интеллектуальный, нравственный и идейно – политический облик является основной предпосылкой реализации всех указанных и возможных других требований к современному уроку и условий его эффективности.
  5. Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь должна идти о рациональной организации занятий, о правильном режиме дня. При составлении расписания уроков следует правильно располагать во времени и чередовать трудные уроки, занятия умственным и физическим трудом.

Итак, современный урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой, темпом и т.д.

Отсюда – нетрадиционные виды урока: урок – лекция, киноурок, урок исследовательского типа (уроки изучения нового учебного материала). Урок – экскурсия, семинар (уроки совершенствования знаний), интегрированные и бинарные уроки, урок – игра, урок – путешествие, урок развития речи.

Начальная школа – органическая составная часть, первая ступень средней школы. Естественно поэтому, что требования, предъявляемые к российской школе в целом, определяет содержание воспитания и обучения младших школьников. Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам и головоломкам школьники младшего школьного возраста. С радостью участвуют они в уроке – игре. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. Так В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Включение дидактических игр и занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у детей редкостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Но не всякая игра имеет большое образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую учебную деятельность с привычной и облегчает переход к серьёзной учебной работе. Вначале ученик проявляет интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу. Без которого игра невозможна. Так пробуждается интерес к учебному предмету.

В игре удаётся сконцентрировать внимание самых инертных и пассивных детей, которые в неигровых условиях обучаются с большим трудом, она помогает ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать и обобщать. Урок – игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, умению подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Как уроки – размышления, уроки – раздумья проходят у опытных творческих работающих учителей уроки развития речи. Дети пополняют словарный запас, знакомятся со значением неизвестных ранее слов, рассуждая, размышляя, сопоставляя факты, выделяя основную мысль в прочитанном рассказе, увиденном фильме. В результате работы рождается рассказ – собственное произведение ребёнка, которым он гордится, чёткое по структуре и ёмкое по содержанию. Значимые результаты приносит работа по моделированию художественного произведения. Дети с удовольствием включаются в урок – игру по продолжению сказки, с интересом фантазируют, изменяя или фабулу рассказа, или время года в сказке, или время года в сказке, или подвергая главного героя необыкновенным испытаниям.

Нетрадиционные виды урока трудно переоценить в их воздействии на ум, наблюдательности, мышление младшего школьника.

Все исследователи младшего школьного возраста сходятся на том, что основная особенность ребёнка этой ступени обучения заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в зоне ближайшего развития младшего школьника. Поэтому педагогика урока должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Читайте так же:  Пожаро-техническая экспертиза это

Отсюда – специфика проведения занятий в младших классах. Как уже говорилось выше, это игровая форма проведения занятий. Для ребёнка – дошкольника основной формой деятельности является игра. Поступление в школу является переходом к новой деятельности. Ученик – младший школьник любит и хочет общаться, общаться в процессе игры, получать новые знания. Игровая форма проведения занятий особенно характерна для обучения в первом классе. Дети быстро утомляются, а потому учителю необходимо продумать динамические паузы в ходе урока. Как правило, при проведении уроков в первом классе возникает необходимость проведения двух динамических пауз – физкультминуток. Это физкультурные упражнения под музыкальное сопровождение, скандирование стихов, действия по примеру учителя или одноклассника.

Во втором, третьем и четвёртом классах физкультминутка проводится один раз в урок. Она должна быть динамической, учитель обязан так продумать упражнения, чтобы они сняли напряжение с мышц рук, ног, позвоночника. Нередко бывает так, что учитель включает в физкультминутку ребусы, шарады, пренебрегая физическими упражнениями, перегружая мозг ребёнка. Это является грубейшим нарушением медицинских требований к уроку в начальной школе.

Игровая форма проведения урока занимает своё место и во второй, третий и четвёртый год обучения в школе. Но ей отводится не такая ведущая роль, как в первом классе.

Важные показатели хорошего развития младших учеников – активность и самостоятельность во всех видах учебной работы. Задача учителя – организовать дифференцированную самостоятельную работу учащихся. На урок учитель подбирает несколько вариантов самостоятельной работы по данной теме, исходя из знания особенностей каждого учащегося и его подготовленности к работе. Результаты работы оцениваются учителем или осуществляется контроль в виде взаимопроверки.

В последние годы школа получила относительную свободу в выборе методики обучения, разработке и планировании уроков. Планирование учебного процесса в младших классах во многом зависит от того, с какой подготовкой пришли дети в первый класс. Ведь сейчас многие дети посещают центры «Развития» для подготовки в первый класс. Малыши занимаются английским и татарским языками, ритмикой, математикой, проводятся уроки ИЗО, музыки и развития речи. На уроках развития речи и их знакомят с буквами русского алфавита, их произношением и обозначением на письме, учатся складывать слоги и читать, правильно строить предложения, составлять рассказы, сказки, отгадывать загадки, составлять кроссворды.

Список литературы:

  1. Зотов Ю.Б. «Организация современного урока». Книга для учителя [Текст] / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение,1984.
  2. Кириллова Г.Д. «Теория и практика уроков в условиях развивающего обучения» [Текст]/ Г.Д. Кириллов. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Онищук В.А. «Урок в современной школе». Пособие для учителя. [Текст]/ В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Чуракова Р.Г. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» [Текст]/ Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009.

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования [1].

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • портфолио.

Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс.

Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Перечислю лишь некоторые:

  • 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”;
  • 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”;
  • 1-4 кл. – “Осенняя мастерская;
  • 1 “А” кл. – “В синем море– океане”;
  • 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”;
  • 1-е кл. – “Кормушка своими руками”;
  • 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”;
  • 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”;
  • 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”;
  • 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии” ,“Песец”;
  • на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”;
  • 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”.
Читайте так же:  Размер Пособия на бирже труда

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.
  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
  • деятельности [5].

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение 2)

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].

Похожие записи:

  • Патент на работу уфмс сахарово Юридические консультации Режим работы сахарово миграционный центр 2017 Важно Бланки можно найти в ЧАВО по ссылке Бланки документы образцы Как правильно заполнять заявление детально по каждому пункту смотрите в ЧАВО «Как правильно заполнять […]
  • Приказ на оказание материальной помощи работникам Образец приказа на оказание материальной помощи Приказ на материальную помощь - образец данного документа поможет составить этот акт юридически грамотно. Последнее немаловажно, поскольку такой приказ является документальным основанием для […]
  • Учебное пособие для лифтера § 13. Типовая инструкция лифтера Типовая инструкция лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пункта РД 10-360-00, утвержденная Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2000 № 26, устанавливает требования, предъявляемые к […]
  • Транспортный налог с чернобыльцев Льготы чернобыльцам на транспортный налог: законодательная основа Многие свидетели и непосредственные участники событий на Чернобыльской АЭС, несмотря на прошедшие с тех пор десятилетия, до сих пор пользуются определёнными льготами, полагающимися […]
  • Образец заявления на работу о смене фамилии Заявление о смене фамилии Свои персональные данные работник передает работодателю при приеме на работу, при этом пишется заявление, позволяющее обработку и хранение этих данных. Работодатель использует эти данные, в том числе и фамилию, для […]
  • Как оформить доставку еды Накормим всех: как открыть прибыльный бизнес по доставке еды Сегодня совсем необязательно ходить за покупками по магазинам, ведь все необходимое можно заказать через интернет. Более того, нет надобности даже тратить время на приготовление пищи, ‒ […]