Судебная практика кыргызской республики

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

№11-04 от 25 декабря 1997 года

О судебной практике по делам о вымогательстве

Рассмотрев и обсудив материалы обобщения судебной практики по делам о вымогательстве чужого имущества или права на имущество, Пленум Верховного суда Кыргызской Республики отмечает, что за последние годы отмечается рост указанного вида преступлений.

Так, если в 1995 году в судах республики рассмотрено дел с вынесением приговоров в отношении 167 лиц, то в 1996 году рассмотрено — 208 лиц, а за 6 месяцев 1997 года — 116 лиц.

Дела указанной категории судами рассматривались в основном правильно, в соответствии с законом.

Вместе с тем имеются недостатки. Не всегда выполняются требования ст.21 УПК Кыргызской Республики о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела. Некоторые суды допускают ошибки при разграничении вымогательства от таких преступлений, как разбой, грабеж и самоуправство.

Когда вместе с вымогательством совершаются и другие преступления, не обращается внимание на необходимость квалификации преступлений по их совокупности.

Нет единой практики при квалификации вымогательства, совершенного неоднократно, по предварительному сговору группой лиц, в крупном размере, повлекшего тяжкие последствия.

При рассмотрении дел не вскрываются причины и условия, способствующие преступлениям. В необходимых случаях не выносятся по этому вопросу частные определения.

С целью устранения отмеченных недостатков и единообразного применения закона об ответственности за вымогательство, Пленум Верховного суда Кыргызской Республики постановляет:

1. Обратить внимание судов на рост и повышенную общественную опасность вымогательства, необходимость неукоснительного соблюдения норм закона при рассмотрении дел этой категории.

Соблюдая принцип неотвратимости наказания, следственные органы и суды по каждому делу должны устанавливать всех участников преступления и степень вины каждого.

2. При разграничении вымогательства от грабежа и разбоя следственные органы и суды должны иметь ввиду:

— если при грабеже и разбое применение насилия или угроза его применения совершается лишь в отношении потерпевшего, то при вымогательстве они могут быть совершены в отношении его близких, имущества, права на имущество и сведений, которые потерпевший стремится сохранить в тайне;

— при грабеже и разбое применение насилия или угроза его применения служат средством немедленного завладения имуществом потерпевшего, при вымогательстве угроза насилием является лишь формой выражения психического насилия, служит для подкрепления угрозы применить более серьезное насилие в случае невыполнения требований вымогателя;

— при грабеже и разбое применение насилия или угроза его применения сопровождается с одновременным завладением имущества потерпевшего, при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем.

3. Вымогательство, сопряженное с непосредственным изъятием имущества потерпевшего, при наличии реальной совокупности преступлений должно дополнительно квалифицироваться в зависимости от характера примененного насилия, как грабеж или разбой.

4. Как вымогательство под угрозой оглашения позорящих сведений следует квалифицировать требование передачи имущества или права на имущество, сопровождающееся угрозой разглашения сведений о совершенном потерпевшим или его близкими правонарушений, а равно иных сведений, оглашение которых может нанести ущерб чести и достоинству потерпевшего или его близких. При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой разглашения которых совершается вымогательство.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 4 ноября 2004 года №11

О некоторых вопросах судебной практики применения законодательства о возмещении морального вреда

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики гражданам гарантируется судебная защита всех прав и свобод, закрепленных Конституцией и законами Кыргызской Республики, каждому гарантировано право на возмещение материального и морального ущерба.

Компенсация морального вреда является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав и свобод, предусмотренных Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

В связи с тем, что при применении судами законодательства о возмещении морального вреда, возникают вопросы, требующие разъяснения, а также в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего защиту личных неимущественных прав, нематериальных благ, принадлежащих гражданину и компенсацию морального вреда, пленум Верховного суда Кыргызской Республики, руководствуясь статьей 15 Закона Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах»,

1. Обратить внимание судов на то, что судебная защита личных неимущественных прав и нематериальных благ, принадлежащих гражданам от рождения или в силу закона, компенсация причиненного гражданам морального вреда является одним из способов реализации их конституционных прав и свобод.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага либо нарушающие его личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной или иной материальной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьями 11, 17, 50 Гражданского кодекса Кыргызской Республики (далее Гражданский кодекс) и другими законами Кыргызской Республики, защита личных неимущественных прав и других нематериальных благ производится судом в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения.

Защита личных неимущественных прав и нематериальных благ осуществляется как с применением указанных в статье 11 Гражданского кодекса способов в их совокупности, так и каждого из них в отдельности, в т.ч. компенсацией морального вреда.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (личных неимущественных отношений, не связанных с имуществом), регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений.

Предусмотренные Гражданским кодексом способы защиты личных неимущественных прав применяются и в случаях, когда защита таких прав специально не регулируется соответственно семейным, трудовым законодательством, законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды, административно-правовым законодательством и другими законодательными актами.

2. Под личными неимущественными правами, нарушение, лишение или умаление которых может повлечь причинение потерпевшему морального вреда, согласно статье 50 Гражданского кодекса следует понимать: право на имя и пользование своим именем; право авторства; право на неприкосновенность произведения и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.

К нематериальным благам относятся принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона: жизнь и здоровье; достоинство личности; личная неприкосновенность; честь и доброе имя; деловая репутация; неприкосновенность частной жизни; личная и семейная тайна; возможность свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Судебная власть Кыргызской Республики

В период с 1990 года по настоящее время осуществляется реформа судебной власти Кыргызстана. Были приняты следующие законы КР: «О судоустройстве Кыргызской ССР» (1990), «Об арбитражном суде Республики Кыргызстан» (1992), «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Кыргызстан» (1992), «О Конституционном суде Кыргызской Республики» (1993), «О Конституционном судопроизводстве в Кыргызской Республике» (1993), «О системе арбитражных судов Кыргызской Республики» (1997), «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции» (1999), «Конституционный Закон Кыргызской Республики о статусе судов Кыргызской Республики» (1999) и др., принято шесть кодексов по данному направлению.

В результате реформ расширилась правовая база. Исключено право принесения протестов в порядке надзора должностными лицами судов и прокуратуры на вступившие в законную силу судебные постановления. Введен институт апелляционного суда, судебная система освобождена от многоярусности надзорных инстанций. Значительно расширились процессуальные гарантии соблюдения прав участников процесса, создается законодательный механизм реализации права на судебную защиту.

Функционирует новый орган правосудия — Конституционный суд. Конституционный суд является высшим органом судебной власти по защите Конституции КР. Верховный суд — высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Высший Арбитражный суд КР и местные суды совместно с Верховным и Конституционным судом составляют систему судебной власти КР.

Децентрализация государственного управления выразилась в повышении роли органов местного самоуправления. Им переданы объекты коммунальной собственности и местная инфраструктура. В общих чертах организация местного самоуправления очерчена в августе 1994 года Указом Президента КР «О реформе местного самоуправления в Кыргызской Республике». В октябре 1994 года состоялись первые выборы в сельские, поселковые и городские кенеши, а 5 февраля 1995 года избраны депутаты в районные и областные кенеши. В 1996 году образованы айыл окмоту — сельские управы.

К 1998 году структура местного самоуправления полностью сложилась. К этому времени 11 городов (включая Бишкек) из 20 начали переход на местное самоуправление. В октябре 1998 года на референдуме принято важное решение о включении в коммунальную собственность права собственности на землю.

Структура исполнительной власти и местное самоуправление в Кыргызской Республике

Однако на практике существовало политическое недоверие центра к демократическим процессам в регионах. Все еще высокой — до 57,8% — оставалась сменяемость глав айыл окмоту. Из семи регионов республики два — Бишкек и Чуйская область — являются донорами, а остальные в лучшем случае самообеспечиваются и в основном живут за счет трансфертов.

Следуя логике своего исторического опыта, Кыргызстан может создать новую систему территориально-административного управления. Она будет состоять всего из двух звеньев: небольшого, четко ограниченного по функциям и полномочиям центра, и полномочного, полновластного местного самоуправления.

Структура местного самоуправления нуждается в усовершенствовании. Необходимо укрупнить айыл окмоту почти в два раза таким образом, чтобы все территории местного самоуправления стали самообеспечиваемыми. У местного самоуправления должны быть реальные возможности для решения вопросов жизни и развития своих территорий. Сегодня при существующей системе формирования местных бюджетов только у трети айыл окмоту есть возможности для самофинансирования.

Существующая система формирования местных бюджетов абсолютно неэффективна. Она не только не обеспечивает финансирование местных программ развития, но и не стимулирует айыл окмоту на увеличение своих доходов. В 2005 году доходы местного бюджета (без трансфертов) составили только около 20% от республиканского, а если брать их долю в государственном бюджете, то еще ниже — около 16%.

При достаточно небольшом штате сельских управ (шесть человек) его функции достаточно широки: формирование программ социально-экономического развития территории и местного бюджета, управление коммунальной собственностью и финансовыми ресурсами местного сообщества, содержание и ремонт объектов жизнеобеспечения местного сообщества, контроль за санитарным состоянием территории, ее благоустройством и озеленением и др.

Налицо явное противоречие на практике между политикой развития местного самоуправления и его реальным финансово-экономическим содержанием. Фактически органы местного самоуправления поставлены в зависимость от центральных органов, больше озабочены получением официальных трансфертов, а не мобилизацией местных ресурсов, местной инициативы.

Функциональная схема деятельности сельских управ

Доля местных бюджетов в государственном бюджете должна вырасти в ближайшие годы как минимум в 1,5-2 раза. Необходимо рассмотреть возможность передачи в ведение местных органов самоуправления помимо местных налогов других источников собственных доходов. Возможно, этот процесс займет один-два года, но он должен быть начат уже сегодня.

Нужна финансовая децентрализация. Надо создать такую систему распределения доходов, чтобы Министерство финансов не занималось местным самоуправлением. Незачем в центре делить деньги местных сообществ. Сами местные органы самоуправления должны быть заинтересованы в том, чтобы население на их территориях жило богаче, чтобы развивался малый бизнес.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1 г.бишкек от 5 декабря 2003 года N 18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О судебной практике по делам о скотокрадстве (практика судов Таласской области Кыргызской Республики) Заслушав и обсудив результаты обобщения судебной практики по делам о скотокрадстве на примере Таласской области, пленум Верховного суда Кыргызской Республики отмечает, что суды рассматривают дела данной категории в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, в деятельности судов имеются недостатки и нарушения законов. Некоторыми судами допускаются ошибки в квалификации преступных действий виновных лиц. Не по всем делам соблюдаются принципы индивидуализации при назначении наказания. Так, не всегда суды реагируют на факты невыявления и непривлечения к ответственности всех лиц, совершивших преступления по скотокрадству. В ряде случаев лицам, совершившим тяжкие преступления, необоснованно назначаются мягкие меры наказания. Наряду с этим суды иногда необоснованно применяют лишение свободы, в том числе на краткие сроки, к лицам, исправление и перевоспитание которых возможно без изоляции от общества. Не всегда в предусмотренных законом случаях применяется к лицам, осужденным за скотокрадство дополнительная мера наказания — конфискация имущества. Не всегда принимаются меры по обеспечению возмещения материального ущерба, необоснованно оставляются гражданские иски потерпевших без рассмотрения. Судами не уделяется необходимое внимание выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений по скотокрадству и принятию мер по их устранению. В целях устранения отмеченных недостатков в работе судов и правильного, единообразного применения судами законодательства о скотокрадстве, руководствуясь статьей 15 Закона «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», пленум Верховного суда Кыргызской Республики постановляет: 1. Обратить внимание судов на необходимость усиления ответственности за преступления по скотокрадству, соблюдение законодательства при рассмотрении дел данной категории. При рассмотрении дел о скотокрадстве строго выполнять требования ст.19 Уголовнопроцессуального кодекса Кыргызской Республики о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления. 2. При рассмотрении дел о скотокрадстве следует иметь в виду, что скотокрадство это тайное похищение чужого скота, совершенное в отсутствие собственника или иного владельца этого скота, или посторонних лиц либо и в их присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого скота, так как решающее значение для оценки действий виновного имеет его субъективное представление о характере совершаемого. Если присутствующее при незаконном изъятии чужого скота лицо не сознает противоправность этих действий либо является близким родственником виновного, который

2 рассчитывает в связи с этим на то, что в ходе изъятия имущества он не встретит противодействия со стороны указанного лица, содеянное следует квалифицировать как скотокрадство. Если перечисленные лица принимали меры к пресечению хищения чужого скота (например, требовали прекратить эти противоправные действия), то ответственность виновного за содеянное наступает по статье 167 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Похищение скота иным способом, чем кража квалифицируется по соответствующим статьям Уголовного кодекса Кыргызской Республики. 3. Если в ходе совершения скотокрадства действия виновного обнаруживаются собственником или иным владельцем скота либо другими лицами, однако, виновный, сознавая это, продолжает совершать незаконное изъятие скота или его удержание, содеянное следует квалифицировать как грабеж, а в случае применения насилия с целью завладения скотом или для его удержания непосредственно после изъятия, эти действия должны квалифицироваться, в зависимости от характера примененного насилия, как грабеж (ч.2 ст.167 УК Кыргызской Республики) или разбой (ст.168 УК Кыргызской Республики). Если насильственные действия совершены по окончании скотокрадства с целью скрыться или избежать задержания, они не могут рассматриваться как грабеж или разбой и подлежат самостоятельной квалификации по соответствующим статьям Уголовного кодекса Кыргызской Республики в зависимости от характера этих действий и наступивших последствий. 4. Хищение чужого скота считается оконченным преступлением, если чужой скот изъят, и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенный скот в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом). Суды должны иметь в виду, что в соответствии с законом хищением чужого скота признается умышленное противоправное безвозвратное обращение в свою собственность или в собственность других лиц чужого скота. Корыстный мотив для состава этого преступления является обязательным. Не образуют состава скотокрадства противоправные действия, направленные на завладение чужим скотом не с корыстной целью, а, например, с целью его временного использования с последующим возвращением собственнику либо в связи с предполагаемым правом на этот скот. В зависимости от обстоятельств дела такие действия при наличии к тому оснований подлежат квалификации по статье 353 Уголовного кодекса Кыргызской Республики или другим статьям Уголовного кодекса Кыргызской Республики. 5. В соответствии с частью второй статьи 18 Уголовного кодекса Кыргызской Республики субъектом преступления, предусмотренного статьей 165 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, является лицо, достигшее к моменту совершения кражи скота четырнадцатилетнего возраста. 6. Скотокрадство, совершенное группой лиц (п.2 ч.2 ст.165 УК Кыргызской Республики), характеризуется тем, что в совершении преступления принимают участие два и более лиц без предварительного сговора (п.1 ч.2 ст.31 УК Кыргызской Республики), которые в силу статьи 17 Уголовного кодекса Кыргызской Республики подлежат уголовной ответственности за содеянное. Если лицо совершило кражу скота посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, его действия (при отсутствии иных квалифицирующих признаков) следует квалифицировать по ч.1 ст.165 Уголовного кодекса Кыргызской Республики как непосредственного исполнителя преступления (ч.3 ст.30 УК Кыргызской Республики). Если организатор, подстрекатель или пособник непосредственно не участвовал в совершении хищения чужого скота, содеянное исполнителем преступления не может квалифицироваться как совершенное группой лиц по предварительному сговору. В этих

Читайте так же:  Адвокат селезнев сергей александрович

3 случаях в силу части 7 статьи 30 Уголовного кодекса Кыргызской Республики действия организатора, подстрекателя и пособника следует квалифицировать со ссылкой на статью 30 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Содействие совершению скотокрадства советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствия, заранее данным обещанием скрыть следы преступления, приобрести или сбыть похищенное, а также устранением препятствий, не связанным с оказанием помощи надлежит квалифицировать как соучастие в скотокрадстве в форме пособничества со ссылкой на часть шестую статьи 30 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. 7. При квалификации действий виновных как совершение хищения чужого скота группой лиц суду следует выяснять, состоялась ли договоренность о распределении ролей в целях осуществления преступного умысла, а также какие конкретные действия совершены каждым исполнителем и другими соучастниками преступления. В приговоре надлежит оценить доказательства в отношении каждого исполнителя совершенного преступления и других соучастников (организаторов, подстрекателей, пособников). При квалификации скотокрадства, совершенного группой лиц, следует иметь в виду, что действия виновного, который не проникал во двор, но согласно договоренности о распределении ролей участвовал во взломе дверей, ворот, запоров, решеток либо выполнял в процессе совершения кражи иные действия, связанные с проникновением другого лица во двор жилого помещения, предприятия, организации, учреждения или скотного двора, загона, либо изъятием имущества оттуда, являются соисполнительством. 8. Лицо, организовавшее преступление либо склонившее к совершению кражи скота заведомо не подлежащего уголовной ответственности участника преступления, в соответствии с ч.3 ст.30 Уголовного кодекса Кыргызской Республики несет уголовную ответственность как исполнитель содеянного. При наличии к тому оснований, предусмотренных законом, действия указанного лица должны дополнительно квалифицироваться по ст.156 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. 9. Судам необходимо разграничивать скотокрадство, совершенное группой лиц (п.2 ч.2 ст.165 УК Кыргызской Республики), от скотокрадства, совершенного организованной преступной группой (п.1 ч.3 ст.165 УК Кыргызской Республики). Организованная преступная группа характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла. Об устойчивости группы могут свидетельствовать не только большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (предварительное планирование преступных действий, подбор и вербовка соучастников, распределение ролей между ними, обеспечение мер по сокрытию преступления, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора преступной группы). В приговоре должно быть отражено по каким основаниям преступная группа была признана организованной. Если лицо подстрекало другое лицо или группу лиц к созданию организованной группы для совершения конкретных преступлений, но не принимало непосредственного участия в подборе ее участников, планировании и подготовке к совершению преступлений (преступления) либо в их осуществлении, его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении организованной группой преступлений со ссылкой на ч.5 ст.30 Уголовного кодекса Кыргызской Республики.

4 10. Основанием для квалификации скотокрадства по признаку «неоднократно» является совершение двух и более преступлений, предусмотренных соответственно статьями , Уголовного кодекса Кыргызской Республики, либо когда скотокрадству предшествовало совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 169, 230, 240, 245 и 248 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Скотокрадство не может быть признано неоднократным, если с виновного снята судимость за ранее совершенное преступление в порядке амнистии или помилования либо погашена или снята судимость, а также, если к моменту совершения хищения истекли сроки давности уголовного преследования за ранее совершенное преступление. От хищения скота, совершенного неоднократно, следует отличать продолжаемое скотокрадство, состоящее из ряда тождественных преступных действий, совершаемых путем изъятия чужого скота из одного и того же источника, объединенных единым умыслом и составляющих в своей совокупности единое преступление. 11. Скотокрадство, совершенное лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, признается лицо, имеющее судимость за одно или несколько преступлений, предусмотренных статьями , , 230, 240, 245, 248 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. 12. При квалификации скотокрадства, совершенного в значительном размере (п.4 ч.2 ст.165 УК Кыргызской Республики), судам следует, руководствуясь примечанием 2 к статье 164 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Скотокрадство признается совершенным в значительном размере, если стоимость скота в десять раз превышает минимальную месячную заработную плату, установленную законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. Скотокрадство признается совершенным в крупном размере (п.2 ч.3 ст.165 УК Кыргызской Республики), если стоимость скота в двести раз превышает минимальную месячную заработную плату, установленную законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. Хищение чужого скота, совершенное в особо крупных размерах, следует квалифицировать как хищение чужого имущества в особо крупных размерах (ст.169 УК Кыргызской Республики). При этом, руководствуясь примечанием к статье 169 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, следует иметь в виду, что деяние признается совершенным в особо крупном размере, если стоимость скота в одну тысячу раз превышает минимальную месячную заработную плату, установленную законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления. Как хищение в значительном, крупном, в особо крупном размере должно квалифицироваться совершение нескольких тайных хищений чужого скота, если они совершены при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить хищение соответственно в значительном, крупном, особо крупном размере. Если виновный имел конкретизированный (определенный) умысел на завладение чужим скотом в особо крупном, крупном, значительном размере, но не смог его осуществить по не зависящим от его воли обстоятельствам, содеянное квалифицируется как покушение на хищение чужого скота, соответственно, в особо крупном, крупном, значительном размере. При этом фактическое завладение имуществом в размере меньшем, чем предполагал виновный, самостоятельной правовой квалификации как оконченное преступление не требует (например, виновный покушался на кражу племенного скота, а совершена была кража скота обыкновенной породы). 13. Если хищение чужого скота сопряжено с изъятием вещей (седло, бричка и т.д.), используемых при эксплуатации скота, то такие действия в зависимости от их стоимости и если они не подпадают под признаки статьи 368 Кодекса об административной

5 ответственности Кыргызской Республики, должны дополнительно квалифицироваться как кража чужого имущества по соответствующим частям статьи 164 Уголовного кодекса Кыргызской Республики. 14. Обратить внимание судов на строгое соблюдение требований закона о принятии мер, обеспечивающих возмещение ущерба, причиненного преступлением, обязательное рассмотрение исковых требований о возмещении ущерба, причиненного скотокрадством, недопущение необоснованного оставления гражданских исков без рассмотрения. При этом судам следует учитывать, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, подлежит возмещению в полном объеме. Определяя размер похищенного скота и вещей, используемых при эксплуатации скота, следует исходить из их фактической стоимости в регионе (районе) на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене стоимость похищенного скота (породистость, племенной скот и др.) может быть установлена на основании заключения экспертов (специалистов). Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении ущерба, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения. Суд, рассмотревший дело, может по заявлению взыскателя с учетом изменения рыночных цен на скот произвести соответствующую индексацию взысканных денежных сумм на момент исполнения решения суда для сохранения реальной величины денежного требования в условиях инфляции в порядке, предусмотренном статьей 372 УПК Кыргызской Республики. Присуждая возмещение вреда, причиненного скотокрадством, суд в соответствии с обстоятельствами дела может обязать виновного возместить вред в натуре (предоставить скот того же рода и качества, и т.п.). Солидарную ответственность по возмещению ущерба несут все лица, причинившие ущерб совместными преступными действиями. При этом судам следует иметь в виду: — при совершении преступления по скотокрадству несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный ущерб по эпизодам преступления, в которых установлено их совместное участие; — солидарная материальная ответственность не возлагается на лиц, которые осуждены, хотя и по одному делу, но за самостоятельные преступления, не связанные общим намерением. 15. При назначении наказания судам надлежит строго соблюдать принцип индивидуализации, учитывать обстоятельства совершенного преступления и данные о личности виновного и не допускать случаев назначения как необоснованно мягких, так и несоразмерно содеянному суровых мер наказания. В соответствии с законом решать вопросы о применении или неприменении дополнительного наказания — конфискации имущества с обязательным указанием мотива о принятом решении в приговоре. В случае неприменения по части третьей статьи 165 Уголовного кодекса Кыргызской Республики конфискации имущества, необходимо основываться на статье 56 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, указав исключительные обстоятельства, послужившие к ее неприменению. Следует строго соблюдать требования закона о конфискации орудия преступления (п.1 ст.88 УПК Кыргызской Республики), какими могут быть транспортные и другие средства, которые использовались в процессе похищения чужого скота. 16. В целях повышения воспитательного воздействия судебной деятельности улучшать подготовку и качество проведения судебных заседаний; выявлять причины и условия,

6 способствовавшие совершению преступлений, и при наличии оснований реагировать на них частными определениями в установленном законом порядке. Председатель Верховного суда Кыргызской Республики Н.Бейшеналиева Секретарь пленума, судья Верховного суда Кыргызской Республики А.Кудайбергенов

Судебная практика кыргызской республики

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 18 июля 2003 года № 153

О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах

Статья 1. Осуществление правосудия в Кыргызской Республике

1. Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.

2. Правосудие осуществляется от имени Кыргызской Республики и имеет своим назначением защиту прав и свобод человека, а также законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров Кыргызской Республики, участницей которых является Кыргызская Республика.

3. В Кыргызской Республике законом могут учреждаться специализированные суды.

4. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 2. Законодательство о Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах

1. Компетенция, организация и порядок деятельности Верховного суда Кыргызской Республики (далее — Верховный суд) и местных судов определяются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, процессуальными и иными законами Кыргызской Республики.

2. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы и другие акты, умаляющие статус, независимость и самостоятельность Верховного суда и местных судов.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 3. Верховный суд и местные суды

1. Верховный суд и местные суды составляют единую систему судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным, административным, экономическим и иным предусмотренным законами делам.

2. Единство данной системы обеспечивается:

1) общими и едиными принципами правосудия, установленными Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, процессуальными и иными законами;

2) осуществлением правосудия в формах судопроизводства, установленных законами;

3) применением судами законодательства Кыргызской Республики, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;

4) законодательным закреплением единого статуса судей;

5) обязательностью исполнения на всей территории Кыргызской Республики вступивших в законную силу судебных актов;

6) финансированием судов из республиканского бюджета.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 4. Независимость судов

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Кыргызской Республики, процессуальным и иным законам.

2. Всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия недопустимо.

3. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 5. Равенство всех перед законом и судом

Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом.

Статья 6. Гласность в деятельности судов

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных законом.

2. Гласность судопроизводства и реализация права доступа к информации о деятельности судов обеспечивается государством.

3. Присутствие представителей средств массовой информации в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации.

4. Фиксирование с помощью средств звукозаписи хода судебного разбирательства, кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция судебного заседания допускаются в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

Статья 7. Язык судопроизводства в судах

1. Судопроизводство в судах Кыргызской Республики ведется на государственном или официальном языке.

2. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Статья 8. Участие граждан в отправлении правосудия

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 9. Обязательность судебных актов

1. Вступившие в законную силу судебные акты судов Кыргызской Республики, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов являются обязательными для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, объединений граждан и других организаций, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Кыргызской Республики.

2. Неисполнение судебного акта, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению судебных актов, а также вмешательство в деятельность судов влекут установленную законом ответственность.

3. Судебные акты других государств, международных судов и арбитражей должны исполняться на территории Кыргызской Республики в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики или в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.

Статья 10. Запрос в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики

1. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

2. Если при рассмотрении дела в любой судебной инстанции возник вопрос о конституционности закона или иного нормативного правового акта, от которого зависит решение дела, то суд, судья направляет запрос в Конституционную палату Верховного суда (далее — Конституционная палата).

Статья 11. Порядок использования государственных символов Кыргызской Республики в деятельности Верховного суда и местных судов

1. На зданиях, занимаемых Верховным судом и местными судами, устанавливается Государственный флаг Кыргызской Республики.

2. В залах заседаний Верховного суда и местных судов размещаются Государственный флаг Кыргызской Республики и изображение Государственного герба Кыргызской Республики.

3. Верховный суд и местные суды имеют печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках.

Статья 12. Верховный суд

1. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам.

В составе Верховного суда действует Конституционная палата.

Судьи Конституционной палаты не входят в пленум Верховного суда.

2. Полномочия, состав и порядок формирования Конституционной палаты, избрания и освобождения председателя, заместителя председателя Конституционной палаты, а также порядок осуществления конституционного судопроизводства определяются конституционным законом.

Статья 13. Состав и структура Верховного суда

1. Верховный суд состоит из председателя, 3 заместителей председателя и 31 судьи Верховного суда.

Заместители председателя являются председателями судебных коллегий.

Изменение численности судей Верховного суда допускается только по предложению Совета судей Кыргызской Республики (далее — Совет судей).

2. В Верховном суде действуют следующие структуры:

— судебная коллегия по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

— судебная коллегия по гражданским делам;

— судебная коллегия по административным и экономическим делам.

3. В судебных коллегиях для рассмотрения судебных дел образуются судебные составы из 3 судей.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 14. Полномочия Верховного суда

1. Верховный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью местных судов в форме пересмотра судебных актов по жалобам участников процесса.

2. Верховный суд:

1) пересматривает (рассматривает) судебные дела и материалы в порядке надзора;

1-1) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам судебные дела;

2) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

3) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, за исключением полномочий, отнесенных к ведению Конституционной палаты.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 15. Пленум Верховного суда

1. Пленум Верховного суда состоит из председателя Верховного суда, его заместителей и судей Верховного суда.

2. Пленум Верховного суда:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и дает руководящие разъяснения по вопросам судебной практики по применению законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

2) рассматривает материалы по применению законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики местными судами;

3) избирает персональный состав судебных коллегий с учетом специализации;

Порядок проведения тайного голосования (утвержден постановлением Пленума Верховного суда КР от 2 августа 2003 года № 8)

Читайте так же:  Договор аренды прекращается по истечении срока аренды

Об избрании председателей судебных коллегий и персонального состава судебных коллегий Верховного суда Кыргызской Республики см. постановление Пленума Верховного суда КР от 2 августа 2003 года № 10

4) избирает по представлению председателя Верховного суда состав Научно-консультативного совета при Верховном суде, а также утверждает положение о нем;

5) избирает секретаря пленума Верховного суда из числа судей Верховного суда по представлению председателя Верховного суда;

6) (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

7) по вопросам внутренней деятельности Верховного суда принимает Регламент Верховного суда;

постановление Пленума Верховного суда КР от 22 октября 2004 года № 9 «Об утверждении Регламента Верховного суда Кыргызской Республики»

8) заслушивает председателей судебных коллегий Верховного суда о работе судебных коллегий;

9) заслушивает сообщения председателя Верховного суда о деятельности Верховного суда;

10) рассматривает другие вопросы организации и деятельности судов;

11) утверждает научно обоснованные нормативы нагрузок на судей.

3. Пленум Верховного суда созывается председателем Верховного суда по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

4. Заседания пленума Верховного суда правомочны при наличии не менее двух третей состава судей Верховного суда.

5. Пленум Верховного суда на своих заседаниях принимает постановления большинством голосов от его общего состава путем открытого голосования, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — путем тайного голосования.

Постановления пленума Верховного суда являются обязательными для судов Кыргызской Республики.

Порядок рассмотрения материалов изучения и обобщения судебной практики и дачи разъяснения по вопросам судебной практики по применению законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики определяется Регламентом Верховного суда.

6. Постановления пленума Верховного суда подписываются председателем Верховного суда (или председательствующим) и секретарем пленума Верховного суда.

7. На заседаниях пленума Верховного суда вправе принимать участие председатель Конституционной палаты, Генеральный прокурор Кыргызской Республики и министр юстиции Кыргызской Республики.

8. Председатель Верховного суда может пригласить на заседания пленума Верховного суда судей местных судов, членов Научно-консультативного совета при Верховном суде и других лиц.

Статья 16. Президиум Верховного суда

(Исключена в соответствии с Законом КР от 7 мая 2007 года № 69)

Статья 17. Судебные коллегии Верховного суда

1. Персональный состав судебных коллегий избирается пленумом Верховного суда из числа судей Верховного суда.

2. Судебные коллегии Верховного суда возглавляют председатели судебных коллегий — заместители председателя Верховного суда.

3. Председатель Верховного суда в случае необходимости вправе привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в судебных составах другой судебной коллегии.

4. Судебные коллегии осуществляют:

1) пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов в случаях и в соответствии с порядком, предусмотренных процессуальными законами;

2) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых ими судебных актов в случаях, предусмотренных процессуальными законами.

5. (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

Статья 18. Акты Верховного суда

1. Образуемые в Верховном суде судебные инстанции принимают свои решения в форме постановлений и определений.

2. Постановления судебных инстанций Верховного суда по делам, рассмотренным в порядке надзора, являются окончательными и обжалованию не подлежат, вступают в законную силу немедленно по их принятии и исполняются в порядке, предусмотренном процессуальными и иными законами.

Статья 19. Частное определение Верховного суда

1. Одновременно с принятием постановления по делу Верховный суд в необходимых случаях частным определением обращает внимание руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и других должностных лиц на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.

2. Указанные лица обязаны в течение одного месяца сообщить Верховному суду о мерах, принятых ими по частному определению.

3. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 5 августа 2016 года № 165)

Статья 19-1. Порядок избрания председателя, заместителей председателя Верховного суда

1. Председатель, заместители председателя Верховного суда избираются собранием судей Верховного суда из своего состава сроком на 3 года.

Одно и то же лицо не может быть избрано председателем, заместителем председателя Верховного суда два срока подряд.

2. Собрание судей по избранию председателя, заместителей председателя Верховного суда считается правомочным при наличии в нем не менее двух третей от общего состава судей Верховного суда.

Судья Верховного суда не вправе воздерживаться от голосования.

3. Избранным на соответствующую должность считается судья, за которого подано большинство голосов от числа принявших участие на собрании судей.

Порядок голосования определяется регламентом Верховного суда.

Внимание! Положения настоящей статьи вступают в силу со дня формирования состава Верховного суда в соответствии с требованиями Конституции, принятой на референдуме (всенародном голосовании) от 27 июня 2010 года (см. абзац второй статьи 2 Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 19-2. Основания для освобождения председателя, заместителя председателя Верховного суда от занимаемой должности и прекращения их полномочий

1. Председатель, заместители председателя Верховного суда освобождаются от своей должности по собственному желанию.

2. Полномочия председателя, заместителей председателя Верховного суда прекращаются в случае истечения срока, на который они были избраны, досрочного освобождения от должности или прекращения полномочий в качестве судьи Верховного суда.

3. Избрание, освобождение председателя, заместителей председателя Верховного суда или прекращение их полномочий оформляется решением собрания судей.

4. Основания для освобождения председателя, заместителей председателя Верховного суда от занимаемой должности или прекращения их полномочий, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, являются исчерпывающими.

Внимание! Положения настоящей статьи вступают в силу со дня формирования состава Верховного суда в соответствии с требованиями Конституции, принятой на референдуме (всенародном голосовании) от 27 июня 2010 года (см. абзац второй статьи 2 Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 20. Председатель Верховного суда

Председатель Верховного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) организует деятельность Верховного суда, распределяет обязанности между заместителями председателя;

2) вправе председательствовать на судебных заседаниях судебных коллегий и пленуме Верховного суда;

3) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;

4) вправе истребовать судебные дела для обобщения судебной практики;

5) (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

6) (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

7) в необходимых случаях привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного суда;

8) утверждает план работы по организационным вопросам Верховного суда;

9) осуществляет общее руководство аппаратом Верховного суда;

10) с согласия собрания судей Верховного суда назначает на должность руководителя аппарата Верховного суда;

10-1) освобождает от должности руководителя аппарата Верховного суда в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

11) утверждает инструкцию по делопроизводству в Верховном суде и местных судах, Положение об аппарате Верховного суда;

12) осуществляет в установленном порядке международные связи, представляет Верховный суд и местные суды в отношениях с государственными, общественными, международными и иными организациями;

13) координирует работу судебных коллегий Верховного суда;

13-1) вносит материалы на рассмотрение пленума Верховного суда;

13-2) представляет пленуму Верховного суда для утверждения состав Научно-консультативного совета при Верховном суде;

13-3) с согласия Совета судей назначает и освобождает от должности руководителя уполномоченного государственного органа при Верховном суде, обеспечивающего деятельность местных судов (далее — уполномоченный орган). Руководитель уполномоченного органа может быть освобожден от должности по представлению Совета судей по результатам рассмотрения его годового отчета;

13 4 ) с согласия Совета судей назначает и освобождает от должности руководителя Высшей школы правосудия. Руководитель Высшей школы правосудия может быть освобожден от должности по представлению Совета судей по результатам рассмотрения его годового отчета;

13-5) в случае невозможности рассмотрения дела в суде второй инстанции передает дело в другой суд того же уровня;

13 6 ) обращается с представлением на действие (бездействие) судьи Верховного суда и местных судов в Дисциплинарную комиссию при Совете судей;

14) издает приказы по вопросам организации работы судей и местных судов Кыргызской Республики;

15) ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;

16) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством и Регламентом Верховного суда.

Статья 20-1. Первый заместитель председателя Верховного суда (председатель коллегии)

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 21. Заместитель председателя Верховного суда

Заместитель председателя Верховного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) председательствует на судебных заседаниях;

2) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы по поручению председателя Верховного суда формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;

3) в случае отсутствия председателя Верховного суда осуществляет права и обязанности председателя Верховного суда по решению собрания судей;

4) в соответствии с распределением обязанностей организует работу судебных коллегий, а также осуществляет контроль за работой соответствующих структурных подразделений аппарата Верховного суда;

5) организует работу по ведению судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики;

6) обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленуме Верховного суда;

7) предоставляет информацию пленуму Верховного суда о деятельности судебной коллегии;

8) ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 22. Судья Верховного суда

Судья Верховного суда:

1) участвует в судебных заседаниях Верховного суда;

2) по поручению председателя Верховного суда или его заместителей докладывает судебные дела и материалы, по результатам их рассмотрения готовит судебные акты по ним;

3) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

4) по поручению председателя Верховного суда или его заместителей председательствует на судебных заседаниях;

5) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 23. Разрешение Верховным судом вопросов, вытекающих из международных договоров и соглашений Кыргызской Республики

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 24. Бюллетень Верховного суда

Официальным изданием Верховного суда является «Бюллетень Верховного суда Кыргызской Республики», в котором публикуются информация о заседаниях пленума Верховного суда, его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики, решения судебных коллегий, обзоры судебной практики, анализ судебной статистики и другие материалы.

Статья 24-1. Уполномоченный орган

1. При Верховном суде действует уполномоченный орган, обеспечивающий организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных судов.

2. Организация и деятельность уполномоченного органа определяются положением, утверждаемым председателем Верховного суда.

Статья 24 2 . Высшая школа правосудия

1. Высшая школа правосудия действует при Верховном суде и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, конституционным Законом Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики», настоящим Законом, а также законодательством, регулирующим деятельность судебной системы, уставом, утверждаемым председателем Верховного суда с согласия Совета судей.

На Высшую школу правосудия не распространяется законодательство о высшем профессиональном образовании.

2. Высшая школа правосудия является государственным учреждением, осуществляющим повышение квалификации судей, работников аппаратов судов и уполномоченного органа, обучение претендентов на должности судей местных судов.

Контроль качества обучающего процесса в Высшей школе правосудия осуществляется Советом судей.

Статья 24-3. Научно-консультативный совет при Верховном суде

Научно-консультативный совет при Верховном суде — совещательный орган для разработки научно обоснованных рекомендаций по вопросам судебной практики.

Статья 24 4 . Государственный реестр судебных актов

1. Государственным реестром судебных актов является автоматизированная система сбора, хранения, защиты, учета, поиска и предоставления электронных копий судебных актов.

2. Уполномоченный орган осуществляет ведение и учет государственного реестра судебных актов.

РАЗДЕЛ III
МЕСТНЫЕ СУДЫ

Статья 25. Система местных судов

1. Систему местных судов составляют:

1) суды первой инстанции (районные суды, районные суды в городе, городские суды, межрайонные суды);

2) суды второй инстанции (областные суды, Бишкекский городской суд).

2. Создание, реорганизация и упразднение местных судов, изменение численности судей местных судов осуществляются только законом. При упразднении местных судов вопросы осуществления правосудия, отнесенные к их ведению, передаются в юрисдикцию других судов. Штатные единицы судей упраздняемых судов передаются в другие суды, а судьи переводятся в них в порядке ротации.

3. Изменение численности судей местных судов допускается только по предложению Совета судей.

Глава 1
Суды второй инстанции

(Название главы в редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 26. Образование областных и приравненных к ним судов

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 27. Структура и состав суда второй инстанции

1. Суд второй инстанции состоит из председателя, его заместителей, судей.

В суде второй инстанции действуют следующие структуры:

— судебная коллегия по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

— судебная коллегия по гражданским делам;

— судебная коллегия по административным и экономическим делам.

2. (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

Статья 28. Полномочия суда второй инстанции

Суд второй инстанции:

1) осуществляет пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции в апелляционном порядке;

1-1) осуществляет пересмотр вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции в кассационном порядке;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им судебные акты в случаях, предусмотренных процессуальными законами;

3) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

4) ведет делопроизводство, изучает и обобщает судебную практику, ведет учет движения дел и сроков их рассмотрения в суде, обеспечивает хранение судебных материалов, ведет судебную статистику;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 29. Президиум областного суда

(Исключена Законом КР от 10 июля 2004 года № 85)

Статья 30. Судебные коллегии суда второй инстанции

1. Для рассмотрения уголовных, гражданских, административных, экономических и иных дел в суде второй инстанции образуются соответствующие судебные коллегии.

2) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 23 декабря 2016 года № 217)

3. Персональный состав судебных коллегий избирается на собрании судей суда второй инстанции с учетом специализации.

4. Председатель суда второй инстанции в необходимых случаях вправе привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии.

5. Заместители председателей судов второй инстанции являются по должности председателями судебных коллегий.

6. Дела в судебных коллегиях суда второй инстанции рассматриваются судебными составами из трех судей в порядке и в соответствии с процессуальными законами.

7. Судебная коллегия осуществляет:

1) в качестве апелляционной инстанции пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции;

2) в качестве кассационной инстанции пересмотр вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции.

Статья 31. Председатель суда второй инстанции

Председатель суда второй инстанции является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) распределяет обязанности между заместителями председателя;

2) при необходимости председательствует на судебных заседаниях судебных коллегий;

3) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;

4) осуществляет общее руководство работой аппарата суда, вносит представления руководителю уполномоченного органа:

— о назначении и освобождении государственных служащих аппарата суда;

— о присвоении классных чинов государственным служащим аппарата суда;

— о применении в отношении государственных служащих аппарата суда мер поощрения и дисциплинарного взыскания;

5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;

7) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;

8) представляет суд в отношениях с государственными и иными органами и организациями;

9) (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

Читайте так же:  Кто делает доверенность на выезд ребенка за границу

9-1) в случае невозможности рассмотрения дела в суде первой инстанции передает дело в другой суд того же уровня;

9 2 ) обращается с представлением на действие (бездействие) судей судов второй и первой инстанций в Дисциплинарную комиссию при Совете судей;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Законом.

Статья 32. Председатель судебной коллегии суда второй инстанции

1. Председатель судебной коллегии — заместитель председателя суда второй инстанции является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) председательствует на судебных заседаниях судебной коллегии;

2) осуществляет в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебной коллегии и аппарата суда;

3) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы по поручению председателя суда формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;

4) ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;

5) представляет информацию о деятельности судебной коллегии;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. В случае отсутствия председателя суда полномочия председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя, а при невозможности дачи такого поручения решение о возложении полномочий председателя суда на одного из заместителей председателя принимает собрание судей суда.

Статья 32-1. Судья суда второй инстанции

Судья суда второй инстанции:

1) участвует в судебных заседаниях судебных составов судебных коллегий;

2) по поручению председателя суда или его заместителей докладывает судебные дела и материалы, по результатам их рассмотрения готовит судебные акты;

3) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

4) по поручению председателя суда или его заместителей председательствует на судебных заседаниях;

5) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 32-2. Порядок избрания и освобождения председателя, заместителей председателя суда второй инстанции

1. Судьи суда второй инстанции избирают из своего состава председателя, заместителей председателя сроком на 3 года.

Один и тот же судья не может быть избран председателем, заместителем председателя суда два срока подряд в одном и том же суде.

2. Избрание, освобождение либо прекращение полномочий председателя, заместителя председателя суда второй инстанции осуществляется соответственно по правилам, установленным статьями 19-1 и 19-2 настоящего Закона.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Суды первой инстанции

(Название главы в редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 33. Образование районных и приравненных к ним судов

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 34. Состав суда первой инстанции

1. Суд первой инстанции состоят из председателя суда и судей.

2. (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

Статья 35. Полномочия суда первой инстанции

1. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

2. Суд первой инстанции:

1) рассматривает гражданские, уголовные, экономические, административные дела, дела об административных правонарушениях, а также иные дела и материалы;

2) пересматривает (рассматривает) по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, принятые данным судом;

3) обращает к исполнению вступившие в законную силу судебные акты;

4) ведет делопроизводство и судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, ведет учет движения дел и сроков их рассмотрения в суде, обеспечивает хранение судебных дел и материалов;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Судьи судов первой инстанции рассматривают дела единолично, а в случаях и порядке, предусмотренных законом Кыргызской Республики, в отправлении правосудия вправе участвовать граждане Кыргызской Республики.

Статья 36. Председатель суда первой инстанции

1. Председатель суда первой инстанции является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

1) рассматривает судебные дела;

2) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно распределяет дела и судебные материалы;

3) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;

4) осуществляет общее руководство работой аппарата суда, вносит представления руководителю уполномоченного органа:

— о назначении и освобождении государственных служащих аппарата суда;

— о присвоении классных чинов государственным служащим аппарата суда;

— о применении в отношении государственных служащих аппарата суда мер поощрения и дисциплинарного взыскания;

— о применении в отношении судебных исполнителей мер поощрения за исполнение и дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение судебных актов;

5) руководит ведением судебной статистики;

6) (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

7) организует работу по повышению квалификации работников суда;

8) (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

8 1 ) обращается с представлением на действие (бездействие) судьи в Дисциплинарную комиссию при Совете судей;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. В отсутствие председателя суда исполнение обязанностей председателя по его поручению возлагается на другого судью этого же суда, а при невозможности дачи такого поручения решение о возложении полномочий председателя суда на одного из судей принимает собрание судей.

3. В суде первой инстанции, состоящем из двух судей, исполнение обязанностей председателя во всех случаях его отсутствия возлагается на другого судью.

4. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

5. В случае отсутствия судьи или наличия вакансии на должность судьи в местном суде исполнение обязанностей судьи в данном суде может быть возложено на судью другого суда председателем Верховного суда на срок не более 6 месяцев.

Статья 36-1. Судья суда первой инстанции

Судья суда первой инстанции:

1) рассматривает судебные дела и материалы;

2) по поручению председателя суда или по решению собрания судей, а также в случаях, предусмотренных настоящим Законом, исполняет обязанности председателя;

3) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

4) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 36-2. Порядок избрания председателя суда первой инстанции

1. Собрание судей суда первой инстанции (далее — собрание судей) из своего состава избирает председателя суда сроком на 3 года.

Один и тот же судья не может быть избран председателем одного и того же суда два срока подряд.

2. Избрание, освобождение либо прекращение полномочий председателя суда первой инстанции осуществляется соответственно по правилам, установленным статьями 19-1 и 19-2 настоящего Закона.

3. В случае неизбрания председателя суда первой инстанции по правилам, предусмотренным настоящим Законом, должность председателя суда замещается судьей, имеющим наибольший стаж судейской работы.

(В редакции Закона КР от 13 июня 2011 года № 39)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА И МЕСТНЫХ СУДОВ

Статья 37. Финансовое обеспечение деятельности Верховного суда и местных судов

1. Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования Верховного суда и местных судов.

2. Верховный суд разрабатывает проект бюджета на очередной финансовый год в части, касающейся финансирования Верховного суда.

3. Уполномоченный орган разрабатывает проект бюджета на очередной финансовый год в части, касающейся финансирования местных судов, по заявкам каждого из местных судов.

4. Проекты бюджетов Верховного суда и местных судов направляются в Совет судей для согласования с Правительством Кыргызской Республики в порядке и сроки, установленные Законом Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике».

5. Правительство Кыргызской Республики включает в проект республиканского бюджета предложения Совета судей без изменений и в случае наличия разногласий прилагает свое заключение.

6. Уменьшение размера бюджетных средств, предусмотренных законом на финансирование Верховного суда и местных судов в текущем финансовом году, не допускается.

7. Председатель Совета судей непосредственно участвует в обсуждении проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеше.

8. Суды Кыргызской Республики самостоятельно распоряжаются денежными средствами, предусмотренными республиканским бюджетом.

9. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 38. Организационное обеспечение деятельности Верховного суда

1. Деятельность Верховного суда по пересмотру судебных актов местных судов, а также по иным вопросам, отнесенным законодательством к ведению Верховного суда, обеспечивает аппарат Верховного суда.

2. Деятельность аппарата Верховного суда регламентируется положением об аппарате Верховного суда, утверждаемым председателем Верховного суда.

3. Аппарат Верховного суда возглавляет руководитель аппарата.

4. Руководитель аппарата работает под непосредственным руководством председателя Верховного суда и осуществляет контрольные и распорядительные функции в деятельности аппарата, назначает на должности работников аппарата суда с согласия председателя Верховного суда и освобождает их от должностей по основаниям, предусмотренным законом о государственной службе, а также осуществляет контроль за соблюдением регламента Верховного суда.

5. Работники аппарата Верховного суда, за исключением обслуживающего персонала, находятся на государственной службе.

Организация деятельности обслуживающего персонала аппарата Верховного суда, в том числе вопросы приема и увольнения с работы, определяются законодательством Кыргызской Республики.

6. Предельная численность работников аппарата Верховного суда, его структура и штатная численность устанавливаются председателем Верховного суда по согласованию с Советом судей в пределах сметы расходов.

7. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 июня 2011 года № 39)

Статья 39. Организационное обеспечение деятельности местных судов

1. Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных судов осуществляется уполномоченным органом.

Организация и деятельность уполномоченного органа определяются положением, утверждаемым председателем Верховного суда.

2. В целях обеспечения деятельности местных судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, ведению судебной статистики и иной деятельности в местных судах действуют аппараты судов. Работники аппаратов местных судов, за исключением обслуживающего персонала, находятся на государственной службе.

Государственные служащие аппаратов местных судов Кыргызской Республики назначаются и освобождаются от должности руководителем уполномоченного органа по представлению председателя соответствующего местного суда.

Организация деятельности обслуживающего персонала аппаратов местных судов, в том числе вопросы приема и увольнения с работы, определяются законодательством Кыргызской Республики.

3) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 23 декабря 2016 года № 217)

4. Предельная численность работников аппаратов местных судов, их структуры и штатные численности устанавливаются в пределах сметы расходов руководителем уполномоченного органа по представлению председателей местных судов с согласия Совета судей.

5. (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

6. (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

7. Деятельность аппаратов местных судов регулируется единым Положением об аппарате местного суда, утверждаемым руководителем уполномоченного государственного органа.

8. (Исключен в соответствии с Законом КР от 23 июня 2008 года № 134)

РАЗДЕЛ V
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40. Законодательные акты, признанные утратившими силу

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:

— Закон Кыргызской Республики «О системе арбитражных судов Кыргызской Республики» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1997 г., № 12, ст.576);

— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О системе арбитражных судов Кыргызской Республики» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 3, ст.96);

— Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 8, ст.397);

— статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., № 10, ст.632).

Статья 41. Вступление в силу и действие настоящего Закона

1. Установить, что со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) в целях реорганизации местных судов судьи арбитражных судов областей и города Бишкек подлежат переводу Президентом Кыргызской Республики в структуру местных судов, предусмотренную настоящим Законом, в соответствии с пунктом 14 раздела V Закона Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики». При этом переводимые судьи сохраняют свои полномочия до окончания срока, на который они назначены, в соответствии с пунктом 12 раздела V Закона Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики»;

2) при осуществлении правосудия по гражданским, уголовным, административным, экономическим и иным предусмотренным законами делам Верховный суд и местные суды применяют Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Арбитражный процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Кодекс о выборах в Кыргызской Республике и Закон Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности)» в части, не противоречащей Конституции Кыргызской Республики и настоящему Закону, до вступления в силу новых законов Кыргызской Республики;

3) судебные дела, поступившие и нерассмотренные до вступления в силу настоящего Закона местными судами, подлежат завершению ими производством в порядке и сроки, установленные законами Кыргызской Республики и их положениями, действовавшими до вступления в силу настоящего Закона; при этом судебные акты, принятые по этим делам, обжалуются в соответствующие судебные инстанции, предусмотренные настоящим Законом;

4) судебные дела с жалобами и представлениями, поступившие и нерассмотренные до вступления в силу настоящего Закона Верховным судом, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Законом, за исключением судебных дел, по которым при повторном обращении с жалобами отказано в возбуждении надзорного производства в Верховном суде в соответствии с положениями законов Кыргызской Республики, действовавшими до вступления в силу настоящего Закона;

Подпункт 4 пункта 1 статьи 41 настоящего Закона решением Конституционного суда КР от 29 апреля 2008 года признан неконституционным и противоречащим пункту 4 статьи 15 и пункту 1 статьи 18 Конституции Кыргызской Республики

5) не вступившие в законную силу и не обжалованные судебные акты судов первой инстанции, городских судов, вынесенные до вступления в силу настоящего Закона, обжалуются после вступления в силу настоящего Закона в областные и приравненные к ним суды в сроки, предусмотренные процессуальными законами с учетом положения подпункта 2 настоящего пункта;

6) вступившие в законную силу судебные акты местных судов, вынесенные до вступления в силу настоящего Закона, обжалуются после вступления в силу настоящего Закона в судебные инстанции, предусмотренные настоящим Законом, и в сроки, установленные законами Кыргызской Республики с учетом положения подпункта 2 настоящего пункта;

7) положения о судебных заседателях, предусмотренные пунктом 6 статьи 30 и пунктом 3 статьи 35 настоящего Закона, вводятся в действие с 1 января 2005 года.

2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 7 дней со дня официального опубликования.

Похожие записи:

  • Доверенность на дарение долей в ооо Документы для дарения доли в ООО Копии документов, необходимых для удостоверения сделки по дарению доли ООО могут быть направлены по электронной почте. Обращаю Ваше внимание на необходимость полной предварительной подготовки всех документов к […]
  • Приказ министерства здравоохранения вич Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 ноября 2018 г. N 800н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (предпочтительная антиретровирусная терапия […]
  • Кто имеет право работать врачом лаборантом Без медицинского образования нельзя работать врачом-лаборантом К такому выводу в своем письме пришел Минздрав России (письмо Минздрава России от 26 августа 2016 г. № 16-5/2074763). Ведомство пояснило, что ранее это было возможно, правда, в […]
  • Федеральный закон от 2007 n 99-фз Федеральный закон от 7 июня 2007 г. N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и […]
  • 1991 судебная практика Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. N 1 "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с […]
  • Коммунальные льготы сиротам Региональные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере ЖКХ Льготы в сфере ЖКХ Региональные льготы в ЖКХ Региональные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере ЖКХ В соответствии со […]