Только влюбленный имеет право на звание

Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века)

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев отдавали многие строки этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно узнать, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.

Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Одной из определяющих тем в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла — «Стихи о Прекрасной Даме» — до «Кармен» проносит поэт это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую поэт был влюблён и которая вдохновляла его. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она — и Древняя Дева, и Заря, и Купина, и Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Героиня одухотворена, она появляется в вышине, на вечернем небосклоне, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца.
Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но каково оно? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит реальный факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик». Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Чувства похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения:

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

И драгоценный камень вьюги

Сверкает льдиной на челе.

В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».

Человек, который никогда не любил, не испытал все прелести жизни. Возможно, если бы не любовь, то у Блока не родились бы такие прекрасные стихи.
Романтическая лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Только влюбленный имеет право на звание

Александр Блок — известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений.

Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока, его раннем творчестве. Может быть, потому что мне наиболее близок именно этот период жизни поэта, ведь к нему относятся самые прекрасные, светлые и нежные его произведения. И я хочу сравнить свои представления о мире с представлениями молодого поэта.

В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной даме») все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Все в этой лирике «робко и темно», зыбко и туманно, подчас неуловимо: только «намек» весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то «клик». И все это — знаки «нездешних надежд» на вселенское

«непостижимое чудо», на явление Вечной Девы, Прекрасной дамы, «величавой Вечной Жены», «Девы — Зари — Купины», в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее спасти мира и возродить человечество к новой, совершенной жизни.

Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо.
И молча жду, — тоскуя и любя.

Кажется, что поэт смотрит на мир через не которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной дамы
В мерцаньи красных лампад.

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен — господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу ловит ее знаки, уже и тогда замечает, что вокруг него ширится и растет буря жизни (знаменательно в этом смысле стихотворение «Гамаюн, птица вещая»), но еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в идеальном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, «улыбки, сказки и сны».

Даже свои земные, вполне реальные переживания и впечатления юный Блок пытался истолковать в духе мистической веры, как нечто «сверхреальное». Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира, в тором он пребывал.

Поэзия сплошь и рядом побеждала в ранних стихах Блока метафизику. И тогда пейзажи и любовные сюжеты обретали художественную плоты, как, например, в рассказе о безмолвных встречах с любимой девушкой («Мы встречались с тобой на закате. »), где вечерний туман, рябь воды, камыши весло, которым вооружена героиня, создают эстетическое, эмоциональное впечатление вне каких-либо мистических толкований, и даже «вечерние свечи», загорающиеся на песчаной косе, теряют свой иносказательный смысл, оказываясь на поверку тонкоствольными соснами, освещенными заходящим солнцем.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди на песчаной косе —
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Александр Блок мечтал о том, что будущий читатель увидит в его поэзии торжество добра, света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о будущем, сумеет почерпнуть в них силы для жизни:

. есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.

Так и случилось. Как все истинно великое и прекрасное в искусстве, поэзия Блока с её правдой, искренностью, тайным жаром и магической музыкой помогает и всегда будет помогать людям жить, любить, творить и бороться.

Только влюбленный имеет право на звание человека

Только влюбленный имеет право на звание человека
Из стихотворения «Когда вы стоите на моем пути. » (1908) Александра Александровича Блока (1880— 1921).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Только влюбленный имеет право на звание человека» в других словарях:

Александр Александрович Блок — (1880 1921 гг.) поэт Прямая обязанность художника показывать, а не доказывать. Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни. Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже… … Сводная энциклопедия афоризмов

Читайте так же:  Судебные приставы в луховицах график работы

Блок — Александр Александрович (1880 1921) Русский поэт, драматург, критик. Афоризмы, цитаты Блок. Биография • Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами. •… … Сводная энциклопедия афоризмов

Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Шекспир Вильям — (Shakespeare или Shakespere, как он сам подписывался) величайший драматург христианского периода жизни человечества. Биографические сведения о нем далеко не соответствуют той безграничной славе, которой окружено его имя. Вследствие этого мог… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шекспир, Вильям — (Shakespeare или Shakespere, как он сам подписывался) величайший драматург христианского периода жизни человечества. Биографические сведения о нем далеко не соответствуют той безграничной славе, которой окружено его имя. Вследствие этого мог… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список эпизодов телесериала «Папины дочки» — Основная статья: Папины дочки Комедийный телесериал «Папины дочки» транслируется на канале СТС с 3 сентября 2007 года. На данный момент вышло 19 сезонов 390 серий (в каждом сезоне по 20 серий, исключение составляют 7 и 11 сезоны в них … Википедия

Итальянская литература — ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Начало И. л. относится к первой трети XIII в., когда итальянский яз., обособившийся от латинского уже в конце X в., настолько самоопределился, что стала возможна его лит ая обработка. Уже в XII в. И. яз. начинает… … Литературная энциклопедия

Андреев Леонид Николаевич — Андреев, Леонид Николаевич, даровитый писатель. Родился в Орле в 1871 году. Отец его, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки, был землемером; мать происхождения польского. Детство свое помнит ясным, беззаботным . Учился в… … Биографический словарь

СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ

Народный блогер России

Только влюбленный имеет право на звание человека


Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?

О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я — сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.

ТОЛЬКО ВЛЮБЛЕННЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ЗВАНИЕ ЧЕЛОВЕК

Дмитрий Воденников о способах плетения судьбы, об Александре Блоке и его девочке.

Есть жизни, похожие на пояса. На плетеные пояса старообрядцев.

— Это очень сложная техника плетения. Я вам о ней тоже как-нибудь расскажу, — сказала мне однажды Ульяна М., регент церковного хора. Я с ней познакомился в фейсбуке, только один раз случайно встретился в метро, теперь она уехала из Москвы, служит где-то в провинции.

— Меня часто спрашивают про старообрядцев – мол, зачем они рядятся в свои косоворотки, сапоги, сарафаны, а женщины носят платок, не завязанный узлом, а заколотый у подбородка булавкой. Упрекают их в театральщине, в пристрастии к ролевым играм в религии. Это не так. Как и в облачении священнослужителя, который совершает богослужение, где каждая деталь имеет определенное значение, так и в одежде мирянина каждая деталь тоже несет свой определенный смысл, — рассказала она мне потом в переписке.

Оказалось, что при крещении вместе с нательным крестом на человека надевали пояс. Пояс – это символ дороги, символ пути. И его не только при крещении надевали. При венчании молодым тоже надевали венчальные пояса, благословляя их на добрый семейный путь, и перед захоронением – только уже погребальный, отправляя человека в путь к жизни вечной: на поясах и опускали гроб в могилу.

Первый пояс – крестильный – повязывался прямо на тело, носился под одеждой и никогда не снимался: ни при купании, ни в постели – нигде, в нем и хоронили. Пояс символически разделял тело человека на верх, который устремлен в небо (там сердце, душа, голова), и на низ, который всегда считался срамным, и если человек снимал такой пояс (распоясывался), то ему, как считалось, уже нельзя было войти в царствие небесное. Поэтому приличный человек с себя пояса не снимал. (Кстати, русалку, кикимору и утопленницу можно было просто узнать – их рубахи как раз не были препоясаны).

— Все остальные пояса носились поверх одежды и женщинами, и мужчинами, — рассказывала мне дальше Ульяна. – Ну а техник плетения было море. Плели и на дощечках, и на рогатине, и на станках и вязали вручную. Бывали и кручёные, и кожаные, и плетёные, и полутканые, и тканые, и вышитые (самых разных цветов).

…И вот я подумал, что некоторые жизни похожи на эти пояса. Когда их начинают плести или ткать, совершенно непонятно вначале, что это будет за узор, он известен только мастеру (ну или даже самому мастеру неизвестен). Это и не пояс еще вовсе, не жизнь, не судьба, а только связка нитей (очень тонких), и ни о чем эта сумятица нитей нам не расскажет.

А в конце – перед нами лежит совершенное изделие, и мы смотрим на него и думаем: как же мы раньше сами не догадались?

Вот, собственно, об одном таком поясе я и хочу рассказать. Это моя любимая история. Она широко известна, но не грех и напомнить.

Русский поэт и эссеист, колумнист millionaire.ru Дмитрий Воденников

…Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я — сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.

Поэт – все-таки смешное существо. Даже если этот поэт – Блок. Написал девушке, которая станет героем и мученицей, что только влюбленный имеет право на звание человека, и ничего: не поморщился. Впрочем, поэтов вообще не стоит слушать. Они там бредят о чем-то своем, бормочут. Они не виноваты, их так сплели. Из таких нитей. И эти нити запутались.

Читайте так же:  Залог под домашний арест

Но есть другие нити и другие пояса. Их надевают перед настоящим (не биографическим) началом пути и больше уже никогда не снимают.

Девушку, которая пришла тогда к Блоку, звали Елизавета Юрьевна Пиленко, потом ее вторая по мужу фамилия была Кузьмина-Караваева, потом она вышла за кубанского казачьего деятеля Скобцова, а потом она эмигрировала в Сербию, уехала в Париж и там уже стала монахиней. И теперь ее стали звать матерью Марией (под этим именем мы все ее и помним).

В рубаху белую одета…
О, внутренний мой человек.
Сейчас еще Елизавета,
А завтра буду — имя рек.

В младенчестве при крещении бывшая Елизавета захлебнулась в купели, но ее удалось спасти. В смерти она тоже захлебнулась, но только уже газом.

Как известно, в оккупированном немцами Париже мать Мария принимала активное участие во французском Сопротивлении, потом была арестована и отправлена в лагерь Равенсбрюк.

Существует несколько версий ее гибели. Первая – вот. В лагере мать Мария вышивала икону и платок (вейся-вейся, ниточка, ложись, стежок к стежку, только в конце мы поймем, что значит это узор разноцветных нитей, одна из которых черная). «Вот успею закончить вышивку иконы — выживу», — вроде бы говорила она своим таким же обреченным товаркам. Не успела. По этой версии, 31 марта 1945 года мать Мария пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных фашистами девушек.

По второй версии не вошла, потому что уже не могла ходить. Кто-то вспоминал, что она болела дизентерией, поэтому ее долгое время прятали, но в конце марта служащие концлагеря ее все-таки обнаружили. «Она не могла стоять на ногах, так как очень ослабела». На следующий день ее отправили в газовую камеру.

Говорят, что платок, который она вышивала, сохранился. Интересно, как?

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека, – говорит Блок девочке.

Что ж? Суди! Я тоскою закатной,
Этим плеском немеркнувших крыл
Оправдаюсь в пути безвозвратном,
В том, что день мой не подвигом был
, — отвечает ему девочка.

Только влюбленный имеет право на звание человека (по любовной лирике А. А. Блока)

Александр Блок — известная личность, гениальный поэт. Ка­ким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Бло­ка, его раннем творчестве. Может быть, потому, что мне наиболее близок именно этот период жизни поэта, ведь к нему относятся самые прекрасные, светлые и нежные его произведения. И я хочу сравнить свои представления о мире с представлениями молодого поэта.

В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Все в этой лирике «робко и темно», зыбко и туманно, подчас неуло­вимо: только «намек» весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то «клики». И все это — знаки «нездеш­них надежд» на вселенское «непостижимое чудо», на явление Веч­ной Девы, Прекрасной Дамы, «величавой Вечной Жены», «Девы — Зари — Купины», в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее «спасти мир» и возродить человечество к новой, совершенной жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо.

И молча жду, — тоскуя и любя.

Кажется, что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит куда- то на другую планету, планету Любви и Света.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

Вмерцаньи красных лампад.

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных пере­мен — господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу, ловит ее «знаки», уже и тогда замечает, что вокруг него ширится и растет «буря жизни» (знаме­нательно в этом смысле стихотворение «Гамаюн, птица вещая»), но еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в идеаль­ном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, «улыбки, сказки и сны».

Даже свои земные, вполне реальные переживания и впечатле­ния юный Блок пытался истолковать в духе мистической веры, как нечто «сверхреальное». Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира в х-отором он пребывал.

Поэзия сплошь и рядом побеждала в ранних стихах Блока мета­физику. И тогда пейзажи и любовные сюжеты обретали художествен­ную плоть, как, например, в рассказе о безмолвных встречах с лю­бимой девушкой («Мы встречались с тобой на закате. »), где вечер­ний туман, рябь воды, камыш и весло, которым вооружена героиня, создают эстетическое, эмоциональное впечатление вне каких-либо мистических истолкований, и даже «вечерние свечи», загорающие­ся на песчаной косе, теряют свой иносказательный смысл, оказы­ваясь на поверку тонкоствольными соснами, освещенными заходя­щим солнцем.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе —

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Александр Блок мечтал о том, что будущий читатель увидит в его поэзии торжество добра, света и свободы, что он сумеет про­честь в его стихах о будущем, сумеет почерпнуть в них силы для жизни:

. есть ответ в моих стихах тревожных:

Их тайный жар тебе поможет жить.

Так и случилось. Как все истинно великое и прекрасное в искус­стве, поэзия Блока с ее правдой, искренностью, тайным жаром и магической музыкой помогает и всегда будет помогать людям жить, любить, творить и бороться.

Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них — Алек­сандр Блок.

Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровываю­щей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит по­нимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение.

Как поэт Блок формировался под влиянием русской классичес­кой литературы. В начале творческого пути наиболее близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец-природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению стайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земно­го. Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими «острые мистические и романтические переживания» обрати­ли Блокав 1901 году ктворчеству поэта и философа-мистика Вл. Со­ловьева, который был признан «духовным отцом» младшего поколе­ния русскихсимволистов(А. Блок, А Белый, С. Соловьев, Вяч. Ива­нов, Эллисидр.). Идейнымстержнемегоучениябыламечтаоцар- стветеократии, которое возникает изсовременного мира, погрязше­го во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстаетсвоеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом все го живого. Эта соловье вская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составив­ших первую его книгу «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.)

«Стихи о Прекрасной Даме» — это произведения, в основе кото- рыхлежит подлинное чувство любви к невесте, позже—жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение пе­ред Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. Последова­тельно и систематически Блок переводит в «Стихах о Прекрасной Даме» свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная какихбытонибыло земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Цари­ца, Заря, Купина. Лирический герой—отрок, раб, инок, рыцарь, го­товый всюжизньслужитьсвоей Даме. Возлюбленная представляет­ся ему как будто в чудесном сне ил и сказке. Она часто является в сум­раке, втумане, окруженная зыбкимитенями. Впечатление призрач­ности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт из- бегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, лазурные снови­дения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сум- рактаинственный. Архаическая, церковная, «молитвенная»лекси- ка (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируются со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира.

Читайте так же:  Приказ мо рф 010 о режиме секретности

Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Сти­хи о Прекрасной Даме» — это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мисти­ческие одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». Чистые чувства первой любви часто порождают идеализа­цию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней са­мое прекрасное, возвышенное, «неземное». Эти чувства нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивитель­но нежных, мелодичных стихах Блока. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:

Будет день — и свершится великое,

Чую в будущем подвиг души.

Пусть представление Блокао подвигебылосмутным, неопреде­ленным,туманным, для нас важно отметить у поэта постоянное же­лание, всшюк подвигу. Влюбовныхстихахо Прекрасной Дамезвуч ит какое-тотревожное ожидание необычных, потрясающих событий.

В 1906 году поэт проникается новой идеей «мистицизма в повседневности». Изображая неприглядные стороны современ­ ного города, Блок создает образы на пересечении двух планов — реального и фантастического. Ярким выражением таких взглядов является баллада «Незнакомка», написанная в 1906 году. Блок специально отбирает только такие детали повседневности, соче­ тание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской «жизненной прозы» и воссоздать удушливую, тлет­ворную атмосферу буржуазного общества. Описываются детали неприглядной, будничной жизни: ресторан, пьяные окрики, тлет­ворный дух, пыль, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т.’п. Из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторскую оценку. Сим­волом мечты поэта об идеальном, гармоничном мире выступает прекрасная женщина — таинственная Незнакомка. Ее образ воз­никает на пересечении реальности и фантастики (сам Блок на­звал это «фантастическим реализмом»). В стихотворении названы вполне конкретные, земные черты Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах узкая рука, темная вуаль.

Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. . Дыша духами и туманами, Она садится у окна И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешности не создают индивидуального портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинствен­ной Незнакомки.

Она окружена чем-то загадочным и непостижимым, как будто сама возникла из туманных грез или сновидений. С ее обликом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и несметные сокровища. У каждого из читателей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают какие-то чувства, пробуждают воспоминания.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой рус­ской революции 1905-1907 годов. Мотивы сомнения, неверия про­никли уже в «золотолазурные» «Стихи о Прекрасной Даме». Ав после­дующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее привкус го­речи узнавания жизни. Новое восприятие земного бытия, новые настроения и чувства поэта заметно проявляются в первом стихо­творении цикла «Заклятие огнем и мраком» «О, весна без конца и без краю. »(1907 г.). Это стихотворение было написанотогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался всвоих прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небес ной Де ве сменилось у не го естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглашает иное отношение кземному бытию: «Приявший мир, какзвонкий дар, как злата горсть, я стал богат». Его целиком захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе.« Принимаю!»—глав­ная мысль, главный пафос стихотворения «О, весна без конца и без краю. » Поэтпринимаетудачу и неудачу, плач и смех, пустынные веси и тесные города, «осветленный простор поднебесный и томления ра­бьих трудов». Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные ее проявления. И когда поэт говорит о своем при­ятии мира, мы понимаем, чтоон не собирается уходить от жизни в не­известные «иные миры».

Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, «вечный бой» являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие стихотворения Блока последую- щих лет. Размышляя об исторических судьбах России, о борьбе рус­ских с иноземными поработителями, поэт восклицает: «И вечный бой! Покой нам только снится. » («На поле Куликовом»). Посто­янное беспокойство, жажда творчества, несмотря на «жизни сон тяжелый», составляют главный «сокрытый двигатель» всей деятель­ности Блока. Стихотворение «О, весна без конца и без краю. » на­сыщено риторическими обращениями и восклицаниями востор­женного поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в созна­нии поэта в единое целое. С началом весны открывается перспек­тива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безграничные, беспредель­ные.

Любовь занимает главное место и в цикле стихотворений «Страшный мир». Любовь и страсть соседствуют с муками, пыт­ками, смертью. Для поэта становится невыносимой постоянная унизительная ложь («молчаливая ложь», «лживая улыбка», «лжи и коварству меры нет» и др.). Да и сам он оказывается жертвой «страшного мира» и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом («На островах», «Унижение»). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека. »).

Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих чувствах в цикле «Страшный мир» встре­чаются мечты и воспоминания об ушедшей любви. Тоской о воз­ м ожных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение

. Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньемруки. Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка. И дохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворения чув­ство любви, надежду на возможность счастья. Восприятие разъеда­ ющей душу тоски о несбывшемся счастье усиливают и музыка («ис­ступленно запели смычки»), и природа.

К. Паустовский писал: «Стихи Блока о любви — это колдов­ство. Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны. В этих стихах, особенно в «Незнакомке», «В ресторане», мастерство доходит до предела. Это не столько стихи о вечно женственном, сколько порыв огромной поэтической силы, берущей в плен и ис­кушенные, и неискушенные сердца».

Похожие записи:

  • Ук статья 109 часть 2 Статья 109. Причинение смерти по неосторожности 1. Причинение смерти по неосторожности — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, […]
  • Как оплатить налог на имущество если нет квитанции 2019 Как оплатить транспортный налог на машину без квитанции? Любой владелец автомобиля сталкивался с ситуацией, когда оплачивать транспортный налог необходимо, а вот специальный документ, который требуется для проведения платежа, отсутствует. Отсюда […]
  • Жалоба на организацию в фсс Обращение в Фонд Для направления обращения, отслеживания хода рассмотрения обращения, либо записи на личный прием к работникам Фонда Вы можете воспользоваться новой версией электронной приемной, либо заполнить форму обращения, приведенную ниже […]
  • Расчет осаго и каско в росгосстрахе Как купить ОСАГО в СК Росгосстрах онлайн С начала прошлого года в силу вступил новый закон, позволяющий оформлять страховые полисы ОСАГО в онлайн режиме. Такая услуга сразу набрала популярность среди владельцев транспортных средств, идущих в ногу […]
  • Приказ об отмене лимита кассы для ип Приказ об отмене лимита кассы Проверки контролирующих организаций включают в себя изучение первичной документации. Приказ об отмене лимита кассы может стать принципиально важной бумагой. Его отсутствие способно привести компанию или должностное […]
  • Льготы детям полусиротам Какие положены льготы детям войны и как их получить? Детьми войны считаются люди, которые пережили тяжелое время Великой Отечественной. В эту категорию входят граждане, которые не принимали прямого участия в боевых действиях, тем не менее они […]