Требования к пдв

Новые методы определения нормативов ПДВ

Не успели экологи прийти в себя от вступления в силу новых Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе[1], введенных взамен старого ОНД-86[2], не успели тщательно изучить проект нового порядка инвентаризации источников выбросов[3], как подоспел новый проект основополагающего документа — проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»[4] (далее — проект Методов).

Как известно, с 01.01.2019 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) будет изложена в новой редакции[5]:

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду […].
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов[6], нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Отметим, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, который бы утверждал методы определения и порядок установления предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ). При разработке проектов ПДВ экологи до сей поры руководствуются Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987; далее — Рекомендации). Кроме того, ввиду устаревания требований Рекомендаций приходится совмещать их с положениями Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие).

Общие положения

Проект Методов предназначен для расчета величин ПДВ — нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых ‎для выброса в атмосферный воздух стационарным источником ‎и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Обратите внимание: в проекте Методов используется термин «предельно допустимые выбросы», как и в ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), тогда как в Федеральном законе № 7-ФЗ используется новое понятие — «нормативы допустимых выбросов». В проекте документа также подчеркивается, что ПДВ определяются исключительно для стационарных источников, при этом учитываются все типы источников (организованные, неорганизованные).

Помимо этого, в проекте Методов употребляется термин «определение ПДВ» (а не «установление»), т.е. процедура согласования и утверждения ПДВ в каком-либо государственном органе, судя по всему, отсутствует.

В рамках определения ПДВ:

• учитывается влияние выбросов от конкретного стационарного источника выбросов и (или) совокупности стационарных источников объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• устанавливаются (при необходимости) временно разрешенные выбросы (далее — ВРВ);

• решается вопрос о периодичности проведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК) по соблюдению ПДВ для конкретных источников выбросов и наименований загрязняющих веществ.

КСТАТИ

Вопрос о периодичности контроля в рамках ПЭК сейчас стоит особенно остро, т.к. согласно новым требованиям к содержанию программы ПЭК[7], в плане-графике контроля стационарных источников выбросов подраздела «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» программы указывается в том числе периодичность контроля, но критериев ее определения в Приказе № 74 не приводится.

В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию объектов ПДВ определяются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации (п. 4 проекта Методов). Указанная норма уже была закреплена в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Величины ПДВ определяются на основе:

• гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха ‎и других экологических нормативов, в т.ч. нормативов качества атмосферного воздуха для зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования (мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации)[8].

Напомним, что понятие «экологический норматив» у нас все еще остается теоретическим, поскольку ни один такой норматив не разработан и не установлен на государственном уровне, в отличие от гигиенических нормативов;

• величин уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, установленных в соответствии с национальным проектом в сфере экологии, федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха, международными обязательствами Российской Федерации;

• региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, целевых показателей объема или массы выбросов на территории субъекта Российской Федерации.

В случае если в субъекте Российской Федерации будут установлены нормативы качества, не менее строгие по сравнению с государственными нормативами, то их тоже нужно будет учитывать при определении ПДВ.

Определение ПДВ

Пункт 6 проекта Методов предусматривает, что ПДВ определяются для перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р). Указанный документ все еще носит спорный характер, т.к. формально устанавливает перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, а не нормирования. В связи с путаной терминологией в некоторых субъектах Российской Федерации продолжают выдавать разрешения на выброс всех загрязняющих веществ, фактически выбрасываемых источниками хозяйствующего субъекта.

[1] Утверждены Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

[2] Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192).

[3] См. проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (regulation.gov.ru/projects#npa=47978).

Обратите внимание: Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» возвращен без государственной регистрации (см. письмо Минюста России от 29.08.2018 № 01/115140-ЮЛ).

[5] См. пункт 11 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[6] Здесь и далее выделено автором.

[7] См. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 74).

[8] В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК — в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (п. 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2018.

ПНООЛР — проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Разработка проекта по отходам (ПНООЛР) предприятия.

Проект ПНООЛР, разработка ПНООЛР, этапы разработки ПНООЛР, требования к проектам ПНООЛР

Вам требуется разработать проект ПНООЛР предприятия или Вы профессионально занимаетесь разработкой экологической документации, в том числе проектами ПНООЛР?

Мы можем разработать ПНООЛР для Вас. Вы можете сделать проект ПНООЛР самостоятельно для себя или выполнять разработку проектов ПНООЛР по заказам. Программы для оформления проекта ПНООЛР можно купить у нас. Все программы для ПНООЛР имеют необходимые согласования. Документы, которые надо учитывать при разработке ПНООЛР, Вы можете скачать бесплатно с нашего сайта.

Мы не только продаем программы, но и выполняем расчеты и разработку экологических проектов: ПДВ, ПНООЛР, ПДС, НДС, СЗЗ.

Законодательная база разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект ПНООЛР) :
ПНООЛР оформляется в соответствии с требованиями Приказа Ростехнадзора РФ от 19.10.2007 N 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение(ПНООЛР)». подробнее

Какие предприятия должны разрабатывать проекты ПНООЛР?

Читайте так же:  Развод через загс и несовершеннолетние дети

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, разрабатывают и оформляют проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение(ПНООЛР). (Данная норма действует с 1 июля 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)Для справки.

Субъектам малого и среднего предпринимательства не надо разрабатывать и представлять в федеральные органы исполнительной власти уполномоченные в области обращения с отходами, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проекты ПНООЛР).

Вместо этого для таких предприятий вводится отчетность о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом (в том числе путем размещения) в уведомительном порядке. Это исключает необходимость разработки и согласования с соответствующими федеральными органами исполнительной трудоемкого документа – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ( проекта ПНООЛР).

Упрощенная форма ПНООЛР проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается при условиях:

у предприятия образуются отходы V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а отходы I класса представлены только люминесцентными лампами;

суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;

масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;

отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Ежегодно предприятия подтверждают в техническом отчете неизменность производственного процесса, используемого сырья, обращение с отходами, нормативы и количество образующихся отходов, представленные в ПНООЛР, их классы опасности для окружающей среды. Технический отчет представляется в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора ( приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» ).

В случае наличия у хозяйствующих субъектов нескольких отдельно расположенных объектов размещения отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается по каждому объекту отдельно.

С 1 июля 2009 года лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

Из объектов государственной экологической экспертизы исключены материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (частью 4 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).Подробнее

Этапы разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)Подробнее:

1. Сбор исходных данных

2. Расчеты количества образованных отходов (использованных, переработанных, обезвреженных, размещенных). Определение класса опасности образующегося отхода.

3. Оформление тома ПНООЛР (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

3.1 Оформление упрощенной формы ПНООЛР (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

3.2. Оформление технического отчета по обращению с отходами ( для ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за отчетный период).

4. Согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Какие программы используются при разработке проектов ПНООЛР?

Разработать и сформировать тома ПНООЛР поможет программа «ОТХОДЫ»

Для определения класса опасности отхода для окружающей природной среды используется программа «Расчет класса опасности» , в которой формируется протокол расчета со ссылками на литературу, а также исходные данные об отходе, свидетельство о классе опасности отходы, паспорт отхода по формам, утвержденным службой надзора.

Рассчитать количество образующихся отходов помогут программы расчета количеста образования отходов на предприятиях различных отраслей:

  • Программа «Отходы автотранспорта» рассчитывает количество отходов, образующихся на автотранспортных предприятиях .Используется «Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления». М., 1999, (р. 3.4, 4.5) и РД «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». М., 2003
  • Программа «АТП-Отходы» рассчитывает количество отходов, образующихся на автотранспортных предприятиях на основе информации из справочника автомобилей
  • Программа «Отходы абразивных изделий» для расчета количества образования лома абразивных изделий и абразивно-металлической пыли при работе заточных и точильно-шлифовальных станков в соответствии с «МРО 2-99. Лом абразивных изделий, абразивно-металлическая пыль». СПб., 1999.
  • Программа «Отходы деревообработки» для определения объемов отходов от деревообработки. При расчете используются «Методические указания по определению объемов древесных отходов». М., 1984.
  • Программа «Отходы железнодорожного транспорта» определяет количество отходов, образующихся на железнодорожном транспорте в соответствии с документом «Допустимые нормы образования отходов в технологических процессах железнодорожного транспорта» (ОН-017-01124328-2000). ВНИИЖТ, М., 2001
  • Программа «Отходы котельных» рассчитывает количество отходов, образующихся на котельных по «Методическим рекомендациям по разработке проекта нормативов образования и предельного размещения отходов для теплоэлектростанций, теплоэлектроцентралей, промышленных и отопительных котельных». СПб., 1998
  • Программа «Отходы строительства» для расчета количества образования отходов, образующихся в строительстве в соответствии с РДС 82-202-96, «Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве», Москва, 1996; Дополнение к РДС 82-202-96 «Сборник типовых норм потерь материальных ресурсов в строительстве», Москва, 1998

Спец. предложения

Для ВУЗов, обучающих студентов экологическим специальностям, предлагаем льготную поставку программ Подробнее.

В помощь экологу:
новые законы, новые книги — «Библиотека эколога».

Программы для экологов

11.02.2019г. Новая версия программы Магистраль-Город 4.0

17.12.2018г. Версия 1.1 «4-ОС«

26.11.2018г. Временно снимается с продаж программа Справочник веществ 4.41 в связи с уточнением информации по веществам в НИИ Атмосфера.

07.11.2018г. Версии 1.2 программ «Вентиляция»

01.11.2018г. Важное обновление — бесплатно УПРЗА Эколог 4.6

23.09.2018г. Бесплатное обновление ПДВ-Эколог 4.75 релиз 85 — учет приказа о ПЭК, формирование таблиц с учетом максимальных и осредненных концентраций и другие улучшения.

03.08.2018г. Новая версия 1.2 программы Станции аэрации учитывает письмо НИИ Атмосфера

18.06.2018г. Программа НМУ-Эколог для формирования плана мероприятий в периоды НМУ

25.01.2018г. Проверьте актуальность версий программ по расчету выбросов (обновление бесплатно).

11.01.2018г. Обновите бесплатно программы Инвентаризация, ПДВ, Станции аэрации, Факел и работайте с удовольствием.

13.12.2017г. Программы УПРЗА Эколог 4.х и Эколог-Город 4.х внесены в единый реестр российских программ. Номера в реестре соответственно 3970 и 3981.

Экологические законы

20.01.2018г. Приказом Ген.директора НИИ Атмосфера утвержден Перечень методик, используемых в 2018 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Смотрите изменения и рекомендуемые программы.

11.10.2016г. Пятое информационное письмо НИИ Атмосфера № 07-2-748/16-0 от 06.10.2016 с редакционными правками к методикам (объекты животноводства, оборудование радиокомплексов, станции аэрации)

26.09.2016г. Расчет платы за негативное воздействие упрощается. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913

Требования к пдв

Разработка и согласование проекта СЗЗ организации и сокращения санитарно-защитной зоны ПНООЛР — ПДВ — ПДС Лицензия «опасные отходы» Экоплатежи и многое другое Бесплатные консультации экологам предприятий и организаций, Метаболит Лайф 3+.

Проект предельно допустимых выбросов ПДВ разработка согласование Россия. Проект ПДВ Москва

Требования к пдв

Сейчас СП 7.13130.2013 — основной документ регламентирующий требования к воздуховодам систем ПДВ.
Прошу, прокомментируйте следующие не понятные моменты:

В главе 6 «Пожарная безопасность систем вентиляции и кондиционирования» в п.6.13 написано следующее:
«Воздуховоды с нормируемыми пределами огнестойкости (в том числе теплозащитные и огнезащитные покрытия в составе их конструкций) должны быть из негорючих материалов. При этом толщину листовой стали для воздуховодов следует принимать расчетную, но не менее 0,8 мм. «

Собственно вопросы:
1. С общеобменной вентиляцией все понятно, кроме того где брать эти самые воздуховоды маленьких сечений с такой толщиной стали? Спирально-навивные воздуховоды из 0,8 обычно не делают. Круглые (прямошёвные) диаметрами до 250 включительно из 0,8 тоже не делают. Выполнять на заказ?

2. В главе «7 Противодымная вентиляция» Для систем противодымной вытяжной вентиляции это требование повторяется. В п.7.11 б) есть ссылка на п.6.13. То есть тоже 0,8. Ок.
Но как быть с воздуховодами с систем приточной противодымной вентиляции с нормируемым пределом огнестойкости? Их можно проектировать из стали меньшей толщины? Чем это регламентируется?

5.2. Требования при установлении нормативов ПДВ на действующих объектах

5.2.1. Нормативы ПДВ, устанавливаемые для каждого источника действующих объектов, утверждаются специально уполномоченными государственными органами после согласования их с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

5.2.2. Запрещается устанавливать ПДВ, превышающий выброс, согласованный с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы для данного источника загрязнения атмосферы на стадии проектирования объекта.

5.2.3. При разработке нормативов ПДВ должны быть учтены выбросы вредных веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта (ГОСТ 17.2.3.02-78).

Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по ПДВ может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников соседствующих предприятий, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации подлежат обязательному согласованию с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

5.2.4. Проекты нормативов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны быть представлены на рассмотрение в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

5.2.5. ПДВ по отдельным объектам должны содержать:

— инвентаризационный перечень источников с качественной и количественной характеристикой каждого из них;

Читайте так же:  Образец искового заявления об устранении кадастровой ошибки

— предложения по нормативам ПДВ для каждого источника и загрязняющего вещества;

— план мероприятий по достижению ПДВ;

— способ учета фоновых концентраций; результаты прогнозных расчетов (при необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения ПДВ;

— ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.

5.2.6. Проекты нормативов ПДВ по отдельным объектам могут быть включены в сводный том только после доработки материалов в соответствии с замечаниями органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

5.2.7. Согласование нормативов ПДВ органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется в составе сводного тома конкретной территории.

5.2.8. В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.

5.2.9. В плане мероприятий по достижению ПДВ не допускается превышение существующего выброса вредных веществ на отдельных этапах достижения ПДВ.

5.2.10. На период достижения ПДВ при наличии данных о неблагоприятном влиянии выбросов на здоровье населения производитель обязан возмещать ущерб здоровью населения, проживающего в зоне влияния выбросов данного объекта.

Согласование проектов ПДВ: проблемные моменты

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013) проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ) должны разрабатывать предприятия, имеющие стационарные источники выбросов. Данный проект разрабатывается и согласовывается каждые 5 лет, и процесс этот небыстрый. Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы — для более или менее крупных предприятий часто длится не один год.

Большинство предприятий в первую очередь занимаются разработкой раздела инвентаризации источников выбросов, а затем на его основе разрабатывают сам проект ПДВ. Раздел инвентаризации не требует согласования с контролирующими органами. На сегодняшний день все чаще разработка проекта ПДВ и разработка раздела инвентаризации совмещаются — так удобнее и разработчику документацию, и самому предприятию.

Проект ПДВ, в свою очередь, согласовывается в целой веренице организаций, в каждой из которых к проекту предъявляют ряд требований о соответствии санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам. Отметим, что эти требования часто могут противоречить друг другу и законодательству. Подробнее о подобных казусах мы расскажем в статье.

ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

В первую очередь на проект ПДВ должно быть получено в Роспотребнадзоре положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его соответствие требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (далее — СанПиН 2.1.6.1032-01):

Извлечение
из СанПиН 2.1.6.1032-01

4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

Однако прежде чем проект ПДВ будет подан на рассмотрение в территориальный орган Роспотребнадзора, предприятие сталкивается с обязательным прохождением экспертизы проекта на соответствие требованиям санитарных правил и норм (всевозможных ГН, СП, СанПиН). Экспертиза в настоящее время проводится практически повсеместно на платной основе и часто по стоимости сравнима с собственно разработкой проекта ПДВ в проектных организациях.

Согласно п. 4.2.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:

  • инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
  • предложения по нормативам ПДВ для каждого источника и загрязняющего вещества;
  • план мероприятий по достижению ПДВ;
  • способ учета фоновых концентраций;
  • результаты прогнозных расчетов (при необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения ПДВ;
  • ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.

Исходя из данного перечня, можно примерно понять, что конкретно проверяется в ходе экспертизы проекта ПДВ и какие требования будут предъявлены к содержанию проекта.

Первое, на что обращает внимание санитарный врач, проводящий экспертизу проекта ПДВ, — это ситуационная карта-схема промышленной площадки и окружающей застройки, которая в обязательном порядке должна входить в состав проекта. На ней в масштабе наносятся:

  • промышленная площадка (площадки) предприятия;
  • ориентировочные / расчетные / окончательно установленные границы санитарно-защитной зоны [1] (далее — СЗЗ);
  • ближайшие и иные расположенные вокруг предприятия жилые и селитебные зоны;
  • промышленные зоны;
  • зоны отдыха и иные зоны с повышенными экологическими требованиями;
  • посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха.

Такие карты чаще всего создаются на основе копий генерального плана определенного района.

Замечания эксперта к карте обычно касаются недостоверности или устаревания сведений, содержащихся в ней, либо недостаточного охвата территории вокруг предприятия.

НА ЗАМЕТКУ

Опыт автора показывает, что больше всего эксперта устраивает карта-схема, на которой показаны близлежащие жилые и селитебные зоны с каждой из сторон света (если предприятие находится в черте города).

После проведения расчета рассеивания в УПРЗА [2] вы получаете карту предприятия с изолиниями концентраций загрязняющих веществ. К этим картам предъявляются особые требования: помимо границ СЗЗ, источников выбросов, контрольных точек и ближайшей жилой (селитебной) зоны на карте должен быть показан расчетный прямоугольник с изолиниями концентраций, при этом охват территории должен быть таким, чтобы изолинии 0,05 ПДК выходили за границы карты.

Таким образом, карта-схема изолиний является для эксперта определяющим фактором в решении вопроса о соответствии деятельности, осуществляемой предприятием, санитарным и гигиеническим нормам.

Кроме карты-схемы, эксперты уделяют особое внимание табл. 3.3 «Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы» (согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012); далее — Методическое пособие 2012). В данной таблице наглядно видно, есть ли на контрольных точках на границах СЗЗ или жилой зоны превышения ПДК. В связи с этим табл. 3.3 в проекте ПДВ должна быть «отшлифована» и выверена до идеального состояния. Заметим, что часто эксперты требуют данную таблицу переделать по своему желанию: добавить контрольные точки на охранных зонах (там, где нормы требуют соблюдения не 1 ПДК, а 0,8 ПДК), добавить какие-либо текстовые комментарии, вписать координаты контрольных точек — иными словами, фантазия санитарных врачей безгранична. Автор считает, что все эти требования (причем в каждом регионе — свои) обоснованы только желанием эксперта упростить себе составление экспертного заключения и отсутствием у него желания углубляться в изучение карт и отчета о расчете рассеивания.

Отдельный животрепещущий вопрос представляет собой довольно частое требование санитарных врачей о наличии у предприятия санитарно-эпидемиологического заключения на окончательно установленные границы СЗЗ (при условии, что установление СЗЗ необходимо для данного предприятия по санитарной классификации). Основной довод экспертов заключается в том, что согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) границы СЗЗ нужно устанавливать еще в период строительства предприятий, а уже в период эксплуатации проект СЗЗ с заключением должен быть у всех. Кроме того, подобное требование содержится в СанПиН 2.1.6.1032-01.

ПРИМЕР

В практике автора был случай, когда эксперт высказал требование о том, чтобы проект расчетной СЗЗ подавался на рассмотрение совместно с проектом ПДВ, чтобы инвентаризация источников выбросов совпадала в обоих проектах. Насколько подобное требование закономерно, не может прямо ответить ни один нормативный акт федерального уровня. Получается, что каждые 5 лет предприятию нужно не только разрабатывать и утверждать нормативы ПДВ, но и тратить деньги на разработку проекта СЗЗ с последующим дорогостоящим проведением лабораторных исследований для утверждения окончательных границ СЗЗ.

Отметим, что в приведенной ранее выдержке из СанПиН 2.1.6.1032-01 о составе материалов для экспертизы проекта ПДВ нет проекта СЗЗ или заключения на него. Таким образом, вам остается лишь выбрать — спорить с экспертом или согласиться с его доводами.

Очень внимательно относятся эксперты к предприятиям, находящимся по соседству с тем предприятием, чей проект ПДВ рассматривается, особенно если предприятия-«соседи» задействованы в той же отрасли. Это дает экспертам полное право (со ссылкой на требования СанПиН 2.1.6.1032-01) требовать учитывать в проекте ПДВ выбросы от соседних объектов со схожей деятельностью. При этом нередко речь идет не только о проведении сводного расчета рассеивания веществ от всех предприятий, но и об обосновании границ единой СЗЗ для таких групп предприятий и совместном проведении природоохранных мероприятий по снижению выбросов вредных веществ, если таковые потребуются.

Подобные замечания от экспертов вы также можете получить, если ваше предприятие непищевой промышленности попадает в границы СЗЗ предприятия пищевой или фармацевтической отрасли или, наоборот, вы являетесь «пищевиком», а рядом находится производственное предприятие иной отрасли. В данном случае эксперт сошлется на требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

5.4. В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

При этом четкие критерии этого взаимного негативного воздействия нигде не установлены, поэтому санитарные врачи просто запрещают размещать пищевые предприятия рядом с промышленными.

Например, в некоторых регионах принято считать таким критерием непревышение на границах ориентировочной или расчетной СЗЗ пищевого предприятия концентраций веществ в 0,1 ПДК.

Если ваше предприятие оказалось в подобной ситуации, остается только попытаться договориться с предприятием-«соседом» о создании таких границ СЗЗ, чтобы они не накладывались друг на друга (например, расчетным и инструментальным методом можно подтвердить сокращение СЗЗ у пищевого и непищевого предприятия [3]).

Читайте так же:  Приказ на очередной отпуск с последующим увольнением

В списке материалов, представляемых эксперту для рассмотрения, значится способ учета фоновых концентраций. Учет фоновых концентраций проводится на основе данных о фоновом загрязнении атмосферного воздуха района расположения предприятия, предоставляемых Росгидрометом по запросу. Замечания экспертов, касающиеся данного пункта, чаще всего заключаются в следующем:

  • перечень веществ, информация о фоновых концентрациях которых представлена эксперту, неполный и/или не включает некоторые из веществ, выбрасываемых вашим предприятием, особенно если их приземные концентрации достаточно высокие или вещества специфичны для вашего производства;
  • в представленных Росгидрометом данных уже учтен выброс от вашего предприятия и по этой причине вам необходимо исключить вклад вашего предприятия в фоновые концентрации. Подобное замечание появляется очень редко вследствие полной незаинтересованности в этом экспертов. Скорее, об этом нужно помнить самому разработчику документации и экологической службе предприятия, чтобы не учесть выбросы от производства дважды и не получить в результате превышение норм ПДК;
  • срок действия представленной справки Росгидромета закончился. К данному вопросу нужно отнестись внимательно. Согласно РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» обязательная корректировка расчетных значений фоновых концентраций проводится раз в 5 лет. Отметим, что в регионе профессиональной деятельности автора все эксперты уверены, что фоновая справка действует не больше 3 лет. Более того, в последнее время Росгидромет выдает справки с пометкой о сроке действия в течение года или двух лет, что в соответствии с упомянутым РД означает, что через этот промежуток времени фон будет пересчитан. Также можно привести пример «экстремального» случая, когда предприятию в октябре была выдана справка со сроком действия до конца текущего года, т.е. на 3 месяца. Главным в этой ситуации было успеть согласовать проект ПДВ за такой небольшой срок.

Мы привели перечень некоторых возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе проведения экспертизы проекта ПДВ. Похожие проблемы могут иметь место и при получении предприятием положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ на основании экспертного заключения в Роспотребнадзоре. Уточним, что в разных регионах ситуация различается. Например, в регионе профессиональной деятельности автора экспертизу проводит ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», а Роспотребнадзор на основе экспертизы без вопросов выдает положительное заключение, так сказать автоматически. Однако в других регионах Роспотребнадзор вполне может выдвинуть свои замечания и забраковать экспертное заключение.

ПРОЦЕДУРА СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОСПРИРОДНАДЗОРА

Получив положительное санитарно-эпидемиологическое и экспертное заключения, вы должны направить проект ПДВ на согласование в местный орган Росприроднадзора [4], где инспектор будет рассматривать проект уже с несколько иных позиций. Сразу оговоримся, что конкретные пункты, по которым идет рассмотрение проекта, нигде официально не установлены, однако, исходя из практики, автор может предложить общие критерии:

  • правильность и обоснованность расчетов максимально разовых и валовых выбросов предприятий в соответствии с утвержденными методиками, нормативными актами и пособиями. Здесь тоже наблюдается целый ряд различий по разным регионам страны;

Например, в регионе профессиональной деятельности автора инспекторы считают правильными только расчеты, выполненные по методикам, входящим в перечень утвержденных ОАО «НИИ Атмосфера» на текущий год, тогда как в иных регионах вышеупомянутое учреждение подобной властью не обладает — критериями выбора правильной методики здесь являются только здравый смысл инспектора и его пожелания. Другой пример — использование в расчетах рекомендаций из Методического пособия 2012: если в одних регионах данное пособие является настольной книгой разработчика и инспектора, то в других рекомендации пособия считаются только рекомендациями и при желании могут быть оспорены.

  • правильность проведения инвентаризации источников выбросов [5]. Несмотря на то что официально за инвентаризацию несет ответственность руководитель предприятия и раздел инвентаризации ни с кем больше не согласовывается, инспектор может предъявить целый ряд замечаний по поводу стилизации источников выбросов, соответствия проведенных натурных замеров установленным требованиям (при их наличии) и т.п.;
  • достоверность информации о газоочистных установках, наличие всей необходимой документации на данные установки, их соответствие экологическим нормам и требованиям [6]. Одно из популярных замечаний — отсутствие у предприятия разработанного и утвержденного Росприроднадзором паспорта на газоочистное оборудование;
  • соответствие проекта ПДВ требованиям Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденных Госкомгидрометом СССР 28.08.1987 (далее — Рекомендации-1987). Данные рекомендации являются на сегодняшний единственным документом, обладающим статусом нормативно-правового акта в части разработки и оформления проекта ПДВ. Хотя многие разработчики и эксперты опираются в этом вопросе на Методическое пособие 2012, данный документ не станет вашим аргументом в случае спорных вопросов в оформлении проекта ПДВ.

КСТАТИ

Автор уже сталкивалась с официальными замечаниями следующего содержания: «Проект ПДВ оформлен по устаревшим рекомендациям Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2005), тогда как уже издано Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012)». Таким образом, о Рекомендациях-1987 даже речи не идет.

ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Разрешение на выбросы предприятие может получить в Росприроднадзоре, если оно входит в список объектов федерального экологического контроля [7], либо в местном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Во втором случае сотрудники местного комитета или министерства могут выдвинуть свои замечания к проекту ПДВ, который подается им для получения организацией разрешения на выбросы. Основная проблема состоит в том, что регламенты работы таких организаций разрабатываются на местном уровне, поэтому при получении разрешения на выбросы вы можете получить неожиданные для вас замечания, иногда даже противоречащие требованиям законодательства. Если в ответ на замечания Роспотребнадзора и Росприроднадзора в судебном разбирательстве можно апеллировать к требованиям нормативных актов, то опровергнуть замечания местных экспертов, как правило, очень сложно.

Например, в регионе профессиональной деятельности автора местный комитет вообще не имеет регламента работы (не успели разработать и согласовать), что не мешает сотрудникам данной организации предъявлять к попадающим к ним в руки проектам ПДВ самые абсурдные требования.

Подчеркнем при этом, что ни в одном нормативном акте не прописано, что при выдаче разрешения на выбросы местные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды имеют право проводить какую-либо экспертизу представленной документации. Но если замечания выдвигаются, предприятия вынуждены эти требования исполнять, иначе последний шаг в разработке нормативов ПДВ — получение разрешения на выбросы — так и не будет сделан.

[1] Об установлении СЗЗ см.: Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79.

[2] О проведении расчета рассеивания в УПРЗА см.: Ламихова М. Расчет загрязнения атмосферного воздуха в специализированных программах // Справочник эколога. 2013. № 12. С. 85–98.

[3] О процедуре сокращения СЗЗ см.: Леонов А. Сокращение санитарно-защитной зоны // Справочник эколога. 2013. № 9. С. 43–51.

[4] О проблемах при согласовании проекта ПДВ см.:

– Черемохина Е. Отказ в согласовании проекта ПДВ // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 53–54;

Черемохина Е. Утверждение проекта ПДВ // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 37–38.

[5] О проведении инвентаризации выбросов см.: Поторочин Е.О. Инвентаризация выбросов: практические советы малому бизнесу // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 18–21.

[6] Об эксплуатации газоочистных установок в соответствии с требованиями законодательства см.: Лаврухина О.Н. Эксплуатация установок очистки газа // Справочник эколога. 2013. № 8. С. 20–26.

[7] Об объектах федерального экологического контроля см.: Черемохина Е. Объекты федерального государственного экологического контроля // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 50–51.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Похожие записи:

  • Какие льготы у работающего инвалида 2 группы Какие льготы по НДФЛ у работающего инвалида 2 группы? какие существуют льготы по НДФЛ у работающего инвалида 2 группы. Есть ли положение о том , что инвалиды 2 группы НДФЛ не облагаются. Если есть , то где об этом написано Ответы юристов (1) ст […]
  • Приказ 545 мчс россии с изменениями Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2010 г. N 680 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 22 сентября 2009 г. N 545" (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2010 г. N 680"О внесении изменений в приказ МЧС России от 22 сентября 2009 г. N […]
  • Приказ о направлении на курсы повышения квалификации учителя образец Приказ №205 о направлении на курсы повышения квалификации учителей начальных классов с целью повышения квалификации учителей начальных классов, подготовке к введению фгос II поколения в моу «сош №2 г. Муниципальное общеобразовательное […]
  • Сколько стоит патент в 2019 году в москве Цена за получения патента по городу москвы Патент на работу для граждан СНГ на 2019 год в г Документы, необходимые для получения Патента на работу иностранного гражданина в Москве (на 2019 г.): Паспорт (копия)(со сроком действия не менее 1.5 лет) […]
  • Нотариус на пушкинской до 2100 Нотариусы у метро Пушкинская В Москве рядом со станцией метро Пушкинская работают 25 нотариусов. Ниже показан список нотариальных контор с указанием ФИО нотариусов, адресами и телефонами. 8 499 703-35-33 (доб. 360) — бесплатная юридическая […]
  • Приказ минздрава по хранению лекарственных средств Приказ Минздрава 706н. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 августа 2010 г. N 706н г. Москва «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». В соответствии со […]