Требования по здоровью для авиадиспетчеров

Диспетчер управления воздушным транспортом

Диспетчер управления воздушным транспортом (авиадиспетчер)

  • СПО «Управление движением воздушного транспорта» (25.02.05);
  • ВПО «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (160501)

Диспетчер, диспетчер службы МЧС

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность авиадиспетчера связана с постоянным общением с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек». Также профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как работа авиадиспетчеров часто связана со схемами и таблицами.

Тип профессии по признаку цели: изыскательский.

Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия авиадиспетчера связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

Диспетчер управления воздушным транспортом – специалист, осуществляющий управление движением самолетов в определенной зоне воздушного пространства, обеспечивающий безопасность и точность полета.

Основные виды деятельности авиадиспетчера связаны с координацией действий между пилотами самолетов, наземными службами, метеослужбами в целях обеспечения безопасного авиадвижения.

К основным обязанностям авиадиспетчера относятся:

  • работа с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, регламентирующими организацию и обслуживание воздушного движения;
  • организация и управление работой диспетчерской смены, оптимизация работы путем применения новейших компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий;
  • осуществление планирования, координирования и контроля использования воздушного пространства;
  • анализ метеорологической обстановки в зоне ответственности и доведение необходимых рекомендаций до сведения экипажей воздушных судов;
  • своевременная выдача управляющих команд и (или) информационных сообщений экипажам воздушных судов и другим взаимодействующим органам, в том числе и на английском языке;
  • моделирование потенциально возможных вариантов нестандартных ситуаций в организации воздушного движения и наиболее эффективных методов их преодоления;
  • разработка предложений и принятие мер по минимизации влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

Авиадиспетчер должен обладать такими личностными качествами, как ответственность, пунктуальность, педантичность, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность.

К профессионально важным качествам авиадиспетчера относятся:

  • способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач;
  • способность планировать свою деятельность во времени;
  • предусмотрительность;
  • слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать тембр, продолжительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые шумы);
  • глазомер линейный, угловой, объемный;
  • глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
  • способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне;
  • цветовое восприятие;
  • избирательность внимания;
  • аналитическое и стратегическое мышление;
  • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
  • хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
  • координация движений рук и ног;
  • отсутствие дефектов речи, хорошая дикция;
  • умение четко и кратко формулировать информацию;
  • быстрота реакции;
  • организаторские способности;
  • способность действовать четко в экстремальной ситуации;
  • способность работать в команде.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе авиадиспетчером, относятся:

  • заболевания нервной системы;
  • полная или частичная потеря слуха;
  • психические расстройства;
  • расстройства внимания;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • нарушения речи.

Авиадиспетчер должен хорошо знать: профессиональную лексику, методику общения на английском языке (диалог, беседа, собеседование, сообщение, доклад и т. д.); основные руководящие и нормативные документы, определяющие организацию воздушных перевозок; основные элементы аэродрома, их оборудование и эксплуатацию; основные радиотехнические системы обеспечения полетов, их назначение, возможности и порядок использования на различных этапах полетов; правила полетов и организацию работы диспетчеров различных зон и районов организации воздушного движения; технологию организации воздушного движения в особых условиях и при возникновении особых случаев в полете; организацию международных полетов; правила и фразеологию ведения радиотелефонных переговоров (в том числе и на английском языке при обслуживании международных полетов в контролируемом воздушном пространстве); теоретические основы безопасности полетов, порядок расследования и предотвращения авиационных происшествий; организацию и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ.

Авиадиспетчер должен уметь:

  • анализировать нормативные документы, справочно-информационные и другие материалы по организации воздушного пространства;
  • осуществлять суточное и текущее планирование движения воздушных судов;
  • организовывать потоки воздушного движения на воздушных трассах, местных воздушных линиях, установленных маршрутах и в районах авиационных работ;
  • проводить сбор, обработку и анализ метеорологической обстановки в зоне ответственности;
  • анализировать и контролировать динамическую воздушную обстановку;
  • вести диспетчерскую, учетную и отчетную документацию в соответствии с действующими нормативными документами;
  • использовать элементы светотехнического и радиотехнического оборудования аэродромов для решения задач организации воздушного движения в районе аэродрома;
  • прогнозировать развитие динамической воздушной обстановки и рационально управлять движением при угрозе возникновения потенциально конфликтных ситуаций при полете.

На сегодняшний день профессия авиадиспетчера является достаточно востребованной. Специалисты в этой области работают в аэропортах.

Авиадиспечеры работают, как правило, в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Они проводят весь рабочий день в помещении. Работа происходит преимущественно сидя.

Рабочие места сотрудников авиадиспетчерской службы оборудованы персональными компьютерами, жидкокристаллическими мониторами, синтезаторами речи и профессиональными телефонными гарнитурами.

Авиадиспетчеры работают в специальной форме, состоящей из костюма, рубашки, галстука.

Рабочая поза авиадиспетчера – положение сидя, поэтому возможны такие профессиональные заболевания, как боли в спине и шее. Кроме того, работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером может вызвать заболевания зрительной системы.

Для того чтобы получить профессию авиадиспетчера, нужно получить среднее профессиональное образование (по специальности «Управление движением воздушного транспорта») либо высшее образование (по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»).

Образовательные организации среднего профессионального образования:

Образовательные организации высшего образования:

Карьерный рост авиадиспетчера может быть связан с получением высшего образования в области авиационной и ракетно-космической техники. Авиадиспетчер, совершенствуя свои знания и навыки, а также накапливая опыт работы, может стать руководителем группы авиадиспетчеров.

Профессия авиадиспетчер

Авиадиспетчер — это сотрудник авиации, который осуществляет контроль и обслуживание воздушного движения со своего рабочего места в диспетчерском пункте. Его главная задача — обеспечение безопасного и упорядоченного движения различных воздушных судов.

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера считается одной из самых ответственных и опасных, ведь данный специалист отвечает за сохранность не только техники, но и человеческих жизней.

Должность авиадиспетчера востребована в диспетчерских службах аэропортов.

Обязанности авиадиспетчера

Главные должностные обязанности авиадиспетчера:

  • Управление движением воздушных судов в рамках зоны ответственности своего диспетчерского пункта.
  • Строгое соблюдение регламента, регулирующего работу авиадиспетчеров.
  • Постоянная связь с экипажами подотчетных воздушных судов и коллегами из смежных зон ответственности.
  • Взаимодействие с метеослужбами и оперативное использование предоставленной ими информации для целей управления воздушными судами.

Требования к авиадиспетчеру

Главные требования к авиадиспетчеру:

  • Высшее профильное образование.
  • Заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной пригодности.
  • Знание английского языка (согласно международным нормам).

Учитывая специфику работы, функции авиадиспетчера могут выполнять только люди со специальной подготовкой и высокой физической и эмоциональной выносливостью. Но есть в этой работе и весомый «плюс» — право на досрочную пенсию (мужчины в 50 лет, женщины в 45).

Как стать авиадиспетчером

Чтобы стать авиадиспетчером, нужно пройти серьезную подготовку: 3-4 года в профильных средних и 5 лет в высших учебных заведениях. Кроме этого, каждые 3 года диспетчер авиалиний проходит курсы повышения квалификации, и раз в 2-3 года подтверждает действующее свидетельство авиадиспетчера.

Зарплата авиадиспетчера

Заработная плата авиадиспетчера в открытых источниках была не найдена, т.к. на сайтах трудоустройства вакансий нет. Вообще говоря, наймом и обучением диспетчеров занимается ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ее филиалы («Аэронавигация») и ставки оплаты озвучивают лично. По отзывам, средняя зарплата авиадиспетчера является очень конкурентоспособной и достойной.

«Вижу, слышу, управляю», или Все о профессии авиадиспетчера

20 октября 1961 года в Амстердаме (Нидерланды) была основана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Дата считается днем учреждения Международного дня авиадиспетчера — профессионального праздника, который отмечается в годовщину создания организации.

Россияне все чаще предпочитают самолеты другим видам транспорта: он по праву считается самым быстрым и удобным способом передвижения. Однако большинству немногое известно о людях, которые обеспечивают безопасность полетов, дают старт взлету, разрешают посадку и координируют движение воздушных судов в воздухе. Кто такие авиадиспетчеры, какие существуют специальности в этой профессии и как стать авиадиспетчером «360» рассказал заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Сергей Погребнов.

Фото: Макс Ветров\РИА Новости

— Кто такой авиадиспетчер?

— Авиадиспетчер — дирижер, управляющий небесным оркестром ревущих авиационных турбин. Авиадиспетчер — художник, рисующий свои картины на голубом полотне неба конденсационными следами самолетов. Авиадиспетчер — лоцман, указывающий воздушным судам безопасный путь в гавань. Но если придерживаться буквы воздушного закона — это специалист, осуществляющий управление воздушным движением с земли. Его главная функция — обеспечение безопасного, упорядоченного и регулярного движения воздушных судов в пределах установленной для него зоны ответственности.

Авиадиспетчер информирует экипажи воздушных судов (ВС) об обстановке по маршруту полета и на аэродромах, предоставляет метеорологическую информацию, поддерживает радиосвязь с пилотами в соответствии с правилами и фразеологией радиообмена. Например, связь с воздушными судами иностранных авиакомпаний ведется исключительно на английском языке. Также авиадиспетчер вводит в автоматизированные системы управления воздушным движением необходимые данные для оценки воздушной обстановки. Его девиз — «Вижу, слышу, управляю».

Читайте так же:  Как оформить страховку от невылета

Фото: Макс Ветров\РИА новости

Именно авиадиспетчер принимает меры для поддержания безопасности при возникновении сложной ситуации в воздухе и особых случаях полета путем обеспечения безопасных интервалов продольного, вертикального и бокового эшелонирования. Другие функции авиадиспетчера — спрямление маршрута, управление движением ВС с малым остатком топлива, создание безопасных интервалов между ВС. Он также осуществляет контроль над работой средств радиотехнического оборудования и связи, направляет при необходимости воздушные суда на запасные аэродромы, оказывает помощь экипажам при попадании воздушных судов в опасные для полетов метеоусловия — грозовые фронты, циклоны. Кроме того, авиадиспетчеры координируют организацию поисково-спасательных работ, в которых задействована авиация. Как гласит известная поговорка, «Бог создал авиадиспетчеров для того, что бы у пилотов тоже были свои герои».

Большинство российских авиадиспетчеров являются сотрудниками национального провайдера аэронавигационного обслуживания — ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Однако у некоторых аэропортов и аэродромов имеются собственные аэронавигационные службы, работающие в рамках существующей в нашей стране Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), но не входящие в структуру госкорпорации. Координирует и планирует работу всех авиадиспетчеров подразделение генеральной дирекции Госкорпорации по ОрВД — Главный центр ЕС ОрВД. Структуру же Предприятия составляют семнадцать филиалов, расположенных по всей стране. Между шестнадцатью из них на данный момент распределено воздушное пространство России (за исключением зон вышеупомянутых аэропортов/аэродромов, имеющих свои аэронавигационные службы).

За предоставление аэронавигационных услуг предприятием с пользователей воздушного пространства взимается сбор. Именно поэтому авиадиспетчеров иногда называют «торговцами воздухом».

ФОто: Игорь Зарембо\РИА новости

— Какие бывают авиадиспетчеры?

— В профессии авиадиспетчера есть несколько специальностей. Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полетов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов. Диспетчер пункта обслуживания вылета Delivery выдает разрешение на полет по заявленному в представленном плане маршруту, отталкиваясь от информации, заблаговременно подготовленной диспетчером аэродромного диспетчерского пункта.

Диспетчер руления управляет движением воздушных судов и аэродромных служб по территории аэродрома. Именно он разрешает запуск двигателей самолета, руководит движением по рулежным дорожкам и дает команду выруливать на предварительный старт перед взлетно-посадочной полосой (ВПП). Диспетчеры старта и посадки руководят на ВПП взлетающими и приземляющимися воздушными судами, дают команду занять исполнительный старт и начать взлет, разрешают посадку.

Фото: Макс Ветров\РИА Новости

Диспетчер круга выдает разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим ВС и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим. Диспетчер подхода определяет очередность захода на посадку, занимается построением необходимых интервалов эшелонирования при посадке и взлете. Вышеперечисленные диспетчеры, как правило, работают непосредственно в аэропорту на КДП.

Диспетчер районного центра контролирует движение ВС в пределах установленных для него границ в горизонтальной плоскости как по воздушным трассам, проходящим через его зону ответственности, так и вне этих трасс. Его рабочее место — в центре управления полетами (ЦУП).

Также есть еще и диспетчеры пункта местных воздушных линий, местного диспетчерского пункта, диспетчеры-информаторы. Они руководят полетами и предоставляют ВС полетную информацию вдали от крупных авиаузлов и трасс с интенсивным движением.

Фото: Игорь Зарембо\РИА Новости

Какая организационная вертикаль у авиадиспетчеров?

— Стажер; диспетчер первого, второго, третьего классов; старший диспетчер, диспетчер-инструктор; руководитель полетов; руководитель предприятия, его подразделения, аэронавигационной службы аэропорта/аэродрома.

— По каким критериям идет отбор диспетчеров?

— Во-первых, к авиадиспетчеру предъявляются очень жесткие требования по состоянию здоровья. Оно не должно быть хуже, чем у пилота гражданской авиации. Во-вторых, диспетчер должен быть ответственным, стрессоустойчивым, сдержанным, развитым физически. Он должен уметь концентрироваться на работе, у него должна быть хорошая реакция, отменная память. В-третьих, диспетчер должен обладать математическим складом ума, уметь быстро и хорошо считать, держать в памяти много чисел и прочей информации. Образно выражаясь, работа авиадиспетчера похожа на игру в шахматы в условиях постоянного прессинга и периодического цейтнота. Работа эта очень сложная и крайне ответственная. Однако зачастую и оплачивается она очень хорошо.

Фото: Александр Кряжев\РИА Новости

Авиадиспетчеров готовят в трех высших и четырех средних образовательных учреждениях, подведомственных Росавиации. Это Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации (ГА) и Ульяновское высшее авиационное училище (Институт), а также Авиационно-транспортный колледж Санкт-Петербургского университета, Красноярский филиал Санкт-Петербургского университета, Рыльский авиационный технический колледж (филиал Московского университета ГА) и Омский летно-технический колледж (филиал Ульяновского училища). Кроме того, подготовкой и повышением квалификации диспетчеров занимается некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт аэронавигации», являющееся «дочерней» структурой ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Обучение профессии занимает в средних специальных учебных заведениях три-четыре года. В вузах — пять лет. После обучения и стажировки диспетчер получает свидетельство, которое требуется подтверждать раз в два или три года (в зависимости от класса). Повышение квалификации — раз в три года.

Фото: Алексей Куденко\РИА Новости

Авиадиспетчер должен знать: Воздушный кодекс Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам развития воздушного транспорта; нормативные и методические документы, регламентирующие организацию использования воздушного пространства, обеспечение безопасности полетов; правила обслуживания воздушного движения; федеральные правила использования воздушного пространства; наставления по производству полетов; технологии работы диспетчеров, правила и фразеологию радиообмена; авиационную метеорологию; аэродинамику и летно-технические характеристики воздушных судов; аэронавигационное и штурманское, радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов; виды авиационной электросвязи; профессионально ориентированный английский язык; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования по здоровью для авиадиспетчеров

Друзья!
Что вы запаниковали!
Все эти полкаши — без 5-ти минут ГРАЖДАНСКИЕ.
Успокойтесь, совсем скоро прийдёт счасте — Они станут граждане как и вы, находящиеся в запасе, потому как почти все перехаживают (за исключением одного молодого из Уральского ОМ УФАНС) и наверняка документы на увольнение в запас уже давно находятся в МО. А пока, формально, действующие военнослужащие, поэтому и назвали обтекаемо — кандидаты.
вОТ ИНТЕРЕСНО, НАЗВАЛИ БЫ КАЖДОГО ИЗ ВАС КАНДИДАТОМ НА ДОЛЖНОСТЬ (ТАМ ПОСМОТРИМ), а пока старайся на самом трудном этапе — формировании, начале деятельности. Спасибо после будет обязательно. Согласитесь?
Так что Нерадько слово твердо держит — все кандидаты потом станут гражданскими.
А на военные должности, естественно, поставят или прикомандируют действующих военных, которым трубить, как медному котелку.

А ‘завтра’ наши пороховые бочки взорвутся, потом придут американцы и быстро все наладят.

Брат 2 15/09/2006 [05:03:21]:
‘Для того, чтобы вмешиваться нужно четко знать суть вопроса. Это не трубу в обход Байкала проложить, типа: «Ну, запендюрьте её где-нибудь в другом месте!» Сомневаюсь я, что Президент снизойдет до разборок с реформами ЕС ОрВД, в стране есть более насущные проблемы, в которые Президент не торопится вмешиваться. Даже не представляю, что может вынудить Президента вмешаться, разьве только очередной самолёт на Рублёвку йопнется. ‘

Не сомневайся!
Я уже писал о работе комиссии из Администрации Президента, которая проверяла, в том числе и нас, на предмет функционирования Единой Системы организации воздушного движения РФ.
Чтобы мне не повторяться, прочитай, пожалуйста, ещё раз мой пост 14/03/2005 [09:44:39] в части 15 (страница1)
http://www.avia.ru/cgi/discsho .

И Президент РФ фактически уже вмешался!
Указом Президента Российской Федерации ‘О Федеральной аэронавигационной службе’ от 5 сентября 2005 года N 1049 создана Федеральная аэронавигационная служба (ФАНС).
http://www.kremlin.ru/text/doc .
Правительство РФ приняло постановление N 173 от 30 марта 2006 г. ‘О Федеральной аэронавигационной службе’, утвердило Положение о Федеральной аэронавигационной службе и изменения, которые вносятся в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые можно посмотреть по адресу:
http://www.government.ru/data/ .

Блин, нам только не хватало, чтобы ‘очередной самолёт на Рублёвку йопнулся. ‘ (тьфу, тьфу, тьфу:).
Ведь положение с БЕЗОПАСНОСТЬЮ полётов в России в настоящий момент очень плачевное.
Только в МВЗ за одну неделю произошло 6 очень серьезных опасных сближений и не только по вине гражданских диспетчеров.
А случаев перебора экипажами высоты за последние 3 недели и не сосчитать ( как следствие — срабатывания ТКАС и официальные жалобы от авиакомпаний на неграмотное УВД, ) — по нескольку в день (13.06.06 — парочка переборов высоты опять случилась в АДЦ ). Инспекция зашивается, не успевает проводить расследования. Работают комиссии от вышестоящих инстанций. Все это , на мой взгляд, из за очень возросшего движения, ведь на август, сентябрь всегда приходится пик нагрузок в УВД. Но такого, как говорят Москвичи, давно не было. Сейчас даже Внуково обслуживает примерно 380 рейсов в сутки, а такое было только до перестройки.
На днях, если не ошибаюсь в Якутске, взлетал Ту134 и сквозь разрывы облаков увидел вертушку. Во общем, разошлись на одной высоте на расстоянии 20 (!) метров.
13.06.06 Нерадько А.В. был вынужден срочно перенести совещание из Сочей в Москву.
Нерадько собирает расширенное совещание и вызывает в том числе всех директоров филиалов ГК в Москву 19-21 сентября.

Читайте так же:  Госстрах осаго в ростове

Вообщем неспокойно в нашем королевстве.

В этой ситуации только не хватало, чтобы военными Федеральную аэронавигационную службу заполонили.

ТОЛЬКО ГРАМОТНЫЕ, ОПЫТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ В ЛИЦЕ ГРАЖДАНСКИХ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ ПОСТЕПЕННО МОГУТ ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ.

Господа! Вы поднимаете правильные вопросы о проблемах с службе ОрВД. Давайте суммируем все выше сказанное по разделам. Проблем я вижу 5.
1. Диспетчеров мало (точнее — с каждым годом нехватка становится все более очевидна).
2. Зарплата относительно низкая.
3. Начальники плохие.
4. Проблема обеспечение жилья диспетчерам не решается.
5. 4-й уровень английского — запущенная проблема.
Сейчас новая беда — военные в ФАНСе. А теперь смотрите, как все это решается с приходом в ФАНС военнослужащих. Итак, исходя из третьей проблемы (ну не тех поставили в начальники, особенно в Пулково!), территориальное руководство ФАНС постепенно из зарекомендовавших положительно сослуживцев сколотит хороших руководителей ОрВД на местах. (Нельзя же не прислушиваться к воле и душеизлиянию коллективов ОрВД!)
Как единственно правильное решение проблемы №1, новое руководство на местах будет ходатайствовать о начале подготовки диспетчерского состава учебными заведениями МО. Так сказать, для прохождения действительной службы. Сейчас взятки при поступлении в военные ВУЗы порой выше, чем в гражданские, а это будет гарантом того, что в СЛУЖБУ (вот еще одно военное слово, что говорит о правильном понимании мной проблемы) ОрВД не будут попадать случайные люди. Кстати, структура должностей очень даже удобна для градации специалистов: Оператор, стажер — лейтенант. Диспетчер — старший лейтенант, старший диспетчер — капитан, РП — майор, нач. объекта — п/полковник. Начальник службы ОрВД — полковник! Вот вам и преемственность, вот вам и уважение, вот вам — безопасность. Вы же не будете оспаривать, что пассажиру будет спокойней лететь в самолете, если он знает, что его самолет находится на управлении у молодого, подтянутого, свежевыбритого старлея, а не у уставшего от подработки на стороне, не выбритого и не выспавшегося из-за написания кляуз на форум авиару диспетчера в старом растянутом до непотребного размера свитере. А уж нам, пилотам тем более (если и нас это течение не смоет, и за штурвалом не сядут такие же подтянутые военнослужащие).

Как решается вторая проблема? Ну да, зарплата низкая, но ведь доплаты за звание, квалификацию (кроме 3-2-1 класса еще есть и ‘М’), стаж, пайковые и т.д. Все будет очень даже неплохо в итоге.

А четвертая проблема? Думаю, что нынешняя программа жилья военным — это не сиюминутная затея. Будьте спокойны — каждый диспетчер получит квартиру!

Четвертый уровень по шкале ИКАО? Еще проще! Не сможешь получить его за период обучения — будьте добры прокладывать жд магистраль до северного полюса или мост Анадырь — Аляска. Найдутся другие достойные лейтенанты — англоманы на место диспетчеров при распределении!
Короче, что стоит Министерству Обороны подготовить 10 тысяч спецов высокой квалификации? Просто смешно из этого раздувать проблему! Как говорится, ЛЕГКО!

Итак, подводя черту хотелось бы спросить с пристрастием всех читающих. Что мешает нынешнему диспетчеру спокойно работать? Начальство НЕ ТО? Будет вам ТО. А английский освоить самостоятельно?
Надеюсь новоназначенные ФАНСовцы с удовольствием прочитали эту бредятину и сделали вывод:

Требования по здоровью для авиадиспетчеров

АВИАДИСПЕТЧЕР — ПРОФЕССИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ.

Можете ли вы одновременно отслеживать до 20 подвижных объектов?
Обладаете ли возможностью видеть и оценивать взаимодействие объектов в трёхмерном пространстве?
Сумеет ли вы за 25 секунд принять одно единственно верное решение и успеть отдать команды аварийным службам?
Обладаете ли вы знаниями авиационного английского не менее четвёртого уровня ICAO?
Вы не подвержены стрессу и внешним шумовым и световым воздействиям?
У вас безупречное здоровье?
Обладаете ли вы быстрой реакцией?
Умеете работать в команде?

Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответите «нет» — эта профессия не для вас. В Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) работаю люди, которые не только соответствуют всем перечисленным выше требованиям, но и обладают отдельными, уникальными профессиональными навыками, без контроля которых сегодня ни один самолёт не поднимется в небо.

Так что же зовёт людей в эту сложную и ответственную профессию, цена ошибки в которой предельно высока? Есть ли в этой авиационной специальности доля романтики, любовь к небу, к авиации, или всё решает достаточно высокий, по сегодняшним меркам, размер заработной платы и престиж? Попробуем разобраться, а поможет нам в этом заместитель директора МЦ АУВД Александр Повалий. Александр Павлович проработал в центре уже более 40 лет .

А начиналось всё ещё в 1981. Тогда московские авиадиспетчеры начинали осваивать новую для того времени систему «ТЕРКАС» (TERCAS). Шведское оборудование установили в только что отстроенном технологическом здании МЦ АУВД. Эта система до сих пор используется, одновременно с двумя резервными современными мониторами. В отдельном тренажёрном классе установлено аналогичное основному оборудование, на котором тренируются как сами диспетчеры, так и стажёры.

На рабочих местах достаточно уютно даже сегодня, не смотря на прошедшие годы и ввод в строй новых систем и оборудования. Теплый свет большого круглого экрана, чёрные матовые панели обшивки — всё настроено на то, чтобы диспетчер полностью погружался в контролируемое им пространство, не отвлекаясь на внешние шумы и раздражители. Считается, что опытный диспетчер в голове уже видит картину, которая будет отображаться на мониторе только через несколько минут. Все его команды заранее мысленно готовы и ждут лишь выдачи. Но это в обычной, спокойной обстановке. А если вдруг нештатная ситуация на борту или погода начинает преподносить сюрпризы — нагрузка увеличивается в разы. Поэтому время нахождения за монитором (экраном) жёстко ограничено и через пару часов диспетчер уступает своё место коллеге, а сам отправляется в комнату отдыха на 20 минут.

Структурно центр подразделяется на две большие составляющие: АДЦ — аэродромный диспетчерский центр и РДЦ — районный диспетчерский центр. АДЦ управляет воздушным движением в районах аэродромов и зонах подхода (пространство радиусом 100 км от Москвы). АДЦ имеет 9 секторов (4 направления), которые имеют и географические границы, и высотное деление. Нижний сектор подхода — от 1800 до 3600 метров, выше уже верхний сектор подхода. Каждый сектор имеет свою радиочастоту (УКВ диапазон). В районах аэродромов борта передаются под управление диспетчера «Круга». Его зона ответственности — почти сразу после отрыва самолета от земли, и при заходе на посадку — до четвёртого разворота.

РДЦ управляет воздушным движением на воздушных трассах (23 сектора, 530 диспетчеров). На эшелонах резких маневрирований обычно не имеется, поэтому всё спокойнее и размер секторов соответственно больше, чем в АДЦ. Сектора делятся только по географическому принципу без высотного деления. Граничат сектора РДЦ с такими же секторами других центров УВД страны и сопредельных государств: Питер, Ростов, Самара, Украина и другими. Каждый диспетчер имеет допуск в свой сектор, который он регулярно подтверждает. Для работы в другом секторе необходимо отдельная стажировка и обучение с последующей аттестацией и получением соответствующего допуска (за каждый дополнительный сектор есть доплата к окладу)

В 2007 году связи с переходом на новую систему УВД, было принято решение о постройке нового Центра управления воздушного движения. Оснащение центра и программное обеспечение было возложено на Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Новый корпус получился красивым и просторным. Глаз радует приятное сочетание цветов и элементов отделки. Много стекла и небесной синевы.

Авиадиспетчер контролирует самолет на протяжении всего периода полета — начиная от запуска двигателей и выруливания со стоянки и заканчивая прибытием судна на стоянку уже после того, как пилот произвел посадку. Его главная функция — обеспечение безопасного, упорядоченного и регулярного движения воздушных судов в пределах установленной для него зоны ответственности. Учитывая специфику и распределение подконтрольных зон и объектов, и создавался алгоритм работы в новом центре управления движения. Расположение рабочих мест авиадиспетчеров соответствует географическим направлениям подходов. Дополнительные сектора отвечают за выходы за пределы зон. Резервные сектора так же оснащены идентичным оборудованием, которые потребуются после перехода на новое воздушное пространство. Отдельно оборудованы места для старших диспетчеров и диспетчеров-операторов и руководителя полётов. Все собраны в едином зале, но пространственно несколько отделены друг от друга.

Начальник РДЦ (районного диспетчерского центра) Константин Витальевич Олейник подробно рассказал не только об общих задачах и структуре нового центра, но и о конкретном оборудовании рабочего места авиадиспетчера. В первую очередь это конечно большие современные мониторы с антибликовым покрытием, на которые выдаётся информация о движении воздушных судов, метеорологическая обстановка и многие дополнительные параметры, необходимые для получения полной картины о воздушной обстановке в зоне контроля. Дополнительные мониторы отвечают за основную и резервную радиосвязь и с бортом, находящимся в воздухе, и с наземными службами и диспетчерами соседних зон. Ещё один дополнительный монитор отведён для вспомогательной информации.

Сейчас система работает в тестовом режиме без радиопереговоров, но с реальной обстановкой по зонам контроля. Тестирование ведётся силами самих диспетчеров, которые поочерёдно во время своего дежурства заступают на смену в новый центр. Инженерный состав параллельно ведёт отладку оборудования.

Читайте так же:  Вступление в дело в качестве третьего лица госпошлина

Одним из немаловажных факторов обеспечения удобства на рабочем месте — его эргономичность. Например, кресла, кроме основных требований к ним в максимальном удобстве и комфорте, должны быть и достаточно прочными, с металлической основой, которая способна выдерживать постоянные многочасовые нагрузки.

В зале всегда одинаково-ровное мягкое освещение в любое время суток и поддерживаются оптимальные климатические условия вне зависимости от времени года. Ввод в эксплуатацию новой автоматизированной системы планируется уже в этом году, поэтому диспетчерам нужно успеть привыкнуть к своим новым рабочим местам. Именно авиадиспетчер принимает меры для поддержания безопасности при возникновении сложной ситуации в воздухе и особых случаях полета путем обеспечения безопасных интервалов продольного, вертикального и бокового эшелонирования. За внешним спокойствием скрывается огромное внутренне напряжение и ответственность, которые тем выше, чем сложнее обстановка небе — в таком бескрайнем, огромном и вместе с тем настолько тесном. На этих «невидимых людей» надеются все те, кто в данный момент находится в кабинах, за штурвалами или сайдстиками своих кораблей. Они доверяют и верят, что в любой ситуации им помогут и подскажут, сделают всё возможное для того, чтобы благополучно вернуться на землю.

Ну а если душа требует видеть самолёты не в виде символов на мониторах, а реально, своими глазами, слышать звук их двигателей стремительный взлёт и мягкую посадку? И здесь есть решение. Но для этого нам придётся переместиться вот сюда, на диспетчерскую вышку аэродрома.

Вышка, а правильнее Внуковский центр обслуживания воздушного движения (ВЦ ОВД), является филиалом МЦ АУВД.

Начальник службы движения ВЦ ОВД Олег Викторович Федосеев начал свой рассказ о КДП Внуково с тренажёра для имитации реальной аэродромной обстановки. Он используется для обучения диспетчера с того рабочего места, с которого ему предстоит работать в дальнейшем. Установленное здесь оборудование аналогично тому, которое имеется на вышке. Существует возможность имитировать любые ситуации, как погодные, так и технологические, для отработки чёткого и слаженного алгоритма действия авиадиспетчера.

Профессиональные навыки диспетчеров на вышке сильно отличаются от навыков их коллег в центре АУВД. Картинка тут скорее двухмерная, однако и внимания требует повышенного. Одновременно по полю передвигаются десятки единиц техники, самолёты, обслуживающий персонал. В небе «висят» заходящие и взмывают взлетающие борта, идёт движение по рулёжкам, следуют постоянные запросы на запуски двигателей.

Одновременно в голове диспетчеру (не важно перрон это, руление или старт) приходится держать огромный объём информации — анализировать и прогнозировать развитие ситуации, знать все обозначения рулёжных и магистральных дорожек, номера стоянок, метеообстановку, коэффициент сцепления, зоны ремонтных работ и всевозможные ограничения и запреты. Быть готовым и мгновенно реагировать на любую нештатную ситуацию на поле — будь то выезд самолёта за пределы ВПП, или внезапное появление на поле лисы из соседнего перелеска.

Контроль над перемещением всего, что может двигаться на перроне, ведётся одновременно и по мониторам и визуально — здание терминала хорошо просматривается с 40 метровой высоты.

Совсем недавно в аэропорту был введен очередной этап комплексной системы мониторинга положения воздушных судов и специальной техники на перроне CrossPoint с исспользованием системы спутникового навигации ГЛОНАСС. В ходе очередного этапа внедрения было завершено оборудование всей перронной техники аэропорта — более 800 единиц. Базовой функцией системы CrossPoint является отображение фактического положения воздушных судов, находящихся как на стоянках, так и в процессе руления по аэродрому, а также специальной техники на перроне с сохранением исторической информации обо всех перемещениях за несколько месяцев.

Хорошо, когда погода позволяет видеть заход борта визуально, но бывает и так, что момент посадки приходится ждать лишь по докладу экипажа, ждать и надеется, что лётчик справится, а значит, со своей стороны диспетчер сделал всё верно и точно, сделал всё, что от него зависело. В такие моменты нервы напряжены до предела, а чувство ответственности максимально обостряется.

С вышки открывается вид на всё поле лётное поле. Те сектора, которые по каким-либо причинам попадают в «мёртвые зоны», оборудуются специальными дополнительными камерами видеонаблюдения. Диспетчер должен видеть и контролировать каждый метр территории аэродрома. Дополнительные радары отслеживают координаты садящихся и взлетающих самолётов до момента передачи их диспетчерам круга.

Немного компенсировать все эти трудности во время рабочей смены диспетчерам позволяют окружающие красоты. Высота вышки даёт возможность насладиться вот такими прекрасными видами уходящих в небо лайнеров. ну чем не романтика?

Про подготовку кадров для работы в МЦ АУВД я уже рассказывал ранее на примете факультета УВД МГТУ ГА. Мужчины диспетчеры могут уйти на пенсию в 50 лет, а женщины в 45. Оплачиваемый отпуск составляет 67 дней. Существует и санаторно-курортное лечение и надбавки за вредность, и за совершенствование в английском языке. Основной медосмотр — раз в два года. Плюс к нему — ежегодные и квартальные медосмотры, а так же осмотр непосредственно перед рабочей сменой. 36 часовая рабочая неделя выглядит примерно так: День — Утро — Ночь — 2 дня выходные. День с 13.05 до 21:30, утро с 6:55 до 15:30 и ночь с 20:25 до 8:00. Сюда входят и подготовка к дежурству с прохождением врача и само дежурство. Без перерыва диспетчер может работать не более 2 часов. Питаться можно в корпоративной столовой, где достаточно хороший выбор блюд и демократичные цены, да и деньги не нужны. Расчёты осуществляются по индивидуальным картам сотрудников — средства списываются с начислений на положенное трёхразовое питание.

Отдельное внимание уделяется спортивным занятиям и это обосновано, так как хорошее здоровье диспетчеру просто необходимо. Тренажёрный зал в новом центре управления укомплектован для решения этих потребностей. Для авиадиспетчеров существуют льготы и при покупке авиабилетов (после 6 лет непрерывной работы бесплатный авиабилет один раз в год, и для супруги(га) в половинном размере).

Спорту в МЦ АУВД уделяется особое место. Есть своя футбольная и хоккейная команды. Секции по волейболу, армрестлингу, теннису и др.

В коридоре между корпусами занимают фотографии на «Стене истории» — летопись фронтовых, трудовых и спортивных подвигов работников центра. Есть о чём вспомнить и чем гордиться новым поколениям. В большинстве своём люди приходят работать в центр сознательно и на долго, как правило — пока позволяет здоровье и возраст, поэтому текучки кадров практически нет. Не смотря на все сложности и трудности, колоcсальную нервную нагрузку и постоянную необходимость в повышении личных навыков и квалификации, профессия авиадиспетчера становится основной и любимой для него на всю жизнь.

Так что же такое быть авиадиспетчером? Что заставляет молодых людей сознательно выбирать именно этот путь в авиацию, ведь конкурс на обучение по специальности ОрУВД всегда достаточно высок.
Сложно? — Да, очень!
Ответственно? — Наверное даже слишком!
Тяжело? — Ещё как! Профессия авиадиспетчера занимает одно из первых мест по психоэмоциональной нагрузке на человеческий организм. Но ощущение того, что от тебя, твоей команды, зависит то, как именно летают самолёты, на какой высоте, с каким курсом и скоростью. Понимание того, что именно ты, а никто другой, помогает им видеть и взаимодействовать друг с другом, делить это бескрайнее небо, чувствовать себя в нем свободно, легко и главное БЕЗОПАСНО, словно в огромном океане. Не это ли та самая романтика профессии, то, ради чего человек и идёт на все эти тяжести и испытания. У каждого, кто каким либо образом связан с авиацией, есть «своё» небо. У авиадиспетчеров оно вот такое — длинной в жизнь.

Похожие записи:

  • Займ под материнский капитал на недвижимость Займ с использованием звонок по России бесплатный У Вас появился еще один ребенок? Поздравляем! Вы имеете право получить сертификат на Материнский капитал и использовать средства на приобретение недвижимости уже сегодня. Мы готовы Вам в этом […]
  • Оформление в собственность земли под домом Как проходит приватизация земли под многоквартирным домом – пошаговая инструкция Согласно Жилищному Кодексу РФ, придомовая территория должна находиться в общедолевой собственности жильцов. Однако во многих «старых» домах такая земля не была […]
  • Судебные приставы в г Березники ОТДЕЛ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО Г. БЕРЕЗНИКИ © 2009 – 2019 GorodBerezniki.ru Информация предоставлена компанией «Справочная 24» Администрация сайта не несет ответственности за любые возможные последствия, возникшие вследствие использования посетителем […]
  • Приставы гдегтярск Судебные приставы города Дегтярск В нашем каталоге легко найти судебные приставы в г. Дегтярск, с подробным указанием всей информации. Наш каталог поможет всем жителям г. Дегтярск, а также его гостям, найти судебные приставы, необходимые адреса и […]
  • Возмещение марального ущерба Возмещение морального ущерба и морального вреда: исковое заявление Правонарушение, преступное деяние, совершенное в отношении человека неизбежно влияет на его состояние, моральное, физическое и т.д. Поэтому при определении наказания за совершенное […]
  • Как оформить собственность на гараж через суд Оформление «домика» для автомобиля – признание права собственности на гараж через суд Нередко на различные виды объектов недвижимости право собственности гражданам приходится добиваться при помощи судебных исков. Такие процедуры могут проводиться […]