Услуги бухучета лицензия

Содержание:

Нужна ли лицензия на оказание бухгалтерских услуг

Правовед.RU 144 юриста сейчас на сайте

здравствуйте, у нас такая ситуация, в компании работал главный бухгалтер, затем мы его уволили и этот бухгалтер открыл ИП бухгалтерские услуги,далее мы заключили договор о бух.обслуживании уже с ИП, вопрос 1. ИП надо ли какую нибудь лицензию 2. не вызовет ли это подозрения у вышестоящих органов 3. и можем ли мы работать с фирмой ИП- БУХ.УСЛУГИ если в штате еще один бухгалтер остался Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Необходима ли лицензия на сторожевые услуги?
  • Необходима ли лицензия на физкультурно-оздоровительную деятельность?

Ответы юристов (12)

  • Все услуги юристов в Москве Составление актов приема-передачи работ по договору подряда Москва от 1500 руб.

Необходима ли лицензия на оказание услуг бухгалтерского учета?

Достаточно: — зарегистрироваться как юридическое лицо;- открыть расчетный счет (нужно будет для ОКВЭД);- арендовать офис и при регистрации предоставить гарантийное письмо (с копией свидетельства о собственности) от собственника недвижимости на предоставление юридического адреса. Для начала нужна лицензия на предоставление услуг по бухгалтерскому сопровождению. Хотя можно сразу пойти зарегистрировать ООО. Также нужно получить заключение о правильности бухгалтерского учёта.
Нечто вроде государственного аудита. Дальше все по накатанной. Регистрация, офис и т.д. Обратите внимание, что для бухгалтерской фирмы, которая хочет иметь много заказчиков и работать успешно – обязательно наличие специализированного бухгалтерского ПО, которое должно быть лицензионным. Крякнутые проги, для экономии на первом этапе, точно не подойдут.

Как открыть фирму по оказанию бухгалтерских услуг

Так, на основании решения арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства, органами Государственной налоговой службы и налоговой полиции осуществление указанной деятельности без лицензий влечет взыскание: — полученных доходов — в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов; — штрафа в пределах от 500 до 1000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — в доход бюджета РФ. Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации данного юридического лица. 26.07.96 Ю. Камфер АКДИ ———— (C) Fin-Buh.ru.

Документы необходимые для открытия бухгалтерской фирмы

Мы за добросовестную конкуренцию, — подчеркивает Наталья. — Почему нашу деятельность хотят представить как социально опасную? Где статистика о количестве пострадавших в ходе работ? Ее нет. Дезинфицирующие средства свободно продаются в магазинах. Каждый год фиксируется огромное количество пищевых отравлений в школах, детских садах, но Роспотребнадзор почему-то не требует ввести лицензии на производство продуктов питания.

Полагаем, потому что не имеет финансовых интересов в этой сфере. Даже если отбросить эмоции, в словах представителей свердловского управления Роспотребнадзора действительно полно противоречий. Так, в протоколе совещания от 23 марта черным по белому написано: до внесения поправок в нормативную базу или получения разъяснений от центрального аппарата территориальные отделы не будут требовать лицензию с крысоловов.

На клеща с лицензией

Нужна ли лицензия на оказание бухгалтерских услуг

И в этом есть смысл: на своего бухгалтера помимо бухгалтерского и налогового учетов, можно повесить все — и кадровый учет, и кучу управленческих отчетов. А вот с бухгалтерским аутсорсингом такое не прокатит — фирма будет выполнять только то, что оговорено договором. Клиент захотел получить дополнительный отчет? Платите за дополнительную услугу. Крупные компании тоже обращаются в бухгалтерские фирмы, но ориентируются в первую очередь не на стоимость услуг, а на рекомендации и деловую репутацию фирмы. Получить крупного и денежного клиента начинающей фирме будет совсем не просто. Как открыть фирму по оказанию бухгалтерских услуг Прежде чем заняться оказанием бухуслуг, может возникнуть вопрос: а надо ли предпринимателю обладать знаниями профессионального бухгалтера? Как и в любом бизнесе, знание специфики — это несомненный плюс, но не обязательный пункт.

Нужна ли лицензия на предоставление бухгалтерских услуг

ДОГОВОР № В/ на ведение бухгалтерского учета г. Санкт-Петербург «07» сентября 2010г. ООО «», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора , действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице, действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора. 1.1. Исполнитель ведет бухгалтерский учет Заказчика с 07 сентября 2010 года, составляет необходимые отчеты в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды на основании предоставленных Исполнителю первичных документов Заказчика, а также ведет кадровый учет в соответствии с действующим законодательством РФ, а также оказывает консультации по применению действующего законодательства РФ, в части бухгалтерского учета и отчетности, налогового законодательства, в течении указанного ниже срока договора. 2.

Нужна ли лицензия для оказания бухгалтерских услуг в казахстане

Если партнеров нет, тогда регистрируйте ИП:

  • штрафы за нарушения меньше в 10 раз;
  • бухгалтерский учет вести не надо;
  • нет проблем с обналичиванием и расходованием выручки;
  • контролирующие органы всегда лояльней к ИП, чем к фирмам;
  • не нужен юридический адрес, место регистрации — прописка предпринимателя;
  • легко зарегистрироваться и закрыться.

Налоговая система Вариантов налогообложения три (патент для ИП, а также ЕНВД не применяются при оказании бухгалтерских услуг):

  • обычная система налогообложения;
  • упрощенка «доходы»;
  • упрощенка «доходы минус расходы».

Наиболее оптимальный вариант при оказании бухгалтерских услуг – это упрощенка «доходы». Кассовый аппарат Если за бухгалтерские услуги клиенты будут расплачиваться наличными – понадобится кассовый аппарат.

Бухгалтерская налоговая отчетность, сдача бухгалтерской отчетности (аутсорсинг), регистрация оффшоров

«РК-Аудит»: составление отчетности, регистрация оффшоров; комплексный бухгалтерский аутсорсинг: бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность; составление и сдача отчетности.

Компания «РК-Аудит»: бухгалтерский аутсорсинг и комплексная поддержка Вашего бизнеса

Начиная с 1995 года компания «РК-Аудит» предоставляет высококвалицифрованные услуги бухгалтерского аутсорсинга, регистрации оффшоров и другие услуги по созданию и поддержке Вашего бизнеса. Мы обеспечим грамотное и своевременное составление отчетности – будь то бухгалтерская отчетность или налоговая отчетность; оперативная сдача отчетности с ускоренным прохождением всех инстанций.

Перечень услуг от «РК-Аудит»

  • Консультации: бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность.
  • Регистрация организаций, оформление реорганизации и ликвидация юридических лиц.
  • Лицензирование товаров и услуг.
  • Все виды бухгалтерского обслуживания (бухгалтерский аутсорсинг: составление отчетности, сдача отчетности; бухгалтерская отчетность и налоговая отчетность)
  • Оптимизация налогообложения.
  • Регистрация компаний в международных юрисдикциях (регистрация оффшоров).
  • Консультации по внешнеэкономической деятельности.
  • Консультации и услуги по правовому обеспечению предпринимательской деятельности.

Бухгалтерский аутсорсинг: составление и сдача бухгалтерской отчетности; сдача отчетности в налоговую

Нами гарантировано, при этом, не только грамотное составление отчетности, своевременная сдача бухгалтерской отчетности, налоговой отчетности, но и полное соответствие документации всем имеющимся нормам законодательства.

Бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность и другие виды отчетности составляются нами с учетом богатого опыта, полученного в ходе аудиторской деятельности. Поэтому Вы можете быть уверены, что сдача бухгалтерской отчетности Вашей организации будет полностью удовлетворять требованиям вышестоящих инстанций.

Бухгалтерский аутсорсинг представляет собой не только составление и сдачу бухгалтерской отчетности нашими специалистами, но и необходимые консультации.

Регистрация оффшоров

Нами производится регистрация оффшоров, ежегодное юридическое сопровождение компаний, открытие счетов в зарубежных банках и другие услуги. Регистрация оффшоров осуществляется, главным образом, с целью продвижения российской компании на международный рынок товаров или услуг. Таким образом, регистрация оффшоров позволяет существенно оптимизировать налогообложение российской компании и хранить средства в более надежных иностранных банках зарубежом. Регистрация оффшоров осуществляется нами с рядом дополнительных услуг. При регистрации оффшоров мы поможем Вам с открытием счетов в банках Австрии, Швейцарии, Кипра, странах Балтии и других.

Услуги по лицензированию

«РК-Аудит» осуществляет все виды услуг по лицензированию продукции и услуг организаций различной сферы деятельности. Мы не только предоставляем услуги получения лицензий, но и помогаем с переоформлением документов, а также – аннулированием, приостановлением и возобновлением лицензий.

«РК-Аудит» готов предоставить комплексный бухгалтерский аутсорсинг для нужд Вашей компании.

Необходима ли лицензия на оказание услуг бухгалтерского учета?

здравствуйте, у нас такая ситуация, в компании работал главный бухгалтер, затем мы его уволили и этот бухгалтер открыл ИП бухгалтерские услуги,далее мы заключили договор о бух.обслуживании уже с ИП, вопрос

1. ИП надо ли какую нибудь лицензию

2. не вызовет ли это подозрения у вышестоящих органов

3. и можем ли мы работать с фирмой ИП- БУХ.УСЛУГИ если в штате еще один бухгалтер остался

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 767 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

1. Для осуществления бухгалтерской деятельности лицензия не требуется (для аудиторской требуется);

2. Нет, не вызовет.

и можем ли мы работать с фирмой ИП- БУХ.УСЛУГИ если в штате еще один бухгалтер остался

Ко второму вопросу. Взаимозависимые лица:

организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
организация и лицо (в том числе совместно с членами семьи), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его членами семьи);
организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с членами семьи;
организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
физическое лицо, члены его семьи: супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Читайте так же:  Пособие на детей в августе 2019 году в беларуси

3 вопрос.МОЖЕТЕ. Ваше право привлекать сторонние организации по оказанию бух.услуг, даже если есть в штате бухгалтер.

О бухгалтерском учете лицензий

В соответствии с законодательством РФ, на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности организация обязана получить лицензию. Эти виды деятельности называются лицензируемыми. К таким видам относятся, например, аудиторская, оценочная, туроператорская и другие виды деятельности. Определение лицензии дано в ст.2 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензия выдается на определенный срок, который не может быть меньше 5 лет. Для получения лицензии организация обязана подготовить и передать в уполномоченный государственный лицензирующий орган пакет документов, а также уплатить в соответствующий бюджет лицензионные сборы.

Согласно ст.15 упомянутого закона, за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб., за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб. Следует отметить, что для отдельных видов деятельности федеральными или региональными законами могут быть установлены иные ставки лицензионных сборов. Помимо оплаты собственно лицензионных сборов, организациям зачастую приходится оплачивать услуги различных коммерческих структур по экспертизе, подготовке документов и т.п.

Каким образом организация должна учитывать все эти расходы в бухгалтерском учете? В настоящее время повсеместно рекомендуется отражать суммы сборов и всех расходов, связанных с получением лицензии, по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». В течение срока действия лицензии, учтенные на сч.97 расходы, равномерно списываются в дебет счетов общехозяйственных расходов (сч.26) или расходов на продажу (сч.44).

Однако, правомерность общепринятого способа учета не обоснована. Учет стоимости лицензий на сч.97 сложился под влиянием многочисленных разъяснений налоговых органов. Очевидно, что давая подобные разъяснения, налоговые органы выходили за пределы своей компетенции. Нормативными документами способ бухгалтерского учета расходов, связанных с получением лицензий, не регламентирован.

По мнению автора, общепринятый способ учета стоимости лицензии не соответствует принципам бухгалтерского учета.

Согласно п.2 ст.8 НК РФ, сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Отсюда следует, что лицензионные сборы представляют собой расходы на оплату юридических услуг лицензирующих органов. Еще раз подчеркнем, что оплата сборов не является покупкой какого-то права или иного актива. Это обычная оплата юридических услуг.

Налоговые органы в своих разъяснениях по учету стоимости лицензий апеллируют к содержанию п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ № 34н), согласно которому затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Однако, в этом случае остается неясным критерий, в соответствии с которым затраты отчетного периода следует считать относящимися к будущим периодам, а не к текущему. Из того факта, что организация вынуждена один раз в пять лет оплачивать услуги государственных органов, никоим образом не следует вывод о том, что какая-то часть этой оплаты имеет отношение к будущим событиям.

Некоторые аудиторы находят обоснование учета лицензионных сборов на сч.97 в содержании п.19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н) в соответствии с которым, в том случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.

Однако, по нашему мнению, лицензия, как и любой другой документ, обуславливает получение доходов в той же мере, в какой свидетельство о браке обуславливает рождение детей. А уплата лицензионных сборов (как и уплата любых других налогов и сборов) является выполнением обязательств перед государством и поэтому, безусловно, косвенно связана с перспективами получения доходов, однако, ни в малейшей степени не обуславливает их получение.

Объективный критерий «обусловленности» доходов расходами приведен в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ 29.12.97 г.). Концепция не является нормативным документом, однако в ней сформулированы общие принципы бухгалтерского учета, применяемые в странах с рыночной экономикой.

Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

а) использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

б) обменен на другой объект имущества;

в) использован для погашения кредиторской задолженности;

г) распределен между собственниками организации.

Очевидно, что расходы по оплате лицензионных сборов не удовлетворяют ни одному из перечисленных условий, поэтому они не могут учитываться в составе имущества (активов) организации. Учет стоимости лицензии на сч.97 приводит к появлению в балансе фиктивных активов, которые активами не являются. Такой способ учета приводит к искажению структуры баланса, что отрицательно сказывается на достоверности бухгалтерской отчетности. Кроме того, он прямо противоречит требованию осмотрительности (п.7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», согласно которому при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены.

Согласно п.19 ПБУ 10/99, расходы признаются в отчетном периоде в том случае, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов. Поэтому оплату лицензионных сборов и прочие расходы, связанные с получением лицензии, следует отражать в текущем периоде, а не в составе расходов будущих периодов.

В заключение автор выражает благодарность Грэгу за плодотворное обсуждение вопросов учета на бухгалтерском форуме сайта.

Необходимо ли для оказания услуг по ведению бухгалтерского учета получать лицензию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательством не установлено требования о необходимости наличия лицензии или какого-либо иного специального разрешения для оказания услуг по ведению бухгалтерского учета.

На основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете) руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации, бухгалтеру-специалисту.

В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

При этом, действительно, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ). Виды деятельности, которые подлежат лицензированию, перечислены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ): в п.п. 2, 3 ст. 1 указанного Закона перечислены те виды деятельности, которые подлежат лицензированию, но лицензирование которых не регулируется данным Законом; в ст. 17 Закона N 128-ФЗ перечислены виды деятельности, которые лицензируются в соответствии с самим этим Законом.

Однако деятельность по ведению бухгалтерского учета ни в одной из этих норм не упоминается.

Не содержит таких требований и вновь принятый Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступит в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» от 6 мая 2011 г. N 97), за исключением отдельных его положений, которые вступают в силу в иные сроки.

Не предусмотрено законодательством и требований о членстве организаций, осуществляющих деятельность по ведению бухгалтерского учета, в саморегулируемых организациях. Такие требования установлены, например, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите) в отношении организаций и физических лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность.

Однако ведение бухгалтерского учета не относится к аудиторской деятельности (п. 7 ст. 1 Закона об аудите) и регулируется отдельным законом — Законом о бухгалтерском учете. Соответственно, на физических лиц, ведущих деятельность по бухгалтерскому учету, не распространяется и требование п. 1 ст. 4 Закона об аудите о наличии квалификационного сертификата, а Закон о бухгалтерском учете аналогичных требований не содержит. Не содержится требований по обязательной сертификации, аттестации лиц, осуществляющих ведение бухгалтерского учета, и в каких-либо иных нормативных актах.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бухгалтерский и налоговый учет лицензий

Т.В. Самокиша, эксперт «ФБК-Право», Н.Р. Герасимова, менеджер «ФБК-Право», Н.Д. Рябова, менеджер «ФБК-Право»

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) с 3 ноября 2011 г. все лицензии являются бессрочными. Ранее стоимость таких лицензий контролирующие органы рекомендовали учитывать в составе расходов будущих периодов в течение срока их действия. После вступления в силу названного Закона возникли вопросы по учету как вновь полученных бессрочных лицензий, так и лицензий, приобретенных ранее, стоимость которых не учтена в расходах полностью. Кроме того, существует неясность по учету затрат на лицензию для определенного вида деятельности, если Законом № 99-ФЗ лицензирование такого вида деятельности отменено. Рассмотрим данные вопросы.

Налоговый учет лицензий

Расходы по вновь приобретенным лицензиям

На основании подп. 6 ст. 4 Закона № 99-ФЗ одним из принципов осуществления лицензирования является недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Как следует из ст. 10 указанного Закона, государственная пошлина в законодательно установленных размерах и порядке уплачивается за предоставление лицензии, ее переоформление, выдачу дубликата лицензии. Из статьи 33316 Налогового кодекса РФ следует, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 33317 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса, относятся к прочим расходам. Из пункта 7 ст. 264 НК РФ следует, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Таким образом, плата за получение лицензии должна учитываться в составе прочих расходов единовременно.

Данной позиции придерживаются Минфин России и арбитражные суды, которые считают, что:

  • положение п. 1 ст. 272 НК РФ о распределении расходов между периодами может применяться только к расходам, возникающим в рамках гражданско-правовых договоров, а в отношении иных расходов (к примеру, вытекающих из норм закона) п. 1 ст. 272 НК РФ не применяется. Поэтому нет необходимости распределять стоимость лицензии на все периоды ее действия (письмо Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-05/132);
  • государственная пошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ), поэтому ее сумму надо признать в расходах в момент начисления (письмо Минфина России от 30 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/399; Постановления ФАС Московского округа от 12 августа 2009 г. № КА-А40/7313-09, ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2006 г. по делу № А28-3289/2006-109/21).
Читайте так же:  Налог на прибыль проценты по долговым обязательствам

Существует мнение, что в случае невозможности определения конкретного срока использования полученной лицензии период признания расходов на получение лицензии необходимо установить самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом должен соблюдаться принцип равномерности признания доходов и расходов.

Однако, на наш взгляд, распределение исходя из предполагаемого срока использования лицензии не имеет под собой правовых оснований и затрудняет учет.

Расходы по лицензиям, приобретенным до 3 ноября 2011 г.

В некоторых разъяснениях Минфин России рекомендовал сумму государственной пошлины за выдачу лицензии списывать равномерно в течение срока действия самой лицензии (письма от 16 августа 2007 г. № 03-03-06/1/569, от 31 мая 2007 г. № 03-03-06/1/353).

Если организация следовала данным разъяснениям и учитывала расходы равномерно, то, по нашему мнению, новые нормы о бессрочном характере лицензий позволяют учесть недосписанные расходы на получение лицензии единовременно на основании того, что изменились условия лицензирования и срок действия лицензии не определен.

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 25 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/89, ФНС России от 21 января 2010 г. № 3-2-13/[email protected]

Отмена лицензирования. Если лицензирование деятельности отменено, то в налоговом учете недосписанную стоимость лицензии на дату вступления в силу нового Закона (3 ноября 2011 г.) организация вправе единовременно отнести в состав прочих расходов.

Если ранее в учетной политике организацией был предусмотрен равномерный учет расходов на приобретение лицензий, то полагаем, что в связи с вступлением нормы п. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ, согласно которой снимаются ограничения на срок действия лицензий, допустимо единовременно учесть недосписанные расходы на приобретение лицензий

Лицензирование недропользования. Особо отметим, что сказанное ранее не относится к лицензированию недропользования, поскольку нормы Закона № 99-ФЗ не распространяются на лицензии на право пользования недрами, и соответственно, на сроки действия таких лицензий.

Порядок предоставления лицензий регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-I.

Нормой п. 1 ст. 325 НК РФ установлено, что если налогоплательщик получает лицензию на право пользования недрами, то расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии) и могут быть учтены по выбору, закрепленному в учетной политике, одним из следующих способов:

  • в составе нематериальных активов, амортизация по которым начисляется в порядке, установленном статьями 256—2592 НК РФ;
  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

Таким образом, учет лицензий на право пользования недрами у организаций в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ не изменился.

Бухгалтерский учет лицензий

Государственная пошлина, уплаченная за предоставление лицензии на производство, признается расходом по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 ).

До 2011 г. в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее — ПВБУ) затраты на приобретение лицензии, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и включались в расходы по обычным видам деятельности в порядке, устанавливаемом организацией, в течение срока действия полученной лицензии.

Приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3» в указанную норму внесены изменения.

На основании п. 65 ПВБУ в новой редакции затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Отметим, что внесенные поправки не отменяют категорию «расходы будущих периодов». Согласно п. 32 ПВБУ при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется данным Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Расходы будущих периодов прямо предусмотрены следующими положениями по бухгалтерскому учету:

ПБУ 2/2008 , где сказано, что расходы, понесенные в связи с предстоящими по договору работами, учитываются как расходы будущих периодов (п. 16);

ПБУ 14/2007 , которым установлено, что фиксированный разовый платеж за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации отражается в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежит списанию в течение срока действия договора (п. 39);

ПБУ 15/2008 , которое допускает возможность равномерного учета дополнительных расходов по займам и кредитам (п. 8), начисленных процентов на вексельную сумму (п. 15) и начисленных процентов и (или) дисконта по облигациям (п. 16).

Также Планом счетов по-прежнему предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов». Соответственно в указанных случаях расходы отражаются на счете 97 как расходы будущих периодов.

В остальных случаях затраты, ранее признававшиеся в бухгалтерском учете расходами будущих периодов, должны быть переквалифицированы по одному из следующих вариантов:

  • единовременно как текущие расходы на счетах учета затрат;
  • как дебиторская задолженность в виде выданных авансов;
  • как активы (основные средства, нематериальные активы, незавершенное производство и др.).

В отношении квалификации расходов в качестве активов необходимо отметить следующее.

Как уже отмечалось, на основании п. 65 ПВБУ затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

В отношении квалификации активов в бухгалтерском учете возможны два варианта:

1) актив признается в бухгалтерском учете, только если он соответствует условиям признания конкретного актива, установленным конкретным нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету;

2) актив признается в бухгалтерском учете как в случаях, если он соответствует условиям признания конкретного актива, установленным конкретным нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету, так и в случаях, если он соответствует общему определению актива.

Налогоплательщик, который следует первому толкованию, должен учитывать расходы на получение лицензий в составе текущих расходов, так как отсутствуют конкретные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, предусматривающие учет данных расходов в качестве активов.

Если же следовать второму варианту, расходы на получение лицензий должны быть протестированы на предмет соответствия условиям признания актива.

На применение второго варианта также указывает начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России И. Сухарев в своих неофициальных разъяснениях.

Обратите внимание: механизм распределения затрат между отчетными периодами предусмотрен также ПБУ 10/99, согласно п. 19 которого расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

Механизм распределения затрат между отчетными периодами нашел свое отражение в п. 9 ПБУ 10/99: для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

На наш взгляд, положения ПБУ 10/99 следует рассматривать в совокупности с п. 65 ПВБУ, т.е. толковать их следующим образом: распределение расходов во времени происходит в случае их признания в виде актива .

Определение «актива» дано в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее — Концепция).

Так, согласно п. 7.2 Концепции активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

В соответствии с п. 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения их к активам (п. 7.2.2 Концепции).

Напомним, что организации могут получить лицензии:

  • на право пользования недрами;
  • на осуществление определенных видов деятельности.

Рассмотрим лицензии на право пользования недрами на предмет их соответствия активам.

Как указано выше, нормы Закона № 99-ФЗ на лицензии на право пользования недрами не распространяются. Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» такая лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Положения ст. 171 Закона о недрах допускают возможность передачи прав пользования участком недр, в том числе гражданско-правовым способом, имеющим в своей основе возмездный характер. В частности, права пользования участком недр могут быть переданы за плату (т.е. проданы), переданы в качестве вклада в уставный капитал организации или в качестве вклада в имущество фирмы.

Иными словами, в данном случае экономические выгоды могут быть получены в будущем. Кроме того, критерием признания актива также является контроль организации над ним.

Определение контроля над объектом дано в подп. «б» п. 3 ПБУ 14/2007: это ограничение доступа иных лиц к экономическим выгодам, которые способен приносить объект в будущем.

Следовательно, к активам можно отнести лишь те лицензии, которые удостоверяют права, представляющие интерес не только для конкретной организации, но и для других лиц. К данным правам относятся те, которые можно получить только путем отчуждения у их обладателя.

Такие права, в частности, удостоверяют лицензии на право пользования недрами. Учитывая срок действия в балансе, они подлежат отражению в составе внеоборотных активов.

Таким образом, лицензии на право пользования недрами соответствуют критериям признания актива.

Что касается соответствия лицензий, позволяющих осуществлять отдельные виды деятельности, понятию актива, то, с одной стороны, можно говорить о том, что они приносят экономические выгоды в будущем тем, что позволяют осуществлять соответствующую деятельность: выпуск и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Читайте так же:  С 1 сентября какая минимальная пенсия

С другой стороны, полагаем, что лицензия не приносит экономические выгоды в будущем в том смысле, который заложен в Концепции. Лицензия непосредственно не используется в процессе производства продукции, работ, услуг, т.е. с ее помощью не осуществляется производство. Также лицензию нельзя продать, обменять.

Если после получения лицензии организация перестанет заниматься или вообще не будет заниматься соответствующим видом деятельности, то уплаченные денежные средства ей возвращены не будут.

В связи с этим считаем, что, если следовать буквальному толкованию определения «будущие экономические выгоды», ряд лицензий на осуществление определенных видов деятельности нельзя считать соответствующими признакам актива.

Кроме того, если исходить из такого критерия актива, как контроль организации над ним, то необходимо отметить, что в отношении лицензий на право ведения определенной деятельности отсутствует возможность получения иными лицами доступа к такому контролю.

Подобного рода лицензия выдается лицензирующим органом при соблюдении получателем необходимых лицензионных требований и условий. Лицензия, выданная организации, не представляет интереса для других лиц. В случае необходимости иные лица могут получить такую же лицензию, обратившись в лицензирующий орган, при этом какого-либо отчуждения лицензии фирмы не происходит.

Таким образом, все лицензии, за исключением лицензий на право пользования недрами, не соответствуют ни одному из критериев признания актива, следовательно, в бухгалтерском учете расходы на них могут учитываться единовременно в периоде совершения.

Кроме того, с учетом изменений, связанных с отменой срока действия лицензий на отдельные виды деятельности, считаем, что равномерный учет таких затрат не имеет смысла, поскольку отсутствует срок действия, в течение которого лицензию можно было бы списывать в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ).

Теперь стоимость лицензии, которая будет действовать бессрочно, можно учесть в бухгалтерском учете в составе расходов текущего периода единовременно в месяце их возникновения. Отражается данная операция следующей записью:

Д 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы») — К 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» — списаны единовременно затраты на приобретение лицензии.

Изменение учетной политики

По поводу лицензий (в том числе по видам деятельности, в отношении которых лицензирование отменено), которые учитывались у организаций до вступления в силу Закона № 99-ФЗ как расходы будущих периодов, необходимо отметить следующее.

Изменения, внесенные в ПВБУ, применяются с бухгалтерской отчетности 2011 г. Значит, у организаций меняется порядок признания в бухгалтерском учете расходов, ранее учитывавшихся ими в составе расходов будущих периодов. В связи с этим налогоплательщикам необходимо скорректировать положение по учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Пунктом 14 ПБУ 1/2008 установлено, что если изменения в учетной политике вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в порядке, установленном соответствующими законами РФ или нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Приказом Минфина России № 186н, внесшим поправки в ПВБУ, не установлены переходные положения. Если переходный порядок не установлен, то согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменений учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности путем корректировки показателей отчетности ретроспективным методом, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Ретроспективный метод отражения последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (п. 15 ПБУ 1/2008).

Применение ретроспективного метода направлено на решение одной из задач бухгалтерского учета — обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной информацией об имущественном положении организации, ее доходах и расходах (ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Согласно п. 6 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать не только достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, но и отражать изменения в ее финансовом положении.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку (п. 10 ПБУ 4/99).

В рассматриваемой ситуации организации будут корректировать учетные политики для целей бухгалтерского учета в связи с изменениями, внесенными в ПВБУ, а значит, будет меняться способ отражения в бухгалтерском учете расходов, признававшихся до 2011 г. в качестве расходов будущих периодов (за исключением фиксированных платежей за предоставленные права пользования результатами интеллектуальной деятельности).

Если ранее организации списывали затраты, отнесенные к расходам будущих периодов, равномерно в течение срока, установленного по видам расходов, то изменение способа отражения в бухгалтерском учете таких расходов способно оказать существенное влияние на финансовые результаты деятельности организации за отчетный период (2011 г.). Следовательно, нарушится принцип сопоставимости показателей бухгалтерской отчетности за 2011 г. и за предыдущие периоды. При этом фирма может достоверно оценить величину изменений показателей бухгалтерской отчетности исходя из предположения, что новый способ признания затрат, ранее отнесенных к расходам будущих периодов, применялся и в предыдущие периоды.

В анализируемой ситуации при применении ретроспективного метода остаток расходов будущих периодов подлежит учету в составе текущих расходов, в связи с чем в части текущих затрат сумма расходов будущих периодов списывается на остаток нераспределенной прибыли (непокрытого убытка):

Д 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — К 97 — единовременно списана оставшаяся стоимость лицензии на 1 января 2011 г.

Ретроспективный метод предполагает корректировку входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности исходя из того, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ввиду того что в настоящее время вопрос о порядке учета расходов в качестве активов является дискуссионным, организациям рекомендуется закрепить в учетной политике конкретный вариант учета «бывших» расходов будущих периодов.

Если организация решит не производить предложенную реклассификацию активов в связи с изменениями, внесенными в ПВБУ, то данные расходы можно продолжать списывать в качестве расходов будущих периодов.

Соответственно на дату вступления в силу положений Закона № 99-ФЗ о бессрочном характере лицензий у организаций будут остатки в части несписанных сумм.

После того как на основании положений Закона № 99-ФЗ лицензии стали бессрочными, организациям необходимо определиться с порядком учета расходов на лицензии.

Вариант 1. Если организация может определить срок, в течение которого лицензии будут приносить экономические выгоды в будущем (исходя из предполагаемого срока использования лицензий в деятельности), лицензии продолжают учитываться в составе расходов будущих периодов в течение установленного срока.

В этом случае определяется остаточная стоимость лицензий на 1 ноября 2011 г. и, исходя из установленного срока полезного использования, ежемесячная сумма, списываемая в текущие расходы.

Вариант 2. Если фирма не может достаточно достоверно определить срок, в течение которого лицензии будут приносить экономические выгоды в будущем (исходя из предполагаемого срока использования лицензий в деятельности), лицензии списываются в состав расходов единовременно.

В этом случае на дату вступления в силу положений о бессрочном характере лицензий (3 ноября 2011 г.) «остаточная» стоимость таких лицензий, которая числится на счете 97, может быть полностью учтена в составе расходов по обычным видам деятельности текущего периода (п. 5 ПБУ 10/99). При этом делается следующая бухгалтерская запись:

Д 26 — К 97 — единовременно списана оставшаяся стоимость лицензии на 3 ноября 2011 г.

При применении данного варианта не возникают разницы, поименованные в ПБУ 18/02 .

Списание стоимости лицензий, по которым отменено лицензирование

Поскольку точно известно, что расходы по таким лицензиям не будут использованы в основной деятельности, считаем, что на дату вступления в силу Закона № 99-ФЗ (3 ноября 2011 г.) часть суммы лицензии, которая не была учтена в расходах, следует отнести в состав прочих расходов единовременно. Соответственно будет сделана бухгалтерская запись:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — К 97 — единовременно списана оставшаяся стоимость лицензии.

Обратите внимание: корректировка порядка учета стоимости лицензий в рассматриваемых случаях, по нашему мнению, может признаваться изменением оценочного значения в соответствии с ПБУ 21/2008 .

Так, согласно п. 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, которая обусловлена появлением новой информации и которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

В рассматриваемой ситуации корректируется сумма актива , списываемая в расходы. При этом корректировка обусловливается новой информацией, которой является вступление в силу Закона № 99-ФЗ, в частности его положений о бессрочном характере лицензий либо об отмене лицензий по некоторым видам деятельности.

Изменения оценочных значений (за исключением оценочных значений, непосредственно влияющих на величину капитала организации) подлежат признанию перспективно и отражаются в том периоде, в котором произошло изменение, или также в будущих периодах в зависимости от того, на отчетность каких периодов изменения имеют влияние (п. 4 ПБУ 21/2008).

Порядок учета стоимости лицензий указан выше.

Согласно п. 6 ПБУ 21/2008 в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрыть информацию об изменении оценочного значения в отношении лицензий, а именно отразить содержание изменения:

  • повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
  • которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды.

20 июня 2012 года. Материал был опубликован в ежемесячном электронном издании «Финансовые и бухгалтерские консультации» , июнь

Похожие записи:

  • Отчетность парков Отчетность парков Управление и эксплуатация Жилого Комплекса "Северный парк" Пароль для доступа можно получить у Управляющего ЖК Для того, чтобы быстро и просто получать квитанции, узнавать баланс по лицевым счетам и оплачивать on-line […]
  • Штраф за пп 86 пдд 17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой […]
  • Перекрытия гражданских зданий требования виды Перекрытия (виды, конструкции и назначение) Перекрытиями называются горизонтальные элементы здания, разделяющее внутреннее его пространство на этажи и воспринимающие статические и динамические нагрузки от людей и оборудования. Перекрытия должны […]
  • Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в строительстве Приказ на назначение самого себя ответственным за пожарную безопасность Образец приказа о назначении ответственных за техническое состояние пожарной безопасности Декларирование Если в пользовании организации находятся производственные и […]
  • Приказ 570 2019 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 570 Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ от 31 августа 2007 г. N 570 ОБ […]
  • Приказ 607 мвд Приказ МВД России от 19.06.2012 N 608 (ред. от 14.08.2018) О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 июня 2012 г. N 608 О НЕКОТОРЫХ […]