Выступления адвоката в защиту обвиняемого согласно процессу древней греции

§ 2. Особенности становления древнегреческой адвокатуры

Первым шагом к образованию государства на Аттике стали реформы легендарного греческого героя и мудреца Тесея (VII в. до н. э.), который объединил четыре наибольших племен (фили) Аттики в один народ с центром в Афинах, где была сосредоточена вся общественная, государственная, в том читсле и юридическая, деятельность. Суд в Греции вершили либо сам царь, либо старцы знатного происхождения. В судебном процессе преобладали принципы устности, гласности и состязательности. Тяжущиеся являлись на суд лично и сами защищали свои права. Но с развитием юридической жизни появилась и адвокатура. Процесс ее возникновения можно довольно подробно проследить в истории Афин, поскольку другие греческие государства находились несравненно ниже Аттики в культурном отношении и не оставили никаких памятников относительно адвокатуры. Еще Цицерон говорил, что ораторское искусство развилось исключительно в Афинах и он не знает ни одного греческого оратора, который бы происходил из другого государства. Даже соперница Аттики — Спарта вследствие своей военной организации не могла дать простора для развития общественной жизни и искусств. Только в Афинах были все условия, необходимые для появления адвокатуры: демократическое устройство республики, развитая общественная жизнь, процветание ора- 18

торского искусства, устность и публичность производства перед судом, состоявшим из народа, и, наконец, господство состязательного принципа как в гражданском, так и в уголовном процессе. При таких условиях должна была очень рано проявиться потребность в судебной защите для лиц, которые не обладали юридическими знаниями и красноречием. Особенно важное значение в жизни Греции имело красноречие.
В середине V в. до н.э. в Греции возникает так называемая софистика (от греч. — умение хитроумно спорить). Старогреческое слово «софист» вначале означало мудреца, художника, изобретателя, но с V в. до н. э. софистами стали называть учителей философии, в программу которых входило искусство спорить (эвристика). Софисты спекулировали на хитрости, непрочности явлений бытия и неуверенности человеческого мнения, подтасовывая выводы. Софисты, как правило, выдавали черное за белое, когда это им было выгодно, но тем не менее именно они стали основателями риторики. Далее от скромного описания правил стилистики и грамматики софисты перешли к составлению политических и судебных речей.
Поскольку судьями являлись обыкновенные граждане, мало понимавшие в юриспруденции, то не удивительно, что главное их внимание было обращено на красноречие тяжущихся, и что плохо говорить значило почти наверное проиграть дело. Тот, кто плохо говорил, — проигрывал спор. Появились логографы и диктографы, которые занимались написанием судебных речей. Истцы и ответчики просто заучивали написанные им речи. На первичном этапе это были преимущественно апологии, т. е. речи в собственную защиту, поскольку адвокатов в тот период в Греции еще не было. Основной их недостаток — неуклюжесть, неповоротливость лица, заучившего судебную речь и не могущего по ходу судебного процесса перестроиться на реплики, ответы, вопросы и др. Следует отметить, что логографы были знатоками юриспруденции и стали основателями судебного красноречия на Сицилии в V-VI вв. до н. э. Они не стремились к истине, а просто пытались отработать полученные от клиента деньги. В этой связи софистика приобрела негативное значение. Логография не могла заменить реальную правозащиту.
Первым профессиональным логографом считается Антифон (V в. до н. э.), который ввел обычай брать плату за сочинение судебных речей. За ним последовал целый ряд других логографов, в числе которых были такие знаменитые ораторы, как Лизий, Исократ, Эсхин и Демосфен. Такова была первичная форма адвокатуры в Греции, которую некоторые современные авторы остроумно называют «немой адвокатурой». Тем не менее логографии не могли вполне удовлетворить потребности в судебной защите. Не говоря уже о трудности выучивать наизусть целые сочи
нения, логография годилась только для обвинительных и исковых речей и могла иметь весьма ограниченное и несовершенное применение к защитительным речам и репликам. В самом деле логограф мог заранее приготовить для тяжущихся иск или обвинение, но был ли он в состоянии возражать обвинителю или истцу, еще не зная в точности, какие доказательства приведут они на суде? Мог ли логограф предугадать с достоверностью все доводы противной стороны, чтобы опровергнуть их, прежде чем они будут высказаны? Не рисковал ли он промахнуться и направить свои возражения совсем не в ту сторону, куда следовало? Очевидно, логографии не могли заменить устных речей. Кроме того, допущения защиты, по крайней мере в уголовных делах, стала требовать простая справедливость. Дело в том, что в Афинах появился институт, напоминающий современную прокуратуру. Частному обвинителю было предоставлено право избрать себе одного или даже нескольких помощников из числа выдающихся ораторов, а в важных случаях народ или высшие правительственные учреждения и при отсутствии частных жалобщиков назначали таких официальных обвинителей, которые носили название категоров, или синегоров. Суды стали допускать со стороны обвиняемого посторонних лиц для провозглашения второй речи «девте- рологии» («синегоры»). И вот, с одной стороны, недостаточность лого- графии, а с другой — требования справедливости привели к тому, что суды стали в отдельных случаях разрешать устную защиту тяжущихся сторон посторонними лицами. Это происходило в большинстве случаев следующим образом: закон требовал, чтобы стороны являлись в суд и сами защищали свои интересы, а суды, не имея права нарушать это постановление, прибегали к обходу. Стороны по-прежнему должны были являться в суд и вести прения, но им было дозволено после произнесения первой речи просить суд, чтобы вторую речь сказал кто-нибудь из посторонних лиц. Вторая речь называлась девтерологией, а произносившие ее — синегорами, по аналогии с уголовными обвинителями. Этим способом достигалась двоякая цель: принцип личной защиты оставался в полной силе, и в то же время была допущена судебная помощь со стороны лиц, которые в деле не участвуют. Нет никакого сомнения в том, что суды не сразу допустили такой обход закона. Естественней всего предположить, что вначале к защите сторон стали допускать только лиц, связанных с ними узами кровного родства. По истечении некоторого времени эта привилегия была распространена на друзей тяжущихся, а затем и на всех посторонних лиц. Законы Солона, установившие принцип личной защиты в суде, были изданы в начале VI в. Наряду с сочинением логографий возникла устная защита, сначала в виде родственной адвокатуры, а затем — в виде договорной. Хотя логографы существовали до
последних лет греческой независимости, тем не менее некоторые факты показывают, что устная защита постепенно вытеснила «немую». Известно, что первый профессиональный логограф Антифон никогда не говорил на суде, а только писал речи для тяжущихся. Его современник Лизий, судя по его речам, выступал всего 23 раза в качестве защитника друзей и родных. Однако уже ораторы последнего периода, а именно Демосфен, Эсхин и Гиперид, наряду с сочинением речей для тяжущихся занимались и устной защитой и, притом, не только друзей, но, как мы видели, и посторонних лиц. Нет никакого сомнения в том, что логографии со временем были бы вытеснены устными речами синегоров и что единственной формой адвокатуры осталась бы устная защита. Точно так же весьма вероятно, что в силу жизненной потребности появился бы особый класс профессиональных адвокатов.
Говоря о греческой адвокатуре, следует остановиться на том уже указанном раньше обстоятельстве, что греческая адвокатура была связана более с ораторским искусством, чем с правоведением. Это объясняется разными причинами. С одной стороны, греки вообще не отличались способностью к юриспруденции, которая была у них мало развита, а с другой — будучи народом в высшей степени художественным, они ревностно предавались изучению всяких искусств и, между прочим, ораторского. Если еще принять во внимание простоту и общедоступность законодательства, устность и гласность судопроизводства перед обширной народной аудиторией, то станет вполне понятен тот факт, что все известные нам профессиональные синегоры были ораторами или, другими словами, что только ораторы, привыкшие говорить перед народом по политическим делам, исполняли обязанности адвокатов. Юридических познаний от них не требовалось. Конечно, некоторые из них были хорошо знакомы с законами, но тем не менее на первом плане стояло красноречие. Другая, еще более примечательная особенность греческой адвокатуры заключается в том, что тяжущиеся и их защитники не всегда могли говорить в суде столько, сколько им казалось нужным.

Как это ни странно, тем не менее прения сторон были ограничены по времени. Такое ограничение существовало исключительно для наиболее важных дел. Время определялось водяными часами, носившими название клепсидры. По этой-то причине все дела разделялись на «дела с водою» и «дела без воды». Для разных дел полагалось разное количество воды, смотря по большей или меньшей важности процесса. Но так как устройство клепсидры в точности неизвестно, то нет возможности определить среднюю продолжительность судебных прений. Можно только сказать, что каждой стороне предоставлялось определенное количество воды, невзирая на то, сколько ораторов выступало в ее защиту. Течение
воды приостанавливалось во время допроса свидетелей и чтения документов или законов. Несомненно, что применение клепсидры было вызвано многоречивостью ораторов, но нет сомнения и в том, что ограничение прений определенным временем было несправедливо, нецелесообразно и вредно для защиты.
Таким образом, главной особенностью греческой адвокатуры является то, что деятельность адвоката в большей степени была связана с ораторским искусством и в меньшей — с правоведением; ограничение по времени на речь в суде (чем сложнее дело, тем меньше времени для выступления). Сами ораторы зачастую конкурировали с параклетами, превознося нравственные качества своего клиента. Вообще, они не стеснялись в средствах защиты: они умоляли судей о помиловании подсудимого, приводили с собой его детей, родных и друзей, которые своими слезными просьбами должны были смягчить строгость суда, прибегали к разным театральным выходкам.
В пылу ораторского увлечения адвокат не щадил ничего: ни доброго имени своего противника, ни чести его жены и матери, ни скромности слушателей. В гражданских делах адвокаты были еще более или менее сдержанны и умеренны. Если античный принцип «самопомощи» не дозволял тяжущемуся приводить в суд своего адвоката, который бы вполне заменил его в прениях, то каким образом могло быть разрешено сторонам не являться лично, а присылать вместо себя кого-либо другого? Это было бы явной непоследовательностью, прямым нарушением основного принципа, и действительно, мы видим, что греческое право допускало судебное представительство только в виде исключения, в случаях настоятельной необходимости. Известны два вида представительства: законное (или необходимое) и смешанное. Поскольку право искать и отвечать на суде принадлежало только лицам право- и дееспособным, а женщины и несовершеннолетние не входили в число этих лиц, то они должны были действовать в суде с помощью своих опекунов, которыми были: отцы, мужья, старшие братья и другие родственники. Точно так же страдающих умственными или физическими недостатками заменяли их родственники. Но за сирот как лиц, не имеющих естественных опекунов, могли заступаться даже посторонние. Следовательно, первичные признаки и форма адвокатуры зарождаются в виде частноправовой деятельности.
Отмечается, что сословия адвокатов не существовало, поэтому, не может быть и речи о какой-либо организации этого института или о правилах для подготовки и принятия в число адвокатов. Существовали определенные ограничения в отношении синегоров.
Итак, особенностями развития греческой адвокатуры можно назвать такие: 1) профессия адвоката в период написания Платоном «Законов»
уже существовала; 2) Платону были известны факты бесчестных выступлений адвокатов из корыстных мотивов; 3) услуги адвокатов имели платный характер; 4) от выступления адвоката зависело достаточно много, чем можно пояснить требование смертной казни за бесчестность выступления; 5) особого сословия адвокатов в Греции не существовало; 6) ораторское искусство вытесняло необходимость правовой обоснованности в судебном выступлении греческих адвокатов.
Основные выводы Столкновение противоречивых интересов, стремление к самосохранению в условиях несовершенного законодательства в неразвитых правовых отношениях в обществе формируют у адвокатов, наряду с позитивными профессиональными приемами работы, большое количество негативных, что мы можем видеть в период Греческой и ранних стадиях Римской республики. В результате этого частная адвокатура получает внутренний моральный распад, утрату доверия, формирует класс «ремесленников от юриспруденции». Партикулярная (particular — лат. небольшая часть, неофициальный) адвокатура даже опасна для общества, вредна целям правосудия и не нужна субъектам правоотношений. Защита в Древней Греции была бесплатной, а вместо оплаты защитник вправе был ожидать другого, не денежного вознаграждения — высокого уважения и почета в обществе. Источники свидетельствуют, что первым защитником, который получил гонорар, был Антипдон. Но со временем его примеру последовали и другие. Вот так оплата работы защитника в суде стала обычным явлением. За бесчестное выступление адвоката в суде из корыстных мотивов требовали применение смертной казни.
\т/ Ключевые слова
Партикулярная адвокатура, немая адвокатура, судебное
красноречие, логографы, диктографы, синегоры, категоры,
девтерология, дела «с водой» и «без воды».

Читайте так же:  Справки медицинские оформить

\j Некоторые термины и определения
Ареопаг — это высший орган политической и судебной власти в Древних Афинах.
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением: аристократическая (Спарта) и демократическая (Афины).
Софист — в Древней Греции платный учитель философии и риторики; тот, кто использует для доказательства чего- либо софизмы, т. е. умышленно ложно сформулированные умозаключения.
Глоссатор — толкователь специальных юридических терминов.
Оратор — процессуальный помощник тяжущейся стороны, от красноречия которого многое зависело в уголовном процессе и гражданском судопроизводстве.
Параномия — противоречие в законах.
Дуализм — раздвоенность, двойственность.
Сикофант — в Древних Афинах профессиональный доносчик на службе у властей.
Линчеватъ — жестоко расправиться с виновным без следствия и суда, осуществить самосуд.
Эпоним — архонт, высшее должностное лицо в древнегреческом государстве после установления республиканского строя, которое имело судебные полномочия.
Эфеты — члены афинской судебной коллегии.
Эсхин (389 г. до н. э.) — шестой из 10 наиболее известных и значительных греческих ораторов.
Демосфен (383 г. до н. э.) — выдающийся оратор древности, один из наиболее авторитетных судебных и политических риторов.
Крылатые цитаты и любопытные высказывания
Кто способен извлекать корысть из общественных дел, способен и на обкрадывание могил.
Плутарх (46-127), древнегреческий историк

Судья, который слушает нас с удовольствием, почти уже верит нам.
Квинтилиан (35-96), римский учитель красноречия
Дело судьи — при разборе дел всегда следовать правде; дело защитника — иногда защищать правдоподобное, даже если это не вся правда.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)
Полезные оперативные тезисы для адвоката Всегда говори правду, но не каждому и не всю. Нельзя предать во имя верности чему-то, не став предателем. Кто из клиентов адвоката платит меньше всех, тот больше всех жалуется.
Контрольные вопросы, темы докладов и сообщений Создание и развитие Афинского демократического государства. Общественное и государственное устройство Спарты и его особенности. Источники права Афинского государства. Судоустройство и судопроизводство в Афинах. Ответственность адвокатов в Древней Греции.
ш Литература Адвокатура Украши: Навч. поиб.: У 2 кн. / За ред. проф. С. Я. Фурси. — К.: Видавець Фурса С. Я.: КНТ, 2007. — Кн. 1. Адвокатура Украши: Навч. поиб. / В. К. Шкарупа, О. В. Фь лонов, А. М. Титов, Ю. Я. Кшаш; За ред. В. К. Шкарупи. — К.: Знання, 2007. Iсторiя адвокатури / Шд ред. Варфоломеево! Т. В., Свя- тоцького А. Д. — К.: Либщь, 1992. Iсторiя адвокатури Укра!ни / Редкол.: В. В.Медведчук (голова) та ш. — К.: СДМ-Студю, 2002. Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. — М.: НОРМА (Издат. группа НОРМА — ИНФРА-М), 2002.
Макарчук В. С. Загальна iсторiя держави i права: Навч. поаб. — К.: Атша, 2001. Святоцький О. Д. Медведчук В. В. Адвокатура: Iсторiя i сучасшсть. — К.: 1н Юре, 1997. Синеокий О. В. Генезис древнегреческой адвокатуры. // Влада. Людина. Закон. — 2007. — № 1. — С. 64-67. Хома Н. М. Iсторiя держави та права зарубiжних кра!н: Навч. поиб. — К.: Каравела, Львiв: Новий Свгт-2000, Маг- нолiя плюс, 2003. Хряпинский П. В. Адвокатура Украины: Учеб. пособ. — Запорожье: ЗИГМУ, 2000.

Риторика в Древней Греции;

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

Возникновение риторики тесно связано с греческой цивилизацией. Термин «риторика» (rhetorike) греческого происхождения, восходит к слову rhetor, что означает «оратор».

Современному человеку сложно представить, какое значение имела для античности культура красноречия и каким почетом оно пользовалось. Чтобы оценить это исключительное значение ораторского слова в древности, следует прежде всего вспомнить, что вся культура древности в большой степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги создавались рукописные, очинения приходилось заучивать наизусть, и люди не только хранили их в памяти, но и декламировали на публике.

Красноречие играло важную роль и в общественной жизни античных государств. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые принимали участие в народном собрании. Обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

Общественную роль играли не только речи в сенате и народном собрании, но и речи торжественные и судебные. Торжественные речи на празднестве или чествовании очень часто выливались в декларацию политической программы, а судебные речи обычно использовались, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо.

Очевидно, что больше всего простора для развития красноречия предоставлял демократический строй. Афинская демократия V-IV вв. до н. э. породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла, о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям. Правда, все их речи остались незаписанными, и потомки могут о них судить лишь по великолепной речи, которую Фукидид в своей «Истории» вкладывает в уста Перикла.

Первым оратором, который стал записывать свои речи, считается Антифонт. Лисий, признанный образец простоты и изящества, стал основателем первой риторической школы. Исократ — «отец красноречия», сам почти не выступал публично, но оставил много написанных речей и воспитал множество талантливых учеников.

В обстановке подъема и расцвета политического красноречия складывалось представление демократической Греции об идеале человека. Это был образ «общественного человека», способного держать в своих руках управление государством; и искусство владения речью являлось непременной и важнейшей чертой этого образа.

Выразителями этого человеческого идеала выступили во второй половине V в. до н. э. софисты — странствующие «учителя мудрости» (от греч. sophia – «мудрость»). В основе софистики лежит учение об относительности истины и представление о человеке, как мере всех вещей. Объективной истины нет, есть только субъективные суждения о ней, поэтому можно лишь утверждать, что одно мнение убедительнее другого. Научить убедительности, научить «делать слабое мнение сильным» — так представляли свою главную задачу софисты-преподаватели. Для этого в их распоряжении были два средства: диалектика, искусство рассуждать, и риторика — искусство говорить; первая обращалась к разуму слушателей, вторая — к чувствам. Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения.

Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин – «софизм». Софизм — это доказательство по форме правильное, но по существу ложное, основанное на игре слов. В современном языке термин используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми».

Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, у тебя есть рога.

Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать.
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего — есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего.

Горгий— софист с самой громкой славой. Именно ему принадлежит речь в защиту Елены Прекрасной, жены Менелая, царя Трои. Горгием был написан один из первых учебников красноречия. Он также первый взялся обучать риторике всех желающих с тем, чтобы они умели покорять людей речью, делать их «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Горгий первым стал художественно использовать три риторические фигуры: параллелизм, антитезу и созвучие окончаний; афиняне долго помнили о том неслыханном успехе, какой имели непривычно изысканные, звучавшие как стихи, речи оратора. Горгий, несомненно, был незаурядным психологом: эффект своих речей он усиливал тем, что выступал в пурпурных одеждах.

Расцвет софистики был бурным, но недолгим. Возвысившись с подъемом афинской демократии, она закатилась вместе с нею. Первый вызов софистическому идеалу единства философии и риторики был брошен Сократом (470-399 гг. до н.э.). Сократ выступил против краеугольного положения софистов — учения об относительности истины. Для Сократа абсолютная истина существует, она божественна, выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. В то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние.

В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сложился круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе не ради развлечения, не ради практических дел, а ради обретения истины. Итак, прекрасная речь, по Сократу, — это диалог, в котором рождается истина. «Заговори, чтобы я тебя увидел», — утверждал Сократ.

Читайте так же:  Структура нод требования к ее проведению

Идеи Сократа были развиты его учеником Платоном (427-347 гг. до н.э.). Платон познакомился с Сократом в Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав Академию, Платон продолжает развивать идеи Сократа, став величайшим мастером диалога и полемики.
Жанр диалога Платон довел до совершенства. Для риторики особое значение представляют диалоги Платона «Горгий», «Федр» и «Пир». В диалоге «Горгий» представлена критика существующей риторики (т.е. риторики софистов). В знаменитом диалоге «Федр» Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:

— чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;

— сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;

— необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы).

Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств – античных, а впоследствии европейских, в том числе и российских.
В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить образование, и поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем, долгие годы их связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга («Платон мне друг, но истина дороже»). После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу, так называемый Ликей.

Аристотелю принадлежит заслуга создания научной теории риторики, которая была им изложена в трактате «Риторика», состоящем из трех частей. В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие идеи Платона об ораторском искусстве. В первой части книги Аристотель определял риторику следующим образом: «Риторика – искусство убеждать». Все речи Аристотель делил на три вида: совещательные, судебные, торжественные (эпидейктические). «Дело речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, хвалебных – хвалить или порицать», — указывал Аристотель. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия. Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству.
В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень важное место (и кардинально отличался от современного суда). Тогда обвинителем мог выступить каждый, так как не было прокуроров. Обвиняемый защищался сам, выступая перед судьями, число которых, например, в Афинах достигало 500 человек. В условиях запутанного судебного права судиться в Древних Афинах было делом нелегким. К тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе многочисленных судей. Поэтому обвиняемые прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления. Выступления заучивались наизусть и произносились в суде.
В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи. Панегирик в античном обществе — патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа; позднее — похвальное слово оратора в честь кого или чего-либо.
Во второй части «Риторики» Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части заложены основы психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей.
Третья часть «Риторики» посвящена вопросам риторического стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства.

Речь должна быть:

· правильной · благозвучной
· ясной · связной
· выразительной · уместной

Аристотель первым заговорил о необходимости использовать различные стилистические средства в зависимости от того, с какой целью произносится речь, с какой аудиторией оратор имеет дело.

В период борьбы Афин против македонского наступления на Грецию Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.) стал величайшим оратором страны. Речи Демосфена считаются вершиной аттического красноречия, преклонение перед его гением было всеобщим, его называли «законодателем слова».

Демосфен в молодости вел тяжбу с опекунами, расхитившими его наследство. Юноша сам защищал свои права, и суд вынес решение в его пользу. Окрыленный этим успехом, Демосфен решил посвятить себя политической карьере. Обличительные речи Демосфена против македонского царя Филиппа вошли в историю, получив название «филиппики». В современном языке «филиппика» – это гневная обличительная речь.

От учебных проектов к проектированию будущего

«Проектирование – не цель, а образ жизни, конечный результат в самом себе…» Дж.К.Джонс

В статье показывается применение метода проекта при подготовке исследовательских работ по истории

Согласно ФГОС второго поколения основного общего образования основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является, защита итогового индивидуального проекта. В процессе реализации проекта необходимо реализовать определенный алгоритм действий:

  • постановка проблемы,
  • поиск информации по данной проблематике,
  • работа с разнообразными источниками,
  • систематизация и анализ найденной информации,
  • оформление выводов, представление полученных результатов и определение практической значимости работы вместе с возможными перспективами дальнейшего исследования проблемы.

Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей. Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент, во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию, в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации. Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории.

В 5 классе изучается большое количество интересных тем. Это и «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим» — всё это занимательные темы и ребята с удовольствием занимаются поиском информации о каждой из них. Конечные продукты этих мини-проектов могут быть разными: — составляют кроссворды, опорные конспекты, иллюстрированные книжки: «загадки пирамиды Хеопса», «Пантеон греческих богов», «По следам легендарной Трои», — представляют описательный текст с помощью рисунка, — составляют презентации: «Семь чудес света», «В афинских школах и гимнасиях», «Театр Диониса», сообщения: «Религия древних египтян», «Законы Хаммурапи», «Достижения Древнего Китая и Древней Индии», рефераты; «Иероглифы Древнего Египта и Китая», «Клинопись в Древнем Двуречье», «Гомер — великий поэт Древней Греции», «Походы Александра Македонского». В 6 классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач, подразумевающих применение целого комплекса умений.

В качестве примера можно привести следующий мини-проект. После изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают творческое задание на дом: придумать и написать свою «Историю рыцаря», придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения. Все это оформить в виде стилизованного под древний манускрипт документа, сопроводить собственными иллюстрациями.

В 7-8 классах возможно использование такой формы работы как сравнительный анализ различных источников по одной теме. Такими источниками могут выступать как документальные источники, так и нарративные. В качестве примера можно привести следующий проект: «Рабовладение в США в 19 веке и крепостная система в Российской империи: сравнение на основе произведений художественной литературы (роман Г.БичерСтоун «Хижина дяди Тома» и «Записок охотника» И.В.Тургенева»). Сравнительный анализ участники проекта осуществляют по предлагаемому плану, который может творчески ими редактироваться и изменяться. План в себя включает: изучение биографии авторов, обстоятельства появления на свет их произведений, широкий исторический фон, на котором происходит действие книги, далее сравнение цивилизационных особенностей проявления института рабства в США и России, отличия в критике рабства и в отношении к нему в обществе. Данные проблемы иллюстрируются историко-литературным анализом текста произведений, развернутыми цитатами, собственными рассуждениями, иллюстрациями, возможно, собственным литературным творчеством. При работе над мини — проектами развиваются коммуникативного умения, а именно, сотрудничество в поиске и сборе информации.

Проведённый мониторинг формирования коммуникативных УУД среди учащихся 8 классов показала, что 33 % учащихся (21 человек) обладают высоким уровнем сформированности данного умения, 67% — средним уровнем (44 человека). У восьмиклассников отмечается желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); а также умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. Высокий уровень регулятивного умения составляет 20% (13 человек), средний уровень – 80% (52 человека). Блок регулятивных действий представлен действиями, обеспечивающие организацию учащимся своей проектной деятельности: целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Высокий уровень сформированности познавательных учебных действий составляет 40% (26 человек), средний уровень — 60 % (39 человек). Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Лучшие исследовательские проекты по истории представляются на гуманитарной секции школьного этапа ежегодной НПК конференции. В ходе обсуждения задаются вопросы, часто возникают дискуссии, которые выявляют основательность и глубину исследования. Компетентное жюри выдает экспертную оценку, согласно которой лучшие работы рекомендуются к представлению для участия в муниципальной и республиканских научно — практических конференциях. Интересным примером долгосрочного проекта является работа ученицы 8 класса Кристины С. В 6 классе проект ученицы был посвящён определению принципа историзма в изучении средневековой моды Западной Европы. Автор защитила свою работу в рамках Муниципальной НПК «Юность науки – 2013г.» и заняла 1 место. В 7 классе принцип историзма был рассмотрен применительно к средневековому костюму Ближнего Востока. Кристина заняла 2 место в Республиканской НПК «Кызласовские чтения – 2014г.», стала лауреатом Регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского. В 8 классе проект был посвящён сравнительной характеристике средневековой моды Западной Европы и Ближнего Востока. Ученица выступила с защитой проекта на методическом Фестивале «От новых форм оценивания к новым образовательным результатам», стала победителем на Муниципальной НПК «Юность науки – 2015г.» и Республиканской НПК «Кызласовские чтения – 2016г.».

Читайте так же:  Нотариус на закиева

За 3 учебных года 6 учеников стали и победителями и призёрами муниципальной НПК и 7 учеников — на республиканских НПК: Маша М., проект «Роль адвокатов в принятии решений судом присяжных заседателей в России» (на примере практики Ф. Н. Плевако), Дима К. проекты «Сепаратизм в современном мире», «Восстание тайпинов в Китае», Егор Х., проекты «Роль стрельцов и мушкетёров в государстве», «Феномен пиратства», Илья И., проект «Причины зарождения фашизма в Италии и нацизма в Германии», Полина Е., проекты «Вслед за Анной Ярославной — королевой Франции», «Реальная сеть или сетевая реальность».

Использование проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь к поставленной цели.

Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 02.04.2018 2018-04-02

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Шевченко Т. П. Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 216-219. — URL https://moluch.ru/archive/199/49122/ (дата обращения: 11.02.2019).

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение, а также играло большую роль в жизни общества. Искусство судебного красноречия зародилось еще в Древней Греции. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои позиции и интересы. От умения говорить публично во многом зависела политическая судьба большинства граждан. Этому учились и эти знания ценили. В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом существования Республики.

Латинское слово «оратор» означает лицо, произносящее речь перед аудиторией, а ораторское искусство — это умение произносить публичные речи не только убедительно, но и действенно. Оратор должен искусно пользоваться своей речью для оказания максимального воздействия на слушателей. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. Богатый словарный запас, точность и выразительность фраз, умение кратко и просто сформулировать свою мысль — важнейший показатель речевой культуры оратора. Средствами языка судебный оратор акцентирует внимание суда на тех или иных деталях дела, стараясь не упустить ничего из виду, вплоть до мельчайших деталей. Из всего вышесказанного следует сделать вывод: для того чтобы стать хорошим адвокатом, прежде всего нужно стать хорошим оратором, владеть навыками работы над речью, навыками общения с аудиторией, умением убеждать, произносить речь доходчиво, грамотно, эмоционально и со знанием дела.

Талант адвоката как оратора проявляется во время его выступления в суде, в так называемых судебных прениях. Судебные прения — самый ответственный момент всей работы адвоката, поскольку судьба его подзащитного будет зависеть не только от собранных доказательств по делу, но и от того, как он сможет преподнести эти доказательства, чтобы содействовать формированию у суда убеждения, благоприятного для подзащитного. Речь, произносимая адвокатом во время судебных прений, называется защитительной. За время своего существования, адвокатская практика выработала определённые требования, которым должна соответствовать судебная речь защитника, хотя в каждом отдельном случае содержание защитительной речи определяется конкретными задачами защиты по делу. Ещё во времена Древней Греции античные ораторы делили речь на вступительную, главную и заключительную части. Удачное вступление всегда определяло значительную долю успеха адвоката, потому что оно знакомит с темой выступления и подготавливает аудиторию к восприятию фактов по делу, порой малоинтересных, но очень важных. И именно от вступления будет зависеть понимание данных фактов и их оценка. Прежде всего, речь адвоката должна быть сдержанной и опираться на здравый смысл. Несдержанность и горячность могут вызвать только раздражение, и даже верные доводы будут плохо восприниматься. Следующий пункт, на который надо обратить особое внимание — это логика. Доводы, изложенные в логической последовательности, лучше усваиваются слушателями. Также в речи следует избегать сложных оборотов, непонятных фраз и риторики. Не следует спешить аргументировать свои выводы, их нужно просто высказать и пусть над ними думает обвинение. Необходимо просто и толково изложить все обстоятельства по делу. Неотъемлемой частью в речи являются примеры, но ни в коем случае нельзя ими злоупотреблять. Приводить примеры лучше всего из судебной практики Пленумов Верховного суда, так как сравнения, подкреплённые фактической стороной дела, приносят определённые плоды. Человеческий ум склонен подчиняться сравнению. Никогда нельзя пренебрегать мелкими фактами, они всегда бесспорны и их наличие создаёт полную и объективную картину по делу и не вызывает сомнения.

Далее в своей речи адвокат проводит анализ доказательств по данному делу. Доказательствами по делу, в соответствии с законом, являются любые фактические данные, собранные в ходе следствия. Они указывают на наличие или отсутствие общественно опасного деяния и складываются из показаний свидетелей, показаний самого обвиняемого, заключений экспертов и т. д. Анализируется и оценивается каждое доказательство в отдельности, с учётом особенностей данного дела, а затем они рассматриваются в совокупности, устанавливается их взаимная связь или её отсутствие. Показания же потерпевшего удостаиваются особой оценки. Есть категория дел, в которых защитник бывает, вынужден касаться в своей речи морального облика потерпевшего или свидетеля, в таких случаях тактичность и сдержанность в оценках. Что же касается личности подзащитного, то здесь, после оценки всех собранных доказательств, адвокат должен постараться с максимальной объективностью показать его лучшие стороны. Раскрыть его внутренний мир, переживания, проникнуть в его психологию, объяснить поступки. В своём желании помочь своему подзащитному, адвокат должен быть абсолютно искренним. Если человек признаётся в содеянном, необходимо подчеркнуть факт раскаяния. Любому, даже малопривлекательному для защиты делу можно и даже нужно найти объяснение. Оно должно быть понятным, простым и убедительным. После всего подводится итог. Здесь адвокат обращается к суду с просьбой оправдать или назначить условное наказание подсудимому, это будет зависеть от позиции защитника по делу. Адвокат не высказывает своё личное мнение, а опирается на показания свидетелей, заключение экспертов, оценку вещественных доказательств. Он не подчеркивает слабость обвинения, а обращает внимание на сильные позиции защиты. И ещё один важный момент — свою позицию по делу нужно повторять многократно, но в разных вариациях.

Не стоит забывать о том, что время для выступления должно быть ограничено тем временем, которое необходимо для всего изложения того, что адвокат, тщательно взвесив, хотел сказать. Поэтому речь должна быть ясной, последовательной и лаконичной.

Умение говорить красиво — талант и дан он не каждому. Поэтому готовиться к выступлению надо тщательно и продуманно. Подготовка судебной речи — дело творческое. Для этого необходимо овладеть логикой изложения и рассуждения, ораторскими приемами, методами убеждения, методикой подготовки и произнесения воздействующей убедительной речи. Всему этому учит риторика — путь от мысли к слову, наука о многообразных способах убеждения аудитории с помощью речевого воздействия. Это особенно важно в настоящее время, когда в соответствии с судебными реформами ощущается необходимость образного, яркого судоговорения. В наши дни, когда в судебных прениях ежедневно произносятся однообразные, трафаретные, скучные, не всегда убедительные речи, особенно актуальны стали слова, высказанные когда-то Н. П. Карабчевским: «От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность». Современные юристы поднимают вопрос о том, чтобы в суд вернулось «настоящее судебное ораторское искусство, в котором налицо и разумное содержание, и привлекательная изящная форма, когда полезное содержание подается, не только убедительно, но и вызывает восхищение».

  1. Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста / Н. Н. Ивакина. — М., 2010.
  2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — 568с.
  3. Язык и стиль судебных документов. Практические рекомендации по оформлению судебных актов / сост. е. П. Попова, Ю. С. Фадеева, Т. Н. Цыплакова. — СПб., 2003.
  4. Каверин, Б. И. Ораторское искусство: учеб. пособие для вузов / Б. И. Каверин, И. В. Демидов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 255 с.
  5. Риторика: учеб. пособие для вузов / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — 3-изд. — М.: Дашков и К, 2008. — 572 с.
  6. Фомин, Михаил Анатольевич. Защитник в судебных прениях: речи адвоката / М. А. Фомин. — М.: Юрлитинформ, 2009. — 432 с.

Похожие записи:

  • Федеральный закон от 2 декабря 1990г No 395-1 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности” Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава II. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ […]
  • Константинопольский договор с турцией Константинопольский договор с турцией Константинопольский мирный договор России с Турцией 1700 г. Был подписан 13 июля 1700 г. в развитие договора о перемирии, заключенного между двумя странами на Карловицком конгрессе. Главой русского посольства […]
  • Приказ министра обороны о денежном довольствии 2012 Приказ Министра обороны РФ от 6 мая 2012 г. N 1100 "О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном […]
  • Договор купли продажи квартиры на несовершеннолетнего образец Формы и образцы нотариальных документов Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Тридцатого марта две тысячи четвертого года Мы, гр. Шепилова Екатерина Ивановна, 17.01.1958 года рождения, проживающая в г. Екатеринбурге, по ул. […]
  • Герои меча и магии 5 лицензия торрент Герои меча и магии 7 / Might and Magic Heroes VII: Deluxe Edition (2015) PC | Лицензия Год выпуска: 29 сентября 2015 г. Жанр: Strategy (Turn-based), 3D Разработчик: Limbic Entertainment Издатель: Ubisoft Entertainment Издатель в России: Ubisoft […]
  • Ук статья 109 часть 2 Статья 109. Причинение смерти по неосторожности 1. Причинение смерти по неосторожности — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, […]