Взыскание долгов жкх с населения

Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с ч. 14, ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается (постановление Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

Нетрудно посчитать, что при действующей ставке рефинансирования в размере 8,25% в год гражданин, имеющий долг по услугам ЖКХ в размере 10 тыс. руб., ежемесячно будет выплачивать всего 22,6 руб. пени.

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (раздел XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома — к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение — так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность (п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей (решение ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (ст. 90 ЖК РФ). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности. Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена 1 .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности. Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы (доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год).

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее — ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности. Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ 2 , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год — 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно — это не позволяет сделать процессуальное законодательство (ст. 446 ГПК РФ). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Читайте так же:  Единый центр документов договор дарения

Впрочем, законопроект депутатов фракции «Справедливая Россия» в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) 3 . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно». В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней, но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры («обратный выкуп»).

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов. За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова «не может преодолеть самостоятельно» и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Цитата

Александр Козлов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

«Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип «добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа» должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений «с долгами» и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника»

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему «Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?» показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы, отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов — к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% 4 .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года 5 .

В случае одобрения законопроекта такое правило вступит в силу с 1 января 2014 года.

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие:

  • ограничить сумму взыскания за потребленный коммунальный ресурс по показаниям общедомового прибора учета пятью процентами от размера платы по показаниям индивидуальных счетчиков 6 . По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить заинтересованность управляющих компаний в выяснении причин значительного расхождения показаний общедомовых и индивидуальных приборов и защитить интересы добросовестных плательщиков;
  • предоставить потребителям возможность участвовать в утверждении тарифов на услуги ЖКХ путем формирования советов при ФСТ России, субъектах естественных монополий и региональных энергетических комиссиях;
  • запретить взимать комиссию при оплате коммунальных услуг посредством ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк России 7 . Эта идея нашла горячую поддержку среди наших посетителей — за ее реализацию высказались 86% опрошенных, против — всего 5%, а еще 9% респондентов заявили, что уже оплачивают коммунальные услуги без комиссии. Однако, по словам Александра Козлова, нужно понимать, что если комиссию не будут брать при оплате жилищно-коммунальных услуг, она автоматически попадет в структуру тарифа и тем самым приведет к увеличению тарифа на эту составляющую. «Все-таки услуга по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги должна стать конкурентным преимуществом банков и почты. В борьбе за привлечение клиентов они должны пойти на существенное снижение размера процента, либо беспроцентный прием платежей за ЖКУ», — делает вывод эксперт.

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья, зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ 8 .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям 9 (напомним, сейчас ст. 155 ЖК РФ закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу «горячая линия» Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на «горячую линию» в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов. Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности. Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159 ЖК РФ). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России 10 .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива.

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

Новости по теме:

Документы по теме:

1 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 355582-5.
2 С полными результатами мониторинга цен на социально значимые продукты и услуги можно ознакомиться на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации
3 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 256584-6.
4 Совещание по вопросам ЖКХ (25 февраля 2013 года, г. Москва, Кремль).
5 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 308873-6.
6 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 257140-6.
7 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 320076-6.
8 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 231281-6.
9 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 173562-6.
10 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 189120-6.

Читайте так же:  Экспертные организации строительная экспертиза

Как проводится взыскание долгов по ЖКХ

С постоянным ростом стоимости на коммунальные услуги, и при этом регулярно нарастающим экономическим кризисом, многие люди потеряли возможность своевременно оплачивать тарифы ЖКХ.

При этом коммунальщики в большинстве случаев остаются непреклонными к проблемам обычных граждан, в связи с чем с течением времени каждому должнику поступает уведомление о том, что по отношению к нему инициировано взыскание долгов по ЖКХ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Именно поэтому лучше всего заранее разобраться с тем, как провозится взыскание долгов за коммунальные услуги и в каких ситуациях коммунальные службы могут прибегнуть к подобным мерам.

На сегодняшний день взыскание коммунальных долгов может осуществляться только за последние три года, так как именно этот период времени числится сроком исковой давности. Другими словами, если в 2019-м году поступили квитанции, в которых значится долг еще за 2010-й год, то в таком случае их можно абсолютно спокойно игнорировать, так как любые судебные разбирательства можно будет выиграть без каких-либо затруднений.

При этом не стоит считать, что если долги не оплачиваются на протяжении более трех лет, то в таком случае коммунальные службы в принципе не могут инициировать взыскание коммунальных платежей с зарегистрированных лиц.

Единственный нюанс, на который можно опираться в данном случае – это возможность взыскания имеющейся задолженности только за последние три года, но за остальное время уже действительно никто не сможет потребовать какой-либо компенсации.

Методы воздействия при взыскании долгов по ЖКХ

Для взыскания задолженности с владельцев различных жилых помещений большинство коммунальных предприятий предпочитает пользоваться стандартными средствами, которые во многом стали наиболее распространенными.

В первую очередь, это относится к публичному размещению списка должников, благодаря чему обеспечивается психологическое воздействие на нарушителей, но на самом деле действующая практика свидетельствует о том, что данный метод является не самым эффективным, так как большинство людей просто не хочет расставаться со своими деньгами, и не сделает это даже в случае угрозы своей репутации.

Помимо всего прочего, нередко случалось так, что в списке указывались какие-ибо фамилии людей, которые в принципе не являются должниками по коммунальным платежам, что в конечном итоге оборачивалось судебными исками и дополнительными издержками для управляющей компании.

Более популярный и во многом эффективный способ – это начисление неустойки, которая начинает накапливаться в соответствии с нормами действующего законодательства

Основываясь на сведениях, указанных в статье 155 Жилищного Кодекса, в случае игнорирования сроков оплаты коммунальных услуг пользователь должен заплатить управляющей компании дополнительную пеню, сумма которой составляет 1/300 от ставки рефинансирования, принятую Центральным Банком на текущий год. Стоит отметить, что в данном случае ставка рефинансирования указывается за тот период времени, в который существовала задолженность.

Взыскание долга по договору не представляет никаких проблем, если договор составлен корректно, с указанием прав и обязанностей сторон.

Детально о порядке обращения взыскания на заложенное имущество читайте по этой ссылке.

Нередко случаются и такие ситуации, когда в случае возникновения серьезной задолженности граждан или даже целые предприятия полностью отключали от возможности пользования коммунальными благами.

На данный момент в соответствии с действующим законодательством отключить можно практически все, включая воду, газ и свет, а помимо всего прочего, в некоторых ситуациях также предусматривается возможность установки на канализацию специализированной заглушки. Использование подобных мер по закону предусматривается только в тех случаях, если сумма задолженности составляет троекратную ежемесячную плату за квартиру в соответствии с действующими нормативами.

Должник должен заранее получить уведомление о том, что в дальнейшем его могут отключить от тех или иных коммунальных благ, а дальнейшее восстановление услуги предусматривается только в случае окончательного погашения сформировавшегося долга.

Если лицо своевременно оплачивает все предоставленные квитанции, и при этом отключается от коммунальных услуг, то в таком случае нужно обратиться к управляющей компании и подать заявление о том, чтобы возобновить предоставляемые услуги. Помимо всего прочего, за период, в который услуги не были предоставлены жильцу, должна проводиться процедура перерасчета.

В том случае, если после использования таких мер положительного результата достичь так и не получится, в дальнейшем можно будет обратиться к судебным органам или подать заявление в прокуратуру.

Несмотря на то, что такой подход сегодня вряд ли можно назвать достаточно распространенным, встречаются и такие ситуации, когда коммунальщики пытаются взыскать с населения долг с помощью специализированных коллекторских агентств. Судебная практика включает в себя огромнейшее количество случаев, при которых наличие долгов истец доказывал в полной мере, причем иск был инициирован коллекторским агентством с успешным доведением его до логического завершения.

При этом стоит отметить тот факт, что ФАС ВСО от 18.05.2012 года смог доказать, что подобная деятельность, которая практикуется коллекторскими агентствами, никоим образом не соответствует нормам, прописанным в действующей Конституции, и работа подобных агентств не имеет никакого отношения к коммунальным платежам, выплачиваемым квартиросъемщиками.

Помимо всего прочего, в соответствии со статьей 90 Жилищного Кодекса предусматривается также возможность окончательного выселения должника из помещения, но подобная возможность предусматривается только в том случае, если человек проживает в муниципальном жилье на основании ранее заключенного договора социального найма.

При этом стоит отметить, что в данной ситуации не играет никакой роли даже сумма имеющейся задолженности, и самое главное в этом случае – просрочка выплаты коммунальных платежей на протяжении более чем полугода.

Однако, если лицо имеет какие-либо уважительные причины отсутствия такой оплаты, то в таком случае суд может вынести решение в его пользу. Отдельное внимание стоит уделить также тому, что в данной ситуации можно избежать негативных последствий путем простого внесения определенной части от имеющейся задолженности, и в такой ситуации коммунальные службы уже не смогут оформить выселение даже в судебном порядке.

Если никакие из вышеперечисленных мер не могут быть исполнены или не приносят соответствующего результата, коммунальщики могут отправиться в суд, подготовив исковое заявление по месту проживания или расположения должника.

В том случае, если общая сумма иска находится в пределах 500 минимальных заработных плат, рассмотрением конфликтной ситуации будет заниматься мировой судья, в то время как в случае превышения данной суммы дело должно подаваться в районное учреждение.

Что делать при долге

Для того чтобы уже имеющаяся задолженность в дальнейшем не обернулась для вас какими-либо серьезными проблемами, стоит просто не горячиться и предпринимать только обдуманные действия.

В первую очередь, стоит обратиться в Общественную палату, занимающуюся вопросами касательно ЖКХ. Сделать это можно, позвонив туда по номеру: 8-800-700-8-800. Звонок в эту службу является абсолютно бесплатным, причем ответить каждому гражданину там могут в период времени с 9:00 до 19:00 в любой день недели без каких-либо выходных.

В случае необходимости можно сообщить этому органу о том, что управляющая компания необоснованно завышает тарифы, некорректно рассчитывает оплату услуг ЖКХ или каким-либо другим образом нарушает действующее законодательство.

Также при возникновении серьезной задолженности за коммунальные услуги лучше всего попробовать подать требование своей управляющей компании о проведении процедуры перерасчета, а также взаимной сверки расчетов по уже выплаченным коммунальным платежам.

Если действительно физическое лицо имеет определенную задолженность, в конечном итоге можно договориться с компанией, предоставляющей коммунальные услуги, о том, чтобы в дальнейшем погасить имеющийся долг постепенно, то есть оформить на него соответствующую рассрочку.

В преимущественном большинстве случаев управляющие компании охотно соглашаются на подобные уступки, так как они хотят получить имеющуюся задолженность обратно, и то, что клиент идет на поиск компромиссного решения, для них довольно неплохой знак.

Лучше всего для начала рассчитаться с компанией по начисленной неустойке, и только потом уже пытаться разбираться с основным долгом, чтобы в дальнейшем не столкнуться с какими-либо проблемами в процессе проведения перерасчета долгов.

Помимо остальных средств, те граждане, которые относятся к слабозащищенным слоям общества, то есть инвалиды, пенсионеры, сироты и другие, могут обеспечить себе возможность компенсации определенных сумм путем получения субсидий, но только в том случае, если расходы на выплату коммунальных услуг являются чрезмерными для их доходов.

Стоит отметить, что каждая отдельная сфера услуг предусматривает свои субсидии, а также устанавливает собственные условия, на которых их можно получить.

Судебный приказ о взыскании заработной платы представляет собой упрощенный вариант взыскания с работодателя задолженности по зарплате посредством обращения в судебную инстанцию.

Каким документом закрепляется намерение о взыскании денежных средств с должника, можно узнать отсюда.

Нужно ли платить госпошлину при взыскании долгов через суд, можно узнать из этой статьи.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Задолженность перед ЖКХ

Жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, подлежат своевременной оплате. В противном случае за просрочку и нежелание вносить плату по обязательствам ЖКХ наступает ответственность. Каковы её меры, о чем гласит действующее законодательство, и что делать в сложившейся ситуации – все это будет рассмотрено в статье.

Нормативная база

Закон говорит, что собственники с момента оформления права владения обязаны вносить плату за коммунальные услуги и делать это ежемесячно, в соответствии со ст. 153 ЖК РФ. Такое же обязательство закрепляется и за лицами, которые арендуют жилье на базе договора социального найма, т. е. когда квартира не приватизирована.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-23-69 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Если пришлось задолжать у коммунальных служб, верните долги ЖКХ, иначе дело примет более серьезный оборот и может дойти до суда. В соответствии с законом (ст. 155 ЖК РФ) ставка может составлять 1/300 или 1/130 показателя Центробанка.

Статистика долгов по ЖКХ

По данным министра строительства ЖКХ – ситуация по долгам за предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги постоянно меняется не в лучшую сторону. По сведениям на конец 2017 года задолженность регионов за энергетические ресурсы в данной сфере в общей величине «перевалила» за 1,34 трлн р. Свыше половины этой суммы относится именно к просроченным счетам домовладельцев. Вторая группа лиц, не вносящих платежи ЖКХ своевременно – посредники, т. е. управляющие организации.

Статистика гласит, что основная группа должников – управляющие организации, различные ЖЭУ, ЖЭК и т. д. Правительство считает, что именно с ними и их деяниями необходимо вести борьбу. В России действует такая тенденция, что порядка 603 млрд рублей – это долг недобросовестных управляющих компаний, которые берут средства у населения и не выплачивают их РСО, т. е. непосредственным поставщикам услуг. Правительство считает, что бороться с такими явлениями необходимо только комплексным методом.

Читайте так же:  Иск регрессный в страховании

Общая величина долговых обязательств населения в ЖКХ на тот же период составляет порядка 645 млрд р. В сравнении с показателями 2016 г. произошло снижение на 21%. Ответственные ведомства сообщают, что на всех граждан приходится порядка 6% полных неплательщиков КУ. Общий параметр платежной дисциплины по стране является достаточно высоким, и управляющим компаниям традиционно удается собрать 89,4% платежей. В качестве основных нарушителей выступают асоциальные категории граждан, владельцы инвестиционных квартир. Самые дисциплинированные в этом отношении – пенсионеры.

Последствия неуплаты

В таблице представлены основные последствия в зависимости от срока неуплаты услуг ЖКХ.

Со 2-го по 3-й мес.

С 3-го мес. (с 91-го дня просрочки)

Свыше 3-х мес.

Свыше 3-х мес. и при отсутствии результата от прошлых мер

· должнику сообщают о факте образовавшегося долга;

· делают предложение о внесении долга на добровольной основе на протяжении 30 дней;

· при получении отказа готовятся документы для подачи в суд, который принимает решение в пользу коммунальщиков.

Более 6 мес.

Говоря об ограничении пользования теми или иными услугами ЖКХ, стоит отметить, что отопление, подача холодной воды отключены быть не могут.

Как проверить долги по ЖКХ?

Чтобы не допускать формирования задолженности в ЖКХ, необходимо своевременно проверять состояние своих счетов и при необходимости вносить плату. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Через интернет. Пожалуй, в сложившихся реалиях, в информационном веке, этот способ является наиболее доступным и удобным. Например, вы можете действовать по адресу, фамилии, используя:
  • единый портал государственных услуг;
  • официальные ресурсы, принадлежащие управляющим компаниям;
  • территориальный расчетный центр;
  • сайты поставщиков ресурсных элементов (ЭНЕРГОСБЫТ, ГОРГАЗ);
  • банкинг в режиме онлайн.

Дополнительная информация

С помощью ряда сайтов вы сможете не только ознакомиться с нужной информацией, но и внести оплату за коммунальные услуги.

  1. Через портал государственных услуг.Он выступает в качестве масштабного проекта и способствует тому, чтобы каждый российский гражданин мог получить интересующие его сведения о долге через интернет, а также добиться погашения. Все, что требуется, пройти регистрацию и обрести в доступ обширный функционал этого ресурса. Чтобы узнать суммы и сроки долговых обязательств по ЖКХ, нужно:
  • посетить персональный кабинет;
  • выбрать раздел, связанный с электронными платежами;
  • кликнуть на пункт оплаты за ЖКХ;
  • выбрать своего поставщика;
  • указать конкретную услугу;
  • ввести данные о коде плательщика и лицевом счете.

После этого вам станет доступен весь необходимый набор сведений.

  1. Альтернативные способы. Вот еще несколько актуальных вариантов действий при необходимости получения информации о состоянии счетов по коммунальным услугам:
  • обращение к банкомату или терминалу (все, что потребуется – отыскать пункт о внесении коммунальных платежей, указать адрес, месяц, и система выдаст размер долгового обязательства);
  • действие через почтовое отделение (вам понадобится введение данных о собственной фамилии, по которой сотрудники отделения и смогут найти перечень запрашиваемых данных);
  • личное обращение по адресу УК (но способ отнимает много времени, поэтому не может считаться востребованным);
  • совершение звонка поставщику КУ;
  • обращение в банковское отделение;
  • использование ряда мобильных приложений.

Права и обязанности гражданина с долгами по ЖКХ

Гражданин, у которого образовались долги по ЖКХ, имеет следующие основные права:

Если говорить об обязанностях, можно выделить следующие моменты:

  • оплата долга и пени, начисленной по нему, в установленные сроки;
  • явка в суд для проведения разбирательства;
  • предоставление ответов на любые обращения управляющей компании и вышестоящих звеньев.

К сведению

Все эти моменты прописываются в жилищном кодексе, а также в ряде других распоряжений и постановлений.

Способы взыскания долгов по ЖКХ

Существует несколько вариантов действий коммунальщиков, способствующих взысканию долгов в рамках сферы жилищно-коммунального хозяйства.

  1. Размещение перечня должников ЖКХ на соответствующей доске объявлений или публикация в газете. Эффективность состоит в том, что должнику самому будет неприятно заполучить такую «дурную» славу, и он, вероятнее всего, погасит долг.
  2. Начисление неустоек. Согласно законодательству, определено число, до которого требуется внести плату по коммунальным услугам. Это 10-е (для каждого месяца). Т. е. с 11-го начинает «капать» пеня за образовавшийся долг.
  3. Ограничение или приостановление предоставления КУ. Это распространенная мера, которая используется в целях принуждения должников вернуть долги. Но управляющие организации в таких обстоятельствах должны действовать в соответствии с законом, постановлением №354.
  4. Передача долга коллекторам. Это еще одна жесткая мера взыскания в отношении неплательщиков. Тем не менее, это нарушает конституционные нормы (ст. 35) и не всегда является законным и целесообразным.
  5. Обращение в фискальные органы. Для этого сторонам требуется выполнить определенный перечень формальностей, в частности – удостовериться в том, что владелец квартиры перестал вносить платежи на счет ЖКХ.
  6. Выселение. Это – крайняя мера «наказания». Управляющие компании при своих действиях опираются на ст. 90 ЖК РФ и действуют строго в соответствии с нормами действующего законодательства.

Права и обязанности правоохранительных органов

В дело по долгам в ЖКХ могут вовлекаться правоохранительные органы, их права заключаются в следующем:

  • предоставление обвинения в неоплате коммунальных услуг;
  • принятие определенных мер наказания без противоречия нормам закона;
  • принятие заявлений и прочих обращений от граждан, допустивших просрочки.

Обязанности этой стороны заключаются в следующем:

  • подробное описание обвинений в адрес неплательщиков;
  • предупреждение о последующих мерах в целях взыскания задолженности;
  • прием объяснений и доказательств невиновности.

Могут ли выселить из квартиры за долги по ЖКХ?

Выселить из квартиры за долги по ЖКХ могут. Однако на практике такие случаи встречаются редко и являются исключениями. Выселение грозит гражданам, проживающим в муниципальных квартирах, допустивших просрочку в период 6 мес. Из «своих» квартир лиц выселяют крайне редко, в случаях, когда остальные меры оказались неэффективными.

Ответственность сожителей должника

Отсутствие внесения платежа за потребленные услуги и сервисы ЖКХ в случае накопления внушительной долговой величины вынуждает управляющие организации обратить взыскание и на солидарных ответчиков. К их числу относятся члены семей неплательщиков. В рамках данной процедуры закреплено несколько базовых требований.

  1. Ответственность может наступить лишь в ситуации, когда в договоре социального найма члены семьи были указаны.
  2. Другие жильцы, не фигурирующие в заключенном соглашении, могут быть вынуждены платить лишь через суд.
  3. Если будет принято положительное решение, жильцы, проживающие в приватизированной квартире, должны вносить плату совместно.
  4. Распространение ответственности происходит исключительно на дееспособных лиц, т. е. физически и умственно ограниченные люди, а также дети, пенсионеры не могут вносить плату за услуги.
  5. Если квартира находится в долевой собственности, стоит разделить лицевые счета, чтобы с каждым из них был заключен индивидуальный договор.

В таблице представлены члены семьи и их ответственность за невнесение платы в ЖКХ собственником.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-23-69 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Родитель (мать, отец должника)

  • Отсутствует, если родители достигли официального пенсионного возраста.
  • Совместная плата за КУ, если они являются трудоспособными.

Если принимаются более серьезные меры наказания в виде ограничения поставки коммунальных услуг или выселения, члены семьи несут ответственность совместно с собственником, но их возраст и количество влияет на конечное судебное решение.

Порядок начисления пени за долги по ЖКХ

Если наступила просрочка исполнения платежа по ЖКХ свыше чем на 1 месячный период, на основную сумму долгового обязательства происходит начисление пени. Права коммунальщиков на такие меры отражены в рамках 14-й ч. 155-й ст. Жилищного кодекса Российской Федерации. Начисление этой штрафной санкции осуществляется ежемесячно, и её параметр варьирует, исходя из количества месяцев отсутствия платежа. Так, начиная со второго месячного периода, штраф равен 1\300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. За последующие месяцы – 1/130 этой же ставки.

Срок исковой давности

Срок давности по неоплаченным начислениям ЖКХ традиционно составляет 3 года. Если управляющая компания в течение этого отрезка времени так и не сможет принять меры касательно взыскания долга, подать иск в суд будет невозможно при условии, что СИД будет заявлен. Если суд уже прошел, а приставы не обнаружили у ответчика ни денег, ни имущества, то есть вероятность вынесения постановления, которым закрывается производство. С момента его вынесения у взыскателя имеется 3 года, чтобы подать исполнительный лист обратно, в противном случае взыскание долга становится невозможным.

Банкротство по долгам ЖКХ

Процедура банкротства начинается с момента, когда задолженность по КУ достигла отметки в 500 000 р., а просрочка длится не меньше 3 мес. При этом банкротство не всегда освобождает от имеющегося долга, особенно, если у банкротящегося лица есть имущество, которое будет реализовано, а вырученные средства пойдут на погашение долгов. Кроме того, нередко возникает вопрос, как поступить с долгами по ЖКУ, если банкротство уже наступило?

  1. Дождаться из суда получения письма о факте признания вас банкротом.
  2. Написать заявление в адрес директора управляющей компании в двух экземплярах.
  3. Записаться к нему на прием и отправиться, взяв с собой отксерокопированную версию решения арбитражного суда.
  4. Объяснить, на основании каких причин вы лишились возможности оплачивать долг.
  5. Попросить о подписи и выдаче указания о приостановлении процесса взыскания долга.
  6. Сделать копию этого документа.
  7. Отправиться с нею в расчетных центр.
  8. Продолжать оплату текущих услуг в кассе РЦ с сохранением всех квитанций.

К сведению

Как только произойдет завершение процедуры банкротства по долгам ЖКХ, вам на руки будет вручен судебный документ, свидетельствующий о факте списания ваших обязательств перед УК.

Судебная практика по долгам ЖКХ

Традиционно споры, связанные с долгами по ЖКХ, решаются в досудебном порядке. Если дело доходит до суда, фискальный орган удовлетворяет требования взыскателя при наличии у него необходимой доказательной базы. При этом в процессе принятия решения судебные органы учитывают состав семьи должника (наличие детей, пенсионеров, лиц с ограниченными умственными, физическими возможностями). При предоставлении определенных доказательств ответчики, как показывает практика, могут избежать наказания.

Среди основных причин неоплаты коммунальных услуг можно выделить следующие:

  • ошибки, допущенные в ходе проведения перерасчетов;
  • случайное невнесение средств на лицевой счет управляющей компании (когда домовладелец оплачивает КУ одним платежом раз в несколько месяцев, есть вероятность возникновения погрешностей, в ходе чего на счет поступает недостаточная сумма);
  • низкий уровень доходов населения, не позволяющий полноценно оплачивать КУ.

Дополнительная информация

Как показывает практика, россияне перестают платить по коммунальным услугам полностью или частично все больше и больше.

Похожие записи:

  • Приказ 354н от 06062019 г Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2013 г. N 354н "О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2013 г. N 354н"О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий" В […]
  • Хирургия пособие Бояринцев Н.И., Ташкинов Н.В. Хирургические болезни. В 2 частях. [Текст]: Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов 5 курса педиатрического факультета / Бояринцев Н.И., Ташкинов Н.В. - Хабаровск: […]
  • Заявление на увольнение после отпуска по уходу за ребенком Увольнение после выхода с отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет Сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам с 05.09.2011 по 22.01.2012г. Далее она уходит в отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. Скорее всего ближе к выходу будет писать […]
  • Приказ 503 21122011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая […]
  • Налог авто в казахстане Налоги на автомобили в Казахстане: пересчитывайте на тенге… Огромная территория Казахстана обусловливает широкое использование автомобильного транспорта. Поэтому налоги на автомобили в Казахстане является одной из неотъемлемых составляющих […]
  • Как оплатить штраф гибдд омск Как узнать есть ли на мне штрафы ГИБДД и где их оплатить? Создана: 09 Августа 2011 Втр 18:50:21 . Раздел: "АВТО" Сообщений в теме: 192, просмотров: 76530 Панель управления темой #207816 Активист Проверить наличие неоплаченных штрафов […]