Заключение по делу органа опеки и попечительства

Глава 12. Права и обязанности родителей. Комментарий к статье 78 кодекса

1. К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся дела:

— о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3

— об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно

от ребенка (п.2 ст.66 СК);

— об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников

— о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона

или судебного решения (п.1 ст.68 СК);

— о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих

у себя ребенка без законных к тому оснований (п.2 ст.150 СК);

— о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами

не на основании закона или судебного решения (п.3 ст.153 СК);

— о лишении родительских прав (п.1 ст.70 СК);

— о восстановлении в родительских правах (п.2 ст.72 СК);

— об ограничении родительских прав (п.1 ст.73 СК);

— об отмене ограничения родительских прав (п.1 ст.76 СК);

— об установлении усыновления (п.1 ст.125 СК);

— об отмене усыновления (п.1 ст.140 СК).

Таков исчерпывающий перечень рассматриваемых судом споров, связанных

напрямую с воспитанием детей, участие в которых органов опеки и попечительства

обязательно, независимо от того, есть ли на этот счет указание в конкретной

правовой норме или оно отсутствует. Отсюда следует, что не обязательно участие

органов опеки и попечительства как органов, управомоченных государством на

защиту прав несовершеннолетних, в рассмотрении других споров, где так или

иначе затрагиваются интересы детей, например, об установлении отцовства, взыскании

2. Согласно ч.2 ст.42 ГПК органы государственного управления в предусмотренных

законом случаях могут быть привлечены судом к участию в процессе или вступить

в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления

возложенных на них обязанностей и для защиты прав граждан и интересов государства.

Таким образом, требования п.1 ст.78 СК и ч.2 ст.42 ГПК взаимно связаны, дополняют

друг друга, обращают внимание на ту роль, которую призваны выполнять органы

опеки и попечительства в делах подобного рода. При этом они не только защищают

права ребенка, но и представляют интересы государства. Но если ч.2 ст.42 ГПК

говорит о праве суда привлечь эти органы к участию в процессе, то ч.1 ст.78

СК обращает внимание на подобного рода обязанность суда. С другой стороны,

нет препятствий к вступлению в процесс этих органов по собственной инициативе.

Правовым основанием для вступления органов опеки и попечительства в судебный

процесс является не только ч.2 ст.42 ГПК, но и п.1 ст.78 СК, который указывает

на обязательность их участия в делах, связанных с воспитанием ребенка, независимо

от того, кем предъявлен иск в защиту его прав. СК устанавливает также право

органов опеки и попечительства на обращение в суд с иском: о лишении родительских

прав (п.1 ст.70 СК), об ограничении родительских прав (п.3 ст.73 СК), об отмене

усыновления (ст.142 CK). Органы опеки и попечительства при предъявлении таких

исков освобождаются от уплаты государственной пошлины (п.13 ст.5 Закона о

3. Основанием для привлечения органов опеки и попечительства к рассмотрению

спора, связанного с воспитанием ребенка, служит определение суда, которым

в обязанность этих органов вменяется дача заключения по делу. Если суд сочтет

необходимым ограничить представление такого заключения определенным сроком,

то он должен быть достаточным для тщательного и всестороннего исследования

всех обстоятельств дела с точки зрения интересов ребенка, а соответственно

и для представления аргументированного заключения. В случаях, когда иск предъявляется

органами опеки и попечительства, они одновременно по собственной инициативе

приобщают к исковому заявлению такое заключение. Когда же его нет, суд, принимая

исковое заявление, дает этим органам соответствующее поручение.

4. Если п.1 ст.78 СК адресован суду, то п.2 этой статьи предназначен

для органов опеки и попечительства. Никакое другое государственное или муниципальное

учреждение давать заключение по делам подобного рода не вправе. При этом следует

руководствоваться п.2 ст.121 СК, определяющим, какие исполнительные органы

являются органами опеки и попечительства. Где бы ни предъявлялся иск, на территории

какого бы суда он ни рассматривался, по делу дается только одно заключение.

Соответственно только одному органу опеки и попечительства суд поручает его

составить. Если истец, ответчик, дети проживают по разным адресам, то этим

органам предстоит собрать отовсюду все интересующие их сведения, а потом их

Составлению заключения по спору предшествует сбор материалов, позволяющих

занять определенную позицию по делу. Сюда входят объяснения (желательно письменные

либо запротоколированные) истца, ответчика, родителей и других лиц. Если ребенок

учится, то важно учесть мнение педагога, воспитателя. Нельзя игнорировать

и информацию, представляемую лицами, которым предстоит выступить в качестве

свидетелей с любой стороны. При анализе собранных материалов выясняется и

мнение ребенка, о котором спорят. В любом случае нуждаются в изучении и объективной

оценке все приводимые участниками предстоящего судебного процесса доводы с

точки зрения их соответствия интересам несовершеннолетнего. Причем всякий

раз их определение зависит от характера спора. Если он возникает по поводу

определения места жительства ребенка, чьи родители проживают порознь, приходится

сопоставлять качества родителей как воспитателей. Когда суд рассматривает

иск о лишении родительских прав, органам опеки и попечительства надлежит удостовериться

в наличии предусмотренных СК оснований для удовлетворения такого иска либо

их отсутствии. В заключении по делу об ограничении родительских прав в центре

внимания должен быть вопрос об опасности пребывания ребенка с родителями (одним

из них) и наиболее приемлемых в данной конкретной ситуации способах ее устранения.

При рассмотрении иска о возврате несовершеннолетнего лицу, имеющему право

на воспитание, прежде всего принимаются во внимание соображения относительно

целесообразности проживания ребенка с лицами, которые хотят вернуть его к

себе и т.п. Словом, всякий раз органы опеки и попечительства обследуют условия

жизни как несовершеннолетнего, так и истца, ответчика по делу, а не только

тех, кто претендует на его воспитание.

5. Под обследованием условий жизни понимается изучение всех ее сторон,

будь то материальное обеспечение, быт и жилье. Но особого внимания с учетом

специфики спора заслуживают обстоятельства, проливающие свет на условия воспитания

ребенка, качества истца, ответчика как воспитателя. Именно они, а не материальный

комфорт, хорошая квартира и т.п., предопределяют позицию органов опеки и попечительства.

Все полученные в процессе изучения данные находят свое отражение в акте

обследования, который подписывается проводившим его лицом. Если в этом же

акте дается заключение по спору, то на нем учиняет свою подпись, во-первых,

управомоченное на то должностное лицо, во-вторых, обследовавший. В таких случаях

их подпись на акте-заключении удостоверяется печатью органов опеки и попечительства.

Но суду можно представить одновременно два документа: акт обследования и заключение.

Обязательными атрибутами последнего будет подпись должностного лица, удостоверенная

печатью. Порядок составления и утверждения акта, заключения по делам, связанным

с воспитанием детей, в разных регионах может быть разным в зависимости от

правил, содержащихся в положении, уставе, определяющем компетенцию, порядок

деятельности органов опеки и попечительства.

6. Заключение органов опеки и попечительства относится к числу доказательств

по делу и оценивается судом наравне с другими доказательствами. Однако, если

суд сочтет его неубедительным, не согласится с выводами этих органов, он должен

Заключение органа опеки и попечительства

Органы попечительства вправе самостоятельно выступать в защиту прав детей, подавая исковые заявления в суд. Семейный кодекс предусматривает несколько видов таких исков:

  • об ограничении прав на ребенка;
  • о лишении этих прав;
  • об отмене факта усыновления.

Перечень вопросов, решаемых судом в отношении несовершеннолетних детей, при рассмотрении которых могут участвовать органы опеки, довольно велик.
Сюда относят споры:

  • о том с кем станет жить ребенок, при разводе родителей,
  • по поводу родительских прав родителя, имеющего отличное от ребенка место жительства;
  • о возможности беспрепятственного общения с ребенком;
  • о возвращении родителям удерживаемого незаконно ребенка;
  • о возвращении его опекунам;
  • о возвращении его приемным родителям;
  • об ограничении в родительских правах;
  • о лишении прав на ребенка;
  • об отмене наложенного ранее ограничения;
  • о восстановлении в правах;
  • об усыновлении;
  • об отмене усыновления.

При рассмотрении других дел, например о назначении алиментов, участие органов опеки не обязательно, то есть по их усмотрению. Но вышеуказанный перечень судебных дел предполагает безоговорочное их вмешательство в процесс для защиты социальных, имущественных и других прав ребенка. К участию в этом случае они могут быть привлечены судом, либо проявить собственную инициативу.

Заключение органа опеки и попечительства

Выдача такого заключения входит в обязанность органов опеки и может быть ограничена по решению суда определенным сроком. Подобный документ должен быть строго аргументирован.

Подавая иск в суд о защите интересов ребенка, сотрудники опеки, как правило, приобщают к нему свое заключение. Если оно не приложено, суд дает учреждению поручение о его составлении. В нашем государстве ни какой другой орган не правомочен на выдачу подобной документации. Это право уникально.

Заключение органа опеки предоставляется в любое судебное учреждение не зависимо ни от его типа, ни от места его нахождения. Таким образом, если дети и родители проживают на разных территориях, опеке придется собрать информацию отовсюду и обобщить ее.

Содержание заключения

Заключение органа опеки и попечительства объединяет в себе следующие сведения:

  • письменные, желательно запротоколированные объяснения ответчика, истца и других лиц;
  • сведения, полученные от учителей и воспитателей, если таковые имеются;
  • информация, полученная от свидетелей, которые будут участвовать в судебном процессе.
Читайте так же:  Патент область техники

При оценке опекой общей картины происходящего в жизни ребенка, обязательно учитывается его личное мнение.

Действия, предшествующие составлению заключения

Сотрудниками учреждения опеки проводится полный анализ ситуации, и рассматриваются возможные варианты решения проблемы, которые в последующем могут быть изложены на суде. Так, при передаче ребенка опекуну должны быть исследованы условия жизни не только возможного воспитателя, но и самого совершеннолетнего, а также ответчика и истца. Обследование жизненных условий подразумевает изучение всех ее сторон, и материальных, и морально-психологических, и социальных.

Заключение, составленное опекой, играет одну из решающих ролей при вынесении судебного решения. Все полученные в результате данные заносятся в акт обследования за подписью обследующего. Если же в этом акте сразу дается заключение, его подписывает не только человек анализирующий ситуацию, но и уполномоченное на то лицо. Обязательно в этом случае должна присутствовать печать органов попечительства и опеки.

Объединение этих документов в один не является строго установленной нормой. Возможно предоставление суду двух юридически самостоятельных документов.

Участие в деле органов опеки и попечительства, прокурора

В силу п. 1 ст. 78 СК РФ при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Анализ изученных дел свидетельствует о том, что судами края требование закона об обязательном участии органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, неукоснительно выполняется.

В случае если иск предъявляется в интересах несовершеннолетнего ребенка не органом опеки и попечительства, а иным лицом, которое по закону наделено правом на предъявление иска в защиту интересов несовершеннолетнего, орган опеки и попечительства привлекается к участию в рассмотрении спора о воспитании ребенка определением суда.

Участвуя в деле, связанном с воспитанием ребенка, орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ). Производство данных действий возлагается на орган опеки и попечительства определением суда в рамках досудебной подготовки дела. И только после получения вышеуказанных документов от органов опеки и попечительства (акта обследования, заключения) дело назначается судом к разбирательству в судебном заседании.

Среди изученных дел не встречалось ни одного примера, когда спор о воспитании ребенка был рассмотрен судом в отсутствие акта обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также основанного на нем заключения органа опеки и попечительства.

Анализ дел показал, что в акте, составленном по результатам обследования условий жизни, отражаются жилищно-бытовые условия (характеристика жилого помещения, домашняя обстановка) лица, претендующего на воспитание и проживание с ним ребенка, либо самого несовершеннолетнего, а также указываются другие лица, проживающие в данном жилом помещении, сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком, место их работы, доход и образ жизни, что позволяет оценить возможность обеспечения несовершеннолетнему нормальных условий воспитания. Заключение по существу спора составляется на основании акта обследования. Как правило, заключение органа опеки и попечительства содержит мотивированные выводы по существу спора. В заключении отражаются обстоятельства, касающиеся условий жизни и воспитания ребенка, характер отношений между родителями и ребенком либо ребенком и лицами, претендующими на его воспитание, может быть указано мнение ребенка по существу спора, выясненное органом опеки и попечительства.

Суд отказал в иске прокурору о лишении П-ва родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Дмитрия, 1993 года рождения.

В тех случаях, когда заключение органа опеки и попечительства было недостаточно подробным и (или) немотивированным, суд непосредственно в судебном заседании заслушивал мнение представителя органа опеки и попечительства по существу спора, уточняя неясные вопросы и обстоятельства, на которых было основано данное заключение.

При разрешении споров суды учитывают, что в силу ст. 86 ГПК РФ заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое оценивается в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в деле. В случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора суд мотивирует принятое решение со ссылкой на иные доказательства (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Суд отказал в иске прокурору о лишении родительских прав С-ой в отношении несовершеннолетнего сына Ильи, 2006 года рождения, указав на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку ответчица занимается воспитанием ребенка, весь небольшой доход тратит на сына, создала для него нормальные условия для воспитания, ребенок ухожен, здоров. Суд не согласился с заключением органа опеки и попечительства, полагавшего целесообразным лишить С-ву родительских прав (поскольку она проживает в неблагоустроенном жилом помещении, не имеет достаточных средств для приобретения ребенку необходимых вещей и продуктов питания), и принял во внимание иные доказательства: показания свидетелей (в том числе детского врача), характеристики с места жительства и с места работы ответчицы, медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Семейный кодекс РФ предусматривает обязательное участие прокурора при рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72). Рассмотрение указанной категории дел без участия прокурора является существенным нарушением норм материального и процессуального права и является основанием для отмены решения вышестоящим судом.

Среди изученных дел не встречалось ни одного примера, когда суд рассмотрел спор без участия прокурора. Если иск подается не прокурором, а иным уполномоченным на это лицом, суд в определении о подготовке дела к судебному разбирательству указывает на привлечение прокурора к участию в деле, что является дополнительной процессуальной гарантией соблюдения прав как 3.

Библиотека адвоката Жарова

То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет

Участие представителей органа опеки и попечительства в судах

Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,

Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу

Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.

Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает. Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

Действия органа опеки после привлечения к делу

Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу. Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица». Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском. Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно. Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд. Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей). И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст. 46 ГПК РФ (как орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение по делу)

Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

Читайте так же:  Пример ходатайство в детский сад

Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.), то орган опеки и попечительства, в силу ст. 78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.

Форма заключения по иску (заявлению)

Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд. Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление. Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен. Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ). У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия. Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу. Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три. Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу. Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

Формы участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 05.10.2017 2017-10-05

Статья просмотрена: 1585 раз

Библиографическое описание:

Бривкальн С. В. Формы участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/archive/174/45821/ (дата обращения: 10.02.2019).

В силу ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации [2] (далее — СК РФ), при рассмотрении судом споров, которые связаны с воспитанием детей, вне зависимости от того, кем иск предъявлен в защиту ребенка, к участию в деле обязан быть привлечен орган опеки и попечительства.

Споры о детях включают в себя следующие категории дел.

  1. Споры о воспитании детей между родителями;
  2. Споры родителей либо лиц, их заменяющих, об отобрании детей от третьих лиц;
  3. Споры, которые связаны с лишением родительских прав (пункт 1 ст. 70 СК РФ);
  4. Споры о происхождении детей;
  5. Споры, которые связаны с установлением усыновления и с отменой усыновления (ст. 125, ст. 140 СК РФ).

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому суд вправе принять к рассмотрению любое другое дело, затрагивающее права и иные законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Однако практика показывает, что указанные выше категории дел являются наиболее распространенными.

В рамках настоящей работы мы рассмотрим только первую и вторую категории дел — споры родителей и иных лиц, которые связаны с воспитанием детей.

Особенностью данной категории дел является обязательное участие в них органа опеки и попечительства, т. к. именно на органы опеки и попечительства законодательством Российской Федерации возложены полномочия по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства (ст. 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности» [5]).

Кроме того, в связи со ст. 8 СК РФ осуществляется защита семейных прав судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, которые предусмотрены СК РФ, — государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

В связи со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ [1] (далее — ГПК РФ), вступают органы опеки и попечительства в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, которые участвуют в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты законных интересов, свобод и прав несовершеннолетних.

В случаях, которые предусмотрены федеральным законом, и в других необходимых случаях суд по своей инициативе привлечь может к участию в деле органы опеки и попечительства.

Исходя из этого, органы опеки и попечительства выполняют возложенную на них государственную функцию защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной помощи. Их роль в таких спорах — всесторонняя защита и обеспечение интересов несовершеннолетнего.

В связи со ст. 34 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4] органами опеки и попечительства являются исполнительные органы субъекта РФ. Муниципальные органы муниципальных образований (в том числе муниципальные органы поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, которые образованы в связи с настоящим ФЗ, законом субъекта РФ, наделяться могут полномочиями по опеке и попечительству. Муниципальные органы наделяются данными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств.

Анализ статистических данных (форма статистической отчетности РИК-103 «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8]) свидетельствует о том, что численность детей, в защиту которых предъявляются иски или представляются заключения в суды по вопросам защиты личных и имущественных прав детей, неуклонно растет.

В связи с пунктом 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, которые касаются воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними имеют право обратиться за разрешением данных разногласий в орган опеки и попечительства либо в суд. Исходя из этого, законодатель устанавливает возможность для родителей еще на досудебной стадии разрешить спор, связанный с воспитанием ребенка (детей). Однако эта возможность носит факультативный, необязательный характер.

Здесь уместно напомнить, что в ранее действовавшем законодательстве (Кодексе о браке и семье РСФСР) обращение родителей за разрешением спора, связанного с воспитанием ребенка (детей), в органы опеки и попечительства было обязательным досудебным этапом рассмотрения указанной категории дел.

Читайте так же:  Ногинские судебные приставы

Вступивший в силу 1 марта 1996 г. СК РФ отнес эту категорию дел к исключительной компетенции суда, без обязательного предварительного рассмотрения таких дел органом опеки и попечительства.

Важно отметить, что ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав» дополнена новеллой [3] (п. 3 указанной ст.), в соответствии с которой по требованию родителей (одного из них) в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго пункта 3 ст. 65 СК РФ, суд с обязательным участием органа попечительства и опеки имеет право определить место жительства детей на период до вступления в законную силу решения суда об определении их места жительства.

Внесение данного изменения обусловлено значительным увеличением за последнее время количества споров о месте жительства детей при раздельном проживании родителей. Наличие двух и более мест (квартиры, дома), расположенных в различных населенных пунктах Российской Федерации, а иногда и в других странах, в которых родители совместно или попеременно проживают с ребенком (детьми), отсутствие юридически оформленного брака, регистрации ребенка по месту жительства одного из родителей приводит к правовой неясности, что считать местом жительства ребенка. Для предотвращения ситуаций, связанных с перемещением, «похищением» ребенка одним из родителей в таких ситуациях, на этапе судебного рассмотрения спора, до вынесения решения по существу, установлена данная правовая норма. В п. 3 ст. 65 СК РФ также предусмотрено обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении этого вида споров. Рассмотрим содержание понятия «участие органа опеки и попечительства как гаранта соблюдения прав и законных интересов детей в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей».

Как уже говорилось выше, вне зависимости от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле привлечен должен быть орган опеки и попечительства.

Закон устанавливает две формы участия в гражданском процессе органов опеки и попечительства (ст. 46 и 47 ГПК РФ):

1) возбуждение дела;

2) вступление в начатый процесс для дачи заключения по делу.

В обоих случаях орган опеки и попечительства должен:

1) провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание;

2) представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание, должно быть произведено специалистом органа опеки и попечительства на этапе подготовки дела к судебному рассмотрению. В акте обследования должны быть отражены следующие вопросы, которые связаны с воспитанием ребенка (детей):

‒ дата (даты) обследования; кем проводилось обследование (должность, фамилия, имя, отчество);

‒ характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетнего; участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка; урегулирование свиданий и пр.);

‒ фамилии, имена, отчества, адреса детей и сторон, а также их возраст.

Далее в хронологическом порядке должны быть изложены все действия лица, которое производила обследование, и собранные им сведения:

а) сведения об истце (лице, который начал дело);

б) сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок).

в) причины, по которым считает один из родителей невозможным пребывание ребенка у другого родителя, иного;

г) сведения о ребенке: состояние здоровья, организация отдыха и обучения, результаты беседы с ребенком, иная информация;

На основании всех материалов обследования делается вывод и соответствующее мотивированное заключение. Вывод должен содержать четкую позицию органа опеки и попечительства о том, где и, соответственно, с кем должен проживать ребенок или в каком порядке должно осуществляться участие второго родителя в воспитании несовершеннолетнего (детей).

Заключение оформляется в письменном виде, на бланке соответствующего подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Наряду с представлением заключения в суд, представитель органа опеки и попечительства вправе участвовать в судебных заседаниях, давая необходимые устные объяснениях.

В связи с пунктом 3 Постановления Пленума ВС РФ [6] заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, подписано должно быть руководителем муниципального органа либо уполномоченным на указанное должностным лицом подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. Ненадлежаще оформленное заключение органа опеки и попечительства (отсутствие подписи компетентного должностного лица, соответствующей печати) может быть оспорено в суде, а в ряде случаев стать причиной отмены решения суда.

Важно указать, что заключение органа опеки и попечительства по существу спора, который связан с воспитанием детей, является только одним из доказательств по делу. Однако в случае несогласия суда с заключением органа опеки и попечительства по сути разрешаемого спора в мотивировочной части решения суда указаны должны быть мотивы такого несогласия.

Особенно остро стоит вопрос оценки заключений органов опеки и попечительства в случае раздельного проживания родителей на момент разрешения судебного спора о воспитании ребенка (детей). Отсутствие прямого указания в законе, в частности, в ст. 78 СК РФ, об обязательности получения двух заключений от органов опеки и попечительства, как по месту жительства ребенка с одним из родителей, так и по месту жительства отдельно проживающего родителя, зачастую ведет к необъективности судебного разбирательства и вынесению решения суда на основе только одного заключения, подготовленного по месту жительства родителя с ребенком. Ситуация еще более осложняется, если представленные в суд заключения органа опеки и попечительства содержат диаметрально противоположные выводы о том, что в большей степени будет соответствовать интересам ребенка. Не дает ответа на этот вопрос и указанное выше Постановление, более того, из смысла п. 3 следует, что оценке подлежит одно заключение. Позиция некоторых авторов по данному вопросу сводится к тому, что заключение должно быть одно (по месту жительства ребенка с одним из родителей, а по месту жительства второго родителя должно быть произведено только обследование, составлен акт обследования, который должен быть приобщен к материалам дела и учтен в заключении органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

По нашему мнению, необходимо полностью согласиться с авторами [6], которые высказывают мнение о необходимости законодательного закрепления обязательности получения заключений от органов опеки и попечительства по месту жительства (пребывания) как ребенка, так и родителя, проживающего отдельно от него. Это необходимо для того, чтобы суд мог всесторонне оценить все имеющиеся по делу доказательства.

Кроме участия непосредственно в судебном процессе по спорам, связанным с воспитанием детей, законодательством (ст. 79 СК РФ) также установлено требование об обязательном участии представителя органа опеки и попечительства в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием детей и с передачей их другим лицам. Это обусловлено психологическими, педагогическими трудностями, усложняющими передачу ребенка лицу, в пользу которого вынесено решение. Представитель органов опеки и попечительства должен предпринять все возможные меры для обеспечения ненасильственной передачи ребенка другому родителю (иному законному представителю), смягчить отрицательные для несовершеннолетнего стороны процедуры исполнения судебного решения.

  1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 16.
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, № 19, ст. 2715.
  4. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве» // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // «Собрание законодательства РФ», 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 7, 1998.
  7. Михеева Л. Ю. Развитие кодификации российского семейного права. С. 108–109 // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Статистические данные органов опеки и попечительства. [интернет-источник]

Похожие записи:

  • Налоговый вычет продажа квартиры 2019 Налоговый вычет при продаже квартиры Последнее обновление 2019-01-08 в 11:23 В этой статье подробно рассказано о имущественном вычете при продаже недвижимости, если Вас интересует налоговый вычет при покупки квартиры, пожалуйста, перейдите по этой […]
  • Пособия по беременности и родам в казахстане Декретный отпуск в Казахстане Рождение ребенка для любой семьи – знаменательное событие, планируя которое супруги опираются на собственные силы и поддержку государства. Важными мерами социальной поддержки, гарантируемых гражданам республики […]
  • Мировой суд 66 участок тихвин 1. Тихвинский Городской Суд на мкрн. 2-й, 17 Адрес: 187550, Ленинградская обл., Тихвинский р-н, Тихвин г., 2-й мкр., 17 Телефон: +7 (81367) 7-38-46; +7 (81367) 7-37-39 Режим работы: пн-чт 09:00-18:00; пт 09:00-16:45 2. Управление по Обеспечению […]
  • Как быстро выплачивают налоговый вычет при покупке квартиры Как лучше получить налоговый вычет при покупке квартиры: через налоговый орган или через работодателя? Проиллюстрируем особенности выбора пути получения имущественного вычета на примере. Пример: Иванов Василий в мае 2018 года купил квартиру за 2 […]
  • Есть ли доплата до трех лет Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году Вы уже состоявшаяся мама, недавно родившая долгожданного малыша. До родов вам пришлось оформить массу документации для получения детских выплат. Неужели на этом все закончится или предстоит еще […]
  • Страховка грудная Активный туризм на Юге России Страховка в походах осуществляется с помощью альпенштока, ледоруба и веревок (основной и вспомогательной). Веревка употребляется почти во всех случаях переправ, на скальных участках пути, на скользких склонах и т. […]